Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Творческие проекты < Конкурсы < Международный конкурс молодых пианистов имени С.В.Рахманинова < Первый конкурс, 2018 < Статья о конкурсе Трушечкина М.П.

Совсем недавно в Российской академии музыки имени Гнесиных прошел Первый Международный конкурс молодых пианистов имени Сергея Васильевича Рахманинова.

8 февраля состоялось его торжественное закрытие в Большом зале нашей академии, отзвучали выступления лауреатов, отгремели овации публики… и сейчас, спустя два месяца, думаю, пришло время осознания значения того культурного события, которым стал этот конкурс в музыкальной жизни России.

Международные конкурсы пианистов давно уже стали важной и неотъемлемой составляющей мировой художественной жизни. Самим фактом появления такого художественного явления мы обязаны нашему великому соотечественнику А.Г Рубинштейну. Учрежденный им в 1890г и носивший его имя, Международный конкурс пианистов проводился 5 раз с интервалом в 5 лет. Проведению шестого конкурса помешала разразившаяся в 1914 г 1-я Мировая война. Новый старт международным состязаниям пианистов дал состоявшийся в 1927 году конкурс пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве. В скором времени эта инициатива была подхвачена практически во всех цивилизованных государствах мира. В 1933 году в Будапеште проходит первый конкурс им. Ф. Листа, в 1943 году в Париже проводится первый конкурс Маргарет Лонг и Жака Тибо, в 1948 – конкурс им. Ф. Бузони в Больцано, в 1950 – конкурс пианистов им. Виотти в Верчелли, в том же году – конкурс им. Баха в Лейпциге, в 1951 в Брюсселе, в Бельгии, – конкурс королевы Елизаветы, в 1956 – конкурс им. Р. Шумана в Цвиккау, в Германии, в 1958 – конкурс П.И. Чайковского в Москве… Привести весь список даже самых значительных музыкальных соревнований не представляется возможным – только ассоциация конкурсов Г. Алинка – М. Аргерих объединяет свыше тысячи конкурсов пианистов. Одни появлялись, другие исчезали, но тенденция оставалась устойчивой и бесспорной – музыкальные состязания все прочнее входили в мировую культурную жизнь, и победа на престижном международном конкурсе открывала молодым исполнителям путь в мир большой концертной практики, в круги исполнительской пианистической элиты.

Почему это явление развилось и набрало силу именно во второй половине ХХ века? Музыкальная жизнь века ХIХ была не менее насыщенной и плодотворной. Думаю, что ответ на этот вопрос следует искать не столько в музыкальном, сколько в социологическом аспекте жизни, развитии средств массовой коммуникации, отчасти даже коммерциализации культуры вообще. В музыкальных кругах часто приходится сталкиваться с мнением, что утвердившаяся в последние десятилетия тотальная ориентация пианистов на требования международных конкурсов приводит к унификации и обезличиванию исполнительского стиля. Эти вопросы не имеют однозначных ответов и, во всяком случае, выходят за рамки настоящей статьи. Бесспорно одно – конкурсы давно стали реальностью, во многом определяющей пути развития современного исполнительства.

Особое место в ряду прочих всегда занимали конкурсы, посвященные творчеству конкретных композиторов. С одной стороны, такие события позволяют открыть для музыкальной аудитории имена музыкантов, чье дарование особо ярко проявляется именно в рамках стиля и духа определенного композитора, например, Шопена или Баха, с другой – само проведение таких конкурсов начинает серьезнейшим образом влиять на музыкальные предпочтения публики! Так случилось, например, с первым конкурсом им. Ф. Шопена, проведенным в Варшаве в 1927 г. по инициативе Ежи Журавлева. Интерес к музыке великого поляка в начале ХХ века переживал заметный упадок. Любопытно, но даже С.С. Прокофьев в своих дневниках 1910-х годов почти с иронией говорил о пианистах, продолжавших играть музыку Шопена. По мнению Прокофьева, время для исполнения Шопена к тому моменту уже пятьдесят лет как миновало! Правда, великий композитор тут же внес пророческую поправку в свои слова – «или еще не наступило». Вернуть «время Шопена» было суждено именно первому конкурсу его имени. С тех пор именно исполнение музыки Шопена стало и, уверен, навсегда останется для музыкантов самым точным эталоном художественного вкуса, высоты, тонкости и аристократизма.

Любая нация становится собой не только в силу общности языка и места проживания. Эти факторы, несомненно, важны, но все же важнейшими составляющими национального самосознания любого народа являются память о прошлом и ответственность за будущее, забота о сохранении высочайших образцов и достижений его духовной культуры. Имя Сергея Васильевича Рахманинова навеки вписано золотыми буквами в историю русской музыкальной культуры. Именно его музыка наряду с музыкой П.И. Чайковского для всего мира ассоциирована с музыкальной традицией России. Поэтому неудивительно, что идея учреждения международного конкурса имени Рахманинова витала в воздухе уже давно. Первую плодотворную попытку предпринял в 1983 году выдающийся российский пианист, профессор МГК имени Чайковского, народный артист СССР Виктор Карпович Мержанов. Организованный при его активнейшем участии сначала Всесоюзный, а позже и международный конкурс им. Рахманинова в Москве сразу снискал признание и авторитет среди пианистов всего мира. Впоследствии конкурс проводился еще пять раз - как Всесоюзный в 1989 году, и как международный в 1993, 1997, 2002, и 2008 годах. К огромному сожалению, смерть Виктора Карповича в 2012 году стала причиной длительного вынужденного перерыва в проведении конкурсов.

В 2018 году с идеей учреждения Первого международного конкурса молодых пианистов им. С.В.Рахманинова выступил бывший ученик Мержанова, а ныне доцент МГК им Чайковского Юрий Диденко.

В 1990-е годы ГМУ им. Гнесиных предприняло несколько попыток проведения конкурсов пианистов, однако эти попытки держались исключительно на энтузиазме творческого коллектива училища. К сожалению, лишенное серьезной финансовой поддержки в то непростое для страны время, это начинание не получило дальнейшего развития. Надо ли говорить, что проведение международного конкурса такого масштаба, каким стал состоявшийся Первый Международный конкурс молодых пианистов им. С.В. Рахманинова, было событием, требующим огромных организационных и финансовых возможностей.

К счастью, инициатива Ю.В.Диденко нашла понимание и поддержку как у руководства РАМ имени Гнесиных и училища имени Гнесиных в лице Галины Васильевны Маяровской и Татьяны Дмитриевны Барер, так и у главного спонсора проекта, которым выступило АО «ВО Машиноимпорт» в лице Председателя Совета директоров, Президента Общества Ольги Михайловны Вдовиченко. Деятельное участие в осуществлении проекта приняли Генеральный директор Общества Эльвира Бадрутдиновна Атаева и помощник генерального директора Елена Юрьевна Виноградова.

Спонсорами также выступили компании «Новый поток», Совфрахт, Аэропорт Шереметьево, Транскапиталбанк, звукозаписывающая компания Classica records, Арбат-хаус, и компания «Эрих Краузе».

Традиции благотворительности и меценатства имеют в России глубокие корни. Примеров бескорыстной поддержки представителей русской культуры людьми, облеченными властью и богатством, можно привести множество. Имена графа Александра Сергеевича Строганова, графа Николая Петровича Шереметева, Павла Михайловича Третьякова, Саввы Ивановича Мамонтова стали символами беззаветного служения делу отечественной культуры.

Блистательным примером благотворительности стала постройка в 1901 г. здания театра МХАТ в Камергерском переулке, осуществленная на средства Саввы Морозова. Проект был выполнен бесплатно крупнейшим архитектором российского модерна – Федором Осиповичем Шехтелем.

Радостно отметить, что необходимость поддержки культурных проектов встречает все больше откликов в среде современного российского бизнеса.

Первый Международный конкурс молодых исполнителей им. С.В. Рахманинова был задуман масштабно. В качестве членов жюри были приглашены видные представители музыкального мира – Такако Такахаси (Япония), Хуан Лаго (Испания), Томер Лев (Израиль), Ли Ченкси (Китай), Рани Сук-ран Квон (Южная Корея). С российской стороны жюри представляли декан фортепианного факультета РАМ имени Гнесиных, профессор С.Е. Сенков и доцент МГК имени Чайковского Ю.В. Диденко. Следует сказать, что в исполнительской деятельности обоих музыкантов творчество С.В. Рахманинова всегда занимало особое место. Призовой фонд составил 15000 долларов, при этом первая премия в старшей возрастной группе составила 5000 долларов, что само по себе свидетельствует о высоком статусе мероприятия. Однако даже организаторы едва ли могли предположить, что проводимый в первый раз конкурс вызовет такой интерес среди молодых музыкантов всего мира! На состязания прибыли 217 (!) участников из 28 государств! Организация мероприятия соответствовала международным стандартам. Конкурсные прослушивания проводились в Большом и Малом залах училища имени Гнесиных на роялях Steinway и Kawai. Каждому участнику была предоставлена акустическая репетиция, а также возможность заниматься в классах училища. Проводилась и видеозапись всех туров, копии которой каждый участник мог приобрести по окончании конкурса. Но что особенно порадовало как членов жюри, так и слушателей, так это высокий профессиональный уровень молодых исполнителей. Это было особенно приятно, если учесть, что предварительного отбора по аудио- или видеозаписям на конкурсе не было.

Конкурсы им. С.В. Рахманинова, ранее проводившиеся в консерватории, были монографическими, т.е. программа состояла лишь из его сочинений. Разумеется, требовать этого от молодых, а иногда и совсем юных музыкантов, было бы неправильно. В составлении программы участникам был предоставлен достаточно широкой выбор, однако, обязательным условием было включение в нее произведений С.В. Рахманинова.

Судейство проводилось коллегиальным обсуждением каждого исполнения, а не анонимным выставлением баллов, что создавало атмосферу доброжелательности и доверия.

Результаты по младшим возрастным группам выглядели так:

Первая возрастная группа
1 премия
Посикера Александр (Россия), Чепкин Иван (Россия), Егоров Михаил (Россия)
2 премия
Чугунова Полина (Россия), Граматик Екатерина (Россия), Лацканич Степан (Россия)
3 премия
Богданов Анатолий (Россия), Отгонбаяр Нандин (Монголия), Паршина Варвара (Россия), Сенина София (Россия)

Дипломанты
Байбуртян София (Россия), Кузмин Константин (Россия), Ладыженская Александра (Россия), Петросян Марк Россия), Сонг Цзе-Линг (Китай-Тайвань), Чжоу Иран (Китай)

Вторая возрастная группа
1 премия
Третьяков Даниил (Россия), Потемкина Аксинья (Россия), Херан Ци (Китай)
2 премия
Агафонова Екатерина (Россия), Виноградова Анастасия (Россия), Митина Екатерина (Россия)
3 премия
Райков Федор (Россия), Хорохорова Наталья (Россия), Курдаева Мария (Россия), Мартиросян Лилит (Армения)

Дипломанты
Григорян Сати (Россия), Давыдов Роберт (Россия), Иванова Анна (Россия), Исаева Нирвана (Россия), Чинг-Юн Ку (Тайвань), Шинозаки Рио (Япония)

Результаты конкурса в двух старших возрастных группах были оглашены в Большом зале РАМ им. Гнесиных в праздничной, торжественной и интригующей атмосфере. Места распределились следующим образом:

Третья возрастная группа
1 Премия
Соснин Роман (Россия), Ян Джин (Китай)
2 премия
Доронин Александр (Россия), Осминкина Алена (Россия), Чжан Бо (Китай)
3 премия
Пермитина Алиса (Россия), Складанная Софья (Россия), Яги Дайсуке (Япония)

Дипломанты
Альфонсо ферри Карлос (Испания), Буров Федор (Россия), Лубова Анна (Россия), Цзянь Юань (Китай)

Четвертая возрастная группа
1 премия
Асака Миёси (Япония), Сухопарова Елизавета (Россия)
2 премия
Ваза Марк (Россия), Хачикян Константин (Россия), Заболотний Василий (Россия)
3 премия
Яманиши Рио (Япония), Хван Жунйоунг (Южная Корея), Казаков Даниил (Россия)

Дипломанты
Гагарина Ангелина (Россия), Скоморохов Владимир (Россия), Том Де Бееклаер (Нидерланды)

Очень порадовал и тот факт, что среди победителей всех возрастных групп, дипломантов и обладателей специальных призов оказалось много студентов, учащихся и воспитанников Академии, Училища и Музыкальной школы имени Гнесиных: Е. Сухопарова (класс проф. С.Е. Сенкова), Д. Казаков, Р. Соснин, А. Богданов (все трое - класс проф. Ю.А. Богданова), А. Осминкина (класс. М.П. Трушечкина), А. Пермитина (класс Д.Л. Диденко), Ф. Буров (класс Т.П. Королевой) С. Байбуртян (класс Т.В. Мурашкевич), М. Елисеев, К. Капишникова (класс Т.Б. Копелевич), А. Иванова (класс Н.Н. Белова), С. Мукосей (класс Н.А. Медведева).

Надо ли говорить, что неожиданно большое число участников потребовало предельного напряжения сил не только от членов международного жюри, но и от всех сотрудников творческого коллектива Гнесинского дома, принявших участие в организации и проведении конкурса. Это был нелегкий, кропотливый труд, но без него не мог бы состояться и тот музыкальный праздник, ощущение которого не покидало нас всю неделю проведения конкурса.

Подводя черту, хочется сказать – конкурс состоялся! Состоялся, и сразу заявил о себе как о ярком и значимом событии на культурном горизонте России. Залогом успеха стала энергия и энтузиазм организаторов, высочайший профессионализм жюри, прекрасная материальная база училища, всемерная организаторская поддержка со стороны руководства РАМ и училища им. Гнесиных, финансовое участие со стороны спонсоров и широкая информационная и рекламная кампания в СМИ. Ну, и, разумеется, - талант юных участников конкурса, имена многих из которых мы несомненно еще услышим!

Вместо послесловия…

Российская академия музыки имени Гнесиных расположена в уникальном историческом районе Москвы.

Поварская, Никитская, Спиридоновка, Вспольный, Гранатный… Десятки лет я хожу этими улочками… И всякий раз меня охватывает почти благоговейное ощущение причастности к лучшим временам отечественной истории и культуры, ощущение их живого дыхания. Тут все радует глаз и сердце - блистательное созвездие особняков - шедевров московского модерна работы Кекушева, Мазырина, Шехтеля… дом 27 по Поварской, совсем недалеко от академии, тут Пушкин впервые читал свою «Полтаву»…а вот храм Большого Вознесения на Малой Никитской, где он венчался… А еще в полусотне метров - дом, где жил Суворов… а в этой маленькой церкви Федора Студита он пел в церковном хоре, а в этом доме на Кудринской жил Чайковский… а чуть дальше – в доме-комоде жил Чехов… … Вехи…вехи…вехи…..

Мы получили нашу культуру в наследство как великую и неразменную ценность. Наш долг – сохранить и передать ее грядущим поколениям. Гнесинка на протяжении вот уже 123 лет является одним из бесспорных флагманов российского музыкального образования. Прошел Первый Международный конкурс молодых пианистов им. С.В. Рахманинова. Хочется пожелать, чтобы его проведение стало еще одной доброй и славной традицией, еще одним вкладом Гнесинского дома в дело преумножения великой духовной культуры России.

Преподаватель отдела специального фортепиано
Музыкального училища имени Гнесиных,
лауреат международных конкурсов М.П.Трушечкин



© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования