Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Медиатека < Методические материалы < Учебные программы < Вокальный ансамбль (2004 г.)

Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение
Государственный музыкальный колледж имени Гнесиных

Примерная программа учебной дисциплины

ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ

Специальность 0503 «Хоровое дирижирование»
(повышенный уровень среднего профессионального образования)

Москва
2004




Одобрено Учебно-методическим советом по группе специальностей культуры и искусства среднего профессионального образования

Председатель Г.В.Маяровская
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации


Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0503 «Хоровое дирижирование». Специализация 0503.01 «Хоровое дирижирование»

Составитель  –   В.К.Герасимова, преподаватель ПЦК «Хоровое дирижирование», Заслуженный работник культуры РФ
Рецензенты   –   В.А.Баркова, преподаватель ПЦК «Хоровое дирижирование»
Р.И.Масленников, преподаватель Академии хорового искусства


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вокальный ансамбль является одним из предметов, входящих в специальный цикл дирижерско-хоровых дисциплин, цель которого – повышение качества подготовки специалистов и расширение возможностей использования их в развитии музыкальной культуры общества.
Ансамблевое пение, как и хоровое, – наиболее распространенная форма музыкального воспитания. В условиях современной жизни ансамблевое пение приобрело довольно широкую популярность, поэтому профессиональная подготовка певцов и руководителей вокальных ансамблей является одной из актуальных задач обучения молодых специалистов, оканчивающих дирижерско-хоровые отделения музыкальных училищ.
Вокальный ансамбль является промежуточным звеном между сольным и хоровым пением. В отличие от хоровых занятий каждому певцу вокального ансамбля можно уделить индивидуальное внимание, что помогает достичь большей результативности в этой форме работы.

ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

  1. Формирование профессиональных навыков пения в вокальном ансамбле.
  2. Расширение музыкального кругозора студентов.
  3. Подготовка руководителей вокальных ансамблей.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс вокального ансамбля рассчитан на 72 часа (5,6,7,8 семестры) по одному часу в неделю.
Каждый вокальный ансамбль должен иметь в своем составе не менее 3-х человек. Это может быть женское трио, женский квартет, смешанный квартет (SАТB), неполный смешанный состав (SАТ, SАB); возможны другие варианты.
Количество произведений, изучаемых в течение семестра – 5-6. Соотношение проходимых произведений a'cappella и произведений с сопровождением – произвольное.
В 5-6 семестрах в программу включаются в основном произведения с сопровождением, а в 7-8 – a'cappella, как более сложная форма работы.
В последнем (8-м) семестре студенты показывают самостоятельную работу, выполненную под контролем педагога.
Форма отчета: контрольный урок в конце каждого семестра, на котором исполняются 2-3 произведения. Количество произведений, пройденных в семестре и вынесенных на контрольный урок, зависит от уровня возможностей вокального ансамбля.
Одна из задач курса – работа над формированием профессиональных навыков – включает в себя:
  • Развитие вокально-технических навыков (работа над чистотой интонации, над достижением свободного владения ритмическим рисунком, над дыханием, звукообразованием, штрихами и т.д.)
  • Развитие навыков пения в вокальном ансамбле (работа над умением слушать себя и партнеров по ансамблю, петь свою партию в соответствии с общим исполнительским планом; добиваться тембрового слияния, единства динамических оттенков, темпа и его изменений, гибкости и выразительности фразировки).
Расширение музыкального кругозора учащихся происходит через ознакомление с вокальными и хоровыми произведениями, степень трудности которых позволяет использовать их в работе со студентами дирижерско-хорового отдела.
Вокальная музыка располагает достаточно большим количеством произведений, написанных для различных составов вокальных ансамблей. Большинство из них предполагает наличие профессиональных вокальных голосов, что создает некоторые сложности в использовании вокального репертуара, так как певческие возможности дирижеров-хоровиков ограничены. В связи с этим подбор репертуара ориентирован, в основном, на хоровые произведения.

Примерные программы для женского и
смешанного видов ансабля:


III курс, женское трио

  1. А.Архангельский.   Ныне отпущаеши
  2. О.Козловский.   Милая вечор сидела
  3. Народная песня Андалусии «Ay, Morena»
  4. А. Лотти.  Vere lanquores nostros
  5. Р.Шуман.   Триолет

III курс, смешанный квартет

  1. О.Хромушин.  Фантазия на темы русских композиторов
  2. М.Приториус.  Esse Maria
  3. Ф.Лист.  Веселые игры
  4. И.Бах.  Crucifixus (переложение А.Степанова)
  5. П.Чесноков.  Душе моя

IV курс, женский квартет

  1. Русская народная песня «Не одна-то ли во поле дороженька»
  2. Д.Кастальский. «Тебе поем»
  3. Э.Григ. «Сердце поэта»
  4. Р.Шуман. «Водяной»
  5. Д.Шведер. «Полонез»

IV курс, смешанный квартет

  1. Русская народная песня «Я пойду, млада, по солнышку», обр. В.Калистратова
  2. Г.Свиридов. «Старинный танец»
  3. К.Проснак. «Баркарола»
  4. Р.Шуман. «Болеро»
  5. А.Сканделли. «Курочка»

IV курс, неполный смешанный состав

  1. Русская народная песня в обр. А.Кожевникова «Ой ты, Волга-реченька»
  2. П.Сертон. Vig dal (SAB)
  3. Л.Маренцио. Мой ангел (SA, мужской голос)
  4. Ф.Шуберт. Серенада (SA, мужской голос)
  5. Д. Обрехт. O vos omnes (Ms, T, B)

ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК

В предлагаемый репертуарный список включены произведения разных эпох, стилей и жанров. Это произведения русской и зарубежной классики, образцы народно-песенного творчества, духовная музыка. Мужской ансамбль как самостоятельная форма работы практически не используется, поэтому в репертуарном списке отсутствует.


I. Народные песни

1) Трио и квартеты для женского состава

  • «Ох, я селезня любила», музыка и слова народные
  • Русские народные песни в обработке А.Лядова:
    • «Ты не стой, колодец»
    • «Колыбельная»
    • «А кто у нас моден?»
    • «Во лузях»
    • «Ты река ли, моя реченька»
  • «Ах, ты степь широкая», обработка О.Галахова
  • «Барыня», обработка А.Новикова
  • «Звонили звоны в Новгороде», обработка А.Заборонка
  • «Вечерний звон», обработка В.Соколова
  • «А я по лугу», обработка А.Кулыгина

2) Квартеты для смешанного состава

  • Две русские народные песни в обработке М.Котогарова:
    • «Ты, река, моя реченька»
    • «Я с комариком плясала»
  • Русская народная песня «Дороженька», обработка А.Свешникова
  • Финская народная песня «Зеленые глаза»
  • «Лен-леночек», обработка Н.Шереметьевой
  • «Посмотрите-ка, добрые люди», обработка Н.Римского-Корсакова
  • «Колыбельная», обработка Р.Щедрина
  • «Чоботы», обработка С.Рахманинова
  • Польская народная песня «Плыли утки», обработка А.Тармаковского
  • Латышская народная песня «В Риге звон»
  • Украинская народная песня «Веснянка», обработка Н.Лысенко
  • Неаполитанская народная песня «На лодке», обработка А.Свешникова
  • Английская народная песня «С тобой вдвоем», обработка неизвестного автора XIX века
  • Хорватская народная песня «Тамбурица», обработка С.Полонского
  • Лакская народная песня «Милый мой», обработка Ш.Чалаева
  • Башкирская народная песня «Вороной конь», обработка В.Соколова
  • Русская народная песня «Как на Волге валы бьют», обработка В.Агафонникова
  • Русская народная песня «Говорил-то мне», обработка А.Михайлова
  • «Я пойду млада по солнышку», обработка В.Калистратова
  • «Венули ветры», обработка А.Юрлова


II. Русская классика

1) Трио и квартеты для женского состава

  • Музыка и слова неизвестных авторов XVIII в.
    • «Голубок, о голубок», кант
    • «Весна катит», кант
  • Аренский А. «Татарская песня»
  • Бортнянский Д. «Концерт № 24» (II и III часть), переложение И.Марисовой
  • Бортнянский Д. «Херувимская песнь» (№7), переложение И.Марисовой
  • Калинников В. «Крестьянская пирушка»
  • Калинников В. «Солнце, солнце встает»
  • Кастальский Д. «Тебе поем» из литургии Иоанна Златоуста
  • Рахманинов С. «Задремали волны»
  • Рахманинов С. «Слава народу»
  • Рахманинов С. «Сосна»
  • Стравинский И. «Овсень»
  • Стравинский И. «Пузище»
  • Стравинский И. «У Спаса в Чигисах»
  • Чайковский П. «Без поры, да без времени»
  • Чесноков П. «Душе моя»
  • Чесноков П «Ночь»
  • Чесноков П «Яблоня»
  • Чесноков П. «Листья»
  • Шостакович Д. «Романс», переложение В.Будрявичуса


2) Квартеты для смешанного состава и произведения для неполного смешанного состава

  • Музыка и слова неизвестного автора XVIII в. «Музы согласно», кант
  • Алеманов Д. «Во пророцех». Стихира на литии во святую Пятидесятницу
  • Даргомыжский А. Петербургская серенада
  • Кастальский Д. «Тропарь Крещению»
  • Свиридов Г. «Где наша роза»
  • Свиридов Г. «Старинный танец»
  • Танеев С. «Адели»
  • Танеев С. «Мадригал»
  • Танеев С. «С озера веет прохлада и нега»
  • Танеев С. «Тихой ночью»
  • Чайковский П. «Ночевала тучка золотая»


III. Зарубежная классика

1) Трио и квартеты для женского состава

  • Бах И. «Сердце молчи», переложение В.Попова
  • Бетховен Л. «Избранные каноны»
  • Брамс И. «В цветущем мае природа»
  • Брамс И. «Любовная песня»
  • Григ Э.»Сердце поэта»
  • Гуно Ш. «Весной»
  • Делиб Л. «Песня восточной танцовщицы»
  • Лист Ф. «Веселые игры»
  • Оффенбах Ж. «Баркарола» из оперы «Сказки Гофмана»
  • Соге А. «Возвращение зимы»
  • Швидер Д. «Полонез»
  • Шуман Р. «Веселый охотник»
  • Шуман Р. «Водяной»
  • Шуман Р. «Лесная фея»
  • Шуман Р. «Песня пряхи»
  • Шуман Р. «Песня»
  • Шуман Р. «Розмарин»
  • Шуман Р. «Танцовщица с бубном»
  • Шуман Р. «Триолет»

2) Квартеты для смешанного состава и произведения для неполного смешанного состава

  • Аркадельт Д. «Ave Maria»
  • Банкьери А. «Contrapuncto bestiare alla mente»
  • Берд В. «Non nobis domine»
  • Брамс И. «Восторги май приносит»
  • Брамс И. «Новые песни любви», Op.65
  • Брамс И. «Песни любви», Op.52
  • Брамс И. «Позволь мне»
  • Брамс И. «Пусть меня не любит весь свет»
  • Векки О. «Favna Canzone»
  • Гайдн И. «Гармония в браке»
  • Гаспарини К. «Adoramus te, Christe»
  • Гастольди Г. «Amor vittorio»
  • Дауленд Д. «Сердце ты отнял силой»
  • Ист М. «Иди за мной, моя любовь»
  • Кодаи З. «Брынзу утром ел цыган»
  • Лассо О. «Тик так»
  • Мийо Д. «Дороги»
  • Мийо Д. «Красивая бабочка»
  • Морли Т. «My Bonny lass she smileth»
  • Морли Т. «О, не улетай любовь»
  • Морли Т. «Разве ты не знаешь»
  • Моцарт В. «Шесть ноктюрнов»
  • Пенхерский З. «Шершень»
  • Перселл Г. «Певчий дрозд»
  • Преториус М. «Вырос куст розы»
  • Сертон П. «Тайна»
  • Сибелиус Я. «Песня матери»
  • Сканделли А. «Курочка»
  • Шуберт Ф. «Почта»
  • Шуман Р. «Не скрыть любви»


IV. Произведения современных композиторов

1) Трио и квартеты для женского состава

  • Бойко Ю. «Весенний пейзаж», переложение для хора М.Калика
  • Буцко Ю. «А мы просто сеяли»
  • Буцко Ю. «Ах, пчелка ярая»
  • Буцко Ю. «Каледа-маледа»
  • Буцко Ю. «Цвели в поле цветики»
  • Парцхаладзе М. «Горы»
  • Подгайц Е. «Эхо»
  • Подгайц Е. «Овечки»
  • Попатенко Т. «Падает снег»
  • Попов Т. «Три весенние акварели»:
    • «Медовые колокольчики»
    • «Весна»
    • «Словно ожерелье с изумрудом»
  • Рубин В. «Веснянка»
  • Рубин В. «Первый снег»
  • Тормис В. «Зимние узоры»
  • Тормис В. «Красавица на качелях»
  • Чичков Ю. «В небе тают облака»
  • Щедрин Р. «Тиха украинская ночь»
  • Эйслер Г. «Из вудберийской тетеради»:
    • «Ах, зима настала»
    • «Киска-мурыска»
    • «Зеленый комзол»
    • «Урок танцев»
    • «Мой маленький орешник»

2) Квартеты для смешанного состава

  • Бойко Ю. «Дождь»
  • Карганов Т. «Видит лань в воде»
  • Карганов Т. «Призрачная луна»
  • Кикта В. «Благослови Господь, Россию»
  • Парцхаладзе М. «Озеро»
  • Плакида П. «Колядка»
  • Пярт А. «Сольфеджио»
  • Хиндемит П. «Шесть песен»:
    • «Лань»
    • «Лебедь»
    • «Если все проходит»
    • «Весна»
    • «Зимой»
    • «Фруктовый сад»
  • Эшпай А. «Тихая река»

ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Даргомыжский А. Петербургские серенады. М., 1970
  2. Детский хор // Сост. Марисова И. Вып.9. М., 1990
  3. Избранные русские кантаты XVIII в. Л., 1983
  4. Корганов Т. Лирический хоровой цикл на слова А.Исаакяна. М., 1975
  5. Лядов А. Русские народные песни.
  6. Рахманинов С. Шесть хоров, соч.15
  7. Римский-Корсаков Н. Сто русских народных песен. М., 1945
  8. Рубин В. Первый снег. М., 1973
  9. Свешников А. Народные песни. М., 1977
  10. Свиридов Г. Хоры без сопровождения. М., 1978
  11. Соколов В. Обработки и переложения для детского хора. М., 1975
  12. Танеев С. Вокальные сочинения. Т.2, ч.2. М., 1981
  13. Янтарная песня / Сост. Мозенас И. М., 1971
  14. Брамс И. Избранные хоры. М., 1974
  15. Лист Ф. Избранные хоры. М., 1972
  16. Моцарт.В. Дуэты и трио. М., 1972
  17. Шуман Р. Собрание вокальных сочинений, т.7. М., 1973
  18. Choral Music of Thousand Years/ Сост.Миклош Ф. Будапешт, 1943
  19. Choruses of Five centuries/ Сост.Миклош Ф. Будапешт, 1956


© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования