Конкурс интерпретаций
Увы, явления такого рода не столь уж часто встречаются в современной исполнительской практике: как ни парадоксально, подлинное своеобразие и оригинальность трактовки зачастую выпадают из разряда конкурсных качеств – приоритетами здесь остаются техническая оснащенность, «совместимость» с концертной эстрадой, умение вписаться в образную «амплитуду», очерченную традициями данного конкурса и его законодателями – членами жюри. Очевидно, что при подобных «правилах игры» эксперименты рискованны… И все же, вопреки «этикету», находятся исполнители, нарушающие привычные нормы: их путеводной звездой становится Музыка!
Думается, Третий международный юношеский конкурс скрипачей и пианистов имени Гнесиных с полным правом может быть назван конкурсом интерпретаций. Несмотря на то, что de jure его участники (150 исполнителей в возрасте от 9 до 19 лет из России и зарубежных стран) еще не могут считаться профессионалами, de facto они бесспорно заслуживают этого высокого звания! И лучшим тому подтверждением стали 10-дневные конкурсные прослушивания, абсолютно «взрослые» по степени интенсивности (6 часов музыки ежедневно при продолжительности в 3 тура), но главное – по уровню концертных впечатлений. Разумеется, кроме пресловутого «природного фактора» успех выступления на любом конкурсе зависит от многого – качественной профессиональной «школы», которой придерживается педагог будущего конкурсанта, правильного анализа природы его «амплуа», определяющего выбор репертуара, наконец, от того, без чего невозможно рождение подлинного Артиста, – чувства сцены: способности именно в момент выступления «зажечься» самому и воодушевить слушателей. Рискну предположить, что в какой-то мере впечатляющие творческие результаты, которые продемонстрировали большинство участников, были «спровоцированы» составом жюри конкурса. Напомню: все его члены – «действующие» музыканты, совмещающие интенсивную педагогическую работу в лучших московских и зарубежных учебных заведениях с «живой» творческой практикой. И потому сами их имена являются сегодня символом интерпретации – эта мысль неоднократно звучала из уст лауреатов во время наших многочисленных интервью. Но, право же, лучшим ее подтверждением служили их выступления! «Играть перед таким жюри – огромная ответственность, – призналась Катарина Чен (Норвегия, I премия по специальности «скрипка» в старшей группе.) – И это действует гипнотически! Хочется не просто достойно выступить – хочется продемонстрировать все, на что ты способны. Не мне судить, удалось ли это, но я очень старалась. Очень!..»
Вероятно, под этими словами могли бы подписаться большинство участников – и закаленные, несмотря на свой юный возраст, «бойцы», в арсенале которых по несколько убедительных конкурсных побед, и те, для кого Третий международный – творческий дебют. Причем, вне зависимости от результата, – дебют успешный, ведь опыт выступления в престижном московском зале – важнейший компонент дальнейшего профессионального развития. А еще – великолепный стимул! «Конечно, невозможно сейчас предугадать, как сложатся творческие судьбы наших лауреатов, – размышляет председатель жюри конкурса скрипачей профессор РАМ имени Гнесиных Х.Ахтямова. – Мы живем в сложное время, и сегодня музыка, увы, не входит в число общественных приоритетов. Так что без «бойцовских качеств» нельзя – просто невозможно – взять реванш. В том числе и реванш творческий. А конкурс, по-моему, – замечательный «инструмент» для активизации этих качеств. Но не только! Как известно, все познается в сравнении: именно сравнивая разных исполнителей, мы получаем возможность наиболее точно определить, кто из них в большей мере обладает правом в дальнейшем заниматься концертной деятельностью. Приятно, что на этот раз таких ребят довольно много! Уровень нынешнего конкурса, безусловно, очень высокий.»
По роду своей деятельности музыкальный критик призван быть объективным и строгим, но, право же, невозможно хранить суровость, вспоминая конкурсные выступления тех, кто удостоился звания лауреата! Убеждена: в недалеком будущем их имена зазвучат с эстрад лучших концертных залов мира, ведь основания для этого, бесспорно, есть. И дело не только в том, что все без исключения лауреаты действительно обладают яркими профессиональными данными. Да простят мне подобное замечание представители педагогического «цеха», но сами по себе данные, сколь совершенны они не были бы, отнюдь не являются залогом артистической состоятельности исполнителя. «Пропускным свидетельством» в Мир Творчества сегодня – впрочем, как и во все времена, – служит интерпретация. И, если принять именно эту установку за единицу измерения, то «коэффициент полезного действия» минувшего конкурса должно будет признать очень высоким: за 10 дней мы услышали много интересных, своеобразных, а порой даже неожиданных интерпретаций – и преломляющих традиции разных стилей (прежде всего, конечно, традиции романтического исполнительства, что совершенно закономерно для музыкантов юношеской категории), и во многом эти традиции отторгающих (подобная установка тоже закономерна, если вспомнить о «реалиях» современной композиторской практики, активно влияющих на исполнительское сознание). Какими будут судьбы их «авторов», покажет время, но хочется верить: они непременно найдут своего слушателя! Третий международный конкурс имени Гнесиных не дает оснований сомневаться в этом.
главный редактор журнала «Музыкальное просвещение»