Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Медиатека < Методические материалы < Учебные программы < Концертмейстерский класс (2000 г.)

Министерство культуры Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
«Государственное музыкальное училище имени Гнесиных»

КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС
программа для музыкальных училищ и училищ искусств по специальности 0501.04 «Инструментальное исполнительство (народные инструменты)»


Москва
2000

Одобрена предметно-цикловой комиссией «Народные инструменты».

Переработана в соответствии с Государственными стандартами среднего профессионального образования 1997 года на основе программы Министерства культуры «Аккомпаниаторская практика» 1988 года.

Составители  –   преподаватели ПЦК «Народные инструменты» С.Ф.Мещеряков и И.В.Назарова

Пояснительная записка

Предмет «Концертмейстерская практика» по специальности 0501.04 «Народные инструменты» в музыкальных училищах (училищах искусств) является составной частью профессиональной подготовки студента. Предмет предусматривает развитие практических навыков, необходимых для дальнейшей работы в качестве концертмейстера, руководителя самодеятельного коллектива, педагога.

Основная задача предмета «Концертмейстерский класс» заключается в следующих направлениях: формирование у студентов навыков

  • аккомпанирования с листа;
  • аккомпанирования в транспорте;
  • подбора по слуху;
  • переложения аккомпанемента для своего инструмента;
  • аранжировки и сочинения аккомпанемента к народной песне.

Наряду с практической подготовкой к самостоятельной концертмейстерской работе в задачи предмета входит формирование у студентов художественного вкуса, чувства стиля, широкого кругозора; знакомство с лучшими образцами русской и зарубежной музыки, народным музыкальным творчеством.

Работа над вокальным произведением имеет свои особенности, так как его содержание раскрывается не только через музыку, но и через поэтическое слово. При изучении вокального произведения необходимо прежде всего осмысленное и по возможности эмоциональное прочтение текста, что помогает раскрытию художественной задачи. Студент должен уметь проинтонировать мелодию с текстом, определить ее характер, диапазон, найти кульминационные моменты, цезуры, смены дыхания.

При изучении аккомпанемента студент должен определить ладовые особенности, типы фактуры, установить их зависимость от развития вокальной партии, определить художественные и технические задачи.

При работе с певцом аккомпаниатор должен знать характерную для данного голоса тесситуру, особенности певческого дыхания и артикуляции.

Для обучения чтению нот с листа целесообразно выбирать произведения, доступные по трудности, интересные и разнообразные по содержанию, стилю и фактуре. На первом этапе обучения следует выбирать произведения с более простым аккомпанементом, небольшие по объему, написанные в медленном темпе, с небольшим количеством знаков альтерации.

Особое внимание следует уделять развитию навыков транспонирования. В качестве материала для транспонирования рекомендуются несложные аккомпанементы, как вокальные, так и инструментальные. Студент должен уметь представить звучание произведения в новой тональности. Для формирования навыков транспонирования рекомендуется следующая последовательность: сначала на интервал увеличенной примы, затем на интервал большой или малой секунды. При транспонировании на полутон, составляющий интервал увеличенной примы, достаточно представить мысленно другие ключевые знаки и внести поправку в случайные знаки. При транспонировании на интервалы секунды обозначения на нотном стане не соответствуют реальному звучанию Здесь решающее значение приобретает внутренний слух, осознание функциональных связей гармонического сопровождения и т. д. Успех транспонирования во многом зависит от степени развитости взаимосвязи слуховых представлений и игровых движений, активности музыкального мышления, ориентации в тональностях.

Будущему аккомпаниатору необходимо уметь делать переложения для своего инструмента. В течение всего курса аккомпаниаторской практики студент под руководством преподавателя должен осваивать приемы переложения, а к концу курса самостоятельно делать переложения заданных произведений. Музыкальный материал, используемый в этих целях, должен быть подобран с таким расчетом, чтобы каждое произведение знакомило студента с одним или несколькими приемами переложения.

Необходимо развивать навыки подбора по слуху, а также знакомиться с приемами обработки музыкального материала, в частности, народных мелодий и популярных песен. На начальном этапе эта задача ограничивается подбором по слуху мелодий несложной фактуры и гармонизации. Далее студент приступает к обработке музыкального материала, созданию развитой партии аккомпанемента. Для этого следует сделать анализ данной мелодии, определить характер и жанр, выбрать соответствующий тип фактуры, решить вопрос гармонизации. Необходимо широкое ознакомление с лучшими образцами обработок народных песен и танцев. Одной из важных задач аккомпаниаторской практики является накопление репертуара, необходимого для дальнейшей профессиональной деятельности студента.

При выборе репертуара для аккомпанемента на струнных инструментах (гитара, домра, балалайка) следует учитывать возможность их сочетания. Гитара может использоваться также с флейтой и скрипкой. В этом случае рекомендуется использовать старинные камерные произведения, написанные в сопровождении лютни.

Вся работа в классе аккомпаниаторской практики ведется на основе индивидуального плана, который составляется преподавателем в соответствии с музыкально-техническими возможностями студента. Произведения, намеченные индивидуальным планом, должны быть разнообразны по форме, характеру, стилю.

Требования по семестрам

В течение 5 – 6-го семестров студент должен:

  • пройти 5-6 вокальных произведений;
  • выполнить задания по чтению нот с листа, транспонированию, подбору по слуху;
  • выучить 5-6 песен из массового репертуара.

В течение 7 – 8-го семестров студент должен:

  • пройти 6-7 вокальных, 2-3 инструментальных произведения;
  • выполнить задания по чтению нот с листа, транспонированию, подбору по слуху;
  • сделать 4-6 обработок музыкального материала.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Раздел  1.
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ АККОМПАНЕМЕНТА В АКАДЕМИЧЕСКОЙ МАНЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ

Тема 1.  Возможности инструмента в аккомпанементе. Правила сопровождения

Учебные вопросы. Развитие современного народного музыкального искусства. Переложения и аранжировка в практике аккомпанемента. Требования к аккомпаниатору. Правила сопровождения:

  • добиваться предельной слаженности в ансамбле, метроритмически точно следуя за солистом;
  • контролировать звучание аккомпанемента: во всех динамических оттенках сила звука сопровождения должна быть чуть слабее звучания солиста;
  • понимать и чувствовать форму произведения, логику его развития.

Практические занятия. Прослушивание и анализ записей вокальной и инструментальной музыки.

Тема 2. Чтение с листа, игра оригинального сопровождения и переложений

Учебные вопросы. Чтение с листа – важная ступень в развитии мастерства аккомпаниатора. Предварительный исполнительский анализ произведения: общая характеристика музыкально-художественного образа, выявление мелодических, гармонических, метроритмических, фактурных и темповых трудностей нотного текста. Рабочий темп и умение при игре с листа смотреть вперед.

Практические занятия. Игра аккомпанемента оригинальной инструментальной музыки, современной народной песни, переложений аккомпанемента вокальных сочинений русских и зарубежных композиторов.


Тема 3. Анализ и переложение фортепианного аккомпанемента в основных видах фактуры

Учебные вопросы. Музыкально-художественный и структурный анализ оригинала аккомпанемента – обязательный прием в выборе интерпретации переложения.

План анализа:

- определение жанровой основы сочинения;

- характеристика композиции произведения;

- определение принципов развития формы (повтор, разработка, контраст);

- особенности фразировки и характерные черты интонационного развития мелодии;

- выявление смысловых и кульминационных акцентов поэтического текста и мелодии;

- виды фактуры;

- художественно-образная роль вступления, заключения, связок.

Практические занятия. Переложение аккомпанемента в основных видах фактур (монодическом, аккордовом, гомофонном) и в усложненных способах их изложения (гармоническая, мелодическая и ритмическая фигурации).

Тема 4. Анализ и переложение фортепианного аккомпанемента комбинированных видов фактур

Учебные вопросы. Способы переложения фортепианной фактуры.

Практические занятия. Анализ и переложение аккомпанемента комбинированных видов фактур вокальных и инструментальных сочинений.

Раздел II.
РАЗВИТИЕ СЛУХОВЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ АККОМПАНЕМЕНТА В НАРОДНОЙ МАНЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ

Тема 5. Подбор по слуху гармонизации народных мелодий основными функциями лада

Учебные вопросы. Запись по памяти мелодий популярных народных песен. Игра по нотам произведений оригинального репертуара. Подбор по слуху гармонического сопровождения в партии левой руки. Выявление общих закономерностей в гармонизации народных мелодий: утверждение тоники, разрешение доминанты, преобладающие зоны действия аккордов тоники, субдоминанты, доминанты. Развитие гармонического слуха на примерах гармонизации фольклорной музыки.

Практические занятия. Чтение с листа одноголосных народных мелодий с одновременной гармонизацией их в партии левой руки.


Тема 6. Гармонизация в вариантах и фактурное обогащение народных мелодий

Учебные вопросы. Гармонизация в вариантах и фактурное обогащение мелодии как творческий элемент аранжировки аккомпанемента. Изменение гармонической структуры сопровождения при помощи взаимозаменяемых аккордов тонической, субдоминантовой группы. Использование отклонений и сопоставлений в гармонизации мелодии. Введение второго голоса или подголоска в мелодию, определение их интервального расположения и мест активного движения. Создание развитой партии баса в левой руке.

Практические занятия. Аранжировать мелодию народной песни.


Тема 7. Виды фактур и способы фактурного изложения баянного аккомпанемента

Учебные вопросы. Связь видов фактуры с определенными жанрами народного музыкального творчества:

  • аккордовая фактура – в музыке гимнического, маршевого, песенного и танцевального характера;
  • подголосочная фактура – в протяжных и лирических песнях (опевание выразительных интервалов мелодии, в кадансовых оборотах, для выявления внутридолевого движения);
  • гармонические фигурации – бравурный танцевальный или песенный элемент аранжировки;
  • мелодические фигурации (вариации):

      а) в эпизодическом применении (заполнение пауз в мелодии, соединение вступления с запевом, запева с припевом и т.д.);

      б) полными построениями (использование в танцевальных композициях, песенных аранжировках, игривых по содержанию песнях, как характерный аккомпанемент в частушках).

Практические занятия. Аранжировать в соответствующих видах фактур: марш, лирическую песню, частушку.


Тема 8. Аппликатурные модели

Учебные вопросы. Общие черты гармонизаций народных мелодий. Метроритмическая организация аппликатурных моделей в песенной и танцевальной народной музыке. Аппликатурные модели.

Практические занятия. На примере нескольких однотипных песен сочинить и проставить в аккомпанементе аппликатурные модели.


Тема 9. Транспонирование и модуляция в аккомпанементе

Учебные вопросы. Транспонирование – важный практический навык в аккомпанементе, средство, дающее возможность каждому певцу исполнить музыкальное произведение в удобной тесситуре. Аппликатурная память в позиционном транспонировании на малую терцию, большую сексту, тритон. Транспонирование по нотам на полтона изменением ключевых и случайных знаков. Транспонирование по слуху.

Модуляция – художественный прием аранжировки аккомпанемента. Модуляция на тон, полтона через доминантсептаккорд или группу аккордов новой тональности.

Практические занятия. Приготовить аккомпанемент народной песни или танца в транспорте и с использованием модуляций.


Тема 10. Аранжировка и сочинение аккомпанемента к народной песне

Учебные вопросы. Комплексный анализ народной песни: определение жанровой основы, значение художественного образа в песне, особенности интонационного и ладогармонического развития мелодии. Составление композиционного плана аранжировки аккомпанемента: вступление, запев, повтор, проигрыш, заключение. Основные требования к фактуре сопровождения:

  • избегать дублирования партии солиста, используя этот художественный прием лишь в кульминации;
  • не перегружать фактуру сопровождения в местах, где солирует певец.

Практические занятия. Аранжировка аккомпанемента современной народной песни.



СБОРНИКИ РЕКОМЕНДУЕМЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

  1. Альбом для детей / Сост. В.Зажигин. Вып. 1.- М., 1986
  2. Альбом для юношества / Сост. В.Бубнов. - М., 1979.
  3. Альбом для юношества / Сост. В.Зажигин. Вып. 1. - 1984.
  4. Алябьев А. Романсы и песни. - М.,1974.
  5. Белорусские народные песни для сопрано в сопровождении баяна/ Сост. С.Полонский. - М., 1974
  6. Бетховен Л. Песни. - М., 1977
  7. Булахов П. Романсы и песни. - М.,1969
  8. Варламов А. Романсы и песни. - М., 1975
  9. Векерлен Ж. Пасторали. -М., 1962
  10. Верди Д. Романсы. - М., 1960
  11. Волков В. Под серебряной луной. - М., 1967
  12. Встреча с песней. Вып.1 - М., 1970
  13. Встреча с песней. Вып.З - М., 1973
  14. Встреча с песней. Вып.З - М., 1970
  15. Встреча с песней. Вып.8 - М., 1979
  16. Глинка М. Романсы и песни. - М., 1978
  17. Григ Э. Романсы и песни. - М., 1968
  18. Гурилев А. Песни и романсы. - М., 1968
  19. Даргомыжский А. Романсы. - М., 1971
  20. Две грузинские народные песни для тенора в сопровождении баяна. - М., 1969
  21. Дунаевский М. Песни/ Сост. Л.Булатова. - М., 1960
  22. Кабалевский Д. Избранные романсы и песни. - М., 1974
  23. Кюи Ц. Избранные романсы. - М., 1957
  24. Легкие пьесы для трехструнной домры/ Сост. А.Лачинов. Вып.5 -М., 1962
  25. Лирические песни/ Сост. Л.Дубравин. Вып. 1 -1973
  26. Лирические песни. Вып. 3. - Л., 1974
  27. Лист Ф. Песни. - М., 1979
  28. Листов К. Песни. - М., 1976
  29. Любимые русские народные песни/ Сост. Р.Рустамов. - М., 1980
  30. Моцарт В. Песни. - М., 1981
  31. На досуге: Репертуарная тетрадь балалаечника./ Вып. 2 - М., 1984
  32. Народные песни. - М., 1969
  33. Островский А. Детские песни. - М., 1968
  34. Пахмутова А. Песни для голоса с сопровождением. - М., 1976
  35. Педагогический репертуар балалаечника. Вып.1/ Сост. В.Глейхман. - М., 1976
  36. Педагогический репертуар балалаечника. Вып.2/ Сост. В. Глейхман. - М., 1978
  37. Педагогический репертуар балалаечника. Вып.1/ Сост. Н.Вязьмин. -М., 1966
  38. Педагогический репертуар балалаечника. Вып.3 /Сост. Н.Вязьмин. - М., 1969
  39. Педагогический репертуар домриста. Вып.1/ Сост. А.Александров. - М., 1976
  40. Перселл Г. Избранные вокальные сочинения. - М., 1955
  41. Песни на стихи Е.Долматовского. - М., 1975
  42. Песни на стихи Е.Евтушенко. - М., 1974
  43. Песни на ситихи Л.Ошанина. - М., 1974
  44. Песни радио и кино. Вып. 195. - М., 1975
  45. Песни радио и кино. Вып. 207. - М., 1975
  46. Песни радио и кино. Вып. 208. - М., 1975
  47. Песни радио и кино. Вып. 217. - М., 1975
  48. Песни радио и кино. Вып. 218. - М., 1975
  49. Песни радио и кино. Вып. 215. - М., 1975
  50. Песни радио и кино. Вып. 222. - М., 1976
  51. Песни радио и кино. Вып. 238. - М., 1977
  52. Песни радио, кино и телевидения. Вып. 1. - М., 1979
  53. Песни радио, кино и телевидения. Вып. 8. - М., 1979
  54. Песни радио, кино. Вып. 71. - М., 1986
  55. Песни радио, кино и театра. Вып.73. - М., 1986
  56. Песни советских композиторов/ Сост. П.Говорушко. - М., 1965
  57. Песни советских композиторов/ Сост. В.Машков
  58. Песни радиостанции «Юность». Вып.8/ Cост. М.Пляцковский. -М., 1977
  59. Песни на стихи Рождественского. - М., 1975
  60. Песня-75.-М., 1975
  61. Песня-76.-М., 1976
  62. Песня-78.-М., 1978
  63. Пьесы для трехструнной домры. Вып.3/ Сост.А.Агафонов. - М., 1964
  64. Пьесы для трехструнной домры./ Сост.И.Щетинков. - М., 1985
  65. Пьесы, народные песни и танцы для балалайки с баяном. Вып.2 /Сост. В.Мурзин. - М.. 1962
  66. Пьесы советских композиторов для балалайки. Вып.1/ Сост. А.Шалов.-М., 1977
  67. Н.Раков. Романсы и песни. - М., 1963
  68. Рахманинов С. Романсы. - М., 1977
  69. Репертуар балалаечников. Вып.3/ Сост. Е.Гуляев. - М., 1976
  70. Репертуар домриста. Вып.6/ Сост. В.Глейхман. - М., 1971
  71. Репертуар домриста. Вып.7/ Сост. В.Евдокимов. - М., 1972
  72. Репертуар домриста. Вып.8/ Сост. В.Евдокимов. - М., 1972
  73. Репертуар домриста. Вып.9/ Сост. В.Евдокимов. - М., 1975
  74. Римский-Корсаков Н. Романсы. - М., 1969
  75. Рубинштейн А. Романсы. - М., 1972
  76. Русские народные мелодии/ Концертные обработки А.Шалова. -Л.-М., 1985
  77. Русская народная песня «Калинка» Сост. И.Назаренко. - М., 1974
  78. Русские народные песни. Вып.1/ Сост.В.Жаров. - М., 1962
  79. Русские народные песни. Вып.2/ Сост.В.Жаров. - М., 1963
  80. Русские народные песни./ Сост. В.Стулов. - М., 1972
  81. Русские народные песни./ Сост. Е.Шендерович. - М., 1971
  82. Русские народные песни./ Сост. Л.Шимков. - М., 1972
  83. Русские народные песни. - М., 1957
  84. Свиридов Г. Романсы и песни. - М., 1970
  85. Украинские народные песни в сопровождении баяна/ Сост. Н.Ризоль. -Киев, 1969
    85а.  Украинские народные песни для голоса и аккордеона/ Сост. В.Горохов. - М., 1977
  86. Украинские народные песни в обработке для голоса в сопровождении баяна и вокального ансамбля. - Киев, 1980
    86а.  Украинские народные песни из репертуара И.Козловского/ Сост. И.Назаренко. - Киев, 1970
  87. Украинские народные песни в переложении для баяна. Вып.7/ Сост. Н.Ризоль. - Киев, 1978
    87а.  Украинские народные песни из репертуара П.Колесника. - Киев, 1975
  88. Хрестоматия балалаечника. Вып.1/ Сост. В.Глейхман. - М., 1972
  89. Хрестоматия балалаечника. Вып.1/ Сост. О.Глухов. - М., 1974
  90. Хрестоматия для пения, ч.1/ Сост. К.Тихонов и К.Фортунатов. -М., 1978
  91. Хрестоматия домриста: 4—5 классы ДМШ/ Сост. В.Евдокимов. -М., 1986
  92. Хрестоматия для пения, ч.2/ Сост. К.Тихонов и К.Фортунатов. -М., 1978
  93. Хрестоматия для пения./ Сост. Е.Гедеванова и А.Попов. - М., 1973
  94. Хрестоматия домриста. Вып.1/ Сост. А.Лачинов. - М., 1965
  95. Хрестоматия домриста. Вып.1/ Сост. А.Александров. - М., 1972
  96. Чайковский П. Романсы. - М., 1978
  97. Шаинский В. Песни. - М., 1977
  98. Шопен Ф. Песни. - М., 1974
  99. Шостакович Д. Вокальные сочинения. - М., 1974
  100. Шуберт Ф. Зимний путь. - М., 1976
  101. Шуберт Ф. Прекрасная мельничиха. - М., 1976
  102. Шуберт Ф. Песни на стихи Гете. - М., 1961
  103. Шуман Р. Любовь поэта. - М., 1972
  104. Шуман Р. Песни. - М., 1969
  105. Шамо И. Песни. - Киев., 1975
  106. Альбом пьес для домры и гитары/ Сост. Н.Розов и В.Юрьев. - М., 1956
  107. Народные песни для домры в сопровождении гитары. - М., 1948
  108. Песни и романсы в сопровождении гитары. - Киев, 1955
    108а.  Песни советских композиторов в сопровождении гитары.- М.,1948
  109. Произведения русских композиторов для голоса в сопровождении гитары. - М., 1947
  110. Русские народные песни в сопровождении гитары. - М., 1964
  111. Сборник пьес русских композиторов для домры в сопровождении гитары/ Сост. М.Иванов. - М., 1949
  112. Хрестоматия по аккомпаниаторской практике. Музыкальное училище— баян, аккордеон/ Сост. Б.Егоров, Г.Левдокимов. - М., 1991
  113. Новые лирические песни. №8. - М., 1965
  114. Журнал «Художественная самодеятельность». - М., 1964
  115. Поет Людмила Зыкина (песни советских композиторов и русские народные песни). Сост. А.Шалаев. - М., 1969
  116. Поет Ольга Воронец (песни для голоса в сопровождении баяна). -М., 1968
  117. Русские народные песни в обработке М.Коваля
  118. Сборник «Ходили мы походами». - М., 1957
  119. Песни радио и кино. Вып. 67. - М., 1965
  120. Романсы на слова Пушкина для голоса в сопровождении фортепиано. Сборник.
  121. Пионерские песни и танцы. - М. - Л., 1960

РЕПЕРТУАРНЫЕ СПИСКИ


Вокальные произведения отечественных композиторов ХХ века

Александров А. «По долинам и по взгорьям» (26)

Аверкин А. «На побывку едет»

Аедоницкий М. «Красно солнышко»(116)

«Черемуха»(116)

Баснер В. Березовый сок. На безымянной высоте.

«С чего начинается Родина?»(26)

Белый В. Орленок (26, 13)

Блантер М. Грустные ивы (13), Катюша (12), Партизан Железняк (12), Песня о Щорсе, Три танкиста (26), Черноглазая казачка (113), «Лучше нету того цвету» (113)

Богословский Н. Спят курганы темные (11) Темная ночь (12)

Будашкин Н. «За дальнею околицей» (12)

Василенко Итальянская серенада, соч.61

Дунаевский И. Вечер вальса,«Если б имела я десять сердец», Моя Москва, «Ой, цветет калина», Песня о Каховке,«Спой нам, ветер», «Широка страна моя родная», «Школьный вальс»(21), Дальняя сторожка, Весенний Марш(11), Молчание, Песня Анюты

Глиэр Р. «В порыве нежности сердечной»

Жарковский Е. «Прощайте, скалистые горы»(13)

Кабалевский Д. Гвоздь и подкова, Кораблик, Песня о березке, Романс Бенволио, Серенада Дон Кихота (22)

Колмановский З. Бирюсинка(56)

Кутузов Н. Сибирский ленок (116), «Замело-занесло» (117)

Кузнецов Е. Весенний хоровод, Топотуха(113)

Камин С. «Мы желаем счастья вам» (113)

Листов К. В землянке, Песня о тачанке (28), Севастопольский вальс, «Ходили мы походами»(119) «Я помню вальса звук прелестный» (119)

Левашев А. «Что ты сделала, подруга», Родное Подмосковье (116), «Волга знает, куда течет» (117)

Лученок И. Дударики (48)

Милютин Ю. Сирень-черемуха (13)

Молчанов К. «Сердце, молчи» (56), романс Женьки из оперы «А зори здесь тихие» (113)

Мокроусов Б. Заветный камень, Одинокая гармонь (12)

Мурадели В. Бухенвальдский набат (45), Россия – Родина моя (56)

Новиков А. Дороги (43), Звездам навстречу (116), Смуглянка, Песня матери из кантаты «Нам нужен мир», Отъезд партизан, Вася-Василек, Облака, Белая береза

Островский А. Как провожают пароходы (120)

Пахмутова А. До отправленья поезда, Малая земля, Надежда, Нежность, Песня о тревожной молодости (34), Солнце любви твоей (54), Сидят в обнимку ветераны, А ты любви моей не понял, Рябина (116)

Петров А. Песенка Кольки из к/ф «Я шагаю по Москве» (113), Песня о друге (56)

Птичкин Е. Сладка ягода (46)

Пономаренко Г. Ивушка (113), «Ой, снег-снежок», Оренбургский платок, «Не будите, Журавли», Русские матери (113), Тополя, Белый снег, Колокольчик (117)

Поликарпов А. Рябина (116), «Глазки кари мне моргали» (116), Уральская рябинушка (116), Сугробы белые (117)

Раков Н. Береза, Дудочка, Поцелуй (67)

Родыгин Е. Уральская рябинушка (116)

Свиридов Г. Изгнанник, Колыбельная песенка, Любовь. Песня под тальянку, «Подъезжая под Ижоры» (84), «Я много жил в гостиницах», «Роняет лес багряный свой убор», «На земле живут лишь раз», Смерть Тодора, «Сквозь волнистые туманы», К няне, Зимний вечер, Слеза

Соловьев-Седой В. «Услышь меня, хорошая» (113), Вечер на рейде, На солнечной полянке, Подмосковные вечера (113)

Слонов Н. Волжанка (113)

Прокофьев С. Солдатская походная, Песня о Родине, Зеленая рощица, За лесочком, Катерина, песня девушки из кантаты «Александр Невский»

Тухманов Д. День Победы (45), Здравствуй, мама (48)

Туликов С.«Лишь ты смогла, моя Россия», Родина (116)

Темнов В. Вербы, Банька сибирская (113)

Фаттах. Хороши вечера на Оби (56)

Фельцман О. Венок Дуная, До завтра, Комсомольцы 20-го года, Песенка о робинзонах (56)

Френкель Я. Как тебе служится (120), Комсомольцы-добровольцы (41), Березы, Ночной разговор (114)

Фрадкин М. На тот большак (120), Течет Волга, За фабричной заставой (43)

Хренников Т. Песня шута, Песня о песне, «Как соловей о розе», Колыбельная Светланы (12), Московские окна (56)

Шаинский В. Багульник, Береза белая, Голубой вагон, Дрозды, Крейсер«Аврора»,«Не плачь, девчонка», Песенка Чебурашки, Травы-травы, Через две зимы (97), Уголок России (113)

Шапорин Ю.«О, если б грусть моя»

Шостакович Д.«Во глубине сибирских руд», День признаний, Дженни, Критику (99), Испанские песни, Предчувствие, Стансы, День обид (121) Четыре монолога: Отрывок, «Что в имени тебе моем», «Во глубине сибирских руд», Прощание (121) Романсы на стихи Саши Черного: Пробуждение весны, Крейцерова соната. Песня о мире, Песня о встречном (122)

Щедрин Р. Частушки Варвары из оперы «Не только любовь»

Щекотов В. Волжские припевки, Сибирская полечка,«Ночи темные были»

Произведения русских композиторов XIX века

Алябьев А.«Вечерком румяну зорю»,«Влюблен я, дева-красота», Изба,«Кольцо души девицы,» Незабудочка, Соловей,«Я вас любил»,«Я вижу образ твой», Иртыш, Песнь старика, Очи, Уныние, Разлука,«Увы, зачем она блистает»,«И я выйду ль на крылечко»,«Плачет дева гор», Два ворона,«Что грустишь ты, одинокий»

Балакирев М.«Обоими, поцелуй», Песня разбойника, Рыцарь,«Так и рвется душа»,«Взошел на небо месяц ясный», Среди цветов (2)

Булахов П.«Гори, гори, моя звезда»,«И нет в мире очей»,«Колокольчики мои»,«Не для меня»,«Не пробуждай воспоминанья»,«Нет, не люблю я вас», Тройка, Свидание, Раздумье, Баллада, Ожидание,«Не хочу»,«Утро туманное»,«Надуты губки для угроз», «Уж я с вечера сидела», Темно-вишневая шаль (7)

Варламов А.«Ах ты, время-времечко»,«Белеет парус одинокий»,«Вдоль по улице метелица метет», Красный сарафан,«На заре ты ее не буди»,«Оседлаю коня»,«Раз в крещенский вечерок»,«Так и рвется душа»,«Ты не пой, душа - девица»,«Что мне жить и тужить», Песнь разбойника,«Я любила его»,«Зачем с улыбкою печальной», Ожидание, Мери, Напоминание,«На небо взглянул я»,«О нет, не верю я», Ненаглядная,«Тяжело, не стало силы»,«Целый день на небе»,«Взволнуют море непогоды»,«Что это за сердце»,«Смолкни, пташка-канарейка»,«Что ты рано, травушка»,«Ты не пой, соловей» (8), Горные вершины (113)

Глинка М.«В крови горит огонь желанья»,«Как сладко с тобою мне быть», К ней, К цитре, Мери,«Не говори, что сердцу больно»,«Не искушай»,«Не называй ее небесной»,«Не пой, красавица, при мне», Попутная песня, Сомненье,«Что, красотка молодая»,«Я помню чудное мгновенье»,«Ах, когда б я прежде знала», Венецианская ночь,«Я здесь, Инезилья», Утешение,«Скажи, зачем»,«Если вдруг среди радостей»,«Забуду ль я»,«Ах ты, ночь ли ноченька», Жаворонок, Северная звезда,«Не пробуждай воспоминаний» (16), Болеро, Победитель, Адель,«Не щебечи, соловейко»,«Зацветет черемуха», Рыцарский романс

Гурилев А.«Вьется ласточка сизокрылая», Грусть девушки, Домик-крошечка, Колокольчик, Матушка-голубушка, Она миленькая, Разлука, Сердце-игрушка, Сарафанчик,«И скучно, и грустно»,«Вам не понять моей печали»,«Я говорил при расставаньи»,«Отгадай, моя родная»,«Право, маменьке скажу»,«Жарко в небе солнце летнее»,«На заре туманной юности» (18)

Даргомыжский А. Баба старая,«В крови горит огонь желанья», Восточный романс, Лихорадушка, Мельник,«Мне грустно»,«Не скажу никому»,«Оделась туманами»,«Я вас любил»,«Я все еще люблю», Титулярный советник, Червяк, Шестнадцать лет, Юноша и дева,«Влюблен я, дева-красота»,«Любить себя я позволяю»,«Я затеплю свечку»,«Камень тяжелый»,«О, моя милая дева»,«Ночной зефир»,«Любила, люблю я», На балу, Старый капрал,«Ревнуешь ты», Песня Лауры, Судьба (19,113)

Кюи Ц. Наперстник, Царскосельская статуя,«Я вас любил»,«Истомленная горем», Молодые,«Коснулась я цветка» (23)

Мусоргский М.«Что вам слова любви», Гопак, По грибы, Забытый

Рахманинов С.«О нет, молю, не уходи», Островок,«Проходит все», Сирень, Сон,«Полюбила я»,«Она, как полдень, хороша»,«Я жду тебя», Вокализ,«Не пой, красавица»,«О, не грусти»,«Уж ты, нива моя»,«Здесь хорошо», Крысолов,«В молчаньи ночи тайной» (68)

Римский -Корсаков Н. «На нивы желтые», «На холмах Грузии», Октава,«О чем в тиши ночей»,«Пленившись розой, соловей»,«Тихо вечер догорает»,«Что в имени тебе моем»,«О, если б ты могла», Гонец,«Где ты, там мысль моя летает»,«Запад гаснет в дали светло-розовой»,«Не ветер, вея с высоты»,«То было раннею весной»,«Мне грустно»,«Шепот, робкое дыханье», Эхо,«Медлительно влекутся дни мои», «Звонче жаворонка пенье», Третья песня Леля из оперы «Снегурочка» (74)

Рубинштейн А. Зулейка, «Клубится волною», Певец, Разбитое сердце, «Скинь чадру», Ночь, «Что в имени тебе моем» (75)

Чайковский П. «Закатилось солнце», Осень, Песнь цыганки, Серенада, «Средь шумного бала», Страшная минута, Флорентийская песня, «Хотел бы в единое слово», Чаровница, Ночь, «;Забыть так скоро», «Я ли в поле да не травушка была», «Мы сидели с тобой», «Нет, только тот, кто знал», »Растворил я окно», «Он так меня любил», «Отчего?», Серенада, «Куда ты летишь», «Не верь, мой друг», Соловей, «Зачем»,«Зимний вечер», Серенада Дон-Жуана», ариозо Воина из кантаты «Москва» (96)

Произведения зарубежных композиторов

Бах И.С. Ария из кантаты № 21«Слезы и стоны». Ария из «Рождественской оратории»«Жених небесный», ля минор. Ария из«Магнификат» си минор. Ария из«Рождественской мессы» №4 ля минор. Ария из кантаты №117 «Сердце, плачь». «;Страсти по Иоанну», ария. 10 песен из книги напевов Г.К.Шемелли: «;В час вечерний»,«Как день приносит»,«Не печалься»,«Свет несет»,«Победа»,«Радость».

Бетховен Л. Майская песня, Песня о покое, Поцелуй, Смерть, Новая любовь—новая жизнь, Стремление, Круг цветочный, Прощание, Покой, Люблю тебя, К возлюбленной, Песнь Миньоны, Песня о блохе, Тоска разлуки, В могиле темной, Аделаида, Весною (6)

Бизе Ж. Апрельская песня, Утро,«Есть тайна у меня», Серенада, Гимн любви

Векерлен Ж. Менуэт Экзоде, Аминта,«Ах, зачем я не лужайка»,«Девы, спешите», Лизетта,«Мама, что такое любовь?», Нанетта,«О, свирель», Пастушка-резвушка (9)

Вебер К. Ария Анхен из оперы«Вольный стрелок»

Верди Д. К звезде, Нищий,«Покоя лишилась», Трубочист, Цыганка, Ария Виолетты из оперы«Травиата» (10)

Глюк К.«Душа, веселися», Мелодия, ария Орфея из оперы«Орфей»«Потерял я Эвридику»

Гуно Ш. Вальс Джульетты из оперы«Ромео и Джульетта»

Григ Э. Арфа, в лесу, Избушка, Люблю тебя,«Слышу ли песен звуки», Песня Сольвейг, К родине, Старая мать, В челне, Сосна, С примулой, У реки, Розы, С водяной лилией, Летний вечер, Цыганка,«Когда брожу в вечерний час», Изгнанник,«Море в ярких лучах сверкает» (17)

Гендель Г.«Тревоги горьких дум»

Дуранте С.«Vergin tutta amor»

Ирадьер С. Голубка (113)

Лист Ф.«Всюду тишина и покой»,«Как утро, ты прекрасна»,«Люблю тебя»,«Ты, как цветок, прекрасна»,«В любви все чудных чар полно»,«Безмолвен будь»

Леннон Д., Маккартни П. Мишель (113)

Мендельсон Ф. Весенняя песня, Песня путника, На крыльях песни, Зулейка, Букет цветов, У колыбели, Песня пастуха, Утешение, Осенняя песня, Песня охотника, Утренняя песня, Майская песня о любви, Тоска по родине, песня урожая

Монюшко В. Песня Гальки из оперы«Галька»

Моцарт В. К радости, Немая грусть, Волшебник,«Вы, птички, каждый год», Прощальная песня, Маленькая пряха, К Хлое, Сновидение, Детские игры, Тайна,«Как трепетно сердце», Несчастная любовь, Цитра, Покой,«Словно прежде», ария Керубино«Рассказать, объяснить не могу я» и ария Фигаро«Мальчик резвый» из оперы«Свадьба Фигаро», ария Тамины из оперы«Волшебная флейта», ария Бастьены из оперы«Бастьен и Бастьена» (30)

Перселл Г.«О, как счастлив тот»,«О любви мольбы оставь», Радость и горе,«Чудак любви годами ждет»,«Я решительно против» (40)

Перголези Дж.«Если любишь», ария из «Stabat mater»:«Fac ut portem»

Сибелиус Я.«Я больше не спрашивал», Игра в мяч, Девушка пришла домой

Рамирес А. Странники (113)

Шопен Ф. Желание, Колечко, Мелодия, Моя баловница,«Нет мне отрады», Пригожий парень, Чары, Весна, Мутные воды, Что любит молодая девушка, Твой завет, Вестник, Мой возлюбленный, Рыцарь перед боем, Двое погибших, Мои друзья (98)

Шуберт Ф. Цикл«Прекрасная мельничиха»: Стой, В путь, Мельник и ручей, Благодарность ручью, Праздничный вечер, Любопытство, Нетерпение, Любимый цвет, Моя!, Пауза, Колыбельная ручья. Цикл«Зимний путь»: Спокойно спи, Флюгер, Оцепенение, Горный поток, Блуждающий огонек, Почта, Путевой столб. Песни на стихи Гете: Розочка на поле, Швейцарская песня, Сладость скорби, Вечерняя песня охотника, Любовь без покоя, Лесной царь, Штиль на море, Сын муз. Сборник«Лебединая песня»: Двойник

Шуман Р.Цикл«Любовь поэта»: «Забытой старой сказки», «Во сне я горько плакал»,«Встречаю взор очей твоих», «Слышу ли песни звуки», «Напевом скрипка чарует»,«И розы, и лилии»,«Цветов венок душистый»,«Я не сержусь» (103, 113). Цикл«Любовь и жизнь женщины»: «Взор его при встрече», «Не знаю, верить ли счастью»,«Он прекрасней всех на свете». Сборник«Мирты»: Лотос, Загадка«Утром встаю», «Как утро ты прекрасна», «К любимой мчат меня мечты» (104)

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Обработки народных песен

«Ах вы, сени» (обр. А.Шалова, 76)

«Ах ты, береза» (обр. Б.Трояновского, 93)

«Ах, дедушка, дедушка» (обр. И.Балмашева, 88)

«Ах ты, ноченька» (обр. Н.Любимовой, 94)

«Ах, утушка луговая» (обр. Н.Любимовой, 94)

«Волга-реченька глубока» (обр. А.Шалова, 88)

«В саду девушки гуляли» (обр. Н.Красавина, 35)

«Гусачок» (обр. С.Фурмина, 113)

«Дождик» (обр. Н.Вязьмина, 31)

«Ивушка» (обр. Н.Успенского, 94)

«Камаринская» (обр. А.Шалова, 76)

«Как в лесу, лесу-лесочке» (обр. В.Евдокимова,88)

«Как ходил-гулял Ванюша» (обр. С.Фурмина, 113)

«Калинка» (обр. А.Александрова, 113)

«Катенька веселая» (обр. В.Мотова, 89)

«Как за морем диво» (обр. А.Лядова, 113)

«Микита» (обр. Е.Авксентьева, ИЗ)

«На Иванушке кафтан» (обр. Б.Трояновского, 113)

«Научить ли тя, Ванюша» (обр. В.Мотова, 89)

«Отставала лебедушка» (обр. С.Василенко, 95)

«Ой, лопнув обруч» (обр. А.Семечкина, 113)

«Iхав козак на вiйноньку» (обр. А.Илюхина», 113)

Припевка (обр. Ю.Блинова, 113)

Пивна ягода (обр. Н.Фомина, 94)

Плясовая (обр. Ю.Шишкова, 94)

«Под яблонькой зеленою» (обр. Ю.Соловьева, 39)

Трепак (обр. А.Данилова, 69)

Тимоня (обр. В.Хватова, 113)

«Ты, раздолье мое» (обр. С.Василенко, 94)

«Сама садик я садила» (обр. Б.Феоктистова, 31)

«Сеяли гурани» (обр. Н.Низюрского, 113)

«Стоит гора высокая» (обр. Ф.Надеенко, 86)

«Солнце низенько» (обр. М.Лысенко, 86)

«У сусида хата била» (обр. В.Талавири, 99)

Утро (обр. Н.Нариманидзе, 20)

«Уж ты, сад» (обр. Н.Любимовой, 94)

Утушка луговая (обр. В.Евдокимова, 71)

«Хлопчик пашенку пахае» (обр. И.Балмашева, 88)

«Цвели, цвели цветики» (обр. Б.Трояновского, 3)

Цицинатели (обр. Гокиели, 87)

«Час да почасу» (обр. П.Барчунова, 39)

Шуточная (обр. Ю.Шишакова, 88)

«Я на камушке сижу» (обр. В.Авророва, 113, М. Ипполитова- Иванова, 91)

Произведения отечественных композиторов XX века

Артемьев Э. Песня (88)

Асафьев Б. Скерцо (71)

Барчунов П. Пляска (95)

Бирнов Л. Лирический этюд (63)

Блинов Ю. Колыбельная (113)

Вязьмин Н. Напев(89)

Гаврилин В. Танцующие куранты (64)

Гедике А. Русская (113)

Глейхман В. Токкатина (88)

Глиэр Р. Ария (24). Рондо (88). Танец на площади (94)

Гольц Б. Протяжная (35)

Евдокимов В. Этюд-скерцо (73)

Зарицкий Ю. Полька (66)

Захаров В. Колхозная полька (113)

Звонарев О. Скерцино (95)

Кабалевский Д. Мечты (72). Полька (88, 113)

Камалдинов Г. Плясовая (113)

Коняев С. Вечное движение (95)

Купревич В. Тульский самовар (69)

Кучеров В. Наперегонки (95)

Лаптев В. Танец (63)

Магиденко М. Перепляс (88)

Милютин Ю. Гуцульский танец (95)

Мурзин В. Вальс (72). Наигрыш (89)

Оякер В. В прибрежном колхозе (95)

Петров А. Марш (95)

Полунин Ю. Прялка (73)

Прокофьев С. Марш (1). Песня (113)

Птичкин Е. Прелюдия (68)

Репников А. Напев и частушка (66)

Сапожнин В. Веселая скрипка (64)

Хачатурян А. Вальс (69). Танец девушек из балета «Гаянэ»(39)

Хренников Т. Как соловей о розе (113)

Чайкин Н. У околицы (113)

Шалаев А. Фантазия на тему русской народной песни «У зари-то, у зореньки» (113)

Шалов А. Русская песня (89). Словацкая плясовая (66)

Широков А. Русская полька (69)

Шишаков Ю. Маленькая юмореска (95)

Шостакович Д. Вальс-шутка (3). Заводная кукла (95). Колыбельная (72). Контрданс (64, 113). Лирический вальс (70). Полька, Танец (88). Танец— скакалка (2). Маленький марш (113)

Яковенко П. Ариозо (73)

Произведения русских композиторов XIX века

Алябьев С. Соловей (95)

Андреев В. Грезы (95). Сцена из балета (24). Вальс «Искорки» (113)

Аренский А. Журавель (113)

Балакирев М. На Волге (2). Полька (31)

Бородин А. Песня (71)

Варламов А. «Что ты рано, травушка» (113)

Верстовский А. Вальс (95). Хор девушек (88)

Глазунов А. Пиццикато (113)

Глинка М. Мазурка (71). Элегия (24). «Что красотка молодая». «Славься». Андалузский танец (113)

Гречанинов А. Весенним утром (2). На зеленом лугу (88)

Гулак-Артемовский С. Танец (24)

Гурилев А. Полька-мазурка (35)

Даргомыжский А. Танец (35, 113)

Кюи Ц. Непрерывное движение (94)

Лядов А. Гротеск (88). Прелюдия, Протяжная(З). Сарабанда (94)

Ребиков В. Песня без слов (94)

Фомин Н. Балетная сцена. Овернский танец (68)

Чайковский П. Грустная песенка. Игра в лошадки (1). Камаринская, Трепак (88). Мазурка (95). Неаполитанский танец (113)

Произведения зарубежных композиторов

Бах И.С. Бурре (68).Волынка (31). Гавот (94). Рондо (88) Сицилиана (95, 113)

Бетховен Л. Контрданс, Менуэт (95). Сонатина (94)

Бом К. Непрерывное движение (94)

Вебер К.М. Хор охотников (113)

Венявский Г. Мазурка (71)

Гайдн Й. Шутка (88). Менуэт (113)

Гендель Г. Ларгетто (53). Прелюдия (94)

Глюк К. Бурре (88)

Госсек Ф. Тамбурин (95)

Грациоли Р. Адажио (95)

Григ Э. Народная песня (70)

Данкля Ш. Вариации на тему Доницетти (89)

Дворжак А. Мелодия (72)

Делиб Л. Пиццикато (68)

Дженкинсон Э.Танец (95)

Динику Г. Мартовский хоровод (63)

Дриго Р.Вальс (89)

Дюссек Я. Старинный танец (88)

Корелли А. Адажио (71). Гавот, Сарабанда (113)

Куперен Ф. Пастораль (3)

Люлли Ж. Гавот (3)

Мендельсон Ф. Песня без слов (95)

Моцарт В. Менуэт (94). Вальс (113)

Перселл Г. Ария (88)

Рамо Ж.Ф. Менуэт (113)

Россини Д. Хор швейцарцев (89)

Сен-Санс К. Лебедь (95)

Шуберт Ф. Два немецких танца (70). Серенада (89). Менуэт (64)

Шуман Р. Марш (3). Веселый крестьянин (113)

Штраус И.Полька-пиццикато (3)



© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования