Государственное образовательное учреждение
«Государственное музыкальное училище имени Гнесиных»
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
программа для музыкальных училищ
Москва
2000
Одобрена предметно-цикловой комиссией «Общегуманитарные дисциплины».
Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников всех специальностей средних профессиональных учебных заведений культуры и искусства.
Составитель | – | преподаватель ПЦК «Общегуманитарные дисциплины» О.М.Тумасова |
Рецензенты | – | старший научный сотрудник института Дальнего Востока РАН, кандидат исторических наук М.В.Фомичева |
– | профессор кафедры культурологии, политологии и социальной антропологии Российской государственной академии физической культуры,кандидат исторических наук С.А.Чернов |
Настоящая программа ориентирована на введенный в действие в 1997 году Министерством общего и профессионального образования РФ Государственный стандарт среднего профессионального образования
.
Данная программа предполагает изучение курса «Основы философии» на 3 курсе (5 и 6 семестры)по 2 часа в неделю. Всего – 72 часа. Программа предназначена для студентов, имеющих 9 и 11-классное образование основной школы.
Формирование у студентов научного мировоззрения.
Развитие у студентов умений и навыков изучения и осмысливания философской литературы. Содействие развитию свободной личности и социализации взрослеющего человека.
Формирование у студентов осознания необходимости иметь собственное мнение по основополагающим вопросам философии и умение отстаивать свою точку зрения.
Содержательной особенностью программы является формирование у студентов музыкальных училищ научного мировоззрения на основе базовых философских знаний.
Программа предусматривает изучение основных вопросов философии по мере их возникновения, а также знакомство студентов с основными этапами западноевропейской и русской философии. Особое внимание будет уделено темам, которые ранее не изучались в системе среднего профессионального образования, например, русская философия 19–20 веков, западная философия 20 века.
Философия всегда играла особую роль в формировании научного мировоззрения. И, если раньше она выполняла в основном идеологические функции, то сейчас главным является осмысление проблем бытия человека, его взаимоотношений с обществом, природой, другими людьми, самим собой.
Студентам в процессе обучения не навязывается единственно правильная точка зрения. У них формируется собственное мнение по основным вопросам философии, реализуется право на свободный выбор взглядов и убеждений.
Программа предлагает примерное количество часов на каждую тему. Преподаватель по своему усмотрению может увеличивать или уменьшать количество часов на тему, не выходя за рамки общего бюджета времени на курс «Основы философии».
Список литературы, предлагаемый к каждой теме, не является обязательным для всех студентов. Он предназначен в первую очередь для преподавателей, а также тех студентов, которые захотят самостоятельно познакомиться с произведениями философов, написать доклад или реферат по интересующим их темам.
ТЕМА 1. | ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ | 4 часа. |
Предмет философии. Мифологическое мировоззрение. Религиозное мировоззрение. Мировые религии и образ мира. Взаимоотношение религии и философии. Философия как наука и мировоззрение. Определения философии.
Функции философского знания. Основные этапы развития разделов философии. Современное содержание следующих разделов философии: онтология, гносеология, социальная философия, философия науки, этика, эстетика, философская культурология, история философии.
Источники философского знания. Основные направления философии.
ТЕМА 2. | ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ФИЛОСОФИИ. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ. | 8 часов. |
Древнегреческая философия. Натурфилософия. Демокрит. Софисты. Сократ. Платон. Аристотель. Их биографии и философские взгляды. Основные философские течения эпохи эллинизма: эпикурейцы, стоики, киники. Антропологические аспекты древнегреческой философии.
Средневековая европейская философия. Характеристика основных этапов: патристика, схоластика. Биография и философские взгляды Августина Аврелия, Фомы Аквинского.
ТЕМА 3. | ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ФИЛОСОФИИ: ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 17–19 в.в. | 4 часа. |
Философия эпохи Возрождения. Складывание идей гуманизма. Важнейшие черты философии Возрождения. Философы–неоплатоники. Николай Кузанский. Джордано Бруно. Н.Макиавелли. М.Монтень.
Западноевропейская философия 17–начала 19 века. Развитие естествознания. Разработка методов познания, проблем бытия, социальной жизни. Ф.Бэкон. Р.Декарт. Т.Гоббс. Д.Локк. Б.Спиноза. Г.Лейбниц. Их биографии и философские взгляды.
Философия эпохи Просвещения. Появление субъективного идеализма. Дж.Беркли. Д.Юм. Вольтер. П.Гольбах. Их биографии и философские взгляды.
Немецкая классическая философия конца 18–начала 19 века. Им.Кант. Ф.Шеллинг. Г.Гегель. Л.Фейербах. Их биографии и философские взгляды.
ТЕМА 4. | ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ФИЛОСОФИИ: ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 19– НАЧАЛА 20 ВЕКА. | 4 часа. |
Западноевропейская философия 19 века. Материалисты. К.Маркс. Биография и философские взгляды.
Иррационализм. А.Шопенгауэр. С. Кьеркегор. Ф.Ницше. Биографии и философские взгляды.
Феноменология. Э.Гуссерль. Биография и философские взгляды.
ТЕМА 5. | РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ 10–18 ВЕКОВ. | 8 часов. |
Общественная мысль древнерусского государства. Предпосылки возникновения русской философской мысли. Философия и теология на Руси. «Внутренняя» и «внешняя» философия.
Основные проблемы философской мысли Руси: национальная, патриотическая идея; проблема добра и зла; проблема познавательных способностей человека; двойственность бытия; философия нестяжателей. Появление доктрины «Москва - третий Рим».
Русские мыслители и общественные деятели 17–18 веков: Симеон Полоцкий, Юрий Крижанич, Феофан Прокопович, М.В.Ломоносов, Григорий Сковорода, просветители. Особенности философских взглядов.
Масонство в России. Философские взгляды масонов.
А.Радищев. Биография и философские взгляды.
Появление новых направлений общественной мысли в России в конце 18 века.
ТЕМА 6. | РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ 19 –20 ВЕКОВ. | 8 часов. |
Общие черты и особенности взглядов западников и славянофилов. П.Чаадаев. Н.Станкевич. В.Белинский. А.Герцен. И.Киреевский. А.Хомяков. К.Аксаков. Их биографии и философские взгляды.
Философия всеединства. Вл.Соловьев.
Материалистическое направление в русской философии. Н.Чернышевский. Д.Писарев. В.Ленин.
Экзистенциализм. Н.Бердяев. Л.Шестов.
Русская философия 20 века. С.Булгаков. В.Розанов. П.Флоренский. А.Лосев. М.Мамардашвили.
ТЕМА 7. | ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ 20 ВЕКА. | 6 часов. |
Основные направления развития западной философии в 20 веке.
Экзистенциализм. К.Ясперс. М.Хайдеггер. Ж.П.Сартр.
Психоанализ. З.Фрейд.
Философия жизни. Ф.Ницше. О.Шпенглер.
Религиозная философия. Тейяр –де –Шарден. А.Швейцер.
ТЕМА 8. | БЫТИЕ И МАТЕРИЯ. | 6 часов. |
Философский смысл проблемы бытия. Философское понимание «материи». Понятие «материя» и ее содержание в различных философских системах. Идеалистическая и материалистическая философия. «Материальность» и «материя».
Научная картина мира. Единство и целостность мира. Структурные уровни материи (неорганическая природа, живая природа, общество). Судьба проблемы бытия в 21 веке.
ТЕМА 9. | СМЫСЛ ДИАЛЕКТИКИ. | 4 часа. |
Концепции развития в философии от древнегреческих ученых до философов 20 века. Диалектическое учение Гегеля.
Основные законы диалектики: закон взаимодействия противоположностей, закон взаимного перехода количества в качество, закон отрицания отрицания. Их особенности, проявления, взаимодействие.
Основные категории в философии. Детерминизм и закономерность явлений.
ТЕМА 10. | ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ И ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ. | 4 часа. |
Соотношение материи и сознания. Проблема «идеального» в философии. Философы-идеалисты и философы-материалисты.
Проблемы сознания в истории философии. Современные естественнонаучные данные о мозге, разуме, сознании. Современные философские представления о происхождении сознания. Сущность сознания. Язык и мышление: их соотношение, сходство и различия. Абстрактное мышление.
Проблема познания в истории философии. Значение познания в жизни человека. Виды познавательных отношений человека: художественные, нормативно-ценностные, праксиологические, научные. Соотношение познания и знания.
Понятие «духовной культуры». Структура духовной культуры.
Проблема воспитания подрастающего поколения. Культура и проблема приобщения к ней подрастающего поколения. Проблема творчества.
Самоактуализирующаяся личность и основные черты, ей присущие (по А.Маслоу).
ТЕМА 11. | СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. | 6 часов. |
Религиозные, философские и естественнонаучные теории происхождения человека. Природа и сущность человека. Философский подход к проблеме человека. Единство человека и природы. Концепция обособленности человека от природы.
Человек. Личность. Индивид. Индивидуальность.
Проблемы человека в философии, начиная с древнегреческой философии. Специфика человеческого существования в философии экзистенциализма. Проблема человека на рубеже 21 века.
Содержание концепции двойственной сущности человека. Антропогенез и социогенез.
Проблема жизни, смерти и бессмертия в истории философии. Смысл жизни человека с точки зрения философии.
ТЕМА 12. | ОБЩЕСТВО И ЕГО ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ. | 6 часов. |
Понятие общества. Общество как саморазвивающаяся система. Теория общественного прогресса. Проблемы современного информационно-технического общества.
Общество и культура. Культура как предмет философского рассмотрения. Человек в мире культуры: политическая культура, нравственная культура, эстетическая культура, экологическая культура. Культурные нормы. Развитие культуры.
Понятия «культура», «цивилизация», «формация». Философия истории. Культурологические, цивилизационные и формационные подходы к истории. Н.Данилевский. О.Шпенглер. К.Маркс. А.Тойнби. К.Ясперс. Их взгляды по вопросам культуры, цивилизации, формации.
ТЕМА 13. | ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ. | 6 часов. |
Человечество как субъект истории. Проблемы мировой цивилизации на рубеже 20-21 веков. Экологическая проблема. Научно-технический прогресс. Проблемы ресурсов в жизни человечества. Демографическая проблема. Продовольственная проблема.
Современные футурологические концепции: «Пределы роста» Д.Медоуза; «Органический рост» и «Глобальное равновесие»; «Цивилизации Третьей волны» О.Тоффлера и другие.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Основными видами занятий по курсу «Основы философии» являются лекции преподавателя, уроки-дискуссии, семинарские занятия по заранее выбранным вопросам. Кроме того, проводятся практические занятия по работе с первоисточниками, анализ философских текстов. Контрольные занятия включают рубежный контроль по пройденной теме (ответы на вопросы по разработанным преподавателем карточкам, ответы на вопросы тестов).
На уроках заслушиваются доклады и рефераты студентов, подготовленных по выбранным ими темам. Проводится итоговый зачетный урок в конце семестра.
Предлагаемые учебные материалы по курсу «Основы философии»: лекции преподавателя, учебная, научная, справочная и популярная литература по философии (список прилагается); методические материалы для самостоятельной работы студентов на уроке; тематика докладов и рефератов, разработанная преподавателем.
Примерные вопросы, предлагаемые студентам на семинарских, практических и контрольных занятиях:
- Что такое миф. Особенности мифологического и религиозного мировоззрений.
- Философия: искусство или наука.
- Объясните с философской точки зрения следующие высказывания: «Платон мне друг, но истина дороже» (Аристотель). «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» (Гераклит). «Каждый несчастен настолько, насколько полагает себя несчастным» (Сенека).
- Объясните следующее утверждение Демокрита: «Из ничего ничто не может возникнуть, ни одна вещь не может превратиться в ничто».
- Поясните каждое из следующих утверждений: а)движение, пространство, время, законы природы являются материей; б)движение, пространство, время, законы природы материальны; в)движение, пространство, время, законы природы не являются материей и, следовательно, они не материальны; г)движение, пространство, время, законы природы идеальны, поскольку это понятия, созданные нашим разумом.
- Раскройте философский смысл следующего вопроса-ответа: «Но как нам быть с тем ужасом, который был бегом времени когда-то наречен?» (А.Ахматова); «Увы, не время проходит, проходим мы» (П.Ронсар).
- Какие законы диалектики проявляются в следующих высказываниях:
- «Когда мне было 15 лет, я думал, что мой отец знает все, а я – ничего. Когда мне исполнилось 25 лет, я считал, что мой отец не знает ничего, а я – знаю все. В 35 лет я понял, что мой отец знает кое-что». (М.Твен)
- «Я знаю, что ничего не знаю» (Сократ).
- «Люди хитроумные презирают ученость, простодушные дивятся ей, мудрые ею пользуются»(Ф.Бэкон).
- «Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком мягким, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневливым. Упрямство отталкивает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку». (Древнеиндийский афоризм).
- «Лучше знать лишнее, чем ничего не знать». (Сенека)
- Расположите приведенные определения человека и его возможности в таблице. Поясните, почему они должны быть в той или другой колонке. Часть определений может в колонки не попасть. Названия колонок: чему нельзя научиться, чего не вернешь? Определения человека: благонравие, жизнь, талант, святость, смелость, ум, решительность, здоровье, молодость, очарование, добрая репутация, мудрость, доброта, религиозность, сказанное слово, верность, любовь, исполнительность, трудолюбие, сила воли, аккуратность, разум, страсть.
- Чем отличается мировоззрение от мировосприятия и миропонимания.
- Можете ли Вы сказать, что на Ваше мировоззрение оказывается давление извне, или Вы полностью свободны в выборе своих убеждений?
- Прокомментируйте следующее высказывание А.Эйнштейна: «В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса».
- Как можно проиллюстрировать следующее утверждения героя трагедии Софокла:
«О знанье, знанье! Тяжкая обуза,
Когда во вред ты знающим дано!»
Согласны ли вы с точкой зрения О.Шпенглера, что «человечество – пустое слово»? Почему у Шпенглера нет «стареющего человечества»? - Отличаются ли законы бессознательного от законов сознательной жизни? Можно ли разгадать собственные сны?
Аббаньяно Н. Введение в экзистенциализм. СПб,1998
Аббаньяно Н. Мудрость жизни. СПб, 1996
Абдеев Р. Философия информационной цивилизации. М.,1994
Августин Аврелий. Исповедь. М.,1991
Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа (18—первая половина 19 в.). М.,1985
Аналитическая философия. Тексты. М.,1993
Антология мировой философии. В 4-х томах. М.,1989
Ахиезер. Социокультурные проблемы развития России. М., 1992
Беркли Дж. Сочинения. М.,1978
Бердяев Н. Самопознание. М.,1991
Бердяев Н. Смысл истории. М., 1990
Бердяев Н. Судьба России. М.,1990
Бердяев Н. Философия свободного духа. М.,1994
Блинников Л. Великие философы. Словарь-справочник. М.,1997
Бобков К., Шевцов Е. Символ и духовный опыт православия. М.,1996
Большаков А., Грехнев В., Добрынина В. Основы философских знаний. М.,1997
Бруно Дж. О героическом энтузиазме. М.,1953
Будда. Конфуций. Магомет. Франциск Ассизский. Савонарола. Биографические очерки. М.,1995
Булгаков С. Свет невечерний. М.,1994
Бэкон Ф. Сочинения. В 2-х томах. М.,1977-78
Введенский А., Лосев А., Радлов Э., Шпет Г. Очерки истории русской философии. Свердловск,1991
Вебер М. Избранные произведения. М.,1990
Великие мыслители Запада. Главные идеи и сочинения более 100 выдающихся западных философов и др. Под ред. Я. Мак-Грила. М.,1998
Великие мыслители Востока. М.,1998
Великие философы. Словарь-справочник. М.,1997
Величие здравого смысла. Человек эпохи Просвещения. Сост. С.Карп. М.,1992
Вернадский В. Философские письма натуралиста. М.,1988
Вехи. Из глубины. М..1991
В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли 19-20 веков. Сост. Н.Федоровский. М.,1997
Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.,1988
Гайденко П. Прорыв к трансцендентному. М.,1997
Гегель Г. Сочинения. В 14 томах. М.–Л. ,1929-59
Гегель Г. Энциклопедия философских наук. В З томах. М.,1974-77
Гоббс Т. Сочинения. В 2 томах. М.,1989-91.
Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.,1990
Гобозов И. Введение в философию истории. М.,1993.
Громов М., Козлов Н. Русская философская мысль 10-17 веков. М.,1990
Гроф С. За пределами мозга. М.,1993
Грэхэм Л. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М.,1991
Данилевский Н. Россия и Европа. М.,1991
Декарт Р. Сочинения. В 2 томах. М.,1989-94.
Делез Ж. Различие и повторение. СПб.1998
Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? СПб., 1998.
Дидро Д. Сочинения. В 2 томах. М.,1986-91.
Дягилев В. Занимательная философия. М.,1996
Дягилев В. Хрестоматия по занимательной философии. М.,1996
Еремеев Д. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М.,1990
Замалеев А., Овчинникова Е. Еретики и ортодоксы. Очерки древнерусской духовности. Л.,1991/
Зеньковский В. История русской философии. В 2 томах. Л.,1991
Иванов В. Русская интеллигенция и масонство: от Петра Первого до наших дней. М.,1999
Из истории мировой гуманистической мысли. Хрестоматия. М.,1995
Ильин В., Солнцев Н., Чалов Н. Русская философия в лицах. М.,1997
Ильенков Э. Философия и культура. М.,1991.
Ильин Н. Путь к очевидности. М., 1993
История философии в кратком изложении. Пер. с чешского И.Богута. М., 1991
Камю А. Человек бунтующий. М.,1990
Кант И. Сочинения. В 6 томах. М.,1963-66
Карсавин Л. О личности. В 2 томах. М.,1991
Квинтэссенция. Философский альманах. М.,1990
Квинтэссенция. Философский альманах—91. М.,1992
Ключевский В. Сочинения. В 9 томах. М.,1989
Князев В. Человек и технология. Киев.1990
Конрад Н. Запад и Восток. М.,1972
Кохановский В., Матяш Т., Яковлев В., Жаров Л. Философия. Для средних спец.учебных заведений. Ростов-на-Дону, 1999
Кропоткин П. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М.,1990
Кропоткин П. Этика. М.,1991
Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.,1992
Лешкевич Т. Философия: Вводный курс. М.,1998.
Локк Дж. Сочинения. В 3 томах. 1985-88
Лосев А. Из ранних произведений. М.,1990
Лосев А. История античной эстетики. В 7 томах. М.,1960-80
Лосев А. История античной философии в конспективном изложении. М.,1989.
Лосев А. Эстетика Возрождения. М.,1982
Лосский Н. История русской философии. М.,1991
Лосский Н. Условия абсолютного добра. М.,1991
Макиавелли Н. Избранные сочинения. М.,1982
Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М.,1992
Мамардашвили М. Необходимость себя. М.,1996
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2–е издание.
Марк Аврелий. Размышления. Л.,1985
Мелларт Д. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. М.,1982
Мир России—Евразия: Антология. М.,1995
Мир философии. В 2 книгах. М.,1991
Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 томах. М.,1994
Монтень М. Опыты. М.,1991
Моуди Р. Жизнь после смерти. Л.,1991
На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. Философия и мировоззрение. Сост. П.Алексеев. М.,1990
Ницше Ф. Сочинения. В 2 томах. М.,1990
Опыты. Литературно-философский ежегодник. М.,1990
О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.,1990
Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия?
Островский Э. Основы философских знаний.М.,1998
Перевезенцев С. Практикум по истории западноевропейской философии. Античность. Средневековье. Эпоха Возрождения. М.,1997
Поппер К. Логика и рост научного знания. М.,1983
Проблемы сознания в современной западной философии. М.,1989
Проблема человека в традиционных китайских учениях. М.,1983
Ракитов А. Философия компьютерной революции. М.,1993
Рассел Б. История западной философии. 2 тома. М.,1993
Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. 3 тома. СПб, 1994-1995
Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. В 2 частях. М.,1994
Римские стоики. Сенека. Эпиктет. Марк Аврелий. М.,1995
Розанов В. Религия и культура. М.,1990
Розанов В. Уединенное. М.,1990
Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев. М.,1991
Русское зарубежье. Из истории социальной и правовой мысли. Н.Бердяев. Л.Франк. Л.,1991
Русская философия. Словарь. Под общ.ред. М.Маслина. М.,1995.
Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения. В 3 томах. М.,1961
Сартр Ж.П. Экзистенциализм—это гуманизм.—В кн.: Ницше Ф., Фрейд З., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.П. М.,1989
Сенека и другие. Если хочешь быть свободным. М.,1992
Сковорода Г. Сочинения. М.,1912
Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону.,1996
Современный философский словарь. Под общей ред. В.Кемерова. М., Бишкек, Екатеринбург.,1996
Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. Учебная хрестоматия. М.,1996
Соколов В. Средневековая философия. М.,1979
Сократ. Платон. Аристотель. Сенека. Биографические очерки. М.,1997
Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992
Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения. М.,1995
Сумерки богов. М.,1989
Сухов А. Русская философия. Пути развития. Очерки теоретической истории. М.,1989
Табачников И. Г.Сковорода. М.,1977
Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.,1987
Ткачев П. Кладези мудрости российских философов. М.,1990
Тойнби А. Постижение истории. М.,1991
Трубецкой Е. Смысл жизни. М.,1994
Тумасова О. О преподавании общественных дисциплин по новым стандартам в средних профессиональных учебных заведениях культуры и искусства. Журнал«Вести» Министерства культуры РФ. №7, 1999 г., стр.19-31
Федоров Н. Сочинения. М.,1982
Феномен человека. Антология. М.,1993
Философия и мировоззрение. М.,1990
Философия. Учебник для вузов. Отв. ред. В.Кохановский. Ростов-на-Дону., 1997
Философия. Уч.пособие для студентов Вузов. Авторский коллектив под ред. Е.Осичнюка. Киев.,1997
Февр Л. Бои за историю. М.,1991
Флоренский П. Итоги. Сочинения. В 2 томах. М.,1990
Флоренский П. Столп и утверждение истины. В 2 частях. М.,1990
Флоренский П. У водоразделов мысли. М.,1990
Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М.,1989
Франк С. Духовные основы общества. М.,1992
Франк С. Сочинения. М.,1990
Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. М.,1989
Фромм Э. Душа человека. М.,1992
Фромм Э. Иметь или быть? М.,1990
Фромм Э. Психоанализ и этика. М.,1993
Хайдеггер М. Бытие и время. М.,1997
Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М.,1991
Хейзинга Й. Homo ludens (Человек играющий). М.,1992
Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня. М.,1992
Хесле В. Философия и экология. М.,1994
Хомяков А. О старом и новом. Статьи и очерки. М.,1988
Хомяков А. Сочинения. В 2 томах. М.,1994
Хрестоматия по истории философии. От Лао-Цзы до Фейербаха. (Древнеиндийская, древнекитайская, античная, средневековая, арабская философия, философия эпохи Возрождения, европейская философия Нового времени). М.,1997
Хрестоматия по истории философии. От Шопенгауэра до Дерриды. Западная философия 2 пол.19—начала 20 века. 20 век. На пороге 21 века. М.,1997
Хрестоматия по истории философии. От Нестора до Лосева. Русская философия. М.,1997
Хрестоматия по философии. 10-11 классы. М.,1997
Чаадаев П. Сочинения. М.,1989
Чаадаев П. Цена веков. М.,1991
Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир—эпоха Просвещения. М.,1991.
Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. 19 век. М.,1995
Человек и общество. Современный мир. М.,1994
Чернышевский Н. Избранные сочинения. М.,1989
Честертон Г. Вечный человек. (Ф.Ассизский. Ф.Аквинский). М.,1991
Шеллинг Ф. Сочинения. В 2 томах. М.,1987
Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М.,1992
Шпенглер О. Закат Европы. В 2 томах. М.,1992
Шпет Г. Сочинения. М.,1989
Элиаде М. Священное и мирское. М.,1984
Эрн В. Сочинения. М.,1991
Юркевич П. Сочинения. М., 1990
Ясперс К. Истоки истории и ее цель. М.,1991
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.,1991