|
Раздел VIII. Септаккорд VII ступени и его обращения
|
| № п/п |
№ в разделе |
тональность |
прослушать |
нотный текст |
комментарии |
| 157 |
1 |
|
|
 |
Некоторые из приведенных ниже гармонических последовательностей (по выбору) повторить на фортепиано, сохраняя расположение аккордов. |
| 158 |
2 |
Соль мажор |
|
 |
|
| 159 |
3 |
соль минор |
|
 |
|
| 160 |
4 |
Фа мажор |
|
 |
Спеть по вертикали или сыграть на фортепиано обороты с проходящими гармониями. |
| 161 |
5 |
ре минор |
|
 |
Записать мелодию, и, глядя в запись, повторить пример на фортепиано. |
| 162 |
6 |
ми минор |
|
 |
Найти сходные мелодические обороты и проанализировать варианты их гармонизации. |
| 163 |
7 |
ми минор |
|
 |
Определить, какой принцип гармонизации мелодических оборотов положен в основу второго предложения. Сыграть второе предложение на фортепиано, сохраняя расположение аккордов. |
| 164 |
8 |
соль минор |
|
 |
Спеть или повторить на фортепиано начальные двутакты первого и второго предложений. |
| 165 |
9 |
Ля мажор |
|
 |
Во время исполнения примера на фортепиано определить количество голосов в аккордах. |
| 166 |
10 |
Си-бемоль мажор |
|
 |
Отметить тип оборота, лежащего в основе гармонического развития в данном примере. |
| 167 |
11 |
си минор |
|
 |
|
| 168 |
12 |
До мажор |
|
 |
Определить масштабно-тематическую структуру каждого предложения периода. Сравнить гармоническое содержание начальных двутактов первого и второго предложений. |
| 169 |
13 |
Ре мажор |
|
 |
Спеть по вертикали малые вводные септаккорды, сохраняя их расположение. |
| 170 |
14 |
фа-диез минор |
|
 |
Называя звуки, спеть тенор одновременно с исполнением примера на фортепиано. |
| 171 |
15 |
Фа мажор |
|
 |
Определить структуру периода и охарактеризовать особенности тематического развития в нём. Отметить своеобразие гармонического оборота, завершающего первое построение. Спеть тенор, называя звуки, одновременно с исполнением примера на фортепиано. |
| 172 |
16 |
до-диез минор |
|
 |
Назвать масштабно-тематическую структуру, лежащую в основе данного музыкального построения, и проанализировать гармоническое содержание в соответствии с этой структурой. Определить форму целого. Сопоставить опорные аккорды в гармонических оборотах первого и второго предложений. |
| 173 |
17 |
фа-диез минор |
|
 |
Вспомнить самый высокий звук в верхнем голосе и выделить момент, в который он появляется. |
| 174 |
18 |
ля минор |
|
 |
Отметить своеобразие масштабно-тематической структуры примера. Выделить и проанализировать прерванные обороты, а также объяснить появляющийся в примере эффект ладовой переменности. Охарактеризовать заключительную каденцию. |
| 175 |
19 |
Ля мажор |
|
 |
Проанализировать закономерности масштабно-тематической структуры периода. |
| 176 |
20 |
Ми-бемоль мажор |
|
 |
Отметить особенности фактуры примера |
| 177 |
21 |
Ми мажор |
|
 |
Подчеркнуть особенности структуры периода. Сопоставить гармонические средства в экспозиционной, развивающей и заключительной фазах формы, а также детально проанализировать гармонию в кульминационной области. |
| 178 |
22 |
Ля-бемоль мажор |
|
 |
Гармонический анализ можно выполнить одновременно с повторным исполнением примера на фортепиано. |
| 179 |
23 |
си-бемоль минор |
|
 |
Найти гармонический оборот, способствующий объединению двух развёрнутых построений в единое музыкальное целое. Сравнить гармоническое развитие, приводящее к этому обороту в том и другом случаях. |
| 180 |
24 |
Ля-бемоль мажор |
|
 |
Подчеркнуть особенности фактурного изложения данного музыкального примера, его жанровую окраску. Проанализировать пример сначала в общем плане, затем детально назвать гармонии одновременно |
| 181 |
25 |
до минор |
|
 |
Определить музыкальную форму, характерные черты тематического развития, специфику каденций. Отметить особенности ладовой структуры примера. Анализировать пример, ориентируясь на крупные построения, различные с точки зрения их функции в форме (экспозиционная стадия, развивающая стадия, завершение). |
| 182 |
26 |
Ля-бемоль мажор |
|
 |
Определить музыкальную форму, характерные гармонические особенности каждого построения в общем плане, затем (при дополнительных проигрываниях) – детально. Отметить гармонию, имеющую особое выразительное значение в этом примере, а также тип неаккордовых звуков, обогащающих звучание этой гармонии (желательно называть эти звуки в каждом отдельном случае). |