Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Новости Гнесинки


11 апреля 2011

30 марта в Концертном зале прошел Отчетный концерт отдела «Руководитель народного хора».

Программа концерта…

  Фоторепортаж…

 

 

Рецензии студентов отдела «Теория музыки» на концерт:

 

«Весна идёт – Весне дорогу!»

Любому гнесинцу известно, что одно из самых ярких весенних мероприятий в ГМК– отчётный концерт РНХ. Это своеобразная точка отсчёта: «Весна идёт – весне дорогу». Дорогу весеннему настроению! Дорогу солнечному свету и теплому воздуху! Дорогу прекрасной музыке!

Каждый год зрители не перестают удивляться, восхищаться оригинальностью, находчивостью и в то же время профессиональным потенциалом наших поющих фольклористов. Переполненный Большой зал и на этот раз затаил дыхание «в ожидании чуда». Тем не менее, пришлось немного потомиться, прежде чем получить долгожданный «фирменный десерт». Наконец, пришло время второго отделения концерта, и в зале наступила сосредоточенная тишина, напоминающая молчаливые рахманиновские кульминации в момент наивысшего напряжения.

Внезапно в противоположных концах сцены распахнулись двери. Ничего не подозревающие до сих пор слушатели стали свидетелями временнόго разлома, смешения в одном миге двух антагонистических миров: по одну сторону – выхваченный из контекста эпизод истории музыки ХХ века, по другую – русская архаика. Основа парадокса — народные слова и несколько квадратных метров деревянного пола.

Безусловно, разукрашивать событие эфемерными красками мистики привлекательно, но каким же образом оказалось возможным воплотить идею в реальность?

«Виновник торжества» — неуёмный энтузиазм хора РНХ и камерного хора «Орфей», а также их руководителей Ю. Л. Колесника и П.А. Савинкова и всех остальных, кто принимал в этом участие. В основу проекта легла кантата «Курские песни» Георгия Васильевича Свиридова. Текст народных песен, использованный композитором, уроженцем Курска, в сочинении не просто претерпел некоторые изменения, а получил новое рождение, дыхание, по-другому звучит и воспринимается. Отсюда даже визуальная противоположность: слева на сцене – буйство красок, сарафаны и ленты, платки и длинные косы, справа — строгие чёрные костюмы и платья, чёткий строй на станках. «Русская народная какофония» и «академический лад».

Что касается звучания, то здесь можно было бы сделать лишь одно незначительное замечание – по сравнению с могучими хоровыми коллективами голос солистки в безукоризненном изумрудном платье был чересчур слаб и в некоторой степени окрасил исполнение песен Свиридова в более бледные тона. В остальном же выступление можно только похвалить и позавидовать профессионализму юных исполнителей, которым нужно давать дорогу, как и жизнерадостной молодой Весне!

Полина Полянская, студентка 4 курса специальности «Теория музыки»

 

30 марта в Большой зале ГМК им. Гнесиных состоялся отчетный концерт отдела по подготовке руководителей народного хора. Этот отдел, возглавляемый Юрием Леонтьевичем Колесником, постоянно удивляет слушателей, приходящих на его концерты, дипломы и академические вечера. Прошедший концерт был не исключением. Он стал ярким и запоминающимся событием в концертной жизни колледжа.

Любое выступление Народного хора в Гнесинке – это всегда праздник. Народная музыка различных регионов России не так часто звучит на сценах Москвы. Это одна из причин, по которой и в этот раз в Большом зале не хватало мест, и слушателям приходилось стоять в проходах. В последнее время всё возрастает интерес к этнической культуре. Это не может не радовать, ибо поколение XXI-го века привыкло ориентироваться на культуру западную. То, что молодые девушки и юноши выходят на сцену в народных костюмах и исполняют народные песни, не посвященному слушателю может показаться даже забавным. Мы, мол, тоже так сумеем. У большинства складывается неправильное представление о «народном пении» как о чём-то простом, «деревенском». Студенты отдела РНХ доказывают, что исполнение фольклора – это искусство, которому необходимо долго обучаться, которое требует мастерства и усердной работы. Ребята не только поют, но еще и танцуют, играют на народных инструментах, а также изучают диалекты различных уголков России и являются их хранителями.

Отдельное внимание хочется обратить на постановку танцев. Действо получилось интересным и захватывающим. Создалось ощущение живой сценки из человеческой жизни. Хор не только стоял на сцене, но и ходил по залу, появлялся из-за сцены, делился на отдельные группы. Все песни органично перетекали одна в другую, а чередование лирических протяжных с хороводными и плясовыми не давало слушателю устать и постоянно приковывало внимание к сцене. Что же будет дальше, думали мы, пытаясь угадать замысел постановщика, в роли которого выступил весь отдел, создавшего увлекательное и яркое представление. И это все при том, что многое ребята делали сами, так как их педагог по танцам был болен.

Изюминку внес проект «Курские песни». Появление на сцене академического хора создало контраст, возбудило интерес к развитию событий. Противопоставление народности «глинкинской», чьего пути придерживался Свиридов, и истинной бытовой народности создало ощущение соревнования между классическим академизмом и фольклором. Сложно сказать, кто вышел победителем из этого состязания. Скорее имело место сопоставление двух контрастных миров. Песни Георгия Свиридова имеют несомненную художественную ценность, несущую в себе характер и творческие особенности его композиторской техники. Но не стоит забывать, что и народная музыка имеет свое неповторимое, яркое и запоминающееся лицо. На мой взгляд, одной из целей данного проекта было не просто стремление сопоставить две разные версии одних и тех же песен, но и показать два самобытных и, безусловно, равноправных с художественной точки зрения музыкальных пласта русской культуры.

Подводя итог, можно смело сказать, что представление получилось ярким и интересным, оно, несомненно, затронуло всех присутствовавших на концерте и отозвалось теплом в их сердцах. Я уверена, что отдел Народного хора Гнесинского музыкального колледжа и дальше будет радовать нас своими оригинальными идеями, музыкальными и художественными открытиями, а так же горячо любимой нами родной русской песней.

Студентка IV курса ГМК им. Гнесиных
отдела «Теория музыки» Лякина А. А.

 

Наверняка очень многие знают, что такое отчетные концерты отдела РНХ – это море эмоций, море песен! Это всегда праздник, это полный зал, это светящиеся радостью глаза, это улыбки, это бурные овации!

Никогда еще не было такого, чтобы программа была хоть немного затянута и скучна: наоборот, время идет незаметно и хочется слушать еще и еще.

Сегодня был очень интересный проект исполнения совместно с Камерным хором «Орфей» «Курских песен» Г. Свиридова. Это бесценный дар – узнать, каковы те самые курские песни в оригинале, как мудро и чутко отнесся к ним композитор.

В кантате семь частей – семь песен. Первая – «Зеленый дубок» (девичья лирическая), далее – «Ты воспой, воспой, жавороночек» («тягальная» - мужская протяжная), «В городе звоны звонют» (свадебная), «Ой, горе, горе лебедоньку моему» (лирическая), «Купил Ванька себе косу» (покосная лирическая), «Соловей мой смутный» (бурлацкая лирическая), «За речкою, за быстрою» (хороводная, так называемая таночная).

«За отдельными зарисовками можно увидеть нечто глубокое, серьезное, - пишет исследователь творчества Свиридова А. Сохор. – Перед нами проходит история крестьянской девушки. Она любит, гуляет с милым, выходит замуж, становится матерью, страдает от измены мужа, горюет в «золотой клетке». Проходит через кантату и другая линия – бодрых весенних настроений… Возникают раздумья о судьбе русской женщины, о ее прекрасной душе, о ее возвышенном этическом облике. Картины быта и природы сливаются с этим глубоко человечным образом».

Режиссура номера очень интересна – на сцене стоят два хора: камерный и народный. Такие разные, как две ветви хорового искусства – академического и народного - они, как мне показалось, несколько противоборствуют даже визуально. Камерный хор весь в черном, с папками, олицетворяет собой академичность, строгость. Народный хор – стоит толпой, пестрый, олицетворяет стихийную мощь, первозданную силу, дух русской старины, дух подлинной Руси, которая была и которую уже не вернуть…

Борьбы как таковой, конечно же, не было. Но некоторые из участников «противоборствующих» сторон с недоумением глядели на «оппонентов», видимо, не понимая, как можно ТАК петь!

В музыке Свиридова – как мне кажется, больше пробуждающейся весенней силы, несмотря на обилие щемящих лирических номеров, больше позитивного мироощущения, чем в подлинных песнях. «Курские песни» - это то, каким композитор хотел видеть будущее России. В подлинных же песнях больше опустошенности, тоски и обреченности. Русский фольклор – это неиссякаемый источник вдохновения для русских композиторов всех эпох, и «Курские песни» наглядное тому подтверждение. Такие произведения будят интерес к фольклору и его изучению, они заставляют задуматься о судьбе России и русской песни.

Ангелина Ефимова, IV курс специальности «Теория музыки»
30. 03. 2011

 

С чего можно было бы начать отзыв на концерт? Наверняка, с упоминания о месте и дате его проведения, о том, что, в общем, он собой представлял, чему посвящен и другим подобным деталям. Тогда это будет выглядеть так: «30 марта 2011 года в Большом зале Государственного Музыкального Колледжа имени Гнесиных прошел очередной отчетный концерт отдела по подготовке руководителей народных хоров. Зрители вновь стали свидетелями...»

«Но, постойте! - скажите вы, - разве можно начинать рецензию на такой неординарный концерт, какой обычно бывает у РНХ, такими абсолютно ординарными словами?» Как это ни прискорбно, но в этот раз мне придется ответить положительно на этот вопрос.

Что обычно привлекало наше внимание в концерте РНХ? Это тот невероятный динамизм и позитивная энергетика, которые буквально захлестывают их выступление. При этом, всегда композиция этих номеров строилась на принципе контраста: сольные номера перемежаются с хоровыми, лирические протяжные и философские духовные стихи с разудалыми плясовыми и игривыми хороводными, наш отечественный фольклор и народное творчество других стран.

Но в этот раз словно тучи сгустились над Большим залом Колледжа. Зажигательной динамики и неординарного подхода и не видать, все слилось в одну долгую картину-вереницу однообразных номеров. И дело не только в длительности концерта - 2 часа – время обычное для их выступления – но в разнообразии, коего, к сожалению, наблюдать не приходилось.

Очень хорошая традиция, имевшая место на предыдущих концертах, на мой взгляд, в сочетании песен русского фольклора и фольклора зарубежного. Когда насытившийся уже вдоволь закуской из различных ансамблевых номеров и главным блюдом с большой хоровой сценой слушатель получал на десерт пикантную и завораживающую постановку песен народов Кавказа, или знойную сцену из Африки, или даже освежающую и покалывающую холодком Норвегию и другие скандинавские страны.

Последний концерт предстал слушателю иначе. Все два его отделения были представлены музыкой родного народа. Конечно, можно возразить: «Что же в этом плохого? В современную нам эпоху, когда новое поколение почти оторвано от корней, от связей со своими истоками, когда теряется лицо нашей нации, разве не благородное дело устраивать такие концерты, целиком посвященные освещению нашего отечественного фольклор?» Так-то оно так, но этот пласт нашей музыкальной культуры, как бы мы не желали обратного, очень далек от нас и в таком объеме доступен лишь истинным ценителям, знатокам и профессионалам. Рядовому слушателю очень трудно отличить свадебную села Плехово от свадебной села Репенка. А вот средневековую испанскую песню от нашей родимой хороводной – еще как! На фоне контрастного заморского наше родное еще ярче заиграет и засверкает новыми красками. А так - само в себе и потонуло.

Конечно, дело не только в однообразии материала с национальной точки зрения, но и в однообразии жанровом. Почти полное отсутствие сольных номеров привело к образованию своеобразной каши к голове слушателя, когда он уже не может понять, что это звучит сейчас.

С другой стороны, исполнение песен коллективом РНХ всегда технически отточенное и практически безупречное, с профессионально сделанной хореографией и сценографией. При этом нужно отметить, что почти все номера студенты готовят самостоятельно – это их курсовые работы, и, несомненно, что важную роль в достижении такой высокой организации сыграл руководитель отдела – Юрий Леонтьевич Колесник.

Итак, что же мы услышали в первом отделении? Конечно, ярче всего выделилась постановка студентов третьего курса под названием «Жизнь одного дня…». Но опять-таки – композиция была выстроена не совсем удачно – обилие похожих номеров и явная диспропорция между блоками песен. И очень жаль, что мало задействовано было сценических эффектов, хотя самое начало – наигрыш жалейки при полной темноте и постепенное медленное освещение зала произвели довольно сильное впечатление – своеобразное зарождение жизни из небытия. То же можно сказать и о конце – последний духовный стих в исполнении дуэта студенток 3 курса, постепенное угасание света – возвращение к небытию.

Второе отделение, как и следовало ожидать, было более разнообразным, но общего впечатления от концерта это спасти не могло. Как-то искусственно вставленными показались песни Запада России, разместившиеся перед гвоздем программы – проектом исполнения «Курских песен» Георгия Свиридова совместно с камерным хором «Орфей».

Наконец, долгожданное явилось. Но замечательная идея исполнения песен поочередно в исполнении то ансамбля РНХ, то хора «Орфей» тоже оказалась реализованной неубедительно. Во-первых, порядок исполнения, запутанный будто специально для того, чтобы слушателю было труднее сравнить оригинал и обработку. Во-вторых, сценическое оформление неудачно – неподвижно стоящие дирижеры, это мы привыкли, но вот замершие «рнхшники», это что-то странное.

Для подобной идеи необходима динамика и постоянное течение мысли, чего не было. Не было еще и благодаря регулярным аплодисментам после «выходов» РНХ.

С другой стороны, довольно остроумно выглядело их противодействие, поединок дионисийского и аполлонического начал, закончившийся всеобщим примирением и даже объятиями со стороны «главнокомандующих».

Общий вердикт таков: концерт хорош, но были и получше. Очень хотелось, чтобы отдел продолжал оставаться в такой прекрасной форме и радовать нас своими профессиональными работами. Ведь ребят по праву можно назвать гордостью училища. И пусть столь редко встречаемая нами в стенах колледжа идея взаимодействия между отделами воплотится в еще более грандиозные замыслы.

Николай Хоменко,
студент 4 курса специальности «Теория музыки»



Все новости
Архив новостей


© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования