Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Медиатека < Методические материалы < Учебные программы < История инструментального исполнительства (2005 г.)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ
Учебно-методический совет по группе специальностей
культуры и искусства среднего профессионального образования



ИСТОРИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА


Примерная программа
для специальности 0501 «Инструментальное исполнительство»


повышенный уровень
среднего профессионального образования


Москва
2005

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 0501 «Инструментальное исполнительство»

Одобрена Учебно-методическим советом по группе специальностей культуры и искусства среднего профессионального образования

Председатель Г.В. Маяровская

Составитель  –   Бойцова Н.В., председатель ПЦК «Теория музыки» ГМК имени Гнесиных
Рецензенты   –   Соловьева Н.А., заслуженный работник культуры РФ, заместитель директора ГМК имени Гнесиных
Демидов В.П., заслуженный учитель РФ, кандидат искусствоведения, директор АМК при МГК имени П.И.Чайковского

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная примерная программа по «Истории инструментального исполнительства» составлена на основе ГОС СПО специальности «Инструментальное исполнительство». Программа является основой для разработки рабочих программ и тематических планов по всем инструментальным специальностям: 0501.01 «Фортепиано», 0501.02 «Струнные инструменты», 0501.03 «Духовые и ударные инструменты, 0501.04 «Инструменты народного оркестра».

Задачей курса «История инструментального исполнительства» в среднем профессиональном учебном заведении является расширение художественного кругозора студентов, а также развитие их способности ориентироваться в различных музыкальных стилях и направлениях в своей художественной практике.

Курс предполагает освещение основных этапов развития инструмента, обзор творчества выдающихся исполнителей, ознакомление с музыкальными произведениями, созданными для данного инструмента. Тематические планы построены по хронологическому принципу на основе общеисторической периодизации.

Планирование занятий для специальности 0501.02 «Струнные инструменты» имеет свою специфику. В связи с тем, что объем изучаемой скрипичной литературы велик, представляется практически целесообразным разделение студентов на группы:

  • «скрипка, альт»;
  • «виолончель, контрабас, арфа».

Объем курса для каждой группы составляет 72 часа.

Распределение часов в группе «Скрипка, альт»: 54 часа по «Истории исполнительства на скрипке», 10 часов по «Истории исполнительства на альте». Распределение часов в группе «Виолончель, контрабас, арфа»: 46 часов по «Истории исполнительства на виолончели», 10 часов по «Истории исполнительства на контрабасе», 14 часов по «Истории исполнительства на арфе».

Занятия по «Истории инструментального исполнительства» проводятся в форме лекции. По сложившейся традиции, дисциплина изучается в 5-6 семестрах. Большое место в работе отводится музыкальным иллюстрациям, прослушиванию, а также просмотру соответствующих материалов. Рекомендуется проведение семинарских занятий на темы, выбранные преподавателем или учащимися. Возможны текущие контрольные задания в виде тестов, а также музыкальных викторин.

По окончании курса проводится зачет в письменной форме в виде реферата и (или) устной в виде ответа на заранее подготовленные вопросы.

В программе использованы материалы программы проф. А.А.Николаева и проф.А.А.Алексеева «История фортепианного искусства» для фортепианных факультетов консерваторий (М., 1969), программы-конспекта проф. Л.С.Гинзбурга »История и теория смычкового искусства» для оркестровых факультетов консерваторий (для скрипачей и альтистов) (М., 1969).

Составитель выражает глубокую благодарность коллегам по ГМК им. Гнесиных: заслуженным работникам культуры РФ Темченко И.Е., Хитруку А.Ф., Стоклицкой Е.Ю., Парамоновой С.В., преподавателям Корыстиной Н.Н., Бельской Г.А., Скворцову С.И., доктору искусствоведения Маслову Р.А., кандидату искусствоведения Иванову В.П., кандидату искусствоведения Соколовой О.Н. за большую помощь в подготовке программы.

Примерные тематические планы по «Истории инструментального исполнительства»

Специальность 0501.01 «Исполнительское искусство – фортепиано»
№ п/п Название темы Количество
часов
  1 семестр  
1. Введение. Формирование клавирной культуры. 2
2. Период клавирного искусства. 4
3. Фортепианная культура Западной Европы рубежа XVIII-XIX веков. Лондонская школа. 2
4. Венская классическая школа. Черты стиля. Жанры фортепианной музыки. Вопросы интерпретации. 10
5. Расцвет фортепианного искусства в эпоху романтизма. 10
6. Контрольный урок 4
    Итого 32 часа
  2 семестр  
7. Русское фортепианное искусство XIX века. 6
8. Русское фортепианное искусство рубежа XIX-XX веков. 6
9. Фортепианная культура XX века 10
10. Исполнитель и стиль. «Свет» и «тени» грамзаписи 4
11. Великие пианисты ХХ века. 10
12. Контрольный урок. 4
    Итого 40 часов

Литература
  1. Алексеев А. История фортепианного искусства. М., 1988.
  2. Алексеев А. Французская фортепианная музыка конца XIX-начала XX веков М., 1961.
  3. Алексеев А. Русская фортепианная музыка. Конец XIX - начало XX в. М., 1969.
  4. Алексеев А. Клавирное искусство. М., 1952.
  5. Коган Г. У врат мастерства. М., 1977.
  6. Коган Г. Вопросы пианизма. М., 1968.
  7. Коган Г. Работа пианиста. М., 1968.
  8. Корто А. О фортепианном искусстве. М., 1965.
  9. Музалевский В. Русское фортепианное искусство. Л., 1961.
  10. Натансон В. Прошлое русского пианизма. М., 1960.
  11. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1999.

Специальность 0501.02 «Исполнительское искусство – струнные инструменты (скрипка и альт)»

№ п/п Название темы Количество
часов
  История исполнительства на скрипке 54 часа (28 часов в первом семестре, 26 часов – во втором)
  1 семестр  
1. Введение. Историческое развитие смычковых инструментов. Народное происхождение скрипичного семейства. 2
2. Итальянское скрипичное искусство XVII-XVIII вв. 4
3. Скрипичное искусство в Германии XVII-XVIII вв. 4
4. Композиторы венской классической школы: Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.ван Бетховен. Квартетная культура эпохи. 6
5. Французское скрипичное искусство XII – первой половины XIX вв. 4
6. Выдающийся итальянский скрипач-виртуоз Н.Паганини (1782-1840). 4
7. Скрипичное искусство в России. От смыка до И.Хандошкина 4
  Контрольный урок 4
    Итого 32 часа
  2 семестр  
8. Русская скрипичная и альтовая литература. Квартетная культура в России в первой половине XIX века. 4
9. Скрипичное искусство России конца XIX – начала XX вв. 2
10. Русская скрипичная литература 4
11. Скрипичное исполнительское искусство зарубежных стран второй половины XIX – первой половины XX вв. 10
12. Зарубежная скрипичная и альтовая литература второй половины XIX – первой половины XX вв. 4
13. Отечественное исполнительское искусство XX в. Скрипачи старшего поколения. 2
  История исполнительства на альте 10 часов
14. Отечественное исполнительство на альте 2
15. Выдающиеся отечественные исполнители XX в. Д.Ойстрах и Л.Коган. 4
16. Отечественная скрипичная и альтовая литература ХХ в. 4
17. Контрольный урок 4
    Итого 40 часов

Литература по истории исполнительства на скрипке и альте
  1. Ауэр. Л. Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипично
  2. классики. Общая редакция, вступительная статья и комментарии И.Ямпольского. М., 1965.
  3. Витачек Е.Очерки по истории изготовления смычковых инструментов. 2-е изд. 1964.
  4. Гинзбург Л. История скрипичного искусства. Вып. 1. М., 1990.
  5. Григорьев В. Леонид Коган. М., 1964.
  6. Гринберг М. Русская альтовая литература. М.,1967.
  7. Мострас К. 24 каприса для скрипки соло Н.Паганини. М., 1959.
  8. Понятовский С. История альтового искусства. М., 1984.
  9. Понятовский С. Альт. М.,1974.
  10. Раабен Л. Жизнь замечательных скрипачей. М.-Л., 1967.
  11. Раабен Л. Скрипка. М., 1963.
  12. Раабен Л. Советский инструментальный концерт. М., 1967.
  13. Раабен Л Скрипичное и виолончельное творчество П. И.Чайковского. М., 1958.
  14. Рабей В. Сонаты и партиты для скрипки соло И.С.Баха. М.,1970.
  15. Сигети Ж. Воспоминания и заметки скрипача. М., 1969.
  16. Сорокер Я. Скрипичные сонаты Л.Бетховена. М., 1963.
  17. Стоклицкая Е. Борисовский – педагог. М., 1984.
  18. Струве Б. Процесс формирования виол и скрипок. М., 1959.
  19. Флеш К. Искусство скрипичной игры. М., 1964.
  20. Юзефович Ю. Давид Ойстрах. Беседы с Игорем Ойстрахом. М., 1985.
  21. Ямпольский И. Давид Ойстрах. М.,1964.
  22. Ямпольский И. Концерты В.Моцарта для скрипки с оркестром. М., 1962.
  23. Ямпольский И. Никколо Паганини. М., 1968.
  24. Ямпольский И. Русское скрипичное искусство. М.-Л., 1961.
  25. Янкелевич Ю. Педагогическое наследие. М.,1963.


Специальность 0501.02 «Исполнительское искусство – струнные инструменты
(виолончель, арфа, контрабас)».

№ п/п Название темы Количество
часов
 
История исполнительства на виолончели
46 часов (32 часа в первом семестре, 14 часов - во втором).
  1 семестр  
1. Русская виолончельная школа. Народные истоки виолончельного искусства в России 2
2. Народная виолончель 2
3. Развитие виолончели и виолончельного искусства в России XVI-XVII вв. 8
4. Развитие виолончели и виолончельного искусства в России XVIII-XIX вв. 4
5. Виолончель в творчестве русских композиторов 2
6. Основоположник русской виолончельной школы К.Ю.Давыдов и его ученики 4
7. Роль А.А.Брандукова в развитии русской виолончельной школы 2
8. Виолончель в ансамбле и оркестре XVIII-XX вв. 2
9. Развитие виолончельного искусства в России XX в. Великие русские виолончелисты XX-XXI вв.: С.М.Козолупов, М.В.Ростропович и др. 4
10 Контрольный урок 2
    Итого 32 часа
  2 семестр  
11. Западноевропейская виолончельная школа. История создания виолончельных сюит И.С.Баха. Музыкальный язык сюит. Особенности исполнения. Вклад Б.Ромберга в развитие виолончельного искусства. 4
12. Музыкальная культура Италии XVIII века. Творчество Л.Боккерини. 4
13. Ф.Серве – реформатор технических средств виолончели. 2
14. Великие виолончелисты XX-XXI вв. 4
  История исполнительского искусства на контрабасе 10 часов
15. Возникновение и эволюция контрабаса. Контрабас в музыкальной практике XVI – первой половине XVIII веков. Виолоне в музыкально-исполнительской практике XVI-XVIII веков. 2
16. Концертная и камерная литература для контрабаса во второй половине XVIII в. Контрабасисты – солисты. Контрабасы и контрабасовые мастера. Обзор контрабасового искусства Австрии, Германии, Чехии, Италии, Франции, Англии XVIII века. 4
17. Выдающиеся исполнители-контрабасисты XVIII - ХХ вв: Д.Драгонетти, Д.Боттезини, С.А.Кусевицкий и др. 3
18. Контрабас в оркестре и ансамбле XIX-XX вв. 1
  История исполнительского искусства на арфе 14 часов
19. Арфа в Древнем мире (Египет, Междуречье, Иудея, Греция). Арфа в Европе I-VII вв. Крючковая арфа VII в. 1
20. Арфовое искусство Италии. Ars nova. 1
21. Арфа в творчестве Г.В.Генделя и И.С.Баха. 2
22. Создание педальной арфы в XVII в. Арфа в Европе в XVII в. Произведения для арфы И..Альбрехтсбергера, Я.Крумпхольца, Й.Гайдна, В.Моцарта. 2
23. Арфа системы С.Эрара. 1
24. Западноевропейское арфовое искусство XX-XXI вв. (Франция, Италия, Германия, Англия и другие страны). Современное арфовое искусство США и стран Латинской Америки. 1
25. Арфа в России. Формирование русской арфовой культуры. Ж.Кардон. Н.Девитте. Арфа в творчестве русских композиторов XIX в. 2
26. Арфовое искусство России XX-XXI вв. Московская и петербургская школы. Арфа в творчестве русских композиторов XX-XXI вв. 2
27. Арфовые партии в оркестре. 2
  Контрольный урок. 2
    Итого 40 часов

Литература по истории исполнительства на виолончели
  1. Беккер Х., Ринар Д. Техника и искусство игры на виолончели. М.,1978.
  2. Гинзбург Л.С. История виолончельного искусства: русская классическая виолончельная школа. (1860-1917). М., 1965.
  3. Гинзбург Л.С. История виолончельного искусства: зарубежное виолончельное искусство XIX -XX вв. М., 1978.
  4. Гинзбург Л. К.Ю.Давыдов. М-Л. 1960.
  5. Гинзбург Л. А.А.Брандуков. М-Л. 1961.
  6. Раабен Л.Н. Жизнь замечательных скрипачей и виолончелистов. Биографические очерки. Л., 1969.
  7. Раабен Л.Н. История русского и советского скрипичного искусства. Л., 1978.
  8. Раабен Л.Н. Вопросы квартетного искусства. М., 1960.
Литература по истории исполнительства на контрабасе
  1. Аваркин Р. Контрабас. Общ. ред. С.Я.Левина. М.,1978
  2. Беккер Х., Ринар Д. Техника и искусство игры на виолончели. М.,1978.
  3. Витачек Е.Ф. Очерки по истории изготовления смычковых инструментов. М.,1964.
  4. Контрабас. История и методика. Учебное пособие для музыкальных ВУЗов. М.,1974.
Литература по истории исполнительства на арфе
  1. Дулова В.Г. Искусство игры на арфе. М.,1975.
  2. Покровская Н.Н. История исполнительства на арфе. Курс лекций для оркестровых отделений музыкальных ВУЗов. Новосибирск, 1994.
  3. Эрдели К.Л. Арфа в моей жизни: Мемуары. М.,1967.


Специальность 0501.03 «Исполнительское искусство – духовые и ударные инструменты»

№ п/п Название темы Количество
часов
  1 семестр  
1. Духовые музыкальные инструменты Древнего мира 2
2. Духовые музыкальные инструменты в эпоху средневековья. 2
3. Духовые музыкальные инструменты в эпоху Возрождения. Новаторство Д.Габриэли. 2
4. Эволюция духовых музыкальных инструментов в оркестровых и камерно-инструментальных жанрах XVII К.Монтеверди. 2
5. Становление оркестровой культуры в первой половине XVIII в. 2
6. Духовые музыкальные инструменты в творчестве А.Вивальди, И.С.Баха, Г.Ф.Генделя. 4
7. Оркестровая исполнительская культура в Западной Европе XVIII в. 2
8. Духовые музыкальные инструменты в творчестве Й.Гайдна, В.Моцарта, Л.Бетховена. 4
9. Народные истоки игры на духовых инструментах в России. 2
10. Духовое инструментальное искусство России в XVIII в. Начало военно-оркестровой службы. Крепостные оркестры. 2
11. Духовое инструментальное искусство Западной Европы XIX в. Творчество К.Вебера, Ф.Шуберта, Р,Шумана, Д.Россиини, Г.Берлиоза, Р.Вагнера. 4
12. Школы духовых инструментов первой половины XIX в. Исполнительское искусство и педагогика Западной Европы XIX в. 2
13 Контрольный урок 2
    Итого 32 часа
  2 семестр  
14. Обучение русских музыкантов иностранными капельмейстерами в первой половине XIX в. Духовые музыкальные инструменты в творчестве А.Алябьева, М.Глинки. 4
15. Совершенствование конструкций духовых инструментов. Реформа Т.Бема. 4
16. Духовое инструментальное искусство в России второй половины XIX в. Творчество П.Чайковского, Н.Римского-Корсакова 6
17. Духовое инструментальное искусство Западной Европы конца XIX в.-начала ХХ в. Духовые музыкальные инструменты в творчестве К.Дебюсси, М,Равеля, К,Сен-Санса, Р.Штрауса. 6
18. Современная зарубежная литература для духовых инструментов. 6
19. Современная отечественная литература для духовых инструментов. 6
20. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители на духовых инструментах ХХ -ХХI вв. 6
21. Контрольный урок 2
    Итого 40 часов

Литература
  1. Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. Часть 1. Л.,1973.
  2. Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. Часть 2. Л.,1983.
  3. Усов Ю. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах. Второе издание. М., 1989.
  4. Усов Ю. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. Второе издание. М., 1986.


Специальность 0501.04 «Исполнительское искусство – инструменты народного оркестра»

№ п/п Название темы Количество
часов
  1 семестр  
1. Введение. О сущности понятия «русский народный инструмент». 2
2. Основные группы и виды русских народных инструментов 2
3. Особенности эволюции русских гуслей и гитары. Возникновение письменной традиции исполнительства. Русские гусли в XI-XIX вв. Семиструнная гитара в XVIII-XIX вв. 4
4. Развитие отечественного домрово-балалаечного искусства в XVI-XIX вв. 4
5. Закономерности эволюции русской гармоники во второй половине XIX начале XX вв. 4
6. Создание академического направления в балалаечно-домровом и гармонико-баянном искусстве. 14
  Контрольный урок 2
    Итого 32 часа
  2 семестр  
7. Формирование оркестрового домрово-балалаечного и гармонико-баянного исполнительства. Создание оркестров хроматических гармоник. Оркестр В.Андреева. Формирование многотембрового русского народного оркестра. Оркестровая литература. 16
8. Исполнительство на русских народных инструментах в 1920-х – 1930-х годах ХХ в. 6
9. Искусство игры на русских народных инструментах в 1940-х-1950-х гг. 4
10. Современный этап развития исполнительства на русских народных инструментах (конец 1950-х гг. по настоящее время). 10
  Контрольный урок 4
    Итого 40 часов

Литература
  1. Басурманов А. Справочник баяниста. 2-е изд. М., 1987.
  2. Беляевский В. Гусли: русский народный инструмент. М., 1960.
  3. Благодатов Г. Русская гармоника. Л., 1960.
  4. Вертков К. Русские народные музыкальные инструменты. Л., 1975.
  5. Вельман Б. Гитара в России. Л., 1961.
  6. Имханицкий М. История исполнительства на русских народных инструментах М., 2002.
  7. Имханицкий М. Музыка зарубежных композиторов для баяна и аккордеона. М., 2004.
  8. Имханицкий М. Новые тенденции в современной музыке для русского народного оркестра. М., 1981.
  9. Имханицкий М. У истоков русской народной оркестровой культуры. М., 1987.
  10. Максимов Е. Ансамбли и оркестры гармоник. 3-е изд. М., 1979.
  11. Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. М., 1983.
  12. Максимов Е. Российские музыканты-самородки. М., 1987.
  13. Мирек А. Гармоника: прошлое и настоящее. Научно-историческая энциклопедическая книга. М., 1994.
  14. Мирек А. Из истории аккордеона и баяна. М., 1967.
  15. Пересада А. Балалайка. М., 1990.
  16. Пересада А. Оркестры русских народных инструментов: справочник. М.,1985.
  17. Пересада А. Справочник балалаечника. М., 1977.
  18. Пересада А. Справочник домриста. Краснодар, 1993.


© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования