Федеральное государственное образовательное учреждение
Государственный музыкальный колледж имени Гнесиных
Примерная программа учебной дисциплины
РАСШИФРОВКА НАРОДНЫХ ПЕСЕН
Специальность 0503 «Хоровое дирижирование»
(повышенный уровень среднего профессионального образования)
Москва
2004
Одобрено Учебно-методическим советом по группе специальностей 0500 культуры и искусства среднего профессионального образования
Председатель Г.В.Маяровская
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 0503 «Хоровое дирижирование». Специализация 0503.02 «Руководитель народного хора»
Составитель | – | Ю.Л.Колесник, преподаватель ПЦК «Руководитель народного хора» |
Рецензенты | – | И.А.Серебренная, Председатель ПЦК «Руководитель народного хора», Заслуженный работник культуры РФ |
– | М.В.Медведева, профессор кафедры хорового и сольного народного пения Российской академии музыки имени Гнесиных, кандидат педагогических наук | |
Редактор | – | Г.Н.Мокринская |
Курс «Расшифровка народных песен» (далее – «Расшифровка») является одним из важнейших в ряду предметов специального цикла для специализации 0503.02 «Руководитель народного хора».
Примерная программа по этому курсу может служить основой для разработки в музыкальных учреждениях среднего образования рабочих программ, модифицированных в зависимости от уровня музыкальной подготовки учащихся, с учётом региональных, профессиональных, национальных и других особенностей подготовки специалистов.
Объем курса – 107 часов по 1 часу в неделю (занятия – индивидуальные) в течение 3 – 8 семестров. Учебный материал по программе представлен с распределением по разделам.
Основной целью курса является обучение студентов базовым знаниям и практическим навыкам по расшифровке народных песен в неразрывной связи с другими прикладными дисциплинами. Критерием теоретического владения предметом является умение свободно пользоваться специальной терминологией и знаковой лексикой. Практическое владение предполагает работу с песнями уровня сложности до шести-восьмиголосного исполнительского состава (в том числе: нотация и комплексный анализ музыкального и текстового материала), а также умение работать со специальной литературой с целью получения профессиональной информации.
Занятия по «Расшифровке» имеют практический характер. Освоение студентами теоретического материала (терминологии, знаковой лексики, особенностей оформления учебных работ и пр.) может происходить в процессе работы с письменными материалами по предмету, разного рода словарями и справочниками, организуемой с использованием новых педагогических технологий.
Особое значение в процессе обучения следует придавать техническим средствам обучения (аудиотехнике, мультимедиа и пр.). В сумму навыков, входящих в предметные требования, должны быть включены: умение пользоваться магнитофоном, проигрывателем, компьютером, специальными музыкальными программами, с помощью которых можно производить коррекцию записей, их оцифровку. Это позволит значительно увеличить сохранность аудиоматериала, улучшить его качество, а значит, существенно облегчить процесс обучения.
Примерная программа содержит рекомендательный список литературы. При создании своего учебно-методического комплекса преподаватели могут использовать как рекомендованную литературу, так и иную, российских и зарубежных издательств, но обязательно отвечающую современным требованиям.
В учебно-методический комплекс следует включить:
- учебник (лекции) по основам нотации народных песен;
- учебник (лекции) по основам литературного анализа;
- учебник (лекции) по основам музыкального анализа;
- набор аудиоматериалов для аудиторной и внеаудиторной работы;
- словари всех типов, музыкальные и фольклорные справочники;
- экспедиционные материалы;
- рабочие тетради.
Получение навыков нотации народных песен (от одноголосия до многоголосия, песен повышенной трудности); знание специальных терминов и обозначений; овладение основами литературного и музыкального анализа народных песен; умение использовать на практике полученные знания и навыки как для индивидуального (теоретическая – научная и методическая – работа; сольное исполнительство), так и коллективного творчества (участие в работе творческого коллектива и руководство им).
Наименование разделов и тем | Количество часов: | |
Всего: | В том числе: | |
Практические занятия: | ||
I. Вводно-коррективный курс. II. Основы нотации народных песен.
III. Основы литературного анализа народных песен.
IV. Основы музыкального анализа народных песен.
V. Связь учебной дисциплины «Расшифровка» с другими учебными дисциплинами.
VI. Комплексный анализ песен (практические занятия на основе пройденного материала).
| 2 часа 17 часов 2 часа 2 часа 1 час 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 27 часов 2 часа 2 часа 2 часа 3 часа 3 часа 2 часа 3 часа 2 часа 3 часа 3 часа 2 часа 32 часа 3 часа 3 часа 3 часа 3 часа 3 часа 4 часа 3 часа 4 часа 4 часа 2 часа 10 часов 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 20 часов 2 часа | 1 час 12 часов 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 2 часа 2 часа 2 часа 17 часов 1 час 1 час 1 час 2 часа 2 часа 1 час 2 часа 1 час 2 часа 2 часа 2 часа 20 часов 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 5 часов 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 20 часов 2 часа |
Всего: | 110 часов | 77 часов |
I. Вводно-коррективный курс. Обучение дисциплине «Расшифровка» в музыкальных училищах начинается с курса, который разрабатывается на основании результатов входного контроля, проводимого по следующим видам деятельности: одноголосный (двухголосный) тембровый диктант (аудирование и нотация несложной песни), обозначение различных вокальных приёмов, владение специальной терминологией. Вводный курс предполагает повторение необходимых знаний и навыков из курса элементарной теории музыки и сольфеджио, а также ознакомление с некоторыми действиями по дисциплине «Расшифровка» и новой необходимой терминологией курса.
В дальнейшем работа производится в несколько этапов:
II. Основы нотации народных песен.
1. Ознакомление с простыми исполнительскими приёмами, изучение способов их обозначения (освоение знаковой семантики). Подъезды и спады. Подъезды с определённой высоты и спады на определённую высоту. Глиссандо. Звуки неопределённой высоты. Определённые и неопределённые флажолеты. Завышение и занижение тона. Поднимание и опускание тона. Фермата без точки и перевёрнутая фермата.
2. Основные ритмические рисунки в народной песне. Бинарные, триольные, пунктирные и синкопированные ритмические схемы. Шкала ритмических пульсаций. Типы пауз: незвучащая доля и прекращение музыкального изложения.
3. Определение темпа в народных песнях. Темп как одна из динамических характеристик музыкальной ткани. Механический и «живой» темп. Темповая идентификация ритмических циклов. Метроном Мельцеля. Ускорение и замедление песни.
4. Лад и тональность народной песни. Определение лада и тональности. «Поднимание» песни как отражение эмоционального тонуса.
5. Музыкальная форма народной песни. Музыкальная строфа (куплет). Её структура. Такт высшего порядка. Метр и размер в фольклорной музыке. Тактировка народной песни.
6. Украшения в фольклоре. Виды мелизмов. Песни с обилием мелизматики: методика нотирования.
7. Подтекстовка. Основные правила подтекстовки. Народно-песенный стих. Музыкальная строфика стиха. Диалектные особенности народно-песенного стиха. Отражение диалектной фонетики в подтекстовке.
8. Оформление нотации народной песни. Стандартная форма (формат) нотации. Паспорт песни.
Контрольный урок. Проверка теоретической подготовки учащихся может быть проведена в форме беседы, в форме устного или письменного опроса. Результатом практической работы считается вовремя и правильно оформленные нотации нескольких несложных песен.
III. Основы литературного анализа народных песен.
1. Народно-песенная поэзия. Отличие поэзии от прозы. Стих как поэтическая единица. Народно-песенный стих. Чистый стих. Музыкальная строфика.
2. Типы стиха в фольклоре и в теории литературы. Тонический стих. Силлабический стих. Силлабо-тонический (стопный) стих и его виды.
3. Роды и жанры в народно-песенном стихе. Эпос. Эпические жанры. Лирика. Лирические жанры. Лиро-эпические жанры в фольклоре. Жанровое деление народных песен.
4. Сюжет и композиция стиха. Основные композиционные приёмы (повествование, описание, ступенчатое сужение образов и др.).
5. Средства художественной выразительности в фольклоре. Аллегория.
6. Основные виды тропов в народно-песенном стихе: метафора, метонимия, синекдоха, эпитет, гипербола, литота, ирония.
7. Символика народной песни.
8. Музыкальная строфа и куплет. Куплетно-припевная форма. Формула стиха. Формула напева. Соотношение формулы стиха с формулой напева.
9. Определение ритмо-слоговой формулы стиха. Принципы и правила, необходимые для составления ритмо-слоговой формулы стиха.
10. Особенности диалекта в народно-песенном стихе. Деление языка на наречия и говоры. Говор и манера пения исполнителя. Диалектные слова. Диалектные формы слов.
Контрольный урок.
IV. Основы музыкального анализа народных песен.
1. Лады народной музыки. Лад и амбитус народной песни. Определение устоев, сопряжений, оппозиций.
2. Мелодико-интонационные особенности народной песни. Мелодика народных песен. Мелодия. Особенности звуковедения. Характерные попевки в песенном фольклоре.
3. Метроритмические особенности народной песни. Основные ритмические фигуры. Преобладающие ритмические структуры. Метр и размер песни. Музыкальная форма песни. Тактовая структура. Дробление. Суммирование.
4. Средства музыкальной выразительности. Тембральные, регистровые, ансамблевые особенности народного исполнительства. Украшения. Импровизационные приёмы.
5. Манера пения народных исполнителей. Тембровые отличия грудной и головной манеры пения. Микст. Местные говоры и манера пения.
6. Фактура народной песни. Типы фактур. Подголосочная полифония. Гетерофония. Виды народно-песенной фактуры. Полиритмия. Полиметрия.
7. Функциональное деление голосов в народной песне. Отличия академического и народного деления голосов на функциональные группы.
8. Ладогармонические особенности народной песни. Ладовые функции и гармоническое ядро. Развёртывание гармонического ядра. Гармоническая (аккордовая) структура и гармоническая последовательность в народной песне как результат развёртывания гармонического ядра. Принципиальные различия между развёртыванием гармонического ядра песни и гармонизацией.
9. Стилевые особенности народной песни. Фактура как стилевой признак песни. Стилевое деление на голосовые функции. Ладогармоническая структура песни в свете её стилевой принадлежности. Стилевая принадлежность музыкальных приёмов исполнителей. Стилевое деление по говорам.
Контрольный урок.
V. Связь учебной дисциплины «Расшифровка» с другими дисциплинами.
1. Расшифровка и аранжировка народных песен. Инвариант как первооснова упорядочения песни. Тема и импровизация.
2. Расшифровка и сольное исполнительство народных песен. Одноголосная и многоголосная певческая традиция. Сравнение одноголосных и многоголосных напевов одной и той же песни. Разучивание одноголосной песни по собственной нотации.
3. Расшифровка и хоровое исполнительство народных песен. Партитура как письменная форма передачи элементов традиции. Фольклорный и учебный хор. Исходный и конечный состав исполнителей.
4. Расшифровка и областные певческие стили. Мелодические, ладогармонические, фактурные, диалектные признаки как показатели стилевой принадлежности песни. Сравнительный анализ нескольких вариантов одного напева, бытующих в разных сёлах, регионах.
5. Расшифровка и руководство творческим исполнительским коллективом. Художественная ценность фольклорной песни. Художественный замысел руководителя. Сценическое воплощение различных народно-песенных жанров.
VI. Комплексный анализ песен. (Практическая работа на основе пройденного материала).
Получение и освоение навыков комплексного анализа народной песни, состоящего из нотации, литературного и музыкального анализа, а также рекомендаций по применению пройденного материала (всё в строгом соответствии с принятыми требованиями к оформлению).
Магнитофоны для аудиторной работы (бытовой уровень), проигрыватель пластинок и компакт-дисков, персональный компьютер с программным обеспечением: Windows XP, проигрыватели Windows Media Player и Winamp, аудиоредактор Sound Forge, реставратор аудиозаписей Magix Audio Clining Lab, мультитрековый редактор для работы с многоканальными записями Vegas, графические нотные редакторы Encore, Finale и Sibelius.
(требования промежуточной аттестации)
Курс, Семестр | Минимальный объём работы | Обязательная часть программы | Формы аттестации |
2-й курс, 3-й семестр | Три одноголосных произведения | Шесть одноголосных произведений: «Ой, как по реченьке» из репертуара М.Флягиной (с. Мыт Ивановской области); «То не берёза к земле клонится» из репертуара М.Крюковой (Архангельская область); «Татары шли, ковылу жгли» из репертуара В.Ходыкиной (с. Подсереднее Белгородской области); «По чужой стороне перепёлкою…» (с. Плёхово Курской области); «Княгиня по сенюшкам похаживала» из репертуара (казаки-некрасовцы); «Ой, кумушки, кумитеся» из репертуара О.Сергеевой (пос. Усвяты Псковской области); | Зачёт |
2-й курс, 4-й семестр | Три несложных произведения гетерофонического склада | Шесть несложных гетерофонных произведений (двухголосие, несложное трехголосие): «Наша масленица дорогая» (дер. Рагозы Псковской области); «На гряной неделе» (с. Курковичи Брянской области); «Что в леску, леску» (с. Верещаки Брянской области); «Голошение невесты под язык при наделе» (дер. Рагозы Псковской области); «Иванушка-рачек» (с. Афанасьевка Белгородской области); «Мы пойдём с тобой, Машутка» (с. Больше-Быково Белгородской области); | Зачёт |
3-й курс, 5-й семестр | Три произведения на разные виды развитой гетерофонии (бурдон; функциональное двухголосие; функциональное трёхголосие;); на ладовые, ритмические и метрические трудности. Литературная аннотация на каждое произведение. | Шесть произведений гетерофонного склада: «Сидел Ваня на диване» (с. Курковичи Брянской области); «Катись, катись да жаркое солнце» (с. Курковичи Брянской области); «Ой, я в бору воду бяру» (с. Верещаки Брянской области); «Сама иду по каменю» (с. Верещаки Брянской области); «Не спалося вам, некрасные девочки» (казаки-некрасовцы). «Жаворонок» (с. Больше-Быково Белгородской области. Литературная аннотация на каждое произведение. | Зачёт |
3-й курс, 6-й семестр | Три произведения на разные виды развитой гетерофонии (функциональное двухголосие и трёхголосие; простые формы подголосочного удвоения); на ладовые, ритмические и метрические трудности. Литературная аннотация на каждое произведение. | Шесть произведений гетерофонного склада: «Как шли-прошли развесёлые наши дни» (с. Репинка Белгородской области); «Хожу я с-по травке» (с. Ваймуша Архангельской области); «Казак над реченькой стоял» (семейские Забайкалья); «Вселиственный мой венок» (с. Подсереднее Белгородской области); «Осыпаются листья» (семейские Забайкалья); «В Вавилоне, славном городе» (казаки-некрасовцы). Литературная аннотация на каждое произведение. | Зачёт |
4-й курс, 7-й семестр | Три произведения на сложные типы многоголосия; ладовые, темповые, ритмические и метрические трудности; песни с обилием мелизматики; работа с «ложными» каналами. Литературная и музыкальная аннотация на каждое произведение. | Шесть произведений: «Из-за леса копий и мечей» (хутор Зимняцкий Волгоградской области); «Не в трубушку трубили» (из репертуара хора п/у Яркова); «Не будите меня, молодую» (с. Афанасьевка Белгородской области); «Не заря, заря занималася» (казаки-некрасовцы); «Добрыня (По диким-то степям…)» (хутор Яминский Волгоградской области); «Плавала утушка по синёму морю» из репертуара О.Сергеевой (пос. Усвяты Псковской области). Литературная и музыкальная аннотация на каждое произведение. | Зачёт |
4-й курс, 8-й семестр | Три произведения на сложные типы многоголосия; ладовые, темповые, ритмические и метрические трудности; песни с обилием мелизматики. Литературная и музыкальная аннотация на каждое произведение. | Шесть произведений: «Свадебное голошение невесты и её матери с инструментальным наигрышем» (дер. Рагозы Псковской области); «Вы любезные мои подруженьки» (Южный Алтай); «А чей-то конь по улице проехал» (с. Фощеватово Белгородской области); «Ой, по саду, саду» (с. Верхняя Покровка Белгородской области); «Весёлая беседушка» (хутор Зимняцкий Волгоградской области); «Где ж ты был, шельма, пробувал» (с. Афанасьевка Белгородской области). Литературная и музыкальная аннотация на каждое произведение. | Экзамен |
- А в Усть-Цильме поют. Традиционный песенно-игровой фольклор Усть-Цильмы (сборник к 450-летию села). Санкт-Петербург: ИнКа, 1992.
- Актуальные проблемы современной фольклористики. Сборник статей и материалов // Сост. Гусев В.Е. Л.: Музыка, 1980.
- Алексеев Э.Е. Нотная запись народной музыки: теория и практика. М.: Советский композитор, 1990.
- Ананичева Т., Суханова Л. Песенные традиции Поволжья. М.: Музыка, 1991.
- Бершадская Т.С. Основные закономерности многоголосия русской народной (крестьянской) песни. Л.: Государственное музыкальное издательство, 1961.
- Великорусские песни в народной гармонизации// Сост. Линёва Е.Э. Санкт-Петербург: Издание Императорской Академии Наук, 1904.
- Владыкина-Бачинская Н.М. Музыкальный стиль русской хоровой песни. М.: Музыка, 1976.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Русский язык, 2002.
- Дорофеев Н.И. Русские народные песни Забайкалья. Семейский распев. М.: Советский композитор, 1989.
- Енговатова М.А. Протяжные песни Ульяновского Заволжья. М.: Советский композитор, 1981.
- Ефименкова Б.Б. Ритмика русских народных песен. Учебное пособие по курсу Народное музыкальное творчество. М.: Издательство МГУК, 1993.
- Ефименкова Б.Б. Севернорусская причеть. М.: Советский композитор, 1980.
- Истомин И.А. Мелодико-гармоническое строение народной песни. М.: Советский композитор, 1985.
- Казачий словарь-справочник // Сост. Губарев Г.В. – Сан-Ансельмо, Калифорния, США, 1969. Репринтное воспроизведение. М.: ТО Созидание, 1992.
- Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. М.: Высшая школа, 1982.
- Кузнецов П.С. Русская диалектология. Издание второе. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1954.
- Линёва Е.Э. Опыт записи фонографом украинских народных песен. Киев: Музична Украiна, 1991.
- Медведева В.Н. Фольклорная практика в музыкальном вузе. Учебно-методическое пособие. М.: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 1993.
- Музыка. Большой энциклопедический словарь. М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
- Музыкальная фольклористика // Сост. Банин А.А. М.: Советский композитор, 1978.
- Музыка Миф Бытие. Сборник статей. М.: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 1995.
- Музыка Мысль Творчество: У истоков традиций. Исследования. Публикации. М.: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 1998.
- Народная словесность. Сборник статей. М.: Крафт +, 2002.
- Нестеров А.А. Народные песни Горьковской области. М.: Советский композитор, 1972.
- Обрядовая поэзия: Книга 1. Календарный фольклор // Сост. Круглова Ю.Г. М.: Русская книга, 1997.
- Обрядовая поэзия: Книга 2. Семейно-бытовой фольклор // Сост. Круглова Ю.Г. М.: Русская книга, 1997.
- Обрядовая поэзия: Книга 3. Причитания // Сост. Круглова Ю.Г. М.: Русская книга, 2000.
- Пашкова З.Г. Песни Пинеги. Архангельск: Правда Севера, 1999.
- Прокопец О.Н. Традиционная культура Тульского края. М.: Родникъ, 1998.
- Руднева А.В. Русское народное музыкальное творчество /Очерки по теории фольклора. М.: Советский композитор, 1990.
- Русская историческая песня. Сборник. Л.: Советский писатель, 1990.
- Русская мысль о музыкальном фольклоре. Материалы и документы. М.: Музыка, 1979.
- Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия // Сост. Забылин М. Репринтное издание. М.: Книга Принтшоп, 1990.
- Русские народные говоры. Лингвогеографические исследования. М.: Наука, 1983.
- Русские народные песни // Сост. Варганова В.В. М.: Правда, 1988.
- Русские народные песни Смоленской области в записях 1930-1940-х годов // Сост. Рубцов Ф.А. Ленинград: Советский композитор, 1991.
- Рыбаков А.А. Язычество древних славян. Издание второе. М.: София, 2002.
- Сборник песен Самарского края // Сост. Варенцов В.Г. Самара: Областной центр народного творчества, 1994.
- Сны и видения в народной культуре. Мифологический, религиозно-мистический и культурно-психологический аспекты // Сост. Христофорова О.Б. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2001.
- Старинные казачьи песни. Сборник. Репринтное издание. Краснодар: Бланкоиздат, 1991.
- Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Издание 5-е, исправленное и дополненное. М.: Просвещение, 1976.
- Традиционная музыка Русского Поозерья // Сост. Разумовская Е.Н. Санкт-Петербург: Композитор, 1998.
- Традиционные зимние увеселения взрослой молодёжи в районах Среднего Приобья // Сост. Лобкова Г. М.: Родникъ, 1996.
- Фольклор как искусство слова. Сборник статей под редакцией профессора Кравцова Н.И. Издательство Московского университета, 1969.
- Хороводные и игровые песни Сибири. Новосибирск: Наука, 1985.
- Щуров В.М. Песни Усёрдской стороны. М.: Композитор, 1995.
- Щуров В.М. Стилевые основы русской народной музыки. М.: Московская государственная консерватория, 1998.
- Энциклопедия для детей. Русская литература от былин и летописей до классики XIX века. Т. 9. М.: Аванта +, 1998.
- Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык. Т. 10. М.: Аванта +, 1998.