Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Медиатека < Методические материалы < Учебные программы < Музыкальная литература и народное творчество (2004 г.)



МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ



МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО



примерная программа для специальностей
0501 Инструментальное исполнительство
0502 Вокальное искусство
0503 Хоровое дирижирование


ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Москва
2004



Одобрена Учебно-методическим советом по группе специальностей 0500 среднего профессионального образования

Председатель Г.В.Маяровская
Министерство культуры Российской Федерации

Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям 0501 Инструментальное исполнительство, 0502 Вокальное искусство и 0503 Хоровое дирижирование


Составители  –   Е.В.Кириллова, преподаватель Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных
М.В.Медведева, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных, кандидат педагогических наук
Рецензенты   –   Л.Н.Ефимова, преподаватель Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных
О.Б.Хвоина, преподаватель Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, кандидат искусствоведения
Редактор   –   О.Н.Соколова


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа ориентирована на введенный в 2002 году Министерством общего и профессионального образования РФ государственный стандарт среднего профессионального образования.
Данная программа предлагается в качестве примерной по курсам «Музыкальная литература» и «Народное творчество», входящим в цикл общепрофессиональных дисциплин специальностей 0501 Инструментальное исполнительство, 0502 Вокальное искусство, 0503 Хоровое дирижирование.
Примерная программа является основой для разработки рабочих программ в образовательных учреждениях среднего профессионального образования с учетом региональных, национальных и других особенностей подготовки специалистов.
Программа составлена в соответствии с ГОС СПО второго поколения и отражает современные тенденции и требования к обучению и профессиональной деятельности. Она направлена на повышение качества профессионального образования, мобильности специалиста и общей его интеллектуализации.
Важнейшее место среди общепрофессиональных дисциплин занимает «Музыкальная литература», которая изучается на протяжении восьми семестров, и «Народное творчество», изучаемое в течение одного семестра.
Курсы музыкальной литературы и народного творчества являются составной частью профессиональной подготовки студента и ориентированы на изучение музыкально-исторического процесса в объеме, необходимом для дальнейшей практической деятельности будущих специалистов-исполнителей. Эти дисциплины способствуют формированию музыкального вкуса студентов, учат пониманию музыкальных явлений в контексте художественной эпохи, исторического процесса и в неразрывной связи с другими видами искусств. Они значительно обогащают слуховой опыт студентов, расширяют и углубляют их представления в области фольклора, особого пласта культуры.
В результате изучения курсов музыкальной литературы и народного творчества выпускник указанных выше специальностей должен знать историю развития музыкальной культуры со спецификой национальных традиций, творческие биографии и особенности стиля крупнейших зарубежных и русских композиторов, использовать знания теоретических основ музыкального искусства в анализе конкретных произведений.
Предложенный далее тематический план представляет один из возможных вариантов построения курса. Распределение в нем материала соответствует продолжительности учебных семестров (16 и 20 недель, в восьмом семестре – 19 недель), установленной в Государственном музыкальном колледже имени Гнесиных, и может быть изменено в других условиях.


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование дисциплин Количество
аудиторных часов
при очной форме
обучения
Зарубежная музыкальная литература 196
Русская музыкальная литература 178
Народное творчество 20


Раздел I. ЗАРУБЕЖНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Объем курса – 196 часов
Занятия групповые

Введение

Курс зарубежной музыкальной литературы занимает в учебном плане четыре семестра, в течение которых изучается музыкальная культура – от античности до середины ХХ века.
Изучение музыкальной литературы ХХ века (начиная с творчества Малера) является вариативной частью курса, которая предполагает большую свободу в выборе материала. Этот раздел может открываться обзорной лекцией, освещающей направления и стилевые тенденции музыкального искусства ХХ столетия. Монографические темы, предложенные в программе, могут изучаться с разной степенью подробности.

Контроль успеваемости
Основными формами проверки являются текущие опросы, тесты, зачетные уроки после освоения крупной монографической темы или нескольких тем, а также в конце семестра. Экзамен по курсу «Зарубежная музыкальная литература» предусмотрен в конце четвертого семестра.
Минимум содержания по предмету должен сформировать у студентов следующие знания и навыки:
  • понимание закономерностей развития музыкального искусства различных художественных эпох;
  • знание жизненного и творческого пути крупнейших зарубежных композиторов, жанровых и стилистических особенностей их творчества;
  • умение в целом охарактеризовать музыкальное произведение, его место в творчестве композитора, понимание особенностей его музыкального содержания;
  • знание истории создания, сюжета, жанра и особенностей драматургии изучаемых сценических произведений (опер и балетов);
  • умение охарактеризовать основные темы произведения с точки зрения музыкальных выразительных средств; композиционные закономерности музыкального произведения;
  • определение на слух важных в тематическом отношении фрагментов музыкального произведения;
  • умение проиллюстрировать свой ответ на инструменте (для специальности 0501 Фортепиано).


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема Количество часов
1. Возникновение музыки. Музыкальное искусство древности и эпохи античности. Музыка эпохи Средневековья и Возрождения. Возникновение оперы.
6
2. Музыкальная культура барокко. Основные жанры инструментальной музыки XVII – первой половины XVIII в.
4
3. Г. Ф. Гендель
6
4. И. С. Бах
15
5. К. В. Глюк
3
6. Венская классическая школа
1
7. И. Гайдн
7
Зачеты в течение I семестра
6
                                                                       Всего   48 ч.
 
8. В. А. Моцарт
15
9. Л. ван Бетховен
12
10. Романтизм. Характеристика направления
2
11. Ф. Шуберт
7
12. К. М. Вебер
3
13. Ф. Мендельсон-Бартольди
3
14. Р. Шуман
9
Зачеты в течение II семестра
9
                                                                      Всего 60 ч.
 
15. Д. Россини
3
16. Ф. Шопен
12
17. Г. Берлиоз
3
18. Ф. Лист
8
19. Р. Вагнер
10
20. Й. Брамс
6
Зачеты в течение III семестра
6
                                                                       Всего 48 ч.
 
21. Д. Верди
8
22. Ж. Бизе
5
23. А. Дворжак
2
24. Э. Григ
2
25.Французский импрессионизм
1
26. К. Дебюсси
4
27. М. Равель
4
28. Обзорное изучение зарубежной музыки ХХ века (вариативная часть курса)
12
 
Зачет в течение IV семестра
2
                                                                   Всего 40 ч.
 


Тематическое содержание раздела

1. Возникновение музыки. Краткие сведения о музыкальном искусстве древности и эпохи античности. Музыка эпохи Средневековья и Возрождения.
2. Музыкальная культура Западной Европы ХVII – первой половины ХVIII веков.
Характерные черты эпохи барокко. Основные жанры инструментальной и вокальной музыки. Возникновение и развитие оперы.
3. Г.Гендель. Творческий облик. Ораториальное творчество. Оратория «Самсон», оратория «Мессия» (обзорно). Инструментальное творчество. Кончерто гроссо соль минор ор. 6.
4. И.С.Бах. Жизненный и творческий путь. Характеристика творчества. Клавирное творчество (ХТК, Хроматическая фантазия и фуга, Французские сюиты, Итальянский концерт). Органное творчество (органные хоральные прелюдии, токката и фуга ре минор). Вокально-инструментальные произведения (Месса h-moll, «Страсти по Матфею»).
5. К. В. Глюк. Творческий облик. Оперная реформа. Опера «Орфей».
6. Венская классическая школа. Характеристика направления
7. И. Гайдн. Жизненный и творческий путь. Клавирное творчество. Симфоническое творчество (симфонии №№ 45, 103, 104) . Оратория «Времена года».
8. В.А. Моцарт. Жизненный и творческий путь. Клавирное творчество. Симфоническое творчество (Симфонии №№ 40, 41). Оперное творчество (оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта»). Реквием.
9. Л. ван Бетховен. Жизненный и творческий путь. Фортепианные произведения (сонаты №№ 8, 14, 17, 21, 23, 31). Симфоническое творчество (симфонии №№ 3, 5, 6, 9 (финал); увертюра «Эгмонт»).
10. Романтизм. Характеристика направления
11. Ф. Шуберт. Жизненный и творческий путь. Характеристика творчества. Вокальное творчество (песни на стихи Гете, циклы «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь»). Симфоническое творчество (Симфония №8). Фортепианные сочинения (по выбору преподавателя).
12. К.М. Вебер. Творческий облик. «Вольный стрелок» как первая немецкая романтическая опера.
13. Ф. Мендельсон. Творческий облик. «Песни без слов». Музыка к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Концерт для скрипки с оркестром.
14. Д. Россини. Итальянская опера первой половины ХIХ века. Творческий облик композитора. Опера «Севильский цирюльник».
15. Р. Шуман. Жизненный и творческий путь. Литературно-критическая деятельность. Фортепианное творчество (»Фантастические пьесы», «Карнавал», «Симфонические этюды»). Вокальное творчество (цикл «Любовь поэта»).
16. Ф. Шопен. Жизненный и творческий путь. Характеристика творчества. Танцевальные жанры (мазурки, вальсы, полонезы). Ноктюрны. Прелюдии. Этюды. Баллады №№1,2. Соната b-moll.
17. Г. Берлиоз. Жизненный и творческий путь. Характеристика творчества. «Фантастическая» симфония».
18. Ф. Лист. Жизненный и творческий путь. Фортепианное творчество (»Годы странствий». Венгерские рапсодии. Соната h-moll. Этюды. Транскрипции). Симфоническая поэма «Прелюды». Песни.
19. Р. Вагнер. Жизненный и творческий путь. Принципы оперной реформы. Увертюра к опере «Тангейзер». Опера «Лоэнгрин». Тетралогия «Кольцо Нибелунга» (»Золото Рейна» – обзорно, «Валькирия», Траурный марш из «Заката богов»).
20. И. Брамс. Жизненный и творческий путь. Фортепианное творчество. Симфоническое творчество (Симфония №4) . Песни.
21. Дж. Верди. Жизненный и творческий путь. Характеристика оперного творчества. Оперы «Риголетто», «Травиата», «Аида».
22. Ж. Бизе. Жизненный и творческий путь. Музыка к драме А. Доде «Арлезианка». Опера «Кармен».
23. А. Дворжак. Творческий облик. Симфония №5 (»Из Нового Света»).
24. Э. Григ. Творческий облик. Фортепианное творчество (»Лирические пьесы». Концерт для фортепиано с оркестром). Музыка к драме Ибсена «Пер Гюнт». Вокальное творчество.
25. Импрессионизм в живописи и музыке
26. К. Дебюсси. Жизненный и творческий путь. Симфоническое творчество (Прелюд «Послеполуденный отдых фавна», «Ноктюрны»). Прелюдии для фортепиано.
27. М. Равель. Жизненный и творческий путь. Характеристика творчества. Фортепианные сочинения (»Павана на смерть инфанты». Сонатина. «Игра воды». «Ночной Гаспар»). Симфоническое творчество (»Испанская рапсодия». Болеро).
28. Зарубежная музыка ХХ века.
Вариативная часть курса. Темы изучаются обзорно по выбору преподавателя:
Обзор зарубежной музыкальной культуры рубежа Х1Х – первой половины ХХ веков
  • Г. Малер. Жизненный и творческий путь. Характеристика творчества. Симфония №1. «Песни странствующего подмастерья»
  • Р. Штраус. Творческий облик. Симфонические поэмы «Тиль Уленшпигель», «Дон Жуан»
  • П. Хиндемит. Творческий облик. «Ludus Tonalis»
  • А. Шенберг. Творческий облик. «Лунный Пьеро»
  • А. Берг. Творческий облик. Скрипичный концерт
  • А. Веберн. Творческий облик. Пять пьес для оркестра ор.10
  • К. Орф. Творческий облик. «Кармина Бурана»
  • А. Онеггер. Творческий облик. «Пасифик 231»
  • Ф. Пуленк. Творческий облик. Опера «Человеческий голос»
  • Б. Барток. Творческий облик. «Музыка для струнных, ударных и челесты»


Раздел II. РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Объем курса – 178 часов
Занятия групповые

Введение
Изучение русской музыкальной литературы начинается в пятом семестре и продолжается до конца восьмого семестра. В курсе русской музыкальной литературы желательно сделать акцент на своеобразии становления и развития русской национальной композиторской школы, не исключая ее, в то же время, из художественного контекста общеевропейской культуры. Раздел «Русская музыка ХХ века» призван расширить тематику курса и познакомить студентов с творчеством наиболее значительных отечественных композиторов ХХ века.
Формы проверки знаний: текущий опрос, тесты, зачетные уроки после изучения крупной монографической или нескольких тем. Экзамен по курсу русской музыкальной литературы проводится в конце VII семестра.
Минимум содержания по предмету должен сформировать у студентов следующие знания и навыки:
  • понимание особенностей исторического развития русского музыкального искусства, знание основных его этапов;
  • знание жизненного и творческого пути крупнейших русских композиторов, жанровых и стилистических особенностей их творчества;
  • умение в целом охарактеризовать музыкальное произведение, его место в творчестве композитора; понимание особенностей его музыкального содержания;
  • знание истории создания, сюжета, жанра и особенностей драматургии изучаемых сценических произведений (опер и балетов);
  • умение охарактеризовать основные темы произведения с точки зрения средств музыкальной выразительности; композиционные закономерности музыкального произведения;
  • определение на слух важных в тематическом отношении отрывков музыкального произведения;
  • умение проиллюстрировать свой ответ на инструменте (для специальности 0501 Фортепиано).


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема
Кол-во часов
1.    Введение. Развитие русской музыкальной культуры до Глинки
4
2.    М. И. Глинка
14
3.    А. С. Даргомыжский
6
4     Музыкальная жизнь России в 50 – 60-х гг. XIX века
1
5.    А. Г. Рубинштейн
2
6.    М. А. Балакирев
3
Зачеты в течение V семестра
2
                                                                                  Всего 32 ч.
 
7.    А. П. Бородин
9
7.    М. П. Мусоргский
13
9.    Н. А. Римский-Корсаков
16
10.    П. И. Чайковский
16
Зачеты в течение VI семестра
6
                                                                                  Всего 60 ч.
 
11.    Музыкальная жизнь России в 80 – 90-х гг. XIX века
1
12.   С. И. Танеев
4
13.    А. К. Лядов
2
14.    А. К. Глазунов
2
15.    Русское искусство начала ХХ века
1
14.    А. Н. Скрябин
10
17.    С. В. Рахманинов
12
18.    И. Ф. Стравинский
9
19.    Основные этапы развития русской музыки в ХХ веке
1
20.    Н. Я. Мясковский
3
Зачеты в течение VII семестра
3
                                                                                 Всего 48 ч.
 
21.    С. С. Прокофьев
12
22.    Д. Д. Шостакович
10
23.    Г. В. Свиридов
4
24.    А. И. Хачатурян
2
25. Композиторы второй половины ХХ века (вариативная часть курса)
8
Зачеты в течение VIII семестра
2
                                                                                  Всего 38 ч.
 


Тематическое содержание раздела
1. Развитие русской музыкальной культуры до Глинки. Музыкальная культура древних славян. Музыкальная культура Киевской, Новгородской и Московской Руси. Понятие о знаменном распеве. Культура колокольных звонов. Скоморошество. Новые тенденции в развитии музыкальной культуры XVII века. Влияние реформ Петра I на развитие культуры. Формирование национальной композиторской школы в XVIII веке. Русская опера доглинкинского периода (В. Пашкевич, Е. Фомин и др.). Русский хоровой концерт (М. Березовский, Д. Бортнянский). Камерная инструментальная и вокальная музыка.
Творчество А. Алябьева, А. Варламова, А. Гурилева.
2. М. И. Глинка. Значение творчества Глинки в русской классической музыке. Жизненный и творческий путь композитора. «Жизнь за царя» (»Иван Сусанин»). «Руслан и Людмила». Симфоническое творчество (»Камаринская», «Арагонская хота»). Камерное вокальное творчество (по выбору преподавателя).
3. А. С. Даргомыжский. Жизненный и творческий путь композитора. Традиции и новаторство в его творчестве. Новые вокальные жанры, отражающие тенденции общественной жизни середины XIX века. Поиски новых выразительных средств в области вокальной мелодики. Опера «Русалка». «Каменный гость» (обзорно). Романсы и песни.
4. Музыкальная жизнь России 50 – 60-х годов XIX века. Художественный контекст эпохи (литература, театр, живопись). Профессиональное музыкальное образование в России. Деятельность А. Рубинштейна и Н. Рубинштейна.
»Могучая кучка».
5. А. Г. Рубинштейн. Творческий облик. Опера «Демон».
6. М. А. Балакирев. Историческое значение деятельности Балакирева как организатора «Могучей кучки». Жизненный и творческий путь композитора. Симфоническое творчество (симфоническая поэма «Тамара»). Фортепианное творчество (восточная фантазия «Исламей»). Романсы и песни.
7. А. П. Бородин. Жизненный и творческий путь композитора, характеристика творчества. Опера «Князь Игорь». Симфония №2 си минор. Квартет №2 ре мажор. Романсы и песни.
8. М. П. Мусоргский. Жизненный и творческий путь композитора, характеристика творчества. Опера «Борис Годунов». Камерное вокальное творчество (песни на тексты Мусоргского и Некрасова, цикл «Песни и пляски смерти»). Фортепианный цикл «Картинки с выставки».
9. Н. А. Римский-Корсаков. Жизненный и творческий путь композитора. Характеристика творчества. Оперы «Снегурочка», «Садко», «Царская невеста», «Золотой петушок» (обзорно). Симфоническая сюита «Шехеразада».
10. П. И. Чайковский. Жизненный и творческий путь композитора. Характеристика творчества. Оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама». Увертюра «Ромео и Джульетта», симфонии №№1, 4, 6.
11. Музыкальная жизнь России 80 – 90-х гг. XIX века. Художественный контекст эпохи.
12. С. И. Танеев. Обзор жизни и творчества. Кантата «Иоанн Дамаскин». Симфония до минор. Романсы.
13. А. К. Лядов. Обзор жизни и творчества. Фортепианные сочинения. Симфонические миниатюры (»Баба-Яга», «Кикимора», «Волшебное озеро», «Восемь русских народных песен для оркестра)
14. А. К. Глазунов. Обзор жизни и творчества. Концерт для скрипки с оркестром. Симфония №5.
15. Русское музыкальное искусство начала ХХ века. Художественный контекст эпохи.
16. А. Н. Скрябин. Жизненный и творческий путь. Характеристика творчества. Фортепианные сочинения (прелюдии ор.11, 16, 74. Две поэмы ор. 32, сонаты 4, 5, 9 (последняя – для специальности «Фортепиано»). Симфонические произведения (симфония №3 «Божественная поэма», «Поэма экстаза»).
17. С. В. Рахманинов. Жизненный и творческий путь. Характеристика творчества. Фортепианные произведения (прелюдии ор.23 и 32, этюды-картины). Концерты для фортепиано с оркестром №№2, 3 (№3 – для специальности «Фортепиано»). Вокально-симфоническая поэма «Колокола». Симфония №3. Романсы.
18. И. Ф. Стравинский. Жизненный и творческий путь. Характеристика творчества. Балеты «русского периода»: «Петрушка», «Весна священная»; опера «Мавра». «Симфония псалмов».
19. Основные этапы развития русской музыки в ХХ веке.
20. Н. Я. Мясковский. Жизненный и творческий путь. Характеристика творчества. Симфонии №№5, 21.
21. С. С. Прокофьев. Жизненный и творческий путь. Характеристика творчества. Фортепианные сочинения (»Мимолетности», «Сарказмы», соната №7). Симфонии №№1, 7. Кантата «Александр Невский». Балет «Ромео и Джульетта». Опера «Война и мир».
22. Д. Д. Шостакович. Жизненный и творческий путь. Характеристика творчества. Симфонии №№ 5, 7, 11 . Опера «Катерина Измайлова».
23. Г. В. Свиридов. Жизненный и творческий путь. Характеристика творчества. Вокальный цикл на стихи Р. Бернса, «Поэма памяти Сергея Есенина», «Курские песни».
24. А. И. Хачатурян. Творческий облик. Концерт для скрипки с оркестром. Балет «Спартак» (обзорно).
25. Русская музыка второй половины ХХ века.

Вариативная часть курса. Темы изучаются обзорно по выбору преподавателя:
Основные тенденции развития русской музыки в 60- 90-х годах
  • В. А. Гаврилин. Творческий облик (вокальный цикл «Русская тетрадь», симфония-действо «Перезвоны»).
  • А. Г. Шнитке. Творческий облик (Concerto grosso №1, Реквием).
  • Р. К. Щедрин. Творческий облик (опера «Мертвые души»).
  • Н. Н. Сидельников. Творческий облик (концерт «Русские сказки», кантаты «Сокровенны разговоры», «Романсеро о любви и смерти»).
  • С. А. Губайдулина. Творческий облик. «Ночь в Мемфисе».

Раздел III. НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Объем курса – 20 часов (четвертый семестр)
Занятия проводятся в форме лекций

Цель курса – познакомить студентов с русским народным музыкальным творчеством, сформировать интерес к песенному и инструментальному фольклору, показать пути претворения музыкального фольклора в композиторском творчестве.
Основными задачами курса являются:
  • освоение жанровой системы традиционного русского музыкального искусства;
  • осмысление музыкального фольклора как особого типа художественной культуры;
  • приобретение основных сведений о специфике средств выразительности в музыкальном фольклоре.
Зачет проводится в конце четвертого семестра. Занятия иллюстрируются аудиозаписями с подлинными народными песнями и инструментальными наигрышами, песенными сборниками.
В процессе изучения курса студенты должны:
  • освоить основные жанры музыкального фольклора;
  • ориентироваться в системе выразительных средств народных песен;
  • выступить с сообщением на семинарских занятиях.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы
Количество часов
1. Определение понятия "фольклор", его составные части
1
2. Общие черты и отличия профессионального музыкального искусства и народного музыкального творчества
1
3. Становление жанровой системы русского музыкального фольклора
1
4. Характеристика календарного цикла в русском музыкальном фольклоре. Календарные земледельческие песни и обряды
5
5. Эпические жанры: былины, сказы, скоморошины
2
6. Семейно-бытовые жанры (колыбельные, плачи)
1
7. Хороводные, игровые и плясовые песни
2
8. Характеристика свадебного обряда и песен
2
9. Русская лирическая протяжная песня
1
10. Исторические песни, баллады
1
11. Духовные стихи
1
12. Исполнение народных песен русскими профессиональными певцами
1
13. Использование народных песен в творчестве русских композиторов
1


Рекомендуемая литература

Зарубежная музыкальная литература

  1. Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. 1. – М., 2002
  2. Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. 3. – М., 1989
  3. Левик Б. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. 2, 4, 5. – М., 1984
  4. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. 2. Ред. Е. Царевой. – М., 2002
  5. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. 6. – М., 1994
  6. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. 7.-М., 2000
  7. Гивенталь И., Щукина Л. Музыкальная литература. Вып. 1. – М., 1986
  8. Гивенталь И., Щукина Л. Музыкальная литература. Вып. 2. – М., 1984
Дополнительная литература
  1. Аберт Г. В. А. Моцарт. Ч. 1. – М., 1978. Ч. 2. – М.,1990
  2. Альшванг А. Бетховен. – М., 1971
  3. Берлиоз Г. Мемуары. – М., 1967
  4. Бэлза И. Исторические судьбы романтизма и музыка. – М., 1985
  5. Вагнер Р. Избранные работы. – М., 1978
  6. Варунц В. Музыкальный неоклассицизм. – М., 1988
  7. Вульфиус П. Франц Шуберт. – М., 1983
  8. Дебюсси и музыка ХХ века. – Л., 1984
  9. Друскин М. О западноевропейской музыке ХХ века. – М., 1973
  10. Друскин М. Пассионы и мессы Баха. – Л., 1976
  11. Житомирский Д. Шуман. – М., 1964
  12. Захарова О. Риторика и западноевропейская музыка XVII – первой половины XVIII века. – М., 1983
  13. Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII – начала XIX веков. Самосознание и музыкальная эстетика. – М., 1996
  14. Конен В. История зарубежной музыки. Вып.3. – М.,1981
  15. Конен В. Этюды о зарубежной музыке. – М., 1975
  16. Конен В. Театр и симфония. – М., 1968
  17. Крауклис Г. Симфонические поэмы Рихарда Штрауса. – М., 1970
  18. Крауклис Г. Симфонические поэмы Ференца Листа. – М., 1974
  19. Кремлев Ю. Клод Дебюсси. – М., 1965
  20. Левашева О. Эдвард Григ. – М., 1962
  21. Левая Т., Леонтьева О. Пауль Хиндемит. – М., 1974
  22. Левик Б. Рихард Вагнер. – М., 1978
  23. Леонтьева О. Карл Орф. – М., 1984
  24. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года. – М., 1982-1983
  25. Мартынов И. Морис Равель. – М., 1974
  26. Мильштейн Я. Ф. Лист. – М., 1987
  27. Равель в зеркале своих писем. Сост. М. Жерар, Р. Шалю. – Л., 1988
  28. Роллан Р. Гендель. – М., 1984
  29. Русская книга о Бахе. – М., 1986
  30. Рыцарев С. Кристоф Виллибальд Глюк. – М., 1987
  31. Смирнов В. Морис Равель и его творчество. – Л., 1981
  32. Соловцов А. Шопен. – М., 1949
  33. Соловцова Л. Джузеппе Верди. – М., 1966
  34. Тараканов М. Творческий путь Альбана Берга. – М., 1976
  35. Холопова В., Холопов Ю. Антон Веберн. – М., 1984
  36. Хохлов Ю. Песни Шуберта. – М., 1987
  37. Хохловкина А. Жорж Бизе. – М., 1954
  38. Царева Е. Иоганнес Брамс. – М., 1986
  39. Цуккерман В. Соната си минор Ф. Листа. – М., 1984
  40. Чередниченко Т. Музыка в истории культуры. Долгопрудный, 1994
  41. Черная Е. Моцарт и австрийский музыкальный театр. – М., 1963
  42. Чигарева Е. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени. – М., 2001
  43. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах.- М., 2002
  44. Шуман Р. О музыке и музыкантах. Т. 1. – М., 1975. Т. 2. – М.,1979

Русская музыкальная литература
  1. Русская музыкальная литература. Учебники для музыкальных училищ. Вып.1-4. – Л., 1983 – 1986
  2. Отечественная музыкальная литература. Учебники для музыкальных училищ. Ред. Е.Дурандиной. Вып.1. – М., 1996. Вып. 2. – М., 2002
Дополнительная литература
  1. Альшванг А. П. И. Чайковский. – М., 1970
  2. Асафьев Б. Глинка. – М., 1950
  3. Асафьев Б. Книга о Стравинском. – Л., 1977
  4. Асафьев Б. Симфонические этюды. – М., 1970
  5. Беседы с Альфредом Шнитке. – М., 1983
  6. Брянцева В. С. В. Рахманинов. – М., 1976
  7. Васина-Гроссман В. Русский романс XIX века. – М., 1956
  8. Вершинина И. Ранние балеты Стравинского. – М., 1967
  9. Глинка М. Литературные произведения и переписка. Т. 1. – М., 1973.
  10. Дельсон В. Скрябин. Очерки жизни и творчества. – М., 1971
  11. Дурандина Е. Вокальное творчество Мусоргского. – М., 1985
  12. Келдыш Ю. Очерки и исследования по истории русской музыки. – М., 1978
  13. Келдыш Ю. Рахманинов и его время. – М., 1973
  14. Корабельникова Л. Творчество С. И. Танеева. – М., 1986
  15. Левашева О. Глинка. Т. 1. – М., 1987. Т. 2. – М., 1988
  16. Левая Т. Русская музыка начала ХХ века в художественном контексте эпохи. – М., 1991
  17. Михайлов М. А. К. Лядов. Очерк жизни и творчества. – Л., 1985
  18. Прокофьев С. Автобиография. – М., 1973
  19. Прокофьев С. Статьи и материалы. – М., 1965
  20. Рахманинов С. Воспоминания, записанные Оскаром фон Риземаном. – М.. 1992
  21. Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. – М., 1980
  22. Рыцарева М. Композитор Д. Бортнянский. Жизнь и творчество. – Л., 1979
  23. Сабанеев Л. Воспоминания о Скрябине. – М., 2000
  24. Сабинина М. Шостакович – симфонист. – М., 1976
  25. Сохор А. Георгий Свиридов. – М., 1972
  26. Ширинян Р. Оперная драматургия Мусоргского. – М., 1981

Народное творчество
  1. Балакирев М. Русские народные песни. – М., 1957
  2. Балашов Д., Марченко Ю., Калмыкова Н. Русская свадьба. – М., 1985
  3. Бачинская Н. Русские хороводы и хороводные песни. – М., 1951
  4. Вертков К. Русские народные музыкальные инструменты. – М., 1975
  5. Гиппиус Е., Эвальд З. Песни Пинежья. – М., 1937
  6. Гошовский В. У истоков народной музыки славян. – М., 1971
  7. Данилов Кирша. Древние российские стихотворения, собранные Киршей Даниловым. – М., 1958
  8. Ефимова Л. Русский народный костюм.- М., 1988
  9. Кулаковский Л. Искусство села Дорожево. У истоков народной музыки и театра. – М., 1965
  10. Линева Е. Великорусские песни в народной гармонизации. Вып. 1. – СПб., 1904. Вып. 2.- СПб., 1909
  11. Лядов А. Песни русского народа. – М., 1959
  12. Медведева М. Духовные стихи русского народа. – М., 1998
  13. Мехнецов А. Хороводные песни, записанные в Томской области. – М., 1975
  14. Павлова О. Народные песни Смоленской области, напетые А. И. Глинкиной. – М., 1969
  15. Песни Подмосковья, собранные П. Ярковым. – М.. 1951
  16. Попова Т. Основы русской народной музыки. – М., 1977
  17. Римский-Корсаков Н. Собрание русских народных песен. – М., 1977
  18. Руднева А. Русское народное музыкальное творчество. – М., 1994
  19. Свитова К. Народные песни Брянской области. – М., 1966
  20. Трутовский В. Собрание русских простых песен с нотами. – М., 1953
  21. Фраенова Е. Русское народное музыкальное творчество. – М., 2000
  22. Щуров В. Стилевые основы русской народной музыки. – М., 1998



© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования