Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Медиатека < Методические материалы < Учебные программы < Расшифровка народных песен (2004 г.)


Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение
Государственный музыкальный колледж имени Гнесиных

Примерная программа учебной дисциплины
РАСШИФРОВКА НАРОДНЫХ ПЕСЕН


Специальность 0503 «Хоровое дирижирование»

(повышенный уровень среднего профессионального образования)


Москва
2004

Одобрено Учебно-методическим советом по группе специальностей 0500 культуры и искусства среднего профессионального образования

Председатель Г.В.Маяровская
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации

Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 0503 «Хоровое дирижирование». Специализация 0503.02 «Руководитель народного хора»

Составитель  –   Ю.Л.Колесник, преподаватель ПЦК «Руководитель народного хора»
Рецензенты   –   И.А.Серебренная, Председатель ПЦК «Руководитель народного хора», Заслуженный работник культуры РФ
 –   М.В.Медведева, профессор кафедры хорового и сольного народного пения Российской академии музыки имени Гнесиных, кандидат педагогических наук
Редактор  –   Г.Н.Мокринская


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Расшифровка народных песен» (далее – «Расшифровка») является одним из важнейших в ряду предметов специального цикла для специализации 0503.02 «Руководитель народного хора».

Примерная программа по этому курсу может служить основой для разработки в музыкальных учреждениях среднего образования рабочих программ, модифицированных в зависимости от уровня музыкальной подготовки учащихся, с учётом региональных, профессиональных, национальных и других особенностей подготовки специалистов.

Объем курса – 107 часов по 1 часу в неделю (занятия – индивидуальные) в течение 3 – 8 семестров. Учебный материал по программе представлен с распределением по разделам.

Основной целью курса является обучение студентов базовым знаниям и практическим навыкам по расшифровке народных песен в неразрывной связи с другими прикладными дисциплинами. Критерием теоретического владения предметом является умение свободно пользоваться специальной терминологией и знаковой лексикой. Практическое владение предполагает работу с песнями уровня сложности до шести-восьмиголосного исполнительского состава (в том числе: нотация и комплексный анализ музыкального и текстового материала), а также умение работать со специальной литературой с целью получения профессиональной информации.

Занятия по «Расшифровке» имеют практический характер. Освоение студентами теоретического материала (терминологии, знаковой лексики, особенностей оформления учебных работ и пр.) может происходить в процессе работы с письменными материалами по предмету, разного рода словарями и справочниками, организуемой с использованием новых педагогических технологий.

Особое значение в процессе обучения следует придавать техническим средствам обучения (аудиотехнике, мультимедиа и пр.). В сумму навыков, входящих в предметные требования, должны быть включены: умение пользоваться магнитофоном, проигрывателем, компьютером, специальными музыкальными программами, с помощью которых можно производить коррекцию записей, их оцифровку. Это позволит значительно увеличить сохранность аудиоматериала, улучшить его качество, а значит, существенно облегчить процесс обучения.

Примерная программа содержит рекомендательный список литературы. При создании своего учебно-методического комплекса преподаватели могут использовать как рекомендованную литературу, так и иную, российских и зарубежных издательств, но обязательно отвечающую современным требованиям.

В учебно-методический комплекс следует включить:

  • учебник (лекции) по основам нотации народных песен;
  • учебник (лекции) по основам литературного анализа;
  • учебник (лекции) по основам музыкального анализа;
  • набор аудиоматериалов для аудиторной и внеаудиторной работы;
  • словари всех типов, музыкальные и фольклорные справочники;
  • экспедиционные материалы;
  • рабочие тетради.

ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ

Получение навыков нотации народных песен (от одноголосия до многоголосия, песен повышенной трудности); знание специальных терминов и обозначений; овладение основами литературного и музыкального анализа народных песен; умение использовать на практике полученные знания и навыки как для индивидуального (теоретическая – научная и методическая – работа; сольное исполнительство), так и коллективного творчества (участие в работе творческого коллектива и руководство им).



ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН *

Наименование разделов и тем
Количество часов:
Всего: В том числе:
Практические занятия:
I. Вводно-коррективный курс.

II. Основы нотации народных песен.
  1. Специфика фольклорных исполнительских приёмов
    и способы их обозначения.
  2. Основные ритмические рисунки народной песни.
  3. Определение темпа в народных песнях.
  4. Лад и тональность народной песни.
  5. Определение музыкальной формы народной песни.
  6. Украшения в народных песнях.
    Песни с обилием мелизматики.
  7. Подтекстовка. Народно-песенный стих.
    Музыкальная строфа.
  8. Оформление нотации.
     Контрольный урок.

III. Основы литературного анализа народных песен.
  1. Народно-песенная поэзия. Чистый стих.
  2. Типы стиха в фольклоре.
  3. Родовые и жанровые разновидности
    народно-песенного стиха.
  4. Сюжет и композиция стиха.
  5. Средства художественной выразительности в фольклоре.
  6. Основные виды тропов.
  7. Символика в фольклорной песне.
  8. Музыкальная строфа и куплет.
  9. Ритмо-слоговая формула стиха.
  10. Особенности диалекта в народных песнях.
     Контрольный урок.

IV. Основы музыкального анализа народных песен.
  1. Лады народной музыки. Амбитус.
  2. Мелодико-интонационные особенности народной песни.
  3. Метроритмические особенности народной песни.
  4. Средства музыкальной выразительности.
  5. Манера пения народных исполнителей.
  6. Фактура народной песни.
  7. Функциональное деление голосов в народной песне.
  8. Ладогармонические особенности народной песни.
  9. Стилевые особенности народной песни.
     Контрольный урок.

V. Связь учебной дисциплины «Расшифровка» с другими
учебными дисциплинами.
  1. Расшифровка и аранжировка народных песен.
  2. Расшифровка и сольное исполнительство народных песен.
  3. Расшифровка и хоровое исполнительство народных песен.
  4. Расшифровка и областные певческие стили.
  5. Расшифровка и руководство творческим коллективом.

VI. Комплексный анализ песен (практические занятия
на основе пройденного материала).
  1. Итоговый контроль.
2 часа

17 часов

2 часа
2 часа
1 час
2 часа
2 часа

2 часа

2 часа
2 часа
2 часа

27 часов
2 часа
2 часа

2 часа
3 часа
3 часа
2 часа
3 часа
2 часа
3 часа
3 часа
2 часа

32 часа
3 часа
3 часа
3 часа
3 часа
3 часа
4 часа
3 часа
4 часа
4 часа
2 часа

10 часов

2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа

20 часов

2 часа
1 час

12 часов

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

1 час

2 часа
2 часа
2 часа

17 часов
1 час
1 час

1 час
2 часа
2 часа
1 час
2 часа
1 час
2 часа
2 часа
2 часа

20 часов
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа

5 часов

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

20 часов

2 часа
Всего:   110 часов 77 часов
*. содержание и тематику занятий преподаватели могут определять самостоятельно исходя из уровня музыкальной и общеобразовательной подготовки студентов, с учетом особенностей профилирующих предметов и текущей необходимости.
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

I. Вводно-коррективный курс. Обучение дисциплине «Расшифровка» в музыкальных училищах начинается с курса, который разрабатывается на основании результатов входного контроля, проводимого по следующим видам деятельности: одноголосный (двухголосный) тембровый диктант (аудирование и нотация несложной песни), обозначение различных вокальных приёмов, владение специальной терминологией. Вводный курс предполагает повторение необходимых знаний и навыков из курса элементарной теории музыки и сольфеджио, а также ознакомление с некоторыми действиями по дисциплине «Расшифровка» и новой необходимой терминологией курса.

В дальнейшем работа производится в несколько этапов:

II. Основы нотации народных песен.

1. Ознакомление с простыми исполнительскими приёмами, изучение способов их обозначения (освоение знаковой семантики). Подъезды и спады. Подъезды с определённой высоты и спады на определённую высоту. Глиссандо. Звуки неопределённой высоты. Определённые и неопределённые флажолеты. Завышение и занижение тона. Поднимание и опускание тона. Фермата без точки и перевёрнутая фермата.

2. Основные ритмические рисунки в народной песне. Бинарные, триольные, пунктирные и синкопированные ритмические схемы. Шкала ритмических пульсаций. Типы пауз: незвучащая доля и прекращение музыкального изложения.

3. Определение темпа в народных песнях. Темп как одна из динамических характеристик музыкальной ткани. Механический и «живой» темп. Темповая идентификация ритмических циклов. Метроном Мельцеля. Ускорение и замедление песни.

4. Лад и тональность народной песни. Определение лада и тональности. «Поднимание» песни как отражение эмоционального тонуса.

5. Музыкальная форма народной песни. Музыкальная строфа (куплет). Её структура. Такт высшего порядка. Метр и размер в фольклорной музыке. Тактировка народной песни.

6. Украшения в фольклоре. Виды мелизмов. Песни с обилием мелизматики: методика нотирования.

7. Подтекстовка. Основные правила подтекстовки. Народно-песенный стих. Музыкальная строфика стиха. Диалектные особенности народно-песенного стиха. Отражение диалектной фонетики в подтекстовке.

8. Оформление нотации народной песни. Стандартная форма (формат) нотации. Паспорт песни.

Контрольный урок. Проверка теоретической подготовки учащихся может быть проведена в форме беседы, в форме устного или письменного опроса. Результатом практической работы считается вовремя и правильно оформленные нотации нескольких несложных песен.


III. Основы литературного анализа народных песен.

1. Народно-песенная поэзия. Отличие поэзии от прозы. Стих как поэтическая единица. Народно-песенный стих. Чистый стих. Музыкальная строфика.

2. Типы стиха в фольклоре и в теории литературы. Тонический стих. Силлабический стих. Силлабо-тонический (стопный) стих и его виды.

3. Роды и жанры в народно-песенном стихе. Эпос. Эпические жанры. Лирика. Лирические жанры. Лиро-эпические жанры в фольклоре. Жанровое деление народных песен.

4. Сюжет и композиция стиха. Основные композиционные приёмы (повествование, описание, ступенчатое сужение образов и др.).

5. Средства художественной выразительности в фольклоре. Аллегория.

6. Основные виды тропов в народно-песенном стихе: метафора, метонимия, синекдоха, эпитет, гипербола, литота, ирония.

7. Символика народной песни.

8. Музыкальная строфа и куплет. Куплетно-припевная форма. Формула стиха. Формула напева. Соотношение формулы стиха с формулой напева.

9. Определение ритмо-слоговой формулы стиха. Принципы и правила, необходимые для составления ритмо-слоговой формулы стиха.

10. Особенности диалекта в народно-песенном стихе. Деление языка на наречия и говоры. Говор и манера пения исполнителя. Диалектные слова. Диалектные формы слов.

Контрольный урок.


IV. Основы музыкального анализа народных песен.

1. Лады народной музыки. Лад и амбитус народной песни. Определение устоев, сопряжений, оппозиций.

2. Мелодико-интонационные особенности народной песни. Мелодика народных песен. Мелодия. Особенности звуковедения. Характерные попевки в песенном фольклоре.

3. Метроритмические особенности народной песни. Основные ритмические фигуры. Преобладающие ритмические структуры. Метр и размер песни. Музыкальная форма песни. Тактовая структура. Дробление. Суммирование.

4. Средства музыкальной выразительности. Тембральные, регистровые, ансамблевые особенности народного исполнительства. Украшения. Импровизационные приёмы.

5. Манера пения народных исполнителей. Тембровые отличия грудной и головной манеры пения. Микст. Местные говоры и манера пения.

6. Фактура народной песни. Типы фактур. Подголосочная полифония. Гетерофония. Виды народно-песенной фактуры. Полиритмия. Полиметрия.

7. Функциональное деление голосов в народной песне. Отличия академического и народного деления голосов на функциональные группы.

8. Ладогармонические особенности народной песни. Ладовые функции и гармоническое ядро. Развёртывание гармонического ядра. Гармоническая (аккордовая) структура и гармоническая последовательность в народной песне как результат развёртывания гармонического ядра. Принципиальные различия между развёртыванием гармонического ядра песни и гармонизацией.

9. Стилевые особенности народной песни. Фактура как стилевой признак песни. Стилевое деление на голосовые функции. Ладогармоническая структура песни в свете её стилевой принадлежности. Стилевая принадлежность музыкальных приёмов исполнителей. Стилевое деление по говорам.

Контрольный урок.


V. Связь учебной дисциплины «Расшифровка» с другими дисциплинами.

1. Расшифровка и аранжировка народных песен. Инвариант как первооснова упорядочения песни. Тема и импровизация.

2. Расшифровка и сольное исполнительство народных песен. Одноголосная и многоголосная певческая традиция. Сравнение одноголосных и многоголосных напевов одной и той же песни. Разучивание одноголосной песни по собственной нотации.

3. Расшифровка и хоровое исполнительство народных песен. Партитура как письменная форма передачи элементов традиции. Фольклорный и учебный хор. Исходный и конечный состав исполнителей.

4. Расшифровка и областные певческие стили. Мелодические, ладогармонические, фактурные, диалектные признаки как показатели стилевой принадлежности песни. Сравнительный анализ нескольких вариантов одного напева, бытующих в разных сёлах, регионах.

5. Расшифровка и руководство творческим исполнительским коллективом. Художественная ценность фольклорной песни. Художественный замысел руководителя. Сценическое воплощение различных народно-песенных жанров.


VI. Комплексный анализ песен. (Практическая работа на основе пройденного материала).

Получение и освоение навыков комплексного анализа народной песни, состоящего из нотации, литературного и музыкального анализа, а также рекомендаций по применению пройденного материала (всё в строгом соответствии с принятыми требованиями к оформлению).


ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Магнитофоны для аудиторной работы (бытовой уровень), проигрыватель пластинок и компакт-дисков, персональный компьютер с программным обеспечением: Windows XP, проигрыватели Windows Media Player и Winamp, аудиоредактор Sound Forge, реставратор аудиозаписей Magix Audio Clining Lab, мультитрековый редактор для работы с многоканальными записями Vegas, графические нотные редакторы Encore, Finale и Sibelius.



КОНТРОЛЬ И УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ
(требования промежуточной аттестации)
Курс,
Семестр
Минимальный
объём работы
Обязательная часть программы Формы
аттестации
2-й курс,
3-й семестр
Три одноголосных произведения Шесть одноголосных произведений:

«Ой, как по реченьке» из репертуара М.Флягиной (с. Мыт Ивановской области);
«То не берёза к земле клонится» из репертуара М.Крюковой (Архангельская область);
«Татары шли, ковылу жгли» из репертуара В.Ходыкиной (с. Подсереднее Белгородской области);
«По чужой стороне перепёлкою…» (с. Плёхово Курской области);
«Княгиня по сенюшкам похаживала» из репертуара (казаки-некрасовцы);
«Ой, кумушки, кумитеся» из репертуара О.Сергеевой (пос. Усвяты Псковской области);
Зачёт
2-й курс,
4-й семестр
Три несложных произведения гетерофонического склада Шесть несложных гетерофонных произведений (двухголосие, несложное трехголосие):
«Наша масленица дорогая» (дер. Рагозы Псковской области);
«На гряной неделе» (с. Курковичи Брянской области);
«Что в леску, леску» (с. Верещаки Брянской области);
«Голошение невесты под язык при наделе» (дер. Рагозы Псковской области);
«Иванушка-рачек» (с. Афанасьевка Белгородской области);
«Мы пойдём с тобой, Машутка» (с. Больше-Быково Белгородской области);
Зачёт
3-й курс,
5-й семестр
Три произведения на разные виды развитой гетерофонии (бурдон; функциональное двухголосие; функциональное трёхголосие;); на ладовые, ритмические и метрические трудности.

Литературная аннотация на каждое произведение.
Шесть произведений гетерофонного склада:
«Сидел Ваня на диване» (с. Курковичи Брянской области);
«Катись, катись да жаркое солнце»
(с. Курковичи Брянской области);
«Ой, я в бору воду бяру» (с. Верещаки Брянской области);
«Сама иду по каменю» (с. Верещаки Брянской области);
«Не спалося вам, некрасные девочки» (казаки-некрасовцы).
«Жаворонок» (с. Больше-Быково Белгородской области.

Литературная аннотация на каждое произведение.
Зачёт
3-й курс,
6-й семестр
Три произведения на разные виды развитой гетерофонии (функциональное двухголосие и трёхголосие; простые формы подголосочного удвоения); на ладовые, ритмические и метрические трудности.

Литературная аннотация на каждое произведение.
Шесть произведений гетерофонного склада:
«Как шли-прошли развесёлые наши дни» (с. Репинка Белгородской области);
«Хожу я с-по травке» (с. Ваймуша Архангельской области);
«Казак над реченькой стоял» (семейские Забайкалья);
«Вселиственный мой венок»
(с. Подсереднее Белгородской области);
«Осыпаются листья» (семейские Забайкалья);
«В Вавилоне, славном городе» (казаки-некрасовцы).

Литературная аннотация на каждое произведение.
Зачёт
4-й курс,
7-й семестр
Три произведения на сложные типы многоголосия; ладовые, темповые, ритмические и метрические трудности; песни с обилием мелизматики; работа с «ложными» каналами.

Литературная и музыкальная аннотация на каждое произведение.
Шесть произведений:
«Из-за леса копий и мечей» (хутор Зимняцкий Волгоградской области);
«Не в трубушку трубили» (из репертуара хора п/у Яркова);
«Не будите меня, молодую»
(с. Афанасьевка Белгородской области);
«Не заря, заря занималася» (казаки-некрасовцы);
«Добрыня (По диким-то степям…)» (хутор Яминский Волгоградской области);
«Плавала утушка по синёму морю» из репертуара О.Сергеевой (пос. Усвяты Псковской области).

Литературная и музыкальная аннотация на каждое произведение.
Зачёт
4-й курс,
8-й семестр
Три произведения на сложные типы многоголосия; ладовые, темповые, ритмические и метрические трудности; песни с обилием мелизматики.

Литературная и музыкальная аннотация на каждое произведение.
Шесть произведений:
«Свадебное голошение невесты и её матери с инструментальным наигрышем» (дер. Рагозы Псковской области);
«Вы любезные мои подруженьки» (Южный Алтай);
«А чей-то конь по улице проехал»
(с. Фощеватово Белгородской области);
«Ой, по саду, саду» (с. Верхняя Покровка Белгородской области);
«Весёлая беседушка» (хутор Зимняцкий Волгоградской области);
«Где ж ты был, шельма, пробувал»
(с. Афанасьевка Белгородской области).

Литературная и музыкальная аннотация на каждое произведение.
Экзамен


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. А в Усть-Цильме поют. Традиционный песенно-игровой фольклор Усть-Цильмы (сборник к 450-летию села). Санкт-Петербург: ИнКа, 1992.
  2. Актуальные проблемы современной фольклористики. Сборник статей и материалов // Сост. Гусев В.Е. Л.: Музыка, 1980.
  3. Алексеев Э.Е. Нотная запись народной музыки: теория и практика. М.: Советский композитор, 1990.
  4. Ананичева Т., Суханова Л. Песенные традиции Поволжья. М.: Музыка, 1991.
  5. Бершадская Т.С. Основные закономерности многоголосия русской народной (крестьянской) песни. Л.: Государственное музыкальное издательство, 1961.
  6. Великорусские песни в народной гармонизации// Сост. Линёва Е.Э. Санкт-Петербург: Издание Императорской Академии Наук, 1904.
  7. Владыкина-Бачинская Н.М. Музыкальный стиль русской хоровой песни. М.: Музыка, 1976.
  8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Русский язык, 2002.
  9. Дорофеев Н.И. Русские народные песни Забайкалья. Семейский распев. М.: Советский композитор, 1989.
  10. Енговатова М.А. Протяжные песни Ульяновского Заволжья. М.: Советский композитор, 1981.
  11. Ефименкова Б.Б. Ритмика русских народных песен. Учебное пособие по курсу Народное музыкальное творчество. М.: Издательство МГУК, 1993.
  12. Ефименкова Б.Б. Севернорусская причеть. М.: Советский композитор, 1980.
  13. Истомин И.А. Мелодико-гармоническое строение народной песни. М.: Советский композитор, 1985.
  14. Казачий словарь-справочник // Сост. Губарев Г.В. – Сан-Ансельмо, Калифорния, США, 1969. Репринтное воспроизведение. М.: ТО Созидание, 1992.
  15. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. М.: Высшая школа, 1982.
  16. Кузнецов П.С. Русская диалектология. Издание второе. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1954.
  17. Линёва Е.Э. Опыт записи фонографом украинских народных песен. Киев: Музична Украiна, 1991.
  18. Медведева В.Н. Фольклорная практика в музыкальном вузе. Учебно-методическое пособие. М.: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 1993.
  19. Музыка. Большой энциклопедический словарь. М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
  20. Музыкальная фольклористика // Сост. Банин А.А. М.: Советский композитор, 1978.
  21. Музыка Миф Бытие. Сборник статей. М.: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 1995.
  22. Музыка Мысль Творчество: У истоков традиций. Исследования. Публикации. М.: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 1998.
  23. Народная словесность. Сборник статей. М.: Крафт +, 2002.
  24. Нестеров А.А. Народные песни Горьковской области. М.: Советский композитор, 1972.
  25. Обрядовая поэзия: Книга 1. Календарный фольклор // Сост. Круглова Ю.Г. М.: Русская книга, 1997.
  26. Обрядовая поэзия: Книга 2. Семейно-бытовой фольклор // Сост. Круглова Ю.Г. М.: Русская книга, 1997.
  27. Обрядовая поэзия: Книга 3. Причитания // Сост. Круглова Ю.Г. М.: Русская книга, 2000.
  28. Пашкова З.Г. Песни Пинеги. Архангельск: Правда Севера, 1999.
  29. Прокопец О.Н. Традиционная культура Тульского края. М.: Родникъ, 1998.
  30. Руднева А.В. Русское народное музыкальное творчество /Очерки по теории фольклора. М.: Советский композитор, 1990.
  31. Русская историческая песня. Сборник. Л.: Советский писатель, 1990.
  32. Русская мысль о музыкальном фольклоре. Материалы и документы. М.: Музыка, 1979.
  33. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия // Сост. Забылин М. Репринтное издание. М.: Книга Принтшоп, 1990.
  34. Русские народные говоры. Лингвогеографические исследования. М.: Наука, 1983.
  35. Русские народные песни // Сост. Варганова В.В. М.: Правда, 1988.
  36. Русские народные песни Смоленской области в записях 1930-1940-х годов // Сост. Рубцов Ф.А. Ленинград: Советский композитор, 1991.
  37. Рыбаков А.А. Язычество древних славян. Издание второе. М.: София, 2002.
  38. Сборник песен Самарского края // Сост. Варенцов В.Г. Самара: Областной центр народного творчества, 1994.
  39. Сны и видения в народной культуре. Мифологический, религиозно-мистический и культурно-психологический аспекты // Сост. Христофорова О.Б. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2001.
  40. Старинные казачьи песни. Сборник. Репринтное издание. Краснодар: Бланкоиздат, 1991.
  41. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Издание 5-е, исправленное и дополненное. М.: Просвещение, 1976.
  42. Традиционная музыка Русского Поозерья // Сост. Разумовская Е.Н. Санкт-Петербург: Композитор, 1998.
  43. Традиционные зимние увеселения взрослой молодёжи в районах Среднего Приобья // Сост. Лобкова Г. М.: Родникъ, 1996.
  44. Фольклор как искусство слова. Сборник статей под редакцией профессора Кравцова Н.И. Издательство Московского университета, 1969.
  45. Хороводные и игровые песни Сибири. Новосибирск: Наука, 1985.
  46. Щуров В.М. Песни Усёрдской стороны. М.: Композитор, 1995.
  47. Щуров В.М. Стилевые основы русской народной музыки. М.: Московская государственная консерватория, 1998.
  48. Энциклопедия для детей. Русская литература от былин и летописей до классики XIX века. Т. 9. М.: Аванта +, 1998.
  49. Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык. Т. 10. М.: Аванта +, 1998.


© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования