«Я счастлив, что гнесинский «комбинат» включился в общую «симфонию» мировых конкурсов. Проведение творческих соревнований для музыкантов, чей творческий путь только начинается, особенно ценно именно сейчас, когда появляется множество юных дарований. Их общественный показ имеет колоссальное значение как для музыкальной культуры в целом, так и для индивидуального развития каждого из этих исполнителей. Желаю им показать все свое мастерство! Я приветствую руководство училища имени Гнесиных, ведь это так нелегко в наше время организовать международный конкурс, собрать членов жюри – представителей разных государств, разных музыкальных школ – для объективной оценки молодых дарований. Особенно приятно, что этот конкурс проходит в стенах учебного заведения, где я получил свое музыкальное крещение: приехав в 1929-м году в Москву и поступив в гнесинский техникум, я на долгие годы связал свою жизнь с Михаилом Фабиановичем, который отнесся ко мне просто по-отцовски, и с Еленой Фабиановной, великой женщиной, сыгравшей большую роль в развитии русской музыкальной культуры. Поэтому проведение подобного конкурса в коллективе, носящем имя Гнесиных, имеет особое значение,» – думается, эти слова Тихона Хренникова – прекрасный стимул для всех, кто внес свою лепту в организацию конкурса! А ведь ему предшествовала активная полемика: в кулуарах высказывались и обнадеживающие прогнозы, и сомнения… Что ж, все основания к тому были! Как известно, конкурсов сейчас много, и некоторые из них, увы, зачастую не вполне оправдывают свою принадлежность к заявленному статусу. Среди критических замечаний довольно часто звучат и пожелания о необходимости радикального обновления традиционной концепции – о приближении конкурсов к фестивалям. Судя по всему, эта идея – бесспорно, очень перспективная – нашла свое претворение в рамках нынешнего гнесинского конкурса. По замыслу его организаторов, кроме творческого состязания как такового, программа Третьего международного включила в себя настоящую «полифонию» разнообразных мероприятий – концертов, творческих встреч, мастер-классов, – интересных и очень полезных для юных конкурсантов, в формировании которых, как известно, «лишних» знаний не существует. Не остались без внимания и их педагоги: среди «взрослых» мероприятий обширной конкурсной программы – методические семинары, лекции, открытые уроки. Все это способствует – причем, самым непосредственным образом! – знакомству и соприкосновению с нынешним днем современной мировой музыкальной культуры: новыми тенденциями в исполнительской школе и современными направлениями в музыкальной педагогике.
«Программа конкурса, по-моему, просто великолепна! – считает Татьяна Масиевская – директор Школы искусств № 4 Управления культуры города Бишкека (Кыргызстан). Ее ученица – 9-летняя скрипачка Каныкей Карбагаева, по отзыву слушателей и жюри, очень талантлива, отличается подлинным профессионализмом и зрелостью, совершенно поразительной, если вспомнить ее возраст!.. Словом, необходимы московские контакты и впечатления. К сожалению, жесткая конкурентная среда конкурса пока не позволила ей выйти во второй тур, но педагога это нисколько не смущает: – У нее еще все впереди, – считает директор школы где учится девочка, Т.Масиевская. – А пока необходимо «нарабатывать» сценический опыт, входить в профессиональную среду, учиться общению… К сожалению, в последние годы региональным учебным заведениям живется довольно нелегко: мы все чаще испытываем «информационный вакуум»: не хватает методической литературы, а главное – «живых» концертных впечатлений и общения с коллегами. Эта уникальная возможность нам предоставлена здесь. Всего за несколько дней мы познакомились с современным французским композитором, директором Парижской консерватории имени Д.Мийо Энтони Жираром – услышали его сочинения, задали интересующие нас вопросы; побывали на встрече с известным американским скрипачом и дирижером, профессором Университета Далласа Эдвардом Шмидером, на концерте великолепного дуэта из Португалии – профессоров консерватории Порто Марии Гуэдес и Луиса Мьерелеса, на открытом уроке и лекции замечательного педагога училища имени Гнесиных Венеры Салахидиновой… А какой богатейший материал для осмысления дают конкурсные прослушивания! Это просто захватывающе интересно». Пожалуй, для подобной оценки есть все основания, ведь на сей раз в Москву съехались 190 юных музыкантов из более чем 50-ти городов России и из-за рубежа – Австралии, Норвегии, Франции, а также республик бывшего СССР. Стоит ли говорить, что возможность сопоставить разные национальные исполнительские школы – и давно «канонизированные», и те, чья творческая эволюция лишь начинается, – уже сама по себе представляет исключительный интерес для музыкантов и «сочувствующих». А в соединении с «живым» исполнением произведений многих направлений и стилей тем более! К тому же конкурс имени Гнесиных – один из немногих в категории юношеских – включает в себя не 2, а 3 тура. Причем, в программе каждого (и в младшей, и в старшей группах) представлены произведения мирового репертуара, требующие подлинного мастерства и музыкальной зрелости. Не потому ли, по признанию самих участников, конкурс становится для них не только «тестом на профессионализм», но и превосходной школой, которая обогащает их главным – опытом сравнения. Ну, а многочисленные слушатели, изо дня в день переполняющие залы училища имени Гнесиных, с нетерпением ждут открытий!
…Итак, Третий международный юношеский конкурс пианистов и скрипачей имени Гнесиных близится к завершению. 20 декабря мы узнаем имена тех, кто прошел на третий тур, 22 декабря определятся имена победителей, а 23 декабря на сцену Концертного зала «На Поварской» выйдут юные музыканты, которые в это утро проснутся если и не знаменитыми, то по меньшей мере известными исполнителями.
Совпадут ли решения строгого жюри с мнениями взыскательных слушателей? Названия каких стран и городов прозвучат в программе финального концерта лауреатов? Кому будут присуждены специальные призы, в том числе, приз зрительских симпатий? Как сложится дальнейшая судьба одаренных детей, для которых 23 декабря 2003 года будет ярким и звучным праздником широкого признания их таланта, целеустремленности и многолетнего труда? Наконец, как сложится в дальнейшем биография гнесинского конкурса? Упрочит ли он свой статус международного? Расширит ли географию участников, национальное представительство жюри и число номинаций?
Похоже, вопросов довольно много. Возможно даже их на сегодняшний день больше, чем ответов! Но ведь это естественно, если вспомнить о совсем еще детском «возрасте» конкурса и о том, что он представляет собой живой, развивающийся, подлинно творческий «организм». Думается, ответы со временем подскажет организаторам сама жизнь, а пока… Пока следует признать, что конкурс состоялся. Об этом говорит даже тот факт, что пресса, которая была безразлична к предшествующим гнесинским конкурсам, сейчас очень активно интересуется Третьим международным: телеканалы, радиостанции и печатные издания широко освещают течение конкурса, порой даже излишне пристально выискивая возможные недостатки. Что ж, давайте пожелаем им понимания того, что для музыканта конкурс – это особая среда существования, вне которой невозможно определить истинную роль Артиста в сложной и хрупкой конструкции взаимоотношений композитора, исполнителя и слушателя.
Ирина БЕЛЬСКАЯ,
главный редактор журнала «Музыкальное просвещение»