Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Медиатека < Методические материалы < Учебные программы < Мировая литература (2000 г.)

Министерство культуры Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
«Государственное музыкальное училище имени Гнесиных»

МИРОВОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
программа для музыкальных училищ


Москва
2000

Одобрена предметно-цикловой комиссией «Общегуманитарные дисциплины».

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников всех специальностей средних профессиональных учебных заведений культуры и искусства.

Составитель  –   преподаватель ПЦК «Общегуманитарные дисциплины» Н.Г.Винокурова
Рецензенты   –   председатель ПЦК «Общегуманитарные дисциплины», заслуженный учитель РФ Л.Д.Устиновская
 –   профессор кафедры педагогики Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук М.Г.Плохова

Пояснительная записка

В последние годы во многих школах и училищах искусств приступили к изучению мирового литературного наследия. Я думаю, не следует убеждать вас, уважаемые коллеги, в необходимости проникнуться важностью этой задачи. Широкий взгляд на мир, формируемый при знакомстве с литературами разных народов, дает молодым людям уверенность в себе, общую культуру, умение критически усваивать духовные ценности прошлого и настоящего. Крайне важно изучение МЛН связать с теорией литературы, связать органично, не сухо, так, чтобы студенты вполне ощутили, осознали, что литература - один из важнейших видов искусства. Время диктует нам отказаться от схоластических выкладок, от закоснелых конструкций, дать возможность молодым людям самостоятельно мыслить, уважать их образно-эстетическое восприятие, может быть, не всегда соответствующее общепринятым нормам.

Хотелось бы, чтобы студенты усвоили некоторые элементарные навыки видения красоты в художественной литературе и как эта красота, какими средствами создается, какую роль играют здесь переводы. Думаю, не лишним было бы давать дополнительные сведения о переводчиках, проводить сравнительный анализ перевода, в частности сонетов Шекспира и Петрарки, стихотворений Гейне и Бернса, Байрона и Гете.

Есть еще один важный аспект в изучении МЛН – это интеграция, проникновение, взаимное наполнение различных видов искусства и науки: теснейшая связь литературы и философии, литературы и культурологии, литературы и музыки, и т.д.

Программа нацелена на то, чтобы дать представление о едином мировом литературном процессе, о взаимодействии и взаимопроникновении литератур разных времен и народов, тесно связанных с историческим процессом. В данном случае акцентируется внимание на взаимовлияние западно-европейской и русской литератур.

Концептуальная основа программы – глубокая связь литературы со смежными видами искусства и, учитывая специфику учебного заведения, с музыкой, в первую очередь. Почти все произведения, указанные в программе, так или иначе связаны с музыкальной культурой Европы. Так, например, при анализе новеллы Мериме «Кармен» нельзя пройти мимо великой оперы Бизе, сравнивая трактовку образа главной героини в повести и музыке. «Ромео и Джульетта» Шекспира дает богатейший материал для сопоставления, сравнительного анализа литературного и музыкальных произведений.

Студентам музыкального училища просто необходимо знать литературную основу музыкальных произведений, особенно тех, что не имеют сценического воплощения (музыкальные поэмы, симфонические увертюры). Все вышесказанное относится к таким великим писателям, как Байрон, Гете, Бомарше, Гофман, Гейне, Сервантес и др.

Кроме того, в программе четко обозначены мировые литературные процессы, происходившие на протяжении нескольких веков. Каждый раздел программы предвосхищает вводная лекция, поясняющая суть того или иного литературного метода, его возникновение (социальная обусловленность, философия, эстетика). Касаясь такой сложной проблемы, нельзя обойти вниманием вопрос о связи мировых литературных процессов с общекультурными, то есть, если мы говорим о классицизме, то естественно было бы показать, как этот художественный метод отразился в архитектуре (репродукции), музыке (фрагменты музыкальных произведений эпохи классицизма). Точно так же должны подбираться материалы и при изучении Возрождения, Барокко, Романтизма, Реализма.

Для проверки знаний студентов предлагается ряд творческих вопросов, ответы на которые можно принять как в письменной, так и в устной форме. Вопросы должны побуждать учащихся к самостоятельному мышлению, к творческому осмыслению пройденного. Вот несколько таких вопросов, которые всегда с интересом воспринимаются учащимися:

  1. Какую роль играют аллегории в произведении Данте «Божественная комедия»?
  2. Противоречия в осмыслении женских образов в Коране и восточной поэзии.
  3. Образ «рефлексирующего интеллигента» в трагедии Шекспира «Гамлет».
  4. Есть ли нарушения норм классицизма в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»?
  5. Какова роль резонера в комедии Мольера «Тартюф»?
  6. Устарело ли «учение о трех штилях» Ломоносова, и как вы относитесь к смешению стилей и лексики в литературных произведениях?
  7. Что такое «проклятые вопросы» и находит ли на них ответы Гете?
  8. Образы дьяволов в произведениях Гете «Фауст» и Булгакова «Мастер и Маргарита».
  9. Роль художественной условности в реалистических произведениях.
  10. Есть ли различие в нюансировке и расстановке акцентов в новелле Мериме и опере Бизе «Кармен»?
  11. Что такое отрицательное обаяние? Привести примеры из пройденных произведений.

Нельзя не упомянуть и о том, что при современном уровне развития визуальной техники, необходимо использовать на лекциях видео и аудио аппаратуру. Прекрасным дополнением к услышанному от преподавателя будет демонстрация портретов писателей, фрагментов инсценировок литературных произведений, отрывков из пьес в различных постановках.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Вводная лекция:
    • мировой литературный процесс;
    • методы литературы;
    • основы литературного творчества: мифология, философия; взаимодействие МЛП со всеми видами искусств.
  2. Античная литература:
    • мифологический реализм в произведениях Гомера «Илиада» и «Одиссея»;
    • греческий театр;
    • роль трагедии в древнегреческой культуре;
    • психологические особенности произведений Эсхила и Софокла («Прометей», «Медея», «Царь Эдип», «Антигона»);
    • комедии Аристофана (»Лиссистрата», «Облака»);
  3. Литература Средневековья:
    • особенности поэзии трубадуров, минезингеров, вагантов;
    • основы поэтики: различия в нюансировке, тональности, связанные с истоками возникновения, средой и геополитической основой;
    • связь с фольклорно-песенной культурой;
    • ренессанс поэзии вагантов в произведениях современных композиторов.
  4. Философско-нравственные идеалы Данте Алигьери:
    • библейская основа произведения Данте «Божественная комедия»;
    • сложность и глубина содержания; значение аллегории как одного из приемов художественного творчества Данте.
  5. От Авесты до Корана:
    • восточная поэтика и ее связь с русской поэзией XIX-XX веков;
    • Низами «Лейли и Меджнун», Фирдоуси «Шах-Наме», Пушкин «Подражание Корану»;
    • женские образы в восточной поэзии;
    • столкновение религиозных традиций и представлений «о прекраснейшей» у поэтов Востока.
  6. Древнерусская литература:
    • влияние христианских философских учений на древнерусскую литературу;
    • основные жанры XII-XVI веков: летописание - «Повесть временных лет»; житийные памятники - «Летописная повесть под 1015 год», «Чтение о житии и погублении...», «Сказание, страсть и похвала святых мучеников Бориса и Глеба»; слова - «Слово о полку Игореве» и др.;
    • русская литература на переломе эпох - XVII век;
    • сатирическая повесть: «Шемякин суд» и «Повесть о Ерше Ершовиче...»;
    • правомерность употребления термина «возрождение» по отношению к древнерусской литературе.
  7. Реализм Возрождения:
    • эпоха, люди, философские воззрения;
    • общность и различие эстетических и художественных взглядов Петрарки и Боккаччо («Новая жизнь» Боккаччо и «Автобиография» Петрарки);
    • для самостоятельного чтения - две новеллы из «Декамерона» Боккаччо;
    • Петрарка. Сонеты, сравнительный анализ переводов.
  8. Уильям Шекспир:
    • биография и обзор творчества поэта;
    • проблемы авторства - «шекспировский вопрос»;
    • сравнительный анализ переводов (сонеты);
    • рефлексирующий интеллигент в трагедии Шекспира «Гамлет»;
    • явление нового героя в русской литературе XIX века и его органическая связь с образами, созданными гением Шекспира;
    • для самостоятельного чтения - «Ромео и Джульетта»;
    • «новая жизнь» комедий Шекспира на современной сцене: «Двенадцатая ночь», «Много шума из ничего».
  9. Мигель Сервантес Сааведра:
    • биография, обзор творчества;
    • Дон Кихот и «донкихотство»;
    • Жанровые особенности и новаторство образной системы произведения.
  10. Классицизм:
    • французский классицизм;
    • философская основа классицизма - Рене Декарт;
    • Жан де Лафонтен, судьба его басен в России;
    • Корнель «Сид»;
    • Расин «Федра»;
    • Никола Буало и его «Поэтическое искусство»;
    • Мольер: «Поучая забавлять»;
    • связь «высокой комедии» с комедией дель арте;
    • пьесы Мольера в трактовке современных режиссеров.
  11. Русский классицизм:
    • новаторство Тредиаковского: реформа стихосложения;
    • сатира Кантемира;
    • учение о «трех штилях» Ломоносова;
    • ода, жанровая и стилистическая особенность.
  12. Драматургия XVII века:
    • П.Л.Бомарше и его время;
    • принципы драматургии, отношение к классицизму;
    • «Севильский цирюльник», «Женитьба Фигаро»;
    • воплощение замысла писателя на драматической сцене и в опере.
  13. Гете - вершина европейского Просвещения:
    • жизнь и творчество великого писателя;
    • «Страдание юного Вертера» - реальное биографическое переживание в романтической интерпретации;
    • «Фауст» - вечные вопросы бытия; извечный спор между Добром и Злом;
    • образ дьявола в трагедии «Фауст» и в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»;
    • сюжетная канва и особенности связи ее с композиционным строем и стилем.
  14. Литература XIX века:
    • романтизм в зарубежной литературе - художественный метод, питавший все виды искусства;
    • тип романтического героя.
  15. Байрон и английский романтизм:
    • романтический герой;
    • Чайлд Гарольд, пушкинский Онегин, лермонтовский Печорин - единство эмоционального настроя;
    • лирика Байрона, Шелли, Дж.Китса.
  16. Немецкий романтизм:
    • Гофман; тайная любовь и тайные увлечения: музыка, живопись, графика;
    • обзор творчества; подробно сказки: «Крошка Цахес», «Золотой горшок».
  17. Французский романтизм:
    • Виктор Гюго - поэт; особенности стилистики стихотворных произведений;
    • Гюго - драматург: «Эрнани» - тираноборческая драма, основа либретто оперы Верди;
    • Гюго - романист: «Собор Парижской Богоматери», «Отверженные»;
    • вереница образов В.Гюго - «беспрерывный урок поколениям».
  18. Русская романтическая поэзия: Жуковский, Батюшков, Дельвиг
    • новый герой, рожденный переломной эпохой;
    • новаторство в области литературного стиля поэтов-романтиков.
  19. Генрих Гейне:
    • на стыке литературных методов;
    • Г.Гейне и русские «шестидесятники» прошлого века: Ф.Тютчев, Л.Мей, М.Михайловский;
    • русские публицисты и критики о творчестве великого поэта;
    • музыкальность лирики Гейне, обращение к его поэзии русских композиторов (Римский-Корсаков, Лядов, Кюи).
    Реализм в зарубежной литературе XIX века
  20. Стендаль и его герои:
    • проблема Бонапартизма, решаемая Стендалем в жизни и в собственных произведениях;
    • актуальность этой темы в русской литературе XIX века: Пушкин «Пиковая Дама», Толстой «Война и мир», Достоевский «Преступление и наказание».
  21. Проспер Мериме:
    • истоки интереса Мериме к России; «Диалог» с Пушкиным: переводы, исторические статьи;
    • новеллы: «Матео Фальконе», «Венера Ильская»;
    • особенности новеллистики как литературного жанра;
    • для самостоятельного чтения - «Кармен».
  22. Ги де Мопассан:
    • жизнь и творчество великого романиста;
    • беспощадная критика лицемерия современного Мопассану общества: роман «Милый друг», рассказы «Пышка», «Мать уродов»;
    • Мопассан и Тургенев.
  23. Эмиль Золя:
    • Э.Золя - один из основоположников нового литературного метода;
    • для самостоятельного чтения - роман «Жерминаль», дух нового времени в этом произведении;
    • особая позиция Золя, касающаяся психологии человека, во многом объясняющая поведение толпы и отдельных личностей в этой толпе;
    • русский натурализм - Крестовский, Помяловский.
    ХХ век
  24. Модернизм:
    • термин и понятие;
    • философские течения ХХ века и их влияние на литературу.
  25. Ф.Кафка:
    • экзистенциализм и влияние этого философского учения на творчество Ф.Кафки;
    • явление абсурда как нового осмысления жизни.
  26. Мифологический Реализм, Фантастика, Аллегория в произведениях Д.Апдайка и Р.Бредбери.
  27. Английский и французский символизм:
    • связь французского символизма с русским «Серебряным веком».
  28. Обзор Русского Зарубежья:
    • Набоков, Алданов, Берберова.

Список литературы
  1. Аникст А. Шекспир. М., 1964.
  2. Артамонов А. Античная литература. М., 1990.
  3. Балашов Н.И. Слово в защиту авторства Шекспира. М., 1990.
  4. Брахман С. Два романа Э.Золя. Л., 1985.
  5. Булгаков М. Мольер. М., 1980.
  6. Вахрушев В. Уроки мировой литературы в школе. М., 1995.
  7. Гражданская З. От Шекспира до Шоу. М., 1982.
  8. Грендель Ф. Бомарше. М., 1982.
  9. Кирнозе З. Страницы французской классики. М., 1992.
  10. Лану А. Мопассан. М., 1971.
  11. Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. М., 1998.
  12. Набоков-Сирин. Заметки переводчика. М., 1996.
  13. Пиотровский М. Коранические сказания. М., 1991.
  14. Проскурин П., Яшечкина. История зарубежной литературы XIX века. М., 1998.
  15. Чистякова Н., Вулих Н. История античной литературы. М., 1972.
  16. Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1998.


© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования