Первый юношеский конкурс пианистов имени Гнесиных состоялся в марте 1996 года (22-29). Замысел этого конкурса возник в преддверии 100-летия Государственного музыкального училища имени Гнесиных.
Частное учебное заведение «Училище для детей и взрослых» открылось в 1895 году по инициативе семьи Гнесиных. Три сестры Гнесины – Елена, Евгения и Мария были пианистками, выпускницами Московской консерватории, поэтому в новом учебном заведении ведущую роль играли фортепианные классы. Естественно, что наш Первый конкурс был пианистическим.
Мы признательны генеральному спонсору конкурса – Тюменскому Центральному Агенству Воздушных сообщений и лично его директору Эвелине Бородиной, которая не только обеспечила возможность проведения конкурса, но и написала замечательное приветствие:
«В нашем коллективе нет равнодушных к тому, что происходит у нас в стране. И нам очень приятно быть участниками большого дела – подготовки и проведения Первого Всероссийского юношеского конкурса пианистов имени Гнесиных.
Детство и юность – это самое незабываемое время у каждого из нас. Все, что мы впитываем в эти годы создает нас и остается с нами всегда. Мы рады помочь взлететь новым талантам Гнесинского конкурса, ибо творческие состязания в юности неизбежно рождают гордость нашей культуры в будущем.»
Основная идея нашего конкурса – творческое развитие принципов одной из ветвей русской исполнительской школы, связанной с семьей Гнесиных – это мудрое сочетание особенностей русской и европейской фортепианных школ (что естественно, т.к. Е.Ф.Гнесина – ученица В.И.Сафонова и Ф.Бузони), открытость всему новому и бережное отношение к отечественным традициям, особое внимание к полифонии, воспитание певучести звука, стилевая разносторонность.
В программе конкурса имели место и репертуарные пристрастия: необходимость исполнения одной из песен Мендельсона, 3-х голосных инвенций Баха, а также – дань памяти русским композиторам, написавших много прекрасных и виртуозных этюдов. Среди них – Аренский, Лядов, Прокофьев, Рубинштейн, Станчинский, Стравинский и другие.
Нам кажется интересным и ценным введение свободной программы в III туре, в младшей и в старшей группах, благодаря этому педагог полностью свободен в выборе репертуара и наиболее выгодно представляет конкурсанта. На наш взгляд, Программа, выстроенная таким образом, дает возможность наиболее справедливо судить об участниках конкурса, и, кроме того, сам конкурс становится интереснее и разнообразней, выигрывает его музыкальное значение.
Наш конкурс дал возможность услышать пианистов различных школ и направлений. Он охватил своим творческим интересом все регионы России. Вот далеко не полный список городов, откуда приехали конкурсанты: Москва и Петербург, Вологда и Орел, Иваново и Тихвин, Оренбург, Липецк, Пермь, Рубцовск и др. Для участия в конкурсе было подано 123 заявки, отбор проходил по аудиокассетам. До прослушиваний было допущено 15 участников в младшей группе и 24 участника в старшей.
В ходе конкурсных прослушиваний развернулось настоящее творческое состязание как в младшей, так и в старшей возрастных группах. Особенно сложно было выделить лучших в старшей группе, так как профессиональный уровень участников, прошедших на III тур, был ярким и практически равнозначным. Тем и интереснее, что члены жюри проявили абсолютное единодушие в присуждении премий и определении лауреатов.
В состав участников конкурса вошли и студенты нашего училища. Мы гордимся, что первая премия в старшей группе единогласно была присуждена студенту 3 курса училища Константину Лапшину, который в настоящее время является студентом Московской консерватории.
Самой артистичной и трогательной участницей была Евгения Тарасевич (г.Белгород, младшая группа). К сожалению, ей не удалось стать призером конкурса, но у нее все впереди, нужно только немножко подрасти. Ее яркие природные данные были отмечены специальным призом спонсора конкурса – Женя вместе с мамой после нелегкого конкурсного марафона поехали отдыхать в Турцию.
Оргкомитет старался создать не только четко организованное расписание жизни в дни конкурса, но и дать возможность немного отдохнуть исполнителям – для участников и гостей конкурса было организовано посещение мемориального музея-квартиры Елены Фабиановны Гнесиной.
Члены жюри и публика получили на конкурсе яркие впечатления, они услышали глубокие и искренние интерпретации молодых музыкантов творчества различных композиторов, различных эпох.
Полные залы во время конкурса, добровольное «высиживание» и «выслушивание» с утра до вечера – это свидетельство огромного интереса московской публики к конкурсу.