Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Творческие проекты < Фестивали < Фестиваль «С.С. Прокофьев. К 120-летию со дня рождения», 2011



С.С. ПрокофьевВ марте–мае 2011 г. ГМК им. Гнесиных проводит Фестиваль «С.С.Прокофьев. К 120-летию со дня рождения»

В рамках Фестиваля планируется проведение концертов студентов фортепианного отдела ГМК имени Гнесиных, классных концертов преподавателей, мастер-классов и концерта юных пианистов — учащихся Детских музыкальных школ и школ искусств города Москвы и Московской области.

Мы будем рады видеть всех желающих на концертных мероприятиях Фестиваля, а юных пианистов приглашаем стать активными участниками и выступить в программе Фестиваля.

Концерт учащихся ДМШ и ДШИ будет проходить в Камерном зале колледжа 25 марта 2011 года.
Программа выступления:
1 или 2 произведения отечественных композиторов 19–20 веков.

Всем участникам Фестиваля, а также преподавателям будут вручены грамоты. Наиболее яркие выступления будут отмечены дипломами и подарками.


Заявки на участие в Фестивале с указанием Ф.И. и даты рождения участника, Ф.И.О. преподавателя, программы выступления, хронометража, контактных телефонов (домашнего и мобильного) подаются на бланке образовательного учреждения по факсу (495) 691-31-02 до 1 марта 2011 года.

Контактный телефон: +7 (916) 216-43-98, Венера Алиевна Салахидинова.



Программа проведения фестиваля


25 марта Малый зал 10.00-20.00

Выступают учащиеся ДМШ и ДШИ Москвы и Московской области


31 марта Большой зал 19.00
Государственный междисциплинарный экзамен студентов вокального отдела
С. Прокофьев «Любовь к трем апельсинам»


13 апреля Большой зал 19.00
Отчетный концерт Фортепианного отдела
В программе выступления солистов, вокальных и камерных ансамблей


22 апреля Малый зал 18.00
Концерт студентов концертмейстерского класса


29 апреля Малый зал 18.00
Концерт преподавателей фортепианного отдела


17 мая Большой зал 19.00
Заключительный концерт фестиваля
Отчетный концерт Колледжа
В программе выступления солистов и ансамблей



20 мая 2011

17 мая в Большом зале завершился Фестиваль «К 120-летию со дня рождения  С.С. Прокофьева».

 

Программа концерта

 

Аудиофрагменты с концерта

 

 

«Вечный солнечный свет в музыке — имя тебе Моцарт!» — воскликнул как-то Антон Рубинштейн. Если бы ему довелось жить в ХХ веке, он в полной мере мог бы отнести эти слова к музыке С.С. Прокофьева, 120-летие которого отмечает в эти месяцы весь  музыкальный мир. Конечно, «солнечным светом» ни в коей мере не исчерпывается образный строй прокофьевской музыки,  но, безусловно, при всех драматических коллизиях времени и собственной жизни композитор сумел сохранить и передать в своем творчестве качество, практически утерянное в 20 веке — ощущение гармонии мироздания и человека.

Где истоки этой гармонии? Наверное, в самой личности композитора, в его оптимистичном мировосприятии, а может быть, в атмосфере детства, в имении Сонцовка, где он родился — само название этого места  символично!

…На столе у молодого Прокофьева лежал альбом, названный им тоже весьма показательно: «Что вы думаете о солнце?».  Знакомые композитора — знаменитые и не очень — оставляли в нем свои автографы. Среди них — Владимир Маяковский и Константин Бальмонт, художники Петров-Водкин и Наталья Гончарова,  Игорь Стравинский и Федор Шаляпин, написавший такие строки:

«Самая широкая тропа на солнечной стороне и к Солнцу».

 «Ребенок богов, Прокофьев» — так назвал его Бальмонт! — в творчестве сразу заявил о себе громко, смело, ново и  ярко, а порой и  весьма шокирующе.  Его ранние опусы, подобно цветаевским стихам,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

не только  не потонули в блистательной и многоликой атмосфере русского Серебряного века, но заставили говорить о себе, спорить  и приветствовать,  восхищаться и возмущаться  самых крупных музыкантов того времени.

«Огромное, своенравное дарование» — дал ему оценку композитор и профессор Петербургской консерватории А.К.  Лядов, подчеркивая творческую независимость юного студента (Прокофьев поступил в консерваторию в 15 лет).  И, в подтверждение его слов, например, симфоническая «Скифская сюита» Прокофьева  вызвала скандал, сравнимый только с премьерой «Весны священной» не менее дерзновенного его современника Игоря Стравинского.

Получивший образование  в Петербургской консерватории  как пианист,  композитор и дирижер, к 30 годам Прокофьев уже покорил весь музыкальный мир — он играет и дирижирует в лучших концертных залах Европы и Америки, его оперы и балеты идут на сценах крупнейших театров  мира.

В 30-е и 40-е годы, вернувшись на родину, он создает свои, возможно, самые знаменитые произведения — «Ромео и Джульетту». «Золушку», оперы «Война и мир», «Обручение в монастыре», 5 симфонию, симфоническую сказку «Петя и волк»…

Последние сочинения  конца 40-х – начала 50-х годов  поражают возвышенной одухотворенностью и мудрой, спокойной простотой, продолжая при этом пленять слушателя юной непосредственностью восприятия мира. Это тем более удивительно, что отечественная культура переживала в это время один из самых мрачных периодов гонений и запретов, и Прокофьеву, как и  Шостаковичу,  довелось в полной мере  испытать на себе всю чудовищную абсурдность и разрушительную  силу  несправедливой критики.

Музыкальная вселенная Прокофьева всеохватна – практически нет жанров, оставшихся вне поля его зрения. Великолепные оперы и балеты, симфонии и концерты, инструментальная музыка, оратории, кантаты, вокальная лирика, музыка к фильмам и спектаклям… В многоликой пестроте искусства 20 века Прокофьев выделяется своей неповторимостью. Основные черты его музыки – стройность, соразмерность и красота — воскрешают совершенство классических образцов.

Он создал свой собственный музыкальный язык, узнаваемый с первых звуков, язык  индивидуальный настолько, что ему  невозможно подражать, дабы не навлечь обвинения в эпигонстве и испорченном оригинале… Музыкальный язык, захватывающий мощью, бьющей через край энергией, и  поражающий хрупкой, прозрачной как родниковая вода, кристально чистой лирикой.  

Отчетный концерт Колледжа  завершил наш гнесинский фестиваль, посвященный великому композитору. Мы услышали выступления студентов разных специальностей. Этому концерту предшествовал ряд творческих проектов, подготовленных, в основном,  силами фортепианного и вокального отделов. В них  приняли участие и совсем юные исполнители — выступление одного из них мы услышали в концерте, и, естественно, наши студенты  и преподаватели.

Впрочем, музыка Прокофьева всегда устремлена вперед, в будущее,  и кому как не молодым исполнять ее! Эта мысль — и в знаменитых строках бальмонтовского сонета, посвященного Третьему фортепианному концерту композитора:

 Но, брызнув бешено, все разметал прилив.

Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете!

В тебе востосковал оркестр о звонком лете,

И в бубен Солнца бьет непобедимый Скиф.

 

                                               Преподаватель ПК «Музыкальная литература»
Е.В. Кириллова



16 апреля 2011

13 и 15 апреля в рамках фестиваля «С.С.Прокофьев. К 120-летию со дня рождения» прошли два отчетных концерта Фортепианного отдела.

В концерте в Большом зале (13 апреля) приняли участие студенты всех курсов. В их исполнении прозвучали произведения С.С. Прокофьева: «Мимолетности», пьесы из балета «Ромео и Джульетта» в авторском переложении, сонаты, «Вальс» из оперы «Война и мир», «Наваждение», вокальные номера из циклов на стихи А.Ахматовой и К.Бальмонта, соната для скрипки и фортепиано №2. Завершился концерт одним из самых жизнеутверждающих произведений композитора — Концертом для фортепиано №1.

Звуковые фрагменты концерта…

На втором концерте, прошедшем 15 апреля в Малом зале, в исполнении студентов отдела прозвучали произведения не только С. Прокофьева, но и сочинения Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Ф. Листа, П. Чайковского, С. Рахманинова, А.  Скрябина. Украшением концерта стали камерно-вокальные номера, исполненные мастерами-иллюстраторами.

А. Черных



15 апреля 2011

14 апреля в Малом зале прошел классный вечер Салахидиновой Венеры Алиевны. Концерт был посвящен 120-летию со дня рождения С.С. Прокофьева. В исполнении учащихся музыкальных классов, подготовительных курсов, студентов и выпускников преподавателя прозвучали сочинения различных стилей и жанров - от детских пьес до сонат. Каждое выступление сопровождалось познавательными комментариями ведущей концерта Салахидиновой В.А.

А. Черных



05 апреля 2011

31 марта в рамках Фестиваля «С.С. Прокофьев. К 120-летию со дня рождения» прошел итоговый междисциплинарный экзамен по вокально-сценическому мастерству. Студенты 4 курса отдела «Пение академическое» показали музыкальный спектакль «Любовь к трем апельсинам» С.С. Прокофьева.

Афиша события

Программка

  Фоторепортаж…

 

ЛЮБОВЬ К ПРОКОФЬЕВУ

Исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося новатора русской музыки Сергея Сергеевича Прокофьева. Государственный музыкальный колледж имени Гнесиных проводит по этому случаю большой фестиваль и готовит самые разнообразные концертные программы, в которых задействованы практически все отделы училища. Открылся фестиваль долгожданной премьерой ранней прокофьевской оперы «Любовь к трем апельсинам» — дипломным спектаклем 4 курса отдела «Академическое пение» в рамках итогового междисциплинарного экзамена по вокально-сценическому мастерству.

Замысел этой оперы связан с театральными впечатлениями Прокофьева в дореволюционной России, когда в поисках новых форм делались попытки возродить искусство старинной итальянской комедии масок дель’арте. В 1914-1915 годах другой великий новатор, Всеволод Эмильевич Мейерхольд издавал журнал «Любовь к трем апельсинам» — название было заимствовано из театральной сказки Карло Гоцци. В первом же номере была опубликована вольная обработка этой сказки, осуществленная Мейерхольдом в содружестве с В. Соловьевым и К. Вогаком. Молодой композитор был очарован поэтичностью народной фантастики, яркими контрастами, причудливым микстом сказочности, лирики, патетики, буффонады, пародии. Многослойной была и сценическая часть, сочетающая три разных плана действия: традиционные сказочные персонажи из карточной колоды (король, принц, валет, дама), мистические силы Добра и Зла (Маг Челий, дьявол Фарфарелло, Фата Моргана, арапка Смеральдина, Кухарка Креонты) и, наконец, представители различных театральных течений (Трагики, Комики, Лирики, Пустоголовые), а также Чудаки, комментаторы развития интриги и помощники «положительных» персонажей. Однако Прокофьев уехал в эмиграцию в США, и опера на основе мейерхольдовского сценария была закончена лишь в 1919 году. Мировая премьера (на французском языке) состоялась на сцене Чикагской Городской оперы 30 декабря 1921 года, дирижировал автор. Первая постановка в СССР на русском языке состоялась в Ленинграде в Мариинском театре 18 февраля 1926 года (Большой театр отстал на один год).

«Любовь к трем апельсинам» в ГМК им.Гнесиных — прорыв во всех отношениях. Прежде всего на фоне иных застиранных, унылых спектаклей наших вузовских оперных студий с их дежурными блюдами в виде «Онегина» или «Богемы» постановка в рамках среднего специального образования столь сложной, непривычной по музыкальному и сценическому языку партитуры Прокофьева сама по себе кажется маленькой эстетической революцией. Всем известны особенности прокофьевской фразировки и интервалики. Добавьте сюда трудности декламационно-речитативного стиля, непреложность стопроцентно точного интонирования и четкой дикции, которых требует эта музыка. Все эти вокально-технические задачи были выполнены на отлично благодаря чуткому уху, колоссальному опыту и умелым рукам музыкального руководителя спектакля, концертмейстера театра «Новая опера» Ларисы Скворцовой-Геворгизовой, которую без преувеличений можно назвать «человеком-оркестром» (собственно так и было, поскольку она одна заменяла собой целый оркестр — браво!).

Следование мейерхольдовским традициям театрального эксперимента и использование элементов знаменитой биомеханики привело к большому успеху режиссера-постановщика (хочется еще добавить: и хореографа, ведь практически мы увидели оперу-балет!) — заслуженного артиста России Владимира Щеблыкина. Его спектакль в полной мере воплощает синтетический, метатеатральный авторский замысел, развивается динамично (вспоминается столь же знаменитый кинематографический «монтаж аттракционов»), смотрится на одном дыхании. Браво!
Браво и всем певцам-актерам, которые влюбились в музыку Прокофьева безоговорочно, с первого взгляда и два года подготовки спектакля прожили с ней в любви и согласии. У каждой роли свой яркий пластический рисунок, в связи с чем от студентов потребовалась нешуточная пластическая подготовка – и самое важное, что в итоге насыщенность спектакля «сцендвижением» ничуть не повлияла на качество вокального исполнения. Практически каждый исполнитель создал свой «маленький шедевр»: и Юлия Рыбина (остервенелая ведьма Фата Моргана), и Мария Загоринская (лирическая принцесса Нинетта), и Юлия Шелковская (экстравагантная интриганка принцесса Клариче), и Василий Гурылев (Принц, преображающийся из больного хлюпика в романтического влюбленного), и Виктор Шеффель (на глазах слабеющий монарх королевства Треф), и Сергей Крылов (мудрый советник Панталон), и Сергей Воробьев (скользкий, опасный министр Леандр), и Ваагн Багдасарян (в двух ролях: открывающего оперу Глашатая и доброго Мага Челия). «Маленьким новаторством» в кастинге стало «раздвоение» партии Труффальдино: этот образ решен в духе «сиамских близнецов» — единое целое из двух половинок (Евгений Иванов и Андрей Недокушев снайперски провели всю партию в унисон). Наибольший успех у публики снискала партия Кухарки-великанши, написанная Прокофьевым для баса и феерически обаятельно представленная студентом 2-го курса Александром Хананиным. Однако герои героями, но истинным королем представления был ХОР — главный строитель, двигатель и комментатор действия, причем, режиссеру без единого шва удалось осуществить постоянные перетекания сольных персонажей из хора (когда они действуют от лица и в костюмах своих героев) и обратно в хор (когда они снова оказываются в спортивной униформе Чудаков)…

Радость безмерная, что у нас подрастает поколение, которое не боится сложных задач в вокальном искусстве и, кроме оперного мейнстрима (Чайковский, Верди, Пуччини, Бизе), может блестяще петь (и играть!) Шостаковича и Прокофьева!

Андрей Хрипин,
преподаватель вокального и фортепианного
(секция «концертмейстерский класс») отделов



 



03 апреля 2011

25 марта в Малом зале состоялось открытие фестиваля «С.С. Прокофьев. К 120-летию со дня рождения».

Около 100 учащихся из 40 ДМШ и ДШИ г. Москвы и Московской области приняли участие в первом дне фестиваля. Юные музыканты исполнили произведения отечественных композиторов. Атмосфера в зале царила теплая и доброжелательная. Все участники показали неплохой уровень подготовки, играли с увлечением. Выступления участников оценивало жюри, в состав которого вошли преподаватели отдела «Фортепиано» Колледжа имени Гнесиных.

От участников мероприятия и их преподавателей в адрес фестиваля было высказано много теплых слов за предоставленную возможность публично реализовать творческие планы и замыслы. Очень надеемся, что подобный вид творческого общения будет продолжаться и станет традицией.

А. Черных



Все новости


© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования