Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Медиатека < Методические материалы < Учебные программы < Основы психологии и педагогики (2004 г.)


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ



ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ


ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
для специальностей
0501 ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
0504 ТЕОРИЯ МУЗЫКИ


ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Москва
2004



Одобрена Учебно-методическим советом по группе специальностей 0500 среднего профессионального образования



Председатель Г.В.Маяровская


Министерство культуры Российской Федерации



Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям 0501 Инструментальное исполнительство и 0504 Теория музыки




Составитель  –   С.О.Вышегородцева, преподаватель Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных, кандидат психологических наук
Л.Г.Макеева, преподаватель Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных
Рецензенты   –   О.М.Тумасова, преподаватель Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных
А.М.Гальберштам, доцент Государственной классической академии имени Маймонида, кандидат психологических наук
Редактор   –   О.Н.Соколова


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Профессиональная деятельность выпускников музыкальных училищ осуществляется в сферах исполнительской, преподавательской и культурно-просветительской деятельности, связанных с профессиональным музыкальным искусством, а также в сфере общего эстетического образования и воспитания. В связи с этим не вызывает сомнений необходимость получения учащимися различного рода психологических знаний, неотъемлемых от успешной исполнительской и педагогической деятельности. Психолого-педагогическая подготовка, на наш взгляд, предполагает единство научно-теоретических знаний и практических навыков будущих преподавателей.

Предмет «Основы психологии и педагогики» изучается на 2-м курсе (III и IV семестры). Объем курса – 72 часа, занятия групповые.

Данный курс обеспечивает существенный уровень подготовки студентов в области психологии, и, прежде всего, получение ими следующих представлений:

  • о сущности сознания;
  • о взаимоотношениях сознательных и бессознательных процессов;
  • о роли самосознания в поведении человека, в развитии его личности;
  • о психологических основах профессионального творчества;
  • о психологии межличностных отношений, области эмоциональной сферы личности, о познавательных процессах;
  • о проблемах психологии музыкального (исполнительского, композиторского) творчества и музыкального восприятия;
  • о владении приемами психической саморегуляции.

Содержание курса определенным образом связано с методиками преподавания музыкальных предметов, педагогической практикой студентов, спецификой обучения их игре на различных инструментах.

Перечисленные выше темы включены в следующие разделы курса:

  • психология музыкальной деятельности;
  • психология музыкального образования;
  • педагогическая психология.

Данная учебная дисциплина входит в цикл общих гуманитарных дисциплин. Распределение материала в предлагаемом плане соответствует графику учебного процесса, принятого Государственным музыкальным колледжем имени Гнесиных, продолжительность учебных семестров в котором составляет, соответственно, 16 и 20 недель (что может быть изменено в других условиях).

Основные области дисциплины включают:

  • изучение процессов восприятия произведений музыкального искусства;
  • изучение психологических компонентов исполнения музыкальных произведений;
  • изучение эмоциональных реакций на музыку;
  • изучение сущности музыкального развития;
  • изучение процессов определения, формирования и развития музыкальных способностей, эффективного обучения музыке;
  • изучение коммуникативных свойств музыкального искусства.

Курс составлен таким образом, что знакомит учащихся с основными разделами психологии, а также дает возможность преподавателю более подробно остановиться на темах, непосредственно связанных со спецификой обучения студентов по различным специальностям (теории музыки, инструментальному исполнительству и другим). Порядок тем может быть изменен по усмотрению педагога.

Целью курса является усвоение учащимися теоретических знаний по предмету «Психология» и формирование на основе этих знаний умения совершенствовать учебный, исполнительский, воспитательный и культурно-просветительский процесс, умения реализовать творческий подход в профессиональной деятельности.

Определенную трудность составляет подбор учебных пособий и монографий. Возможно использование учебников по общей психологии (или психологии человека), возрастной (или детской) и педагогической психологии. Кроме этого можно рекомендовать следующие учебные пособия: А.Л.Готсдинер «Музыкальная психология», В.И.Петрушин «Музыкальная психология», Л.Л.Бочкарев «Психология музыкальной деятельности», А. З. Зак «Психология преподавания музыки». Необходимо также использовать отдельные научные работы, монографии и статьи выдающихся психологов, музыковедов и педагогов по тематике, соответствующей изучаемому материалу 1.


1. Список рекомендуемой литературы представлен в конце программы.

Данный курс состоит из лекционных и практических занятий. На лекционных занятиях осваиваются новые знания, вводятся понятия и изучаются законы психологии. На практических занятиях студенты вместе с преподавателем обсуждают наиболее сложные, важные вопросы, усваивают элементы практической психологии (методы саморегуляции, активную визуализацию, психологический анализ педагогических ситуаций), разбирают психологическую природу типичных ошибок в действиях учащихся и т.п.

Проведение занятий ориентировано в определенной мере и на самостоятельную работу студентов, носящую поисковый характер, развивающую умение анализировать, сравнивать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения. В связи с этим, особое внимание должно быть уделено самостоятельной учебно-исследовательской работе студентов, в том числе наблюдению, чтению и обсуждению научной литературы, реферированию.

Оптимальным вариантом организации обучения является следующая система занятий: уроки-лекции; практические занятия, входящие составной частью в лекционные; уроки-диалоги или семинары с углубленной проработкой учебного материала, полученного в процессе самостоятельной работы студентов (для специальностей «Теория музыки», «Хоровое дирижирование», «Инструментальное исполнительство (специализация «Фортепиано»); письменные зачеты по разделам программы; защита рефератов.

В течение одного-двух занятий усвоить учебный материал на требуемом программой уровне невозможно. Поэтому, для усвоения содержания раздела, предусмотрено его многократное повторение и осмысление во взаимосвязи с другими разделами. Практически на каждом занятии (особенно в IV семестре) изучение нового материала сочетается с повторением старого (в виде актуализации прежних опорных знаний и навыков).

Кроме того, во внеурочное время, исходя из запросов студентов и актуальности поставленных ими проблем, педагог может организовать разного рода тренинги (например, по проблемам сценического волнения, межличностных отношений и т.п.).

Отметим и особую важность использования в работе различного иллюстративного материала (как аудио, так и визуального). Использование иллюстративного материала повышает интерес студентов, уровень запоминания и освоения нового, делает его не только насыщенным интеллектуальным содержанием, но и затрагивающим эмоциональную сторону личности студента.

В течение семестра используется такая форма контроля знаний, как «психологический понятийный диктант», рассчитанный на 10 -15 минут. В нем ставится задача раскрыть содержание четырех-пяти понятий и перевести обыденные представления на язык психологических понятий. Психологические диктанты могут быть различными по форме:

  • предложения, в которых пропущены слова, обозначающие психологические термины;
  • вопросы, ответы на которые должны дать студенты;
  • перечень характерных признаков и условий протекания психических процессов или явлений, назвать которые должны студенты;
  • вопросы, которые требуют однозначного утверждения: «верно – неверно», и другие задания.

При итоговом контроле учитываются результаты данных письменных работ, мера активности студента в процессе обучения (выступления на практических занятиях, конспекты изученной дополнительной литературы) и защита реферата.



ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем Количество аудиторных часов
при очной форме обучения
Лекционных В том числе
практических
занятий
1 2 3
III СЕМЕСТР 32 7
Введение.  Теоретико-методологические основы психологии. 2  
Раздел 1. Основы психологии человека. 4 1
Тема 1.1. Сознание.
Его становление и состояния сознания. Формы проявления бессознательного.
2  
Тема 1.2. Личность.
Структура личности. Теории личности.
2  
Раздел 2. Психология музыкальной деятельности.
Специфика психических познавательных процессов в музыкальной деятельности.
26 6
Тема 2.1. Ощущение.
Классификация ощущений, слуховые ощущения.
2  
Тема 2.2. Восприятие.
Основные свойства, уровни. Биологические и психологические основы музыкального восприятия.
4  
Тема 2.3. Мышление.
Формы и стратегии мышления, мыслительные операции. Классификация типов мышления.
2  
Тема 2.4. Внимание.
Виды и качества внимания. Расстройства внимания.
1  
Тема 2.5. Память.
Механизмы памяти, ее виды и процессы.
1  
Тема 2.6. Воображение.
Понятие о воображении как специфически человеческом виде деятельности. Его виды.
2  
Тема 2.7. Творчество.
Качества творческой личности. Значение интуиции в творческом процессе.
2  
Тема 2.8. Воля.
Воля и волевые действия человека. Волевые качества личности.
1  
Тема 2.9. Особенности эмоциональной сферы человека. Эмоции и чувства. 2  
Тема 2.10. Преодоление состояния тревожности при публичном выступлении. Саморегуляция в условиях сценического стресса. 2  
Тема 2.11. Психофизиологические вопросы музыкальной деятельности. 1  
Тема 2.12. Общение.
Функции и структура. Межличностные отношения.
2  
Тема 2.13. Музыкальные способности.
Музыкальные способности и задатки. Изучение и диагностика.
2
Тема 2.14. Индивидуально-психологические особенности личности. 2  
IV СЕМЕСТР 40 10
Раздел 3. Психическое развитие ребенка. Специфика психологии музыкального образования. 18 2
Тема 3.1. Возрастная периодизация. 1  
Тема 3.2. Период младенчества. 1  
Тема 3.3. Раннее детство. 1-3 года. 1  
Тема 3.4. Младший дошкольник. 3-5 лет. 1  
Тема 3.5. Дошкольный возраст. 5-7 лет 2  
Тема 3.6. Психологическое значение музыки в онтогенезе. 2  
Тема 3.7. Младший школьный возраст. 2  
Тема 3.8. Психологические основы музыкального обучения. 2  
Тема 3.9. Подростковый возраст. 2  
Тема 3.10. Особенности юношеского возраста. 2  
Тема 3.11. Возраст и музыка.
Проблема возрастного восприятия музыки.
2  
Раздел 4. Педагогическая психология. 18 4
Тема 4.1. Воспитание и образование.
Психологическая характеристика целей обучения и воспитания.
4  
Тема 4.2. Педагог в мире профессиональной деятельности. 6  
Тема 4.3. Принципы дидактики. 2  
Тема 4.4. Контроль за результатами деятельности учащихся. Оценка. 2  
Тема 4.5. Психологический анализ урока. 2  
Тема 4.6. Психология педагогического коллектива. 2  
Защита рефератов.   2
Подведение итогов.
Зачетное заключительное занятие.
  2


Введение. Теоретико-методологические основы психологии. Требования к знаниям

. Студент должен знать:

  • основные этапы развития представлений о предмете психологии;
  • основные ее направления и отрасли;
  • историю развития, предметную область и специфику музыкальной психологии.
Требования к умениям

. Студент должен уметь:

  • объяснить место и роль психологии в системе получаемых знаний;
  • раскрыть значение психологических знаний для музыканта-педагога;
  • уметь пользоваться некоторыми методами музыкальной психологии.

Психология как наука о человеке. Роль психологических знаний в практической жизни человека. Предмет и методы психологии, основные этапы ее развития. Особый статус музыкальной психологии, ее взаимосвязь с музыкознанием и психологией. Основные направления и результаты исследований в музыкальной психологии. Типология методов (по Бочкареву Л.Л.) и сферы приложения музыкально-психологических знаний.

Раздел 1. Основы психологии человека.
Требования к знаниям

. Студент должен знать:

  • содержание основных психологических категорий;
  • этапы развития психики и становление сознания человека;
  • роль самосознания в поведении человека, в развитии его личности;
  • некоторые теории личности.
Требования к умениям

. Студент должен уметь объяснить:

  • понятия «самосознание», «Я-концепция», «уровень притязаний», «самооценка»;
  • роль бессознательного в поведении человека;
  • разницу между человеком, индивидом, индивидуальностью, личностью;
  • роль потребностей как источника активности личности, раскрыть их структуру.

Видеть перспективу своего личностного развития, владеть навыками рефлексии.



Содержание учебного материала
Тема 1.1. Сознание.

Стадии и уровни развития психики, типы поведения. Факторы возникновения сознания, сущность сознания. Формы проявления бессознательного. Взаимоотношение сознательных и бессознательных процессов. Самосознание и Я – концепция музыканта. Сознательное и бессознательное в музыкальной деятельности.

Тема 1.2. Личность.

Структура личности (освещение основных теорий). Связь содержания музыки со смыслообразующей функцией личности. Музыка как способ самопознания и самовыражения человека. Личность музыканта (характеристика, направленность).

Примерный перечень рекомендуемых практических занятий.
  1. Методики изучения Я-концепции и личности учащихся (методика «Кто Я?», Шкала самоуважения Розенберга, вариант методики Дембо-Рубинштейн и др.).
  2. Упражнения на овладение навыками рефлексии.
Раздел 2. Психология музыкальной деятельности.

Специфика психических познавательных процессов в музыкальной деятельности.


Требования к знаниям

 Студент должен знать:

  • механизмы работы основных психических функций человека, их виды и свойства;
  • роль эмоций и чувств в познавательной и практической деятельности человека, формы их протекания;
  • психологическую структуру волевого акта;
  • стадиальность творческого процесса и его социальную обусловленность;
  • структуру способностей (в том числе музыкальных), методы их диагностики;
  • понимать разницу между темпераментом и характером, знать основные типы темперамента, структуру характера;
  • знать современные и традиционные техники психофизической регуляции, применимые в музыкально-исполнительской деятельности.
Требования к умениям

 Студент должен уметь:

  • применить общепсихологические знания в конкретной музыкальной деятельности (исполнительской, композиторской, педагогической);
  • уметь объяснить специфику музыкального слуха, восприятия музыки;
  • владеть приемами запоминания музыкального произведения, методами психической саморегуляции в условиях сценического стресса и отдельными приемами для профилактики профессиональных (музыкально-исполнительских) проблем.

Содержание учебного материала
Тема 2.1. Ощущение.

Анатомо-физиологические механизмы ощущений. Виды ощущений. Чувствительность и ее измерение, понятие о порогах. Ощущение музыкального звука (процессы адаптации, сенсибилизации, проблема цветного слуха). Тембр, высота и громкость как качества музыкального звука. Звуковысотный и тембровый слух. Музыкально-слуховые представления.

Тема 2.2. Восприятие.

Основные свойства восприятия, видоспецифичный и культуроспецифичный уровни восприятия. Биологические и психологические основы музыкального восприятия. Восприятие мелодии и гармонии, восприятие времени в музыке. Адекватность восприятия музыки. Зависимость восприятия от психических состояний и личностных особенностей слушателей. Архетипическое восприятие музыки.

Тема 2.3. Мышление.

Формы и стратегии мышления, мыслительные операции. Классификация типов мышления. Способы активизации мышления. Роль мышления в различных видах музыкальной деятельности. Творческое мышление. Развитие музыкального мышления. Музыкальное познание и понимание. Когнитивные процессы в исполнении музыки.

Тема 2.4. Внимание.

Физиологические механизмы внимания. Виды и качества внимания. Факторы, определяющие внимание. Расстройства внимания. Внимание в деятельности музыканта.

Тема 2.5. Память.

Понятие памяти. Различные подходы к раскрытию механизмов памяти. Виды и процессы памяти. Условия, способствующие успешному запоминанию и хранению информации. Музыкальная память. Особенности запоминания музыкального произведения.

Тема 2.6. Воображение.

Понятие о воображении как специфически человеческом виде деятельности. Возникновение образов воображения. Виды воображения. Этапы творческого воображения. Воображение в различных видах музыкальной деятельности. Воображение как показатель одаренности музыканта (композитора, исполнителя). Взаимосвязь воображения и музыкально-слуховых представлений. Связь музыкального воображения с жизненным опытом слушателя.

Тема 2.7. Творчество.

Креативность и ее диагностика. Общий интеллект и креативность. Художественное творчество. Качества творческой личности. Барьеры творчества и пути их преодоления. Профессиональные стереотипы и их преодоление. Индивидуальные типы творческой реализации. Стадиальность творческого процесса. Творческое вдохновение. Сознательное и бессознательное в творческой деятельности. Музыкальное творчество. Значение интуиции в творческом процессе.

Тема 2.8. Воля.

Качества и стадии воли. Физиологические механизмы волевого действия. Волевые качества личности. Пути формирования личного жизненного плана.

Тема 2.9. Особенности эмоциональной сферы человека. Эмоции и чувства.

Роль чувств в познавательной и практической деятельности человека. Выразительность чувств. Форма их протекания. Причины возникновения эмоций. Базовые и эстетические эмоции. Эмоции в музыке. Психологические механизмы музыкального переживания. Влияние музыки на эмоциональную сферу человека. Катарсис. Роль эмоций в музыкальной деятельности.

Тема 2.10. Преодоление состояния тревожности при публичном выступлении.

«Эстрадное волнение». Стресс. Оптимальное концертное состояние (психическая готовность к выступлению). Некоторые эффективные методы саморегуляции и их практическое применение в профессиональной деятельности музыканта. Саморегуляция в условиях сценического стресса. Координация физических, эмоциональных и интеллектуальных процессов в профессиональной деятельности музыканта.

Тема 2.11. Психофизиологические вопросы музыкальной деятельности.

Физиология движения и физиология активности. Биологические и нейрологические аспекты исполнительского процесса. Психомоторика. Музыкально-исполнительские проблемы, мышечные зажимы. Условия формирования двигательных навыков. Идеомоторная подготовка.

Тема 2.12. Общение.

Функции и структура общения. Трансактный анализ общения. Вербальные и невербальные средства общения. Виды и техники слушания. Межличностные отношения и взаимодействия.

Тема 2.13. Музыкальные способности и задатки.

Структура способностей. Роль наследственности и среды в развитии способностей. Изучение и диагностика способностей. Формирование креативности и обучаемость. Основные музыкальные способности (по Теплову Б.М.). Онтогенез музыкальных способностей. Проблема музыкальности и развития музыкального слуха. Знакомство с различными отечественными и зарубежными исследованиями.

Тема 2.14. Индивидуально-психологические особенности личности.

Понятие о темпераменте и его типах. Физиологические основы темперамента. Сферы его проявления. Эволюция взглядов на темперамент. Характер – общее представление о его природе, структура и формирование характера. Различные степени выраженности характера, акцентуации. Индивидуальные различия в музыкальном поведении (музыкальные предпочтения и т.п.).



Примерный перечень рекомендуемых практических занятий.
  1. Профессиональные проблемы музыкантов как область применения практической психологии.
  2. Аутотренинг и его разновидности. Релаксация и её значение в музыкально-исполнительской деятельности.
  3. Активное воображение как основной творческий ресурс музыкально-исполнительской деятельности.
  4. Понятие «субличностей», «внутриличностного конфликта». Их типичные проявления в музыкально-исполнительской и педагогической деятельности.
  5. Методы гештальт-терапии в работе с музыкально-исполнительскими проблемами.
  6. Основные информационные каналы человека, их участие в музыкально-исполнительской деятельности.
  7. Современные авторские методики развития оптимального психофизического состояния в музыкальной педагогике.
  8. Метод рационально-эмотивной терапии А. Эллиса.
  9. Использование методик комплексного тестирования: Тест Г. Айзенка, тест К. Леонгарда-Н. Шмишека; исследование профессионально важных качеств для профессии системы «человек-человек» (КОС, МЛО-АМ); выявление уровня тревожности учащихся, исследование субъективного контроля.


Раздел 3. Психическое развитие ребенка.
Специфика психологии музыкального образования.

Требования к знаниям

 Студент должен знать:

  • психологическую характеристику изучаемых возрастных периодов;
  • в каждом периоде должен раскрыть социальную ситуацию развития, ведущий тип деятельности, основные новообразования, кризисы.
Требования к умениям

 Студент должен научиться:

  • обеспечивать эффективность своего дальнейшего педагогического процесса, исходя из психологических особенностей конкретного возраста ребенка;
  • основывать свои методы преподавания на полученных психологических знаниях;
  • уметь анализировать круг возникающих педагогических проблем (в каждом конкретном случае);
  • видеть их причины и выбирать оптимальный путь для их решения.

Содержание учебного материала
Тема 3.1. Возрастная периодизация.

Детская психология – наука о психическом развитии ребенка. Методы детской психологии. Основные теории детского развития. Периодизация психического развития в онтогенезе.

Тема 3.2. Период младенчества.

Представления о психологии младенца. Сенсорные способности новорожденного. Влияние музыки на пренатальное развитие; первый год жизни ребенка и общение с музыкой (М. Л. Лазарев). Непосредственно-эмоциональная, ситуативно-личностная форма общения. «Комплекс оживления». Подготовительный этап речевого развития. Формирование представления о себе. Кризис года.

Тема 3.3. Раннее детство. 1-3 года.

Ситуативность как главная характеристика раннего возраста. Овладение предметными действиями. Развитие наглядно-образного мышления. Предметно-действенная, ситуативно-деловая форма общения. Особая роль восприятия в развитии ребенка. Развитие речи. Становление произвольного поведения. Роль и развитие игры. Кризис эгоцентризма.

Тема 3.4. Младший дошкольник. 3-5 лет.

Роль игры в развитии ребенка. Внеситуативно-познавательная форма общения. Период становления характера. Становление личностных механизмов поведения. Адаптация к дошкольным учреждениям.

Тема 3.5. Дошкольный возраст. 5-7 лет.

Внеситуативно-личностная форма общения. Специфика общения. Формирование чувства достижения. Особенности представлений дошкольника о мире. Развитие активности и самостоятельности мыслительной деятельности. Характеристика детского воображения, формы его проявления. Развитие произвольного поведения. Характеристика игр дошкольника. Подготовка к обучению в школе. Кризис семи лет.

Тема 3.6. Психологическое значение музыки в онтогенезе.

Воспитание средствами музыки. Ранняя музыкальная идентификация. Родительское участие и отношение к музыкальным занятиям ребенка. Ранняя диагностика и развитие музыкальных способностей. Проблема музыкально-художественного воспитания детей. Виды детской музыкальной деятельности.

Тема 3.7. Младший школьный возраст.

Психологические особенности начального обучения в школе. Учебная деятельность и мотивация. Особенности музыкального восприятия и специфические формы обучения музыке. Навык в процессе усвоения.

Тема 3.8. Психологические основы музыкального обучения.

Сенситивные периоды. Развитие музыкального слуха. Психологические аспекты преподавания музыкально-теоретических дисциплин. Развитие детских исполнительских навыков. Мотивационные процессы, воздействующие на музыкальное обучение. Роль компетентности убеждений и объективного оценивания в практике молодых музыкантов.

Тема 3.9. Подростковый возраст.

Формирование эгоидентичности. Причины кризиса, особенности поведения. Специфика подростковой культуры. Влияние социальной среды и культуры на развитие личности. Социальные факторы, влияющие на музыкальное развитие. Личностная и социальная идентификация.

Тема 3.10. Особенности юношеского возраста.

Перестройка самосознания. Развитие мировоззрения. Профессиональное самоопределение.

Тема 3.11. Возраст и музыка.

Проблема возрастного восприятия музыки. Понимание музыки в различные возрастные периоды. Возрастные различия музыкальной одаренности. Возрастные предпочтения к игре на музыкальных инструментах, к музыкальным стилям.



Примерный перечень рекомендуемых практических занятий.
  1. Игровые методы музыкального обучения.
  2. Методы развития музыкальных способностей (их последовательность) на начальном этапе обучения.
  3. Общая закономерность музыкального развития.
  4. Типичные ошибки при организации учебного процесса разных возрастных групп.
  5. Формирование мотивации в обучении.
  6. Организация самостоятельной (домашней) работы.


Раздел 4. Педагогическая психология.
Требования к знаниям

 Студент должен знать:

  • основополагающие проблемы образования, педагога и учащегося как его субъектов, учебной и педагогической деятельности, учебно-педагогического сотрудничества и общения;
  • исторически сложившиеся и современные воззрения в области педагогики, основные принципы дидактики;
  • суть существующих педагогических и воспитательных систем;
  • различные концепции музыкального образования.
Требования к умениям

 Студент должен владеть:

  • культурой педагогического общения, исходя из конкретных ситуаций, выбирать оптимальные стили педагогического общения;
  • умением провести психологический анализ урока, выявить его сильные и слабые стороны;
  • навыками рефлексии в педагогическом процессе;
  • навыками эффективного усвоения знаний, умений и навыков учащихся;
  • умением наладить «учебное сотрудничество» для стимулирования и направления познавательных интересов учащихся.

Содержание учебного материала
Тема 4.1. Воспитание и образование.

Психологическая характеристика целей обучения и воспитания. Теория и практика воспитания. Сущность и структура процесса обучения. Методы обучения. Основные направления обучения в современном образовании. Обучение и развитие. Альтернативная школа. Гуманистические воспитательные системы.

Тема 4.2. Педагог в мире профессиональной деятельности.

Педагогическая задача и процесс ее решения. Творческий характер деятельности учителя. Психологические особенности педагогического общения. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса. Профессионально значимые качества личности учителя. Субъективные свойства педагога. Педагогические способности, умения и навыки. Педагогическая деятельность (формы, характеристики, содержание). Мотивация педагогической деятельности. Основные функции и умения педагога. Стили педагогической деятельности. Рефлексивное взаимодействие. Учебно-педагогическое сотрудничество. Основные области затруднения в педагогическом взаимодействии.

Тема 4.3. Принципы дидактики.

Дидактика и ее основные категории. Значение системности знаний и умений в усвоении содержания обучения. Психологические основания дидактических задач музыкального образования. Концепции музыкального образования и обучения в современной дидактике.

Тема 4.4. Контроль за результатами деятельности учащихся.

Проблема отметки и оценки. Адекватность осуществляемого оценивания (объективные и субъективные факторы). Виды педагогической оценки. Формы поощрения. Способы повышения персональной значимости педагогической оценки.

Тема 4.5. Психологический анализ урока.

Уровни (этапы) психологического анализа урока. Обоснование структуры урока. Содержание урока. Организация познавательной активности учащихся. Предметная специфика урока.

Тема 4.6. Психология педагогического коллектива.

Межличностные отношения в малых группах и коллективах. Лидер и руководитель. Возрастные аспекты межгрупповых отношений. Определение стратегии поведения в конфликтной ситуации.


Примерный перечень рекомендуемых практических занятий.
  1. Определение уровня развития рефлексии учителя с помощью методики Т. Лири.
  2. Коммуникативные умения педагога (практикум по овладению словесными воздействиями).
  3. Определение стиля педагогического общения (вариант анкеты А. А. Леонтьева).
  4. Изучение уровня коммуникативного контроля в общении.
  5. Определение уровня невербальной компетентности.
  6. Распределение инициативы на уроке.

Рекомендуемая тематика курсовых работ.

Данная учебная дисциплина заканчивается написанием и защитой реферата.

Темой реферата может быть:

  • более глубокая проработка одной из пройденных тем;
  • научная теория или взгляды на изучаемую тему, не освещенные преподавателем;
  • тема, не вошедшая в учебную программу, но интересующая учащегося;
  • психологический портрет выдающегося исполнителя, композитора, педагога.

Объем реферата в обычно составляет не менее 15 печатных страниц формата А4. В содержании должны быть раскрыты основные мысли, гипотезы автора, с использованием цитат из прочитанной литературы; представлены собственные размышления: сравнительная характеристика авторской гипотезы с представлениями других исследователей по данной теме, подчеркнуты значение данной проблемы для личностного и профессионального роста автора реферата, возможность использования полученных им знаний в жизни.



РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М., 1997
  2. Зак А.З. Психология преподавания музыки. – М.: Грани, 1999
  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2000
  4. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., 1994
  5. Психология и педагогика. – М.-Н.: ИНФРА-М-НГАЭиУ, 2000
  6. Смирнова Е.О. Психология ребенка. – М.: Школа-пресс, 1997
  7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Р-на-Д.: Феникс, 2000
  8. Дополнительная литература
  9. Альманах музыкальной психологии /Сост. Старчеус М.С. – М.,1994 и 1995
  10. Арановский М.Г. Два этюда о творческом процессе// Процессы музыкального творчества. Сб. научн. тр. РАМ им. Гнесиных. Вып. 130. – М., 1994
  11. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. – М.: Музыка, 1971
  12. Барабошкина А.В., Ляховицкая С.С., Фирсов Л.А. О методике приемных испытаний в детские музыкальные школы. К проблеме музыкальных способностей// Проблемы способностей. – М., 1962
  13. Бардас В. Психология техники игры на фортепиано. – М., 1928
  14. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л., 1974
  15. Беленькая Л.Я. Влияние музыкального обучения на развитие восприятия времени у детей дошкольного возраста //Новые исследования в психологии. – 1974 – №3 (11)
  16. Беляева-Экземплярская С.Н. Заметки о психологии восприятия времени в музыке// Проблемы музыкального мышления. – М.: Музыка, 1974, с.303-329
  17. Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки. – М.: Русский книжник, 1924. – с.115
  18. Беркман Т.Л. О методах формирования музыкально-слуховых представлений (опыт исследования)// Развитие художественных способностей. – М., 1959
  19. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.: АМН СССР,1966
  20. Бехтерев В. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства //Вестник воспитания. – 1915 – №6
  21. Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности ВНД. – Л., 1974
  22. Блинова М.П. Физиологические основы ладового чувства// Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 1. – Л., 1962.
  23. Бонфельд М.Ш. Музыка как речь и как мышление. – М., 1993
  24. Бочкарев Л.Л. Психологические аспекты публичного выступления музыкантов-исполнителей //Вопросы психологии. – 1975, №1
  25. Бочкарев Л.Л. Исследование структуры музыкальности в современной психологии //Психологический журнал. – 1986 – №4
  26. Бочкарев Л.Л. Проблемы психологии музыкальных способностей// Сб. научн. тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 62. – М., 1982
  27. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия //Руководство по психотерапии. – М., 1985
  28. Вартанян А.В. Возрастные особенности эмоционального состояния учащихся-исполнителей в процессе обучения музыке: Автореф. дисс. канд. психол. наук. – Ереван, 1982
  29. Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость. //Восприятие музыки. – М., 1980
  30. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968
  31. Воспитание музыкального слуха /Сборник статей. – М., 1977
  32. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.,1967
  33. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Искусство. – 1966, с.576
  34. Гарбер Л.А. Начальная стадия развития музыкальных способностей// Проблемы способностей. – М., 1962
  35. Гарбер Л.А. Развитие гармонического и тембрового слуха у детей дошкольного возраста //Вопросы психологии. – 1964 – №5
  36. Гарбузов Н.А. Зонная природа звуковысотного слуха. – М.: АН СССР, 1948
  37. Гейнрихс И.П. Музыкальная память// Музыкально-педагогическая подготовка учителя. – М., 1972
  38. Гейнрихс И.П. Музыкальный слух. (Теоретические основы и методические принципы развития). Чувство ритма и его развитие// Музыкально-педагогическая подготовка учителя. – М., 1970
  39. Гельмгольц Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки. – СПб.: Товарищество "Общественная польза", 1875. -с.595
  40. Гиппенрейтер Ю.Б. Анализ системного строения слухового восприятия. Сообщ. 2. Экспериментальный анализ моторной основы процесса восприятия высоты звука// Доклады АПН РСФСР, 1958 – №1
  41. Гольденвейзер А.Б. Из бесед А. Б. Гольденвейзера о музыкальном воспитании и обучении детей// Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 2. – М., 1967
  42. Горюнова Л.В. Экспериментальное изучение особенностей музыкального восприятия у подростков// Музыкально-педагогическая подготовка учителя. – М., 1970
  43. Готсдинер А.Л. Генезис и динамика формирования способности к восприятию музыки: Автореф. дисс. на соиск. уч. степени докт. психол. наук. – М.,1989
  44. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М., 1993
  45. Гутерман В.А. Возвращение к творческой жизни. – Екатеринбург, 1994
  46. Далькроз Ж. Ритм: его воспитательное значение для жизни и для искусства. – СПб., 1922
  47. Ержемский Г.Л. Психология дирижирования. – М., 1988
  48. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – М.: Владос, 2000
  49. Ильина Г.А. К вопросу о природе эмоционального компонента музыкального слуха// Материалы III Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. Т. 2. Возрастная и педагогическая психология. – М., 1968
  50. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987
  51. Кирнарская Д.К. Опыт тестирования музыкальной одаренности на вступительных экзаменах //Вопросы психологии. – 1992 – №1-2
  52. Коган Г.М. У врат мастерства. Психологические предпосылки успешности пианистической работы. – М., 1969
  53. Кондрашин К.П. Мир дирижера. Технология вдохновения. – Л., 1976
  54. Корлякова С.Г. Основы общей и музыкальной психологии. – Ставрополь, 1998
  55. Костюк А.Г. Некоторые вопросы восприятия музыкального произведения //Вопросы психологии. – 1963 – №2
  56. Красникова Е.И. О психическом механизме влияния музыки на эффективность учебной деятельности. – М., 1983
  57. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства на детей. – М., 1990
  58. Курт Э. Музыкальная психология /Альманах музыкальной психологии. – М., 1994
  59. Леви В. Вопросы психобиологии музыки //Советская музыка. – 1966 – №8
  60. Леви В. Музыка и мозг //Знание-сила. – 1964 – №9
  61. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. – М., Просвещение, 1984. – с.80
  62. Леонтьев А.А. Искусство как форма общения. /Психологические исследования. – Тбилиси, Мецниереба, 1973. – с.213-222
  63. Леонтьев А.Н., Овчинникова О.В. Анализ системного строения восприятия. Сообщ.V. О механизме звуковысотного анализа слуховых раздражителей// Доклады АПН РСФСР, 1958 – №3
  64. Майкапар С.М. Музыкальный слух. – Петроград, 1915
  65. Маккиннон Л. Игра наизусть. – Л., 1967
  66. Мальцева Е.А. Основные элементы слуховых ощущений: абсолютный слух и методы его развития. Тр. ГИМН. – М.,1925. – с.7-33
  67. Мальцева Е.А. Психологический анализ музыкального развития младшего школьника// Психология младшего школьника. – М., 1980
  68. Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли. – М., 1966
  69. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. – М., 1994
  70. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М., 1976
  71. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности.
  72. Музыкальная психология: Хрестоматия. – М.: МГК им. Чайковского, 1992
  73. Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования./ Сб. статей. – Киев, 1986
  74. Мухина Т.К. Развитие звуковысотной чувствительности в раннем детстве: Тез. докл. на II съезде Общества психологов. – М., 1963 – Вып. 2
  75. Мюнстерберг Г. Психология и учитель. М., 1997
  76. Мясищев В.Н., Готсдинер А. Л., Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение //Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. – Л.,1981. – с.14-29
  77. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М., 1972
  78. Науменко С.И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности //Вопросы психологии, 1982 – №5
  79. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. – М., 1967
  80. Овчинникова О.В. Анализ системного строения слухового восприятия. Сообщ. III. О влиянии загрузки голосовых связок на оценку высоты при звукоразличении//- Доклады АПН РСФСР, 1958 – №3
  81. Овчинникова О.В. Анализ системного строения слухового восприятия. Сообщ. VI. О «сенсорной» тренировке звуковысотного слуха// Доклады АПН РСФСР, 1959 – №1
  82. Основные современные концепции творчества и одаренности. – М., 1997
  83. Пасынова Н.Б. Влияние музыкальных движений на эмоции /Психологический журнал. – 1993 – №4
  84. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности.
  85. Проблемы музыкального мышления. – М.: Музыка, 1974
  86. Процессы музыкального творчества. – М., 1993
  87. Психологические аспекты педагогической практики. Сост. Калинова О. В., Молчанова О.Н. – М., 1997
  88. Психологические и педагогические проблемы музыкального образования. Сб. ст. – Новосибирск, 1986
  89. Психологические основы музыкального обучения. Киев, 1979
  90. Психология одаренности детей и подростков /Ред. Лейтес Н.С. – М., 1996
  91. Психология художественного творчества: Хрестоматия. – М.: Харвест, 1999
  92. Ражников В.Г. Психология творческого процесса дирижера: Автореф. дисс. канд. психол. наук. – М., 1973
  93. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. – М., 1994
  94. Ражников В. Г. Психолого-педагогическая модель музыкальной культуры. – М., 1993
  95. Ревеш Г. Ранние проявления одаренности и ее узнавание. – М., 1924
  96. Розе Н.А. Психомоторика взрослого человека. – ЛГУ,1970
  97. Россолимо Г.И. К физиологии музыкального таланта. – М.,1893
  98. Сабанеев Л.Л. Психология музыкально-творческого процесса. – М., 1983
  99. Савшинский С.И. Пианист и его работа. – Л., 1961
  100. Сафарова И.Э. Игры для организации пианистических движений. – Екатеринбург, 1994
  101. 100.Социология и музыкальная культура. – М., 1975
  102. Станиславский К.С. Работа актёра над собой. – М.: Искусство. – 1951. – с.667
  103. Талалай Б.Н. Формирование исполнительских (двигательно-технических) навыков при обучении игре на музыкальных инструментах: Автореф. дисс. канд. пед. наук. – М., 1982
  104. Тарасов Г.С. К вопросу об интонационной природе музыкального слуха //Психологический журнал. – 1996 – №5
  105. Тарасов Г.С. Проблемы музыкального мышления и восприятия //Вопросы психологии. – 1973 – №1
  106. Тарасова К.В. Воспроизведение звукового ритма детьми дошкольного возраста //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. – 1970 – №2
  107. Тарасова К.В. Генезис некоторых компонентов структуры чувства ритма //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. – 1971 – №2
  108. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. – М., 1988
  109. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей /АПН РСФСР. – М-Л.. 1947. – с.345
  110. Торопова А.В. Диагностика способностей бессознательного восприятия музыки детьми. – М., 1995
  111. Федоров Ю.С., Гареева Т.Б., Белевский А.С. Влияние предэкзаменационного эмоционального стресса на психофизиологические функции учащихся. – Иваново, 1972 – Вып.20
  112. Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. – М., 1975
  113. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: Автореф. дисс. докт. психол. наук. – Л., 1989
  114. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. – М., 1994
  115. Шестаков В.П. От этоса к аффекту. – М., 1975


© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования