Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish




Главная < Новости Гнесинки


05 апреля 2011

31 марта в рамках Фестиваля «С.С. Прокофьев. К 120-летию со дня рождения» прошел итоговый междисциплинарный экзамен по вокально-сценическому мастерству. Студенты 4 курса отдела «Пение академическое» показали музыкальный спектакль «Любовь к трем апельсинам» С.С. Прокофьева.

Афиша события

Программка

  Фоторепортаж…

 

ЛЮБОВЬ К ПРОКОФЬЕВУ

Исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося новатора русской музыки Сергея Сергеевича Прокофьева. Государственный музыкальный колледж имени Гнесиных проводит по этому случаю большой фестиваль и готовит самые разнообразные концертные программы, в которых задействованы практически все отделы училища. Открылся фестиваль долгожданной премьерой ранней прокофьевской оперы «Любовь к трем апельсинам» — дипломным спектаклем 4 курса отдела «Академическое пение» в рамках итогового междисциплинарного экзамена по вокально-сценическому мастерству.

Замысел этой оперы связан с театральными впечатлениями Прокофьева в дореволюционной России, когда в поисках новых форм делались попытки возродить искусство старинной итальянской комедии масок дель’арте. В 1914-1915 годах другой великий новатор, Всеволод Эмильевич Мейерхольд издавал журнал «Любовь к трем апельсинам» — название было заимствовано из театральной сказки Карло Гоцци. В первом же номере была опубликована вольная обработка этой сказки, осуществленная Мейерхольдом в содружестве с В. Соловьевым и К. Вогаком. Молодой композитор был очарован поэтичностью народной фантастики, яркими контрастами, причудливым микстом сказочности, лирики, патетики, буффонады, пародии. Многослойной была и сценическая часть, сочетающая три разных плана действия: традиционные сказочные персонажи из карточной колоды (король, принц, валет, дама), мистические силы Добра и Зла (Маг Челий, дьявол Фарфарелло, Фата Моргана, арапка Смеральдина, Кухарка Креонты) и, наконец, представители различных театральных течений (Трагики, Комики, Лирики, Пустоголовые), а также Чудаки, комментаторы развития интриги и помощники «положительных» персонажей. Однако Прокофьев уехал в эмиграцию в США, и опера на основе мейерхольдовского сценария была закончена лишь в 1919 году. Мировая премьера (на французском языке) состоялась на сцене Чикагской Городской оперы 30 декабря 1921 года, дирижировал автор. Первая постановка в СССР на русском языке состоялась в Ленинграде в Мариинском театре 18 февраля 1926 года (Большой театр отстал на один год).

«Любовь к трем апельсинам» в ГМК им.Гнесиных — прорыв во всех отношениях. Прежде всего на фоне иных застиранных, унылых спектаклей наших вузовских оперных студий с их дежурными блюдами в виде «Онегина» или «Богемы» постановка в рамках среднего специального образования столь сложной, непривычной по музыкальному и сценическому языку партитуры Прокофьева сама по себе кажется маленькой эстетической революцией. Всем известны особенности прокофьевской фразировки и интервалики. Добавьте сюда трудности декламационно-речитативного стиля, непреложность стопроцентно точного интонирования и четкой дикции, которых требует эта музыка. Все эти вокально-технические задачи были выполнены на отлично благодаря чуткому уху, колоссальному опыту и умелым рукам музыкального руководителя спектакля, концертмейстера театра «Новая опера» Ларисы Скворцовой-Геворгизовой, которую без преувеличений можно назвать «человеком-оркестром» (собственно так и было, поскольку она одна заменяла собой целый оркестр — браво!).

Следование мейерхольдовским традициям театрального эксперимента и использование элементов знаменитой биомеханики привело к большому успеху режиссера-постановщика (хочется еще добавить: и хореографа, ведь практически мы увидели оперу-балет!) — заслуженного артиста России Владимира Щеблыкина. Его спектакль в полной мере воплощает синтетический, метатеатральный авторский замысел, развивается динамично (вспоминается столь же знаменитый кинематографический «монтаж аттракционов»), смотрится на одном дыхании. Браво!
Браво и всем певцам-актерам, которые влюбились в музыку Прокофьева безоговорочно, с первого взгляда и два года подготовки спектакля прожили с ней в любви и согласии. У каждой роли свой яркий пластический рисунок, в связи с чем от студентов потребовалась нешуточная пластическая подготовка – и самое важное, что в итоге насыщенность спектакля «сцендвижением» ничуть не повлияла на качество вокального исполнения. Практически каждый исполнитель создал свой «маленький шедевр»: и Юлия Рыбина (остервенелая ведьма Фата Моргана), и Мария Загоринская (лирическая принцесса Нинетта), и Юлия Шелковская (экстравагантная интриганка принцесса Клариче), и Василий Гурылев (Принц, преображающийся из больного хлюпика в романтического влюбленного), и Виктор Шеффель (на глазах слабеющий монарх королевства Треф), и Сергей Крылов (мудрый советник Панталон), и Сергей Воробьев (скользкий, опасный министр Леандр), и Ваагн Багдасарян (в двух ролях: открывающего оперу Глашатая и доброго Мага Челия). «Маленьким новаторством» в кастинге стало «раздвоение» партии Труффальдино: этот образ решен в духе «сиамских близнецов» — единое целое из двух половинок (Евгений Иванов и Андрей Недокушев снайперски провели всю партию в унисон). Наибольший успех у публики снискала партия Кухарки-великанши, написанная Прокофьевым для баса и феерически обаятельно представленная студентом 2-го курса Александром Хананиным. Однако герои героями, но истинным королем представления был ХОР — главный строитель, двигатель и комментатор действия, причем, режиссеру без единого шва удалось осуществить постоянные перетекания сольных персонажей из хора (когда они действуют от лица и в костюмах своих героев) и обратно в хор (когда они снова оказываются в спортивной униформе Чудаков)…

Радость безмерная, что у нас подрастает поколение, которое не боится сложных задач в вокальном искусстве и, кроме оперного мейнстрима (Чайковский, Верди, Пуччини, Бизе), может блестяще петь (и играть!) Шостаковича и Прокофьева!

Андрей Хрипин,
преподаватель вокального и фортепианного
(секция «концертмейстерский класс») отделов



 



Все новости
Архив новостей


© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования