Государственное образовательное учреждение
«Государственное музыкальное училище имени Гнесиных»
СОЛЬФЕДЖИО
Программа для музыкальных училищ
по специальности 0501 «Инструментальное исполнительство»
(0501.01 «Фортепиано», 0501.02 «Струнные инструменты»)
Москва
1999
Одобрена предметно-цикловой комиссией «Теория музыки».
Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Инструментальное исполнительство»
Составитель | – | преподаватель-консультант БОЙЦОВА Н.В. |
Рецензенты | – | старший преподаватель ПЦК «Теория музыки», заслуженный работник культуры РФ СОЛОВЬЕВА Н.А.; проректор по научной и творческой работе Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, доктор искусствоведения, профессор СОКОЛОВ А.С. |
Занятия групповые
Экзамены – 2,4,7 семестры
В 1997 году Министерством общего и профессионального образования РФ были утверждены новые государственные стандарты среднего профессионального образования, в которых зафиксированы основные принципы художественной образовательной деятельности в настоящее время.
В соответствии с Классификатором специальностей среднего профессионального образования существующие специальности обозначены следующим образом:
- – 0501 «Инструментальное исполнительство», с подразделениями:
- 0501.01 «Фортепиано»,
- 0501.02 «Струнные инструменты»,
- 0501.03 «Духовые и ударные инструменты»,
- 0501.04 «Народные инструменты»;
- – 0502 «Пение», с подразделениями:
- 0502.01 «Пение академическое»,
- 0502.02 «Пение сольное народное»;
- – 0503 «Хоровое дирижирование», с подразделениями:
- 0503.01 «Хоровое дирижирование»,
- 0503.02 «Руководитель народного хора»;
- – 0504 «Теория музыки».
Появление новых стандартов, применительно к средним музыкальным учебным заведениям, означало достаточно серьезную переработку учебных планов по всем представленным в них специальностям. Изменился объем ряда дисциплин, их расположение по семестрам и, как следствие, формы и время итогового контроля.
В связи с этим возникла необходимость привести в соответствие со стандартами и программы по предметам музыкально-теоретического цикла.
В настоящих программах по музыкально-теоретического цикла материал выстроен по тем основным четырем специальностям, которые предложены в новых образовательных стандартах.
Изменения коснулись также содержания программ: произведена перепланировка материала, соответствуюшая иной системе преподавания сольфеджио и гармонии. Программы расширены благодаря изучению на старших курсах музыки ХХ века.
Предлагаемые программы по сольфеджио имеют рекомендательный характер и не заменяют существующих в настоящее время. Это один из возможных вариантов построения курса, опробованный на практике с положительными результатами.
Многовариантность существующей в настоящее время системы преподавания музыкально-теоретических дисциплин открывает перед педагогом перспективу выбора того плана занятий, который соответствует возможностям его учеников и его собственным профессиональным устремлениям.
Существующая программа для музыкальных училищ и училищ искусств по специальностям «Фортепиано» и «Струнные инструменты» составлена старшими преподавателями Музыкального училища при Московской консерватории им. П.И.Чайковского В.В.Базарновой и И.С.Лопатиной в 1987 году.
Со времени публикации программы курс сольфеджио у исполнителей не претерпел принципиальных изменений.
Задача курса – формирование профессионального музыкального мышления, необходимого для самостоятельной профессиональной деятельности.
Основными формами работы традиционно являются музыкальный диктант, интонационные упражнения, сольфеджирование, слуховой гармонический анализ, творческие задания.
Расположение материала координируется с другими предметами музыкально-теоретического цикла: элементарной теорией, гармонией, музыкальной литературой.
Тем не менее, определенные перемены в содержании курса сольфеджио в последние годы все же произошли. Появились новые учебники и учебные пособия сольфеджио, содержащие принципиально иной интонационный материал, а также были переизданы давно не публиковавшиеся интересные труды, которые позволяют обновить традиционный курс.
Это , в частности, «Сольфеджио» Е.Артамоновой (М.,1988), «Гармоническое сольфеджио» Д.Блюма (М.,1990), «Энгармонические модуляции в курсе сольфеджио» Р.Саркисовой (М., 1990), «Полифоническое сольфеджио» Е.Леоновой (Л., 1990), «Интонируемые упражнения на занятиях по сольфеджио» А.Биркенгоф (М.,1990), «Современное сольфеджио» в трех частях М.Карасевой (М., 1996), «Каноны» В.П.Середы (М.,»Престо», 1997, сборник для сольфеджирования «Сокровища родных мелодий» (сост. Л.Масленкова, С-Петербург, 1999), репринтное издание «Вокализов», «Курса сольфеджио» и «Двухголосного сольфеджио» Н.М.Ладухина (издательство»Свет Отечества»), «Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения и вокализы-сольфеджио» М.И.Глинки (М.,»Кифара», 1997) и др.
Эти учебные пособия могут быть использованы на различных этапах обучения как основные или дополнительные.
Слуховой анализ и интонационные упражнения в курсе сольфеджио тесно связаны с тем, как именно выстроен курс гармонии.
Настоящая программа опирается на курс гармонии, предложенный в учебнике Е.Абызовой. Это первый учебник, объединивший положительные стороны методики Н.А.Римского-Корсакова и методики П.И.Чайковского. Курс гармонии выстроен так, что вслед за трезвучиями главных ступеней уже на начальном этапе занятий вводятся трезвучия побочных ступеней, что позволяет по – новому ориентировать гармоническое мышление учащихся. План занятий слуховым анализом и интонационными упражнениями соответствует расположению материала в данном учебнике.
В 8 семестре предполагается практическое освоение музыкального языка ХХ века, ориентированное на современный музыкальный опыт.
1 курс (1-2 семестры)
Классико-романтическая тональность.
Диатоника. Диатонические интервалы (простые и составные), трезвучия и септаккорды всех ступеней с обращениями.
Хроматика внутритональная и модуляционная с плавным ведением хроматических звуков. Отклонения в тональности первой степени родства через автентический, плагальный, полный оборот. Модуляции в тональности первой степени родства.
Регулярная ритмика. Простые и сложные размеры. Основное и особое деление длительностей (до тридцать второй). Междутактовая, внутритактовая и внутридолевая синкопы.
Музыкальный диктант. Одноголосие. Разнообразные виды диктантов: ритмические, устные, с предварительным анализом, с ограниченным числом проигрываний и пр. Диатоника с постепенным нарастанием трудностей: диктанты протяженностью 12-16 тактов с мелодикой инструментального типа, с переходами в записи из скрипичного ключа в басовый и наоборот, а также со скрытым двухголосием. Отклонения в тональности диатонического родства. Двухголосные диктанты интервального типа на одной строчке. Примерная трудность: Лопатина «Сборник диктантов. Одноголосие. Двухголосие» №№ 1-44, 209-214, 229-233; Кириллова, Попов «Сольфеджио», часть 1, раздел «Музыкальный диктант. Диктанты одноголосные» №№ 1-42;
Интонационные упражнения.
Гаммы мажорные и минорные от любой ступени вверх и вниз натуральные, гармонические и мелодические. Верхние и нижние тетрахорды всех видов мажора и минора с названиями и без названий звуков ( на любой удобный для интонирования слог) вверх и вниз от звука. Гаммы параллельными диатоническими интервалами, трезвучиями, секстаккордами, квартсекстаккордами, индивидуально и в ансамбле на 2-3 голоса.
Интонирование основных и альтерированных ступеней лада с разрешением и без разрешения неустойчивых ступеней. Разрешение звука в качестве различных ступеней мажора и минора в форме импровизации коротких музыкальных фраз.
Диатонические секвенции. Пример мотива:
8 | 7 | 6 | 5 | 3 |
V | VI | VII | VII | I |
Хроматические секвенции вверх и вниз по родственным тональностям, по верхним и нижним медиантам, а также с точной транспозицией звена на заданный интервал.
Примеры мотивов:
ум.5 | 3 | ум.7 | 5 |
VII | I | VII | I |
Движение по полутонам вверх и вниз аккордов одинаковой структуры (например, ув.35, малого мажорного септаккорда с обращениями; малого минорного, малого с ум.5 основном виде, а также уменьшенного септаккордов) вверх и вниз, с возвращением и без возвращения на исходный звук, с названиями и без названий звуков.
Разрешение интервалов и аккордов в виде музыкальных фраз (аналогично работам в курсе элементарной теории музыки).
Интервальные и аккордовые последовательности по цифровке. Сочинение и импровизация интервальных и аккордовых последовательностей с определенными в задании гармоническими средствами.
Одноголосное сольфеджирование – после домашней проработки и с листа. Примерная трудность – Ладухин «Одноголосное сольфеджио» №№ 60-108, Рубец «Одноголосное сольфеджио» №№ 60-96, Драгомиров «Одноголосное сольфеджио» №№ 235-300, Масленкова «Сокровища родных мелодий»№№ 1 -74. Сольмизация мелодии с целью осознания ее структуры, а также проработки метроритмических трудностей. Пение одноголосных мелодий наизусть. Гармонизация мелодий и диктантов, записанных в классе. Транспозиция вверх и вниз на секунду.
Двухголосное сольфеджирование Диатоника. Проходящие и вспомогательные хроматические звуки. Примерная трудность – Способин И. «Сольфеджио. Двухголосие. Трехголосие» № 21. Ладухин Н. «Двухголосное сольфеджио» № 3, Середа «Каноны» №№ 35-58.
Пение с собственным аккомпанементом романсов Алябьева, Варламова, Гурилева, романсов и вокализов Глинки, песен Шумана, Шуберта, Грига*.
Чтение романсов с листа с аккомпанементом преподавателя.
Слуховой гармонический анализ. Интервалы и аккорды вне лада. Определение ладовой функции звука, интервала и аккорда по его разрешению. Интервальные и аккордовые последовательности, определяемые следом за исполнением (назвать каждый аккорд в быстром темпе) и на память с одного-двух проигрываний. Определение структуры последовательности. Повторение последовательности на фортепиано, письменный гармонический анализ. Примерная трудность: Блюм «Гармоническое сольфеджио», часть 1, раздел 1. Анализ примеров из музыкальной литературы**.
В конце первого, третьего, пятого и шестого семестров проводятся контрольные уроки. Требования к контрольному уроку зависят от результатов, показанных учащимися в течение семестра. Обязательные элементы контрольного урока – диктант и слуховой анализ. Остальные формы работы варьируются по усмотрению преподавателя.
Сольфеджирование и романс могут быть предложены как из числа проработанных дома, так и исполнены с листа. К контрольному уроку также могут быть повторены все интонационные упражнения, сделанные в течение семестра и т.д.
В конце первого семестра – экзамен.
Требования на экзамене в конце второго семестра: одноголосный диктант, двухголосный диктант.
Примерная трудность: одноголосие – Алексеев, Блюм «Систематический курс музыкального диктанта» № 106; двухголосие – Ладухин «1000 примеров музыкального диктанта» № 835.
Образец экзаменационного билета на устном экзамене:
1. Спеть интервальную последовательность в тональности g-moll:
3 | 3 | 2 | 3 | 6 | ув.6 | 8 | б.3 | 2 | 3 | ув.4 | ув.ув.4 | ув.5 | 7 | 6 |
III | II | II | II | VI | VI | V | V | V | IV | IV | пониж.IV | III | III | III |
2. Спеть аккордовую последовательность в тональности fis-moll:
I – VI6 – VII7 (гарм.) – D56 – I -I6 – II56 – VII34 (гарм.) – III (гарм.) – I 6 – II 6 – III6 (натур.) – VI – II 3 4 – V .
3. Слуховой анализ: интервалы и аккорды вне лада, интервальная и аккордовая последовательности. Примерная трудность: Блюм «Гармоническое сольфеджио», раздел 1, № 6.
4. Чтение с листа: одноголосие -Ладухин «Курс сольфеджио с применением гармонических форм», раздел «Меодии во всех мажорных и минорных тональностях» № 28, двухголосие – Ладухин «Двухголосное сольфеджио» № 2.
Содержание предмета
Классико-романтическая тональность.
Одноголосие. Хроматизм всех видов.
Отклонения и модуляции в отдаленные тональности.
Двухголосие. Диатоника. Хроматизм внутритональный и модуляционный. Отклонения в тональности диатонического родства.
Начало работы над гармоническим четырехголосием параллельно курсу гармонии. Трезвучия и секстаккорды всех ступеней. Проходящие и вспомогательные квартсекстаккорды, основные кадансовые средства, доминантсептаккорд с обращениями, септаккорд II ступени с обращениями.
Нерегулярная ритмика. Переменные и смешанные размеры. Сочетание четного и нечетного деления длительностей.
Музыкальный диктант. Одноголосный диктант повышенной трудности. Двухголосный диктант с несложными отклонениями в тональности диатонического родства. Примерная трудность: Кириллова, Попов «Сольфеджио» часть 1, раздел «Музыкальный диктант», одноголосные диктанты №№ 43-81, двухголосные диктанты №№ 1-47; Лопатина «Сборник диктантов. Одноголосие. Двухголосие» №№ 250-269; Русяева «Двухголосные диктанты» №№546-563.
Интонационные упражнения. Пение аккордовых последовательностей в гармоническом четырехголосии по цифровке. Импровизация аккордовых последовательностей.
Одноголосное сольфеджирование – примерная трудность: Ладухин «Курс сольфеджио с применнием гармонических форм», № 40.
Двухголосное сольфеджирование. Двухголосные инвенции И.С.Баха в составе дуэта, а также сопровождая пение одного голоса исполнением другого на фортепиано. Чтение двухголосия с листа – Ладухин Н. «Двухголосное сольфеджио» № 12, Середа «Каноны» №№ 76-88.
Одноголосие и двухголосие в ключах «До»- Агажанов, Блюм «Сольфеджио в ключах «До» №№ 15-25, 33-40, 69-75, 92-96.
Народное одноголосие с текстом – Кириллова, Попов «Сольфеджио», раздел «Сольфеджирование» №№ 80-95.
Четырехголосие – Лопатина «Гармонические диктанты» №№ 1- 40. Хоралы И.С.Баха.
Романсы и песни зарубежных композиторов XIX века: Шумана, Шуберта, Брамса.
Слуховой гармонический анализ. Параллельно курсу гармонии. Определение структуры аккорда вне лада. Аккордовые последовательности вслед за исполнением и на память. Примерная трудность: Лопатина «Гармонические диктанты» №№ 34-40; Кириллова, Попов «Сольфеджио», часть 1 с.43-49. Анализ примеров из музыкальной литературы.
Требования на экзамене в конце 4 семестра: одноголосный, двухголосный и четырехголосный диктанты
Примерная трудность: одноголосие – Алексеев, Блюм «Систематический курс музыкального диктанта» № 299; двухголосие – Ладухин «1000 примеров музыкального диктанта», № 87; четырехголосие – Лопатина «Гармонические диктанты» № 34.
Образец экзаменационного билета:
1. Спеть аккордовую последовательность в тональности Es-dur: I – V 34 – I 6 – II 56 – VI 46 – II 7 – III 6 – V 2 – I 6 – III – VI – II – II 7 – K 46 – V 7 – I.
2. Слуховой гармонический анализ (примерная трудность – Кириллова, Попов «Сольфеджио» с.42 пункт 11.)
3. Чтение в листа: одноголосие – Кириллова,Попов «Сольфеджио», раздел «Сольфеджирование» № 36 или Ладухин «Курс сольфеджио с применением гармонических форм., раздл «Мелодии во всех мажорных и минорных тональностях» № 80, двухголосие – Способин «Сольфеджио. Двухголосие. Трехголосие» № 61.
Содержание предмета
Классико-романтическая тональность. Расширенная и хроматическая тональность.
Диатоника: септаккорд VII ступени и его обращения, побочные септаккорды и нонаккорды, фригийский оборот, диатонические секвенции. Диатонические неаккордовые звуки.
Внутритональная и модуляционная хроматика: альтерация аккордов субдоминантовой и доминантовой групп , отклонения в тональности 1 степени родства.
Продолжение работы над метроритмическими трудностями: обращенный пунктир, тридцать вторые, паузы на сильной доле, полиритмия.
Музыкальный диктант. Одноголосие повышенной трудности. Двухголосие с отклонениями в тональности диатонического и недиатоничесого родства. Трехголосие с отклонениями в тональности диатонического родства. Аккордовые диктанты в гармоническом четырехголосии. Примерная трудность: одноголосие – Алексеев, Блюм «Систематический курс музыкального диктанта», №№ 367 – 383; двухголосие – Кириллова, Попов «Сольфеджио», часть 1, раздел «Музыкальный диктант. Диктанты двухголосные»№№ 48-69 , раздел «Музыкальный диктант. Диктанты трехголосные» №№ 1-66; четерехголосие – Лопатина «Гармонические диктанты» №№ 82-92.
Интонационные упражнения. Разрешение аккордов. Аккордовые последовательности по цифровке, импровизация акордовых последовательностей.
Сольфеджирование. Одноголосие повышенной трудности: Качалина «Сольфеджио»,выпуск 1 №№ 25-53. Полифоническое двухголосие: Агажанов «Сольфеджио. Примеры из полифонической литературы. №№ 11-51. Возможно, двухголосие с транспозицией из числа проработанных дома примеров. Леонова «Полифоническое сольфеджио», раздел 3. Четырехголосие: хоралы И.С.Баха.
Слуховой гармонический анализ. Параллельно курсу гармонии вслед за исполнением и на память. Примерная трудность: Лопатина «Гармонические диктанты» №№ 82-108. Анализ примеров из музыкальной литературы
Содержание курса
Расширенная тональность. Хроматическая тональность.
Политональность. Модальность. Ладовые структуры музыки ХХ века.
Регулярная и нерегулярная ритмика. Полиритмия. Полиметрия.
Музыкальный диктант. Одноголосие повышенной трудности. Двухголосие полифонического склада. Трехголосие с отклонениями в тональности диатонического родства. Четырехголосие гармонического склада. Примерная трудность : одноголосие – Алексеев, Блюм «Систематический курс музыкального диктанта №№ 386 – 388; двухголосие – Русяева «Двухголосные диктанты №№ 691-714; трехголосие – Кириллова, Попов «Сольфеджио» раздел «Музыкальный диктант. Диктанты трехголосные» №№ 7 – 43; четырехголосие – Лопатина «Гармонические диктанты № 114-183).
Интонационные упражнения. Пение постепенных модуляций и энгармонических модуляций. Разрешение аккордов с энгармонической заменой (малого мажорного, малого мажорного с повышенной и пониженной квинтой, уменьшенного септаккордов, увеличенного трезвучия).
Ладовые структуры и аккордика в музыке ХХ века. Пентатоника, семиступенные диатонические лады, лады с увеличенными секундами. Диатонические нетерцовые аккорды, двутерцовые септ- и нонаккорды и другие формы нетрадиционной вертикали («Современное сольфеджио» М.Карасевой, ч.1 гл. 1-3, ч.2 темы 1,2, ч.3, гл. 1,2). Однотерцовые и вводнотоновые трезвучия, «прокофьевская» доминанта (Биркенгоф «Интонируемые упражнения на занятиях по сольфеджио» с.47-54).
Сольфеджирование. Одноголосие – Качалина «Сольфеджио», выпуск 1, №№ 25 – 199. Двухголосие и трехголосие – Леонова «Полифоническое сольфеджио», раздел 4. Трехголосные инвенции и фуги И.С.Баха, Д.Шостаковича. Качалина «Сольфеджио», выпуск 2, раздел «Трехголосие». Четерехголосие – Лопатина «Гармонические диктанты» №№ 109-192.
Слуховой анализ. Параллельно курсу гармонии. Примерная трудность: Кириллова , Попов «Сольфеджио», часть 1, раздел «Интонационные упражнения и гармонический анализ на слух», темы 14-15, Саркисова «Энгармонические модуляции в слуховом анализе», части 1-3. Анализ музыкальных примеров из художественной литературы.
Экзаменационные требования в конце 7 семестра: одноголосный, двухголосный, четырехголосный диктанты. Трехголосный диктант по усмотрению преподавателя. Примерная трудность: одноголосие – Лопатина «Сборник диктантов. Одноголосие. Двухголосие.» № 125, двухголосие – № 345. Кириллова, Попов «Сольфеджио», раздел «Музыкальный диктант», трехголосный диктант № 22, четырехголосный диктант № 9 или Лопатина «Гармонические диктанты № 97.
Образец экзаменационного билета на устном экзамене:
1. Спеть модуляцию f-moll – Des-dur.
2. Разрешить аккорд с энгармонической заменой: h-dis-a-fis.
3. Слуховой анализ (примерная трудность – Лопатина «Гармонические диктанты» № 140).
4. Чтение с листа: одноголосие (Качалина «Сольфеджио», выпуск 1, № 129, двухголосие Кириллова, Попов «Сольфеджио», выпуск 1, раздел « Сольфеджирование»№ 2, трехголосие (Качалина «Сольфеджио», выпуск 2 № 40).
*) На специальности «Струнные инструменты» целесообразно предложить учащимся подготовить за семестр несколько романсов и исполнить их на контрольном уроке. вернуться
**) Примеры для слухового анализа из музыкальной литературы на данном этапе обучения и на всех последующих можно почерпнуть из учебника Кирилловой и Попова «Сольфеджио», часть 1, учебных пособий Лопатиной «Гармонические диктанты» Артамоновой «Сольфеджио», а также учебника Карасевой «Современное сольфеджио». вернуться
График учебного процесса может варьироваться учебным заведением в соответствии с его Уставом.
В плане не отражена такая форма контроля успеваемости как текущий зачет по пройденной теме, а также не выделяется время для подготовки к различным творческим состязаниям по сольфеджио, например, конкурсу по чтению с листа, который удобно провести в середине второго семестра.
NN тем | Наименование тем | Количество учебных недель |
1 курс | ||
1 семестр | ||
1. | Диатоника. Интервалы на основных ступенях лада. Трезвучия всех ступеней. | 5 |
2. | Септаккорды всех ступеней с обращениями | 5 |
3. | Отработка и закрепление навыков чтения с листа соло и в ансамбле | 2 |
4. | Повторение. | 3 |
5. | Контрольный урок. | 1 |
Итого 16 недель | ||
2 семестр | ||
6. | Внутритональный хроматизм всех видов. Хроматические интервалы. Альтерированные субдоминанты и доминанты. | 6 |
7. | Модуляционный хроматизм. Отклонения в тональности диатонического родства. | 8 |
8. | Чтение с листа | 2 |
9. | Повторение материала | 3 |
10. | Письменная экзаменационная работа | 1 |
11. | Устный экзамен | |
Итого 20 недель | ||
2 курс | ||
3 семестр | ||
12. | Повторение. | 2 |
13. | Гармоническое четырехголосие в интонационных упражнениях и слуховом анализе. Трезвучия главных ступеней, перемещение, их соединение с плавным голосоведением, а также со скачками | 4 |
14. | Основные кадансовые средства | 1 |
15. | Побочные трезвучия субдоминантовой группы | 3 |
16. | Трезвучие III ступени | 1 |
17. | Трезвучие VI ступени в прерванном обороте | 2 |
18. | Повторение | 2 |
19. | Контрольный урок | 1 |
Итого 16 недель | ||
4 семестр | ||
21. | Секстаккорды главных ступеней | 3 |
22. | Проходящие и вспомогательные квартсекстаккорды | 2 |
23. | Доминантсептаккорд и его обращения | 2 |
Секстаккорд II ступени | 2 | |
24. | Гармонический мажор | 1 |
25. | Секстаккорд III ступени. Доминантсептаккорд с секстой | 2 |
26. | Секстаккорд VII ступени | 1 |
27. | Септаккорд II ступени и его обращения | 4 |
28. | Повторение | 2 |
29. | Письменная экзаменационная работа | 1 |
30. | Устный экзамен | |
Итого 20 недель | ||
3 курс | ||
5 семестр | ||
31. | Повторение. | 2 |
32. | Септаккорд VII ступени и его обращения | 3 |
33. | Нонаккорды V и II ступеней | 2 |
34. | Натуральный минор и фригийские обороты. | 2 |
35. | Диатонические секвенции | 3 |
36. | Септаккорды и нонаккорды побочных ступеней | 2 |
37. | Повторение | 1 |
38. | Контрольный урок | 1 |
Итого 16 недель | ||
6 семестр | ||
39. | Повторение. | 1 |
40. | Альтерация аккордов. Трезвучие и секстаккорд II низкой ступени | 2 |
41. | Альтерация аккордов субдоминантовой группы | 4 |
42. | Альтерация аккордов доминантовой группы. | 2 |
43. | Степени родства тональностей. Отклонения в тональности 1 степени родства. Модуляции в тональности 1 степени родства | 5 |
44. | Повторение. | 3 |
45. | Контрольный урок | 1 |
Итого 20 недель | ||
4 курс | ||
7 семестр | ||
46. | Повторение. | 3 |
47. | Хроматические секвенции. Эллипсис. | 2 |
48. | Энгармоническая модуляция | 3 |
49. | Постепенная модуляция в отдаленные тональности | 2 |
50. | Ладовые структуры музыки ХХ века | 2 |
51. | Повторение | 3 |
52. | Письменная экзаменационная работа | 1 |
53. | Устный экзамен | |
Итого 16 недель |
Учебники и учебные пособия:
- Агажанов А. Курс сольфеджио, вып. 1,2 . М., 1974, 1973.
- Биркенгоф А. Интонируемые упражнения на занятиях по сольфеджио. М., 1990.
- Карасева М. Современное сольфеджио в трех частях. М.,1996.
- Кириллова В, Попов В. Сольфеджио, часть1. М.,1986.
- Алексеев Б. Гармоническое сольфеджио. М., 1966.
- Алексеев Б, Блюм Д. Систематический курс музыкального диктанта. М.,1991.
- Артамонова Е. Сольфеджио, выпуск 1. М., 1988.
- Блюм Д. Гармоническое сольфеджио. М.,1991.
- Ладухин Н. 1000 примеров музыкального
- диктанта. М., 1986.
- Лопатина И. Сборник диктантов. М..1987.
- Лопатина И. Гармонические диктанты. М., 1987.
- Русяева И. Одноголосные диктанты . Выпуск 2. М.,1984
- Русяева И. Двухголосные диктанты. М., 1990.
- Агажанов А., Блюм Д. Сольфеджио в ключах «До». М.,1969.
- Агажанов А., Блюм Д. Сольфеджио. Примеры из полифонической литературы. М.,1972.
- Глинка М. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения и вокализы-сольфеджио. М.,1997.
- Драгомиров П. Учебник сольфеджио. М.,1991.
- Ладухин Н. Курс сольфеджио, репринтное издание. М.,«Свет Отечества».
- Ладухин Н. Двухголосное сольфеджио , репринтное издание. М.,«Свет Отечества»
- Леонова Е. Полифоническое сольфеджио. Л.,1990.
- Рубец А. Одноголосное сольфеджио. М.,1984.
- Качалина Н. Сольфеджио, вып.1-3. 1988, 1982, 1991.
- Масленкова Л. Сокровища родных мелодий.- С-Пб,1999.
- Середа В. Каноны. М.,1997.