Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Медиатека < Методические материалы < Учебные программы < Методика преподавания хоровых дисциплин (2004 г.)


Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение
Государственный музыкальный колледж имени Гнесиных

Примерная программа учебной дисциплины

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ХОРОВЫХ ДИСЦИПЛИН

Специальность 0503 «Хоровое дирижирование»

(повышенный уровень среднего профессионального образования)

Москва
2004

Одобрено Учебно-методическим советом по группе специальностей 0500 культуры и искусства среднего профессионального образования

Председатель Г.В.Маяровская
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации

Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0503 «Хоровое дирижирование». Специализация 0503.02 «Руководитель народного хора»

Составитель  –   И.В.Буланова, преподаватель ПЦК «Руководитель народного хора»
Рецензенты   –   И.А.Серебренная, Председатель ПЦК «Руководитель народного хора», Заслуженный работник культуры РФ
 –   Л.Л.Куприянова, профессор кафедры методики преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла Института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области, кандидат педагогических наук
Редактор  –   Г.Н.Мокринская

Пояснительная записка
Предмет «Методика преподавания хоровых дисциплин» входит в состав профилирующих дисциплин специализации «Руководитель народного хора» и неразрывно связан с другими специальными дисциплинами учебного плана (хоровым классом, хороведением, фольклорным ансамблем, практикой работы с творческим коллективом, областными певческими стилями).
Цель курса – подготовить высококвалифицированного руководителя фольклорного ансамбля, владеющего методикой работы с фольклорным коллективом любого возраста, обладающего хорошим музыкально-художественным вкусом и разбирающегося в многообразии жанров народно-певческого исполнительства.
Именно это определило содержательное наполнение программы. Ее первый раздел дает понятие об историческои пути народно-певческого исполнительства в России. По сути, он является вводным и нацеливает студента на широкий спектр профессиональных интересов, которые он может реализовать по окончании учебного заведения.
Два раздела освещают проблемы методического подхода к работе с коллективами в разных возрастных группах. Они наиболее обширны и должны быть максимально насыщены информацией о современных методах работы на фольклорном материале.
Перед будущими специалистами данные разделы ставят задачи:
  • бережно относиться к фольклорному наследию;
  • сохранять жанрово-стилевые основы осваиваемого материала;
  • глубоко и вдумчиво изучать этно-культурное наследие и органично претворять его основные черты в современных исполнительских формах.
Проблеме соотношения традиций и новаций посвящен IV раздел, в центре которого фольклорный праздник. Материал к этому разделу следует подбирать таким образом, чтобы студент мог проявить себя как художественный руководитель, организатор и режиссер праздничного действа. Обмениваясь на занятиях такого рода информацией, студенты могут выявить многообразие своих взглядов на изучаемый материал и свое творческое видение его возможной трансформации.
V раздел ориентирует студентов на самостоятельную работу, которую предстоит проделывать, готовясь к репетициям, проведению концертов, праздников и др. Но в первую очередь это та работа с фольклорным материалом, которая дает возможность руководителю адаптировать его применительно к условиям своей практической работы в коллективе.
Завершающий раздел содержит обзор наиболее распространенных и новых публикаций, которые помогут при подборе репертуара и методов работы с ним.
Предмет «Методика преподавания хоровых дисциплин» проводится в форме лекций и семинаров. Объем предмета – 72 часа (V и VI семестры). В конце VI семестра студенты сдают экзамен, предусматривающий знание всего объема курса в соответствии с тематическим планом.


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел и тема Наименование Кол-во часов
Раздел I История народно-певческого исполнительства в России 8
  Тема 1. Краткий исторический обзор формирования и развития народно-певческих коллективов  
  Тема 2. Жанрово-стилевые особенности народно-певческих коллективов  
Раздел II Методика работы с самодеятельным ансамблем (хором) 24
  Тема 1. Организация коллектива  
  Тема 2. Вокальная работа в народно-певческом коллективе  
  Тема 3. Обучение варьированию  
  Тема 4. Методы разучивания песни  
  Тема 5. Работа над песнями с элементами народной хореографии  
  Тема 6. Режиссура народной песни  
  Тема 7. Репертуар фольклорного ансамбля. Построение концертной программы  
Раздел III Методика воспитания, обучения и развития детей на фольклорной основе. 24
  Тема 1. Нравственно-эстетическое воспитание детей средствами традиционной народной культуры.  
  Тема 2. Развитие голосов детей и подростков на фольклорной основе.  
  Тема 3. Комплексное освоение детьми фольклорного материала.  
  Тема 4. Развитие творческих способностей в фольклорном коллективе.  
Раздел IV Фольклорный праздник: традиции и новации. 4
  Тема 1. Традиционные основы современного праздника.  
  Тема 2. Органичное единство видов деятельности, разнообразных средств выразительности и художественного оформления праздника.  
Раздел V Самообразовательная работа руководителя народно-певческого коллектива 10
  Тема 1. Методы анализа народно-песенного материала  
  Тема 2. Методы редактирования народных песен в процессе подготовки к работе.  
  Тема 3. Современная дидактическая концепция в практической деятельности руководителя народно-певческого коллектива.  
Раздел VI Обзор репертуарных сборников и методической литературы 2


Раздел I.   История народно-певческого исполнительства в России

Тема 1.   Краткий исторический обзор формирования и развития народно-певческих коллективов
Бытовое народное пение.

Хороводные игры и песни – одна из форм общественных гуляний.
Бытовая песенная артель, семейные ансамбли.
Роль музыкантов в собирании народных песен.
Профессиональное исполнение народных песен в городах.
Хор Ивана Молчанова; Хор Агренева-Славянского.
Деятельность Е. Линевой. Хор П.Г.Яркова
Характеристика современного состояния и основных тенденций в развитии народно-певческого исполнительства в России.

Тема 2.   Жанрово-стилевые особенности народно-певческих коллективов
Самобытная форма музыкального исполнительства.
Фольклорный ансамбль – исполнительский и творческий коллектив. Вариативность.
Органичное единство слова, напева, движения. Народные инструменты. Пение без дирижера.
Местная народная манера исполнения.
Основа репертуара – подлинные образцы народно-песенного творчества.

Раздел II.   Методика работы с самодеятельным ансамблем (хором)

Тема 1.   Организация коллектива

Зависимость методов организации народно-певческого коллектива от конкретных условий и целей.
Отбор исполнителей с учетом наличия у них творческих способностей. Развитие индивидуальности участников коллектива.

Тема 2.   Вокальная работа в народно-певческом коллективе.
Постановка голоса. Единая манера пения. Говор. Областные особенности народной манеры пения. Диалект. Коллективные и индивидуальные занятия.
Развитие головного регистра. Задача соединения головного и грудного регистров.
Работа над дыханием, звуком, дикцией.
Характерные черты звучания народного голоса: разговорная манера пения, естественный «близкий звук», головное резонирование, плотное грудное звучание.
Техника пользования дыханием. Цепное дыхание.
Ясность, выразительность передачи слова.
Роль распевания в вокальной работе.
Систематическое распевание – коллективный метод вокального обучения. Развитие всех певческих навыков – дыхания, звуковедения, ансамбля и строя. Конкретная задача каждого вокального упражнения. Роль запевалы в народно-певческом коллективе.

Тема 3.   Обучение варьированию
Сознательный подход певцов к варьированию.
Умение слушать, перенимать мастерство опытных участников коллектива.
Малые формы ансамблевого пения.
Специальные задания на варьирование мелодии.

Тема 4.   Методы разучивания песни Слушание подлинного образца на аудиокассете (диске).
Знакомство с песней в исполнении малого ансамбля.
Ознакомление с музыкально-поэтическим содержанием.
Метод разучивания «с голоса».
Региональные особенности исполнения народной песни.

Тема 5.   Работа над песнями с элементами народной хореографии.
Основополагающие принципы и особенности народной хореографии: синкретичность, импровизационность, полифоничность, полиритмия.
Характерные особенности танцевальной культуры различных областей России.
Песенно-танцевальные формы.
Органическая взаимосвязь песни и действия. Сцены – «действа».

Тема 6.   Сценическая подготовка и режиссура народной песни.
Развитие навыков дикции, логики речи.
Развитие концентрированного внимания, творческой фантазии, чувства ритма и памяти.
Выработка навыков сценического общения, работа над этюдами.
Создание сценического образа и воплощение художественного замысла на сцене.
Костюмы, постановочные средства: свет, декорации, реквизит.

Тема 7.   Репертуар народно-певческого коллектива. Построение концертной программы.
Подбор репертуара в соответствии с высоким художественно-идейным содержанием.
Соответствие исполнительскому направлению коллектива.
Разнообразие по жанру, стилю и характеру исполнения.
Принципы формирования концертной программы: контрастное сопоставление номеров, объединение песен и танцев в цикл, сцену, обряд и др., взаимосвязь контрастного и циклического принципов построения номеров в программе.
Репертуар праздничных, тематических и отчетных концертов коллектива.

Раздел III.   Методика воспитания, обучения и развития детей на фольклорной основе.

Тема 1.   Нравственно-эстетическое воспитание детей средствами традиционной народной культуры Формирование бережного, доброго отношения к культурным традициям как своего, так и других народов и к родной природе.
Фольклорные занятия – уроки добра, красоты и радости.
Органичное соединение индивидуального и коллективного начал в процессе освоения фольклорного материала.
Репертуар начальной и основной школы.
Его доступность, нравственно-эстетическая ценность и традиционная характерность.

Тема 2.   Развитие голосов детей и подростков на фольклорной основе
Охрана детского голоса: речевая и певческая фонация.
Игровая основа практических занятий по развитию детского голоса и диапазона.
Выразительность и щадящий режим воспроизведения фольклорного материала.
Методы вокальной работы с различными возрастными группами.
Физиологические признаки мутации.
Контроль над состоянием голосового аппарата детей, консультации врача-фониатра.

Тема 3.   Развитие творческих способностей в фольклорном коллективе
Импровизационные элементы в движении.
Сочинение поэтического текста.
Метод варьирования напева на занятии фольклорного ансамбля.
Развивающая роль декламации, движения и пения в детской фольклорной игре, их органичное единство и выразительность.

Тема 4.   Комплексное освоение детьми фольклорного материала Методы освоения детьми фольклорного материала.
Выразительная ритмизированная декламация.
Единство коллективного и индивидуального начала. Элементы народной хореографии. Игра на простейших народных инструментах. Народный костюм как составная часть традиционной знаковой системы.

Раздел IV.   Фольклорный праздник: традиции и новации

Тема 1.   Традиционные основы современного праздника
Определение его основной идеи и режиссерских задач. Разработка сюжетной канвы и отдельных мизансцен. Народный календарь и современное праздничное действо.

Тема 2.   Органичное единство видов деятельности, разнообразных средств выразительности и художественного оформления праздника
Отбор исполнителей.
Репетиции.
Импровизационно-вариативные элементы в исполнении.
Организация и проведение концертного выступления и фольклорного праздника.

Раздел V.   Самообразовательная работа руководителя народно-певческого коллектива

Тема 1.   Методы анализа народно-песенного материала Отбор фольклорного материала для практической работы.
Определение ритмо-слоговой структуры песни, ее организационо-ладовой организации.
Характерные особенности исполнительских приемов, многоголосие. Возможности творческой интерпретации песни в практической деятельности.

Тема 2.   Методы редактирования народных песен в процессе подготовки к работе
Определение жанрово-стилевой принадлежности, особенностей бытования и функционирования песни. Роль средств выразительности песни в раскрытии ее смысла, основной идеи.
Редактирование поэтического песенного текста. Замена архаичных слов.
Редактирование музыкального песенного текста, его аранжировка.

Тема 3.   Современная дидактическая концепция в практической деятельности народно-певческого коллектива Активные формы учебно-педагогического процесса – взаимодействие, сотрудничество педагогов и студентов, а также самих обучающихся друг с другом.

Раздел VI.   Обзор репертуарных сборников и методической литературы
Знакомство с региональными песенными сборниками, новыми публикациями.
Методическая литература и пособия по детскому музыкальному воспитанию на фольклорной основе.
Краткий обзор программ по изучению русского фольклора и народного пения для ДМШ, ДШИ, общеобразовательных школ, центров детского творчества и др.


Рекомендуемая литература

  1. Артемкин А.В., Артемкина Т.Е. Народное пение. Программа и методические материалы для отделений музыкального фольклора ДМШ и ДШИ. Владимир, 2004.
  2. Богданов Г.Ф. Несколько шагов к фольклорному танцу. М., 1996.
  3. Возрастная и педагогическая психология //Ред. Гамезо.М.: Просвещение, 1984.
  4. Воспитание и дополнительное образование детей. Фольклор – музыка – театр. Гуманитарный издательский центр Владос. 1999.
  5. Гусев В.Е. Русский фольклорный театр XVIII – начало XX в.в. Л.1980.
  6. Детские музыкальные праздники // Автор-составитель Т.Ю. Камаева М., 1994.
  7. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация.М., 2001.
  8. Заикин Н.И., Заикина Н.А. Областные особенности русского народного танца.Орел, 1999.
  9. Ивлева Л.М. Ряженые в традиционной русской культуре. СП5, 1994.
  10. Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором. М., 1977.
  11. Куприянова Л.Л. Русский фольклор. Пособие для учителя музыки общеобразовательных школ – М.: Мнемозина, 1996.
  12. Куприянова Л.Л. Русский фольклор. Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы – М.: Мнемозина , 2002.
  13. Куприянова Л.Л. Русский фольклор. Уроки в 1 классе. Учебно-методическое пособие для учителя музыки. М.: Мнемозина , 2002.
  14. Куприянова Л.Л. Русский фольклор. Учебник для 2 класса. М.: Мнемозина, 2004.
  15. Куприянова Л.Л. Русский фольклор. Учебник для 3 класса. М.: Мнемозина 2004.
  16. Куприянова Л.Л. Русский фольклор. Учебник для 4-го класса. М. М.: Мнемозина, 2004.
  17. Маркова Л. В., Шамина Л.В. Режиссура народной песни. М., 1984.
  18. Науменко Г.М. Народное детское поэтическое творчество. М.:Центрополиграф, 2001.
  19. Науменко Г.М. Русские народные детские игры с напевами. М.: Лотерея, 2003.
  20. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М. 1992.
  21. Специфика учебно-воспитательной работы в фольклорных певческих коллективах (методическое пособие). М., 1984.


© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования