Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Медиатека < Методические материалы < Учебные программы < Изучение областных певческих стилей России (2004 г.)


Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение
Государственный музыкальный колледж имени Гнесиных

Примерная программа учебной дисциплины

ИЗУЧЕНИЕ ОБЛАСТНЫХ ПЕВЧЕСКИХ СТИЛЕЙ РОССИИ

Специальность 0503 «Хоровое дирижирование»

(повышенный уровень среднего профессионального образования)

Москва
2004

Одобрено Учебно-методическим советом по группе специальностей 0500 культуры и искусства среднего профессионального образования

Председатель Г.В.Маяровская
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации

Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 0503 «Хоровое дирижирование». Специализация 0503.02 «Руководитель народного хора»

Составитель  –   Н.А.Савицкая, преподаватель ПЦК «Руководитель народного хора»
Рецензенты   –   И.А.Серебренная, Председатель ПЦК «Руководитель народного хора», Заслуженный работник культуры РФ
 –   Н.Мильман, профессор кафедры иностранных языков Вирджинского политехнического университета, США, Доктор филологических наук
Редактор  –   Г.Н.Мокринская

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа предлагается в качестве примерной по курсу «Изучение областных певческих стилей России» (далее – «Стили»), для преподавателей специализации 0503.02 «Руководитель народного хора» в образовательных учреждениях среднего профессионального образования повышенного уровня независимо от формы обучения – очной, очно-заочной и заочной.

Курс «Изучение областных певческих стилей России» является составной частью профессиональной подготовки студентов специализации 0503.02 «Руководитель народного хора» и может быть модифицирован в зависимости от уровня подготовки студентов, с учетом региональных, профессиональных, национальных и других особенностей подготовки специалистов.

Объем курса – 72 часа, период изучения – 5-6 семестры. Учебный материал представлен без распределения по семестрам.

Примерная программа отражает современные тенденции и требования к обучению и практическому применению полученных навыков в профессиональной деятельности.

Основной целью курса «Стили» является:

  • воспитание уважения и любви к народной песне как к особо значимой области национальной музыкальной культуры;
  • изучение основных творческих и исполнительских закономерностей народной песни;
  • формирование художественного вкуса в подборе репертуара и в исполнительской деятельности;
  • упорядочение, классификация и углубление практических знаний студентов, приобретенных на практических занятиях по предметам «Хоровой класс», «Фольклорный ансамбль», «Постановка голоса», «Расшифровка народных песен»;
  • развитие навыков сбора информации;
  • обучение анализу нотного материала, аудио- и видеозаписей;
  • приобретение навыков классификации незнакомых произведений;
  • умение студентов применять в практической деятельности собранную и подготовленную информацию;
  • подготовка учащихся к экспедиционной практике.

Критерием практического овладения данным предметом является умение студента подготовиться к экспедиции, в процессе экспедиции собрать интересный материал, классифицировать его, подготовить к работе с коллективом и, наконец, сценически воплотить его с учётом специфических особенностей того или иного региона России. Практическое владение предметом предполагает также умение самостоятельно работать со специальной литературой с целью получения профессиональной информации, а также умение работать с аудио и видео информацией.

Занятия по учебной дисциплине «Стили» имеют теоретический характер. Практической работой является написание реферата на одну из предложенных тем; анализ аудио- и видеозаписей с целью определения стиля (адреса) песни.

Примерная программа содержит рекомендательный список литературы по учебной дисциплине «Стили». При создании своего учебно-методического комплекса преподаватели могут использовать как рекомендуемую литературу, так и иную, российских и зарубежных издательств, но обязательно отвечающую современным требованиям.

В учебно-методический комплекс следует включить:

  • лекции по «Стилям»;
  • лекции и книги по народному костюму и народной архитектуре;
  • учебник (лекции) по основам музыкального анализа;
  • набор аудио- и видеоматериалов;
  • музыкальные и фольклорные справочники;
  • экспедиционные материалы;
  • рабочие тетради.

ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ

Получение навыков распознавания основных певческих стилей России и знание их специфических особенностей. Умение учащихся по аудиоматериалу распознать музыкально-песенную стилистику, включающую в себя: мелодику, ладовую систему, многоголосную фактуру, стиховой комплекс; диалектные особенности; специфические принципы импровизации в регионах. Умение по видеоматериалам (видеозаписям, фотографиям) распознать региональную (стилевую) принадлежность народного костюма и народной архитектуры. Умение на практике использовать полученные знания и навыки как для индивидуального (теоретическая – научная и методическая - работа), так и коллективного творчества (участие в работе творческого коллектива и руководство им).


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем Количество
часов
Вводный курс:
Тема1.1. Вводная лекция.
Тема1.2. Музыкально-песенная стилистика и общемузыкальные принципы импровизации.
Тема 1.3. Диалектное членение русского языка.
Тема 1.4. Основные комплексы костюмов.
Тема 1.5. Анализ понятия «Национальная русская
культура».
Тема 1.6. Географическое положение России.
Тема 1.7. Происхождение славян.
Тема 1.8. Двоеверие на Руси.
15 часов
2 часа
2 часа

2 часа
2 часа
1 час

2 часа
2 часа
2 часа
Развивающий курс:
Тема 2.1. Западнорусская традиция.
Тема 2.2. Северная традиция.
Тема 2.3. Среднерусская традиция.
Тема 2.4. Южнорусская традиция и Казаки.
Тема 2.5. Средневолжский стиль.
Тема 2.6. Урал.
Тема 2.7. Сибирь и Дальний Восток.
49 часов
7 часов
7 часов
7 часов
7 часов
7 часов
7 часов
7 часов
Практикум:
- написание реферата (консультации)

2 часа
Контроль: текущий и итоговый 6 часов


ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Вводный курс.

Тема 1.1. Вводная лекция по «Стилям»:

  • организационные вопросы построения курса (ознакомление с построением курса, требования к аттестации);
  • ознакомление со стилем от частного к общему (от отдельно взятых коллективов к обобщению в рамках регионов);
  • объяснение несовпадения территориальных единиц с районами распространения «стилей»;
  • определение временного фактора формирования «стиля»;
  • формулировка понятия «стиль»;
  • определение параметров определения «стиля»;
  • основные «стили» России и входящие в них области.

Тема 1.2. Музыкально-песенная стилистика и общемузыкальные принципы импровизации:

  • музыкальные элементы:
           а) мелодика;
           б) ладовая система;
           в) многоголосная фактура;
  • стиховой комплекс (в связи с напевом):
           а) тип стиха;
           б) ритмика стиха;
           в) принципы распевания стиха в строфе;
           г) музыкально-поэтическая строфика;
  • общемузыкальные принципы импровизации:
           а) мелодическое варьирование на основе гармонии;
           б) изменение музыкально-ритмического рисунка;
           в) текстовая импровизация;
           г) индивидуально-стилевые микро-хроматизмы;

Тема 1.3. Диалектное членение русского языка:

а) наречия и диалекты русского языка

       (северное и южное наречия, их особенности);

б) говоры русского языка и их особенности

       (среднерусские говоры, северно-великорусские говоры, средневеликорусские говоры, южно-великорусские говоры, малорусские говоры).

Тема 1.4. Основные комплексы русских народных костюмов. Общие сведения о комплексах женского (сарафанный и понёвный комплекс) и мужского русского костюма. Ознакомление с деталями костюма.

Тема 1.5. Понятие «Национальная русская культура» применительно к специфике предмета «Стили»;

а) составные части национальной русской культуры;

б) признаки фольклора;

в) составные части фольклора;

г) основные жанры музыкального фольклора;

д) синтетическая сущность художественного фольклора.

Тема 1.6. Географическое положение России. Особенности климатических зон России. Разница климата в регионах. Влияние климата на жизнь людей, их характер, манеру поведения, особенности жизни.

Тема 1.7. Происхождение славян. Взгляд на формирование нации в историческом аспекте. Общие и различные черты славянской культуры в целом. Влияние соседних народов на формирование и бытование фольклора. Влияние войн, иноплемённых набегов, татаро-монгольского ига на формирование и сохранение художественного фольклора.

Тема 1.8. Двоеверие на Руси. Особенности формирования религии в России. Существование язычества и христианства одновременно, их взаимовлияние и различия. Влияние этих религий на фольклор. Суть раскола. Староверчество в России.

Контрольный урок.



2. Развивающий курс

Последовательность изучения стилей с точки зрения временного формирования и жанровых особенностей.

Тема 2.1. Западно-русский стиль (территория бытования стиля - Брянск, Смоленск и примыкающие к ним районы Орловской, Калужской и Псковской областей, некоторые районы Тверской области (ранее – в составе Псковской губернии), Белорусское Полесье). Диалектные особенности, бытование жанров, манера пения, ладовая структура, основные принципы импровизации, особенности сочетания голосов, народный костюм, музыкальные инструменты, элементы хореографии, наиболее известные этнографические коллективы.

Тема 2.2. Северный стиль (территории бытования стиля - Новгородская, Архангельская, Ленинградская, Вологодская, северные районы Костромской, Тверской, Горьковской, северо-восточные районы Псковской, и русское население Коми, Карелии и Кольского полуострова). Диалектные особенности, бытование жанров, манера пения, ладовая структура, основные принципы импровизации, особенности сочетания голосов, народный костюм, музыкальные инструменты, элементы хореографии, наиболее известные этнографические коллективы.

Тема 2.3. Южный стиль и Казаки (территория бытования стиля: ЮГ - Белгород, Курск, Воронеж, Липецк, восточные районы Орловской и Калужской областей, юг Тульской и Рязанской областей, северные районы Тамбовской области, и русские сёла на юго-востоке Украины в Харьковской, Полтавской, Сумской областях. КАЗАКИ – Донские, Кубанские, Терские, Ставропольские, Алтайские, Уральские, Оренбургские, Некрасовцы). Диалектные особенности, бытование жанров, манера пения, ладовая структура, основные принципы импровизации, особенности сочетания голосов, народный костюм, музыкальные инструменты, элементы хореографии, наиболее известные этнографические коллективы.

Тема 2.4. Среднерусский стиль (территория бытования стиля - Московская, Горьковская, Ярославская, Костромская, Тульская, Липецкая, Ивановская, Калужская, Владимирская области). Диалектные особенности, бытование жанров, манера пения, ладовая структура, основные принципы импровизации, особенности сочетания голосов, народный костюм, музыкальные инструменты, элементы хореографии, наиболее известные этнографические коллективы.

Тема 2.5. Волжский стиль (территория бытования стиля - Ульяновская, Самарская, Саратовская, Пензенская области, а также русские сёла Татарии, Башкирии, Мордвы, Чувашии, Мари-Эл). Диалектные особенности, бытование жанров, манера пения, ладовая структура, основные принципы импровизации, особенности сочетания голосов, народный костюм, музыкальные инструменты, элементы хореографии, наиболее известные этнографические коллективы.

Тема 2.6. Урал (территория бытования стиля - Пермская, Челябинская, Екатеринбургская, Тюменская, Оренбургская, Курганская области). Диалектные особенности, бытование жанров, манера пения, ладовая структура, основные принципы импровизации, особенности сочетания голосов, народный костюм, музыкальные инструменты, элементы хореографии, наиболее известные этнографические коллективы.

Тема 2.7. Сибирь и Дальний Восток (территория бытования стиля - Кемеровская, Иркутская, Томская, Новосибирская области, Красноярский край, Семейские Забайкалья, «поляки» на Алтае, Алтай, Тамбовская область). Диалектные особенности, бытование жанров, манера пения, ладовая структура, основные принципы импровизации, особенности сочетания голосов, народный костюм, музыкальные инструменты, элементы хореографии, наиболее известные этнографические коллективы.



КАРТА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПЕВЧЕСКИХ
СТИЛЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

1.Западно-русский стиль – коричневый цвет.
2.Северный стиль – синий цвет.
3.Южно-русский стиль – светло-зелёный цвет.
4.Средне-русский стиль – малиновый цвет.
5.Волжский стиль – фиолетовый цвет.
6.Урал – красный цвет.
7.Сибирь и Дальний Восток – тёмно-красный цвет.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Щуров В.М. Стилевые основы русской народной музыки. М.: Московская государственная консерватория, 1998.
  2. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. Санкт-Петербург: Кристалл, 1997.
  3. Кузнецов П.С. Русская диалектология. Учебник. Москва: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1954.
  4. Алексеев А.И. География России. Учебник для 9 класса. Книга 2. Москва, 2001.
  5. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструктивный источник творчества. Москва: Легпромбытиздат, 1994.
  6. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. Москва: Молодая гвардия, 1975.
  7. Кирюшина Т. Традиционная русская инструментальная культура. Москва: ГМПИ им.Гнесиных, 1989.
  8. Привалов Н.И. Духовые музыкальные инструменты Русского народа. СПБ, 1906
  9. Климов А. Основы русского танца. Москва: Издательство Московского государственного института культуры, 1994.
  10. Новицкая М.Ю. От осени до осени. Хрестоматия. Москва: Издание центра Планетариум, 1994.
  11. Савельева Н.М. Сумские песни Москва: Московская консерватория им. П.И.Чайковского, 1995.
  12. Савельева Н.М. Календарные и свадебные песни села Верещаки Брянской области. Сборник. Брянск, 1993.
  13. Казанская Т. О традиционном искусстве народных скрипачей Смоленщины. Статья.
  14. Рубцов Ф.А. Русские народные песни Смоленской области в записях 1930-1940-х годов. Ленинград: Советский композитор, 1991.
  15. Ефименкова Б.Б. Севернорусская причеть. Москва: Советский композитор, 1980.
  16. Красовская Ю.Е. Человек и песня. Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности» №14. Москва: Советский композитор, 1989.
  17. Власов А.Н. А в Усть-Цильме поют. Сборник. Издательство «ИнКа», 1992.
  18. Щуров В.М. Южнорусская песенная традиция. Исследование. Москва: Советский композитор, 1987.
  19. Руднева А.В. Курские танки и карагоды. М.,1975
  20. Чижикова Л.Н. Русско-Украинское пограничье. Москва: Наука, 1988.
  21. Картины былого Тихого Дона. Краткий очерк истории войска донского.
  22. Санкт-Петербург, 1909.
  23. Гордеев А.А. История казаков. В 3-х томах. Москва: Страстной бульвар, 1992.
  24. Дорохова Е. Статья к пластинке «Песни русского казачества».
  25. Медведева В. Казаки-некрасовцы в Турции. Статья.
  26. Колотыгина И.А. Песни Ставропольского края. Исторический очерк.
  27. Прокопец О.Н. Традиционная культура Тульского края. Москва, 1998.
  28. Ведерникова Н. М. Фольклор Калужской губернии. ООО Издательство «Родник»,1998.
  29. Померанцева Э.В. Фольклор Ярославской области. Ярославское книжное издательство,1958.
  30. Ананичева Т. Песенные традиции Поволжья. Москва: Музыка, 1991.
  31. Терентьева Л.А. Народные песни Куйбышевской области. Куйбышевский государственный институт культуры, 1983.
  32. Ерохина Н. Урал. Курс лекций ГМПИ им. Гнесиных.
  33. Фёдоров А.И. Хороводные и игровые песни Сибири. Новосибирск: Наука, 1985.
  34. Алексеев Н.А. Русский календарно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск: Наука, 1997.

ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ:

Российский союз любительских фольклорных ансамблей. Телевизионные передачи из цикла «Мировая деревня» («Фольклор. Неизвестные культуры») кассеты №3,4,5,6.

Российский фольклорный союз «Русский народный театр»: обрядовые игры, свадебные обряды.



© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования