Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Медиатека < Методические материалы < Учебные программы < Концертмейстерский класс и концертмейстерская практика (2000 г.)


Министерство культуры Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
«Государственное музыкальное училище имени Гнесиных»

КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС И КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКАЯ ПРАКТИКА
программа для музыкальных училищ и училищ искусств по специальности 0501 «инструментальное исполнительство» специализации 0501.01 «Фортепиано»


Москва
2000

Одобрена предметно-цикловой комиссией «Фортепиано» и Методическим советом ГМУ имени Гнесиных и рекомендована в качестве рабочей программы по предмету «Концертмейстерский класс и концертмейстерская практика».

Программа 1987 года (составитель – и.о. профессора Л.М.Живов) пересмотрена и переработана в соответствии с новыми Государственными стандартами среднего профессионального образования.


Составитель  –   преподаватель ПЦ «Концертмейстерский класс» Заслуженный работник культуры РФ Алексеева Л.Н.
ОБЪЕМ

  • Концертмейстерский класс – 148 часов
  • Концертмейстерская практика – 102 часа
  • Консультация к Государственной аттестации – 6 часов.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предмет «Концертмейстерский класс» в музыкальных училищах (училищах искусств) по специальности 0501.01 «Фортепиано» является составной частью профессиональной подготовки студента. Данный предмет предусматривает развитие навыков игры на фортепиано в объеме, необходимом для дальнейшей практической деятельности будущего специалиста в качестве концертмейстера.

Наряду с практической подготовкой к самостоятельной концертмейстерской работе в задачи предмета входит формирование у студентов художественного вкуса, чувства стиля, широкого кругозора, воспитания творческой воли, стремления к самосовершенствованию, знакомство с лучшими образцами классической и современной музыки.

В результате занятий предметом студент должен уметь:

  • аккомпанировать солистам (певцам и инструменталистам);
  • разучивать с певцом его сольный репертуар, а также партии в хорах и ансамблях (иметь представление об объеме и тесситуре каждого голоса, а также о соответствующем репертуаре);
  • аккомпанировать несложные произведения с листа и в транспорте на малую секунду.

Концертмейстерская деятельность является наиболее распространенной формой исполнительства для пианиста. Создание ансамбля обусловлено единством творческих намерений, артистического подъема исполнителей. Точность интерпретации в большой степени зависит от концертмейстера, от его профессиональной чуткости, умения дополнить сольную партию, создать условия для раскрытия содержания произведения и исполнительских возможностей солиста.


КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

«Концертмейстерский класс» начинается со II курса с изучения вокального репертуара, который дифференцирован по трудности и используется также в качестве материала для выработки навыков аккомпанемента с листа.

Инструментальный репертуар, как более сложный, дается с III курса, когда студенты уже обладают элементарными навыками концертмейстера.


РАБОТА НАД ВОКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

Работа над вокальным произведением имеет свои особенности, так как его содержание раскрывается не только через музыку, но и через поэтическое слово.

При изучении вокального произведения необходимо прежде всего осмысленное и по возможности эмоциональное прочтение литературного текста. Текст помогает уяснить художественную задачу произведения. Выразительная декламация с выявлением смысловых кульминаций, особенностей фонетики и ритма стиха поможет студенту более точно интерпретировать фортепианную партию в сочетании с голосом.

Следует научить студента обращать внимание на вокальную партию, интонировать мелодию голосом или исполнять ее на фортепиано с одновременным чтением литературного текста. При этом студент должен определить характер мелодии, ее динамический диапазон, найти кульминационные точки, цезуры, моменты смены дыхания.

После этого студент может приступать к изучению фортепианной партии: определить ее ладовые особенности, типы фактуры и т.д. Над аккомпанементом студент работает так же, как и при изучении сольной фортепианной пьесы, но с учетом вокальной партии. Большое значение при разучивании аккомпанемента приобретает интерпретация фортепианного вступления и заключения произведения, а также сольных фортепианных интерлюдий.

Исполняя фортепианную партию, студент должен сочетать чуткость аккомпаниатора с дирижерской инициативой. Это особенно важно при изучении оперных арий и ансамблей, где необходимо вести певца за собой, придавая оркестровый характер фортепианной партии, добиваясь точности акцентов и т.п.

На всех этапах обучения следует ориентировать студентов на раскрытие образной стороны исполняемых произведений и достижение высокого художественного уровня исполнения.


ЧТЕНИЕ АККОМПАНЕМЕНТА С ЛИСТА

Особое внимание следует уделять выработке у студента навыков аккомпанемента с листа, которые приобретаются в результате систематической тренировки.

На первом этапе обучения следует выбирать произведения с более простым фортепианным аккомпанементом, небольшие по объему, написанные в медленном темпе, с небольшим количеством знаков альтерации, единым типом фортепианной фактуры, ясным и устойчивым ритмом.

Изучение различных типов фортепианной фактуры целесообразно начинать с фигурационной фактуры в виде разложенных аккордов. (Даргомыжский А. «Я вас любил», «Привет», «Влюблен я, дева-красота», «Мне грустно», «Не скажу никому», «Поцелуй», «Как часто слушаю»).

Далее изучается аккомпанемент аккордового склада, где аккорды располагаются на сильной доле такта (Даргомыжский А. «Эпитафия», «Только узнал я тебя», «Бог помочь вам», «Мне все равно», «Ножки», «Вертоград», «Восточный романс»).

Аккомпанемент, включающий дублирующий вокальную партию голоса, требует особого внимания. Студенту-концертмейстеру необходимо учитывать свободу интерпретации вокальной партии солистом, моменты смены дыхания, возможные отклонения, вызванные необходимостью смыслового прочтения литературного текста (Даргомыжский А. «Старина», «Русая головка», «Я умер от счастья», «Как пришел мужик из-под горок»).

Далее изучается фактура с аккордами сопровождения, расположенными на слабой доле такта (Даргомыжский А. «Каюсь, дядя, черт попутал», «Как мила ее головка»).

Добившись освоения студентами сочинений с однотипной фактурой, следует обратиться к сочинениям с различными комбинациями типов фактуры.

При выработке навыков чтения аккомпанемента с листа следует обращать внимание студента на соблюдение указанного темпа с тем, чтобы чтение с листа не превращалось в разбор произведения.


ТРАНСПОНИРОВАНИЕ

Навыки транспонирования необходимы пианисту-концертмейстеру, поскольку в вокальных классах часто возникает необходимость подбора тональности, наиболее удобной для голоса солиста. В качестве материала для транспонирования рекомендуются несложные аккомпанементы камерно-вокальных произведений. Основным условием правильного транспонирования является мысленное воспроизведение пьесы в новой тональности.

Освоение навыков транспонирования проводится в следующей последовательности: сначала на интервал увеличенной примы, затем на интервал большой или малой секунды (последнее – для отдельных наиболее способных студентов). При транспонировании на интервалы секунды обозначения на нотном стане не соответствуют реальному звучанию на клавиатуре. И здесь решающую роль приобретает внутренний слух, осознание функциональных связей гармонического сопровождения и т.д.


РАБОТА С ПЕВЦОМ

Для подготовки студентов к будущей концертмейстерской деятельности следует дать им элементарные навыки самостоятельной работы по разучиванию вокальных произведений.

Начиная работу с певцом, концертмейстер должен прежде всего предоставить ему возможность услышать произведение в целом. Для этого концертмейстер либо интонирует голосом вокальную партию, аккомпанируя себе, либо воспроизводит ее на фортепиано вместе с аккомпанементом. Иными совами, концертмейстер должен суметь создать транскрипцию произведения, чтобы дать певцу представление о нем в целом, при этом можно поступиться незначительными деталями фактуры.

В процессе разучивания пианист-концертмейстер должен следить за точностью воспроизведения звуковысотного и ритмического рисунка мелодии, чистотой интонации, четкостью дикции, осмысленной фразировкой, целесообразной расстановкой дыхания. Чтобы квалифицированно работать с певцом, необходимо знать диапазоны голосов, характерные для голосов тесситуры, особенности певческого дыхания и т.д. В процессе работы с певцом концертмейстер должен учитывать, что от точно найденной фортепианной звучности порой зависит и звучание сольной партии. Например, грубый, стучащий звук аккомпанемента вызывает форсирование звука вокалистом, мягкое «пение» фортепиано приучает солиста к правильному звуковедению.


АККОМПАНЕМЕНТ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

При работе над инструментальным аккомпанементом следует воспитывать у студентов умение слышать мельчайшие детали партии солиста, соизмеряя звучность фортепиано с возможностями солирующего инструмента и художественным замыслом солиста.

Так, при аккомпанементе скрипке сила звука фортепиано может быть больше, чем при аккомпанементе альту или виолончели. Особую сложность представляет аккомпанемент контрабасу. Звучание контрабаса в низком регистре находится на пределе возможности слуховой дифференциации и поэтому требует от пианиста осторожного исполнения басов.

При аккомпанементе духовым инструментам следует учитывать возможности аппарата солиста, принимая во внимание моменты взятия дыхания. Сила, яркость фортепианного звучания при аккомпанементе трубе, тромбону, флейте, кларнету может быть больше, чем при аккомпанементе гобою, фаготу, валторне, тубе.

При исполнении инструментальных концертов необходимо максимально приблизить фортепианное звучание к оркестровому, находя тембровую окраску, соответствующую звучанию различных инструментов.


О РЕПЕРТУАРЕ

Правильно подобранный репертуар способствует развитию у студентов профессиональных навыков, эстетическому воспитанию личности, формированию художественного вкуса. Основу репертуара составляют русская и зарубежная классика, произведения современных композиторов.

В экзаменационных программах должны быть представлены сочинения российских и зарубежных композиторов.

С оперным материалом рекомендуется знакомить студентов на III курсе (несложные оперные арии и ариетты) и на IV курсе (более развернутые фрагменты – сцены и ансамбли).

В целях приближения обучения к концертной практике целесообразно включать в программы народные песни в обработках, эстрадные песни, обращая внимание на качество материала.


КОНТРОЛЬ ЗА УСПЕВАЕМОСТЬЮ И ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Контроль знаний студентов осуществляется в форме экзамена (в 5 и 7 семестрах) и контрольных уроков (в 3, 4 и 6 семестрах). Предмет «Концертмейстерский класс» выносится на Государственную аттестацию.

В течение семестра студент должен выступить на академическом прослушивании или в концерте (2-3 произведения).

В конце года осуществляется проверка навыков чтения с листа и транспонирования.

В течение семестра каждый студент должен изучить 10-12 вокальных и инструментальных произведений, причем сюда не входят сочинения для чтения с листа, для транспонирования, а также произведения, которые студент проходит в порядке общего ознакомления.

Итоговая оценка за семестр учитывается наравне с экзаменационной оценкой.

На экзамене в конце 7 семестра студент должен: исполнить аккомпанемент произведения с листа; транспонировать аккомпанемент. Оценка этого экзамена входит в диплом по предмету «Концертмейстерский класс».

На экзамене в конце 5 семестра студент должен исполнить:

  • одну арию или одно инструментальное произведение крупной формы;
  • два камерно-вокальных произведения или одно камерно-вокальное произведение и одну инструментальную пьесу;
  • исполнить одно произведение с листа.

В конце 6 семестра проводится проверка умения студентом создать и исполнить транскрипцию вокального сочинения средней трудности.



ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ЭКЗАМЕНА
В КОНЦЕ 5 СЕМЕСТРА

I
Аракишвили Д. Каватина Тамары из оперы «Сказание о Шота Руставели»
Чайковский П. «Хотел бы в единое слово», «Снова, как прежде»
Боккерини Л. Менуэт (виолончель)
II
Моцарт В.А. Концерт Ре мажор («Аделаида») для скрипки
Шапорин Ю. «Медлительной чредой»
Римский-Корсаков Н. Свитезянка. Дева и солнце
III
Скарлатти. Фиалки
Лист Ф. «Как дух Лауры», «Мальчик-рыбак»
Мусоргский М. Пляска персидок (флейта)

ТРЕБОВАНИЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ

Программа для выступления студента на Государственной аттестации должна включать четыре произведения:

  • классическую арию (Скарлатти, Перголези, Бах, Гендель, Гайдн, Моцарт, Бетховен);
  • одну оперную арию или сцену или одно-два камерно-вокальных произведения;
  • вокальное произведение композитора ХХ века;
  • одну инструментальную пьесу.


Примерные программы Государственной аттестации:

I
Бах И.С. Ария из «Магнификат» (по выбору)
Римский-Корсаков Н. Нимфа
Мясковский Н. Мадригал
Хачатурян А. Ноктюрн (скрипка)
II
Гайдн Й. Концерт До мажор, ч. I (гобой)
Рахманинов С. «Я был у ней»
Обрадорс Ф. Недотепа или Малер Г. Воспоминание
Прокофьев С. Чернец
III
Моцарт В.А. Ария Констанцы из оперы «Похищение из сераля»
Равель М. Испанская песня или Дебюсси К. Зелень
Метнер Н. «Лишь розы увядают»
Мурадели В. Грузинский танец (ксилофон)
IV
Вивальди А. Ария странника из оратории «Триумф Юдифи»
Брамс И. «Звучат нежней свирели» или Шуман Р. Поручения
Рахманинов С. Вокализ (переложение для трубы)


ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК

II курс

Камерно-вокальные произведения

Агабабов С. Колыбельная. Лесной бал

Алябьев А. Соловей. Два ворона. «И я выйду ль на крылечко»

Александров Ан. «Ты со мной». «Люблю тебя»

Аракишвили Д. «На холмах Грузии». «Догорела заря»

Балакирев М. «Взошел на небо». «Слышу ли голос твой». «Ты пленительной неги полна»

Бах И.С. 10 песен из книги напевов Г.К.Шемелли

Бетховен Л. Тоска разлуки. «Люблю тебя». Воспоминание. К надежде

Бородин А. Песня темного леса. Фальшивая нота. «Отравой полны мои песни». Спесь

Брамс И. Колыбельная. Кузнец

Варламов А. «Белеет парус одинокий». «Что мне жить и тужить». Песня разбойника

Вебер К. Тщетные вопросы. Портрет. Деревенская песня

Верстовский А. Старый муж

Гайдн Й. Очень обыкновенная история. Довольство судьбой. «Будь, краса моя, смелей»

Глинка М. «Скажи, зачем». «Я люблю, ты мне твердила». Бедный певец. Сомнение. «В крови горит». «Как сладко с тобою мне быть». «Уснули голубые». Мери

Глиэр Р. «Сладко пел душа соловушка»

Григ Э. Песня Сольвейг. Первая встреча. Розы. Лебедь. «Люблю тебя». В челне. Сердце поэта

Гурилев А. Внутренняя музыка. Разлука. Грусть девушки

Даргомыжский А. Шестнадцать лет. «Влюблен я, дева-красота». «Мне грустно». «Не скажу никому». «Оделась туманом». Червяк. Титулярный советник

Джордани У. «О, милый мой»

Ипполитов-Иванов М. Четыре провансальские песни

Кабалевский Д. Песенка умного крокодила

Каччини Д. Амариллис

Кюи Ц. «Коснулась я цветка». Царскосельская статуя. Сожженное письмо

Левина З. Акварели. Музыкальные картинки. Романсы на стихи О.Шираза

Лист Ф. «В любви все чудных чар полно». «Как утро, ты прекрасна». «Всюду тишина и покой»

Масканьи П. Сицилиана

Мачавариани А. «Синий цвет»

Мендельсон Ф. На крыльях песни. Зюлейка. Фиалка. Весенняя песня

Монтеверди К. Плач Ариадны

Моцарт В. Волшебник. «Вы, птички, каждый год». Немая скорбь. «Покой словно прежде». «Мой тяжек путь». «Когда Луиза сжигала письма»

Прокофьев С. Растет страна

Раков Н. «Цвели-цвели цветики»

Римский-Корсаков Н. Восточный романс. Эхо. Октава. «На холмах Грузии». «Не ветер, вея с высоты». «Запад гаснет». «О чем в тиши ночей»

Рубинштейн А. «Клубится волною». Певец

Спендиаров А. Восточная колыбельная

Танеев С. Островок. «Когда, кружась»

Хачатурян А. Романс Нины из музыки к драме М.Лермонтова «Маскарад»

Хренников Т. Зимняя дорога. Колыбельная Светланы

Чайковский П. Из песен для детей: Весна. Мой садик. Детская песенка. «Ни слова, о друг мой». Страшная минута. «Нам звезды кроткие сияли»

Шапорин Ю. «Под вечер примолкла война». «Еще томлюсь тоской желанья»

Шебалин В. Дума матери. «Ты обо мне в слезах не вспоминай». «Слышу ли голос твой»

Шопен Ф. Желание. Пригожий парень. Воин. Колечко

Шостакович Д. Испанские песни

Шуберт Ф. Юноша у ручья. К музыке. Блаженство. Жалоба девушки. Цикл «Прекрасная мельничиха»: «Цветы мельника»

Шуман Р. Сборник песен «Мирты»: Лотос, Жена вождя, «Ты, как цветок, прекрасна», «Талисман». Круг песен, соч. 39: На чужбине. Альбом для юношества: Подснежник, Совенок, Приход весны


Фрагменты из опер и ораторий

Гендель Г. Оратория «Самсон»: две арии Самсона: е-moll (№13), B-dur (№66)

Глюк К. Опера «Орфей»: ария Орфея «Потерял я Эвридику». Опера «Осажденная Цитера»: ария Хариты

Гуно Ш. Опера «Фауст»: романс и куплеты Зибеля

Даргомыжский А. Опера «Русалка»: песня Ольги, песня Наташи

Моцарт В. Опера «Свадьба Фигаро»: ария Барбарины «Уронила, потеряла», ария Керубино «Сердце волнует», ария Сюзанны (менуэт). Опера «Бастьен и Бастьенна»: ария Бастьенны

Римский-Корсаков Н. Опера «Снегурочка»: ариозо Мизгиря, ариетта Снегурочки. Опера «Царская невеста»: ариозо Любаши. Опера «Садко»: песня Варяжского гостя

Танеев С. Опера «Орестея»: ария Кассандры

Чайковский П. Опера «Пиковая дама»: романс Полины


Песни российских композиторов ХХ века

Дунаевский И. Песенка о капитане из к/ф «Дети капитана Гранта»

Жарковский Е. «Прощайте, скалистые горы»

Липатов В. «Ласточка моя»

Мокроусов Б. Заветный камень. «Над рекою ивушка стоит». Матросы Байкала

Новиков А. Дороги. У Кремлевской стены

Островский А. Пусть всегда будет солнце

Соловьв-Седой В. Ветер. Баллада о солдате. Простая песенка из к/ф «Небеса». Соловьи

Таривердиев М. Песея о далекой Родине из т/ф «Семнадцать мгновений весны»

Френкель Я. Русское поле. Журавли

Шебалин В. Песенка


Произведения, рекомендуемые для чтения аккомпанемента с листа

Бизе Ж. Апрельская песня. Прощание аравитянки

Булахов П. «Колокольчики мои». «Нет, не люблю я вас». Свидание

Варламов А. Горные вершины. Красный сарафан. «На заре ты ее не буди»

Векерлен Ж. Филис скупая. Пастушка-резвушка. «Девы, спешите»

Глинка М. Северная звезда. «Люблю тебя, милая роза». «Как сладко с тобою мне быть»

Григ Э. «Нежна, бела». Избушка. Колыбельная Сольвейг

Гурилев А. «Сердце-игрушка». «Вьется ласточка». «Матушка-голубушка»

Делиб Л. Бланш и роза

Дюбюк А. Птичка. «Не скажу никому»

Левина З. Певец

Титов Н. «Я знал ее милым ребенком». Фонтану Бахчисарайского дворца

Флярковский А. «Если спросят, кто такой»

Яковлев М. Зимний вечер


III КУРС

Камерно-вокальные произведения

Александров А. Воспоминание

Аракишвили Д. «Жду тебя»

Балакирев М. Среди цветов. Песня Селима. Рыцарь. Сосна. «Приди ко мне»

Бетховен Л. Прощание Молли. Радость страдания. Новая любовь—новая жизнь. Под камнем могильным.

Бородин А. «Для берегов отчизны дальной». Спящая княжна. Морская царевна.

Брамс И. Верное сердце. Ода Сафо. «Тебя забыть навеки». Девичья песня. «Звучат нежней свирели». «Ах, ручей, ручей мой быстрый». «В зеленых ивах дом стоит».

Бриттен Б. Обработки народных песен: «Салли Гарденс», «Пряха», «У старика пропала дочь», «Когда был я мальчонкой»

Варламов А. Песня Офелии

Василенко С. «Отставала лебедушка». Армянская серенада. «Ты лети, мой сон»

Власов В. Во лесах дремучих

Вольф Г. Утренняя роса. Бродячий музыкант

Гаврилин В. Из русской тетради: Калина, «В прекраснейшем месяце мае»

Гайдн Й. «Жизнь наша—сон». «Ото всех любовь тая». Русалка. Матросская песня

Гладков Г. Цикл песен на стихи Успенского «Все в порядке»

Глазунов А. Музыка к драме М.Лермонтова «Маскарад»: романс Нины

Глинка М.«Я помню чудное мгновенье». Победитель. Рыцарский романс. Колыбельная

Гречанинов А. Подснежник

Григ Э. У моря. Сон. Монте Пинчио

Даргомыжский А. Свадьба (Фантазия). «Мой суженый, мой ряженый» (Баллада). «Ночной зефир». Старый капрал. «И скучно, и грустно». Вертоград. «Я помню глубоко»

Дворжак А. Цикл «Песни любви»: «Нам никогда не суждено», «О, как пустынно в сердце том», «Близ дома я брожу»

Делиб Л. Кукла. Вечерний час

Ипполитов-Иванов М. Две былинки. Цикл «Пять японских стихотворений». Песня золотой рыбки из поэмы М. Лермонтова «Мцыри»

Кабалевский Д. Три четверостишия на стихи Р.Гамзатова. Семь веселых песен на стихи английских поэтов. Из сонетов Шекспира: «Тебе ль меня придется хоронить», «Трудами изнурен»

Левина З. Романсы на слова С.Капутикян. Святой остров. Родник

Лист Ф. Миньона. «Как дух Лауры». Мальчик-рыбак

Моцарт В. «Как-то раз одинокий, печальный». «О, цитра ты моя». К Хлое. Фиалка

Мясковский Н. Цветок. К портрету. Чудный град. Побледневшая ночь. «Очарованье красоты в тебе»

Николаев А. Цикл песен на стихи Г.Лорки

Прокофьев С. «В твою светлицу». Обработки народных песен: «Зеленая рощица», «Катерина», «На горе-то калина»

Раков Н. «Еще томлюсь тоской желанья». Вокализ

Рахманинов С. «Полюбила я на печаль свою». Сирень. Апрель. «Они отвечали». «Я был у ней». «Я жду тебя»

Римский-Корсаков Н. Гонец. Ель и пальма. Дева и солнце. «На нивы желтые». «Дробится и плещет»

Рубинштейн А. Баллада («Перед воеводой»). Ночь

Свиридов Г. Романсы на стихи А. Пушкина. Из слободской лирики: «Ой, снова я сердцем», «Мне не жаль». На стихи М.Лермонтова «Портрет NN»

Сибелиус Я. Черные розы. Алмазы на снегу

Скарлатти А. «Я вся страдание». «Не лучше ль жизнь мою прервать»

Танеев С. «Не ветер, вея». «В дымке-невидимке». «Люди спят». «Пусть отзвучит»

Флярковский А. Цикл «Тебе, о Родина» на стихи С.Есенина

Чайковский П. «Скажи, о чем в тени ветвей». Ночь (на стихи Я. Полонского). «Не верь мне, друг». Отчего. Примирение. «Растворил я окно». «Забыть так скоро». «Я ли в поле да не травушка была». «Средь шумного бала». «Мы сидели с тобой». «Ни отзыва. Ни слова». «Хотел бы в единое слово». Песнь цыганки. «Закатилось солнце»

Чистяков В. Песни мужества на стихи Н.Хикмета

Шапорин Ю. «Медлительной чредой». Испанский романс. «Не одна в поле дороженька», «Ничто в полюшке не колышется»

Шебалин В. Испанский романс. Адель

Шнапер Б. Цикл «Песни для взрослых» на стихи Э.Мошковской

Шостакович Д. Пять романсов на стихи Е.Долматовского

Штраус Р. «Твой взор». Завтра. Посвящение

Шуберт Ф. Смех и слезы. Утренняя серенада. Форель. Пловец. Ночь и грезы. Цикл «Прекрасная мельничиха»: В путь, Куда, Благодарность ручью, Любопытство, Мельник и ручей. «Лебединая песня»: Город, У моря, Приют, Ее портрет

Шуман Р. Сборник песен «Мирты»: Песня Зюлейки (A-dur). «Вдаль, вдаль». Два гренадера. Цикл «Бедный Петер»


Фрагменты из опер, кантат и ораторий

Аракишвили Д. Опера «Сказание о Шота Руставели»: каватина царицы Тамары

Бах И.С. Кантата №21: ария «Слезы, стоны». Кантата «Выбор Геркулеса»: ария «Спи, мой любимый». Три арии из «Нотной тетради Анны Магдалины Бах»

Бетховен Л. Музыка к трагедии В.Гете «Эгмонт»: две песни Клерхен

Верди Д. Опера «Травиата»: ария Жермона. Опера «Риголетто»: ариозо Джильды

Глинка М. Опера «Иван Сусанин»: сцена и ария Вани

Гуно Ш. Опера «Фауст»: ария Валентина

Данькевич К. Опера «Богдан Хмельницкий»: ария Богдана Хмельницкого

Даргомыжский А. Опера «Каменный гость»: две песни Лауры

Кабалевский Д. Опера «Кола Брюньон»: песня и ария Ласочки

Красев М. Опера «Морозко»: две арии Дуни

Массне Ж.Опера «Вертер»: ария Вертера, ария Шарлотты «Пусть льются эти слезы»

Моцарт В. Опера «Свадьба Фигаро»: ария Графини «Бог любви», ария Сюзанны «Приди, мой милый друг». Опера «Дон-Жуан»: серенада Дон-Жуана

Новиков А. Оратория «Нам нужен мир»: ария матери

Прокофьев С. Кантата «Александр Невский»: песня девушки

Пуччини Дж. Опера «Богема»: рассказ Мими

Римский-Корсаков Н. Опера «Снегурочка»: ария Снегурочки «С подружками», каватина Берендея, третья песня Леля

Россини Д. Опера «Севильский цирюльник»: серенада Альмавивы

Рубинштейн А.Опера «Демон»: романс Демона «Я тот, которому внимала», ария Тамары. Опера «Нерон»: Эпиталама

Тигранян А. Опера «Ануш»: ария Ануш

Хренников Т. Опера «В бурю»: песня девушки, ария Аксиньи из 1 акта. Опера «Мать»: ария Ниловны

Чайковский П.Опера «Евгений Онегин»: дуэт Татьяны и Ольги «Слыхали ль вы». Опера «Пиковая дама»: ариозо Гувернантки, дуэт Полины и Лизы. Опера «Иоланта»: ариозо Иоланты

Шапорин Ю. Опера «Декабристы»: песня Бестужева «Версты, версты». Кантата «На поле Куликовом»: каватина Невесты

Шебалин В. Опера «Укрощение строптивой»: ария Катарины

Щедрин Р. Опера «Не только любовь»: песня Маруси


Песни российских композиторов ХХ века

Баснер В. «С чего начинается Родина?». На безымянной высоте

Белый В. Орленок

Блантер М. Веселое звено. В лесу прифронтовом

Дунаевский И. Верность. Звезды. Песня о Волге. Песня о Каховке. Песня о Родине. Марш энтузиастов.

Кац С. «Как у дуба старого». «Шумел сурово брянский лес»

Мурадели В. «Россия, Родина моя»

Новиков А. «С тобой остается». Смуглянка. Россия. Отъезд партизан.

Носов Г. «Далеко, далеко»

Милютин Ю. Ленинские горы

Пахмутова А. Нежность. «Знаете, каким он парнем был». «Орлята учатся летать». Малая земля.

Петров А. Я шагаю по Москве

Соловьев-Седой В. Вечер на рейде. Подмосковные вечера

Хачатурян А. Море Балтийское

Шостакович Д. Песня о встречном


Произведения, рекомендованные для чтения аккомпанемента с листа

Аедоницкий П. Серебряные свадьбы

Алябьев А. «И я выйду ль на крылечко»

Бизе Ж. Апрельская песня. Пастораль

Богословский Н. Любимый город

Булахов П. «Нет, не люблю я вас». «Колокольчики мои»

Верстовский А. Песня Торопа

Гамалея В. «Мать-земля моя»

Гендель Г. Оратория «Самсон»: ария Самсона

Глинка М. Песня Ильиничны, «Кто она и где она». «Я люблю, ты мне твердила»

Гречанинов А. Цветок

Григ Э. Заход солнца. Моя родина

Даргомыжский А. «Чаруй меня». «И скучно, и грустно». «Я все еще его, безумная, люблю»

Дунаевский И. «Спой нам, ветер»

Жарковский Е. «Прощайте, скалистые горы»

Коттрау Т. Санта Лючия

Кюи Ц. Царскосельская статуя

Малашкин С. «О, если б мог выразить в звуке»

Массне Ж. Жалоба Манон

Милютин Ю. Сирень—черемуха

Моцарт В. Умиротворение

Новиков А. Вернулось все. В таежной стороне

Пономаренко Г. «Ой, завьюжила, запорошила»

Россини Д. Альпийская пастушка

Свиридов Г. Березка

Соловьев-Седой В. Вечер на рейде. Баллада о солдате.

Танеев С. Колыбельная. «Когда, кружась, осенние листы»

Форе Г. Мотылек и фиалка


Произведения, рекомендованные для транспонирования

Балакирев М. «Слышу ли голос твой»

Булахов П. «И нет в мире очей». «Не пробуждай воспоминаний». «Я тебя с годами не забыла»

Варламов А. «На заре ты ее не буди»

Глинка М. «Гуде вiтер». «Не пой, красавица». «Горько-горько мне». «Зацветет черемуха»

Григ Э. Рагна. Сосна. Арфа

Гурилев А. Домик-крошечка. Грусть девушки

Даргомыжский А. «Я вас любил». Юноша и дева. «Я все еще его, безумная, люблю». «Мне все равно». «Расстались гордо мы».

Мартини. Восторг любви

Титов А. Талисман

Шуберт Ф. Полевая розочка. Блаженство



IV КУРС
Камерно—вокальные произведения

Александров А. Альбомное стихотворение. Романсы на стихи Б.Бараташвили: Осенний ветер. Серьга

Балакирев М. «Когда волнуется желтеющая нива». Грузинская песня. «Догорает румяный закат». «Над озером». Песня золотой рыбки

Барбер С. Маргаритки. Секреты юных дней. Часы бьют. Ноктюрн. Под ивой

Бетховен Л. Песня Мефистофеля о блохе. Аделаида

Брамс И. Воскресное утро. «Как сирень, расцветает любовь моя». Тоска по милой. Радость жизни. Напрасная серенада. Одиночество в поле

Бриттен Б. В сонных озерах. Ясеневая роща

Вагнер Р. В теплице. Скорби. Грезы. Три романса на стихи французских поэтов

Василенко С. Десять русских народных песен

Вила Лобос Э. Бразильская бахиана №5

Власов А. Фонтану Бахчисарайского дворца

Вольф Г. Ночь. Одиночество. Очарованная. Садовник. Итальянские песни: «Нас даже мелочь восхищает», «С веселой серенадой я пришел», «Прекрасен мир»

Гаврилин В. Из немецкой тетради: Гонец, Ганс и Грета. Из русской тетради: Зима, «Сею-вею», Страдальная

Гайдн Й. Песня пастушки. «О, нежный звук»

Глинка М. Песня Маргариты. Попутная. Адель. Финский залив. К ней

Григ Э. Осенняя буря. Баркарола. Весенний дождь. С водяной лилией. В вечерний час. Эрос

Дебюсси К. Романс. Чудесный вечер. Колокола. Мандолина. Фавн. Любимый сын весны

Делиб Л. Испанская песня

Дуранте Ф. Ариетта

Кабалевский Д. 10 сонетов Шекспира: «Бог Купидон», «Ты – музыка». Вокальный цикл «Время» на стихи С. Маршака

Кикта В. Цикл на стихи А. Пушкина «Пробуждение»

Лист Ф. Лорелея. Канцона. Три цыгана

Малер Г. «Вдыхая тонкий аромат». Рейнская легенда. Воспоминание

Мейтус Ю. Красная ромашка. Водопад

Метнер Н. Романсы на стихи А. Пушкина: «Лишь розы увядают», Цветок, «Я пережил свои желанья». Романсы на стихи М. Лермонтова: «У врат обители». Романсы на стихи Ф. Тютчева: «Что ты клонишь над водами».

Молчанов К. Цикл «Из испанской поэзии» на стихи Г.Лорки

Мусоргский М. Забытый. Колыбельная Еремушке. Сиротка. «По-над Доном сад цветет». По грибы. Цикл «Детская»: С няней. В углу. С куклой

Мясковский Н. Романсы на стихи С. Щипачева. Цикл «Мадригал»

Обрадорс Ф. «О, если б мне чашею стать». «О, как хорошо уметь играть». Кастильская хота. Недотепа

Онеггер А. Колокола. Прощай. Три песни из «Русалочки» Х.К. Андерсена

Прокофьев С. Болтунья. Чернец. Пять стихотворений А. Ахматовой

Петров А. Цикл на стихи Дж. Родари

Равель М. Испанская песня. Французская песня. Итальянская песня. Три песни Дон-Кихота

Респиги О. Снегопад. Из армянских песен: Эхо, «Над гробом сына». Из шотландских песен: Волынщик, «В предвечерней мгле»

Римский-Корсаков Н. Нимфа. «Редеет облаков». «Звонче жаворонка пенье»

Свиридов Г. Цикл песен на стихи Р. Бернса. Цикл песен на стихи С. Есенина

Сибелиус Я. В разлуке. Прогулка

Скарлатти А. Фиалка

Стравинский И. Опера «Мавра»: Русская песня. Весна монастырская

Страделла А. Молитва

Тактакишвили О. Из вокальных поэм: Вечер, Город

Танеев С. «Бьется сердце». Рождение арфы. Маска. Сталактиты. Менуэт

Таривердиев М. Цикл на стихи Л. Мартынова. Цикл на стихи В. Маяковского

Фалья М. де. Цикл «Семь испанских народных песен»: Мавританская шаль, Астуриана, Колыбельная

Чалаев Ш. Цикл на стихи Р.Гамзатова

Чайковский П. «Средь мрачных дней». «Снова, как прежде». «Благословляю вас, леса». «Уноси мое сердце». «То было раннею весной». «Погоди». «Кабы знала я». «День ли царит». «На нивы желтые»

Шапорин Ю. Заклинание. Романсы из цикла «Далекая юность» на стихи А.Блока

Шнитке А. Цикл на стихи М. Цветаевой

Шоссон Э. Колибри. Время сирени. Бабочки

Шостакович Д. Цикл «Из еврейской народной поэзии»: Колыбельная, Предостережение, «Перед долгой разлукой». «Во глубине сибирских руд» ( четыре монолога)

Штраус Р. День всех усопших. Серенада

Шуберт Ф. Баркарола. Скиталец. Весной. Цикл «Прекрасная мельничиха». Цикл «Зимний путь». «Лебединая песня»: Двойник, Вестник любви, Серенада, Атлант

Шуман Р. Сборник песен «Мирты»: Посвящение, Орешник. «Скорбит душа». Круг песен, соч. 39: Лунная ночь, Весенняя ночь. Пять стихотворений Марии Стюарт. Цикл «Любовь поэта»


Фрагменты из опер, кантат, ораторий

Аракишвили Д. Опера «Сказание о Шота Руставели»: ария Абдул-Араба

Бах И.С. «Страсти по Матфею»: ария сопрано. Месса си минор: ария альта №23, ария сопрано. Кантата «На Троицын день»: «Ликуй, мое сердце». «Рождественская оратория»: ария альта

Бизе Ж. Опера «Кармен»: ариозо Кармен из сцены гадания, ария Хозе, ария Микаэлы

Верди Д. Опера «Риголетто»: ария Джильды. Опера «Травиата»: первая ария Виолетты. Опера «Дон Карлос»: ария Эболи, ария короля Филиппа. Опера «Отелло»: песня Дездемоны об иве.

Гайдн Й. Оратория «Времена года»: ария пахаря, ария Ганны

Гендель Г. Опера «Юстиниан»: ария Ариадны. Опера «Ксеркс»: ария «Кораблик в бурном море». Опера «Роделинда»: ария Роделинды

Глинка М. Опера «Руслан и Людмила»: каватина Людмилы. Опера «Иван Сусанин»: ария Сусанина «Чуют правду», каватина и рондо Антониды

Гуно Ш. Опера «Фауст»: каватина Фауста, куплеты Мефистофеля

Даргомыжский А. Опера «Русалка»: сцена и ария княгини, ария Мельника, каватина Князя

Делиб Л. Опера «Лакме»: дуэт Лакме и Малики

Дзержинский И. Опера «Тихий Дон»: ария Аксиньи

Кабалевский Д. Опера «Кола Брюньон»: картина 3: песня Кола Брюньона. Опера «Семья Тараса»: ария Насти, ария Ефросиньи

Массне Ж. Опера «Манон»: ария Манон

Моцарт В. Опера «Свадьба Фигаро»: ария Керубино «Рассказать, объяснить», три арии Фигаро. Дуэт Сюзанны и Фигаро

Прокофьв С. Оратория «На страже мира»: Урок русского языка. Опера «Дуэнья»: ария Клары, рассказ Клары, дуэт Дуэньи и Мендозы. Опера «Война и мир»: дуэт Наташи и Сони из 1 акта, ариозо и ария Наташи

Пуччини Д. Опера «Богема»: ария Рудольфа, вальс Мюзетты. Опера «Мадам Баттерфляй» («Чио-Чио-сан»): две арии Баттерфляй. Сцена Чио-Чио-сан и Сузуки. Опера «Тоска»: две арии Тоски. Две арии Каварадосси. Опера «Манон»: ария Манон

Рахманинов С. Опера «Алеко»: рассказ старика

Римский-Корсаков Н. Опера «Царская невеста»: ария Собакина, две арии Марфы, сцена Любаши и Бомелия. Опера «Снегурочка»: сцена таяния Снегурочки. Опера «Садко»: ария Любавы

Россини Д. Опера «Севильский цирюльник»: каватина Розины, ария Базилио

Рубинштейн А. Опера «Демон»: романс Демона «На воздушном океане»

Сен-Санс К. Опера «Самсон и Далила»: две арии Далилы «Открылася душа», «Самсона в эту ночь ожидаю»

Танеев С. Опера «Орестея»: ария Клитемнестры

Хренников Т. Опера «В бурю»: ария Натальи из 2 акта, песня Леньки из 4 акта

Чайковский П. Опера «Пиковая дама»: ариозо Германа «Прости, небесное созданье», ария Елецкого, ария Лизы из 6 картины (у Канавки), песенка и баллада Томского. Опера «Евгений Онегин»: ария Ленского. Ария и ариозо Онегина. Опера «Орлеанская дева»: ария Иоанны

Шебалин В. Опера «Укрощение строптивой»: дуэт Катарины и Петруччио


Произведения, рекомендуемые для чтения аккомпанемента с листа

Балакирев М. «Ты пленительной неги полна». Рыцарь. Песня Селима

Бетховен Л. Песня Клерхен

Векерлен Ж. Серенада

Верди Д. Опера «Бал-маскарад»: песня Оскара. Опера «Травиата»: ария Виолетты (4 акт)

Глинка М. Рыцарский романс. Песня Вани из оперы «Иван Сусанин»

Глиэр Р. «О, если б грусть моя»

Гуно Ш. Опера «Фауст»: романс Зибеля, каватина Валентина

Гурилев А. Фонтану Бахчисарайского дворца

Колмановский Э. «Я люблю тебя, жизнь»

Левина З. «Ветер с гор моих»

Римский-Корсаков Н. Октава. Песня Индийского гостя из оперы «Садко»

Рубинштейн А. Ночь. Романс Тамары из оперы «Демон»

Свиридов Г. Черный взор

Чайковский П. Весна. «Я вам не нравлюсь». «На землю сумрак пал»

Шебалин В. Дума матери


Произведения, рекомендуемые для транспонирования

Алябьев А. Иртыш

Булахов П. «И нет в мире очей». Колокольчики мои

Варламов А. «Соловьем залетным». «Белеет парус». «Что ты рано, травушка»

Гендель Г. Dignare

Глинка М. Северная звезда. Бедный певец. Жаворонок

Гуно Ш. Опера «Фауст»: куплеты Зибеля

Гурилев А. Сердце—игрушка. Деревенский сторож. «Право, маменьке скажу»

Даргомыжский А. «Влюблен я, дева-красота». «Душечка, девица». Летал соловушка

Душкин А. «Взвейтесь кострами»

Кюи Ц. «Я помню вечер». «Я вас любил»

Мендельсон Ф. «На крыльях песни»

Монюшко С. Золотая рыбка

Рубинштейн А. Певец. Азра

Танеев С. Островок

Шереметьев Б. «Я вас любил»

Шуберт Ф. К музыке. К лютне

Шуман Р. На чужбине



КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКАЯ ПРАКТИКА

Занятия концертмейстерской практикой предполагают многообразие и свободу форм ее проведения. Учебный процесс зависит от условий и возможностей учебного заведения, а также склонностей и профессиональных данных студента.

Наиболее желательными и приоритетными формами являются:

  1. Работа студента в качестве концертмейстера в инструментальных и вокальных классах училища по замене штатного концертмейстера.
  2. Участие в открытых концертах как в рамках училища, так и за его стенами.
  3. Работа на экзаменах в качестве концертмейстера в секторе педагогической практики училища.

Необходимыми составными частями работы по концертмейстерской практике являются:

  • транспонирование вверх и вниз на малую секунду, а также создание и исполнение транскрипций вокальных произведений средней сложности;
  • простейшая гармонизация народной песни;
  • изучение вокальных распевок
  • знакомство с популярной оперной литературой по методическому списку, разрабатываемому педагогом, ведущим предмет.

Перечень форм работы может быть продолжен. В конце 8 семестра работа студента оценивается итоговым баллом, который включается в диплом по предмету «Концертмейстерская практика». На основании этого зачета студент допускается к Государственной аттестации по концертмейстерскому классу.


Дополнение:

В 8 семестре отводятся дополнительные 6 часов для консультаций к Государственной аттестации по концертмейстерскому классу.



© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования