Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Новости Гнесинки


15 ноября 2011

7 ноября в Малом зале прошел концерт «Дуэт БиС и его ученики».

 

Статья выпускника колледжа Н. Хоменко о концерте.

В связи с Юбилейным вечером «Дуэт БиС и его ученики», прошедшим 7 ноября 2011 года в Малом зале ГМК имени Гнесиных, мы встретились с Надеждой Михайловной Бурдыкиной, чтобы побеседовать об истории творческого коллектива и его особенностях.

Разговор стал словно продолжением концерта — такой же открытый, по-домашнему доверительный. И, конечно, он не ограничился только сухими фактами. Такого подробного повествования трудно было  ожидать. Поэтому теперь так нелегко собрать все в одну небольшую статью — ведь оно поистине заслуживает стать мемуарами.

Если попытаться вкратце осветить историю возникновения дуэта, то мы неизбежно переносимся в 1980-е годы, когда на мировых просторах было две сверхдержавы, а на народном отделении Музыкально-педагогического института имени Гнесиных (ныне — Российская академия музыки имени Гнесиных) учились двое молодых людей. Одна — домристка — пятикурсница, студентка гнесинского дома еще с техникума. Другой — только что поступивший балалаечник, приехавший из Краснодарского края. Оба они становятся лауреатами: одна всероссийского, другой – международного конкурсов (если Вы захотите уточнить, какой и чьего имени конкурс, то ответ будет прост — в те незабвенные времена на просторах нашей Родины он был один).

Победа на таком соревновании давала возможность музыкантам продолжать свою концертную деятельность, но накладывала и определенную ответственность, заставляя молодых людей  задумываться о своем будущем. Надежда Михайловна: «Мы понимали, что нам нужно не просто положить полученный диплом, а продолжать совершенствоваться в профессиональном направлении».

Но тогда, так же, как и сейчас, солистам было отнюдь не просто — из-за бешеной конкуренции прорваться в первые ряды стоило невероятных усилий. «А играть хотелось!» Но почему бы не попробовать объединиться? Тем более, что сама, теперь уже семейная, обстановка этому способствует.

Так возникает новый дуэт на музыкальном просторе нашего отечества; начинаются совместные концерты с оркестрами, заинтересованными в подобных формах выступлений и с радостью приглашающими солистов, которые к тому же еще играют и в ансамбле. Именно тогда дирижер Национального академического оркестра народных инструментов имени Осипова Калинин Н.Н говорит молодым артистам возможно ключевую для них фразу: «Солистов много, а дуэтов таких, как вы — нет».

Но публичное признание приходит не сразу, заставив себя подождать до 1993 года, когда на праздновании 45-летия со дня образования Народного отдела в стенах Института имени Гнесиных выступает молодой дуэт, которому рукоплещет весь зал. «Ну, все, деточка, из роли дурака ты вышел!».

Пожалуй, пора подумать и о названии. Почему БиС? Отнюдь не ради вызовов на поклон и повторения коронных номеров. Все просто — Бурдыкина и Сенин, Б и С. Так все начиналось, так и продолжается.

Сегодня БиС — это дуэт не только национального, но мирового масштаба. Он выступал со многими оркестрами: «Онега», белгородский и волгоградский оркестры народных инструментов, оркестр имени Осипова. За их плечами гастроли в США, Германии, Швейцарии и других государствах.

Отдельный момент — репертуар дуэта. Надежда Михайловна и Игорь Илларионович являются авторами очень многих переложений для ансамбля домры и балалайки, которые многократно издавались и пользуются большой популярностью. На экзаменах в Академии по предмету «ансамбль» очень часто можно услышать исполнения пьес из сборника  «Играет дуэт БиС».  Есть у ансамбля и издание детских переложений для музыкальных школ, которое пользуется должным спросом среди педагогов. Вот что об этом говорит Надежда Михайловна: «Не все произведения, не все стили и жанры прозвучат на наших инструментах. Поэтому мы отталкиваемся от самого простого — что бы мы сами переложили для своего родного инструмента (Сенин для балалайки, я для домры). Как правило, хорошо звучат клавесинисты, потому что принцип звукоизвлечения очень похож. Скрипичные сочинения тоже хорошо перекладываются».

Интересна история появления на свет переложения «Венецианского карнавала» Н. Паганини, который посоветовал дуэту их общий друг Марк Александрович Купфер — инженер, разработчик вертолетных лопостей и страстный любитель балалайки. Он сам изготавливал свои любимые инструменты в домашних условиях, и на концерте 7 ноября в руках Игоря Сенина звучала как раз балалайка работы М.А. Купфера.

В творческой работе у дуэта отлично распределены роли. Игорь Илларионович расписывает материал по партиям — отвечает за рациональную часть. Надежда Михайловна выдумывает общую композицию, где какой эффект употребить — за художественную часть. И нужно отметить особо, что очень важную роль участники ансамбля уделяют своему сценическому положению, тому, как артист себя ведет на сцене. Он должен не просто исполнять произведение, но по-настоящему, по-актерски «сыграть» его.

В завершении хочется привести последние фразы Надежды Михайловны из интервью: «Не все могут быть солистами. Но „все человеки”, как говорил Райкин, и всем хватит места под Солнцем, надо только пошевелить извилинами. Каждую личность можно просветить, и это задача — педагога»

Николай Хоменко, выпускник Колледжа, студент 1 курса РАМ им. Гнесиных

 

Вернуться в новость о концерте…



Все новости
Архив новостей


© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования