Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Медиатека < Методические материалы < Учебные программы < Постановка голоса (2004 г.)


Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение
Государственный музыкальный колледж имени Гнесиных

Примерная программа учебной дисциплины

ПОСТАНОВКА ГОЛОСА

Специальность 0503 «Хоровое дирижирование»

(повышенный уровень среднего профессионального образования)

Москва
2004

Одобрено Учебно-методическим советом по группе специальностей 0500 культуры и искусства среднего профессионального образования

Председатель Г.В.Маяровская
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации

Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 0503 «Хоровое дирижирование». Специализация 0503.02 «Руководитель народного хора»

Составитель  –   И.А.Давыдова, преподаватель ПЦК «Руководитель народного хора»
Рецензенты   –   И.А.Серебренная, Председатель ПЦК «Руководитель народного хора», Заслуженный работник культуры РФ
 –   Н.В.Ерохина, зав. кафедрой «Народное пение» ГМПИ имени Ипполитова-Иванова, профессор, Заслуженный работник культуры РФ
Редактор  –   Г.Н.Мокринская

Пояснительная записка

Программа по курсу «Постановка голоса» входит в состав профилирующих учебных дисциплин специальности «Хоровое дирижирование» (специализация «Руководитель народного хора») и может служить основой для разработки рабочих программ, модифицированных в зависимости от уровня музыкальной подготовки студентов, с учётом региональных, профессиональных, национальных и других особенностей подготовки специалистов.

Примерная программа рассчитана на работу со студентами, имеющими подготовку в объёме музыкальной школы, в течение I–VII семестров (1 час в неделю).

Минимум содержания по предмету должен сформировать у студентов следующие знания и навыки:

  • знания и практические навыки народного вокала в неразрывной связи с другими дисциплинами (народным творчеством; областными певческими стилями; расшифровкой; аранжировкой);
  • исполнение народных песен в составе хора или ансамбля;
  • приобретение вокальных навыков исполнения народных песен с высоким уровнем сложности (мелодической, метроритмической, ладогармонической и регистровой);
  • овладение различными традиционными стилевыми особенностями исполнения.
  • умение руководить творческим исполнительским коллективом.

В процессе обучения необходимо использовать технические средства обучения: аудио- и видеотехнику для прослушивания и просмотра песенных первоисточников, материалов фольклорных экспедиций, учебных материалов.

Примерная программа содержит рекомендательный список литературы по учебной дисциплине «Постановка голоса». При создании своего учебно-методического комплекса преподаватели могут использовать как рекомендованную литературу, так и иную, российских и зарубежных издательств, но обязательно отвечающую современным требованиям.

В учебно-методический комплекс следует включить:

  • набор аудио- и видеоматериалов для аудиторной и внеаудиторной работы;
  • экспедиционные материалы;
  • песенные сборники;
  • нотные тетради.
Примерное содержание учебной дисциплины

Учебный материал по программе «Постановка голоса» для удобства распределен по разделам и темам. Конкретное содержание и тематику занятий преподаватели могут определять самостоятельно, исходя из уровня музыкальной и общеобразовательной подготовки студентов, с учётом особенностей профилирующих предметов и текущей необходимости.

I. Вводно-коррективный курс. Обучение дисциплине «Постановка голоса» в музыкальных училищах начинается с курса, который разрабатывается на основании результатов входного контроля, проводимого по следующим видам деятельности: интонирование; особенности диапазона, регистра голоса; индивидуальные особенности дыхания, резонирования, артикуляции.

II. Основные принципы вокальной техники.

Гигиена певческого голоса. Певческий голос как музыкальный инструмент. Ознакомление с основными правилами голосовой гигиены.

Вибрация голосовых связок – исходная причина появления звука. Приобретение навыка работы с голосовыми связками для получения вокального звука и резонанса.

Управление дыханием. Освоение основных принципов работы дыхания во время пения: работы диафрагмы, межрёберной мускулатуры, грудной клетки. Классификация типов дыхания (абдоминальное, грудное, ключичное).

Управление голосовыми связками, формирование высоты и интенсивности звука. Зависимость высоты звука от сокращения и расслабления голосовых связок. Зависимость интенсивности звука от давления воздушного столба.

Техника пения в речевой позиции. Артикуляция; артикуляционный аппарат. Работа над фонемами (гласными и согласными звуками речи) и морфемами (открытыми и закрытыми слогами) в речи и вокале. Пение вокализов. Пение распевок на народном материале. Речевая позиция как основа народного пения.

Навык пения низких и высоких нот; переходные участки диапазона. Овладение регистровыми красками на различных участках диапазона, пение в смешанном регистре (микстом).

Классификация голосов; границы диапазонов. Ознакомление с особенностями диапазона и регистра разных певческих голосов (сольных и хоровых).

Обобщение пройденного материала. Повторение пройденного материала, соединение освоенных дидактических единиц в единый комплекс практических навыков.

III. Мелодические, метроритмические, ладогармонические особенности народных песен.

Мелодические особенности народных песен. Различия мелодических построений в сольной и ансамблевой певческих традициях. Основные интонационные попевки, используемые в плачах, календарных, обрядовых песнях. Развитая мелодика протяжных, лирических песен. Ее особенности в позднелирических песенных образцах.

Метроритмические особенности народных песен. Основные ритмические фигуры (бинарное, триольное деление долей; дробление, суммирование). Переменный размер. Агогика, рубато. Пение a cappella и с аккомпанементом. Полиритмческие и полиметрические трудности. Акцентуация, сложности соединения стихотворного и музыкального ритма.

Ладогармонические особенности народных песен. Особенности исполнения ладов народной музыки. Применение ладовых красок в различных мелодических оборотах. Мелодические варианты в аспекте одной гармонической последовательности. Основы гармонической импровизации.

IV. Технические особенности исполнительства.

Специфика фольклорных исполнительских приёмов. Специфические певческие приёмы в фольклоре и способы их исполнения: завышения и занижения, подъезды и спады, глиссандо, флажолеты, трели, форшлаги и другие мелизмы.

Средства художественной выразительности. Интонирование и технические приёмы как средства отражения эмоционального состояния. Подражание инструментам как одна из форм вокальной техники.

Специфика исполнения народных песен с обилием мелизматики, основные ритмические рисунки. Мелизмы как отражение инструментальной техники и вокальная эстетика. Голос как аналогия смычковых и деревяных духовых инструментов. Мелизмы как мельчайшие длительности мелодии. Перечёркнутый и неперечёркнутый форшлаг. Основные ритмические фигуры. Разнотемповая репетиция колорированных мелодий. Упражнения на импровизацию. Импровизационная как первооснова фольклорного музыкального мышления. Различия сольной и ансамблевой импровизации. Пение собственных нотаций народных песен. Связь учебных дисциплин «Расшифровка народных песен» и «Аранжировка народных песен» с «Постановкой голоса».

V. Стилевые особенности народных песен.

Рассмотрение и изучение основных манер пения и диалектных особенностей различных областных певческих стилей (центральнорусская традиция; южнорусская традиция; севернорусская традиция; западнорусская традиция; традиция Урала и Сибири). Прикладное значение предмета «Областные певческие стили» для изучения традиционной манеры пения, места и значения песенного фольклора в быту народных исполнителей.

VI. Сценическое воплощение художественного образа.

Отражение окружающего мира в художественных образах. Окружающий мир как совокупность образов. Обобщение как творческий метод создания художественного образа. Мифологические архетипы народа как источник традиционного художественного творчества.

Фантазия и воображение. Воображение как одна из основных составляющих мыслительного процесса художника (исполнителя). Тренинг на воображение. Фантазия как один из творческих методов создания художественной реальности. Тренинги на заданные и самостоятельно выбранные темы.

Эмоционально-психический мир человека и способы его отражения. Эмоционально-психический мир человека в контексте окружающего мира. Шкала эмоциональных тонов. Персонификация и «очеловечивание» как художественные приёмы. Тренинг на заданную тему.

Концепция художественного образа и его воплощение. Первоначальная идея художественного образа как основа исходного замысла художника (исполнителя). Общие и индивидуальные черты художественного образа. Лирический герой произведение и его внутренний мир. Сцена как художественная реальность и сфера жизни художественных образов.



Контроль и учёт успеваемости
(Требования промежуточной аттестации)
Курс,
Семестр
Минимальный
объём работы
Обязательная часть программы Формы
аттестации
1-й курс,
1-й семестр
Две разнохарактерные песни небольшого диапазона Песни на грудной диапазон.
Минимальные требования:
«Ой, вишня моя» плясовая, Смоленская область;
«А Галина мама» лирическая, Краснодарский край;
Общие требования:
«У голубя, у голубя золотая голова» св. плясовая, Псковская область;
«С гор-горы снежки сыплють» масленичная, Псковская область;
«По чужой стороне перепёдкою» лирическая, Курская область;
«Из-за леса, из-за рощи» строевая, Липецкая область.
Зачёт
1-й курс,
2-й семестр
Две разнохарактерные песни небольшого диапазона с определенными ладовыми трудностями Песни на грудной диапазон с ладовыми трудностями.
Минимальные требования: «Татары шли» колыбельная, Белгородская область;
«Вселиственный мой венок» хороводная, Белгородская область;
Общие требования:
«А жил да был беднай» духовный стих, Курская область;
«Хожу я с-по травке» хороводная, Архангельская область;
«По Суджанскому шляху» плясовая, Курская область;
«Иванушка-рачек» прибаутки, Белгородская область.
Зачёт
2-й курс,
3-й семестр
Две разнохарактерные песни расширенного диапазона с ритмическими, ладовыми и регистровыми сложностями Минимальные требования:
«Ой, как по реченьке» хороводная, Ивановская область;
«Сизенький, касатенький селезень» плясовая, Курская область;
Общие требования:
«Шелковая в поле травушка» лирическая, казаки-некрасовцы;
«У меня, младой, муж гнедой» шуточная, Белгородская область;
«Вот по новой по светлице» плясовая, Белгородская область;
«В саду дерево цветёт» строевая, Краснодарский край.
Зачёт
2-й курс,
4-й семестр
Две разнохарактерные песни расширенного диапазона с ритмическими, ладовыми, дикционными и регистровыми сложностями Минимальные требования:
«Шёл я яром» шуточная, Белгородская область;
«Сокол, ты сокол, наш Иванушка» свадебная, Рязанская область;
Общие требования:
«Гулял Ванька по садочку» лирическая, Смоленская область;
«Жаворонок в тёмном лесе» лирическая, Белгородская область;
«Ты воспой в саду, соловейка» хороводная, Ростовская область;
«Вы, казачки, казачки» плясовая, Краснодарский край.
Зачёт
3-й курс,
5-й семестр
Две разнохарактерные песни расширенного диапазона с ритмическими, ладовыми, дикционными и регистровыми сложностями Минимальные требования:
«Ты взойди, ясное солнышко» протяжная, Белгородская область;
«За Лабою огонь горить» строевая, Краснодарский край;
Общие требования:
«Синее море всколыхалося» хороводная, казаки-некрасовцы;
«Ай да не во полюшке» протяжная, Краснодарский край;
«Что ты, жинка, губы жмёшь?» плясовая, Ростовская область;
«Вдоль по Питерской было по дорожке» строевая, Волгоградская область.
Зачёт
3-й курс,
6-й семестр
Две разнохарактерные песни широкого диапазона с ритмическими, ладовыми, дикционными и регистровыми сложностями;
с обилием украшений;
с углублённым психологизмом художественного образа
Минимальные требования:
«Бедная птичка» духовный стих из репертуара Нины Матвиенко;
«Всадники-други» строевая, Волгоградская область;
Общие требования:
«Княгиня по сенюшкам похаживала» былина, казаки-некрасовцы;
«Гордёна» шуточная, Архангельская область;
«Что при вышнем было, при высоким» протяжная, казаки-некрасовцы;
«Березничек листыватый» плясовая, Псковская область;
«Закатись, завались, жаркое соняйко» весенняя, Брянская область.
Зачёт
4-й курс,
7-й семестр
Две разнохарактерные песни расширенного диапазона с ритмическими, ладовыми, дикционными и регистровыми сложностями; с обилием украшений; с углублённым психологизмом художественного образа Минимальные требования:
«Ой, кумушки, кумитеся» лирическая, Псковская область; «Блоха» северная скоморошина;
Общие требования:
«Ночь темная» лирическая, Белгородская область;
«Скажи, скажи, когда вернёшься?» лирическая, Псковская область;
«Из-за гор-горы едут мазуры» строевая, Белгородская область;
«Горе моё, горе» лирическая, Смоленская область;
«Горе, горе нам, начальничкаам» протяжная, Белгородская область;
«Соловей мой, соловей» лирическая, Смоленская область;
«По деревне я пройдуся» страдания под язык, Липецкая область;
«А я в бору воду беру» весенняя, Брянская область;
«Цё сидишь?» припевки, Псковская область.
Экзамен


Примерный репертуарный список

Технические навыки, представленные выше, могут отрабатываться как в самостоятельных упражнениях, так и на песенном материале. В данном разделе приводится примерный перечень песенного материала, включающий песни различной степени сложности. Репертуарный список может быть видоизменён в соответствии с уровнем подготовки студентов и с учётом региональных особенностей подготовки специалистов.

«Абы кто еще сказал нам про старое», былина Архангельской области;
«А Галина мама по городу ходит», лирическая Ставропольского края;
«А жил да был беднай…», духовный стих Курской области;
«А люлю, люлю, люлю», колыбельная Белгородской области;
«Бедная птичка», духовный стих Краснодарского края;
«Березничек листыватый», свадебная величальная Псковской области;
«Всадники-други», строевая Волгоградской области;
«Вы казачки, казачки», плясовая Краснодарского края;
«Вышло пузищо на репищо», подблюдная Нижегородской области;
«Глыбокый колодязю», украинская лирическая песня;
«Горе моё, горе», лирическая Смоленской области;
«Горе нам, начальничкам», протяжная Белгородской области;
«Грушица», лирическая казаков-некрасовцев;
«Гуляла чечётка», игровая Рязанской области;
«Гулял Ванька по садочку», лирическая Смоленской области;
«Заиграю, заиграю», лирическая казаков-некрасовцев;
«Зародила мене матушка», лирическая Смоленской области;
«Зеленый дубок», свадебная Курской области;
«Иванушка-рачек», детские потешки Белгородской области;
«Из-за гор-горы едут мазуры», лирическая Белгородской области;
«Из-за леса, из-за рощи», строевая Липецкой области;
«Как и шел, прошел младец из неволи», протяжная Белгородской области;
«Как под славною было всё под Журжаю», протяжная Ростовской области;
«Как по морю, морю», лирическая Смоленской области;
«Как у наших воротях», плясовая Белгородской области;
«Лучше нет у нас такого молодца», свадебная величальная Псковской области;
«Мимо моего садику», хороводная Московской области;
«На гряной неделе», русальская Брянской области;
«На горе-то калина», хороводная Рязанской области;
«Налетали, налетали ясны сокола», свадебная хороводная Мурманской области;
«Не в трубушку трубили», свадебная Московской области;
«Не из саду было», протяжная казаков-некрасовцев;
«Ой, вишня моя», лирическая Смоленской области;
«Ой, во саду садочке», лирическая Ростовской области;
«Ой, да во зелёном во бору», скоморошина Архангельской области;
«Ой, как по реченьке гоголюшка плывёт», хороводная Ивановской области;
«Ой, кумушки, кумитеся», троицкая Псковской области;
«Ой, тара, тара, тара, пора гостям со двора», свадебная плясовая Белгородской области;
«Ой, маслена, сподманщица», масленичная Курской области;
«Оседлаю коня», походная Ставропольского края;
«Рано цветок расцветая», лирическая Ростовской области;
«Расступитеся, разойдитеся», плач невесты Псковской области;
«Скажи, скажи, когда вернёшься?», лирическая Псковской области;
«Соловей мой», лирическая Смоленской области;
«Татары шли, ковылу жгли», колыбельная Белгородской области;
«Ты, дуброва», свадебная Белгородской области;
«Уж вы, девки-молодки», плясовая Смоленской области;
«Уж мне смахнуть-то очи ясные», плач невесты Архангельской области;
«Уж ты чёрнай мой», лирическая Белгородской области;
«Хорош-то сокол Иванушка», свадебная Рязанской области;
«Что ты, жинка, губы жмёшь?», плясовая Ростовской области;
«Эх, молодой», лирическая Рязанской области.

Технические средства обучения

Важную роль в процессе обучения студентов основным навыкам пения играют технические средства обучения. Отработка технических приёмов вокала может и должна проводиться как в аудиторных занятиях, так и во внеаудиторной форме обучения. В помощь студентам можно предоставить запись урока с текущими требованиями и упражнениями, которая обеспечит определённый уровень самоконтроля при отработке этих упражнений студентами самостоятельно, и будет способствовать скорейшему усвоению учебных требований и навыков. Преподаватель в процессе аудиторной работы производит проверку качества усвоения изучаемого материала и вносит необходимые коррективы для исправления ошибок и погрешностей, допущенных студентами.

При изучении стилевых особенностей той или иной певческой традиции работа с аудио- и видеоматериалами имеет неоценимое значение и должна занять соответствующее своей роли место в учебном процессе. Прослушивание и просмотр записей народных исполнителей имеют глубокий познавательный и обучающий характер. Подробное изучение лучших образцов аутентичного исполнительства преследует воспитательные цели, повышая эстетический и культурный уровень студентов в понимании ценности народного творчества в целом и пения как одной из его художественных форм.

Для аудиторной и внеаудиторной работы с аудио- и видеоматериалами необходимо иметь: магнитофоны (бытового уровня с функцией записи), плееры, видеомагнитофон, кинопроектор и экран.

В связи с современными требованиями к информационному и техническому обеспечению необходимо также иметь персональный компьютер с операционной системой не ниже Windows 98 для работы с мультимедийными носителями информации (например, с файлами в формате mp3), а также мультитрековые редакторы для работы с многоканальными записями.


Рекомендуемая литература

  1. А в Усть-Цильме поют. Традиционный песенно-игровой фольклор Усть-Цильмы (сборник к 450-летию села). Санкт-Петербург: ИнКа, 1992.
  2. Ананичева Т., Суханова Л. Песенные традиции Поволжья. М.: Музыка, 1991.
  3. Великорусские песни в народной гармонизации /Сост. Линёва Е.Э. Санкт-Петербург: Издание Императорской Академии Наук, 1904.
  4. Вербов А. Техника постановки голоса. М.: Государственное музыкальное издательство, 1961.
  5. Дорофеев Н.И. Русские народные песни Забайкалья. Семейский распев. М.: Советский композитор, 1989.
  6. Енговатова М.А. Протяжные песни Ульяновского Заволжья. М.: Советский композитор, 1981.
  7. Ефименкова Б.Б. Севернорусская причеть. М.: Советский композитор, 1980.
  8. Кравченко А. Секреты бельканто. М.: АО «СофтЭрго», 1993.
  9. Линёва Е.Э. Опыт записи фонографом украинских народных песен. Киев: Музична Украiна, 1991.
  10. Линклэйтер Кристин. Освобождение голоса. М.: Издательство ГИТИС, 1993.
  11. Люш Д. Развитие и сохранение певческого голоса. Киев: Музична Украiна, 1998.
  12. Мешко Н.К. Искусство народного пения. М.: НОУ «Луч», 1996.
  13. Нестеров А.А. Народные песни Горьковской области. М.: Советский композитор, 1972.
  14. Обрядовая поэзия: Книга 1. Календарный фольклор / Сост. Круглова Ю.Г. М.: Русская книга, 1997.
  15. Обрядовая поэзия: Книга 2. Семейно-бытовой фольклор / Сост. Круглова Ю.Г. М.: Русская книга, 1997.
  16. Обрядовая поэзия: Книга 3. Причитания / Сост. Круглова Ю.Г. М.: Русская книга, 2000.
  17. Пашкова З.Г. Песни Пинеги. Архангельск: Правда Севера, 1999.
  18. Прокопец О.Н. Традиционная культура Тульского края. М.: Родникъ, 1998.
  19. Русская историческая песня. Сборник. Л.: Советский писатель, 1990.
  20. Русские народные песни / Сост. Варганова В.В. М.: Правда, 1988.
  21. Русские народные песни Смоленской области в записях 1930-1940-х годов / Сост. Рубцов Ф.А. Ленинград: Советский композитор, 1991.
  22. Сборник песен Самарского края / Сост. Варенцов В.Г. Самара: Областной центр народного творчества, 1994.
  23. Старинные казачьи песни. Сборник. Репринтное издание. Краснодар: Бланкоиздат, 1991.
  24. Традиционная музыка Русского Поозерья. Составитель Разумовская Е.Н. Санкт-Петербург: Композитор, 1998.
  25. Традиционные зимние увеселения взрослой молодёжи в районах Среднего Приобья. Составитель Лобкова Г. М.: Родникъ, 1996.
  26. Хороводные и игровые песни Сибири. Новосибирск: Наука, 1985.
  27. Щуров В.М. Песни Усёрдской стороны. М.: Композитор, 1995.


© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования