Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Медиатека < Методические материалы < Учебные программы < Основы права (2000 г.)

Министерство культуры Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
«Государственное музыкальное училище имени Гнесиных»

ОСНОВЫ ПРАВА
программа для музыкальных училищ


Москва
2000

Одобрена предметно-цикловой комиссией «Общегуманитарные дисциплины».



Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников всех специальностей средних профессиональных учебных заведений культуры и искусства.



Составитель  –   преподаватель ПЦК «Общегуманитарные дисциплины» О.М.Тумасова
Рецензенты   –   старший научный сотрудник института Дальнего Востока РАН, кандидат исторических наук М.В.Фомичева
 –   профессор кафедры культурологии, политологии и социальной антропологии Российской государственной академии физической культуры,кандидат исторических наук С.А.Чернов


Настоящая программа ориентирована на введенный в действие в 1997 году Министерством общего и профессионального образования РФ Государственный стандарт среднего профессионального образования

.

Данная программа предполагает изучение курса «Основы права» на 4 курсе (7 семестр), по 2 часа в неделю. Всего – 36 часов. Программа предназначена для студентов, имеющих 9 и 11-классное образование основной школы.


ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Формирование у студентов научного мировоззрения. Подготовка студентов средних профессиональных учебных заведений культуры и искусства к жизни и деятельности в правовом государстве.

Развитие личности студента в соответствии с гуманными, демократическими идеалами и принципами. Повышение нравственно-правовой культуры студентов.

Знакомство студентов с основами деятельности и функционирования правового государства, правами и свободами гражданина. Содействие осознания студентами главенства закона над политикой и идеологией.


ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

Содержательной особенностью программы является знакомство студентов с основами функционирования государства, формирования правового государства и гражданского общества. В соответствии с современными научными представлениями, в содержание курса «Основы права» входят такие вопросы, как взаимоотношение политики и права, нормы конституционного и других отраслей права, вопросы правового положения личности в государстве и в учебном коллективе.

Наряду с другими гуманитарными дисциплинами, «Основы права» должны познакомить студентов с правами и обязанностями гражданина своего Отечества, умению отстаивать свои права в соответствии с законом. Практика нашей жизни показывает, что значительных усилий требует осознание истинной роли прав человека в жизни отдельных людей, различных народов, человечества в целом. Зачастую бывает трудно согласиться с формулой, выражающей идею прав человека: права человека абсолютны, интересы государства – относительны. Не для всех очевидно, что приоритет интересов личности перед интересами государства есть конкретное выражение принципа гуманизма, до сих пор многие наши беды идут от недооценки потребностей личности и переоценки роли государства.

В связи с этим, большую часть времени нужно уделить практическим занятиям с элементами диспута, работе с текстами законов и кодексов. Некоторым темам и проблемам можно посвятить лекции, разумно широко использовать деловые игры, метод коллективного поиска решений, тестирование.

Используя материалы курса «Основы права» , необходимо развивать демократизм мышления студентов, терпимость к противоположным точкам зрения, формировать такие черты личности молодого человека, вступающего в жизнь, как миролюбие, способность к миротворчеству, нежелание идти на конфронтацию в решении любых вопросов и проблем, способность к компромиссам на разных уровнях.

Программа имеет библиографический указатель основной и дополнительной литературы. Этой литературой может пользоваться как преподаватель, так и студенты. Конституция РФ, кодексы и законы РФ должны быть у преподавателя в необходимом количестве, чтобы можно было организовать практические занятия и деловые игры на уроках. В программе к каждой теме указывается примерное количество часов. По своему усмотрению преподаватель может увеличивать или уменьшать количество часов на каждую тему, не выходя за рамки общего бюджета времени на курс «Основы права».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ТЕМА 1. ОБЩЕСТВО. ЛИЧНОСТЬ. ГОСУДАРСТВО. ПРАВО.
4 часа.

Цели и задачи курса «Основы права». Основные понятия. Человеческое общество. Организация общественных отношений. Теории происхождения государства.

Человек. Личность. Гражданин. Политическая система. Понятие государства. Функции государства. Типы и формы государства. Государственный аппарат. Виды государственных органов.

Правовое государство. Гражданское общество. Право: основные понятия. Виды социальных норм. Правовые нормы. Источники права.



ТЕМА 2. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК.
4 часа.

Реализация права. Законность и правопорядок. Правосознание. Правовая культура и правовое воспитание. Правоотношения.

Применение права. Правоспособность и дееспособность. Юридические факты и события.

Правомерное поведение и правонарушения. Ответственность за правонарушения. Виды юридической ответственности: административная, уголовная, дисциплинарная и другие.

Юридическая ответственность несовершеннолетних.

Правоохранительные органы.



ТЕМА 3. КОНСТИТУЦИЯ — ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА.
6 часов.

Понятие Конституции. Из истории Конституции России. История конституционной реформы России (90–е годы 20 века). Конституция Российской Федерации 1993 года.

Принципы российского конституционного права. Права и свободы человека в Российской Федерации.

Высшие государственные органы РФ. Президент РФ — глава государства. Статус и полномочия Президента РФ. Федеральное собрание РФ: организация деятельности. Правительство РФ. Порядок образования, состав и компетенция Правительства РФ. Правительство РФ и Федеральное собрание: основы взаимоотношений.

Судебная власть: сущность, принципы организации и место в системе разделения властей. Судебная система РФ.

Федеративное устройство. Местное самоуправление.



ТЕМА 4. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО.
4 часа.

Гражданско-правовые отношения. Источники гражданского права. Гражданский кодекс РФ.

Гражданско-правовой договор (сделка). Физические и юридические лица. Гражданско-правовая ответственность. Право собственности.

Приватизация. Закон о правах потребителей.



ТЕМА 5. ТРУДОВОЕ ПРАВО.
4 часа.

Труд и его роль в жизни личности и общества. Регулирование трудовых отношений. Источники трудового права. Трудовой договор (контракт). Прием на работу и увольнение. Проблема занятости.

Рабочее время и время отдыха. Заработная плата.

Правила внутреннего трудового распорядка. Охрана труда. Трудовые споры (конфликты). Труд несовершеннолетних.



ТЕМА 6. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО.
4 часа.

Семья и общество. Семейные правоотношения. Брак. Порядок регистрации и условия вступления в брак. Права и обязанности супругов. Прекращение брака.

Родители и дети. Их права и обязанности. Ответственность родителей и детей. Усыновление (удочерение). Опека и попечительство.

Семейный кодекс РФ.



ТЕМА 7. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО.
2 часа.

Понятие административного права. Источники административного права.

Административные правонарушения. Виды административных взысканий.



ТЕМА 8. УГОЛОВНОЕ ПРАВО.
2 часа.

Понятие уголовного права. Преступление. Уголовная ответственность. Цели уголовного наказания. Виды уголовного наказания. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие уголовную ответственность.

Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Уголовный кодекс РФ.



ТЕМА 9. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО.
2 часа.

Законы об охране окружающей среды. Экологические правоотношения: участники и объекты.

Экологические правонарушения и их виды. Ответственность по экологическому праву.



ТЕМА 10. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.
2 часа.

Современное понимание прав человека. Основные виды международных документов по правам человека. Международно-правовые акты по правам человека.

«Всеобщая декларация прав человека» — основные положения и принципы.

Социально–экономические и культурные права. Гражданские и политические права. Права ребенка.

Механизм защиты прав человека.



ТЕМА 11. ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО УЧИЛИЩА ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ.
2 часа.

Моральный климат в студенческом коллективе училища, на отделах училища, в преподавательском коллективе училища.

Закон РФ об образовании: основные положения и принципы.

Устав училища имени Гнесиных. Правила внутреннего распорядка.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Основными видами занятий по «Основам права» должны быть лекции преподавателя по названным темам курса в соответствии с программой. Помимо лекций, проводятся семинарские занятия по заранее определенным вопросам. Важное место на уроках должно быть отведено практическим занятиям. Они могут включать работу с учебниками, учебными пособиями, хрестоматиями, произведениями (или выдержками из них) классиков правовой мысли. На уроках проводятся практические занятия по работе с Конституцией Российской Федерации, с Декларацией прав и свобод человека и гражданина России (1991 г.), Всеобщей Декларацией прав человека, с кодексами и законами РФ, Уставами учебных заведений культуры.

Во время проведения контрольных занятий проверяются знания, умения и навыки студентов, полученные ими на уроках. Осуществляется рубежный контроль: ответы на вопросы по разработанным преподавателем карточкам; тестирование по пройденной теме. Написание студентами докладов и рефератов и обсуждение их на занятиях. Проводится зачетное занятие в конце семестра.

Преподаватель на уроках использует следующие учебные материалы: тексты лекций; учебники, учебные пособия, хрестоматии, первоисточники, монографии (список литературы прилагается), дополнительную литературу по предмету; тексты Конституции РФ, Кодексы и Законы РФ (как раздаточный материал для практических занятий и деловых игр).

Примерные вопросы, предлагаемые студентам на семинарских, практических и контрольных занятиях (разного уровня сложности):

  1. Какая из функций государства является важнейшей на современном этапе развития для демократических стран: идеологическая, охранительная, насилия, хозяйственная, культурно–воспитательная?
  2. Соотнесите элементы формы государства и признаки, их характеризующие: 1) президентская республика, монархия, смешанная республика, федерация, демократический режим, унитарное государство, авторитарный режим, тоталитарный режим, конфедерация, парламентская республика, сословно-представительная монархия. 2) политический плюрализм, приход к власти под лозунгами наведения порядка и восстановления законности, правовое государство, президент избирается парламентом, отсутствие единой территории, отказ от полного контроля над обществом, парламент может выразить вотум недоверия правительству, президент имеет право роспуска парламента, Ответственность правительства перед президентом и парламентом, использование власти центральным правительством без прямого одобрения субъектами союза.
  3. В соответствии с законодательством в РФ правосудие осуществляется: судами, нотариатом, правоохранительными органами, прокуратурой?
  4. Какой из нижеперечисленных видов наказания определяются УК только как альтернатива смертной казни: исправительные работы, арест, пожизненное лишение свободы, лишение свободы на срок 25 лет?
  5. Что предусматривает Семейное законодательство в качестве способа защиты семейных прав?
  6. Какие обстоятельства являются основанием для лишения родительских прав?
  7. Кто обладает правом законодательной инициативы по Конституции РФ?
  8. Какие функции выполняет Президент (на основании главы 4 Конституции РФ)?
  9. Может ли Конституционный Суд контролировать соблюдение прав и свобод граждан (статья 125 Конституции РФ)?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Авторханов А. Технология власти. - Журнал «Вопросы истории»: №1-12, 1991 г.; №1-3, 6-7, 10-12, 1992 г.; № 2-3, 1993 г.

Азаркин Н., Левченко В., Мартышин О. История политических учений. Вып. 1. М.,1994

Азаров А., Болотина Т. Права человека. М.,1995

Алексеев С. Государство и право. Начальный курс. М.,1996

Аристотель. Сочинения. 4 тома. М.,1984

Бердяев Н. Философия неравенства (Письма к недругам по социальной философии). М.,1990

Введение в политологию. К.Гаджиев и др. М.,1995

Гаджиев К. Политическая наука. М.,1995

Головатенко А. Из истории права: Задания для старшеклассников. - История, 1997, № 32,33

Гоббс Т. Сочинения. 2 тома. М.,1991

Гражданский кодекс РФ.

Давлетшина Н. И др. Демократия: государство и общество. М.,199

Закон РФ об охране окружающей среды.

Закон РФ об образовании.

Иванов Р. и др. Основы Российского государства и права. Омск, 1995

История политических и правовых учений: учебник для вузов. Под ред. В.Нерсесянца. М.,1995

История политических и правовых учений. Домарксистский период. Под ред. О.Лейста. М.,1991

История политических и правовых учений. Древний мир. М.,1985

История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М.,1986

История политических и правовых учений. 17-18 вв. М.,1989

История политических и правовых учений. 19 век. М.,1993

История политических и правовых учений. 20 век. М.,1995

Ищенко В. Изучаем Конституцию Российской Федерации: Учебно- методическое пособие. Чебоксары,1997

Клименко С., Чичерин А. Основы государства и права. М.,1996

Комментарий к Конституции РФ. Общ.ред. Ю.Кудрявцева. М.,1996

Конституция РФ: Научно-практический комментарий. Под.ред. Б.Топорнина. М.,1997

Конституция РФ: Энциклопедический словарь. В.Туманов и другие. М.,1997

Конституция Российской Федерации. 1993 г.

Кодекс Законов о труде.

Кодекс РСФСРоб административных правонарушениях.

Кропоткин П. Современная наука и анархия. В кн.: Избранные произведения. М.,1990

Локк Дж. Сочинения. 3 тома. М.,1988

Малышева Н. Тесты по основам государства и права. М.,1996

Марченко М. Теория государства и права. М.,1996

Монтескье Ш. Избранные произведения. М.,1955

Мор Т. Утопия. М.,1978

Мухаев Р. Политология. Пособие. М.,1997

Мушинский В. Основы правоведения. М.,1995

Никитин А., Суворова Н. Политика и право. М.,1995

Никитин А. Конституционное право. Конституция РФ. М.,1995

Никитин А. 200 вопросов и ответов по основам государства и права: Учебное пособие. М.,1997

Основы государства и права. Хрестоматия. Сост. Н.Ильютченко. М.,1998

Основы политической науки. 2 части. М.,1993

Оуэн Р. Избранные сочинения. М.-Л.,1950

Платон. Собрание сочинений. 4 тома. М.,1994

Политика и право. Практикум. М.,1997

Политология. Энциклопедический словарь. М.,1993

Политология. Под ред. Б.Краснова. М.,1995

Полный свод законов Российской империи. 16 томов. СПб.,1903

Понарин А. Введение в политологию. М.,1994

Права человека: Сборник международных договоров.

Пугачев В. Политология. Справочник студента. М.,1999

Сборник указов и постановлений Временного правительства. Пг,.1918

Семейный Кодекс РФ.

Сморгунов Л., Семенов В. Политология. Пособие. М.,1996

Тадевосян Э. Словарь-справочник по социологии и политологии. М.,1995

Титов Ю. Хрестоматия по истории государства и права России. М.,1997

Токвиль А. Демократия в Америке. М.,1992

Тоталитаризм как исторический феномен. М.,1989

Тумасова О. О преподавании общественных дисциплин по новым стандартам в средних профессиональных учебных заведениях культуры и искусства. - Журнал «Вести» Министерства культуры РФ. 1999 г. № 7, стр. 19-31.

Федоров М., Еремян В. Основы государства и права для поступающих в вузы. М.,1997

Философия политики. Под ред.Б.Бессонова. М.,1993

Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917-1991. Под ред. О.Чистякова. М.,1997

Хрестоматия по Конституционному праву РФ. Сост. Ю.Шульженко. М.,1997

Цицерон. Диалоги о государстве и законах. М.,1994

Шилобод М. И др. Политика и право. М.,1995



© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования