Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Медиатека < Методические материалы < Учебные программы < Основы народной импровизации на баяне и аккордеоне (2000 г.)

Министерство культуры Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
«Государственное музыкальное училище имени Гнесиных»

ОСНОВЫ НАРОДНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ НА БАЯНЕ И АККОРДЕОНЕ

программа для музыкальных училищ по специальности № 0501.04
«Инструментальное исполнительство» (народные инструменты)


Москва
2000

Одобрена предметно-цикловой комиссией «Народные инструменты».

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника специальности «Инструментальное исполнительство» («Народные инструменты»)

Составитель  –   заслуженный работник культуры РФ, преподаватель ГМУ им. Гнесиных МОТОВ В.Н.
Рецензент  –   председатель ПЦК «Народные инструменты», преподаватель ГМУ им. Гнесиных Скворцов С.И.

Объем курса – 72 ч.
Занятия индивидуальные
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Задачи курса

Задачей курса «Основы импровизации на баяне и аккордеоне» является развитие творческих способностей студентов и приобретение ими навыков варьирования народных мелодий.

В процессе занятий развивается образно-эмоциональное и логическое мышление, формируется художественный вкус, приобретаются необходимые практические навыки варьирования. Знание основ народной импровизации способствует профессиональной подготовке студентов, проявлению себя в педагогической, концертмейстерской и исполнительской деятельности.


Методические указания

Курс «Основы народной импровизации» на ПЦК «Народные инструменты» для студентов-баянистов и аккордеонистов рассчитан на четыре года обучения.

В конце VI семестра проводятся экзамены, на которых исполняются одна-две собственные обработки народных песен или танцев. Итоговая оценка в конце VII семестра выводится на основании текущей успеваемости и контрольных уроков. В VIII семестре студент представляет в нотной записи и исполнении собственную обработку народных мелодий для ансамбля народных инструментов.

На первом курсе ведется работа по ознакомлению с разными формами изложения народной мелодии, подбору по слуху аккомпанемента, изучению различных видов фигурации, подголосков, видов сопровождения мелодии, изложенной в басовом голосе.

На втором курсе изучается тематическая вариантность, ее мелодическая, ритмическая и гармоническая модификация, некоторые другие приемы вариационного развития.

На третьем курсе совершенствуются вариационные приемы, а также осваиваются некоторые приемы тематической разработки и полифонического развития, которые используются в профессиональных обработках фольклора.

На четвертом курсе совершенствуются знания и навыки, полученные ранее. Студенты сочиняют и исполняют собственные обработки для ансамбля народных инструментов.

Курс импровизации включает следующие формы работы: решение творческих задач, анализ и практическое освоение вариационных приемов, сочинение собственных обработок народной музыки.


Творческие задания

Занятия по импровизации начинаются с освоения творческих заданий. В процессе работы по решению целого ряда задач выявляется степень подготовленности каждого студента к освоению учебного материала основного курса, осуществляется и сама подготовка к импровизации. Работа над творческими заданиями ведется в течение I семестра. Студенты знакомятся с приемами подбора по слуху аккомпанемента к мелодии, ее различному изложению, с некоторыми приемами варьирования.

Освоение вариационных приемов

Практическое освоение вариационных приемов осуществляется на хороводных и лирических народных мелодиях, начиная с фигураций как наиболее распространенного способа варьирования, традиционно применяемого в обработках народной музыки. Фигурации имеют ряд разновидностей и изучаются в определенной последовательности.

Изучаются подголоски – характерные приемы обогащения фактуры народной песенной мелодии, применяемые как в многоголосной хоровой, так и инструментальной музыке. Осваиваются различные виды сопровождения мелодии, изложенной в басовом голосе.

Традиционные приемы народного варьирования изучаются и практически осваиваются в течение II-III семестров. Знания подкрепляются анализом аналогичных приемов варьирования в лучших образцах обработок народной музыки (помещенных во II и III частях Антологии литературы для баяна, М., 1985-86 гг.)

С IV семестра ведется работа по изучению более сложных приемов развития музыкального материала. Тематическая вариантность – видоизменение звуковысотной, ритмической и гармонической сторон основного напева – преображает характер, вносит разнообразие в развитие. Наиболее ярко проявляется тематическая вариантность в лирических эпизодах средней или заключительной части обработки.

Изучаются и некоторые другие приемы тематического развития. Одни из них представляют собой специфические баянные приемы, другие заимствованы из профессиональной композиторской практики обработки фольклорного материала.

Сочинение

После освоения основных традиционных приемов варьирования появляется возможность закрепления их в собственных обработках народных песен. Студенты используют освоенные вариационные приемы в небольших по объему сочинениях.

С освоением более сложных приемов тематического развития создаются условия для сочинения более крупных пьес вариационной формы. Составляются композиционные планы, отражающие содержание и характер обрабатываемых народных песен, которые затем реализуются в собственных сочинениях.

На IV курсе студенты сочиняют и инструментуют для ансамбля (разного состава) пьесу на темы двух народных песен. Обычно это соединение лирической (протяжной) и быстрой хороводной песен. Такая композиция дает возможность проявить себя как в обработке музыкального материала разного характера, так и в его инструментовке.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Первый курс
  • подбор аккомпанемента к народным мелодиям с использованием гармоний основных, затем побочных ступеней лада – мажорного, минорного, переменного;
  • изложение мелодии интервалами – терциями, секстами и др., а также аккордами;
  • сочетание мелодии с подголосками – верхними и нижними;
  • сочинение фигураций;
  • использование различной фактуры изложения мелодии.

Творческие задания являются подготовительными упражнениями к освоению учебного материала курса.


Приемы варьирования

Освоение фигураций разного вида и характера: гаммообразные, арпеджированные, смешанные орнаментального и пассажного характера, двойными звуками, аккордами в разных партиях.

Освоение подголосков в верхнем и нижнем голосе к мелодиям быстрых хороводных и медленным лирическим и протяжным песням.

Освоение различных видов сопровождения мелодии, изложенной в басовой партии: аккордами, контрапунктом, фигурацией.

Анализ приемов варьирования в профессиональных обработках народной музыки и сочинениях на народные темы, аналогичных изучаемым.


Второй курс
Тематическая вариантность

Освоение разных видов тематической вариантности с целью внесения в развитие музыкального материала большего разнообразия и контрастов. В основной теме подвергаются преобразованию ее разные стороны: звуковысотная, ритмическая, гармоническая. В целях лучшего усвоения процесс преобразования условно разделяют на отдельные части.


Мелодическое видоизменение

Прием тематического развития, затрагивающий прежде всего звуковысотную сторону мелодии. Возникающие при этом мелодические обороты, характерные интонации призваны придать напеву несколько иной характер. Сначала мелодически изменяют отдельные построения основного напева, заменяя одну из фраз другим мелодическим оборотом, затем преобразуют напев полностью, добиваясь нужного характера звучания. Мелодически видоизмененная тема может иметь разную фактуру изложения.

Ритмическое видоизменение

Видоизменение ритмики основной темы в сторону ее активизации способствует появлению в ней признаков танцевальности. Придание же ей меньшей ритмической активности ведет к большей напевности, лиричности. Для более полного осмысления процесса преобразования студенту предлагается проделать ряд упражнений, в которых последовательно вводят в тему элементы фигурации, синкопы и паузы, изменяют ритмику, используя ритмические особенности других жанров. Такое видоизменение темы оживляет развитие музыкального материала, вносит в его звучание остроту и контрасты.

Гармонические изменения

При развитии тематического материала гармония претерпевает различные изменения: иногда она лишь корректируется, сохраняя свои функции, но большей частью в ее состав вводятся другие гармонические функции, более ярко оттеняющие преобразованную тему. В художественных целях применяется тонический (а иногда и доминантовый) органный пункт, а также basso ostinato и ряд других гармонических красок. Гармонизуя тематический материал, студенты также закрепляют знания, получаемые на уроках курса гармонии.

Эпизод

Одним из важных средств развития музыкального материала является введение в обработку эпизода – построения из преобразованной мелодически, ритмически и гармонически основной темы, которые выступают здесь в совокупности. Состоящий обычно из нескольких проведений темы (различно изложенной), он выполняет функцию временного торможения эмоционального напряжения, а также играет формообразующую роль в композиции обработки, придавая ей черты трехчастности. Эпизод готовится заранее или же наступает внезапно, резко контрастируя с предыдущим и последующим музыкальным материалом. Часто он носит лирический характер. Изменение тональности, а иногда и лада способствует появлению другого характера музыки, приданию ей иного колорита звучания. Иногда роль эпизода выполняет основная тема, данная в увеличении.

Обработки

Освоенные традиционные приемы варьирования закрепляются в обработках народных песен разного содержания и характера. По мере освоения новых приемов развития музыкального материала они используются в более сложных и объемных обработках.


Третий курс
Некоторые другие приемы развития тематического материала

На 3-ем курсе ведется работа по совершенствованию ранее освоенных приемов варьирования, а также изучаются другие приемы развития тематического материала, которые используются в обработках народной музыки. Одни из них представляют специфические баянные приемы, другие заимствованы из профессиональной музыки (со времен М.И.Глинки, давшего синтез приемов народной и профессиональной музыки в своей гениальной «Камаринской», многие русские композиторы успешно сочетают различные приемы развития тематического материала в обработках фольклора).


Тремоло мехом

Прием тремоло мехом осуществляется разнонаправленными движениями меха инструмента и применяется для своеобразного изложения темы игрового характера. Тот же прием используется для активизации ритмики некоторых заключительных построений, когда требуется значительное обострение эмоционального напряжения на коротком участке. Часто встречается он во вступительных и заключительных построениях пьесы.

Имитация звучания народных инструментов

Для более красочного отражения содержания и характера некоторых народных песен в инструментальной обработке часто прибегают к имитации звучания различных народных инструментов: балалайки, домры, свирели, бубенцов и др. Знание специфики звукоизвлечения и своеобразие их звучания позволяет получать красочные звуковые эффекты на баяне и аккордеоне, использовать их в сочинениях.

Тематическая разработка и приемы полифонического развития

В обработках народных песен, особенно подвижного темпа (хороводных, плясовых), используются приемы тематической разработки, заключающиеся в выделении отдельных характерных мотивов (фраз) темы и их дальнейшем самостоятельном развитии, которое часто идет путем секвенцирования (однотонального или модулирующего) и обычно связано с последовательным дроблением построений. Тонально неустойчивая разработка придает варьированию интенсивность и остроту.

Развитие тематического материала в обработках народных песен медленного или умеренного темпа (протяжных, лирических) осуществляется чаще путем мелодического развертывания, когда отдельные мотивы (фразы) темы получают новое продолжение, как бы по-новому распеваются.

Разработочные, вариационные и полифонические приемы нередко взаимодействуют, способствуя общему нарастанию энергии, продвижению музыки.

Эпизодически в обработках используется прием полифонической имитации. Стреттная имитация применяется как средство усиления напряжения. Имитирующий голос повторяет точно или с небольшими изменениями мелодический оборот темы. Используются и другие полифонические приемы, придающие музыке связность и единство, в частности, одновременное звучание двух разных тем в двойных вариациях.


Обработки

С накоплением различных приемов и средств развития тематического материала, последние используются в более сложных и развернутых обработках народных песен.

На экзамен выносятся наиболее удачные, интересные и профессионально сделанные обработки, в которых демонстрируются знания, умения и навыки по применению на практике различных композиционных средств.


Четвертый курс

Ведется аналитическая работа по рассмотрению различных приемов варьирования в творчестве разных авторов обработок фольклора. Изучаются различные композиции обработок. Определяется и уточняется художественное значение одних и тех же приемов в разных композициях, в различных ситуациях. их соответствие содержанию, характеру и заключенным в народных песнях художественным образам. Разбираются варианты трактовки художественного содержания народных песен, обсуждается логическая мотивированность использования средств развития в связи с выявлением общего замысла сочинения.

Рассматриваются композиции разных авторов на одну и ту же народную тему. При сравнительном анализе определяется индивидуальное своеобразие их творческих решений. Студенты знакомятся с историческим процессом развития вариационных приемов в творчестве русских композиторов.

Обработки

Завершается курс сочинением обработки на две народные темы различного характера, в которой применяются ранее освоенные вариационные приемы. Обработка сочиняется для ансамбля народных инструментов и исполняется на специальном зачете.


Примечание: вопросы курса более детально освещены в учебном пособии В.Мотова «Приемы варьирования в обработках народных мелодий для баяна (аккордеона)» М., 1996 г.


© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования