НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
примерная программа для специальности
0504 Теория музыки
ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Москва
2004
Одобрена Учебно-методическим советом по группе специальностей 0500 среднего профессионального образования
Председатель Г.В.Маяровская
Министерство культуры Российской Федерации
Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0504 Теория музыки
Составители | – | И.А.Писаревская, преподаватель Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных, заслуженный работник культуры РФ М.В.Медведева, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных, кандидат педагогических наук |
Рецензенты | – | Е.В.Кириллова, преподаватель Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных Е.М.Царева, профессор Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, доктор искусствоведения |
Редактор | – | О.Н.Соколова |
Примерная программа является основой для разработки рабочих программ в образовательных учреждениях среднего профессионального образования с учетом региональных, национальных и других особенностей подготовки специалистов.
Примерная программа по предметам «Музыкальная литература» и «Народное творчество» составлена в соответствии с ГОС СПО второго поколения и отражает современные требования к обучению и профессиональной деятельности выпускников специальности 0504 Теория музыки. Она направлена на повышение качества профессионального образования, воспитание интеллектуального и мобильного специалиста.
Предмет «Музыкальная литература», который изучается на протяжении 8-ми семестров, и предмет «Народное творчество», изучаемый во 2-м и 3-м семестрах, занимают важнейшее место среди специальных дисциплин.
Основной целью, которая ставится в процессе обучения по предметам «Музыкальная литература» и «Народное творчество», является развитие у будущего специалиста музыкального вкуса, приобретение знаний о важнейших этапах музыкально-исторического процесса (в связи с другими видами искусств), об истории той или иной страны, культурных эпохах, о фольклорном искусстве как особом культурном феномене. Эти курсы формируют целостные представления о художественных стилях на основе изучения их специфики и освоения связанных с ними музыкально-языковых средств.
Лекционные и семинарские занятия, учебно-практические работы, формирующие, наряду со смежными курсами специальных дисциплин, необходимые навыки анализа музыкальных произведений, направлены прежде всего на подготовку выпускника к преподавательской и культурно-просветительской деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой.
Особая значимость предметов «Музыкальная литература» и «Народное творчество» связана с подготовкой выпускников к их профессиональной деятельности и дальнейшему профессиональному обучению в высших учебных заведениях соответствующего профиля.
В процессе обучения по предметам «Музыкальная литература» и «Народное творчество» должны применяться технические средства (аудио и видеотехника, мультимедиа и другие), что, несомненно, повышает интерес к изучаемым предметам, а также дает возможность не только услышать, но и «увидеть» музыкальные произведения (фрагменты оперных и балетных спектаклей, фольклорных действ, художественных фильмов о композиторах, нотный текст, партитуры и т.п.). В задачу предмета «Музыкальная литература» входит не только приобщение учащегося к художественным духовным ценностям, но и глубоко профессиональное изучение музыкальной культуры. Систематические занятия по данному предмету дают возможность овладеть необходимым теоретическим курсом, специальной терминологией, стимулируют развитие речи учащихся. В стилевой характеристике произведений должны воссоединяться знания учащихся по всем музыкально-теоретическим дисциплинам, а также общим гуманитарным дисциплинам и социально-экономическим (в особенности, литературе, мировой художественной культуре, философии).
В результате изучения предметов «Музыкальная литература» и «Народное творчество» выпускник специальности «Теория музыки» должен представлять историю развития музыкальной культуры, связанную со спецификой национальных традиций, знать творческие биографии крупнейших зарубежных и русских композиторов, ориентироваться в композиторском стиле и стиле эпохи, использовать знание теоретических основ музыкального искусства при анализе конкретных музыкальных произведений.
Предложенный ниже тематический план представляет один из возможных вариантов построения курса.
Распределение материала в данном плане соответствует продолжительности учебных семестров (16 и 20 недель, а в 8-м семестре – 19 недель), установленной в Государственном музыкальном колледже имени Гнесиных, и может быть изменено в других условиях.
Наименование разделов курса | Количество аудиторных часов при очной форме обучения |
1. Старинная зарубежная музыка | 32 |
2. Зарубежная музыка XVIII-XIX веков | 324 |
3. Зарубежная музыка ХХ века | 40 |
4. Русская музыка | 355 |
5. Русская музыка ХХ века | 32 |
6. Народное творчество | 72 |
Введение
Изучение зарубежной музыки занимает в учебном плане 5 семестров. Первые 4 из них посвящены освоению музыкальной культуры длительного периода: от эпохи Древнего мира до начала ХХ века.
В первом семестре (в связи со сложностью и большим объемом изучаемого материала) рекомендуется выделить в качестве самостоятельного раздела курс «Старинная зарубежная музыка» (раздел I), который позволяет более подробно ознакомить учащихся со сложным процессом становления и развития музыкального искусства Западной Европы. Данный раздел зарубежной музыки охватывает темы от первой до шестой (Г. Ф. Гендель). В рамках больших обзорных тем, по желанию преподавателя, на лекциях или семинарских занятиях, можно более подробно остановиться на конкретном материале. Так, например, в теме «Инструментальная музыка XVII – первой половины XVIII веков» может быть более детально освещено творчество Вивальди, Корелли, Тартини, Д.Скарлатти или других композиторов.
В 6 семестре рекомендуется продолжить изучение зарубежной музыкальной литературы в курсе «Зарубежная музыка ХХ века» (раздел III). Этот раздел должен открываться обзорной вводной лекцией об основных тенденциях и направлениях музыкального искусства ХХ века, включая характеристики национальных композиторских школ и монографические темы, изложенные преподавателем с разной степенью подробности. Согласно желанию преподавателя, формой занятий могут быть как лекции, так и семинары.
Необходимыми требованиями к знаниям и умениям учащихся являются:
- знание стилистики эпохи, биографий и стиля композиторов;
- умение характеризовать и анализировать музыкальные произведения;
- определять на слух предложенные произведения;
- логично выстроить свой ответ и иллюстрировать его показом музыкального произведения или фрагмента на инструменте;
- умение работать с литературой, в том числе, нотной, текстом клавира, симфонической партитурой.
Основными формами проверки являются текущие опросы перед началом лекции, разного рода тесты, зачетные уроки после крупной темы или нескольких тем, а также в конце семестра. Экзамены по зарубежной музыкальной литературе предусмотрены во втором и четвертом семестрах. Курс «Зарубежная музыка ХХ века» завершается зачетом. В итоговой государственной аттестации экзаменационный билет обязательно включает один вопрос из курса «Зарубежная музыка».
Тематика семинарских занятий и курсовых работ обширна. На семинарские занятия могут быть вынесены некоторые несложные темы курса; показ произведений, не входящих в обязательную программу; темы, которые могут дополнить и расширить представления учащихся о стиле композитора или эпохи.
Подобная проблематика может быть отражена и в темах курсовых работ, которые предлагаются преподавателем или выбираются самим учащимся. Написание курсовой работы требует определенных навыков культуры письменной речи, грамотного оформления, в связи с чем необходимы рекомендации преподавателя.
Раздел I. Старинная зарубежная музыка. Раздел II. Зарубежная музыка XVIII-XIX веков.
Тематическое содержание разделов
1. Возникновение музыки. Музыкальное искусство Древнего мира и античности.
2. Музыка эпохи Средневековья и Возрождения.
3. Музыкальная культура Западной Европы XVII – первой половины XVIII века.
4. Основные жанры инструментальной музыки.
5. Возникновение и развитие оперы.
6. Г. Гендель. Творческий облик. Ораториальное творчество: оратории «Самсон», «Мессия», «Израиль в Египте» (отрывки). Инструментальное творчество.
7. И. С. Бах. Жизненный и творческий путь. Характеристика творчества. Клавирное творчество: Хорошо темперированный клавир, Хроматическая фантазия и фуга, Английские и Французские сюиты, Итальянский концерт. Органное творчество. Вокально-инструментальные произведения: Месса h-moll, «Страсти по Матфею», кантаты.
8. К. В. Глюк. Творческий облик. Оперная реформа. Опера «Орфей». Увертюры к операм «Альцеста» и «Ифигения в Авлиде.
9. И. Гайдн. Жизненный и творческий путь. Клавирное творчество. Симфоническое творчество: симфонии №№45,103,104. Оратория «Времена года».
10. В. А. Моцарт. Жизненный и творческий путь. Клавирное творчество: сонаты и концерты для фортепиано. Симфоническое творчество: симфонии №№40, 41. Оперное творчество: оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта». Реквием.
11. Л. Бетховен. Жизненный и творческий путь. Фортепианные произведения: сонаты №№8, 14, 17, 21, 23, 31; концерт для фортепиано с оркестром №3. Симфоническое творчество: симфонии №№3, 5, 6, 9; №7(обзорно); увертюры «Эгмонт», «Леонора» №3. Камерное творчество: квартет по выбору преподавателя.
12. Ф. Шуберт. Жизнь композитора, характеристика творчества. Вокальное творчество: баллада «Лесной царь», отдельные песни, вокальные циклы «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь», «Лебединая песнь». Симфоническое творчество: симфонии №№8, 9. Камерные произведения (по выбору преподавателя). Фортепианные сочинения (по выбору преподавателя).
13. К. М. Вебер. Творческий облик. «Волшебный стрелок» как первая немецкая романтическая опера. Увертюра «Оберон». «Приглашение к танцу».
14. Ф. Мендельсон. Творческий облик. Песни без слов. Музыка к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Концерт для скрипки с оркестром. Шотландская симфония.
15. Д. Россини. Творческий облик. Итальянская опера первой половины XIX века. Опера «Севильский цирюльник». Увертюра к «Вильгельму Теллю».
16. Р. Шуман. Жизнь композитора. Характеристика творчества. Литературно-критическая деятельность. Фортепианное творчество: Фантастические пьесы, «Карнавал», Симфонические этюды. Вокальное творчество: «Любовь поэта», «Любовь и жизнь женщины». Симфонические произведения: увертюра «Манфред», симфония №4.
17. Ф. Шопен. Жизнь композитора. Характеристика творчества. Танцевальные жанры (мазурки, вальсы, полонезы). Ноктюрны. Прелюдии. Этюды. Баллады. Сонаты.
18. Г. Берлиоз. Жизненный путь. Характеристика творчества. Фантастическая симфония. «Ромео и Джульетта» (обзорно).
19. Ф. Лист. Жизненный и творческий путь. Фортепианное творчество: «Годы странствий». Венгерские рапсодии. Соната h-moll. Концерт Еs-dur. Этюды. Транскрипции. Симфонические поэмы: «Прелюды», «Тассо». Песни.
20. Р. Вагнер. Жизненный и творческий путь. Принципы оперной реформы. Опера «Тангейзер» (обзорно). Опера «Лоэнгрин». Тетралогия «Кольцо Нибелунга». Оперы «Тристан и Изольда» и «Нюрнбергские майстерзингеры» (обзорно).
21. И. Брамс. Творческий облик. Фортепианное творчество. Симфоническое творчество: симфония №4. Песни.
22. Дж. Верди. Жизненный и творческий путь. Характеристика оперного творчества. Оперы: «Риголетто», «Травиата», «Аида», «Отелло».
23. Ш. Гуно. Творческий облик. Опера «Фауст».
24. Ж. Бизе. Творческий облик. Музыка к драме А. Доде «Арлезианка». Опера «Кармен».
25. Б. Сметана. Творческий облик. Опера «Проданная невеста». Симфоническая поэма «Влтава».
26. А. Дворжак. Творческий облик. Симфония №9 (»Из Нового Света»). Концерт для виолончели с оркестром.
27. Э. Григ. Творческий облик. Фортепианное творчество: «Лирические пьесы». Соната для скрипки №3. Концерт для фортепиано с оркестром. Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». Вокальное творчество.
28. К. Дебюсси. Импрессионизм в живописи и музыке. Жизненный и творческий путь композитора. Симфоническое творчество: Прелюд «Послеполуденный отдых фавна». «Ноктюрны». Произведения для фортепиано: прелюдии, «Остров радости», «Бергамасская сюита».
29. М. Равель. Жизненный и творческий путь. Характеристика творчества. Фортепианные сочинения: «Игра воды», «Павана на смерть инфанты». Сонатина. «Ночной Гаспар». Симфоническое творчество: «Испанская рапсодия». Болеро.
Тематическое содержание раздела
1. Развитие западноевропейской музыкальной культуры на рубеже ХIХ – XX веков и в первой половине ХХ века (обзор).
2. Г. Малер. Жизненный и творческий путь. Характеристика творчества. «Песни странствующего подмастерья». Симфонии №№ 1, 4.
3. Р. Штраус. Творческий облик. Характеристика творчества. Симфонические поэмы «Дон Жуан», «Тиль Уленшпигель».
4. П. Хиндемит. Жизнь композитора. Характеристика творчества. «Ludus tonalis». Симфония «Художник Матис».
5. К. Орф. Кантата «Кармина Бурана».
6. А. Шенберг. Творческий облик. «Лунный Пьеро».
7. А. Берг. Творческий облик. Скрипичный концерт. Опера «Воццек» (обзорно).
8. А. Веберн. Творческий облик. Пассакалья. 5 пьес для оркестра ор.10.
9. А. Онеггер. «Пасифик 231». Симфония №3. Оратория «Жанна д' Арк на костре».
10. Ф. Пуленк. Опера «Человеческий голос».
11. Д. Мийо. Бразильские танцы.
12. Д. Гершвин. Опера «Порги и Бесс». Рапсодия в стиле блюз.
13. В. Лобос. «Бразильские бахианы».
14. Б. Бриттен. Оперы «Сон в летнюю ночь», «Питер Граймс» (обзорно).
15. Б. Барток. Музыка для струнных, ударных и челесты. «Микрокосмос».
16. З. Кодаи. Опера «Хари Янош» ( обзорно).
17. Развитие западноевропейской музыки в 50- 90-х годах ХХ века (обзор).
18. О. Мессиан. «Экзотические птицы». «Двадцать взглядов на лик младенца Иисуса Христа».
19. К. Пендерецкий. Псалом.
Примерные темы курсовых работ
1. Светские кантаты И. С. Баха.
2. Сонаты (»Экзерсисы») для фортепиано Д. Скарлатти.
3. В. Моцарт и К. Глюк – реформаторы оперного жанра.
4. «Детские сцены» Р. Шумана.
5. Симфонии Ф. Шуберта №4 и №5 (сравнительный анализ).
6. М. Равель. «Гробница Куперена».
7. «Детский уголок» К. Дебюсси.
8. Ф. Пуленк и его «Пасторальный концерт».
Введение
Изучение русской музыки начинается в 5-м семестре и продолжается до конца 8-го семестра. В 7-м семестре рекомендуется продолжить изучение «Русской музыкальной литературы» в курсе «Русская музыка ХХ века» (раздел V). Данный раздел призван расширить тематику курса и познакомить учащихся с творчеством наиболее значительных композиторов второй половины ХХ века.
Программа пятого раздела предлагает несколько тем – творческих портретов. Однако, по желанию преподавателя, соответственно имеющимся в учебном заведении нотным и аудиоматериалам, предложенные темы могут быть заменены и дополнены.
Основными требованиями в изучении «Русской музыкальной литературы» являются те, что уже отмечались во введении к разделу «Зарубежная музыка». Однако, достаточная подготовленность учащихся к 5-му семестру позволяет преподавателю ставить более сложные задачи, направленные на обучение основам профессионального мышления: умению рассматривать произведение искусства с исторической и эстетической точек зрения; сравнивать и обобщать различные явления культуры, сопоставлять разные национальные школы, различные виды искусств).
Формы проверки знаний: тесты, зачетные занятия после изучения одной крупной или нескольких тем, зачет в конце 5-го и 7-го семестров, опросы, выявляющие знание музыкального материала, экзамены в конце 6-го и 8-го семестров. Вопрос по курсу «Русской музыка» непременно включается в билет на государственной аттестации по предмету «Музыкальная литература». В 5-м семестре предполагается написание курсовой работы.
Тематическое содержание раздела
1. Развитие русского музыкального искусства в период от Х до начала ХIХ века (обзор).
2. Творчество композиторов-современников М. И. Глинки (А. Алябьев, А. Варламов, А. Гурилев, А. Верстовский).
3. Жизнь и творчество М. И. Глинки. Оперы «Жизнь за царя» (»Иван Сусанин»), «Руслан и Людмила». Симфонические произведения: «Камаринская», «Арагонская хота», «Вальс-фантазия». Романсы.
4. Жизнь и творчество А. С. Даргомыжского. Романсы и песни. Оперы «Русалка», «Каменный гость».
5. Музыкальное искусство 50-60-х годов XIX века. Творчество М. А. Балакирева, А. Г. Рубинштейна. Опера Рубинштейна «Демон».
6. А. П. Бородин. Жизнь и творчество. Опера «Князь Игорь». Симфония № 2 (»Богатырская»). Квартет № 2. Романсы.
7. М. П. Мусоргский. Жизнь и творчество. Камерное вокальное творчество: песни и вокальные циклы. Оперы «Борис Годунов» и «Хованщина». «Картинки с выставки».
8. Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество. Оперы: «Псковитянка», «Снегурочка», «Садко», «Царская невеста». «Сказание о невидимом граде Китеже» и «Золотой петушок» (обзорно). Симфоническая сюита «Шехеразада». Романсы.
9. П. И. Чайковский. Жизнь и творчество. Оперы: «Евгений Онегин», «Пиковая дама», Симфонические произведения: увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», симфонии №№ 1, 4, 5, 6. Романсы. Балет «Щелкунчик».
10. Музыкальная жизнь России в конце ХIХ – начале ХХ века (обзор).
11. С. И. Танеев. Жизнь и творчество. Кантата «Иоанн Дамаскин». Хоровые сочинения. Романсы. Симфония с-moll.
12. А. Н. Глазунов. Жизнь и творчество. Симфонии: № 5, 6. Концерт для скрипки с оркестром. Балет «Раймонда» (обзорно).
13. А. К. Лядов. Творческий облик. Фортепианные сочинения. Симфонические миниатюры: «Баба-Яга», «Кикимора», «Волшебное озеро». 8 русских народных песен для оркестра.
14. А. Н. Скрябин. Жизнь, философский мир и творчество композитора. Фортепианные сочинения: прелюдии ор.11, 16, 22, 27, 67, 74; поэмы ор.32, «К пламени», этюды ор.8, ор.65; сонаты №№3, 4, 5, 9. Симфония №3 (»Божественная поэма»). «Поэма экстаза».
15. С. В. Рахманинов. Жизнь и творчество. Фортепианные сочинения: «Музыкальные моменты», прелюдии, этюды-картины, концерты для фортепиано с оркестром №№ 1, 2, 3. Симфонические произведения: симфония №3, «Симфонические танцы». «Всенощная». Романсы.
16. И. Ф. Стравинский. Жизнь и творчество. Балеты русского периода: «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная». Симфония псалмов.
17. Основные этапы развития русской музыки в ХХ веке.
18. Жизнь и творчество Н. Я. Мясковского. Симфонии: №№5, 6, 21, 27.
19. Жизнь и творчество С. С. Прокофьева. Фортепианные сочинения: «Мимолетности», «Сарказмы», концерт для фортепиано с оркестром №3, сонаты №№ 2, 7. Кантата «Александр Невский». Балет «Ромео и Джульетта». Симфонии: №№ 1, 5, 7. Опера «Война и мир».
20. Жизнь и творчество Д. Д. Шостаковича. Симфонии: №№ 1, 5, 7, 8, 11, 14. Фортепианный квинтет. Фортепианные сочинения: прелюдии ор.34, прелюдии и фуги ор.87. Опера «Катерина Измайлова».
21. Жизнь и творчество Г. В. Свиридова. Вокальный цикл на стихи Р. Бернса. «Поэма памяти Сергея Есенина». «Курские песни». «Пушкинский венок».
22. Творческий облик А. И. Хачатуряна. Концерт для скрипки с оркестром. Балеты «Гаянэ» и «Спартак» (обзорно).
Тематическое содержание раздела
1. Основные тенденции развития русской музыки в 60-х – 90-х годах XX столетия.
2. В. А. Гаврилин. Творческий облик. Вокальный цикл «Русская тетрадь». Симфония-действо «Перезвоны».
3. А. Г. Шнитке. Творческий облик. Concerto grosso №1. Реквием.
4. Р. К. Щедрин. Творческий облик. Концерты для фортепиано с оркестром №№1, 3. Опера «Мертвые души» (обзор).
5. Н. Н. Сидельников. Творческий облик. Концерт «Русские сказки». Кантата «Сокровенны разговоры».
6. Э. В. Денисов. Творческий облик. «Живопись». «Плачи».
7. С. А. Губайдулина. Творческий облик. «Ночь в Мемфисе».
Примерные темы курсовых работ
1. Испанская тема в русской музыке.
2. М. Глинка – автор «Записок». Литературное наследие композитора.
3. Художники-передвижники и «Могучая кучка».
4. М. Мусоргский и его вокальный цикл «Раек».
5. Камерные сочинения С. И. Танеева.
6. Фортепианное творчество К. Метнера.
7. Р. Щедрин. Прелюдии и фуги.
8. А. Шнитке. «Гимны».
Введение
Курс рассчитан на 72 часа (2-й и 3-й семестры). Цель курса – познакомить учащихся с русским народным музыкальным творчеством, сформировать интерес к традиционному песенному и инструментальному фольклору, показать пути претворения музыкального фольклора в композиторском творчестве.
Основными задачами курса являются:
- освоение жанровой системы традиционного русского музыкального искусства;
- осмысление музыкального фольклора как особого типа художественной культуры;
- приобретение основных сведений о специфике средств выразительности и получение навыков анализа музыкальной и поэтической сторон в музыкальном фольклоре;
- формирование умения многоголосно распеть народно-песенный мотив.
Занятия проводятся в форме групповых (лекционных и семинарских) уроков. Дифференцированные зачеты проводятся в конце 2-го и 3-го семестров. Занятия иллюстрируются аудиозаписями с подлинными народными песнями и инструментальными наигрышами, а также различными песенными сборниками.
В результате изучения курса учащиеся должны:
- знать основные жанры музыкального фольклора;
- ориентироваться в системе выразительных средств народных песен;
- выполнить не менее трех обработок народных песен в виде хоровых партитур;
- принять участие в коллективном распеве трех народных песен;
- выступить с докладами на семинарских занятиях не менее двух раз в семестр.
Тематическое содержание раздела
- Определение понятия «фольклор». Составные части фольклора.
- Общие черты и отличия профессионального музыкального искусства и народного музыкального творчества.
- Становление жанровой системы русского музыкального фольклора.
- Характеристика календарного цикла в русском музыкальном фольклоре.
- Календарные земледельческие песни и обряды.
- Эпические жанры: былины. Сказы, скоморошины.
- Трудовые припевки и песни.
- Семейно-бытовые жанры (колыбельные, плачи).
- Хороводные, игровые и плясовые песни.
- Характеристика свадебного обряда и песен.
- Русская лирическая протяжная песня.
- Исторические песни, баллады.
- Духовные стихи.
- Канты и их связь с русской народной песней.
- Городская народная песня XVIIII – XIX веков.
- Частушки.
- Русские народные инструменты.
- Ладовая организация русской народной песни.
- Типы народно-песенного многоголосия.
- Ритмика русской традиционной песни.
- Значение основных средств выразительности в русской народной песне.
- История собирания русских народных песен.
- Исполнение народных песен русскими певцами (Ф. Шаляпин, Н. Нежданова, С. Лемешев).
- Использование народных песен в творчестве русских композиторов.
Зарубежная музыка
1. Гивенталь И., Щукина Л. Музыкальная литература. Вып.1. – М., 1976
2. Гивенталь И., Гингольд Л. Музыкальная литература. Вып.2. – М., 1984
3. Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.3.- М.,1983
4. Левик Б. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.2.- М.,1979
5. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.2. – М., 2002
6. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. 5. – М.,1980
7. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.6. – М.,1994
Дополнительная литература
8. Аберт Г. В. А. Моцарт. Ч.1-2. – М., 1978-1990
9. Барсова И. Симфонии Густава Малера. – М., 1975
10. Бенестад Ф., Шельдеруп-Эббе Д. Эдвард Григ. Человек и художник. – М., 1986
11. Берлиоз Г. Мемуары. – М., 1967
12. Бетховен Л. Сборник статей. – М.,1972
13. Бетховен Л. Письма. – М.,1970
14. Бэлза И. Исторические судьбы романтизма и музыка. – М.,1985
15. Вагнер Р. Избранные работы. – М., 1978
16. Варунц В. Музыкальный неоклассицизм. – М.,1988
17. Дж.Верди. Избранные письма. – М.,1959
18. Ворбс Г. Х. Мендельсон-Бартольди. – М., 1966
19. Вульфиус П. Франц Шуберт. – М., 1983
20. Данилевич Л. Джакомо Пуччини. – М., 1969
21. Дебюсси и музыка ХХ века. – Л., 1984
22. Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. – М., 1973
23. Друскин М. О западноевропейской музыке ХХ века. – М., 1973
24. Друскин М. Пассионы и мессы И. С. Баха. – Л., 1976
25. Екимовский В. Оливье Мессиан. – М., 1987
26. Житомирский Д. Шуман. – М., 1964
27. Захарова О. Риторика и западноевропейская музыка ХVII- первой половины ХVIII века. – М., 1983
28. Зейфас Н. Традиция барокко в музыке Моцарта// Музыкальная академия. 1992, №2, с.184-186
29. Зенкин К. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. – М.,1997
30. Ивашкин А. Кшиштоф Пендерецкий. – М.,1983
31. Кириллина Л. Бог, царь, герой и оперная революция// Советская музыка.1991, №12
32. Кириллина Л. Классический стиль в музыке ХVIII – начала ХIХ веков.
Самосознание и музыкальная эстетика. – М.,1996
33. Кириллина Л. Опера-буффа и ХХ век// Музыкальная академия. 1995, №3, с.179-188
34. Конен В. История зарубежной музыки. Вып. 3. – М., 1981
35. Конен В. Этюды о зарубежной музыке. – М.,1975
36. Конен В. Театр и симфония. – М., 1968
37. Крауклис Г. «Лоэнгрин» Вагнера. – М., 1988
38. Крауклис Г. Симфонические поэмы Рихарда Штрауса. – М.,1970
39. Крауклис Г. Симфонические поэмы Ф.Листа. – М.,1974
40. Кремлев Ю. Клод Дебюсси. – М.,1965
41. Левая Т., Леонтьева О. Пауль Хиндемит. – М., 1974
42. Леонтьева О. Карл Орф. – М.,1984
43. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года. Т.1. – М., 1982. Т.2 – М., 1983
44. Мазель Л. Исследования о Шопене. – М., 1971
45. Мартынов И. Морис Равель. – М., 1974
46. Мильштейн Я. Ф. Лист. – М., 1987
47. Музыка Французской революции XVIII века. Бетховен. – М., 1967
48. Музыкальная эстетика Франции XIX века. – М., 1974
49. Неклюдов Ю. Симфонизм Гайдна и Моцарта – общность или контраст?// Музыкальная академия.1995, №3, с.187-189
50. Нестьев И. Бела Барток. – М.,1969
51. От Люлли до наших дней. – М.,1967
52. Протопопов Вл. Из истории форм инструментальной музыки ХVI – ХVIII веков. Хрестоматия. – М., 1980
53. Рихард Вагнер. Сборник статей. – М., 1987
54. Роллан Р. Гендель. – М., 1984
55. Русская книга о Бахе. – М., 1986
56. Рыцарев С. Кристоф Виллибальд Глюк. – М., 1987
57. Соколов А. Музыкальная композиция ХХ века. – М., 1992
58. Сысоева Е. Симфонии Онеггера. – М., 1975
59.Тараканов М. Творческий путь Альбана Берга. – М.,1976
60. Холопова В., Холопов Ю. Антон Веберн. – М., 1984
61. Хохлов Ю. Песни Шуберта. – М., 1987
62. Царева Е. Иоганнес Брамс. – М., 1986
63. Цуккерман В. Соната си минор Ф. Листа. – М., 1984
64. Чередниченко Т. Музыка в истории культуры. Долгопрудный, 1994
65. Черная Е. Моцарт и австрийский музыкальный театр. – М.,1963
66. Чигарева Е. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени. – М., 2001
67. Чичерин Г. Моцарт. – Л.,1970
68. Швейцер А. Иоганн Себастиан Бах. – М., 1964
69. Шопен. Письма. – М., 1980
70. Шуман Р. О музыке и музыкантах. – Т.1. – М., 1975. Т.2. – М., 1979
Русская музыка
1. Русская музыкальная литература. Вып. 1-4.- Л., любое изд.
2. Отечественная музыкальная литература. Вып.1.- М.,1996
3. Отечественная музыкальная литература. Вып.2.- М., 2002
4. История русской музыки. Вып.1.- М., 1990
5. История русской музыки. Вып.2.- М.,1987
6. История русской музыки. Т. 2. П. И. Чайковский. – М.,1986
7. История русской музыки. Т.2, кн.2. Н. А. Римский-Корсаков. – М.,1979
Дополнительная литература
1. Альшванг А. П. И. Чайковский. – М.,1970
2. Асафьев Б. Глинка. – Л.,1978
3. Асафьев Б. Книга о Стравинском. – Л., 1977
4. Асафьев Б. Симфонические этюды. – М., 1970
5. Бернандт. Г. С. И. Танеев. – М.,1983
6. Беседы с Альфредом Шнитке. – М., 1983
7. Бобровский В. Камерно-инструментальные ансамбли Д. Шостаковича. – М.,1961
8. Бобровский В. Программный симфонизм Шостаковича// Музыка и современность. Вып.3. – М., 1965
9. Брянцева В. С. В. Рахманинов. – М., 1976
10. Васина-Гроссман В. Русский романс XIX века. – М., 1956.
11. Вершинина И. Ранние балеты Стравинского. – М., 1967
12. Воспоминания о П. И. Чайковском. – М.,1959
13. Георгий Свиридов. Сборник статей. Сост. и общ. ред. Д. Фришмана. – М., 1971
14. Глинка М. Записки. – М.,1988
15. Дельсон В. Скрябин. Очерки жизни и творчества. – М.,1971
16. Дианин С. Бородин. – М.-Л.,1965
17. Друскин М. И. Стравинский. Л., 1982
18. Дурандина Е. Вокальное творчество Мусоргского. – М.,1985
19. Иконников А. Художник наших дней Н. Я. Мясковский. – М.,1966
20. Ильина С. «Курские песни» Свиридова и некоторые особенности его стиля// Вопросы теории музыки. Вып. 3.- М.,1975
21. Келдыш Ю. Очерки и исследования по истории русской музыки. – М., 1978
22. Келдыш Ю. Рахманинов и его время. – М., 1973
23. Келдыш Ю. Русская музыка XVIII века. – М.,1965
24. Корабельникова Л. Творчество С. И. Танеева. – М.,1986
25. Левашева О. Глинка. Т.1.-М.,1987. Т.2. – М.,1988
26. Михайлов М. А. К. Лядов. Очерк жизни и творчества. – Л., 1985
27. Нестьев И. Жизнь С. Прокофьева. – М.,1973
28. Одоевский В. Избранные музыкально-критические статьи. – М.-Л., 1951
29. Павчинский С. Произведения Скрябина позднего периода. – М., 1969
30. Прокофьев С. Автобиография. – М.,1973
31. Прокофьев С. Статьи и материалы. Изд.2-е.- М., 1965
32. Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни, любое изд.
33. Рыцарева М. Композитор Д. Бортнянский. Жизнь и творчество. – Л., 1979
34. Сабинина М. Шостакович-симфонист. – М., 1976
35. Серов А. «Русалка»: опера А. С. Даргомыжского. – М., 1953
36. Серов А. Руслан» и русланисты. Опыт технической критики над музыкой М.И.Глинки. Роль одного мотива в целой опере «Жизнь за царя»// Избранные статьи. Вып.1.- М., 1974
37. Скребков С. Русская хоровая музыка XVII – начала XVIII в. – М., 1969
38. Слонимский С. Симфонии Прокофьева. – Л.,1964
39. Слонимский С. Черты симфонизма С. Прокофьева// Музыка и современность. – М., 1962
40. Соловцов А. Симфонические произведения Римского-Корсакова. – М., 1960
41. Сохор А. Георгий Свиридов. Изд. 2-е.- М.,1972
42. Сохор А. Бородин. – М.-Л., 1965
43. Стравинский И.Ф. Диалоги. – Л., 1971
44. Стравинский И.Ф. Статьи и материалы. – М.,1973
45. Тараканов М. Стиль симфоний Прокофьева. – М.,1968
46. Туманина Н. Чайковский. Великий мастер. – М.,1968
47. Туманина Н. Чайковский. Путь к мастерству. – М., 1962
48. Успенский Н. Древнерусское певческое искусство. – Л.,1965
49. Федосова Э О диатонических ладах у Д. Шостаковича// Вопросы теории музыки. Вып.2.- М.,1970
50. Фрид Э. М. П. Мусоргский. Проблемы творчества. – Л.,1981
51. Холопов Ю. Современные черты гармонии Прокофьева. – М., 1967
52. Холопов Ю. Мусоргский как композитор ХХ века// М. П. Мусоргский и музыка ХХ века. Ред.-сост. Г. Головинский. 0- М., 1990
53. Холопова В. С. А. Губайдулина. – М., 1994
54. Холопова В., Чигарева Е. А. Шнитке. – М., 1990
55. Хопрова Т. А. Г. Рубинштейн. – Л.,1987
56. Цуккерман В. Выразительные средства музыки Чайковского. – М.,1971
57. Черты стиля Прокофьева. Сборник статей. – М.,1962
58. Черты стиля Шостаковича. Сборник статей. – М.,1962
59. Ширинян Р. Оперная драматургия Мусоргского. – М., 1981
Народное творчество
1. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Кн.1.-Л., 1965
2. Балакирев М. Русские народные песни. – М., 1957
3. Балашов Д., Марченко Ю., Калмыкова Н. Русская свадьба. – М., 1985
4. Бачинская Н. Русские хороводы и хороводные песни. – М., 1951
5. Белкин А. Русские скоморохи. – М.,1975
6. Вертков К. Русские народные музыкальные инструменты. – М.,1975
7. Гилярова Н. Народный романс. – М.,1998
8. Гиппиус Е., Эвальд З. Песни Пинежья. – М.,1937
9. Гошовский В. У истоков народной музыки славян. – М., 1971
10. Данилов Кирша. Древние российские стихотворения, собранные Киршей Даниловым. – М., 1958
11. Ефимова Л. Русский народный костюм. – М., 1988
12. Ефименкова Б. Северно-русская причеть. – М., 1980
13. Ефименкова Б. Северные байки. – М., 1977
14. Земцовский И. Мелодика календарных песен. – Л., 1975
15. Истомин И. Припевки енисейских лесоплавщиков. – М., 1977
16. Кулаковский Л. Искусство села Дорожево. У истоков народной музыки и театра. – М., 1965
17. Линева Е. Великорусские песни в народной гармонизации. Вып. 1-2. – Спб., 1904, 1909
18. Лядов А. Песни русского народа. – М.,1959
19. Медведева М. Духовные стихи русского народа. – М.,1998
20. Мехнецов А. Хороводные песни, записанные в Томской области. – М.,1975
21. Павлова О. Народные песни Смоленской области, напетые А. И. Глинкиной. – М.,1969
22. Песни Подмосковья, собранные П. Ярковым. – М., 1951
23. Пушкина С. Русские народные песни Московской области. – М.,1988
24. Попова Т. Основы русской народной музыки. – М.,1977
25. Римский-Корсаков Н. Собрание русских народных песен. – М.,1977
26. Руднева А., Щуров В., Пушкина С. Русские народные песни в многомикрофонной записи. – М.,1979
27. Руднева А. Курские танки и карагоды. – М., 1975
28. Руднева А. Русское народное музыкальное творчество. – М.,1994
29. Свитова К. Народные песни Брянской области. – М.,1966
30. Стихович М. Русские народные песни. – М.,1964
31. Трутовский В. Собрание русских простых песен с нотами. – М.,1953
32. Успенский Н. Лады русского Севера. – М., 1973
33. Фраенова Е. Русское народное музыкальное творчество. – М., 2000
34. Щуров В. Стилевые основы русской народной музыки. М.,1998
35. Щуров В. Южнорусская песенная традиция. – М.,1987
36. Христиансен Л. Уральские народные песни. – М.,1961