Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Медиатека < Методические материалы < Учебные программы < Музыкальная литература и народное творчество (2004 г.)

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ



МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО



примерная программа для специальности
0504 Теория музыки


ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Москва
2004

Одобрена Учебно-методическим советом по группе специальностей 0500 среднего профессионального образования

Председатель Г.В.Маяровская

Министерство культуры Российской Федерации

Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0504 Теория музыки

Составители  –   И.А.Писаревская, преподаватель Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных, заслуженный работник культуры РФ
М.В.Медведева, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных, кандидат педагогических наук
Рецензенты   –   Е.В.Кириллова, преподаватель Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных
Е.М.Царева, профессор Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, доктор искусствоведения
Редактор   –   О.Н.Соколова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная программа является основой для разработки рабочих программ в образовательных учреждениях среднего профессионального образования с учетом региональных, национальных и других особенностей подготовки специалистов.

Примерная программа по предметам «Музыкальная литература» и «Народное творчество» составлена в соответствии с ГОС СПО второго поколения и отражает современные требования к обучению и профессиональной деятельности выпускников специальности 0504 Теория музыки. Она направлена на повышение качества профессионального образования, воспитание интеллектуального и мобильного специалиста.

Предмет «Музыкальная литература», который изучается на протяжении 8-ми семестров, и предмет «Народное творчество», изучаемый во 2-м и 3-м семестрах, занимают важнейшее место среди специальных дисциплин.

Основной целью, которая ставится в процессе обучения по предметам «Музыкальная литература» и «Народное творчество», является развитие у будущего специалиста музыкального вкуса, приобретение знаний о важнейших этапах музыкально-исторического процесса (в связи с другими видами искусств), об истории той или иной страны, культурных эпохах, о фольклорном искусстве как особом культурном феномене. Эти курсы формируют целостные представления о художественных стилях на основе изучения их специфики и освоения связанных с ними музыкально-языковых средств.

Лекционные и семинарские занятия, учебно-практические работы, формирующие, наряду со смежными курсами специальных дисциплин, необходимые навыки анализа музыкальных произведений, направлены прежде всего на подготовку выпускника к преподавательской и культурно-просветительской деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой.

Особая значимость предметов «Музыкальная литература» и «Народное творчество» связана с подготовкой выпускников к их профессиональной деятельности и дальнейшему профессиональному обучению в высших учебных заведениях соответствующего профиля.

В процессе обучения по предметам «Музыкальная литература» и «Народное творчество» должны применяться технические средства (аудио и видеотехника, мультимедиа и другие), что, несомненно, повышает интерес к изучаемым предметам, а также дает возможность не только услышать, но и «увидеть» музыкальные произведения (фрагменты оперных и балетных спектаклей, фольклорных действ, художественных фильмов о композиторах, нотный текст, партитуры и т.п.). В задачу предмета «Музыкальная литература» входит не только приобщение учащегося к художественным духовным ценностям, но и глубоко профессиональное изучение музыкальной культуры. Систематические занятия по данному предмету дают возможность овладеть необходимым теоретическим курсом, специальной терминологией, стимулируют развитие речи учащихся. В стилевой характеристике произведений должны воссоединяться знания учащихся по всем музыкально-теоретическим дисциплинам, а также общим гуманитарным дисциплинам и социально-экономическим (в особенности, литературе, мировой художественной культуре, философии).

В результате изучения предметов «Музыкальная литература» и «Народное творчество» выпускник специальности «Теория музыки» должен представлять историю развития музыкальной культуры, связанную со спецификой национальных традиций, знать творческие биографии крупнейших зарубежных и русских композиторов, ориентироваться в композиторском стиле и стиле эпохи, использовать знание теоретических основ музыкального искусства при анализе конкретных музыкальных произведений.

Предложенный ниже тематический план представляет один из возможных вариантов построения курса.

Распределение материала в данном плане соответствует продолжительности учебных семестров (16 и 20 недель, а в 8-м семестре – 19 недель), установленной в Государственном музыкальном колледже имени Гнесиных, и может быть изменено в других условиях.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов курса Количество аудиторных часов
при очной форме обучения
1. Старинная зарубежная музыка 32
2. Зарубежная музыка XVIII-XIX веков 324
3. Зарубежная музыка ХХ века 40
4. Русская музыка 355
5. Русская музыка ХХ века 32
6. Народное творчество 72

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение

Изучение зарубежной музыки занимает в учебном плане 5 семестров. Первые 4 из них посвящены освоению музыкальной культуры длительного периода: от эпохи Древнего мира до начала ХХ века.

В первом семестре (в связи со сложностью и большим объемом изучаемого материала) рекомендуется выделить в качестве самостоятельного раздела курс «Старинная зарубежная музыка» (раздел I), который позволяет более подробно ознакомить учащихся со сложным процессом становления и развития музыкального искусства Западной Европы. Данный раздел зарубежной музыки охватывает темы от первой до шестой (Г. Ф. Гендель). В рамках больших обзорных тем, по желанию преподавателя, на лекциях или семинарских занятиях, можно более подробно остановиться на конкретном материале. Так, например, в теме «Инструментальная музыка XVII – первой половины XVIII веков» может быть более детально освещено творчество Вивальди, Корелли, Тартини, Д.Скарлатти или других композиторов.

В 6 семестре рекомендуется продолжить изучение зарубежной музыкальной литературы в курсе «Зарубежная музыка ХХ века» (раздел III). Этот раздел должен открываться обзорной вводной лекцией об основных тенденциях и направлениях музыкального искусства ХХ века, включая характеристики национальных композиторских школ и монографические темы, изложенные преподавателем с разной степенью подробности. Согласно желанию преподавателя, формой занятий могут быть как лекции, так и семинары.

Необходимыми требованиями к знаниям и умениям учащихся являются:

  • знание стилистики эпохи, биографий и стиля композиторов;
  • умение характеризовать и анализировать музыкальные произведения;
  • определять на слух предложенные произведения;
  • логично выстроить свой ответ и иллюстрировать его показом музыкального произведения или фрагмента на инструменте;
  • умение работать с литературой, в том числе, нотной, текстом клавира, симфонической партитурой.

Основными формами проверки являются текущие опросы перед началом лекции, разного рода тесты, зачетные уроки после крупной темы или нескольких тем, а также в конце семестра. Экзамены по зарубежной музыкальной литературе предусмотрены во втором и четвертом семестрах. Курс «Зарубежная музыка ХХ века» завершается зачетом. В итоговой государственной аттестации экзаменационный билет обязательно включает один вопрос из курса «Зарубежная музыка».

Тематика семинарских занятий и курсовых работ обширна. На семинарские занятия могут быть вынесены некоторые несложные темы курса; показ произведений, не входящих в обязательную программу; темы, которые могут дополнить и расширить представления учащихся о стиле композитора или эпохи.

Подобная проблематика может быть отражена и в темах курсовых работ, которые предлагаются преподавателем или выбираются самим учащимся. Написание курсовой работы требует определенных навыков культуры письменной речи, грамотного оформления, в связи с чем необходимы рекомендации преподавателя.

Раздел I. Старинная зарубежная музыка. Раздел II. Зарубежная музыка XVIII-XIX веков.

Тематическое содержание разделов

1. Возникновение музыки. Музыкальное искусство Древнего мира и античности.

2. Музыка эпохи Средневековья и Возрождения.

3. Музыкальная культура Западной Европы XVII – первой половины XVIII века.

4. Основные жанры инструментальной музыки.

5. Возникновение и развитие оперы.

6. Г. Гендель. Творческий облик. Ораториальное творчество: оратории «Самсон», «Мессия», «Израиль в Египте» (отрывки). Инструментальное творчество.

7. И. С. Бах. Жизненный и творческий путь. Характеристика творчества. Клавирное творчество: Хорошо темперированный клавир, Хроматическая фантазия и фуга, Английские и Французские сюиты, Итальянский концерт. Органное творчество. Вокально-инструментальные произведения: Месса h-moll, «Страсти по Матфею», кантаты.

8. К. В. Глюк. Творческий облик. Оперная реформа. Опера «Орфей». Увертюры к операм «Альцеста» и «Ифигения в Авлиде.

9. И. Гайдн. Жизненный и творческий путь. Клавирное творчество. Симфоническое творчество: симфонии №№45,103,104. Оратория «Времена года».

10. В. А. Моцарт. Жизненный и творческий путь. Клавирное творчество: сонаты и концерты для фортепиано. Симфоническое творчество: симфонии №№40, 41. Оперное творчество: оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта». Реквием.

11. Л. Бетховен. Жизненный и творческий путь. Фортепианные произведения: сонаты №№8, 14, 17, 21, 23, 31; концерт для фортепиано с оркестром №3. Симфоническое творчество: симфонии №№3, 5, 6, 9; №7(обзорно); увертюры «Эгмонт», «Леонора» №3. Камерное творчество: квартет по выбору преподавателя.

12. Ф. Шуберт. Жизнь композитора, характеристика творчества. Вокальное творчество: баллада «Лесной царь», отдельные песни, вокальные циклы «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь», «Лебединая песнь». Симфоническое творчество: симфонии №№8, 9. Камерные произведения (по выбору преподавателя). Фортепианные сочинения (по выбору преподавателя).

13. К. М. Вебер. Творческий облик. «Волшебный стрелок» как первая немецкая романтическая опера. Увертюра «Оберон». «Приглашение к танцу».

14. Ф. Мендельсон. Творческий облик. Песни без слов. Музыка к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Концерт для скрипки с оркестром. Шотландская симфония.

15. Д. Россини. Творческий облик. Итальянская опера первой половины XIX века. Опера «Севильский цирюльник». Увертюра к «Вильгельму Теллю».

16. Р. Шуман. Жизнь композитора. Характеристика творчества. Литературно-критическая деятельность. Фортепианное творчество: Фантастические пьесы, «Карнавал», Симфонические этюды. Вокальное творчество: «Любовь поэта», «Любовь и жизнь женщины». Симфонические произведения: увертюра «Манфред», симфония №4.

17. Ф. Шопен. Жизнь композитора. Характеристика творчества. Танцевальные жанры (мазурки, вальсы, полонезы). Ноктюрны. Прелюдии. Этюды. Баллады. Сонаты.

18. Г. Берлиоз. Жизненный путь. Характеристика творчества. Фантастическая симфония. «Ромео и Джульетта» (обзорно).

19. Ф. Лист. Жизненный и творческий путь. Фортепианное творчество: «Годы странствий». Венгерские рапсодии. Соната h-moll. Концерт Еs-dur. Этюды. Транскрипции. Симфонические поэмы: «Прелюды», «Тассо». Песни.

20. Р. Вагнер. Жизненный и творческий путь. Принципы оперной реформы. Опера «Тангейзер» (обзорно). Опера «Лоэнгрин». Тетралогия «Кольцо Нибелунга». Оперы «Тристан и Изольда» и «Нюрнбергские майстерзингеры» (обзорно).

21. И. Брамс. Творческий облик. Фортепианное творчество. Симфоническое творчество: симфония №4. Песни.

22. Дж. Верди. Жизненный и творческий путь. Характеристика оперного творчества. Оперы: «Риголетто», «Травиата», «Аида», «Отелло».

23. Ш. Гуно. Творческий облик. Опера «Фауст».

24. Ж. Бизе. Творческий облик. Музыка к драме А. Доде «Арлезианка». Опера «Кармен».

25. Б. Сметана. Творческий облик. Опера «Проданная невеста». Симфоническая поэма «Влтава».

26. А. Дворжак. Творческий облик. Симфония №9 (»Из Нового Света»). Концерт для виолончели с оркестром.

27. Э. Григ. Творческий облик. Фортепианное творчество: «Лирические пьесы». Соната для скрипки №3. Концерт для фортепиано с оркестром. Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». Вокальное творчество.

28. К. Дебюсси. Импрессионизм в живописи и музыке. Жизненный и творческий путь композитора. Симфоническое творчество: Прелюд «Послеполуденный отдых фавна». «Ноктюрны». Произведения для фортепиано: прелюдии, «Остров радости», «Бергамасская сюита».

29. М. Равель. Жизненный и творческий путь. Характеристика творчества. Фортепианные сочинения: «Игра воды», «Павана на смерть инфанты». Сонатина. «Ночной Гаспар». Симфоническое творчество: «Испанская рапсодия». Болеро.

Раздел III. Зарубежная музыка ХХ века

Тематическое содержание раздела

1. Развитие западноевропейской музыкальной культуры на рубеже ХIХ – XX веков и в первой половине ХХ века (обзор).

2. Г. Малер. Жизненный и творческий путь. Характеристика творчества. «Песни странствующего подмастерья». Симфонии №№ 1, 4.

3. Р. Штраус. Творческий облик. Характеристика творчества. Симфонические поэмы «Дон Жуан», «Тиль Уленшпигель».

4. П. Хиндемит. Жизнь композитора. Характеристика творчества. «Ludus tonalis». Симфония «Художник Матис».

5. К. Орф. Кантата «Кармина Бурана».

6. А. Шенберг. Творческий облик. «Лунный Пьеро».

7. А. Берг. Творческий облик. Скрипичный концерт. Опера «Воццек» (обзорно).

8. А. Веберн. Творческий облик. Пассакалья. 5 пьес для оркестра ор.10.

9. А. Онеггер. «Пасифик 231». Симфония №3. Оратория «Жанна д' Арк на костре».

10. Ф. Пуленк. Опера «Человеческий голос».

11. Д. Мийо. Бразильские танцы.

12. Д. Гершвин. Опера «Порги и Бесс». Рапсодия в стиле блюз.

13. В. Лобос. «Бразильские бахианы».

14. Б. Бриттен. Оперы «Сон в летнюю ночь», «Питер Граймс» (обзорно).

15. Б. Барток. Музыка для струнных, ударных и челесты. «Микрокосмос».

16. З. Кодаи. Опера «Хари Янош» ( обзорно).

17. Развитие западноевропейской музыки в 50- 90-х годах ХХ века (обзор).

18. О. Мессиан. «Экзотические птицы». «Двадцать взглядов на лик младенца Иисуса Христа».

19. К. Пендерецкий. Псалом.


Примерные темы курсовых работ

1. Светские кантаты И. С. Баха.

2. Сонаты (»Экзерсисы») для фортепиано Д. Скарлатти.

3. В. Моцарт и К. Глюк – реформаторы оперного жанра.

4. «Детские сцены» Р. Шумана.

5. Симфонии Ф. Шуберта №4 и №5 (сравнительный анализ).

6. М. Равель. «Гробница Куперена».

7. «Детский уголок» К. Дебюсси.

8. Ф. Пуленк и его «Пасторальный концерт».

Раздел IV. Русская музыка
Введение

Изучение русской музыки начинается в 5-м семестре и продолжается до конца 8-го семестра. В 7-м семестре рекомендуется продолжить изучение «Русской музыкальной литературы» в курсе «Русская музыка ХХ века» (раздел V). Данный раздел призван расширить тематику курса и познакомить учащихся с творчеством наиболее значительных композиторов второй половины ХХ века.

Программа пятого раздела предлагает несколько тем – творческих портретов. Однако, по желанию преподавателя, соответственно имеющимся в учебном заведении нотным и аудиоматериалам, предложенные темы могут быть заменены и дополнены.

Основными требованиями в изучении «Русской музыкальной литературы» являются те, что уже отмечались во введении к разделу «Зарубежная музыка». Однако, достаточная подготовленность учащихся к 5-му семестру позволяет преподавателю ставить более сложные задачи, направленные на обучение основам профессионального мышления: умению рассматривать произведение искусства с исторической и эстетической точек зрения; сравнивать и обобщать различные явления культуры, сопоставлять разные национальные школы, различные виды искусств).

Формы проверки знаний: тесты, зачетные занятия после изучения одной крупной или нескольких тем, зачет в конце 5-го и 7-го семестров, опросы, выявляющие знание музыкального материала, экзамены в конце 6-го и 8-го семестров. Вопрос по курсу «Русской музыка» непременно включается в билет на государственной аттестации по предмету «Музыкальная литература». В 5-м семестре предполагается написание курсовой работы.

Тематическое содержание раздела

1. Развитие русского музыкального искусства в период от Х до начала ХIХ века (обзор).

2. Творчество композиторов-современников М. И. Глинки (А. Алябьев, А. Варламов, А. Гурилев, А. Верстовский).

3. Жизнь и творчество М. И. Глинки. Оперы «Жизнь за царя» (»Иван Сусанин»), «Руслан и Людмила». Симфонические произведения: «Камаринская», «Арагонская хота», «Вальс-фантазия». Романсы.

4. Жизнь и творчество А. С. Даргомыжского. Романсы и песни. Оперы «Русалка», «Каменный гость».

5. Музыкальное искусство 50-60-х годов XIX века. Творчество М. А. Балакирева, А. Г. Рубинштейна. Опера Рубинштейна «Демон».

6. А. П. Бородин. Жизнь и творчество. Опера «Князь Игорь». Симфония № 2 (»Богатырская»). Квартет № 2. Романсы.

7. М. П. Мусоргский. Жизнь и творчество. Камерное вокальное творчество: песни и вокальные циклы. Оперы «Борис Годунов» и «Хованщина». «Картинки с выставки».

8. Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество. Оперы: «Псковитянка», «Снегурочка», «Садко», «Царская невеста». «Сказание о невидимом граде Китеже» и «Золотой петушок» (обзорно). Симфоническая сюита «Шехеразада». Романсы.

9. П. И. Чайковский. Жизнь и творчество. Оперы: «Евгений Онегин», «Пиковая дама», Симфонические произведения: увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», симфонии №№ 1, 4, 5, 6. Романсы. Балет «Щелкунчик».

10. Музыкальная жизнь России в конце ХIХ – начале ХХ века (обзор).

11. С. И. Танеев. Жизнь и творчество. Кантата «Иоанн Дамаскин». Хоровые сочинения. Романсы. Симфония с-moll.

12. А. Н. Глазунов. Жизнь и творчество. Симфонии: № 5, 6. Концерт для скрипки с оркестром. Балет «Раймонда» (обзорно).

13. А. К. Лядов. Творческий облик. Фортепианные сочинения. Симфонические миниатюры: «Баба-Яга», «Кикимора», «Волшебное озеро». 8 русских народных песен для оркестра.

14. А. Н. Скрябин. Жизнь, философский мир и творчество композитора. Фортепианные сочинения: прелюдии ор.11, 16, 22, 27, 67, 74; поэмы ор.32, «К пламени», этюды ор.8, ор.65; сонаты №№3, 4, 5, 9. Симфония №3 (»Божественная поэма»). «Поэма экстаза».

15. С. В. Рахманинов. Жизнь и творчество. Фортепианные сочинения: «Музыкальные моменты», прелюдии, этюды-картины, концерты для фортепиано с оркестром №№ 1, 2, 3. Симфонические произведения: симфония №3, «Симфонические танцы». «Всенощная». Романсы.

16. И. Ф. Стравинский. Жизнь и творчество. Балеты русского периода: «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная». Симфония псалмов.

17. Основные этапы развития русской музыки в ХХ веке.

18. Жизнь и творчество Н. Я. Мясковского. Симфонии: №№5, 6, 21, 27.

19. Жизнь и творчество С. С. Прокофьева. Фортепианные сочинения: «Мимолетности», «Сарказмы», концерт для фортепиано с оркестром №3, сонаты №№ 2, 7. Кантата «Александр Невский». Балет «Ромео и Джульетта». Симфонии: №№ 1, 5, 7. Опера «Война и мир».

20. Жизнь и творчество Д. Д. Шостаковича. Симфонии: №№ 1, 5, 7, 8, 11, 14. Фортепианный квинтет. Фортепианные сочинения: прелюдии ор.34, прелюдии и фуги ор.87. Опера «Катерина Измайлова».

21. Жизнь и творчество Г. В. Свиридова. Вокальный цикл на стихи Р. Бернса. «Поэма памяти Сергея Есенина». «Курские песни». «Пушкинский венок».

22. Творческий облик А. И. Хачатуряна. Концерт для скрипки с оркестром. Балеты «Гаянэ» и «Спартак» (обзорно).

Раздел V. Русская музыка ХХ века


Тематическое содержание раздела

1. Основные тенденции развития русской музыки в 60-х – 90-х годах XX столетия.

2. В. А. Гаврилин. Творческий облик. Вокальный цикл «Русская тетрадь». Симфония-действо «Перезвоны».

3. А. Г. Шнитке. Творческий облик. Concerto grosso №1. Реквием.

4. Р. К. Щедрин. Творческий облик. Концерты для фортепиано с оркестром №№1, 3. Опера «Мертвые души» (обзор).

5. Н. Н. Сидельников. Творческий облик. Концерт «Русские сказки». Кантата «Сокровенны разговоры».

6. Э. В. Денисов. Творческий облик. «Живопись». «Плачи».

7. С. А. Губайдулина. Творческий облик. «Ночь в Мемфисе».



Примерные темы курсовых работ

1. Испанская тема в русской музыке.

2. М. Глинка – автор «Записок». Литературное наследие композитора.

3. Художники-передвижники и «Могучая кучка».

4. М. Мусоргский и его вокальный цикл «Раек».

5. Камерные сочинения С. И. Танеева.

6. Фортепианное творчество К. Метнера.

7. Р. Щедрин. Прелюдии и фуги.

8. А. Шнитке. «Гимны».

Раздел VI. Народное творчество
Введение

Курс рассчитан на 72 часа (2-й и 3-й семестры). Цель курса – познакомить учащихся с русским народным музыкальным творчеством, сформировать интерес к традиционному песенному и инструментальному фольклору, показать пути претворения музыкального фольклора в композиторском творчестве.

Основными задачами курса являются:

  1. освоение жанровой системы традиционного русского музыкального искусства;
  2. осмысление музыкального фольклора как особого типа художественной культуры;
  3. приобретение основных сведений о специфике средств выразительности и получение навыков анализа музыкальной и поэтической сторон в музыкальном фольклоре;
  4. формирование умения многоголосно распеть народно-песенный мотив.

Занятия проводятся в форме групповых (лекционных и семинарских) уроков. Дифференцированные зачеты проводятся в конце 2-го и 3-го семестров. Занятия иллюстрируются аудиозаписями с подлинными народными песнями и инструментальными наигрышами, а также различными песенными сборниками.

В результате изучения курса учащиеся должны:

  • знать основные жанры музыкального фольклора;
  • ориентироваться в системе выразительных средств народных песен;
  • выполнить не менее трех обработок народных песен в виде хоровых партитур;
  • принять участие в коллективном распеве трех народных песен;
  • выступить с докладами на семинарских занятиях не менее двух раз в семестр.


Тематическое содержание раздела

  1. Определение понятия «фольклор». Составные части фольклора.
  2. Общие черты и отличия профессионального музыкального искусства и народного музыкального творчества.
  3. Становление жанровой системы русского музыкального фольклора.
  4. Характеристика календарного цикла в русском музыкальном фольклоре.
  5. Календарные земледельческие песни и обряды.
  6. Эпические жанры: былины. Сказы, скоморошины.
  7. Трудовые припевки и песни.
  8. Семейно-бытовые жанры (колыбельные, плачи).
  9. Хороводные, игровые и плясовые песни.
  10. Характеристика свадебного обряда и песен.
  11. Русская лирическая протяжная песня.
  12. Исторические песни, баллады.
  13. Духовные стихи.
  14. Канты и их связь с русской народной песней.
  15. Городская народная песня XVIIII – XIX веков.
  16. Частушки.
  17. Русские народные инструменты.
  18. Ладовая организация русской народной песни.
  19. Типы народно-песенного многоголосия.
  20. Ритмика русской традиционной песни.
  21. Значение основных средств выразительности в русской народной песне.
  22. История собирания русских народных песен.
  23. Исполнение народных песен русскими певцами (Ф. Шаляпин, Н. Нежданова, С. Лемешев).
  24. Использование народных песен в творчестве русских композиторов.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Зарубежная музыка

1. Гивенталь И., Щукина Л. Музыкальная литература. Вып.1. – М., 1976

2. Гивенталь И., Гингольд Л. Музыкальная литература. Вып.2. – М., 1984

3. Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.3.- М.,1983

4. Левик Б. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.2.- М.,1979

5. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.2. – М., 2002

6. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. 5. – М.,1980

7. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.6. – М.,1994


Дополнительная литература

8. Аберт Г. В. А. Моцарт. Ч.1-2. – М., 1978-1990

9. Барсова И. Симфонии Густава Малера. – М., 1975

10. Бенестад Ф., Шельдеруп-Эббе Д. Эдвард Григ. Человек и художник. – М., 1986

11. Берлиоз Г. Мемуары. – М., 1967

12. Бетховен Л. Сборник статей. – М.,1972

13. Бетховен Л. Письма. – М.,1970

14. Бэлза И. Исторические судьбы романтизма и музыка. – М.,1985

15. Вагнер Р. Избранные работы. – М., 1978

16. Варунц В. Музыкальный неоклассицизм. – М.,1988

17. Дж.Верди. Избранные письма. – М.,1959

18. Ворбс Г. Х. Мендельсон-Бартольди. – М., 1966

19. Вульфиус П. Франц Шуберт. – М., 1983

20. Данилевич Л. Джакомо Пуччини. – М., 1969

21. Дебюсси и музыка ХХ века. – Л., 1984

22. Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. – М., 1973

23. Друскин М. О западноевропейской музыке ХХ века. – М., 1973

24. Друскин М. Пассионы и мессы И. С. Баха. – Л., 1976

25. Екимовский В. Оливье Мессиан. – М., 1987

26. Житомирский Д. Шуман. – М., 1964

27. Захарова О. Риторика и западноевропейская музыка ХVII- первой половины ХVIII века. – М., 1983

28. Зейфас Н. Традиция барокко в музыке Моцарта// Музыкальная академия. 1992, №2, с.184-186

29. Зенкин К. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. – М.,1997

30. Ивашкин А. Кшиштоф Пендерецкий. – М.,1983

31. Кириллина Л. Бог, царь, герой и оперная революция// Советская музыка.1991, №12

32. Кириллина Л. Классический стиль в музыке ХVIII – начала ХIХ веков.

Самосознание и музыкальная эстетика. – М.,1996

33. Кириллина Л. Опера-буффа и ХХ век// Музыкальная академия. 1995, №3, с.179-188

34. Конен В. История зарубежной музыки. Вып. 3. – М., 1981

35. Конен В. Этюды о зарубежной музыке. – М.,1975

36. Конен В. Театр и симфония. – М., 1968

37. Крауклис Г. «Лоэнгрин» Вагнера. – М., 1988

38. Крауклис Г. Симфонические поэмы Рихарда Штрауса. – М.,1970

39. Крауклис Г. Симфонические поэмы Ф.Листа. – М.,1974

40. Кремлев Ю. Клод Дебюсси. – М.,1965

41. Левая Т., Леонтьева О. Пауль Хиндемит. – М., 1974

42. Леонтьева О. Карл Орф. – М.,1984

43. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года. Т.1. – М., 1982. Т.2 – М., 1983

44. Мазель Л. Исследования о Шопене. – М., 1971

45. Мартынов И. Морис Равель. – М., 1974

46. Мильштейн Я. Ф. Лист. – М., 1987

47. Музыка Французской революции XVIII века. Бетховен. – М., 1967

48. Музыкальная эстетика Франции XIX века. – М., 1974

49. Неклюдов Ю. Симфонизм Гайдна и Моцарта – общность или контраст?// Музыкальная академия.1995, №3, с.187-189

50. Нестьев И. Бела Барток. – М.,1969

51. От Люлли до наших дней. – М.,1967

52. Протопопов Вл. Из истории форм инструментальной музыки ХVI – ХVIII веков. Хрестоматия. – М., 1980

53. Рихард Вагнер. Сборник статей. – М., 1987

54. Роллан Р. Гендель. – М., 1984

55. Русская книга о Бахе. – М., 1986

56. Рыцарев С. Кристоф Виллибальд Глюк. – М., 1987

57. Соколов А. Музыкальная композиция ХХ века. – М., 1992

58. Сысоева Е. Симфонии Онеггера. – М., 1975

59.Тараканов М. Творческий путь Альбана Берга. – М.,1976

60. Холопова В., Холопов Ю. Антон Веберн. – М., 1984

61. Хохлов Ю. Песни Шуберта. – М., 1987

62. Царева Е. Иоганнес Брамс. – М., 1986

63. Цуккерман В. Соната си минор Ф. Листа. – М., 1984

64. Чередниченко Т. Музыка в истории культуры. Долгопрудный, 1994

65. Черная Е. Моцарт и австрийский музыкальный театр. – М.,1963

66. Чигарева Е. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени. – М., 2001

67. Чичерин Г. Моцарт. – Л.,1970

68. Швейцер А. Иоганн Себастиан Бах. – М., 1964

69. Шопен. Письма. – М., 1980

70. Шуман Р. О музыке и музыкантах. – Т.1. – М., 1975. Т.2. – М., 1979



Русская музыка

1. Русская музыкальная литература. Вып. 1-4.- Л., любое изд.

2. Отечественная музыкальная литература. Вып.1.- М.,1996

3. Отечественная музыкальная литература. Вып.2.- М., 2002

4. История русской музыки. Вып.1.- М., 1990

5. История русской музыки. Вып.2.- М.,1987

6. История русской музыки. Т. 2. П. И. Чайковский. – М.,1986

7. История русской музыки. Т.2, кн.2. Н. А. Римский-Корсаков. – М.,1979



Дополнительная литература

1. Альшванг А. П. И. Чайковский. – М.,1970

2. Асафьев Б. Глинка. – Л.,1978

3. Асафьев Б. Книга о Стравинском. – Л., 1977

4. Асафьев Б. Симфонические этюды. – М., 1970

5. Бернандт. Г. С. И. Танеев. – М.,1983

6. Беседы с Альфредом Шнитке. – М., 1983

7. Бобровский В. Камерно-инструментальные ансамбли Д. Шостаковича. – М.,1961

8. Бобровский В. Программный симфонизм Шостаковича// Музыка и современность. Вып.3. – М., 1965

9. Брянцева В. С. В. Рахманинов. – М., 1976

10. Васина-Гроссман В. Русский романс XIX века. – М., 1956.

11. Вершинина И. Ранние балеты Стравинского. – М., 1967

12. Воспоминания о П. И. Чайковском. – М.,1959

13. Георгий Свиридов. Сборник статей. Сост. и общ. ред. Д. Фришмана. – М., 1971

14. Глинка М. Записки. – М.,1988

15. Дельсон В. Скрябин. Очерки жизни и творчества. – М.,1971

16. Дианин С. Бородин. – М.-Л.,1965

17. Друскин М. И. Стравинский. Л., 1982

18. Дурандина Е. Вокальное творчество Мусоргского. – М.,1985

19. Иконников А. Художник наших дней Н. Я. Мясковский. – М.,1966

20. Ильина С. «Курские песни» Свиридова и некоторые особенности его стиля// Вопросы теории музыки. Вып. 3.- М.,1975

21. Келдыш Ю. Очерки и исследования по истории русской музыки. – М., 1978

22. Келдыш Ю. Рахманинов и его время. – М., 1973

23. Келдыш Ю. Русская музыка XVIII века. – М.,1965

24. Корабельникова Л. Творчество С. И. Танеева. – М.,1986

25. Левашева О. Глинка. Т.1.-М.,1987. Т.2. – М.,1988

26. Михайлов М. А. К. Лядов. Очерк жизни и творчества. – Л., 1985

27. Нестьев И. Жизнь С. Прокофьева. – М.,1973

28. Одоевский В. Избранные музыкально-критические статьи. – М.-Л., 1951

29. Павчинский С. Произведения Скрябина позднего периода. – М., 1969

30. Прокофьев С. Автобиография. – М.,1973

31. Прокофьев С. Статьи и материалы. Изд.2-е.- М., 1965

32. Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни, любое изд.

33. Рыцарева М. Композитор Д. Бортнянский. Жизнь и творчество. – Л., 1979

34. Сабинина М. Шостакович-симфонист. – М., 1976

35. Серов А. «Русалка»: опера А. С. Даргомыжского. – М., 1953

36. Серов А. Руслан» и русланисты. Опыт технической критики над музыкой М.И.Глинки. Роль одного мотива в целой опере «Жизнь за царя»// Избранные статьи. Вып.1.- М., 1974

37. Скребков С. Русская хоровая музыка XVII – начала XVIII в. – М., 1969

38. Слонимский С. Симфонии Прокофьева. – Л.,1964

39. Слонимский С. Черты симфонизма С. Прокофьева// Музыка и современность. – М., 1962

40. Соловцов А. Симфонические произведения Римского-Корсакова. – М., 1960

41. Сохор А. Георгий Свиридов. Изд. 2-е.- М.,1972

42. Сохор А. Бородин. – М.-Л., 1965

43. Стравинский И.Ф. Диалоги. – Л., 1971

44. Стравинский И.Ф. Статьи и материалы. – М.,1973

45. Тараканов М. Стиль симфоний Прокофьева. – М.,1968

46. Туманина Н. Чайковский. Великий мастер. – М.,1968

47. Туманина Н. Чайковский. Путь к мастерству. – М., 1962

48. Успенский Н. Древнерусское певческое искусство. – Л.,1965

49. Федосова Э О диатонических ладах у Д. Шостаковича// Вопросы теории музыки. Вып.2.- М.,1970

50. Фрид Э. М. П. Мусоргский. Проблемы творчества. – Л.,1981

51. Холопов Ю. Современные черты гармонии Прокофьева. – М., 1967

52. Холопов Ю. Мусоргский как композитор ХХ века// М. П. Мусоргский и музыка ХХ века. Ред.-сост. Г. Головинский. 0- М., 1990

53. Холопова В. С. А. Губайдулина. – М., 1994

54. Холопова В., Чигарева Е. А. Шнитке. – М., 1990

55. Хопрова Т. А. Г. Рубинштейн. – Л.,1987

56. Цуккерман В. Выразительные средства музыки Чайковского. – М.,1971

57. Черты стиля Прокофьева. Сборник статей. – М.,1962

58. Черты стиля Шостаковича. Сборник статей. – М.,1962

59. Ширинян Р. Оперная драматургия Мусоргского. – М., 1981


Народное творчество

1. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Кн.1.-Л., 1965

2. Балакирев М. Русские народные песни. – М., 1957

3. Балашов Д., Марченко Ю., Калмыкова Н. Русская свадьба. – М., 1985

4. Бачинская Н. Русские хороводы и хороводные песни. – М., 1951

5. Белкин А. Русские скоморохи. – М.,1975

6. Вертков К. Русские народные музыкальные инструменты. – М.,1975

7. Гилярова Н. Народный романс. – М.,1998

8. Гиппиус Е., Эвальд З. Песни Пинежья. – М.,1937

9. Гошовский В. У истоков народной музыки славян. – М., 1971

10. Данилов Кирша. Древние российские стихотворения, собранные Киршей Даниловым. – М., 1958

11. Ефимова Л. Русский народный костюм. – М., 1988

12. Ефименкова Б. Северно-русская причеть. – М., 1980

13. Ефименкова Б. Северные байки. – М., 1977

14. Земцовский И. Мелодика календарных песен. – Л., 1975

15. Истомин И. Припевки енисейских лесоплавщиков. – М., 1977

16. Кулаковский Л. Искусство села Дорожево. У истоков народной музыки и театра. – М., 1965

17. Линева Е. Великорусские песни в народной гармонизации. Вып. 1-2. – Спб., 1904, 1909

18. Лядов А. Песни русского народа. – М.,1959

19. Медведева М. Духовные стихи русского народа. – М.,1998

20. Мехнецов А. Хороводные песни, записанные в Томской области. – М.,1975

21. Павлова О. Народные песни Смоленской области, напетые А. И. Глинкиной. – М.,1969

22. Песни Подмосковья, собранные П. Ярковым. – М., 1951

23. Пушкина С. Русские народные песни Московской области. – М.,1988

24. Попова Т. Основы русской народной музыки. – М.,1977

25. Римский-Корсаков Н. Собрание русских народных песен. – М.,1977

26. Руднева А., Щуров В., Пушкина С. Русские народные песни в многомикрофонной записи. – М.,1979

27. Руднева А. Курские танки и карагоды. – М., 1975

28. Руднева А. Русское народное музыкальное творчество. – М.,1994

29. Свитова К. Народные песни Брянской области. – М.,1966

30. Стихович М. Русские народные песни. – М.,1964

31. Трутовский В. Собрание русских простых песен с нотами. – М.,1953

32. Успенский Н. Лады русского Севера. – М., 1973

33. Фраенова Е. Русское народное музыкальное творчество. – М., 2000

34. Щуров В. Стилевые основы русской народной музыки. М.,1998

35. Щуров В. Южнорусская песенная традиция. – М.,1987

36. Христиансен Л. Уральские народные песни. – М.,1961



© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования