Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Медиатека < Методические материалы < Мультимедийные учебные пособия < В.А. Кириллова. Гармонический анализ в курсе сольфеджио. Ч.2. Хроматика < ч. 3-3


В.А. Кириллова. Гармонический анализ в курсе сольфеджио. Хроматика
М.: Издательство «Государственный музыкальный колледж имени Гнесиных», 2004, 130 с., нот.
мультимедийное учебное пособие оглавление
3. ОТКЛОНЕНИЯ И МОДУЛЯЦИИ В ТОНАЛЬНОСТИ ДИАТОНИЧЕСКОГО РОДСТВА.
3.3. Отклонения через аккорды субдоминантовой группы. Предкаденционные отклонения в тональность II низкой ступени

        В этой части изучаемой темы представлены отклонения в тональности диатонического родства через функциональный оборот S – D, который реализуется, прежде всего как оборот II7 – V7 в соответствующих обращениях. Та же последовательность гармонических функций раскрывается в обороте IV7 – VII7 в соответствующих обращениях. В процессе модулирования вместо диатонической побочной субдоминанты может прозвучать двойная доминанта или субдоминантовый аккорд, переходящий в DD, после чего следует доминантовая гармония.
        В данный раздел включены такаже предкаденционные отклонения в тональность второй низкой ступени, эллиптические обороты с участием побочных субдоминант и плагальные отклонения.

№ п/п № в раз-
деле
тональность прослушать нотный текст комментарии
122-128 1-7     Следующие семь примеров анализировать по памяти или одновременно с исполнением их на фортепиано. Модулирующие обороты (выборочно) рекомендуется спеть по вертикали (или назвать составляющие их звуки), сохраняя расположение голосов.
129 8 Соль мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
Проанализировать пример по памяти. Повторить на фортепиано диатоническую секвенцию первого предложения и модулирующую секвенцию второго, сохраняя расположение аккордов и мелодию.
130 9 До мажор Соль мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
 
131 10 до минор Соль мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
Отметить фригийский оборот. Повторить на фортепиано первые два такта, сохраняя расположение аккордов.
132 11 ми минор
Для прослушивания необходим Flash Player
Определить значение каждого звука мелодии в структуре аккордов третьего такта. Отметить ладовый оттенок, возникающий в заключительном обороте первого построения. Подчеркнуть функциональную принадлежность побочных тональностей, то есть, определить функции высшего порядка.
133 12 фа-диез минор До-диез мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
Отметить местоположение эллиптического оборота в музыкальной форме.
134 13 фа минор
Для прослушивания необходим Flash Player
Отметить фригийский оборот. Дать двойную трактовку последнего аккорда в пятом такте.
135 14 ми минор Си мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
Сравнить варианты гармонизации фригийского хода в мелодии.
136 15 фа-диез минор Ми мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
Проанализировать гармоническую основу отклонений в тональность ля мажор. Дать краткое название аккорда с увеличенной секстой, звучащего в заключительной каденции.
137 16 Ля мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
 
138 17 ре минор
Для прослушивания необходим Flash Player
Определить структуру периода и дать точные определения каденций. Отметить момент возникновения фригийского оборота. Обратить внимание на разновидности секвенций, их место в музыкальной форме. Детально проанализировать все модулирующие обороты. Повторить на фортепиано или спеть гармонический оборот четвертого такта, сохраняя расположение аккордов и мелодию.
139 18 ми минор
Для прослушивания необходим Flash Player
Обратить внимание на особенность фактуры в пятом – шестом тактах примера и проанализировать их гармоническое содержание. После дополнительного проигрывания уточнить количество голосов в аккордах и назвать их звуки по вертикали, сохраняя расположение.
140 19 фа минор
Для прослушивания необходим Flash Player
В первом предложении примера найти момент перегармонизации мотива и спеть этот мотив с названием звуков. Повторить на фортепиано оба варианта его гармонизации.
141 20 соль минор
Для прослушивания необходим Flash Player
Определить музыкальную форму, проанализировать тонально-гармоническое развитие. Отметить характерную особенность модулирующих оборотов в начальном построении второй части. Сравнить первый и заключительный четырехтакты, подчеркнув их сходство и различие.
142 21 Фа мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
Найти мелодическую вершину и уточнить, каким гармоническим оборотом она подчеркнута, проанализировав его в главной и побочной тональностях. Определить количество голосов в аккордах последнего четырехтакта.
143 22 соль минор Ре мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
Дать предварительную настройку в соль миноре. Проанализировать пример сначала в общем плане (музыкальная форма, тональное развитие, важнейшие гармонические закономерности). Определить гармонии детально, одновременно с исполнением примера на фортепиано, обращая внимание на ладовую окраску отдельных оборотов и тональные оттенки в диатонических секвенциях.
далее…


© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования