Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Отделы < Теория музыки < Преподаватели < Середа В.П.

В.П. Середа
СЕРЕДА   ВАЛЕНТИН   ПАВЛОВИЧ

В 1975–2010 — преподаватель,
Заслуженный работник культуры РФ

Родился 27 мая 1938 г. в Хабаровске. В 1955 г. окончил среднюю школу, в 1959 – дирижерско-хоровое отделение музыкального училища им. Октябрьской Революции (ныне институт им. Шнитке). В 1959 г. поступил и в 1964 окончил теоретико-композиторский факультет Московской консерватории им. П.И. Чайковского в классе проф. С.С. Григорьева по специальности музыковед-теоретик. В 1964 г. поступил и в 1967 г. окончил аспирантуру по кафедре теории музыки (проф. Григорьев С.С.).

В 1964 г. получил распределение в Государственное музыкальное училище им. Гнесиных и до настоящего работает в этом учебном заведении в качестве преподавателя теории, гармонии, сольфеджио и полифонии на теоретическом и исполнительских отделениях.

В 1967 г. принят на работу в Московскую консерваторию в качестве преподавателя на кафедре теории музыки. Работал ассистентом проф. С.С. Григорьева (курс гармонии на теоретико-композиторском факультете) и проф. Т.Ф. Мюллера (курс полифонии на теоретико-композиторском факультете), а также вел лекционный курс гармонии на факультете струнных инструментов и занятия в классе специальности для выпускников теоретического факультета. За это время класс В.П. Середы окончили Н.И. Улович (тема «Проблема тональности в концепции Э. Курта»), П.П. Переходов (тема «Взаимоотношение мелодических и гармонических ладовых функций в гармонии А.Скрябина»), Е. Морозова (тема «Светская многоголосная песня в творчестве Генрика Изаака»).

В 1970 и 1975 годах был переизбран по конкурсу на должность преподавателя кафедры теории. В 1975 г. перешел на основную работу в ГМУ им. Гнесиных. До 1978 г. продолжал работать на кафедре теории по совместительству. Проработал в ГМУ (ГМК) имени Гнесиных до 2010 года, после чего вышел на пенсию.

С 2002 по 2006 год работал по совместительству преподавателем сольфеджио в МГДМШ им. Блажевича.

Основное направление педагогической деятельности связано с развитием идеи интегральной методики музыкального воспитания. Начиная с 1972, проводил постоянную работу по оказанию методической помощи различным музыкальным учебным заведениям СССР (Туркмения, Таджикистан, Казахстан, Украина, Молдавия, Латвия, Белоруссия) и России. На основе интегральной методики проводилось методические семинары, курсы повышения квалификации, мастер-классы в Москве и Московской области, в гг. Архангельске, Южно-Сахалинске, Благовещенске, Братске, Новосибирске, Тюмени, Сургуте, Березниках, Вологде, Костроме, Саратове, Сызрани, Самаре, Краснодаре, Магнитогорске, Калининграде, Калуге, Оренбурге, Владимире.

В 1985 присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры РФ».

С 1981 года в течение семи лет вел семинар для учеников ДМШ г. Москвы и Подмосковья, посвященный развитию творческого мышления учеников. С 1990 года организовал творческую мастерскую «Лад» с теми же задачами, впоследствии преобразованную в музыкальную школу, существующую как самостоятельное подразделение Государственного музыкального колледжа им. Гнесиных. В этой школе обучаются и дети по программе ДМШ, и взрослые любители по индивидуальной программе. На базе школы создан любительский хор «Лад» – участник ряда международных фестивалей и конкурсов, в 2004 г. завоевал золотую медаль на международном конкурсе хоровых коллективов им. И. Брамса (Германия).


На занятиях в группе школы «Лад»

Публикации

Статьи:

  • «О ладовой структуре сочинений Д. Шостаковича» (в кн. «Вопросы теории музыки», вып.I - М., 1968)
  • «Основные компоненты музыкальной системы» (в кн. «Вопросы теории музыки», вып. III - М., 1975).
  • Статья «Современные проблемы сольфеджио и книга Е.В. Давыдовой» (в кн. Е.В. Давыдова. «Методика преподавания сольфеджио» – М., 1986).
  • Статья «Формирование основ музыкального мышления (освоение мелодики, гармонии и фактуры на занятиях в ДМШ). – в кн. «Как преподавать сольфеджио в XXI веке». – «Классика-XXI», 2006.
  • Статья «О тональных функциях, модальных позициях и педагогических традициях» – журнал «Культура, искусство, образование» №17, 2007.

Методические и учебные пособия:

  • Упражнения на фортепиано в курсе элементарной теории музыки (издание методического кабинета по учебным заведениям искусств Министерства культуры РФ) – М., 1982.
  • Каноны. Пособие по сольфеджио для ДМШ и музыкальных училищ. – М., 1997.
  • Музыкальная грамота и сольфеджио. 6 класс. Учебное пособие для учащихся. – М., 2003.
  • Музыкальная грамота и сольфеджио. 6 класс. Методическое пособие для преподавателей – М., «Классика-XXI», 2003.
  • Музыкальная грамота и сольфеджио. 7 класс. Учебное пособие для учащихся. – М., «Классика-XXI», 2003.
  • Музыкальная грамота и сольфеджио. 7 класс. Методическое пособие для преподавателей – М., «Классика-XXI», 2003.
  • Теория музыки и сольфеджио. Учебное пособие для студентов музыкальных училищ – М., «Классика-XXI», 2005.
  • Теория музыки и сольфеджио. Методическое пособие для преподавателей музыкальных училищ – М., «Классика-XXI», 2005.

Программы:

  • Гармония – программа для оркестровых факультетов (струнные инструменты) музыкальных вузов – М., 1977.
  • Сольфеджио и музыкальная грамота. Образовательная программа повышенного уровня для учащихся 6 и 7 классов ДМШ и ДШИ по предмету сольфеджио – М., «Классика-XXI», 2005.
  • Ряд неопубликованных программ, пособий и статей, выполненных по заказу различных учебных заведений РФ.

Среди учеников:

  • Композиторы: И.Э. Манукян, Ю. Семашко, А. Головин, П. Белый, П. Климов, С. Прокудин, М. Симаков, А. Кессельман, Нгуен Данг Ань.
  • Исполнители: П. Маркелов, Д. Степанович, О. Филиппова, Л. Карев, Е. Виллевальд.
  • Музыковеды: В.И. Антипов, Р.Э. Берченко, А.С. Соколов, Т.Н. Дубравская, Е.А. Николаева, Т.Г. Петрова, И.А. Писаревская, С.Г. Фахрутдинова, О.Н. Соколова, Т.Р. Оганова, Б. Шеуджен, Нгуэн Минь Тяу. А также значительное число педагогов-теоретиков и исполнителей ДМШ, музыкальных училищ и вузов в разных городах России и зарубежья.

Увлечения:

  • путешествия
  • любительские занятия живописью
  • история и теория изобразительного искусства
  • психология и педагогика
  • отечественная история
  • творческие контакты с коллегами из других городов

Издательством Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных
в 2008 году выпущен в свет сборник статей В.П. Середы:

обложка издания

В.П. Середа.  ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА МУЗЫКАНТОВ в зеркале традиционной методики. Сб. статей по теории музыки и методике теоретических дисциплин. М., 2008. 162 с.

Содержание статей, составляющих сборник, отражает опыт, накопленный на протяжении 44 лет педагогического труда в колледже им. Гнесиных, музыкальной школе «Лад», других учебных заведениях, а также впечатления и мысли, полученные в ходе творческих контактов с коллегами из разных городов нашей страны и стран СНГ.

В сборник вошли материалы, написанные в последние годы. Вместе с ними включена лишь одна из первых публикаций — практически заново написанная статья о ладовых структурах в музыке Д. Шостаковича. Значительная часть материалов, созданных в связи с конкретными целями — лекции для курсов повышения квалификации, методические материалы, написанные по просьбе или заказу других учебных заведений, практические задания для педагогических семинаров и учебных групп, — пока остается в первозданном состоянии. Автор надеется со временем привести их в надлежащий вид и представить, возможно, в виде учебников и пособий для учеников и педагогов.


По вопросу приобретения издания – обращаться в методический кабинет колледжа.

Перейти на страницу изданий колледжа…

Учебные пособия В.П. Середы, доступные в библиотеке ГМК имени Гнесиных:


обложка издания

Музыкальная грамота. Сольфеджио. 6 класс. Повышенный уровень. Учебное пособие для учащихся. Теоретические сведения, практические, аналитические и творческие задания. М., «Классика – XXI», 2003. 107 с.

Допущено Министерством культуры Российской Федерации в качестве учебного пособия по предмету «Сольфеджио» для учащихся 6 класса детских музыкальных школ и детских школ искусств.





обложка издания

Музыкальная грамота. Сольфеджио. 6 класс. Повышенный уровень. Методические рекомендации для педагогов. Образцы выполнения заданий. М., «Классика – XXI», 2003. 64 с.

Допущено Министерством культуры Российской Федерации в качестве учебного пособия по предмету «Сольфеджио» для учащихся 6 класса детских музыкальных школ и детских школ искусств.





обложка издания

Музыкальная грамота. Сольфеджио. 7 класс. Повышенный уровень. Учебное пособие для учащихся. М., «Классика – XXI», 2003. 135 с.

Допущено Министерством культуры Российской Федерации в качестве учебного пособия по предмету «Сольфеджио» для учащихся 7 класса детских музыкальных школ и детских школ искусств.





обложка издания

Теория музыки. Сольфеджио. Учебное пособие для студентов музыкальных училищ. I курс. М., «Классика – XXI», 2005. 148 с.







© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования