Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Новости Гнесинки


01 декабря 2011

16 ноября на концерте класса Людмилы Геннадьевны Вернигоры, посвященном семидесятилетнему юбилею этого замечательного педагога,  чувствовал себя словно в Большом зале Консерватории, хотя был в Малом зале Гнесинского колледжа. Профессионализм,  чуткий подход  к музыке, показанные исполнителями,  и оцененные многочисленной публикой,  на полных основаниях достойны большего зала.

Атмосфера царила весьма академичная, даже немного царственная. И большей частью из-за звучания музыки. Этот концерт, на мой взгляд, показал и доказал две важные вещи.

Во-первых, серьезная (в самом главном значении этого слова) и так часто называемая «трудной для восприятия» музыка на самом деле находит отклик у широкой аудитории, и в ней многие открывают что-то ценное для себя.

Во-вторых, в руках хорошего исполнителя любой инструмент, даже тот, что далеко не «первая скрипка», может зазвучать настолько прекрасно, что все предрассудки и натяжки утопают в этом море звуков. В нашем случае дело касается альта, который хотя официально и переведен в условную группу основных инструментов, но «в народе» многочисленные едкие шутки в первую очередь касаются именно альтистов. Такие концерты меняют ситуацию не на бумаге, а на деле, даря слушателям потрясающее удовольствие от услышанного.

Вот яркий пример, Четыре сказочные картины Роберта Шумана, его позднее сочинение, помеченное опусом 113. Распространено мнение, что весь лучший Шуман заключается в Симфонических этюдах, Карнавале, Крейслериане, Любви поэта, кто-то может присоединить к этому списку Фантазию, симфонии. Ну а поздние его сочинения , это либо повторения уже сказанного, либо неоправданные жесткости в звучании, либо формальные, скучные произведения, порой даже «отмеченные печатью усиливающегося сумасшествия».

Мало того, что я в корне не согласен с такой точкой зрения, а, услышав впервые эти пьесы на концерте в исполнении Ярослава Бычкова, я был поражен той глубокой проникновенностью, которой наполнена каждая из четырех пьес. Здесь есть и необыкновенно пластичные, причудливые шумановские мелодии, и его смелые гармонические находки, острые ритмы, фантастические  фактурные приемы, — все то, что слушателю так дорого в ранних и лучших работах композитора. И  подано это было в антураже своеобразного альтового звучания, с легкой гнусавостью в голосе,  чуть металлическим оттенком скрипа, что в своем единстве дает незабываемый эффект.

Или, скажем, Соната-фантазия Пауля Хиндемита для альта и фортепиано, такое редкое сочинение, где композитор предстает перед нами как лирик, словно показывая свою истинную сущность, романтическую, взволнованную, трепещущую. Парадоксально, что это произведение, создано в 1919 году, в период торжества «антиромантических» веяний, буквально через три года тот же Хиндемит напишет свою сюиту «1922», насыщенную урбанистическими образами. Такие примеры иной раз доказывают, что композитор всегда стоит выше рамок стиля, который ему приписывают.

В заключении, хочу пожелать творческого подъема и активного долголетия нашему выдающемуся педагогу — Вернигоре Людмиле Геннадьевне, которая воспитывает таких профессиональных музыкантов, что с концертов, подобных 16 ноября, не хочется уходить, а хочется еще слушать, аплодировать, восторгаться и радоваться. Радоваться тому, что есть такие концерты, заставляющие по-новому посмотреть на музыку и заставляющие подумать о том, что услышал. Спасибо за это!
 

Николай ХОМЕНКО, выпускник колледжа



Все новости
Архив новостей


© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования