Федеральное государственное образовательное учреждение
Государственный музыкальный колледж имени Гнесиных
Примерная программа учебной дисциплины
ПОСТАНОВКА ГОЛОСА
Специальность 0503 «Хоровое дирижирование»
(повышенный уровень среднего профессионального образования)
Москва
2004
Одобрено Учебно-методическим советом по группе специальностей 0500 культуры и искусства среднего профессионального образования
Председатель Г.В.Маяровская
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 0503 «Хоровое дирижирование». Специализация 0503.02 «Руководитель народного хора»
Составитель | – | И.А.Давыдова, преподаватель ПЦК «Руководитель народного хора» |
Рецензенты | – | И.А.Серебренная, Председатель ПЦК «Руководитель народного хора», Заслуженный работник культуры РФ |
– | Н.В.Ерохина, зав. кафедрой «Народное пение» ГМПИ имени Ипполитова-Иванова, профессор, Заслуженный работник культуры РФ | |
Редактор | – | Г.Н.Мокринская |
Программа по курсу «Постановка голоса» входит в состав профилирующих учебных дисциплин специальности «Хоровое дирижирование» (специализация «Руководитель народного хора») и может служить основой для разработки рабочих программ, модифицированных в зависимости от уровня музыкальной подготовки студентов, с учётом региональных, профессиональных, национальных и других особенностей подготовки специалистов.
Примерная программа рассчитана на работу со студентами, имеющими подготовку в объёме музыкальной школы, в течение I–VII семестров (1 час в неделю).
Минимум содержания по предмету должен сформировать у студентов следующие знания и навыки:
- знания и практические навыки народного вокала в неразрывной связи с другими дисциплинами (народным творчеством; областными певческими стилями; расшифровкой; аранжировкой);
- исполнение народных песен в составе хора или ансамбля;
- приобретение вокальных навыков исполнения народных песен с высоким уровнем сложности (мелодической, метроритмической, ладогармонической и регистровой);
- овладение различными традиционными стилевыми особенностями исполнения.
- умение руководить творческим исполнительским коллективом.
В процессе обучения необходимо использовать технические средства обучения: аудио- и видеотехнику для прослушивания и просмотра песенных первоисточников, материалов фольклорных экспедиций, учебных материалов.
Примерная программа содержит рекомендательный список литературы по учебной дисциплине «Постановка голоса». При создании своего учебно-методического комплекса преподаватели могут использовать как рекомендованную литературу, так и иную, российских и зарубежных издательств, но обязательно отвечающую современным требованиям.
В учебно-методический комплекс следует включить:
- набор аудио- и видеоматериалов для аудиторной и внеаудиторной работы;
- экспедиционные материалы;
- песенные сборники;
- нотные тетради.
Учебный материал по программе «Постановка голоса» для удобства распределен по разделам и темам. Конкретное содержание и тематику занятий преподаватели могут определять самостоятельно, исходя из уровня музыкальной и общеобразовательной подготовки студентов, с учётом особенностей профилирующих предметов и текущей необходимости.
I. Вводно-коррективный курс. Обучение дисциплине «Постановка голоса» в музыкальных училищах начинается с курса, который разрабатывается на основании результатов входного контроля, проводимого по следующим видам деятельности: интонирование; особенности диапазона, регистра голоса; индивидуальные особенности дыхания, резонирования, артикуляции.
II. Основные принципы вокальной техники.
Гигиена певческого голоса. Певческий голос как музыкальный инструмент. Ознакомление с основными правилами голосовой гигиены.
Вибрация голосовых связок – исходная причина появления звука. Приобретение навыка работы с голосовыми связками для получения вокального звука и резонанса.
Управление дыханием. Освоение основных принципов работы дыхания во время пения: работы диафрагмы, межрёберной мускулатуры, грудной клетки. Классификация типов дыхания (абдоминальное, грудное, ключичное).
Управление голосовыми связками, формирование высоты и интенсивности звука. Зависимость высоты звука от сокращения и расслабления голосовых связок. Зависимость интенсивности звука от давления воздушного столба.
Техника пения в речевой позиции. Артикуляция; артикуляционный аппарат. Работа над фонемами (гласными и согласными звуками речи) и морфемами (открытыми и закрытыми слогами) в речи и вокале. Пение вокализов. Пение распевок на народном материале. Речевая позиция как основа народного пения.
Навык пения низких и высоких нот; переходные участки диапазона. Овладение регистровыми красками на различных участках диапазона, пение в смешанном регистре (микстом).
Классификация голосов; границы диапазонов. Ознакомление с особенностями диапазона и регистра разных певческих голосов (сольных и хоровых).
Обобщение пройденного материала. Повторение пройденного материала, соединение освоенных дидактических единиц в единый комплекс практических навыков.
III. Мелодические, метроритмические, ладогармонические особенности народных песен.
Мелодические особенности народных песен. Различия мелодических построений в сольной и ансамблевой певческих традициях. Основные интонационные попевки, используемые в плачах, календарных, обрядовых песнях. Развитая мелодика протяжных, лирических песен. Ее особенности в позднелирических песенных образцах.
Метроритмические особенности народных песен. Основные ритмические фигуры (бинарное, триольное деление долей; дробление, суммирование). Переменный размер. Агогика, рубато. Пение a cappella и с аккомпанементом. Полиритмческие и полиметрические трудности. Акцентуация, сложности соединения стихотворного и музыкального ритма.
Ладогармонические особенности народных песен. Особенности исполнения ладов народной музыки. Применение ладовых красок в различных мелодических оборотах. Мелодические варианты в аспекте одной гармонической последовательности. Основы гармонической импровизации.
IV. Технические особенности исполнительства.
Специфика фольклорных исполнительских приёмов. Специфические певческие приёмы в фольклоре и способы их исполнения: завышения и занижения, подъезды и спады, глиссандо, флажолеты, трели, форшлаги и другие мелизмы.
Средства художественной выразительности. Интонирование и технические приёмы как средства отражения эмоционального состояния. Подражание инструментам как одна из форм вокальной техники.
Специфика исполнения народных песен с обилием мелизматики, основные ритмические рисунки. Мелизмы как отражение инструментальной техники и вокальная эстетика. Голос как аналогия смычковых и деревяных духовых инструментов. Мелизмы как мельчайшие длительности мелодии. Перечёркнутый и неперечёркнутый форшлаг. Основные ритмические фигуры. Разнотемповая репетиция колорированных мелодий. Упражнения на импровизацию. Импровизационная как первооснова фольклорного музыкального мышления. Различия сольной и ансамблевой импровизации. Пение собственных нотаций народных песен. Связь учебных дисциплин «Расшифровка народных песен» и «Аранжировка народных песен» с «Постановкой голоса».
V. Стилевые особенности народных песен.
Рассмотрение и изучение основных манер пения и диалектных особенностей различных областных певческих стилей (центральнорусская традиция; южнорусская традиция; севернорусская традиция; западнорусская традиция; традиция Урала и Сибири). Прикладное значение предмета «Областные певческие стили» для изучения традиционной манеры пения, места и значения песенного фольклора в быту народных исполнителей.
VI. Сценическое воплощение художественного образа.
Отражение окружающего мира в художественных образах. Окружающий мир как совокупность образов. Обобщение как творческий метод создания художественного образа. Мифологические архетипы народа как источник традиционного художественного творчества.
Фантазия и воображение. Воображение как одна из основных составляющих мыслительного процесса художника (исполнителя). Тренинг на воображение. Фантазия как один из творческих методов создания художественной реальности. Тренинги на заданные и самостоятельно выбранные темы.
Эмоционально-психический мир человека и способы его отражения. Эмоционально-психический мир человека в контексте окружающего мира. Шкала эмоциональных тонов. Персонификация и «очеловечивание» как художественные приёмы. Тренинг на заданную тему.
Концепция художественного образа и его воплощение. Первоначальная идея художественного образа как основа исходного замысла художника (исполнителя). Общие и индивидуальные черты художественного образа. Лирический герой произведение и его внутренний мир. Сцена как художественная реальность и сфера жизни художественных образов.
(Требования промежуточной аттестации)
Курс, Семестр | Минимальный объём работы | Обязательная часть программы | Формы аттестации |
1-й курс, 1-й семестр | Две разнохарактерные песни небольшого диапазона | Песни на грудной диапазон. Минимальные требования: «Ой, вишня моя» плясовая, Смоленская область; «А Галина мама» лирическая, Краснодарский край; Общие требования: «У голубя, у голубя золотая голова» св. плясовая, Псковская область; «С гор-горы снежки сыплють» масленичная, Псковская область; «По чужой стороне перепёдкою» лирическая, Курская область; «Из-за леса, из-за рощи» строевая, Липецкая область. | Зачёт |
1-й курс, 2-й семестр | Две разнохарактерные песни небольшого диапазона с определенными ладовыми трудностями | Песни на грудной диапазон с ладовыми трудностями. Минимальные требования: «Татары шли» колыбельная, Белгородская область; «Вселиственный мой венок» хороводная, Белгородская область; Общие требования: «А жил да был беднай» духовный стих, Курская область; «Хожу я с-по травке» хороводная, Архангельская область; «По Суджанскому шляху» плясовая, Курская область; «Иванушка-рачек» прибаутки, Белгородская область. | Зачёт |
2-й курс, 3-й семестр | Две разнохарактерные песни расширенного диапазона с ритмическими, ладовыми и регистровыми сложностями | Минимальные требования: «Ой, как по реченьке» хороводная, Ивановская область; «Сизенький, касатенький селезень» плясовая, Курская область; Общие требования: «Шелковая в поле травушка» лирическая, казаки-некрасовцы; «У меня, младой, муж гнедой» шуточная, Белгородская область; «Вот по новой по светлице» плясовая, Белгородская область; «В саду дерево цветёт» строевая, Краснодарский край. | Зачёт |
2-й курс, 4-й семестр | Две разнохарактерные песни расширенного диапазона с ритмическими, ладовыми, дикционными и регистровыми сложностями | Минимальные требования: «Шёл я яром» шуточная, Белгородская область; «Сокол, ты сокол, наш Иванушка» свадебная, Рязанская область; Общие требования: «Гулял Ванька по садочку» лирическая, Смоленская область; «Жаворонок в тёмном лесе» лирическая, Белгородская область; «Ты воспой в саду, соловейка» хороводная, Ростовская область; «Вы, казачки, казачки» плясовая, Краснодарский край. | Зачёт |
3-й курс, 5-й семестр | Две разнохарактерные песни расширенного диапазона с ритмическими, ладовыми, дикционными и регистровыми сложностями | Минимальные требования: «Ты взойди, ясное солнышко» протяжная, Белгородская область; «За Лабою огонь горить» строевая, Краснодарский край; Общие требования: «Синее море всколыхалося» хороводная, казаки-некрасовцы; «Ай да не во полюшке» протяжная, Краснодарский край; «Что ты, жинка, губы жмёшь?» плясовая, Ростовская область; «Вдоль по Питерской было по дорожке» строевая, Волгоградская область. | Зачёт |
3-й курс, 6-й семестр | Две разнохарактерные песни широкого диапазона с ритмическими, ладовыми, дикционными и регистровыми сложностями; с обилием украшений; с углублённым психологизмом художественного образа | Минимальные требования: «Бедная птичка» духовный стих из репертуара Нины Матвиенко; «Всадники-други» строевая, Волгоградская область; Общие требования: «Княгиня по сенюшкам похаживала» былина, казаки-некрасовцы; «Гордёна» шуточная, Архангельская область; «Что при вышнем было, при высоким» протяжная, казаки-некрасовцы; «Березничек листыватый» плясовая, Псковская область; «Закатись, завались, жаркое соняйко» весенняя, Брянская область. | Зачёт |
4-й курс, 7-й семестр | Две разнохарактерные песни расширенного диапазона с ритмическими, ладовыми, дикционными и регистровыми сложностями; с обилием украшений; с углублённым психологизмом художественного образа | Минимальные требования: «Ой, кумушки, кумитеся» лирическая, Псковская область; «Блоха» северная скоморошина; Общие требования: «Ночь темная» лирическая, Белгородская область; «Скажи, скажи, когда вернёшься?» лирическая, Псковская область; «Из-за гор-горы едут мазуры» строевая, Белгородская область; «Горе моё, горе» лирическая, Смоленская область; «Горе, горе нам, начальничкаам» протяжная, Белгородская область; «Соловей мой, соловей» лирическая, Смоленская область; «По деревне я пройдуся» страдания под язык, Липецкая область; «А я в бору воду беру» весенняя, Брянская область; «Цё сидишь?» припевки, Псковская область. | Экзамен |
Технические навыки, представленные выше, могут отрабатываться как в самостоятельных упражнениях, так и на песенном материале. В данном разделе приводится примерный перечень песенного материала, включающий песни различной степени сложности. Репертуарный список может быть видоизменён в соответствии с уровнем подготовки студентов и с учётом региональных особенностей подготовки специалистов.
«А Галина мама по городу ходит», лирическая Ставропольского края;
«А жил да был беднай…», духовный стих Курской области;
«А люлю, люлю, люлю», колыбельная Белгородской области;
«Бедная птичка», духовный стих Краснодарского края;
«Березничек листыватый», свадебная величальная Псковской области;
«Всадники-други», строевая Волгоградской области;
«Вы казачки, казачки», плясовая Краснодарского края;
«Вышло пузищо на репищо», подблюдная Нижегородской области;
«Глыбокый колодязю», украинская лирическая песня;
«Горе моё, горе», лирическая Смоленской области;
«Горе нам, начальничкам», протяжная Белгородской области;
«Грушица», лирическая казаков-некрасовцев;
«Гуляла чечётка», игровая Рязанской области;
«Гулял Ванька по садочку», лирическая Смоленской области;
«Заиграю, заиграю», лирическая казаков-некрасовцев;
«Зародила мене матушка», лирическая Смоленской области;
«Зеленый дубок», свадебная Курской области;
«Иванушка-рачек», детские потешки Белгородской области;
«Из-за гор-горы едут мазуры», лирическая Белгородской области;
«Из-за леса, из-за рощи», строевая Липецкой области;
«Как и шел, прошел младец из неволи», протяжная Белгородской области;
«Как под славною было всё под Журжаю», протяжная Ростовской области;
«Как по морю, морю», лирическая Смоленской области;
«Как у наших воротях», плясовая Белгородской области;
«Лучше нет у нас такого молодца», свадебная величальная Псковской области;
«Мимо моего садику», хороводная Московской области;
«На гряной неделе», русальская Брянской области;
«На горе-то калина», хороводная Рязанской области;
«Налетали, налетали ясны сокола», свадебная хороводная Мурманской области;
«Не в трубушку трубили», свадебная Московской области;
«Не из саду было», протяжная казаков-некрасовцев;
«Ой, вишня моя», лирическая Смоленской области;
«Ой, во саду садочке», лирическая Ростовской области;
«Ой, да во зелёном во бору», скоморошина Архангельской области;
«Ой, как по реченьке гоголюшка плывёт», хороводная Ивановской области;
«Ой, кумушки, кумитеся», троицкая Псковской области;
«Ой, тара, тара, тара, пора гостям со двора», свадебная плясовая Белгородской области;
«Ой, маслена, сподманщица», масленичная Курской области;
«Оседлаю коня», походная Ставропольского края;
«Рано цветок расцветая», лирическая Ростовской области;
«Расступитеся, разойдитеся», плач невесты Псковской области;
«Скажи, скажи, когда вернёшься?», лирическая Псковской области;
«Соловей мой», лирическая Смоленской области;
«Татары шли, ковылу жгли», колыбельная Белгородской области;
«Ты, дуброва», свадебная Белгородской области;
«Уж вы, девки-молодки», плясовая Смоленской области;
«Уж мне смахнуть-то очи ясные», плач невесты Архангельской области;
«Уж ты чёрнай мой», лирическая Белгородской области;
«Хорош-то сокол Иванушка», свадебная Рязанской области;
«Что ты, жинка, губы жмёшь?», плясовая Ростовской области;
«Эх, молодой», лирическая Рязанской области.
Важную роль в процессе обучения студентов основным навыкам пения играют технические средства обучения. Отработка технических приёмов вокала может и должна проводиться как в аудиторных занятиях, так и во внеаудиторной форме обучения. В помощь студентам можно предоставить запись урока с текущими требованиями и упражнениями, которая обеспечит определённый уровень самоконтроля при отработке этих упражнений студентами самостоятельно, и будет способствовать скорейшему усвоению учебных требований и навыков. Преподаватель в процессе аудиторной работы производит проверку качества усвоения изучаемого материала и вносит необходимые коррективы для исправления ошибок и погрешностей, допущенных студентами.
При изучении стилевых особенностей той или иной певческой традиции работа с аудио- и видеоматериалами имеет неоценимое значение и должна занять соответствующее своей роли место в учебном процессе. Прослушивание и просмотр записей народных исполнителей имеют глубокий познавательный и обучающий характер. Подробное изучение лучших образцов аутентичного исполнительства преследует воспитательные цели, повышая эстетический и культурный уровень студентов в понимании ценности народного творчества в целом и пения как одной из его художественных форм.
Для аудиторной и внеаудиторной работы с аудио- и видеоматериалами необходимо иметь: магнитофоны (бытового уровня с функцией записи), плееры, видеомагнитофон, кинопроектор и экран.
В связи с современными требованиями к информационному и техническому обеспечению необходимо также иметь персональный компьютер с операционной системой не ниже Windows 98 для работы с мультимедийными носителями информации (например, с файлами в формате mp3), а также мультитрековые редакторы для работы с многоканальными записями.
- А в Усть-Цильме поют. Традиционный песенно-игровой фольклор Усть-Цильмы (сборник к 450-летию села). Санкт-Петербург: ИнКа, 1992.
- Ананичева Т., Суханова Л. Песенные традиции Поволжья. М.: Музыка, 1991.
- Великорусские песни в народной гармонизации /Сост. Линёва Е.Э. Санкт-Петербург: Издание Императорской Академии Наук, 1904.
- Вербов А. Техника постановки голоса. М.: Государственное музыкальное издательство, 1961.
- Дорофеев Н.И. Русские народные песни Забайкалья. Семейский распев. М.: Советский композитор, 1989.
- Енговатова М.А. Протяжные песни Ульяновского Заволжья. М.: Советский композитор, 1981.
- Ефименкова Б.Б. Севернорусская причеть. М.: Советский композитор, 1980.
- Кравченко А. Секреты бельканто. М.: АО «СофтЭрго», 1993.
- Линёва Е.Э. Опыт записи фонографом украинских народных песен. Киев: Музична Украiна, 1991.
- Линклэйтер Кристин. Освобождение голоса. М.: Издательство ГИТИС, 1993.
- Люш Д. Развитие и сохранение певческого голоса. Киев: Музична Украiна, 1998.
- Мешко Н.К. Искусство народного пения. М.: НОУ «Луч», 1996.
- Нестеров А.А. Народные песни Горьковской области. М.: Советский композитор, 1972.
- Обрядовая поэзия: Книга 1. Календарный фольклор / Сост. Круглова Ю.Г. М.: Русская книга, 1997.
- Обрядовая поэзия: Книга 2. Семейно-бытовой фольклор / Сост. Круглова Ю.Г. М.: Русская книга, 1997.
- Обрядовая поэзия: Книга 3. Причитания / Сост. Круглова Ю.Г. М.: Русская книга, 2000.
- Пашкова З.Г. Песни Пинеги. Архангельск: Правда Севера, 1999.
- Прокопец О.Н. Традиционная культура Тульского края. М.: Родникъ, 1998.
- Русская историческая песня. Сборник. Л.: Советский писатель, 1990.
- Русские народные песни / Сост. Варганова В.В. М.: Правда, 1988.
- Русские народные песни Смоленской области в записях 1930-1940-х годов / Сост. Рубцов Ф.А. Ленинград: Советский композитор, 1991.
- Сборник песен Самарского края / Сост. Варенцов В.Г. Самара: Областной центр народного творчества, 1994.
- Старинные казачьи песни. Сборник. Репринтное издание. Краснодар: Бланкоиздат, 1991.
- Традиционная музыка Русского Поозерья. Составитель Разумовская Е.Н. Санкт-Петербург: Композитор, 1998.
- Традиционные зимние увеселения взрослой молодёжи в районах Среднего Приобья. Составитель Лобкова Г. М.: Родникъ, 1996.
- Хороводные и игровые песни Сибири. Новосибирск: Наука, 1985.
- Щуров В.М. Песни Усёрдской стороны. М.: Композитор, 1995.