Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего профессионального образованияПрограммы послевузовского образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Медиатека < Методические материалы < Учебные программы < Методика обучения игре на фортепиано (2002 г.)

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для музыкальных училищ
по специальности 0501.01 «Инструментальное исполнительство» («Фортепиано»)

Москва
2002

Составитель преподаватель-методист ПЦК «Фортепиано» И.Е.Темченко
Рецензенты преподаватель ГМУ им. Гнесиных В.А.Салахидинова
доцент РАМ им. Гнесиных, кандидат искусствоведения Н.П.Толстых

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Объем курса:
72 часа, занятия групповые;
32 часа, занятия мелкогрупповые.

Настоящая программа ориентирована на действующий образовательный стандарт 1997 года и утвержденный в 2002 году Министерством образования РФ новый Государственный стандарт среднего профессионального образования.

Предмет «Методика обучения игре на фортепиано», изучаемый в соответствии с учебным планом специальности 0501 «Инструментальное исполнительство» в течение трех семестров (V-VII), является составной частью профессиональной подготовки студентов и предусматривает овладение теоретическими и практическими основами обучения игре на инструменте в объеме, необходимом для дальнейшей практической деятельности в качестве преподавателей ДМШ, ВМШ, ДШИ, студий, музыкальных классов и др.

Предмет «Методика обучения игре на фортепиано» развивает способность к аналитическому мышлению, к обобщению исполнительского опыта (как своего, так и чужого), к освоению педагогического репертуара; воспитывает умение пользоваться методической литературой, ориентироваться в новых учебных пособиях. Объектом изучения является методика преподавания фортепиано в настоящее время, на рубеже XX-XXI столетий.

Предмет «Основы психологии и педагогики» обосновывает важнейшие принципы воспитания и обучения, общие для любой специальности. Особый раздел этого курса посвящен методам детского музыкального воспитания и обучения. В курсе методики эти общие принципы конкретизируются применительно к данной специальности – обучению игре на фортепиано.

В отличие от программы 1988 года предлагается несколько иной вариант структуры курса: в первом разделе сделан акцент на проблемах начального обучения; второй раздел посвящен психологическим аспектам педагогического процесса; в третьем разделе сконцентрированы темы, связанные с работой над музыкальным произведением; в четвертом разделе дается краткий экскурс в историю фортепианной педагогики в России и за рубежом. Дополнением является краткая программа курса «Изучение педагогического репертуара». Этот курс в некоторых училищах является обязательным, в некоторых – факультативным.

Значительная часть первого и третьего разделов курса посвящается изучению педагогического репертуара, включая новые и ранее изданные школы и сборники начального обучения.

Эффективной формой практических занятий по методике служит прослушивание учеников сектора практики (или музыкальных школ) с последующим подробным обсуждением.

С целью проверки усвоения пройденного материала проводятся экзамен (окончание VI семестра) и контрольные уроки. По окончании каждого семестра по предмету «Методика обучения игре на фортепиано» преподавателем выставляется итоговая оценка успеваемости студента на основании регулярного оценивания уровня знаний. На экзамене студент должен либо дать ответ на теоретический вопрос с иллюстрацией основных положений за инструментом и провести методический анализ двух-трех произведений из репертуара средних и старших классов музыкальной школы, либо представить реферат на актуальную тему.

На четвертом курсе для присвоения квалификации «Преподаватель игры на фортепиано» проводится Государственная аттестация по педагогической подготовке. Она может быть проведена либо в форме традиционного экзамена, состоящего из двух разделов, теоретического и практического, либо в форме защиты реферата на актуальную педагогическую тему. С целью подготовки к Государственной аттестации в VII семестре введен курс занятий, часть которых посвящена работе над рефератами, часть – изучению педагогического репертуара. Краткая программа курса «Изучение педагогического репертуара» приведена в Приложении.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ темы Наименование тем Количество
часов
  Раздел I  
1 Основные тенденции современной музыкальной педагогики 4
2 Начальное обучение 12
3 Развитие творческих навыков учащихся 4
  Раздел II  
4 Методы обучения игре на фортепиано 2
5 Методика проведения фортепианного урока и организация самостоятельной работы ученика 2
6 Организация учебного процесса. Планирование педагогической работы. Обновление репертуара музыкальной школы 2
7 Музыкальные способности и их развитие в процессе обучения игре на фортепиано 6
  Раздел III  
8 Работа над музыкальным произведением 4
9 Воспитание навыков чтения с листа 2
10 Работа над мелодией 6
11 Воспитание навыков педализации 2
12 Работа над полифонией 12
13 Работа над техникой 8
  Раздел IV  
14 Основные проблемы фортепианной педагогики 6
    72

Тема 1.  ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ:
  • включение музыки в общую систему гармонического воспитания личности; введение всеобщего музыкального образования;
  • широкие репертуарные тенденции, обновление и обогащение репертуара благодаря привлечению старинной музыки, «забытых страниц» отечественной музыкальной культуры, современной музыки с использованием элементов композиторской техники XX века;
  • опора на слуховое воспитание (или развитие слухо-ритмо-двигательных задатков); развитие творческих навыков учащихся;
  • изменение возрастных рамок обучения, раннее музыкальное обучение с 3-5 лет; обучение родителей, сотрудничество с ними;
  • создание музыкальной среды для воспитания ребёнка; особое значение просветительства;
  • интенсификация педагогического процесса;
  • бережное отношение к традициям преподавания музыки предыдущими поколениями музыкантов.

Тема 2.  НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Основное содержание первых уроков с детьми.

Пение песен и попевок.

Подбор по слуху и транспонирование.

Слушание музыки в исполнении педагога, накопление слушательского опыта.

Игра в ансамбле без знания нотной грамоты.

Ознакомление ученика с основами нотной грамоты. Нотная запись как фиксация слуховых представлений.

Пути реализации содержания в конкретных методиках.

Взаимопроникновение элементов различных методик.

Традиционный путь начального обучения. Методики Гнесиной, Фейгина-Калантаровой и др.

Суть интенсивных методик обучения игре на фортепиано. Методики Исенко, Смирновой, Мальцева и др.

Проблемы «ускоренного развития» ребенка, опыт их решения в разных странах. Особенности раннего обучения. Методики, ориентированные на малышей (Богино, Малахова, Брянская, Коновалов, Сафарова, Хохрякова, Юдовина-Гальперина, Куртаг). Методика Сузуки и его учеников, элементы ее использования в России.

«Занимательные» методики начального обучения (Грин, Никольская, Богино, Малахова и др.).

Роль «игры» в занятиях с маленькими детьми. Элементы игры в начальном обучении на фортепиано в отечественных и зарубежных методиках.

Элементы творческого музицирования в различных методиках. Обучение подбору, транспонированию, импровизации. Творческие задания в различных школах и сборниках начального обучения.

Комплексные авторские методики (Артоболевская, Брянская, Кривицкий, Мальцев, Мыльников, Смирнова, Тимакин, Тургенева и др.).

Тема 3.  РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

Воспитание творческого подхода ребёнка к любому заданию.

Занятия подбором по слуху, транспонированием, сочинением и импровизацией в доступной для ребёнка форме – важный компонент обучения музыке, одна из основных тенденций современной музыкальной педагогики.

ПОДБОР ПО СЛУХУ. Материал для подбора – несложные попевки и песенки. Постепенное усложнение материала для подбора. Воспитание умения анализировать строение мелодии, её ритмические особенности.

ТРАНСПОНИРОВАНИЕ. Материал для транспонирования, его постепенное усложнение (мелодии, знакомые песни, лёгкие пьесы, отрывки из разучиваемых произведений, этюды – с сохранением аппликатуры основной тональности, кадансовые обороты в различных мелодических и ритмических вариантах).

Различные пути приобщения детей к музыкальному творчеству.

СТИМУЛИРОВАНИЕ детского ТВОРЧЕСТВА в разных формах:

СОЧИНЕНИЕ стихотворных фраз и попевок к картинам с изображением зверей, птиц, известных персонажей из сказок и мультфильмов;
СОЧИНЕНИЕ музыкальных иллюстраций к любимым сказкам, мультфильмам;
АРАНЖИРОВКА хорошо известных ребёнку песенок в виде марша, вальса и других знакомых жанров (например, польки, мазурки, менуэта и др.)

Развитие детской реакции на изменения характера, темпа, лада, динамики, штрихов в процессе совместного музицирования с педагогом.

Формирование начальных навыков ритмической и мелодической импровизации (игра в «эхо», исследование простейших ритмических и мелодических образцов, ритмизация и мелодизация слов, фраз, ритмический контрапункт, импровизация замкнутых форм и т.д.).

Первые опыты импровизации и сочинения. Продолжение мелодического отрывка, сочинение «ответа» на «вопрос», сочинение баса или сопровождения к мелодии в разных фактурных вариантах, музыкальная импровизация на заданный словесный текст.

Поощрение СОВМЕСТНОГО творчества учащихся (сочинение текста к музыке для инсценировки, создание музыкально-литературных и изо-альбомов и т.д.)

Подготовка педагога к занятиям по развитию творческих навыков детей.

Тема 4. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО

Общая характеристика методов и приемов обучения (со ссылкой на курс «Основы психологии и педагогики»). Опора на результаты наблюдений за личностью ребенка с целью выбора методов.

Активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика - основной метод воздействия при обучении игре на любом инструменте. Дополнительные способы – словесные пояснения, показ двигательных приемов и т.д.

Прямая и наводящая формы воздействия. Развитие мышления, творческой инициативы. Роль «исполнения» и «показа» преподавателя. Гибкость и многообразие «показа» в зависимости от конкретных задач данного момента работы с учеником.

Разумное сочетание различных методов и приемов обучения в зависимости от индивидуальности ученика (его способностей, характера, уровня развития, мотивации и т.д.).

Тема 5. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФОРТЕПИАННОГО УРОКА
И ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧЕНИКА

Урок – основная форма педагогического процесса. Различные типы уроков: «уроки восхищения»; тематические, посвященные тем или иным способам самостоятельной работы и т.д. Точная формулировка посильного для ученика домашнего задания и обязательная его проверка. Различные формы проверки проделанной учеником работы.

Планирование урока. Подготовка преподавателя к уроку.

Урок – форма человеческого общения. Проблемы контакта ученика и преподавателя. Активность, доброжелательность, профессионализм преподавателя – залог успеха педагогической работы.

Тема 6. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Планирование педагогической работы

Особенности индивидуального планирования. Анализ музыкального развития ученика. Перспективные и текущие задачи планирования. Знание и учёт интересов ученика, его репертуарных предпочтений. Активизация интереса ученика к музыке благодаря возможности выбора того или иного произведения из предложенных педагогом с определённой педагогической целью.

Составление характеристики ученика в начале и конце учебного года (предлагаемый план характеристики см. в Приложении).

Составление ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЛАНА в соответствии с характеристикой. Изучение программ ДМШ с целью их использования при составлении индивидуальных планов.

Гармоничное сочетание произведений, выявляющих достоинства учеников, и направленных на преодоление тех или иных недостатков (звуковых, технических, ритмических и т.д.). Расширение музыкального кругозора учащихся благодаря ЭСКИЗНОМУ ознакомлению с произведениями различных стилей и жанров.

ОБНОВЛЕНИЕ педагогического репертуара. Изучение новых изданий и различных редакций классических произведений. Использование в педагогической практике высокохудожественных произведений современных композиторов. Приобщение учеников к постижению закономерностей музыкального мышления XX столетия.

Сопоставление запланированного и выполненного в конце учебного года. Корректировка ранее намеченных планов. Гибкость при планировании индивидуальной работы с учеником.

Тема 7. МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ И ИХ РАЗВИТИЕ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО

Музыкальные задатки. Музыкальные способности. Музыкальная одарённость. Вопросы классификации.

Творческие задатки, предпосылки их развития.

Способы определения музыкальных способностей. Достоинства и недостатки существующей системы диагностики музыкальных способностей. Степень условности в определении музыкальных способностей.

Поэтапное определение музыкальных способностей (рекомендации А.Артоболевской).

Музыкальность – отзывчивость на музыку, способность к «переживанию» музыки. Развитие музыкальности (под влиянием многообразных и ярких впечатлений). Воспитание силы и яркости воображения. Конкретность детского воображения. Особенность воображения музыканта-инструменталиста – опора на слухомоторные представления.

Музыкальный слух, его различные стороны. Абсолютный и относительный слух. Интенсивное развитие в процессе обучения игре на фортепиано мелодического, гармонического и тембрового слуха. Развитие чуткости к динамическим градациям. Воспитание активного музыкального слуха – «предслышания», внутреннего слуха, умения «слушать себя» – контролировать свою игру, проверяя соответствие реального звучания задуманному.

Активизация развития слуха всевозможными способами – путём транспонирования, пения всех голосов музыкальной ткани, игры в ансамблях, чтения с листа, слушания музыки с нотами, занятий по нотам без инструмента и т.д. Развитие слуха – развитие музыкального мышления.

Развитие чувства ритма на основе постепенного регулярного накопления разнообразных музыкально-ритмических представлений. Слуховое, зрительное, двигательное постижение ритма.

Музыкальная память. Виды музыкальной памяти (слуховая, зрительная, двигательно-моторная, тактильная, логическая и др.). Способы развития музыкальной памяти. Концепция Л. Маккиннон. Метод Леймера-Гизекинга. Четыре способа учить музыкальное произведение наизусть.

Слуховые представления и моторика. Пути развития двигательно-технических способностей (см. тему «Работа над техникой»).

Возможность развития способностей в процессе активной целеустремлённой деятельности. Проблемы творческого самовыражения. Важность совместной творческой концертной просветительской работы учителя и учеников.

Тема 8. РАБОТА НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

Условное деление работы на несколько этапов, их взаимосвязь и частичное взаимопроникновение.

Создание собственной исполнительской концепции. Пути формирования исполнительского замысла и постоянная коррекция его в процессе работы. Выбор издания, редакции сочинения. Urtext и редакции. Критерии подхода к чтению и толкованию нотного текста.

Ознакомление ученика с сочинением (благодаря исполнению произведения педагогом, слушанию грамзаписей, самостоятельному проигрыванию с листа и др.). Проблемы развития внутреннего слуха.

Детальная работа над текстом. Воспитание навыков тщательного разбора текста. Рекомендации Е.Тимакина (формирование навыков «групповой читки», «непрерывного чтения»).

Практическое освоение произведения: вслушивание в музыкальную ткань, многократное тщательное проигрывание фрагментов в замедленных и средних темпах. Детальная работа «по кускам» и попытки целостного исполнения. Постоянное периодическое возвращение к пройденным этапам.

Воспитание чувства формы у исполнителя на разных стадиях развития в произведениях разных стилей и жанров. Практическое изучение закономерностей синтаксиса музыкальной речи. Воспитание понимания композиционной логики произведения. Особенности работы над формой сонатного allegro. Освоение циклической сонатной формы. Исполнительские задачи в вариационных циклах разных типов.

Две линии в развитии музыканта – подготовка произведений к публичному исполнению и эскизное изучение разнообразного (в стилевом и жанровом отношении) репертуара.

Значение самостоятельного музицирования во всех формах, поощрение его со стороны педагога. Важный метод воспитания и проверки усвоенных знаний – публичное исполнение самостоятельно разученных произведений (желательно избегать завышенного репертуара).

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЯ
Примерный план

  1. Содержание данного музыкального произведения. Характеристика музыкальных образов. Возможный круг ассоциаций и аналогий (с привлечением материала других музыкальных произведений и других видов искусств).
  2. Средства, которыми композитор создает эти музыкальные образы (стилистика сочинения; жанровая характерность, ритмические и темповые особенности; строение мелодии; тональный план, гармонические и ладовые особенности, форма сочинения, особенности развития, кульминационные зоны).
  3. Выразительные средства, с помощью которых исполнитель реализует замысел композитора на инструменте (интонирование и фразировка мелодии; динамический план сочинения, агогические особенности, артикуляционные моменты , особенности педализации и др.).

Тема 9. ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ С ЛИСТА
  1. Роль чтения с листа в работе пианиста. Обучение свободному беглому чтению нотного текста – одна из основных задач педагога ДМШ.
  2. Предпосылки успешного чтения с листа. Роль предслышания. Лист, Гофман о чтении с листа нотного текста. Методика Ф.Брянской.
  3. Ускоренное восприятие нотной графики (обучение быстрому «схватыванию» горизонтали, затем вертикали):
    1. построение ритмических формул (методики К.Орфа, Г.Богино, Г.Волльнер, Т.Смирновой и др.). Выполнение ритмических упражнений, в т.ч. с помощью родителей;
    2. быстрое чтение мелодической линии, мелодического рельефа;
    3. быстрое чтение вертикали (вспомогательные упражнения Е.Тимакина, С.Лоренса и др.).
  4. Обучение игре не глядя на клавиши.
    1. Воспитание элементарных аппликатурных навыков (освоение различных позиционных формул, аппликатуры гамм, аккордов, арпеджио).
    2. Игра репертуара, материала технического зачёта:
      а) в темноте;
      б) закрыв глаза;
      в) с завязанными глазами;
      г) закрыв клавиатуру (шарфом, полотенцем и т. д.).
  5. Подбор репертуара для чтения с листа (как сольного, так и ансамблевого). Регулярность домашних и классных занятий. Выборочная проверка домашних заданий.
  6. Дополнительный раздел. Специальные упражнения – рекомендации профессора А.Д.Алексеева

Тема 10. РАБОТА НАД МЕЛОДИЕЙ

Мелодия – важное выразительное средство музыкального искусства.

Основные проблемы работы над мелодией. Множество факторов, влияющих на интонирование мелодии (национальные, стилевые, жанровые моменты, индивидуальность исполнителя).

Задачи в работе над мелодиями певучего склада. Работа над достижением певучего звука, певучего legato.

Понятие фразировки. Роль лиг. Смысловая и интонационная многозначность знака лиги. Интонационные «точки тяготения» (К.Игумнов).

Членение мелодии (мотивы, фразы, предложения, периоды). Выразительные возможности цезур, пауз.

Воспитание «горизонтального слышания» (Е.Тимакин).

Работа над мелодиями различных типов (декламация, речитатив, сонористический комплекс и т.д.). Роль динамики, агогики, артикуляции в произнесении мелодии.

Специфические мелодические трудности (повторяющиеся звуки; долгие звуки и вытекающие из них более мелкие длительности, проблема «филировки» звука; быстрые мелодии и подтекстовка как вспомогательное средство для достижения художественного результата (Г.Коган, К.Грин и др.).

Значение сопровождения при исполнении мелодии. Тип аккомпанемента (аккордовый, фигурационный и др.). Проблема баланса звучности различных пластов фактуры. Гармоническая и ритмическая роль баса.

Тема 11.  ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ ПЕДАЛИЗАЦИИ

Роль правой педали при исполнении на фортепиано. Педаль и стиль произведения. «Уроки восхищения» (Н.Перельман). Педализация – творческий процесс, не поддающийся точной фиксации.

Акустические свойства правой педали и возможности ее использования в связи с особенностями музыкальной ткани.

Художественные функции правой педали.

Подготовительные упражнения, их важность и значение (Е.Гнесина, С.Майкапар и др.).

Основные приемы педализации. Аргументы различных педагогов в пользу раннего применения прямой или запаздывающей педали.

Первое применение педали. Эпизодическое использование педали в начале обучения.

Употребление педали в пьесах с разным типом фактуры.

Тщательная работа над педализацией в различных пьесах. Роль слухового контроля. Причины распространенных недостатков ученической педализации и исправление этих недостатков. Анализ обозначений педализации под руководством преподавателя.

Из истории появления и использования левой педали.

Тема 12. РАБОТА НАД ПОЛИФОНИЕЙ

Виды полифонии – подголосочная, контрастная, имитационная. Специфические трудности при исполнении многоголосия и пути их преодоления.

Работа над имитационной полифонией. Анализ структуры произведения. Интонационная характеристика темы; различный смысловой подтекст проведений темы в случае изменения лада, тональности, регистра, протяжённости, ритмического облика и т.д. Противосложение и его роль в развитии формы. Работа над непрерывностью развития каждого голоса. Исполнительские задачи при сочетании голосов: сохранение тембровой окраски каждого голоса, несовпадение «фаз» развития, вступлений и окончаний, кульминаций и спадов, правило «долгих» звуков, «горизонтали» и «вертикали» и т.д.

Музыка Баха – школа полифонии.

Проблемы исполнения клавирных произведений Баха в свете исследований, изданий и редакций XX века.

1.  Особые трудности при изучении произведений Баха. Проблемы инструментария, текста, исполнительских традиций. Роль сыновей и учеников Баха в распространении, искажении и забвении традиций.

2.  Музыка Баха в XIX веке. Роль композиторов-романтиков в возрождении музыки Баха. К.Черни и его роль в распространении произведений Баха в среде любителей и профессионалов. Деятельность баховского общества.

Значение деятельности Ф.Бузони в пропаганде баховского искусства.

3.  Проблемы прочтения баховских «необозначенных» текстов. Метод аналогий.

4.  Научные исследования музыкантов XX века, их роль в исполнительской и педагогической практике. Э.Курт. Концепция скрытой полифонии. И.Браудо. Теория артикуляции. Т.Вроньский. Проблемы фразировки. Э.Бодки и Келлер об инструментальной принадлежности клавирных произведений Баха. Концепция исследования Бодки. Связь архитектоники и динамического плана сочинения. Практические рекомендации.

5.  Выразительные средства при исполнении старинной полифонии.

Темп. Темп и стилевые традиции. Проблемы определения темпа. Проблемы обозначения темпа. Сравнительные темповые таблицы.

Динамика. Проблемы инструментальной принадлежности, выбор исполнителем динамического плана произведения. Динамическая концепция Бодки. Классификация Браудо. Функции динамики.

Артикуляция. Роль артикуляции при исполнении старинной музыки. Многообразие приёмов артикуляции. Таблица Браудо. Функция артикуляции.

Орнаментика. Импровизационность и орнаментика, закономерности и противоречия. Основные правила и исключения при исполнении мелизмов.

6.  Нотная тетрадь Вильгельма Фридемана Баха. Анализ авторских указаний.

7.  Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. Urtext и редакции.

8.  Маленькие прелюдии – прогрессивная ступень в освоении полифонии.

9.  Инвенции Баха. Анализ текста. Характеристика редакции Бузони.

10.  Педагогика Баха.

Тема 13. РАБОТА НАД ФОРТЕПИАННОЙ ТЕХНИКОЙ

Понятие «техника» (в широком и узком смысле слова). Соотношение художественных и технических задач в работе пианиста.

Воспитание умения «быстро мыслить», «быстро слышать». Роль слуха в работе над техникой. Работа над техникой – умственный процесс.

«Технические способности» – сложный психо-физиологический комплекс.

Проблема свободы пианистического аппарата.

Фундамент фортепианной техники – контакт с клавиатурой в сочетании с активным и точным пальцевым ударом (Е.Либерман).

Классификация различных видов фортепианной техники (Г.Нейгауз).

Индивидуальность техники исполнителя

.

Понятие позиции. Классификация типов позиций (по С.Мальцеву). Преодоление технических трудностей внутри позиции. Воспитание гибкости, пластичности при перемещении от одной позиции к другой.

Формирование аппликатурных навыков. Позиционный принцип аппликатуры и его освоение. Характеристика иных аппликатурных принципов («подкладывание», «перекладывание», «скольжение» и др.). Индивидуальные особенности пальцев и использование их при выборе аппликатуры.

Художественное значение аппликатурных принципов великих композиторов-пианистов.

Детальный позиционный анализ и тщательный подбор аппликатуры в зависимости от художественных и технических задач на раннем этапе работы над произведением. Значение работы в медленном и среднем темпах.

Навыки координации в развитии пианиста. (по Е.Тимакину).

  1. Значение координации в пианистическом развитии
  2. Навыки координации в начальном периоде обучения
  3. Координация движений и музыкальная выразительность
  4. Работа над независимостью элементов фактуры
  5. Задачи координации в работе над полифонией
  6. Роль координации движений в решении ритмических задач
  7. Подготовительные ступени в полиритмическом развитии
  8. Способы работы над полиритмикой
  9. Овладение полиритмикой в художественно-музыкальных произведениях

Упражнения в работе пианиста

Значение самостоятельной технической работы. Отношение к проблеме на разных этапах существования фортепианного искусства. (Краткий исторический экскурс).

Сборники упражнений. Их роль и значение в систематической работе над техникой. Использование сборников в работе (выборочно, в качестве вспомогательного средства, в качестве модели). Звуковые, ритмические, динамические, артикуляционные задачи, разнообразие в упражнениях.

Краткий обзор сборников упражнений.

Пути преодоления технических трудностей через упрощение или усложнение технической задачи.

Принципы построения упражнений

  1. Вычленение и многократное повторение элемента:
    a) на одном месте с перерывом между повторениями
    b) на одном месте без перерыва между повторениями
    c) с переносом руки по октавам
  2. Образование секвенции на основе вычленяемого элемента
  3. Зеркальный принцип («обмен опыта между руками» С.Фейнберг),предпочтительно с использованием интервальной симметрии
  4. Принцип «технической фразировки»


Работа над гаммами, аккордами, арпеджио

Гаммы

Задачи при изучении гамм: ладотональная ориентировка, воспитание аппликатурной дисциплины, освоение мажоро-минорной системы, выработка автоматизации движений, достижение пальцевой беглости, ровности, выносливости и т.д.

Подготовительные упражнения при игре гамм (Е.Ф.Гнесиной, М.Лонг, А.Корто, В.Листовой и др.).

Игра тетрахордами, кластерами, между руками и т.д.

Порядок изучения гамм. Концепции Ф.Шопена и К.Черни.

Различные варианты при работе над гаммами (динамические, тембровые, артикуляционные, ритмические и др.).

Изучение программных требований для учащихся ДМШ.

Аккорды (по 3, затем по 4 звука).

Переносы трезвучий и их обращений через октаву. Участие мышц локтя, плеча, спины. Проблема синхронности и выделения отдельных звуков. Использование разнообразных штрихов. Ощущение опоры в клавиатуру (в «рояль») в сочетании с активностью, цепкостью кончиков пальцев. Выработка привычки освобождать руку после взятия аккорда.

Арпеджио

Виды – (ломаные, короткие, длинные). Специфика каждого вида. Вспомогательные упражнения. Воспитание боковых движений с помощью локтя, формирование приема «раскрытия руки», «раскрытия ладони». Перенос опор – интонационных и весовых – на разные пальцы.

Работа над этюдами

Индивидуальный выбор этюдов для ученика в зависимости от его возможностей, способностей и задач (стратегических и тактических). Подробный позиционный и ритмический анализ фактуры, выявление (совместно с учеником) особенностей фразировки, поиски путей преодоления технических сложностей. Приспособление руки к особенностям рельефа. Поиски опорных точек. Работа над экономией движений. Тщательная работа над партией каждой руки, координация и синхронность рук. Воспитание пианистической пластики, значение «дышащих рук».

План анализа сборника этюдов (по М.И.Фейгину)

  1. Охарактеризовать музыкально-пианистический стиль и круг заданий одного из указанных авторов сборников этюдов.
  2. Подробно разобрать несколько этюдов с различными заданиями. Музыкально-пианистические особенности этюда (звучность, артикуляция, фразировка, рисунок, координация рук, повторность и изменчивость и т.д.; Уровень трудности, особо сложные эпизоды.
  3. Методы работы: Осмысливание (фразировка) и упрощение трудностей (позиции, группировка); различные темпы, туше, артикуляция, динамика; варианты (ритмические, удвоения, расчленение или объединение и т.д.).

Тема 14.ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРТЕПИАННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Обобщение опыта педагогики эпохи клавиризма. Важнейшие педагогические трактаты эпохи клавиризма: Д.Дирута, трактат «Трансильванец» (1593 г.); Ф.Куперен «Искусство игры на клавесине» (1716 г.); Ф.Рамо «Метода пальцевой техники» (1724 г.); Ф.-Э.Бах «Опыт истинного искусства игры на клавире» (1753, 1762 гг.).

Фортепианная педагогика XIX века и ее основные принципы: приоритет пальцевой игры, абсолютизация количественной тренировки; преобладание игры упражнений и этюдов. Виртуозные школы М.Клементи, И.Гуммеля. Школа Т.Лешетицкого.

Педагогика композиторов-романтиков. Воспитательные задачи педагогики. Эстетическое развитие. Вопросы развития техники в педагогике Ф.Листа, Ф.Шопена. «Домашние и жизненные правила для музыкантов» Р.Шумана.

Русская фортепианная педагогика. М.Курбатов «Несколько слов о художественном исполнении на фортепиано» (1899 г.). В.Сафонов «Новая формула» (1916 г.).

«Анатомо-физиологическое» направление в педагогике. Педагогические принципы Л.Деппе, Р.Брейтхаупта. Ф.Штейнхаузен и его работа «Физиологические ошибки при игре на фортепиано и методы их устранения» (1905 г.).

Фортепианная педагогика рубежа XIX-XX столетий. Деятельность Ф.Бузони. К.-А. Мартинсен «Индивидуальная фортепианная техника» (1930 г.).

Деятельность выдающихся русских, а в дальнейшем советских пианистов-педагогов: А.Гольденвейзера, семьи Гнесиных, К.Игумнова, Г.Нейгауза, Л.Николаева, С.Фейнберга. Формирование и расцвет отечественных фортепианных исполнительских школ. Своеобразие каждой школы.

Исторически сформировавшиеся центры культуры и образования за рубежом. Достижения зарубежных учебных заведений в подготовке концертирующих пианистов.

Проблемы конкурсов в современной музыкальной жизни.

«Свет и тени грамзаписи».

Массовое музыкальное воспитание в ХХ веке в разных странах. Новаторство Б.Бартока и З.Кодаи в музыкальной педагогике. Распространение систем К.Орфа и Ш.Сузуки в разных странах. Деятельность Международной секции музыкального воспитания (ИСМЕ) и Европейской Ассоциации педагогов-пианистов (EPTA). Использование лучших достижений мировой музыкальной педагогики.

ПРИЛОЖЕНИЕ  I.
Характеристика ученика (по А.Д.Алексееву)

  1. Уровень музыкальных данных (слуха, ритма, памяти); соответствие исполнительского аппарата ученика данному музыкальному инструменту, степень приспособляемости к инструменту.
  2. Общее развитие, эмоциональность, восприимчивость, быстрота реакции.
  3. Отношение к музыке, музыкальным занятиям.
  4. Работоспособность, собранность.
  5. Умение заниматься самостоятельно, степень грамотности в разборе текста, быстрота освоения музыкальных произведений.
  6. Успехи к концу года.
  7. Недостатки в развитии ученика и задачи по их преодолению.

Для характеристики учащихся с профессиональными данными необходимо отмечать такие индивидуальные качества, как наличие художественного воображения, проявление музыкальной инициативы, технические данные и др.

ПРИЛОЖЕНИЕ II
ПРОГРАММА
по курсу «ИЗУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РЕПЕРТУАРА»

Цели и задачи курса: подготовка преподавателей к самостоятельному изучению педагогического репертуара разных эпох, разных стилей; углубленный методический анализ на конкретном музыкальном материале; изучение различных направлений в современной педагогике, исполнительстве, современной музыке.

Музыка XVII-XVIII веков в репертуаре ДМШ. Основные проблемы исполнения в свете исследований, изданий, редакций XIX-XX веков. Urtext и редакции.

Произведения венских классиков в репертуаре ДМШ. Проблемы метроритма, артикуляции. Urtext и редакции.

Романтики детям. Программность в музыке романтиков. Открытие новых возможностей инструмента в творчестве романтиков. Романтические сборники.

Русская музыка в репертуаре ДМШ. Русское фортепианное искусство конца XVIII – первой половины XIX века. Русская фортепианная музыка от Глинки до наших дней.

Музыка XX века в репертуаре ДМШ. Ритмическое своеобразие музыки XX века. Ладотональная организация современной музыки. Новые принципы организации музыкального материала (додекафония, алеаторика и т.д.). Неоклассицизм.

Вопросы к зачету
  1. Вопросы исполнения старинной музыки в исследованиях XX века.
  2. Произведения И.С. Баха в репертуаре ДМШ. Urtext и редакции.
  3. Характеристика основных редакций произведений И.С. Баха, используемых в педагогическом обиходе.
  4. Произведения венских классиков в репертуаре ДМШ. Углубленный методический анализ на примере конкретных произведений.
  5. Новые пианистические задачи в произведениях романтиков (анализ за инструментом).
  6. Произведения русских композиторов, редко используемые в репертуаре ДМШ (анализ за инструментом).
  7. Особенности и закономерности современного музыкального мышления.

НОТНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  1. Альбом советской детской музыки. Том 6. Составление и редакция А.Бакулова и К.Сорокина.
  2. Английская клавирная музыка: из серии «300 лет фортепианной музыки». Будапешт, 1974.
  3. Детские пьесы болгарских композиторов. Составители Д. и К. Ганевы.
  4. Звуки мира. Выпуски 5, 9. Составление и редакция А.Бакулова.
  5. Итальянская клавирная музыка. Будапешт, 1974.
  6. Клавирные пьесы западноевропейских композиторов XVI-XVIII веков. Под редакцией Н. Копчевского. Выпуски 1, 2. М., 1975.
  7. Современная фортепианная музыка для детей. I-VII классы ДМШ. Составление и редакция Н. Копчевского.
  8. Фортепианные этюды и упражнения зарубежных композиторов XX века. Составление и редакция Н.Терентьевой.
  9. Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Выпуски I-VII. Составление и редакция Н.Любомудровой, К.Сорокина, А.Туманян.
  10. Юсфин А. Музыкальное путешествие по нашей Родине. Пьесы для фортепиано на материале песен и танцев народов СССР.

ШКОЛЫ, СБОРНИКИ И ДРУГИЕ ИЗДАНИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
  1. Абелян Л. Забавное сольфеджио. М.: Сов.комп., 1985
  2. Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. М.: Сов.комп., 1981
  3. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. М.: Сов.комп., 1985
  4. Арцышевский Г., Арцышевская Ж. Юному аккомпаниатору. М.: Сов.комп., 1990
  5. Баренбойм Л., Брянская Ф., Перунова Н. Путь к музицированию. Вып.1. Л.: Сов.комп., 1980
  6. Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. Л.: Сов.комп., 1988
  7. Бахмацкая О. Здравствуй, малыш. I, II вып. М.: Сов. Комп., 1975
  8. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1988
  9. Геталова О., Визная И. В музыку с радостью. С.-П.: Комп., 1999
  10. Глушенко М. Фортепианная тетрадь юного музыканта. Вып.1. Л.: Музыка, 1988
  11. Гнесина Е. Фортепианная азбука. М.: Сов.комп., 1976
  12. Гринштейн К. Книжки-раскраски Л.: Палестра, 1986
  13. Коновалов А. ДоНОТЫши. Курган, 1999
  14. Кончаловская Н. Нотная азбука М.: Малыш, 1976
  15. Копчевский Н., Натансон В. Современная фортепианная музыка для детей, Вып.1. М.: Музыка, 1970
  16. Кривицкий Д. Впервые за фортепиано. М., 2001
  17. Кувшинников Н., Соколов М. Школа игры на фортепиано. М.:Музыка, 1964
  18. Лещинская И., Пороцкий В. Малыш за роялем. М.: Сов.комп., 1986
  19. Любомудрова Н. Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано (1 класс). М.: Музыка, 1980
  20. Ляховицкая С, Баренбойм Л. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, 1-ая часть. Изд.19. Л,: Музыка, 1979
  21. Малахова И. Первые шаги в мире звуков. Л.: Музыка, 1977
  22. Милич Б. Маленькому пианисту, Фортепиано 1 кл. – Киев, 1985
  23. Мыльников А. Рождение игрушки. Школа игры на фортепиано. М.: Комп., 2000
  24. Николаев А. Фортепианная игра. М,: Музыка, 1994
  25. Никольская М. Комплекс упражнений для начинающего пианиста. Владимир: Посад, 1999
  26. Никольская М. Обучение игре на фортепиано детей раннего возраста. Владимир: Посад, 2001
  27. Никольская М. Этот занимательный мир музыки. Первые шаги начинающего пианиста. Владимир: Посад, 1998
  28. Перунова Н. Музыкальная азбука. Л,: Сов.комп., 1990
  29. Ройзман Л., Натансон В. Юный пианист. М,:Музыка, 1985
  30. Сафарова И. Игры для организации пианистических движений. Екатеринбург, 1994
  31. Соколов М., Натансон В., Копчевский Н. Современный пианист. Изд.2-е, М.:Музыка, 1979
  32. Соколова Н. Ребенок за роялем. М.: Музыка, 1981
  33. Тургенева Э., Малюков А. Пианист-фантазер. 1-ая часть. М.: Сов.комп, 1987
  34. Хереско Л. Музыкальные картинки. Л.: Музыка, 1980
  35. Хохрякова Г. Фортепиано: возможно ли обучение без мучения. Екатеринбург, 1998
  36. Юдовина-Гальперина Т. За роялем без слез, или, я - детский педагог. С.-П., 1996

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
  1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд.3 – М.:Музыка, 1978
  2. Алексеев А.Д. Из истории фортепианной педагогики: Хрестоматия. Киев, 1974
  3. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.: Сов.комп., 1981
  4. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л.: Сов.комп., 1989
  5. Богино Г.К. Игры – задачи для начинающих музыкантов. М.: Музыка, 1974
  6. Бодки Э. Интерпретация клавирных произведений И.С.Баха. М.: Музыка, 1993
  7. Браудо И.А. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. Изд.3. Л.: Музыка, 1979
  8. Браудо И.А. Полифоническая тетрадь. М.: Музыка, 1966
  9. Булатова Л.Б. Стилевые черты артикуляции в фортепианной музыке XVIII и первой половины XIX вв. М.: Музыка, 1991
  10. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 1-6. М.: 1979-1981, 1983-1985
  11. Вопросы фортепианного исполнительства. Сост. и ред. М.Соколов. Вып. 1-4.М.,1965, 1968, 1973, 1976
  12. Вопросы фортепианной педагогики. Под ред. В Натансона. Вып. 1-4. М., 1963, 1967, 1971, 1976
  13. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. Сост. и ред. С.Хентова. М.-Л., 1966
  14. Гат И. Техника фортепианной игры. М.-Будапешт, 1967
  15. Голубовская Н.И. Искусство педализации (о музыкальном исполнительстве). Л.: Музыка, 1985
  16. Гофман И. Фортепианная игра. М., 1961
  17. Гринштейн К.Х. Книжки - раскраски. Л.: Палестра, 1991
  18. Гутерман В. Возвращение к творческой жизни. Екатеринбург, 1994
  19. Калинина Н.П.. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. М.: Музыка, 1974
  20. Коган Г. Работа пианиста. М., 1979
  21. Коган Г. У врат мастерства. М., 1977
  22. Копчевский Н.А. Иоганн Себастьян Бах. В.сб.Вопросы фортепианной педагогики. Вып.1. Ред.-сост. В.Натансон. М.: Музыка, 1979
  23. Корто А. О фортепианном искусстве. Сост. и ред. К.Аджемов. М., 1965
  24. Корыхалова Н. Играем гаммы. М.: Музыка, 1995
  25. Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. М., 1966
  26. Кременштейн Б. Педагогика Г.Нейгауза. М., 1984
  27. Кременштейн Б.Л. Педагогика Г.Г Нейгауза. М.: Музыка, 1984
  28. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. М., 1993
  29. Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой. М.:Музыка, 1971
  30. Либерман Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.: Музыка, 1988
  31. Лупан С. Поверь в свое дитя. М.: Эллис Лак, 1993
  32. Любомудрова Н.А. Методика обучения игре на фортепиано. М.:Музыка, 1982
  33. Ляховицкая С. О педагогическом мастерстве. Л., 1963
  34. Ляховицкая С.М. Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре. Изд.3. Л.: Музыка, 1975
  35. Майкапар С. Как работать на рояле. Л.: Музгиз, 1963
  36. Малинковская А.В. Фортепианно - исполнительское интонирование. М.: Музыка, 1990
  37. Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника (на основе звукотворческой воли). М.: Музыка, 1966
  38. Масару Ибука. После 3-х уже поздно. М.: Знание, 1991
  39. Месснер В. Аппликатура в фортепианных сонатах Бетховена. М., 1962
  40. Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора. Сост. М.Гурвич, Л.Лукомский. М., 1979
  41. Милич Б.Е. Воспитание пианиста. Киев: Музична Украiна, 1964
  42. Музыкальное воспитание в современном мире. Материалы 9-ой конференции Международного общества по музыкальному воспитанию (ИСМЕ). М., 1973
  43. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Изд.5. М.: Музыка, 1988
  44. Николаев А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. М.: Музыка, 1980
  45. Носина В. Символика музыки И.С. Баха. Тамбов, 1993
  46. Понизовкин Ю. Рахманинов – пианист, интерпретатор собственных произведений. М., 1965
  47. Савшинский С. Пианист и его работа. Л., 1961
  48. Савшинский С. Режим и гигиена работы пианиста. Л., 1963
  49. Савшинский С.И. Работа над музыкальным произведением. Л.: Сов.комп., 1961
  50. Светозарова Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано. М., 1965
  51. Система детского музыкального воспитания К.Орфа. Под Ред. Л.Баренбойма. Л.: Музыка, 1970
  52. Смирнова Т.И. Фортепиано – интенсивный курс. М.: Музыка, 1992
  53. Теория и методика обучения игре на фортепиано. По общей ред. А.Каузовой, А.Николаевой. М.: Владос, 2001
  54. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М.-Л., 1947
  55. Терликова Л.Е. Методика обучения беглому чтению с листа. Метод. разр. МК РСФСР. М., 1989
  56. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. М.:Сов.комп., 1989
  57. Тимакин Е.М. Навыки координации в развитии пианиста. М.: Сов.комп., 1987
  58. Тургенева Э.Ш. Начальный период обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1989
  59. Учебно-воспитательная работа в фортепианных классах детских музыкальных школ (развитие творческих навыков). Ред.-сост. Н.Толстых. М., 1976
  60. Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М., 1968
  61. Фейгин М. Мелодия и полифония в первые годы обучения игре на фортепиано. М., 1960
  62. Фейнберг С. Пианизм как искусство. М., 1969
  63. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.: Музыка, 1984
  64. Швейцер А. И.С. Бах. М.: Музыка, 1965
  65. Щапов А. Некоторые вопросы фортепианной техники. М., 1968
  66. Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М., 1947

© 2001-2014, Колледж имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования