Государственное образовательное учреждение
«Государственное музыкальное училище имени Гнесиных»
СОЛЬФЕДЖИО
Программа для музыкальных училищ по специальности 0503.01
«Хоровое дирижирование»
Москва
1999
Одобрена предметно-цикловой комиссией «Теория музыки».
Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Хоровое дирижирование»
Составитель | – | преподаватель-консультант БОЙЦОВА Н.В. |
Рецензенты | – | старший преподаватель ПЦК «Теория музыки», заслуженный работник культуры РФ СОЛОВЬЕВА Н.А.; проректор по научной и творческой работе Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, доктор искусствоведения, профессор СОКОЛОВ А.С. |
Занятия групповые
Экзамены – 1,3,6,8 семестры
В 1997 году Министерством общего и профессионального образования РФ были утверждены новые государственные стандарты среднего профессионального образования, в которых зафиксированы основные принципы художественной образовательной деятельности в настоящее время.
В соответствии с Классификатором специальностей среднего профессионального образования существующие специальности обозначены следующим образом:
- – 0501 «Инструментальное исполнительство», с подразделениями:
- 0501.01 «Фортепиано»,
- 0501.02 «Струнные инструменты»,
- 0501.03 «Духовые и ударные инструменты»,
- 0501.04 «Народные инструменты»;
- – 0502 «Пение», с подразделениями:
- 0502.01 «Пение академическое»,
- 0502.02 «Пение сольное народное»;
- – 0503 «Хоровое дирижирование», с подразделениями:
- 0503.01 «Хоровое дирижирование»,
- 0503.02 «Руководитель народного хора»;
- – 0504 «Теория музыки».
Применительно к средним музыкальным учебным заведениям, появление новых стандартов означало достаточно серьезную переработку учебных планов по всем представленным в них специальностям. Изменился объем ряда дисциплин, их расположение по семестрам, и, как следствие, формы и время итогового контроля *.
В связи с этим возникла необходимость привести в соответствие со стандартами и программы по предметам музыкально-теоретического цикла.
В настоящих программах по предметам музыкально-теоретического цикла материал выстроен по тем основным четырем специальностям, которые предложены в новых образовательных стандартах.
Изменения коснулись также содержания программ: произведена перепланировка материала, соответствующая иной системе преподавания сольфеджио и гармонии. Объем материала несколько увеличился благодаря изучению на старших курсах музыки ХХ века.
Предлагаемые программы имеют рекомендательный характер и не заменяют существующих в настоящее время. Это один из возможных вариантов построения курса, опробованный на практике с положительными результатами.
Многовариантность существующей в настоящее время системы преподавания музыкально-теоретических дисциплин открывает перед педагогом перспективу выбора того плана занятий, который соответствует возможностям его учеников и его собственным профессиональным устремлениям.
Существующая программа по сольфеджио для специальности 0503 «Хоровое дирижирование» составлена в 1987 году преподавателем Музыкального училища при Московской консерватории им. П.И.Чайковского Л.Г.Краснянским.
Курс сольфеджио за время, прошедшее с момента публикации программы, не претерпел принципиальных изменений.
Задача предмета – воспитание профессионального музыкального мышления, необходимого для успешной самостоятельной профессиональной деятельности.
Основными формами работы в курсе сольфеджио традиционно являются музыкальный диктант, интонационные упражнения, сольфеджирование, слуховой гармонический анализ, а также творческие задания.
Расположение материала координируется с другими предметами музыкально-теоретического цикла.
Тем не менее, определенные перемены в содержании предмета в последние годы все же произошли. Появились новые учебники и учебные пособия по сольфеджио, содержащие принципиально новый интонационный материал, а также были переизданы давно не публиковавшиеся интересные труды, использование которых в повседневной педагогической работе позволяет обновить традиционный курс.
Это, в частности, «Гармоническое сольфеджио» Д.Блюма» (М.,1990), «Полифоническое сольфеджио» Е.Леоновой (Л.,1990), «Современное сольфеджио» в трех частях» М.Карасевой (М.,1996), «Энгармонические модуляции в слуховом анализе « Р.Саркисовой (М., 1990), «Интонируемые упражнения на занятиях сольфеджио» А.Биркенгоф (М.,1990), «Каноны» В.П.Середы (Москва, «Престо», 1997), сборник для сольфеджирования «Сокровища родных мелодий (сост. Л.Масленкова, С-Петербург, 1999), «Вокализы», «Курс сольфеджио» и «Двухголосное сольфеджио» Н.М.Ладухина (репринтное издание, «Свет Отечества»), «Упражнения для усовершенствования голоса, методические пояснения к ним и вокализы-сольфеджио» М.И. Глинки (М.,»Кифара», 1997) и др.
Эти учебные пособия могут использоваться на различных этапах обучения в качестве основных или дополнительных.
Такие формы работы в курсе сольфеджио, как слуховой гармонический анализ и интонационные упражнения, тесно связаны с тем, как именно выстроен курс гармонии.
Настоящая программа опирается на курс гармонии, предложенный в учебнике «Гармония» Е.Абызовой (М.,1996). Это первый учебник, объединивший положительные стороны методики Н.А.Римского-Корсакова и методики П.И.Чайковского. Курс гармонии выстроен так, что вслед за трезвучиями главных ступеней уже на начальном этапе занятий вводятся трезвучия побочных ступеней, что позволяет по-новому ориентировать гармоническое мышление учащихся. План занятий слуховым анализом и интонационными упражнениями соответствует расположению материала в данном учебнике.
В 8 семестре предполагается практическое освоение музыкального языка ХХ века, ориентированное на современный музыкальный опыт.
1 курс (1-2 семестры)
Классико-романтическая тональность.
Диатоника. Диатонические интервалы (простые и составные), трезвучия и септаккорды всех ступеней с обращениями.
Хроматика внутритональная и модуляционная. Отклонения в тональности первой степени родства через автентический, плагальный, полный оборот. Модуляции в тональности первой степени родства.
Регулярная ритмика. Простые и сложные размеры. Основное и особое деление длительностей (до тридцать второй). Междутактовая, внутритактовая и внутридолевая синкопы.
Музыкальный диктант. Одноголосие. Разнообразные виды диктантов: ритмические, устные, с предварительным анализом, с ограниченным числом проигрываний и пр. Диатоника с постепенным нарастанием трудностей. Протяженные диктанты (20 -25 тактов) с мелодикой инструментального типа, с переходами в записи из скрипичного ключа в басовый и наоборот, а также со скрытым двухголосием. Отклонения в тональности диатонического родства. Двухголосные диктанты интервального типа на одной строчке. Примерная трудность: Кириллова, Попов «Сольфеджио», часть 1, раздел «Музыкальный диктант. Диктанты одноголосные» №№ 1-62; Лопатина «Сборник диктантов. Одноголосие. Двухголосие» №№ 1-72, 209-214.
Интонационные упражнения.
Гаммы мажорные и минорные от любой ступени вверх и вниз натуральные, гармонические и мелодические. Верхние и нижние тетрахорды всех видов мажора и минора с названиями и без названий звуков (на любой удобный для интонирования слог) вверх и вниз от звука. Гаммы параллельными диатоническими интервалами, а также трезвучиями, секстаккордами, квартсекстаккордами, септаккордами индивидуально и в ансамбле на 2-3-4 голоса.
Интонирование основных и альтерированных ступеней лада с разрешением и без разрешения неустойчивых ступеней. Разрешение звука в качестве различных ступеней мажора и минора в форме импровизации коротких музыкальных фраз.
Диатонические секвенции. Пример мотива:
6 | 5 | 2 | 3 |
I | I | II | I |
Хроматические секвенции вверх и вниз по родственным тональностям, по медиантам и субмедиантам, с транспозицией на данный интервал. Примеры мотивов:
ум.5 | 3 | ум.5 | 3 | ум.7 | 5 |
VII | I | II | III | VII | I |
Перемещение по полутонам вверх и вниз аккорда одной структуры (например, малого мажорного септаккорда с обращениями; малого минорного и малого с ум.5 в основном виде, а также уменьшенного септаккордов), с возвращением и без возвращения на исходный звук, с названиями и без названий звуков.
Разрешение интервалов и аккордов аналогично работам в курсе элементарной теории музыки.
Интервальные и аккордовые последовательности по цифровке. Сочинение и импровизация интервальных и аккордовых последовательностей с определенными в задании гармоническими средствами.
Одноголосное сольфеджирование – после домашней проработки и с листа. Примерная трудность – Ладухин «Одноголосное сольфеджио» №№ 60-108, Рубец «Одноголосное сольфеджио» №№ 60-111, Драгомиров «Одноголосное сольфеджио» №№ 235-300, Масленкова «Сокровища родных мелодий» №№ 1-174. Сольмизация мелодии с целью осознания ее структуры, а также освоения метроритмических трудностей. Пение одноголосных мелодий наизусть. Гармонизация мелодий и одноголосных диктантов, записанных в классе. Транспозиция вверх и вниз на секунду.
Двухголосное сольфеджирование с опорой на диатонику, а также с отдельными плавными хроматическими звуками. Примерная трудность – Способин И. «Сольфеджио. Двухголосие. Трехголосие» №27.
Ладухин Н. «Двухголосное сольфеджио» № 3, Середа В. «Каноны» №№ 35-58.
Пение с собственным аккомпанементом романсов Алябьева, Варламова, Гурилева, романсов и вокализов Глинки, песен Шумана, Шуберта, Грига. Чтение с листа романсов с собственным аккомпанементом и аккомпанементом преподавателя.
Слуховой гармонический анализ. Интервалы и аккорды вне лада. Определение ладовой функции звука, интервала и аккорда по его разрешению. Интервальные и аккордовые последовательности, определяемые следом за исполнением (назвать каждый аккорд в быстром темпе) и на память с одного-трех проигрываний. Примерная трудность: Блюм «Гармоническое сольфеджио» №№ 1-15. Повторение последовательности на фортепиано, а также письменный гармонический анализ. Анализ примеров из музыкальной литературы ***.
В конце второго, четвертого, пятого и седьмого семестров проводятся контрольные уроки. Обязательные элементы контрольного урока – диктант и слуховой анализ. Остальные формы работы варьируются по усмотрению преподавателя и зависят от результатов, показанных учащимися в течение семестра.
Сольфеджирование и романс могут быть предложены как из числа проработанных дома, так и исполнены с листа. К контрольному уроку также могут быть повторены все интонационные упражнения, сделанные в течение семестра и т.д.
В конце первого семестра – экзамен.
Требования на экзамене в конце первого семестра: одноголосный диктант. Примерная трудность: одноголосие – Алексеев, Блюм «Систематический курс музыкального диктанта» №114.
Образец экзаменационного билета на устном экзамене:
1. Спеть интервальную последовательность в тональности A-dur:
б.3 | м.3 | ум.5 | м.3 | б.7 | б.6 | м.7 | м.6 | м.7 | б.6 | ум.7 | ум.5 | б.2 | б.3 |
I | II | II | III | IV | IV | III | III | II | II | VII | VII | II | I |
2. Спеть аккордовую последовательность в тональности fis-moll:
I – I6 – VII56 (гарм.) – D34 – III – I6 – II56 – VII34 (гарм.) – I6 – VII6 (натур.) – VI6 – V6 (натур.) – VI – II34 – V
3. Слуховой анализ: интервалы и аккорды вне лада, интервальная и аккордовая последовательности. Примерная трудность: Блюм «Гармоническое сольфеджио», раздел 1.
4. Чтение с листа: одноголосие – Ладухин «Курс сольфеджио с применением гармонических форм» №31, двухголосие – Ладухин «Двухголосное сольфеджио»№2.
Содержание предмета
Классико-романтическая тональность.
Одноголосие. Хроматизм всех видов. Отклонения и модуляции в отдаленные тональности.
Двухголосие. Диатоника. Хроматизм внутритональный и модуляционный. Отклонения в тональности диатонического родства.
Начало работы над гармоническим четырехголосием параллельно курсу гармонии. Трезвучия и секстаккорды всех ступеней. Проходящие и вспомогательные квартсекстаккорды. Кадансовые средства. Доминантсептаккорд с обращениями. Септаккорд II ступени с обращениями.
Нерегулярная ритмика. Переменные и смешанные размеры. Сочетание четного и нечетного деления длительностей.
Музыкальный диктант. Одноголосный диктант повышенной трудности. Двухголосный диктант с несложными отклонениями в тональности диатонического родства. Примерная трудность: Кириллова, Попов «Сольфеджио», часть 1, раздел «Музыкальный диктант», одноголосные диктанты №№ 63-81, двухголосные диктанты №№ 1-26; Лопатина «Сборник диктантов. Одноголосие. Двухголосие» №№ 229-249.
Интонационные упражнения. Пение аккордовых последовательностей в гармоническом четырехголосии по цифровке. Импровизация аккордовых последовательностей.
Одноголосное сольфеджирование – примерная трудность: Ладухин «Курс сольфеджио с применнием гармонических форм», № 40. Транспозиция вверх и вниз в объеме кварты.
Двухголосное сольфеджирование. Двухголосные инвенции И.С.Баха в составе дуэта, а также сопровождая пение одного голоса исполнением другого на фортепиано. Чтение двухголосия с листа – Ладухин Н. «Двухголосное сольфеджио» № 12, Середа «Каноны» №№ 76-88.
Одноголосие и двухголосие в ключах «До» – Агажанов, Блюм «Сольфеджио в ключах «До» №№ 15-25, 33-40, 69-75, 92-96.
Народное одноголосие с текстом – Кириллова, Попов «Сольфеджио», раздел «Сольфеджирование» №№ 80-95.
Романсы и песни зарубежных композиторов XIX – начала XX веков: Шумана, Шуберта, Брамса.
Слуховой гармонический анализ. Параллельно курсу гармонии. Определение структуры аккорда вне лада. Аккордовые последовательности вслед за исполнением и на память. Примерная трудность: Лопатина «Гармонические диктанты» № 22. Анализ примеров из музыкальной литературы.
Требования на экзамене в конце 3 семестра: одноголосный и двухголосный диктанты.
Примерная трудность: одноголосие – Алексеев, Блюм «Систематический курс музыкального диктанта» № 275, двухголосие – Ладухин «1000 примеров музыкального диктанта», № 835.
Образец экзаменационного билета:
1. Спеть аккордовую последовательность в тональности Es-dur: I-VI-IV-II-V-VI-III-V-I-III-IV-I.
2. Слуховой гармонический анализ (примерная трудность – Кириллова , Попов «Сольфеджио» с.14, №№ 6-8.)
3. Чтение с листа: одноголосие – Кириллова,Попов «Сольфеджио», раздел «Сольфеджирование» № 16 или Ладухин «Курс сольфеджио с применением гармонических форм» № 101, двухголосие – Способин «Сольфеджио. Двухголосие. Трехголосие» № 57 , романс – Григ «Нежна, бела, как первый снег».
Содержание предмета
Классико-романтическая тональность. Расширенная и хроматическая тональность.
Диатоника: септаккорд VII ступени и его обращения, побочные септаккорды и нонаккорды, фригийский оборот, диатонические секвенции. Диатонические неаккордовые звуки.
Внутритональная и модуляционная хроматика: альтерация аккордов субдоминантовой и доминантовой групп , отклонения в тональности 1 степени родства.
Продолжение работы над метроритмическими трудностями: обращенный пунктир, тридцать вторые, дробление сильной доли, паузы на сильной доле, полиритмия.
Музыкальный диктант. Одноголосие повышенной трудности. Примерная трудность: Алексеев, Блюм «Систематический курс музыкального диктанта», №№ 337-372. Двухголосие с отклонениями в тональности диатонического и недиатонического родства. Примерная трудность: Кириллова, Попов «Сольфеджио», часть 1, раздел «Музыкальный диктант. Диктанты двухголосные» №№ 48-69. Трехголосие с несложными видами внутритонального и модуляционного хроматизма. Примерная трудность: Кириллова, Попов «Сольфеджио», часть 1, раздел Музыкальный диктант. Диктанты трехголосные.» №№ 1-9 .Аккордовые диктанты в гармоническом четырехголосии. Примерная трудность: Лопатина «Гармонические диктанты» № 25.
Интонационные упражнения. Разрешение отдельных аккордов. Аккордовые последовательности по цифровке, импровизация акордовых последовательностей.
Сольфеджирование. Одноголосие повышенной трудности: Качалина «Сольфеджио», выпуск 1 №№ 25-53. Полифоническое двухголосие: Агажанов «Сольфеджио. Примеры из полифонической литературы. №№ 11-51. Возможно, двухголосие с транспозицией из числа проработанных дома примеров. Гармоническое и полифоническое трехголосие: Способин «Сольфеджио. Двухголосие. Трехголосие» №№ 113-124, трехголосные инвенции И.С.Баха, прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира» после домашней проработки и с листа. Четырехголосие: хоралы И.С.Баха.
Романсы и песни русских и западноевропейских композиторов конца XIX-начала ХХ веков: Римского-Корсакова, Чайковского, Бородина, Мусоргского, Малера, Вольфа.
Слуховой гармонический анализ. Параллельно курсу гармонии вслед за исполнением и на память. Примерная трудность: Лопатина «Гармонические диктанты» №№ 109-114. Анализ примеров из музыкальной литературы.
Экзаменационные требования в конце 6 семестра: одноголосный, двухголосный и трехголосный диктанты. Примерная трудность: одноголосие – Алексеев, Блюм «Систематический курс музыкального диктанта» № 366, двухголосие – Кириллова , Попов «Сольфеджио», раздел «Музыкальный диктант» двухголосный диктант № 55, трехголосие -Алексеев, Блюм «Систематический курс музыкального диктанта» № 822.
Образец экзаменационного билета на устном экзамене:
1. Спеть модуляцию по плану: fis-moll – D-dur.
2. Чтение с листа: одноголосие – Кириллова, Попов «Сольфеджио» раздел «Сольфеджирование» № 63, двухголосие – Способин «Сольфеджио. Двухголосие.Трехголосие» №№ 103 или 104, трехголосие Агажанов, Блюм «Сольфеджио. Примеры из полифонической литературы» № 71.
3. Слуховой гармонический анализ(примерная трудность – Кириллова, Попов «Сольфеджио» с.122, пункт 2).
Содержание курса
Расширенная тональность. Хроматическая тональность.
Политональность. Модальность. Ладовые структуры музыки ХХ века.
Регулярная и нерегулярная ритмика. Полиритмия. Полиметрия.
Музыкальный диктант. Двухголосие полифонического склада (Алексеев, Блюм «Систематический музыкального диктанта», № 721). Трехголосие (Кириллова, Попов «Сольфеджио» раздел «Музыкальный диктант» трехголосные диктанты №№ 25-58) Четырехголосие гармонического склада (Кириллова, Попов №№ 1-16, Лопатина «Гармонические диктанты № 114-117).
Интонационные упражнения. Пение постепенных модуляций и энгармонических модуляций. Разрешение аккордов с энгармонической заменой (малого мажорного, малого мажорного с повышенной и пониженной квинтой, уменьшенного септаккордов , увеличенного трезвучия).
Ладовые структуры в музыке ХХ века. Пентатоника, семиступенные диатонические лады лады с увеличенными секундами.
Аккордика в музыке ХХ века. Диатонические нетерцовые аккорды, двутерцовые септ- и нонаккорды и другие формы нетрадиционной вертикали («Современное сольфеджио» М.Карасевой, ч.1 гл. 1-3, ч.2, темы 1-4, ч.3, гл. 1-3). Однотерцовые и вводнотоновые трезвучия, «прокофьевская» доминанта (Биркенгоф «Интонируемые упражнения на занятиях по сольфеджио» с.47-54).
Сольфеджирование. Одноголосие повышенной трудности: Качалина «Сольфеджио», выпуск 1, № 71-83. Трехголосие: фуги И.С.Баха, Д.Шостаковича, Качалина «Сольфеджио», выпуск 2, раздел «Трехголосие».
Слуховой анализ. Параллельно курсу гармонии. Примерная трудность: Лопатина «Гармонические диктанты» №№ 144-153. Анализ примеров из художественной литературы.
Экзаменационные требования в конце 8 семестра: двухголосный, трехголосный и четырехголосный диктанты. Примерная трудность: двухголосный диктант – Алексеев, Блюм «Систематический курс музыкального диктанта» № 721, Кириллова, Попов «Сольфеджио», раздел «Музыкальный диктант», трехголосный диктант № 885, четырехголосный диктант №18 или Лопатина «Гармонические диктанты» № 102.
Образец экзаменационного билета на устном экзамене:
1. Спеть постепенную модуляцию A-dur – F-dur.
2. Разрешить аккорд с энгармонической заменой: a-g-cis-es.
3. Слуховой анализ (примерная трудность – Лопатина «Гармонические диктанты» № 150).
4. Чтение с листа: одноголосие (Качалина «Сольфеджио», выпуск 1, № 217, двухголосие Кириллова, Попов «Сольфеджио», выпуск 1, раздел «Сольфеджирование» № 3, трехголосие (Качалина «Сольфеджио», выпуск 2 №№ 54,55), четырехголосие Качалина «Сольфеджио» выпуск 3 № 42), романс Дебюсси «Чудесный вечер».
При составлении билета можно варьировать порядок видов модуляции, пение трехголосия в ансамбле или с игрой двух голосов на фортепиано, пение четырехголосия с использованием ключей «До» или без них, наличие или отсутствие транспозиции при исполнении одноголосия и романса.
*) По новому учебному плану специальности 0503.01 «Хоровое дирижирование» в 1-4 семестрах на сольфеджио приходится 124 часа вместо 108 по старому учебному плану, экзамены по сольфеджио перенесены на 1 и 3 семестры со 2 и 4 соответственно. вернуться
**) Настоящая программа относится только к специальности 0503.01 «Хоровое дирижирование». Курс гармонии и сольфеджио для специальности 0503.02 «Руководитель народного хора» по содержанию и итоговому уровню ближе соответствующему курсу для специальности 0501.04 «Народные инструменты». вернуться
***) Примеры для слухового анализа из музыкальной литературы на данном этапе обучения и на всех последующих можно почерпнуть из учебника Кирилловой и Попова «Сольфеджио», часть 1, учебных пособий Блюма «Гармоническое сольфеджио», Лопатиной «Гармонические диктанты», Артамоновой «Сольфеджио», учебника Карасевой «Современное сольфеджио». вернуться
График учебного процесса может варьироваться учебным заведением в соответствии с его Уставом.
В плане не отражена такая форма контроля успеваемости как текущий зачет по пройденной теме, а также не выделяется время для подготовки к различным творческим состязаниям по сольфеджио, например, конкурсу по чтению с листа, который удобно провести в середине второго семестра.
NN тем | Наименование тем | Количество недель |
1 семестр | ||
1. | Диатоника в диктанте, сольфеджировании, слуховом анализе, чтении с листа. Трезвучия всех ступеней. | 5 |
2. | Внутритональный хроматизм. Хроматические интервалы в слуховом анализе и интонационных упражнениях. Септаккорды II и VII ступеней и их обращения. | 7 |
3. | Повторение | 2 |
4. | Контрольные уроки. | 2 |
Итого 16 недель | ||
2 семестр | ||
5. | Внутритональный и модуляционный хроматизм в диктанте, слуховом анализе, интонационных упражнениях. | 12 |
6. | Отработка и закрепление навыков чтения с листа (соло, в ансамбле, с сопровождением). Транспозиция. | 5 |
7. | Повторение. | 3 |
8. | Контрольный урок | 1 |
Итого 20 недель | ||
2 курс | ||
3 семестр | ||
10. | Повторение. | 2 |
11. | Работа над гармоническим четырехголосием в интонационных упражнениях и слуховом анализе. Трезвучия главных ступеней, перемещение, соединение с плавным голосоведением и со скачками | 5 |
12. | Основные кадансовые средства | 2 |
13. | Побочные трезвучия субдоминантовой группы | 2 |
14. | Трезвучие III ступени | 2 |
15. | Трезвучие VI ступени в прерванном обороте | 2 |
16. | Повторение | 2 |
17. | Письменная экзаменационная работа | 1 |
18. | Устный экзамен | |
Итого 16 недель | ||
4 семестр | ||
19. | Секстаккорды главных ступеней | 4 |
20. | Проходящие и вспомогательные квартсекстаккорды | 2 |
21. | Доминантсептаккорд и его обращения | 4 |
22. | Секстаккорд II ступени | 2 |
23. | Гармонический мажор | 1 |
24. | Секстаккорд III ступени. Доминантсептаккорд с секстой | 2 |
25. | Секстаккорд VII ступени | 1 |
26. | Септаккорд II ступени и его обращения | 3 |
27. | Контрольный урок | 1 |
Итого 20 недель | ||
3 курс | ||
5 семестр | ||
28. | Повторение. | 2 |
29. | Септаккорд VII ступени и его обращения | 3 |
30. | Нонаккорды II и V ступеней | 2 |
31. | Натуральный минор и фригийские обороты. | 5 |
32. | Диатонические секвенции | 1 |
33. | Септаккорды и нонаккорды побочных ступеней | 2 |
34. | Контрольный урок | 1 |
Итого 16 недель | ||
6 семестр | ||
35. | Повторение. | 2 |
36. | Альтерация аккордов. Трезвучие и секстаккорд II низкой ступени | 1 |
37. | Альтерация аккордов субдоминантовой группы | 6 |
38. | Альтерация аккордов доминантовой группы. | 2 |
39. | Отклонения в тональности 1 степени родства | 6 |
40. | Повторение. | 2 |
41. | Письменная экзаменационная работа. | 1 |
42. | Устный экзамен. | |
Итого 20 недель | ||
4 курс | ||
7 семестр | ||
43. | Повторение. | 2 |
44. | Хроматические секвенции. Эллипсис. Органный пункт. | 2 |
45. | Модуляции в тональности 1 степени родства | 4 |
46. | Постепенная модуляция в отдаленные тональности | 4 |
47. | Энгармоническая модуляция | 2 |
48. | Повторение | 1 |
49. | Контрольный урок | 1 |
Итого 16 недель | ||
8 семестр | ||
50. | Повторение | 3 |
51. | Ладовые структуры музыки ХХ века | 10 |
52. | Подготовка к заключительному экзамену | 6 |
53. | Письменная экзаменационная работа. | 1 |
54. | Устный экзамен. | |
Итого 20 недель |
Учебники и учебные пособия:
- Агажанов А. Курс сольфеджио, вып. 1,2 . М., 1974, 1973.
- Биркенгоф А. Интонируемые упражнения на занятиях по сольфеджио. М., 1990.
- Карасева М. Современное сольфеджио в трех частях. М.,1996.
- Кириллова В, Попов В. Сольфеджио, часть1. М.,1986.
- Алексеев Б. Гармоническое сольфеджио. М., 1966.
- Алексеев Б, Блюм Д. Систематический курс музыкального диктанта. М.,1991.
- Артамонова Е. Сольфеджио, выпуск 1. М., 1988.
- Блюм Д. Гармоническое сольфеджио. М.,1991.
- Ладухин Н. 1000 примеров музыкального
- диктанта. М., 1986.
- Лопатина И. Сборник диктантов. М..1987.
- Лопатина И. Гармонические диктанты. М., 1987.
- Русяева И. Одноголосные диктанты . Выпуск 2. М.,1984
- Русяева И. Двухголосные диктанты. М., 1990.
- Агажанов А., Блюм Д. Сольфеджио в ключах «До». М.,1969.
- Агажанов А., Блюм Д. Сольфеджио. Примеры из полифонической литературы. М.,1972.
- Глинка М. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения и вокализы-сольфеджио. М.,1997.
- Драгомиров П. Учебник сольфеджио. М.,1991.
- Ладухин Н. Курс сольфеджио, репринтное издание. М.,«Свет Отечества».
- Ладухин Н. Двухголосное сольфеджио , репринтное издание. М.,«Свет Отечества»
- Леонова Е. Полифоническое сольфеджио. Л.,1990.
- Рубец А. Одноголосное сольфеджио. М.,1984.
- Качалина Н. Сольфеджио, вып.1-3. 1988, 1982, 1991.
- Масленкова Л. Сокровища родных мелодий.- С-Пб,1999.
- Середа В. Каноны. М.,1997.