Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Новости Гнесинки


20 мая 2011

17 мая в Большом зале завершился Фестиваль «К 120-летию со дня рождения  С.С. Прокофьева».

 

Программа концерта

 

Аудиофрагменты с концерта

 

 

«Вечный солнечный свет в музыке — имя тебе Моцарт!» — воскликнул как-то Антон Рубинштейн. Если бы ему довелось жить в ХХ веке, он в полной мере мог бы отнести эти слова к музыке С.С. Прокофьева, 120-летие которого отмечает в эти месяцы весь  музыкальный мир. Конечно, «солнечным светом» ни в коей мере не исчерпывается образный строй прокофьевской музыки,  но, безусловно, при всех драматических коллизиях времени и собственной жизни композитор сумел сохранить и передать в своем творчестве качество, практически утерянное в 20 веке — ощущение гармонии мироздания и человека.

Где истоки этой гармонии? Наверное, в самой личности композитора, в его оптимистичном мировосприятии, а может быть, в атмосфере детства, в имении Сонцовка, где он родился — само название этого места  символично!

…На столе у молодого Прокофьева лежал альбом, названный им тоже весьма показательно: «Что вы думаете о солнце?».  Знакомые композитора — знаменитые и не очень — оставляли в нем свои автографы. Среди них — Владимир Маяковский и Константин Бальмонт, художники Петров-Водкин и Наталья Гончарова,  Игорь Стравинский и Федор Шаляпин, написавший такие строки:

«Самая широкая тропа на солнечной стороне и к Солнцу».

 «Ребенок богов, Прокофьев» — так назвал его Бальмонт! — в творчестве сразу заявил о себе громко, смело, ново и  ярко, а порой и  весьма шокирующе.  Его ранние опусы, подобно цветаевским стихам,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

не только  не потонули в блистательной и многоликой атмосфере русского Серебряного века, но заставили говорить о себе, спорить  и приветствовать,  восхищаться и возмущаться  самых крупных музыкантов того времени.

«Огромное, своенравное дарование» — дал ему оценку композитор и профессор Петербургской консерватории А.К.  Лядов, подчеркивая творческую независимость юного студента (Прокофьев поступил в консерваторию в 15 лет).  И, в подтверждение его слов, например, симфоническая «Скифская сюита» Прокофьева  вызвала скандал, сравнимый только с премьерой «Весны священной» не менее дерзновенного его современника Игоря Стравинского.

Получивший образование  в Петербургской консерватории  как пианист,  композитор и дирижер, к 30 годам Прокофьев уже покорил весь музыкальный мир — он играет и дирижирует в лучших концертных залах Европы и Америки, его оперы и балеты идут на сценах крупнейших театров  мира.

В 30-е и 40-е годы, вернувшись на родину, он создает свои, возможно, самые знаменитые произведения — «Ромео и Джульетту». «Золушку», оперы «Война и мир», «Обручение в монастыре», 5 симфонию, симфоническую сказку «Петя и волк»…

Последние сочинения  конца 40-х – начала 50-х годов  поражают возвышенной одухотворенностью и мудрой, спокойной простотой, продолжая при этом пленять слушателя юной непосредственностью восприятия мира. Это тем более удивительно, что отечественная культура переживала в это время один из самых мрачных периодов гонений и запретов, и Прокофьеву, как и  Шостаковичу,  довелось в полной мере  испытать на себе всю чудовищную абсурдность и разрушительную  силу  несправедливой критики.

Музыкальная вселенная Прокофьева всеохватна – практически нет жанров, оставшихся вне поля его зрения. Великолепные оперы и балеты, симфонии и концерты, инструментальная музыка, оратории, кантаты, вокальная лирика, музыка к фильмам и спектаклям… В многоликой пестроте искусства 20 века Прокофьев выделяется своей неповторимостью. Основные черты его музыки – стройность, соразмерность и красота — воскрешают совершенство классических образцов.

Он создал свой собственный музыкальный язык, узнаваемый с первых звуков, язык  индивидуальный настолько, что ему  невозможно подражать, дабы не навлечь обвинения в эпигонстве и испорченном оригинале… Музыкальный язык, захватывающий мощью, бьющей через край энергией, и  поражающий хрупкой, прозрачной как родниковая вода, кристально чистой лирикой.  

Отчетный концерт Колледжа  завершил наш гнесинский фестиваль, посвященный великому композитору. Мы услышали выступления студентов разных специальностей. Этому концерту предшествовал ряд творческих проектов, подготовленных, в основном,  силами фортепианного и вокального отделов. В них  приняли участие и совсем юные исполнители — выступление одного из них мы услышали в концерте, и, естественно, наши студенты  и преподаватели.

Впрочем, музыка Прокофьева всегда устремлена вперед, в будущее,  и кому как не молодым исполнять ее! Эта мысль — и в знаменитых строках бальмонтовского сонета, посвященного Третьему фортепианному концерту композитора:

 Но, брызнув бешено, все разметал прилив.

Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете!

В тебе востосковал оркестр о звонком лете,

И в бубен Солнца бьет непобедимый Скиф.

 

                                               Преподаватель ПК «Музыкальная литература»
Е.В. Кириллова



Все новости
Архив новостей


© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования