Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего профессионального образованияПрограммы послевузовского образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Медиатека < Методические материалы < Учебные программы < Сольфеджио (специальность 0503.01, 1999 г.)

Министерство культуры Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
«Государственное музыкальное училище имени Гнесиных»

СОЛЬФЕДЖИО
Программа для музыкальных училищ по специальности 0503.01
«Хоровое дирижирование»


Москва
1999

Одобрена предметно-цикловой комиссией «Теория музыки».



Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Хоровое дирижирование»



Составитель  –   преподаватель-консультант БОЙЦОВА Н.В.
Рецензенты  –   старший преподаватель ПЦК «Теория музыки», заслуженный работник культуры РФ СОЛОВЬЕВА Н.А.;
проректор по научной и творческой работе Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, доктор искусствоведения, профессор СОКОЛОВ А.С.


Объем курса – 468 часов
Занятия групповые
Экзамены – 1,3,6,8 семестры

Пояснительная записка

В 1997 году Министерством общего и профессионального образования РФ были утверждены новые государственные стандарты среднего профессионального образования, в которых зафиксированы основные принципы художественной образовательной деятельности в настоящее время.

В соответствии с Классификатором специальностей среднего профессионального образования существующие специальности обозначены следующим образом:

0501 «Инструментальное исполнительство»,  с подразделениями:
0501.01 «Фортепиано»,
0501.02 «Струнные инструменты»,
0501.03 «Духовые и ударные инструменты»,
0501.04 «Народные инструменты»;
– 0502 «Пение»,  с подразделениями:
0502.01 «Пение академическое»,
0502.02 «Пение сольное народное»;
0503 «Хоровое дирижирование»,  с подразделениями:
0503.01 «Хоровое дирижирование»,
0503.02 «Руководитель народного хора»;
– 0504 «Теория музыки».

Применительно к средним музыкальным учебным заведениям, появление новых стандартов означало достаточно серьезную переработку учебных планов по всем представленным в них специальностям. Изменился объем ряда дисциплин, их расположение по семестрам, и, как следствие, формы и время итогового контроля *.

В связи с этим возникла необходимость привести в соответствие со стандартами и программы по предметам музыкально-теоретического цикла.

В настоящих программах по предметам музыкально-теоретического цикла материал выстроен по тем основным четырем специальностям, которые предложены в новых образовательных стандартах.

Изменения коснулись также содержания программ: произведена перепланировка материала, соответствующая иной системе преподавания сольфеджио и гармонии. Объем материала несколько увеличился благодаря изучению на старших курсах музыки ХХ века.

Предлагаемые программы имеют рекомендательный характер и не заменяют существующих в настоящее время. Это один из возможных вариантов построения курса, опробованный на практике с положительными результатами.

Многовариантность существующей в настоящее время системы преподавания музыкально-теоретических дисциплин открывает перед педагогом перспективу выбора того плана занятий, который соответствует возможностям его учеников и его собственным профессиональным устремлениям.


Краткие методические указания **

Существующая программа по сольфеджио для специальности 0503 «Хоровое дирижирование» составлена в 1987 году преподавателем Музыкального училища при Московской консерватории им. П.И.Чайковского Л.Г.Краснянским.

Курс сольфеджио за время, прошедшее с момента публикации программы, не претерпел принципиальных изменений.

Задача предмета – воспитание профессионального музыкального мышления, необходимого для успешной самостоятельной профессиональной деятельности.

Основными формами работы в курсе сольфеджио традиционно являются музыкальный диктант, интонационные упражнения, сольфеджирование, слуховой гармонический анализ, а также творческие задания.

Расположение материала координируется с другими предметами музыкально-теоретического цикла.

Тем не менее, определенные перемены в содержании предмета в последние годы все же произошли. Появились новые учебники и учебные пособия по сольфеджио, содержащие принципиально новый интонационный материал, а также были переизданы давно не публиковавшиеся интересные труды, использование которых в повседневной педагогической работе позволяет обновить традиционный курс.

Это, в частности, «Гармоническое сольфеджио» Д.Блюма» (М.,1990), «Полифоническое сольфеджио» Е.Леоновой (Л.,1990), «Современное сольфеджио» в трех частях» М.Карасевой (М.,1996), «Энгармонические модуляции в слуховом анализе « Р.Саркисовой (М., 1990), «Интонируемые упражнения на занятиях сольфеджио» А.Биркенгоф (М.,1990), «Каноны» В.П.Середы (Москва, «Престо», 1997), сборник для сольфеджирования «Сокровища родных мелодий (сост. Л.Масленкова, С-Петербург, 1999), «Вокализы», «Курс сольфеджио» и «Двухголосное сольфеджио» Н.М.Ладухина (репринтное издание, «Свет Отечества»), «Упражнения для усовершенствования голоса, методические пояснения к ним и вокализы-сольфеджио» М.И. Глинки (М.,»Кифара», 1997) и др.

Эти учебные пособия могут использоваться на различных этапах обучения в качестве основных или дополнительных.

Такие формы работы в курсе сольфеджио, как слуховой гармонический анализ и интонационные упражнения, тесно связаны с тем, как именно выстроен курс гармонии.

Настоящая программа опирается на курс гармонии, предложенный в учебнике «Гармония» Е.Абызовой (М.,1996). Это первый учебник, объединивший положительные стороны методики Н.А.Римского-Корсакова и методики П.И.Чайковского. Курс гармонии выстроен так, что вслед за трезвучиями главных ступеней уже на начальном этапе занятий вводятся трезвучия побочных ступеней, что позволяет по-новому ориентировать гармоническое мышление учащихся. План занятий слуховым анализом и интонационными упражнениями соответствует расположению материала в данном учебнике.

В 8 семестре предполагается практическое освоение музыкального языка ХХ века, ориентированное на современный музыкальный опыт.

Содержание курса
1 курс (1-2 семестры)

Классико-романтическая тональность.

Диатоника. Диатонические интервалы (простые и составные), трезвучия и септаккорды всех ступеней с обращениями.

Хроматика внутритональная и модуляционная. Отклонения в тональности первой степени родства через автентический, плагальный, полный оборот. Модуляции в тональности первой степени родства.

Регулярная ритмика. Простые и сложные размеры. Основное и особое деление длительностей (до тридцать второй). Междутактовая, внутритактовая и внутридолевая синкопы.

Формы работы

Музыкальный диктант. Одноголосие. Разнообразные виды диктантов: ритмические, устные, с предварительным анализом, с ограниченным числом проигрываний и пр. Диатоника с постепенным нарастанием трудностей. Протяженные диктанты (20 -25 тактов) с мелодикой инструментального типа, с переходами в записи из скрипичного ключа в басовый и наоборот, а также со скрытым двухголосием. Отклонения в тональности диатонического родства. Двухголосные диктанты интервального типа на одной строчке. Примерная трудность: Кириллова, Попов «Сольфеджио», часть 1, раздел «Музыкальный диктант. Диктанты одноголосные» №№ 1-62; Лопатина «Сборник диктантов. Одноголосие. Двухголосие» №№ 1-72, 209-214.

Интонационные упражнения.

Гаммы мажорные и минорные от любой ступени вверх и вниз натуральные, гармонические и мелодические. Верхние и нижние тетрахорды всех видов мажора и минора с названиями и без названий звуков (на любой удобный для интонирования слог) вверх и вниз от звука. Гаммы параллельными диатоническими интервалами, а также трезвучиями, секстаккордами, квартсекстаккордами, септаккордами индивидуально и в ансамбле на 2-3-4 голоса.

Интонирование основных и альтерированных ступеней лада с разрешением и без разрешения неустойчивых ступеней. Разрешение звука в качестве различных ступеней мажора и минора в форме импровизации коротких музыкальных фраз.

Диатонические секвенции. Пример мотива:

6 523
I IIII

Хроматические секвенции вверх и вниз по родственным тональностям, по медиантам и субмедиантам, с транспозицией на данный интервал. Примеры мотивов:

ум.5 3ум.53ум.75
VII IIIIIIVIII

Перемещение по полутонам вверх и вниз аккорда одной структуры (например, малого мажорного септаккорда с обращениями; малого минорного и малого с ум.5 в основном виде, а также уменьшенного септаккордов), с возвращением и без возвращения на исходный звук, с названиями и без названий звуков.

Разрешение интервалов и аккордов аналогично работам в курсе элементарной теории музыки.

Интервальные и аккордовые последовательности по цифровке. Сочинение и импровизация интервальных и аккордовых последовательностей с определенными в задании гармоническими средствами.

Одноголосное сольфеджирование – после домашней проработки и с листа. Примерная трудность – Ладухин «Одноголосное сольфеджио» №№  60-108, Рубец «Одноголосное сольфеджио» №№ 60-111, Драгомиров «Одноголосное сольфеджио» №№ 235-300, Масленкова «Сокровища родных мелодий» №№ 1-174. Сольмизация мелодии с целью осознания ее структуры, а также освоения метроритмических трудностей. Пение одноголосных мелодий наизусть. Гармонизация мелодий и одноголосных диктантов, записанных в классе. Транспозиция вверх и вниз на секунду.

Двухголосное сольфеджирование с опорой на диатонику, а также с отдельными плавными хроматическими звуками. Примерная трудность – Способин И. «Сольфеджио. Двухголосие. Трехголосие» №27.

Ладухин Н. «Двухголосное сольфеджио» № 3, Середа В. «Каноны» №№ 35-58.

Пение с собственным аккомпанементом романсов Алябьева, Варламова, Гурилева, романсов и вокализов Глинки, песен Шумана, Шуберта, Грига. Чтение с листа романсов с собственным аккомпанементом и аккомпанементом преподавателя.

Слуховой гармонический анализ. Интервалы и аккорды вне лада. Определение ладовой функции звука, интервала и аккорда по его разрешению. Интервальные и аккордовые последовательности, определяемые следом за исполнением (назвать каждый аккорд в быстром темпе) и на память с одного-трех проигрываний. Примерная трудность: Блюм «Гармоническое сольфеджио» №№ 1-15. Повторение последовательности на фортепиано, а также письменный гармонический анализ. Анализ примеров из музыкальной литературы ***.


Контроль успеваемости

В конце второго, четвертого, пятого и седьмого семестров проводятся контрольные уроки. Обязательные элементы контрольного урока – диктант и слуховой анализ. Остальные формы работы варьируются по усмотрению преподавателя и зависят от результатов, показанных учащимися в течение семестра.

Сольфеджирование и романс могут быть предложены как из числа проработанных дома, так и исполнены с листа. К контрольному уроку также могут быть повторены все интонационные упражнения, сделанные в течение семестра и т.д.

В конце первого семестра – экзамен.

Требования на экзамене в конце первого семестра: одноголосный диктант. Примерная трудность: одноголосие – Алексеев, Блюм «Систематический курс музыкального диктанта» №114.

Образец экзаменационного билета на устном экзамене:

1. Спеть интервальную последовательность в тональности A-dur:

 б.3   м.3   ум.5   м.3   б.7   б.6   м.7   м.6   м.7   б.6   ум.7   ум.5   б.2   б.3 
 I   II   II   III   IV   IV   III   III   II   II   VII   VII   II   I 

2. Спеть аккордовую последовательность в тональности fis-moll:

I – I6 – VII56 (гарм.) – D34 – III – I6 – II56 – VII34 (гарм.) – I6 – VII6 (натур.) – VI6 – V6 (натур.) – VI – II34 – V

3. Слуховой анализ: интервалы и аккорды вне лада, интервальная и аккордовая последовательности. Примерная трудность: Блюм «Гармоническое сольфеджио», раздел 1.

4. Чтение с листа: одноголосие – Ладухин «Курс сольфеджио с применением гармонических форм» №31, двухголосие – Ладухин «Двухголосное сольфеджио»№2.



2 курс (3-4 семестры)
Содержание предмета

Классико-романтическая тональность.

Одноголосие. Хроматизм всех видов. Отклонения и модуляции в отдаленные тональности.

Двухголосие. Диатоника. Хроматизм внутритональный и модуляционный. Отклонения в тональности диатонического родства.

Начало работы над гармоническим четырехголосием параллельно курсу гармонии. Трезвучия и секстаккорды всех ступеней. Проходящие и вспомогательные квартсекстаккорды. Кадансовые средства. Доминантсептаккорд с обращениями. Септаккорд II ступени с обращениями.

Нерегулярная ритмика. Переменные и смешанные размеры. Сочетание четного и нечетного деления длительностей.

Формы работы

Музыкальный диктант. Одноголосный диктант повышенной трудности. Двухголосный диктант с несложными отклонениями в тональности диатонического родства. Примерная трудность: Кириллова, Попов «Сольфеджио», часть 1, раздел «Музыкальный диктант», одноголосные диктанты №№ 63-81, двухголосные диктанты №№ 1-26; Лопатина «Сборник диктантов. Одноголосие. Двухголосие» №№ 229-249.

Интонационные упражнения. Пение аккордовых последовательностей в гармоническом четырехголосии по цифровке. Импровизация аккордовых последовательностей.

Одноголосное сольфеджирование – примерная трудность: Ладухин «Курс сольфеджио с применнием гармонических форм», № 40. Транспозиция вверх и вниз в объеме кварты.

Двухголосное сольфеджирование. Двухголосные инвенции И.С.Баха в составе дуэта, а также сопровождая пение одного голоса исполнением другого на фортепиано. Чтение двухголосия с листа – Ладухин Н. «Двухголосное сольфеджио» № 12, Середа «Каноны» №№ 76-88.

Одноголосие и двухголосие в ключах «До» – Агажанов, Блюм «Сольфеджио в ключах «До» №№ 15-25, 33-40, 69-75, 92-96.

Народное одноголосие с текстом – Кириллова, Попов «Сольфеджио», раздел «Сольфеджирование» №№ 80-95.

Романсы и песни зарубежных композиторов XIX – начала XX веков: Шумана, Шуберта, Брамса.

Слуховой гармонический анализ. Параллельно курсу гармонии. Определение структуры аккорда вне лада. Аккордовые последовательности вслед за исполнением и на память. Примерная трудность: Лопатина «Гармонические диктанты» № 22. Анализ примеров из музыкальной литературы.


Контроль успеваемости

Требования на экзамене в конце 3 семестра: одноголосный и двухголосный диктанты.

Примерная трудность: одноголосие – Алексеев, Блюм «Систематический курс музыкального диктанта» № 275, двухголосие – Ладухин «1000 примеров музыкального диктанта», № 835.

Образец экзаменационного билета:

1. Спеть аккордовую последовательность в тональности Es-dur: I-VI-IV-II-V-VI-III-V-I-III-IV-I.

2. Слуховой гармонический анализ (примерная трудность – Кириллова , Попов «Сольфеджио» с.14, №№ 6-8.)

3. Чтение с листа: одноголосие – Кириллова,Попов «Сольфеджио», раздел «Сольфеджирование» № 16 или Ладухин «Курс сольфеджио с применением гармонических форм» № 101, двухголосие – Способин «Сольфеджио. Двухголосие. Трехголосие» № 57 , романс – Григ «Нежна, бела, как первый снег».


3 курс (5-6 семестры)
Содержание предмета

Классико-романтическая тональность. Расширенная и хроматическая тональность.

Диатоника: септаккорд VII ступени и его обращения, побочные септаккорды и нонаккорды, фригийский оборот, диатонические секвенции. Диатонические неаккордовые звуки.

Внутритональная и модуляционная хроматика: альтерация аккордов субдоминантовой и доминантовой групп , отклонения в тональности 1 степени родства.

Продолжение работы над метроритмическими трудностями: обращенный пунктир, тридцать вторые, дробление сильной доли, паузы на сильной доле, полиритмия.


Формы работы

Музыкальный диктант. Одноголосие повышенной трудности. Примерная трудность: Алексеев, Блюм «Систематический курс музыкального диктанта», №№ 337-372. Двухголосие с отклонениями в тональности диатонического и недиатонического родства. Примерная трудность: Кириллова, Попов «Сольфеджио», часть 1, раздел «Музыкальный диктант. Диктанты двухголосные» №№ 48-69. Трехголосие с несложными видами внутритонального и модуляционного хроматизма. Примерная трудность: Кириллова, Попов «Сольфеджио», часть 1, раздел Музыкальный диктант. Диктанты трехголосные.» №№ 1-9 .Аккордовые диктанты в гармоническом четырехголосии. Примерная трудность: Лопатина «Гармонические диктанты» № 25.

Интонационные упражнения. Разрешение отдельных аккордов. Аккордовые последовательности по цифровке, импровизация акордовых последовательностей.

Сольфеджирование. Одноголосие повышенной трудности: Качалина «Сольфеджио», выпуск 1 №№ 25-53. Полифоническое двухголосие: Агажанов «Сольфеджио. Примеры из полифонической литературы. №№ 11-51. Возможно, двухголосие с транспозицией из числа проработанных дома примеров. Гармоническое и полифоническое трехголосие: Способин «Сольфеджио. Двухголосие. Трехголосие» №№ 113-124, трехголосные инвенции И.С.Баха, прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира» после домашней проработки и с листа. Четырехголосие: хоралы И.С.Баха.

Романсы и песни русских и западноевропейских композиторов конца XIX-начала ХХ веков: Римского-Корсакова, Чайковского, Бородина, Мусоргского, Малера, Вольфа.

Слуховой гармонический анализ. Параллельно курсу гармонии вслед за исполнением и на память. Примерная трудность: Лопатина «Гармонические диктанты» №№ 109-114. Анализ примеров из музыкальной литературы.

Контроль успеваемости

Экзаменационные требования в конце 6 семестра: одноголосный, двухголосный и трехголосный диктанты. Примерная трудность: одноголосие – Алексеев, Блюм «Систематический курс музыкального диктанта» № 366, двухголосие – Кириллова , Попов «Сольфеджио», раздел «Музыкальный диктант» двухголосный диктант № 55, трехголосие -Алексеев, Блюм «Систематический курс музыкального диктанта» № 822.

Образец экзаменационного билета на устном экзамене:

1. Спеть модуляцию по плану: fis-moll – D-dur.

2. Чтение с листа: одноголосие – Кириллова, Попов «Сольфеджио» раздел «Сольфеджирование» № 63, двухголосие – Способин «Сольфеджио. Двухголосие.Трехголосие» №№ 103 или 104, трехголосие Агажанов, Блюм «Сольфеджио. Примеры из полифонической литературы» № 71.

3. Слуховой гармонический анализ(примерная трудность – Кириллова, Попов «Сольфеджио» с.122, пункт 2).


4 курс (7-8 семестры)
Содержание курса

Расширенная тональность. Хроматическая тональность.

Политональность. Модальность. Ладовые структуры музыки ХХ века.

Регулярная и нерегулярная ритмика. Полиритмия. Полиметрия.

Музыкальный диктант. Двухголосие полифонического склада (Алексеев, Блюм «Систематический музыкального диктанта», № 721). Трехголосие (Кириллова, Попов «Сольфеджио» раздел «Музыкальный диктант» трехголосные диктанты №№ 25-58) Четырехголосие гармонического склада (Кириллова, Попов №№ 1-16, Лопатина «Гармонические диктанты № 114-117).

Интонационные упражнения. Пение постепенных модуляций и энгармонических модуляций. Разрешение аккордов с энгармонической заменой (малого мажорного, малого мажорного с повышенной и пониженной квинтой, уменьшенного септаккордов , увеличенного трезвучия).

Ладовые структуры в музыке ХХ века. Пентатоника, семиступенные диатонические лады лады с увеличенными секундами.

Аккордика в музыке ХХ века. Диатонические нетерцовые аккорды, двутерцовые септ- и нонаккорды и другие формы нетрадиционной вертикали («Современное сольфеджио» М.Карасевой, ч.1 гл. 1-3, ч.2, темы 1-4, ч.3, гл. 1-3). Однотерцовые и вводнотоновые трезвучия, «прокофьевская» доминанта (Биркенгоф «Интонируемые упражнения на занятиях по сольфеджио» с.47-54).

Сольфеджирование. Одноголосие повышенной трудности: Качалина «Сольфеджио», выпуск 1, № 71-83. Трехголосие: фуги И.С.Баха, Д.Шостаковича, Качалина «Сольфеджио», выпуск 2, раздел «Трехголосие».

Слуховой анализ. Параллельно курсу гармонии. Примерная трудность: Лопатина «Гармонические диктанты» №№ 144-153. Анализ примеров из художественной литературы.

Контроль успеваемости

Экзаменационные требования в конце 8 семестра: двухголосный, трехголосный и четырехголосный диктанты. Примерная трудность: двухголосный диктант – Алексеев, Блюм «Систематический курс музыкального диктанта» № 721, Кириллова, Попов «Сольфеджио», раздел «Музыкальный диктант», трехголосный диктант № 885, четырехголосный диктант №18 или Лопатина «Гармонические диктанты» № 102.


Образец экзаменационного билета на устном экзамене:

1. Спеть постепенную модуляцию A-dur – F-dur.

2. Разрешить аккорд с энгармонической заменой: a-g-cis-es.

3. Слуховой анализ (примерная трудность – Лопатина «Гармонические диктанты» № 150).

4. Чтение с листа: одноголосие (Качалина «Сольфеджио», выпуск 1, № 217, двухголосие Кириллова, Попов «Сольфеджио», выпуск 1, раздел «Сольфеджирование» № 3, трехголосие (Качалина «Сольфеджио», выпуск 2 №№ 54,55), четырехголосие Качалина «Сольфеджио» выпуск 3 № 42), романс Дебюсси «Чудесный вечер».

При составлении билета можно варьировать порядок видов модуляции, пение трехголосия в ансамбле или с игрой двух голосов на фортепиано, пение четырехголосия с использованием ключей «До» или без них, наличие или отсутствие транспозиции при исполнении одноголосия и романса.




*) По новому учебному плану специальности 0503.01 «Хоровое дирижирование» в 1-4 семестрах на сольфеджио приходится 124 часа вместо 108 по старому учебному плану, экзамены по сольфеджио перенесены на 1 и 3 семестры со 2 и 4 соответственно.   вернуться
**) Настоящая программа относится только к специальности 0503.01 «Хоровое дирижирование». Курс гармонии и сольфеджио для специальности 0503.02 «Руководитель народного хора» по содержанию и итоговому уровню ближе соответствующему курсу для специальности 0501.04 «Народные инструменты».   вернуться
***) Примеры для слухового анализа из музыкальной литературы на данном этапе обучения и на всех последующих можно почерпнуть из учебника Кирилловой и Попова «Сольфеджио», часть 1, учебных пособий Блюма «Гармоническое сольфеджио», Лопатиной «Гармонические диктанты», Артамоновой «Сольфеджио», учебника Карасевой «Современное сольфеджио».   вернуться


Примерный тематический план

График учебного процесса может варьироваться учебным заведением в соответствии с его Уставом.

В плане не отражена такая форма контроля успеваемости как текущий зачет по пройденной теме, а также не выделяется время для подготовки к различным творческим состязаниям по сольфеджио, например, конкурсу по чтению с листа, который удобно провести в середине второго семестра.


NN
тем
Наименование тем Количество
недель
  1 семестр  
1. Диатоника в диктанте, сольфеджировании, слуховом анализе, чтении с листа. Трезвучия всех ступеней. 5
2. Внутритональный хроматизм. Хроматические интервалы в слуховом анализе и интонационных упражнениях. Септаккорды II и VII ступеней и их обращения. 7
3. Повторение 2
4. Контрольные уроки. 2
    Итого
16 недель
  2 семестр  
5. Внутритональный и модуляционный хроматизм в диктанте, слуховом анализе, интонационных упражнениях. 12
6. Отработка и закрепление навыков чтения с листа (соло, в ансамбле, с сопровождением). Транспозиция. 5
7. Повторение. 3
8. Контрольный урок 1
    Итого
20 недель
  2 курс  
  3 семестр  
10. Повторение. 2
11. Работа над гармоническим четырехголосием в интонационных упражнениях и слуховом анализе. Трезвучия главных ступеней, перемещение, соединение с плавным голосоведением и со скачками 5
12. Основные кадансовые средства 2
13. Побочные трезвучия субдоминантовой группы 2
14. Трезвучие III ступени 2
15. Трезвучие VI ступени в прерванном обороте 2
16. Повторение 2
17. Письменная экзаменационная работа 1
18. Устный экзамен  
    Итого
16 недель
  4 семестр  
19. Секстаккорды главных ступеней 4
20. Проходящие и вспомогательные квартсекстаккорды 2
21. Доминантсептаккорд и его обращения 4
22. Секстаккорд II ступени 2
23. Гармонический мажор 1
24. Секстаккорд III ступени. Доминантсептаккорд с секстой 2
25. Секстаккорд VII ступени 1
26. Септаккорд II ступени и его обращения 3
27. Контрольный урок 1
    Итого
20 недель
  3 курс  
  5 семестр  
28. Повторение. 2
29. Септаккорд VII ступени и его обращения 3
30. Нонаккорды II и V ступеней 2
31. Натуральный минор и фригийские обороты. 5
32. Диатонические секвенции 1
33. Септаккорды и нонаккорды побочных ступеней 2
34. Контрольный урок 1
    Итого
16 недель
  6 семестр  
35. Повторение. 2
36. Альтерация аккордов. Трезвучие и секстаккорд II низкой ступени 1
37. Альтерация аккордов субдоминантовой группы 6
38. Альтерация аккордов доминантовой группы. 2
39. Отклонения в тональности 1 степени родства 6
40. Повторение. 2
41. Письменная экзаменационная работа. 1
42. Устный экзамен.  
    Итого
20 недель
  4 курс  
  7 семестр  
43. Повторение. 2
44. Хроматические секвенции. Эллипсис. Органный пункт. 2
45. Модуляции в тональности 1 степени родства 4
46. Постепенная модуляция в отдаленные тональности 4
47. Энгармоническая модуляция 2
48. Повторение 1
49. Контрольный урок 1
    Итого
16 недель
  8 семестр  
50. Повторение 3
51. Ладовые структуры музыки ХХ века 10
52. Подготовка к заключительному экзамену 6
53. Письменная экзаменационная работа. 1
54. Устный экзамен.  
    Итого
20 недель

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Учебники и учебные пособия:
Агажанов А. Курс сольфеджио, вып. 1,2 . М., 1974, 1973.
Биркенгоф А. Интонируемые упражнения на занятиях по сольфеджио. М., 1990.
Карасева М. Современное сольфеджио в трех частях. М.,1996.
Кириллова В, Попов В. Сольфеджио, часть1. М.,1986.

Сборники диктантов и пособия по слуховому гармоническому анализу:
Алексеев Б. Гармоническое сольфеджио. М., 1966.
Алексеев Б, Блюм Д. Систематический курс музыкального диктанта. М.,1991.
Артамонова Е. Сольфеджио, выпуск 1. М., 1988.
Блюм Д. Гармоническое сольфеджио. М.,1991.
Ладухин Н. 1000 примеров музыкального
диктанта. М., 1986.
Лопатина И. Сборник диктантов. М..1987.
Лопатина И. Гармонические диктанты. М., 1987.
Русяева И. Одноголосные диктанты . Выпуск 2. М.,1984
Русяева И. Двухголосные диктанты. М., 1990.

Сборники для сольфеджирования:
Агажанов А., Блюм Д. Сольфеджио в ключах «До». М.,1969.
Агажанов А., Блюм Д. Сольфеджио. Примеры из полифонической литературы. М.,1972.
Глинка М. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения и вокализы-сольфеджио. М.,1997.
Драгомиров П. Учебник сольфеджио. М.,1991.
Ладухин Н. Курс сольфеджио, репринтное издание. М.,«Свет Отечества».
Ладухин Н. Двухголосное сольфеджио , репринтное издание. М.,«Свет Отечества»
Леонова Е. Полифоническое сольфеджио. Л.,1990.
Рубец А. Одноголосное сольфеджио. М.,1984.
Качалина Н. Сольфеджио, вып.1-3. 1988, 1982, 1991.
Масленкова Л. Сокровища родных мелодий.- С-Пб,1999.
Середа В. Каноны. М.,1997.


© 2001-2017, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования