Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего профессионального образованияПрограммы послевузовского образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Медиатека < Методические материалы < Учебные программы < Основы психологии и педагогики (Музыкальная психология) (2000 г.)

Министерство культуры Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
«Государственное музыкальное училище имени Гнесиных»

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Рабочая программа для музыкальных училищ


Москва
2000

Одобрена предметно-цикловой комиссией «Общегуманитарные дисциплины».

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников всех специальностей средних профессиональных учебных заведений культуры и искусства.

Составитель  –   преподаватель ПЦК «Общегуманитарные дисциплины», кандидат психологических наук С.О.Вышегородцева
Рецензенты   –   председатель ПК «Музыкальная литература», заслуженный работник культуры И.А. Писаревская
 –   доцент МПГУ, кандидат психологических наук Ф.Г. Асадуллина

Согласно положениям о среднем профессиональном музыкальном образовании, профессиональная деятельность выпускников музыкальных училищ осуществляется в сферах исполнительской, преподавательской и культурно-просветительской деятельности, связанных с профессиональным музыкальным искусством, а также в сфере общего эстетического образования и воспитания.

В связи с этим, как никогда актуальной становится проблема получения различного рода психологических знаний, как применительно для исполнительской и педагогической деятельности, так и для лучшей адаптации и избежания психологических травм учащихся при прикосновении с современной реальной социальной ситуацией. Не вызывает сомнения необходимость психолого-педагогической подготовки студентов (готовность к данной деятельности предполагает единство психологических знаний, а с музыкальной стороны – научно-теоретических знаний и практических навыков будущих преподавателей). Уровень подготовленности человека к выполнению определенного вида труда и активной социально ценностной жизни определяет степень их оптимальности. Вполне очевидно, что обеспечение именно всесторонней подготовки и профессионального становления студентов является приоритетной задачей для училища.

Данный курс предполагает определённый уровень подготовки студентов в области психологии: знания о сущности сознания; взаимоотношения сознательных и бессознательных процессов; о роли самосознания в поведении человека, в развитии его личности; владеть приемами психической саморегуляции; знание психологических основ профессионального творчества; в области психологии межличностных отношений, познавательных процессов, эмоциональной сферы личности; проблемы психологии музыкального (исполнительского, композиторского) творчества и музыкального восприятия и т.д. На наш взгляд, его содержание необходимо «привязать» к методикам преподавания музыкальных предметов, педагогической практике студентов и учитывать специфику обучения на различных инструментах.

Психологические знания необходимы не только педагогам-музыкантам, но в той же степени и музыкантам-исполнителям. Они помогают решать проблемы стрессового предконцертного состояния, проблемы зажатого игрового аппарата, помогают сделать более эффективным передачу эмоционального состояния и сам процесс разучивания музыкального произведения.

Музыкальная психология (МП) в нашей стране является новейшей областью научного познания. Современное обращение к интеграции таких наук как психология и музыкознание неслучайно и актуально. Музыка играет важную роль в человеческом обществе. Прежде всего ее развивающий, образовательный и воспитательный факторы влияют на становление и развитие личности, ее ценностных ориентаций. Музыка как необходимый компонент общественно-культурной жизни человека может служить фактором социальной идентификации – то есть выражать принадлежность человека к определенной социальной группе, активизировать эмоциональное состояние человека или способствовать его релаксации.

Эти явления, а также все психические процессы, связанные с созданием, восприятием и исполнением музыки, представляют предмет исследования в музыкальной психологии.

Все вышеперечисленные темы включены в такие разделы МП, как: психология музыкальной деятельности, психология музыкального образования, социальная психология музыки и музыкотерапия. Мы включаем также историческую перспективу взглядов на взаимосвязь музыки и психологии (рассматривая вклад различных философов, ученых-физиологов, психологов, музыковедов и педагогов в данную проблему).


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предмет изучается на 2-м курсе (III и IV семестры).
Объем курса 72 часа, занятия групповые.

Распределение материала в предложенном плане соответствует установленной в ГМУ им. Гнесиных продолжительности учебных семестров (16 и 20 недель) и может быть изменено в других условиях.

Основные области МП включают: изучение процессов познания музыки и муз. памяти; психологические компоненты музыкального исполнения и выражения; эмоциональные реакции на музыку; эффективное обучение музыке; основные свойства восприятия и познания музыкальной структуры; изучение музыкального развития в онтогенезе; процессов формирования, развития и определения музыкальных способностей; применение музыки как массового средства коммуникации; социальную психологию музыки. Курс составлен таким образом, чтобы ознакомить учащихся с этими основными разделами, более подробно останавливаясь на определенных темах, исходя из специфики специальности («Теория музыки», «Инструментальное исполнительство» и т.п.).

Целью курса является усвоение учащимися знаний научных основ психологии и на основе этих знаний формирование умений по совершенствованию учебного, исполнительского, воспитательного и культурно-просветительского процессов, а также создание установки на творческий подход к своей профессиональной деятельности.

Определенную трудность составляет подбор учебных пособий и монографий, которые можно использовать в процессе изучения предмета. На наш взгляд, оптимальным вариантом может быть использование учебников: А.Л.Готсдинер «Музыкальная психология», В.И.Петрушин «Музыкальная психология», Л.Л.Бочкарев «Психология музыкальной деятельности», А.З.Зак «Психология преподавания музыки» в соединении с отдельными научными работами, монографиями и статьями выдающихся психологов и музыковедов по тематике, соответствующей изучаемому материалу.

Предлагаемый тематический план является основным костяком программы и в зависимости от специфики курса, развития знаний в области музыкальной психологии и многих других объективных обстоятельств может быть дополнен или варьирован. Кроме того, порядок тем может быть изменен по усмотрению педагога.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п
Название и краткое содержание темы Кол-во
часов
  III СЕМЕСТР 32
1. Общее представление о психологии как науке. Основные этапы развития представлений о предмете психологии. Основные направления, отрасли. История развития, предметная область и специфика музыкальной психологии (МП). Междисциплинарные связи в изучении проблем МП. 2
2. Сознание. Состояния сознания. Самосознание и Я-концепция музыканта. Формы проявления бессознательного. Музыка как фактор изменения состояний сознания. Сознательное и бессознательное в музыкальной деятельности. 2
3. Личность. Структура личности. Личностная динамика. Связь содержания музыки со смыслообразующей функцией личности. Музыка как способ самопознания и самовыражения человека. Личность музыканта (характеристика, направленность). 2
4. Психология музыкальной деятельности. Специфика психических познавательных процессов в музыкальной деятельности.
Ощущение музыкального звука (процессы адаптации, сенсибилизации, проблема цветного слуха). Тембр, высота и громкость как качества музыкального звука. Звуковысотный и тембровый слух. Музыкально-слуховые представления.
2
5. Основные свойства восприятия, видоспецифичный и культуроспецифичный уровень восприятия. Биологические и нейро-психологические основы музыкального восприятия. Восприятие мелодии и гармонии, времени в музыке. Адекватность восприятия музыки. Зависимость восприятия от психических состояний и личностных особенностей слушателей. Архетипическое восприятие музыки. 4
6. Роль мышления в различных видах музыкальной деятельности. Формы и стратегии мышления, мыслительные операции. Классификация типов мышления. Творческое мышление. Развитие музыкального мышления. Музыкальное познание и понимание. Когнитивные процессы в исполнении музыки. 2
7. Внимание в деятельности музыканта. Виды и качества внимания. Факторы, определяющие внимание. Расстройства внимания. 1
8. Музыкальная память. Особенности запоминания музыкального произведения. 1
9. Воображение в различных видах музыкальной деятельности. Воображение как показатель одаренности музыканта (композитора, исполнителя). Взаимосвязь воображения и музыкально-слуховых представлений. Связь музыкального воображения с жизненным опытом слушателя. 1
10. Музыкальное творчество. Значение интуиции в творческом процессе. Качества творческой личности. Барьеры творчества и пути их преодоления. Профессиональные стереотипы и их преодоление. Индивидуальные типы творческой реализации. Особенности творческого процесса композитора и исполнителя. Социальная обусловленность исполнительского и композиторского творчества. Стадиальность творческого процесса. Творческое вдохновение. Сознательное и бессознательное в творческой деятельности. 4
11. Особенности эмоционально-волевой сферы музыканта. Качества и стадии воли. Эмоциональные типы людей. Причины возникновения эмоций. Базовые и эстетические эмоции. Эмоции в музыке. Психологические механизмы музыкального переживания. Влияние музыки на эмоциональную сферу человека. Катарсис. Роль эмоций в музыкальной деятельности. 2
12. Преодоление состояния тревожности («эстрадного волнения») при публичном выступлении. Оптимальное концертное состояние (психической готовности к выступлению). Некоторые эффективные методы саморегуляции и их практическое применение в профессиональной деятельности музыканта. Саморегуляция в условиях сценического стресса. Координация физических, эмоциональных и интеллектуальных процессов в профессиональной деятельности музыканта. 2
13. Психофизиологические вопросы музыкальной деятельности. Биологические и нейрологические аспекты исполнительского процесса. Психомоторика. Музыкально-исполнительские проблемы. 2
14. Музыкальные способности и задатки. Изучение и диагностика. Онтогенез музыкальных способностей. Проблема музыкальности и развития музыкального слуха. Знакомство с различными отечественными и зарубежными исследованиями. 2
15. Темперамент (характеристики классических типов) и характер (общее представление, различные степени выраженности, акцентуации). Индивидуальные различия в музыкальном поведении (музыкальные предпочтения и т.п.). 2
16. Методы МП. По Бочкареву Л.Л.: изучения музыкальной деятельности, звучащей анкеты, партитурной транскрипции, прерывания звучания, тестов, экспериментальные. 1
  IV СЕМЕСТР 40
1. Психическое развитие ребенка. Возрастная периодизация. Специфика психологии музыкального образования. Ее цели и задачи. 1
2. Период новорожденности и младенчества. Влияние музыки на пренатальное развитие; первый год жизни ребенка и общение с музыкой (М.Л. Лазарев). Непосредственно-эмоциональная форма общения. 1
3. Раннее детство. 1-3 года. Кризис эгоцентризма. Предметно-действенная форма общения. Особая роль восприятия в развитии ребенка. Развитие речи. 1
4. Младший дошкольник, 3-5 лет. Роль игры в развитии ребенка. Внеситуативно-познавательная форма общения. Период становления характера. 1
5. Дошкольный возраст, 5-7 лет. Внеситуативно-личностная форма общения. Формирование чувства достижения. Подготовка к обучению в школе. 2
6. Психологическое значение музыки в онтогенезе. Воспитание средствами музыки. Ранняя музыкальная идентификация. Родительское участие и отношение к музыкальным занятиям ребенка. 2
7. Младший школьный возраст. Психологические особенности начального обучения в школе. Особенности музыкального восприятия и специфические формы обучения музыке. 2
8. Психологические основы музыкального обучения. Сензитивные периоды. Развитие музыкального слуха. Психологические аспекты преподавания музыкально-теоретических дисциплин. Развитие детских исполнительских навыков. Мотивационные процессы, воздействующие на музыкальное обучение. Роль компетентности убеждений и объективного оценивания в практике молодых музыкантов. 2
9. Подростковый возраст. Формирование эгоидентичности. Причины кризиса, особенности поведения. Специфика подростковой культуры 2
10. Особенности юношеского возраста. Перестройка самосознания. Развитие мировоззрения. Профессиональное самоопределение. 2
11. Возраст и музыка. Проблема возрастного восприятия музыки. Понимание музыки в различные возрастные периоды. Возрастные различия музыкальной одаренности. Возрастные предпочтения к игре на муз. инструментах, к муз. стилям. 2
12. Воспитание и образование. Психологическая характеристика целей обучения и воспитания. Радикальный педагогический подход. Альтернативная школа. Гуманистические воспитательные системы. 2
13. Учитель: личность и деятельность. Творческий характер деятельности учителя. Педагогические стили. Психологические особенности педагогического общения. Профессионально значимые качества личности учителя. Рефлексивное взаимодействие. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях. 4
14. Психология педагогического коллектива. Межличностные отношения в малых группах и коллективах. 2
15. Педагогическая задача и процесс ее решения. Принципы дидактики. Психологические основания дидактических задач музыкального образования. Концепции музыкального образования и обучения в современной дидактике. 2
16. Историческая перспектива представлений о роли и значении музыки в образовании. Психологическое значение музыки в образовательном контексте. 2
17. Психолого-педагогическая модель музыкальной культуры (В.Г. Ражников). Рассмотрение методик, методов, педагогических технологий обучения различных категорий музыкантов. 2
18.
Социальная психология музыки.
Влияние социальной среды и культуры на развитие личности. Биографические детерминанты выдающихся музыкантов. Социальные факторы, влияющие на музыкальное развитие. Личностная и социальная идентификация.
2
19. Роль музыки в обществе. Музыка как модель коммуникации (как язык). Изучение музыкальных вкусов. Психологические и биологические корни музыки. 2
20.
Музыкотерапия.
Терапевтическая и психотерапевтическая помощь музыки. Диагностика средствами музыки. Роль музыки в лечении сенсомоторных и когнитивных нарушений. Работа с детьми с умственными и физическими недостатками, поведенческими проблемами и эмоциональными расстройствами. Функциональная музыка.
2
21. Подведение итогов. Обобщающее заключительное занятие. 2

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Данный курс состоит из лекционных, семинарских и практических занятий. На лекционных занятиях вводятся новые знания, понятия и законы психологии. На семинарских занятиях эти знания закрепляются. Семинары введены для того, чтобы студенты вместе с преподавателем имели возможность обсудить наиболее сложные, важные и интересующие их вопросы. Однако в тематическом плане не указаны темы и вопросы, подлежащие обсуждению на семинарских занятиях. Это в процессе ведения курса определяет сам преподаватель. На практических занятиях студенты усваивают элементы практической психологии, как то: методы саморегуляции, активная визуализация, психологический анализ педагогических ситуаций, объяснение психологической природы типичных ошибок в действиях учащегося и пр.

Проведение занятий ориентировано, также, на самостоятельную работу студентов, носящую поисковый характер, развивающую умение анализировать, сравнивать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения. В связи с этим, особое внимание уделено самостоятельной учебно-исследовательской работе студентов, в том числе наблюдению, чтению и обсуждению научной литературы, реферированию.

Необходимо также учитывать дифференциальный подход к студентам различных специальностей. Оптимальным вариантом организации обучения, на наш взгляд, является следующая система занятий: уроки-лекции, практические занятия (входящие составной частью в лекционные), уроки-диалоги или семинары с углубленной проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы студентов (для специальностей «Теория музыки», «Дирижерско-хоровое отделение», «Фортепиано»), письменные зачеты по разделам программы, защиты рефератов или творческих заданий, подготовленных как коллективно, так и индивидуально.

На одном-двух занятиях усвоить учебный материал на требуемом программном уровне невозможно. Поэтому, для усвоения содержания раздела предусмотрено его многократное повторение и осмысление во взаимосвязи с другими разделами. Практически на каждом занятии (особенно в IV семестре) сочетается изучение нового и повторение старого (в виде актуализации прежних опорных знаний и навыков).

Кроме того, во внеурочное время, исходя из актуальности проблемы и запроса студентов, могут быть организованы тренинги (например, по проблемам сценического волнения, межличностных отношений и пр.).

Один из важных методических приемов – это написание сочинения на психологическую тему. Темы могут быть предложены на любом этапе изучения курса (это может быть: «Я и мой характер», «Я в своем представлении», «Я - музыкант», «Я как будущий педагог» и др.). Работа над сочинением заставляет задумываться над своими собственными, а не абстрактными качествами, процессами, свойствами, состояниями и анализировать их на основе имеющихся теоретических психологических знаний; способствует развитию рефлексивных процессов.

Особенно следует отметить использование в работе различного иллюстративного материала (как визуального, так и аудиального). Это повышает интерес студентов, уровень запоминания и освоения материала, делает его не только насыщенным интеллектуальным содержанием, но и затрагивающим эмоциональную сторону личности студента.


КОНТРОЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ

В течение семестра, мы используем такую форму контроля знаний, как «психологический понятийный диктант», рассчитанный на 10-15 минут. В нем ставится задача – раскрыть содержание четырех-пяти понятий и перевести обыденные представления на язык психологических понятий. Психологические диктанты могут быть различными по форме:

  • предложения, в которых пропущены слова, обозначающие психологические термины;
  • вопросы, ответы на которые должны дать студенты;
  • перечень характерных признаков и условий протекания психических процессов или явлений, назвать которые должны студенты;
  • вопросы, которые требуют однозначного утверждения «верно-неверно»; и т.д.

При итоговом контроле учитываются результаты данных письменных работ, мера активности студента в процессе обучения (выступление на семинарах, конспекты изученной дополнительной литературы) и защита реферата.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Психология музыкальной деятельности. Социальная психология музыки. Музыкотерапия.

  1. Авдеев В.М. Влияние музыкального произведения и его интерпретации на компоненты музыкального восприятия: Автореф. дис.канд.психол. наук.- М., 1982
  2. Агамалян Г.Г. Гносеологические вопросы происхождения и развития искусства /Вопросы философии, 1963.- №9.- с.116-124
  3. Алексеев Э.В. Раннефольклорное интонирование. М., 1986
  4. Альманах музыкальной психологии /Сост. Старчеус М.С. - М.,1994 и 1995
  5. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева Н.А Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. - М., Просвещение, 1968. - с.335
  6. Арановский М.Г. Два этюда о творческом процессе. /Процессы музыкального творчества: Сб. научн. тр. РАМ им. Гнесиных, Вып. 130 - М., 1994
  7. Арановский М.Г. О двух функциях бессознательного в творческом процессе композитора /Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования, Т.2 - Тбилиси, 1978
  8. Арановский М.Г. Синтаксическая структура мелодии. - М., 1991
  9. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. -М.:Прогресс,1974
  10. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс:Кн.1 и 2.-М.:Музыка, 1971
  11. Беляева-Экземплярская С.Н. Заметки о психологии восприятия времени в музыке /Проблемы музыкального мышления. - М., Музыка, 1974. - с.303-329
  12. Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки. - М., Русский книжник, 1924. - с.115
  13. Беркман Т.Л. О методах формирования музыкально-слуховых представлений (опыт исследования). - В кн.: Развитие художественных способностей. - М., 1959
  14. Бернштейн Н.А. Мир звуков как объект восприятия и мысли. - М., 1996
  15. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. -М.: АМН СССР,1966
  16. Берхин Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. - М., 1981
  17. Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности ВНД. - Л., 1974
  18. Блинова М.П. Физиологические основы ладового чувства. - В кн.: Вопросы теории и эстетики музыки. - Л., 1962 - Вып. 1
  19. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность и проблема творчества. -Ростов-н/Д., 1983
  20. Бонфельд М.Ш. Музыка как речь и как мышление. - М., 1993
  21. Бочкарев Л Психологические аспекты публичного выступления музыкантов-исполнителей /Вопросы психологии. -1975, №1
  22. Бочкарев Л.Л. Актуальные проблемы современной музыкально-педагогической психологии /Психолого-педагогические проблемы высшего музыкального образования: Сб. научн. тр. /Ин-т им. Гнесиных/ - М., 1979 - Вып. 43
  23. Бочкарев Л.Л. Исследование структуры музыкальности в современной психологии //Психологический журнал. - 1986 - №4
  24. Бочкарев Л.Л. Проблемы психологии музыкальных способностей: Сб. научн. тр. /МГПИ им. Гнесиных/ - М., 1982 - Вып. 62
  25. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М., 1997
  26. Бочкарев Л.Л. Социально-психологические механизмы музыкального переживания //Вопросы психологии. - 1986 - №3
  27. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия /Руководство по психотерапии. -М., 1985
  28. Вейсова З.А. Типологические различия восприятия музыки и музыкотерапия /Психологическая наука и общественная практика: Тез. докладов. Ч.2.-М., 1983
  29. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия /МГУ. М. -1973. -с.133
  30. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений -МГУ, 1976. -с.142
  31. Володин А.А. Психологические предпосылки акустической теории оркестровки //Новые исследования в психологии. - 1973 - вып. 2(8)
  32. Воспитание музыкального слуха /Сборник статей. - М., 1977
  33. Вундт В. Основы искусства: извлечение из 3 тома. - СПб, тип. Смирнова, 1910.- с.125
  34. Выготский Л.С. Психология искусства. М. -Искусство. - 1966.- с.576
  35. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий /Исследования мышления в советской психологии. -М.,1966
  36. Ганелин Л.М. О значении самонастройки и возможностях использования активного самовнушения при подготовке музыкантов-исполнителей. - В кн.: Психическая саморегуляция. - Алма-Ата, 1973
  37. Ганслик Э. О музыкально-прекрасном. Опыт проверки музыкальной эстетики. - М.:Изд. Юргенсона, 1895
  38. Гарбузов Н.А. Зонная природа звуковысотного слуха.- М.: АН СССР, 1948
  39. Гейнрихс И.П. Музыкальная память. - В кн.: Музыкально-педагогическая подготовка учителя. - М., 1972
  40. Гейнрихс И.П. Музыкальный слух. (Теоретические основы и методические принципы развития). - Чувство ритма и его развитие. - В кн.: Музыкально-педагогическая подготовка учителя. - М., 1970
  41. Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. -М., Мир, 1966. -с.672
  42. Гельмгольц Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки. -СПб., Товарищество «Общественная польза», 1875. -с.595
  43. Герсамия И.Е К проблеме психологии творчества певца. - Тбилиси, 1985
  44. Герсамия И.Е. Формирование установки при работе над музыкальным произведением //Серия философии, психологии, экономики и права. - 1975 - №4
  45. Гильбух Ю.З., Лоос В.Г. О воздействии музыки на работоспособность человека: Материалы III Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. Т.III. Отрасли психологии. - М., 1968 - Вып. 1
  46. Гиппенрейтер Ю.Б. Анализ системного строения слухового восприятия. Сообщ.1. К методике измерения звуковысотной различительной чувствительности. - «Доклады АПН РСФСР», 1957 - №4
  47. Гиппенрейтер Ю.Б. Анализ системного строения слухового восприятия. Сообщ.2. Экспериментальный анализ моторной основы процесса восприятия высоты звука. - «Доклады АПН РСФСР», 1958 - №1
  48. Горелашвили Л.И. Кратковременная память и некоторые вопросы музыкального исполнительства //Серия философии, психологии, экономики и права. - 1976 - №1
  49. Готсдинер А.Л Генезис и динамика формирования способности к восприятию музыки: автореф. Дисс. на соиск. уч. степени докт. психол. наук. -М.,1989
  50. Готсдинер А.Л Музыкальная психология. - М., 1993
  51. Готсдинер А.Л. О стадиях формирования музыкального восприятия /Проблемы музыкального мышления. -М., Музыка. -1974, с.230-251
  52. Гройсман А.Л. Психология. Личность. Творчество: Регуляция состояний. М., 1992. -ч.3
  53. Громов Е.С. Художественное творчество. М., 1970
  54. Громова Е.А, Эмоциональная память и ее механизмы. -М.,1980
  55. Гутерман В.А. Возвращение к творческой жизни. - Екатеринбург, 1994
  56. Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен. - М., 1968
  57. Далькроз Ж. Ритм: его воспитательное значение для жизни и для искусства. СПб., 1922
  58. Еремеев А.Ф. Искусство как вид общения /Эстетику в жизнь. -Уральск. Гос. Ун-т. - Свердловск, 1965.- №4
  59. Ержемский Г.Л. Психология дирижирования. - М., 1988
  60. Захарова Н.Н., Авдеев В.М. Функциональные изменения центральной нервной системы при восприятии музыки /ЖВНД им. И.П. Павлова, т.32, вып.5. -Л.,1982
  61. Илиади А. Природа художественного таланта М., 1964
  62. Ильина Г.А., Руднева С.Д. К вопросу о механизме музыкального переживания //Вопросы психологии. -1971 - №5
  63. Каган М.С. Морфология искусства. -Л, Искусство, 1972.- с.440
  64. Каган М.С. Художественная деятельность как информационная система. /Искусство и кино. -1975, №12.- с.99-121
  65. Касимов В.Г. Психолого-педагогические основы формирования оптимального сценического самочувствия и учащихся-музыкантов :Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1989
  66. Коган Г.М. У врат мастерства. /Психологические предпосылки успешности пианистической работы/. - М., 1969
  67. Кондрашин К.П. Мир дирижера. Технология вдохновения. - Л., 1976
  68. Корлякова С.Г. Основы общей и музыкальной психологии. - Ставрополь, 1998
  69. Коровин А.Н., Шаблевич В.Л. Опыт применения музыкотерапии при лечении депрессивных состояний /Новые методы терапии психических заболеваний: Тез. докладов. -Свердловск, 1988
  70. Костин В. Что такое художественный образ. -М: Советский художник, 1962.- с.60
  71. Костюк А.Г. Актуальные вопросы изучения музыкальных способностей личности: Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов. - Тбилиси, 1971
  72. Костюк А.Г. Восприятие мелодии. - Киев, 1986
  73. Костюк А.Г. Некоторые вопросы восприятия музыкального произведения //Вопросы психологии. - 1963 - №2
  74. Котляр Г.М., Морозов В.П. Особенности восприятия эмоционального контекста вокальной речи слушателями разных категорий /Речь и эмоции: материалы симпозиума АН СССР. -Л.,1975. -с.118-124
  75. Красникова Е.И. О психическом механизме влияния музыки на эффективность учебной деятельности. -М., 1983
  76. Кремлев Ю.А. Познавательная роль музыки. - М., Музгиз, 1963
  77. Курт Э. Музыкальная психология /Альманах музыкальной психологии. - М., 1994
  78. Леви В. Вопросы психобиологии музыки //Советская музыка. - 1966 - №8
  79. Леви В. Музыка и мозг //Знание-сила. - 1964 - №9
  80. Леонтьев А.А. Искусство как форма общения. /Психологические исследования. -Тбилиси, Мецниереба, 1973. -с.213-222
  81. Леонтьев А.Н., Овчинникова О.В. Анализ системного строения восприятия. Сообщ.V. О механизме звуковысотного анализа слуховых раздражителей. - «Доклады АПН РСФСР», 1958 - №3
  82. Мазель Л. О системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки. - В кн.: Интонация и музыкальный образ. - М., 1965
  83. Майкапар С.М. Музыкальный слух. - Петроград, 1915
  84. Маккиннон Л. Игра наизусть. - Л., 1967
  85. Мальцева Е.А. Основные элементы слуховых ощущений :абсолютный слух и методы его развития /Тр. ГИМН. -М.,1925. -с.7-33
  86. Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли. - М., 1966
  87. Медушевский В.В Интонационная форма музыки. - М., 1994
  88. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - М., 1976
  89. Музыкальная психология: Хрестоматия. -М.: МГК им. Чайковского, 1992
  90. Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования./ Сб. статей. - Киев, 1986
  91. Мясищев В.Н, Готсдинер А.Л., Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение /Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. -Л.,1981. -с.14-29
  92. Мясищев В.Н., Готсдинер А.Л. Влияние музыки на человека по данным электроэнцефалографических и психологических показаний /Вопросы психологии. -1975 - №1. -с.54-67
  93. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М., 1972
  94. Назайкинский Е.В., Рагс Ю. Восприятие музыкальных тембров и значение отдельных гармоний звука. - В кн.: Применение акустических методов исследования в музыкознании. - М., 1964
  95. Науменко С.И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности /Вопросы психологии, 1982 - №5
  96. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. - М., 1967
  97. Овчинникова О.В. Анализ системного строения слухового восприятия. Сообщ. III. О влиянии загрузки голосовых связок на оценку высоты при звукоразличении. - «Доклады АПН РСФСР», 1958 - №3
  98. Овчинникова О.В. Анализ системного строения слухового восприятия. Сообщ. VI. О «сенсорной» тренировке звуковысотного слуха. - «Доклады АПН РСФСР», 1959 - №1
  99. Овчинникова О.В. Анализ системного строения слухового восприятия. Сообщ. IX. Опыт замещения моторного звена в системе звуковысотного слуха. - «Доклады АПН РСФСР», 1960 - №3
  100. Орлов Г.А. Психологические механизмы музыкального восприятия /Вопросы теории и эстетики музыки. -Л., 1963 - Вып. 2
  101. Основные современные концепции творчества и одаренности. - М., 1997
  102. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. - Киев, 1975 1
  103. Пасынова Н.Б. Влияние музыкальных движений на эмоции /Психологический журнал. - 1993 - №4
  104. Пенкевич Г. Социально-типологические особенности восприятия музыки. - В кн.: Эстетические очерки. - М., 1973 - Вып. 3
  105. Перов Ю.В. Искусство в сфере общения /Эстетическая культура советского человека. - под ред. М.С. Кагана. -М., МГУ, 1976. -с.89-96
  106. Петров В.М. Прямое и непрямое воздействие искусства. - М., 1997
  107. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М., 1994
  108. Платонов К.К. Проблемы способностей. -М., 1972. -с.312
  109. Полякова В.Б. О физиологических механизмах влияния музыки на некоторые соматические и вегетативные функции: Автореф. дис. канд. мед. наук. - Пермь, 1968
  110. Пономарев Я.А. Психология творчества. -М., Наука. -1976.- с.303
  111. Проблемы музыкального мышления. - М.: Музыка, 1974
  112. Процессы музыкального творчества. - М., 1993
  113. Ражников В.Г Психология творческого процесса дирижера :Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 1973
  114. Ражников В.Г. Исполнение как творчество (Заметки психолога) //Советская музыка. - 1972 - №2
  115. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. - М., 1968
  116. Ревеш Г. Ранние проявления одаренности и ее узнавание. - М., 1924
  117. Розе Н.А. Психомоторика взрослого человека. -ЛГУ,1970
  118. Россолимо Г.И. К физиологии музыкального таланта. - М.,1893
  119. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -М. 1973
  120. Русина Г.С., Попова Н.М., Ширяев О.Ю. Опыт использования музыкальной терапии в лечении больных депрессией /Актуальные вопросы психиатрии. -Томский мед. ин-т, Вып. 2, 1985. -С.108-109
  121. Сабанеев Л.Л. Психология музыкально-творческого процесса. - М., 1983
  122. Савшинский С.И. Пианист и его работа. - Л., 1961
  123. Самсонидзе Л.С. Возрастные особенности восприятия стиля музыкального произведения //Серия философии, психологии, экономики и права. - 1975 - №4
  124. Сафарова И.Э. Игры для организации пианистических движений. - Екатеринбург, 1994
  125. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. - М., 1970
  126. Социальные функции искусства и его видов. - М., 1980
  127. Социология и музыкальная культура. - М., 1975
  128. Станиславский К.С. Работа актёра над собой. -М., Искусство. -1951.-с.667
  129. Страхов И.В. Психология творческого вдохновения. - Саратов, 1962
  130. Тавхелидзе Н.Д. О восприятии музыкального стиля. //Серия философии, психологии, экономики и права. - 1975
  131. Талалай Б.Н. Формирование исполнительских (двигательно-технических) навыков при обучении игре на музыкальных инструментах :Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1982
  132. Тарасов Г.С. К вопросу об интонационной природе музыкального слуха //Психологический журнал. - 1996 - №5
  133. Тарасов Г.С. Музыкальная психология /Спутник учителя музыки. - М., 1993
  134. Тарасов Г.С. Проблемы музыкального мышления и восприятия //Вопросы психологии. - 1973 - №1
  135. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей /АПН РСФСР. -М-Л.. 1947. -с.345
  136. Токина Н.Н. Вопросы психологии музыкально-исполнительского творчества. - Саратов, 1972
  137. Тудоровский А.А О гипотезе магического происхождения искусства /Вопросы философии. -1963. -№9. -с.125-133
  138. Федоров Ю.С., Гареева Т.Б., Белевский А.С. Влияние предэкзаменационного эмоционального стресса на психофизиологические функции учащихся. - Иваново, 1972 - Вып.20
  139. Хельд Р Пластичность сенсомоторных координаций /Материалы XVIII Международного конгресса психологов. -М., 1966. -с.27-34
  140. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности :Автореф. дис. докт. психол. наук. - Л., 1989
  141. Цукерман В.С. Музыка и слушатель. Опыт социологического исследования. - М., 1972
  142. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. - М., 1994
  143. Человек в мире художественной культуры. - М., 1982
  144. Шадриков В.Д. Психология способностей. - М. - Воронеж, 1997
  145. Шестаков В.П. От этоса к аффекту. -М., 1975
  146. Штумпф К. Происхождение музыки. -Л., Тритон, 1926. -с.58
  147. Шульпяков О. О психофизическом единстве исполнительского искусства. - В кн.: Вопросы теории и эстетики музыки. - Л., 1973 - Вып. 12
  148. Шушарджан С.В. Здоровье по нотам. - М., 1994
  149. Юдкин И.Н. Эстетико-психологические аспекты выразительности музыкального ритма :Автореф. дис. канд. психол. наук. - Киев, 1979
  150. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. -М., Искусство. -1964.- с.87
  151. Ярошевский М.Г. На путях к общей теории творчества. /Художественное и научное творчество: Спб. - М., 1972. -с.19-37

Психология музыкального образования

  1. Барабошкина А.В., Ляховицкая С.С., Фирсов Л.А. О методике приемных испытаний в детские музыкальные школы. (К проблеме музыкальных способностей). - В кн.: Проблемы способностей.- М., 1962
  2. Бардас В. Психология техники игры на фортепиано. - М., 1928
  3. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л., 1974
  4. Беленькая Л.Я. Влияние музыкального обучения на развитие восприятия времени у детей дошкольного возраста //Новые исследования в психологии. - 1974 - №3 (11)
  5. Белобородова В.К., Ригина Г.С., Алиев Ю.Б. Музыкальное восприятие школьников. - М., 1975
  6. Бехтерев В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства //Вестник воспитания. - 1915 - №6
  7. Бирмак А.В. О художественной технике пианиста. Опыт психофизиологического анализа и методы работы. - М., 1973
  8. Вартанян А.В. Возрастные особенности эмоционального состояния учащихся-исполнителей в процессе обучения музыке :Автореф. дис. канд. психол. наук. - Ереван, 1982
  9. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968
  10. Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость. //Восприятие музыки. М., 1980
  11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.,1967
  12. Гарбер Л.А. Начальная стадия развития музыкальных способностей. - В кн.: Проблемы способностей. - М., 1962
  13. Гарбер Л.А. Развитие гармонического и тембрового слуха у детей дошкольного возраста //Вопросы психологии.- 1964 - №5
  14. Гольденвейзер А.Б. Из бесед А.Б. Гольденвейзера о музыкальном воспитании и обучении детей. - В кн.: Вопросы фортепианной педагогики. - М., 1967 - Вып. 2
  15. Горюнова Л.В. Экспериментальное изучение особенностей музыкального восприятия у подростков. - В кн.: Музыкально-педагогическая подготовка учителя. - М., 1970
  16. Ендовицкая Т.В. О звуковысотной различительной чувствительности у детей дошкольного возраста. - «Доклады АПН РСФСР», 1959 - №5
  17. Зак А.З. Психология преподавания музыки. - М.:Грани, 1999
  18. Ильина Г.А. К вопросу о природе эмоционального компонента музыкального слуха. - В кн.: Материалы III Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. Т. 2. Возрастная и педагогическая психология. М., 1968
  19. Ильина Г.А. К вопросу о формировании музыкальных представлений у дошкольников //Вопросы психологии. - 1959 - №5
  20. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987
  21. Кирнарская Д.К. Опыт тестирования музыкальной одаренности на вступительных экзаменах //Вопросы психологии. - 1992 - №1-2
  22. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства на детей. М., 1990
  23. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. -М., Просвещение, 1984. -с.80
  24. Мальцева Е.А. Психологический анализ музыкального развития младшего школьника. - В кн.: Психология младшего школьника. - М., 1980
  25. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности.
  26. Мухина Т.К. Развитие звуковысотной чувствительности в раннем детстве: Тез. докл. на II съезде Общества психологов. -М., 1963 - Вып. 2
  27. Мюнстерберг Г. Психология и учитель. М., 1997
  28. Психологические и педагогические проблемы музыкального образования /сборник/. - Новосибирск, 1986
  29. Психология одаренности детей и подростков /Ред. Лейтес Н.С. - М., 1996
  30. Психологические аспекты педагогической практики. Сост. Калинова О.В., Молчанова О.Н. М., 1997
  31. Психологические основы музыкального обучения. Киев, 1979
  32. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. - М., 1994
  33. Ражников В.Г. Психолого-педагогическая модель музыкальной культуры. - М., 1993
  34. Репина Т.А. О некоторых методиках изучения звуковысотной чувствительности у детей дошкольного возраста. Сообщ. III. Опыт разработки методики, способствующей формированию у детей дифференцированного звуковысотного различия тембрально окрашенных тонов. - «Доклады АПН РСФСР», 1961- №6
  35. Репина Т.А. Особенности подравнивания звука по высоте к заданному эталону у дошкольников //Новые исследования в педагогических науках. - 1964 - Вып. 2
  36. Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем // Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1993
  37. Тарасова К.В. Воспроизведение звукового ритма детьми дошкольного возраста //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - 1970 - №2
  38. Тарасова К.В. Генезис некоторых компонентов структуры чувства ритма //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - 1971 - №2
  39. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. - М., 1988
  40. Торопова А.В. Диагностика способностей бессознательного восприятия музыки детьми. М., 1995
  41. Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. - М., 1975
  42. Френкель Н.Я. К вопросу о развитии музыкального слуха у дошкольников //Вопросы психологии. - 1962 - №2


© 2001-2017, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования