Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Медиатека < Методические материалы < Учебные программы < Хоровое сольфеджио (2004 г.)

Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение
Государственный музыкальный колледж имени Гнесиных

Примерная программа учебной дисциплины

ХОРОВОЕ СОЛЬФЕДЖИО

Специальность 0503 «Хоровое дирижирование»
(повышенный уровень среднего профессионального образования)

Москва
2004




Одобрено Учебно-методическим советом по группе специальностей культуры и искусства среднего профессионального образования

Председатель Г.В.Маяровская
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации


Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0503 «Хоровое дирижирование». Специализация 0503.01 «Хоровое дирижирование»

Составитель  –   Е.И.Колмакова, преподаватель ПЦК «Хоровое дирижирование»
Рецензенты   –   Ю.В.Микконен, преподаватель ПЦК «Хоровое дирижирование»
В.И.Темкин, доцент Академии хорового искусства, кандидат педагогических наук


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предмет «Хоровое сольфеджио» является составной частью профессиональной подготовки студентов по специальности 0503 «Хоровое дирижирование» и в тесном взаимодействии с другими предметами предусматривает развитие навыков, необходимых для дальнейшей практической деятельности будущих специалистов в качестве дирижера самодеятельного хора, преподавателя музыкальной и общеобразовательной школ.
Предмет «Хоровое сольфеджио» является связующим звеном между теоретической базой обычного сольфеджио и практическими требованиями хорового класса, а также способствует повышению профессионального уровня учебного хора. Дополнительная подготовка студентов младших курсов ускоряет процесс разучивания произведений в хоровом классе.
Ансамбль, строй, нюансы являются главнейшими и непременными элементами хорового звучания как такового. Это положение должно быть первоосновой, краеугольным камнем в различных аспектах хоровой науки и, в том числе, в основе «Хорового сольфеджио».
Цель «Хорового сольфеджио» – воспитание высокой активности исполнителя средствами хоровой звучности, совершенствование профессиональных качеств музыкального слуха хорового дирижера. Интонационное содержание упражнений должно быть связано с концертным репертуаром хора. Активный слух – комплексное явление, предусматривающее интонационную активность, способность к предслышанию, выбору интонации, а также контроль интонационного результата. Не менее важна темпо-ритмическая активность слуха, что подразумевает ощущение ритмической пульсации, тембра, темпа, его смены.
Основной метод «Хорового сольфеджио» – сольфеджирование полным составом хора с соблюдением основ хорового исполнительства. На уроке должны быть максимально задействованы все элементы хорового исполнения: навыки ансамблевого пения, вокальная установка, строй во всех деталях, а также специфические основы хорового сольфеджирования с типичной манерой звуковедения, цезурности, хоровой дикции, дирижерской техники. Мелодический, гармонический и ритмический слух должны быть в непрерывном взаимодействии и в координации с певческим голосом.
Практическое освоение предмета предполагает развитие необходимых дирижеру навыков в следующих формах работы:
  • пение вне тональности: интервалов (с названием нот и без него), интервальных последовательностей и секвенций, различных видов трезвучий;
  • пение в ладу: различных ступеней, интервалов и аккордов (с разрешением), пение различных ладов (в том числе особых диатонических) и т.п.;
  • чувство ритма: исполнение ритмических диктантов, пение мелодических попевок в сопровождении остинатного ритмического рисунка, несложной мелодии в различных ритмических вариантах, одновременное исполнение двумя группами студентов одной и той же мелодии с разным ритмическим рисунком (полиритмия) или в различных метрах (полиметрия);
  • овладение тонкостями нюансировки: пение разученных ранее упражнений или хоровых произведений в различных динамических нюансах, изменяя их;
  • развитие музыкальной памяти: разучивание и исполнение устных музыкальных диктантов;
  • чтение с листа хоровых партитур или многоголосных (2-4) инструментальных пьес.
Исполнение ступеневых и интервальных последовательностей, гамм и других упражнений должно проводиться в разном метроритмическом и динамическом оформлении. Это способствует развитию у студентов навыка более свободного интонирования всех элементов музыки.
При сольфеджировании необходимо добиваться четкого произнесения слогов с атакой на согласные, что способствует правильному вокальному звукообразованию, и, следовательно, помогает верному интонированию. Однако всегда необходимо помнить о том, что дикция – это не только правильное произношение слов или слогов, но и средство выразительности, неотделимое от пения.
Все упражнения предусматривают исполнение как полным составом курса, так и разными по количественному составу группами (2-4 человека).
На начальных этапах работы и с целью воспитания тембровой активности слуха упражнения могут исполняться в унисон. По мере освоения предмета те же упражнения целесообразно исполнять в многоголосном изложении (параллельное и встречное движение голосов, каноны и т.п.).
Для развития внутреннего слуха важным является исполнение упражнений частично вслух, частично «про себя». Кроме того, пение «про себя» развивает чувство ритма и темпа (в том случае, если упражнение исполняется без дирижирования).
Аналогичной цели достигает исполнение упражнений, имеющих четкую метроритмическую структуру, без участия дирижера (педагог лишь задает темп). Однако злоупотреблять таким видом работы не следует.
В целом, на уроке воспитывается самоконтроль: умение правильно слышать, координировать голос и слух и корректировать собственную интонацию, поддерживать единый темп исполнения.
На протяжении одного урока используются различные упражнения с возможным постепенным усложнением отдельных компонентов (увеличение темпа, количества голосов и т.п.) Начинать выполнение каждого из них следует в упрощенном варианте. Добиваясь осмысленного исполнения, цели и задачи упражнений необходимо доводить до сведения студентов. Каждая форма работы, используемая на уроке, должна быть направлена на развитие определенных хоровых навыков. В практической работе не должно быть большого количества упражнений, но к любому из них нужно предъявлять требования, позволяющие применять их для выполнения разнообразных певческих задач. Правильно воспроизвести звук, проинтонировать в условиях конкретного лада, красиво и эмоционально спеть мелодию гораздо легче на известном, не представляющем технических трудностей материале. В связи с этим в любом упражнении должна быть одна новая задача, а навыки, необходимые для ее разрешения, только совершенствуются.
Работа на уроке должна проводиться в основном с камертоном. Необходимо слышать музыкальный материал в нетемперированном звучании и строить его в четвертитоновой настройке. На фортепиано можно проигрывать устные диктанты или показывать условия упражнений. Необходимо реже пользоваться инструментом, чтобы у студентов развивалось умение слышать хоровую фактуру и интонацию. Следует познакомить студентов с правилами интонирования интервалов по П.Г.Чеснокову. В то же время нельзя не учитывать некоторые недостатки его теории, а именно интонирование интервалов вне зависимости от лада. Применять правила интонирования мелодического строя к гармоническому не всегда можно. В аккордах мелодический строй должен корректироваться вертикалью.
Одним из методов «Хорового сольфеджио» является активно используемый в различных хоровых коллективах метод «вокализации», то есть пение упражнений или хоровых произведений с закрытым ртом либо на выбранный слог, что способствует выработке наилучшего качества звучания хоровых партий в нерушимой связи с задачами интерпретации хорового произведения, а также осознания и фиксации у певцов пения собранным звуком в определенной позиции, чего бывает трудно добиться при пении со словами.
Стабильному и правильному выполнению упражнений способствует умеренно громкое пение в пределах средних регистров голосов, доступность заданий, ясные формулировки.
Интонационная выразительность мелодии тесно связана со смысловой стороной музыкального произведения, поэтому на уроках «Хорового сольфеджио» обязательно должны звучать примеры из музыкальной литературы (фрагменты хоровых, вокальных, симфонических произведений классических и современных композиторов, народные мелодии). Интонационное содержание упражнений может и должно быть связано с репертуаром хорового класса. В целях обеспечения наиболее продуктивной работы в классе нотный материал для чтения с листа должен быть у каждого студента.
Занятия «Хоровым сольфеджио» предусматривают наличие полноценного смешанного хорового состава. Не всегда на курсе представлены голоса в необходимом количестве (по три человека в каждой партии). В таком случае педагог должен решить, в каком виде представить четырехголосный состав (С1,С2,А1,А2; или С1,С2,А, мужские голоса; или С,А1,А2,мужские голоса и т.п.).
Ведение курса «Хорового сольфеджио» целесообразно поручить преподавателю дирижерско-хоровых дисциплин, владеющему полным комплексом необходимых знаний и навыков. Ответственным периодом является непосредственная практика самих студентов в проведении урока «Хорового сольфеджио» (на 2-ом курсе) или отдельных его элементов (на 1 курсе), подводящая итог всей предшествующей учебной работе.

Период обучения Количество часов
Всего Практических занятий
I семестр 16 0
II семестр 20 4
III семестр 16 0
IV семестр 20 16

Примерное содержание учебной дисциплины

I семестр
  • Основные правила интонирования интервалов и аккордов, мажорной и минорной гамм (по системе П.Г.Чеснокова), недостатки этой теории (работа Н.Романовского);
  • Интонационные и слуховые упражнения:
    • диатоника, три вида мажора и минора, хроматическая гамма; интервалы вне лада; 4 вида трезвучий, арпеджио в мажоре и миноре с остановкой на верхнем звуке (для выработки ощущения устойчивых ступеней лада); ступени и интервалы в ладу на основе заранее предложенных последовательностей либо под диктовку педагога (что особенно полезно – способствует развитию быстрой реакции); интонирование одного и того же тона в различном гармоническом оформлении;
  • Ритмические упражнения:
    • ритмические диктанты, ритмические структуры, исполняемые на различные несложные повторяющиеся попевки, одновременное звучание двух или нескольких ритмических группировок, ритмическая пульсация;
  • Диктант:
    • мелодия в объеме предложения или простого периода (одноголосие, диатоника, транспонирование);
  • Чтение с листа:
    • двухголосные примеры из сборников Способина, из детской хоровой литературы, трехголосные примеры (для неполного смешанного состава), "Избранные хоралы" И.С.Баха и другие четырехголосные примеры из хоровой литературы (аккордовое строение, диатоника, плавное голосоведение), пение вслух и "про себя", работа над ансамблем и строем.

II семестр
  • Интонационные и слуховые упражнения:
    • продолжение работы над пением интервалов от звука и в тональности, разрешение в ладу интервалов и трезвучий основных ступеней, диатонические семиступенные лады, пентатоника, дважды гармонические лады, целотонный лад, ладовая переориентация, кластеры;
  • Ритмические упражнения:
    • включение в исполнение упражнений параллельного многоголосия, усложнение ритмического рисунка, увеличение темпа исполнения, выразительность и точность ритма, ритмическое дробление каждой доли в хоровых произведениях, затем ритмическая пульсация, придающая мелодии особую выразительность;
  • Диктант:
    • мелодия широкого диапазона, введение внутритональной и модуляционной хроматики;
  • Чтение с листа:
    • каноны, «Трехголосные инвенции» и «Хоралы» И.С.Баха, четырехголосные примеры из хоровой литературы (усложнение ритмического построения, голосоведения, гармонического склада), произведения с различной хоровой фактурой с учетом решения проблем строя и ансамбля;
  • Самостоятельная работа:
    • разучивание с курсом сочиненного или рекомендованного педагогом ритмического или интонационного несложного упражнения (в конце каждого урока работает один студент).

III cеместр
  • Интонационные и слуховые упражнения:
    • усложнение интервальных последовательностей, акцент на пение широких интервалов, исполнение в более быстром темпе, параллельным многоголосием; септаккорды, кластеры, аккорды квартового строения; интонирование в условиях зонного характера строя; знакомство с миоэластической теорией звукообразования (связь дыхания с высотой тона);
  • Ритмические упражнения:
    • полиритмия, полиметрия, пение примеров из хоровых произведений современных композиторов (лучше уже знакомых по репертуару хорового класса);
  • Диктанты:
    • усложнение внутритональной хроматики, усложнение ритмических трудностей, простейшие двухголосные варианты, одноименные тональности;
  • Чтение с листа:
    • «Пассионы» И.С.Баха (хоралы и наиболее доступные арии и ансамбли), «Хоровые концерты» Д.Бортнянского (медленные части), простейшие примеры полифонии эпохи Возрождения, несложные примеры хоровой музыки современных авторов; чтение с листа произведений из репертуара хорового класса, вокального ансамбля, класса дирижирования.

IV семестр
Активная практика. На один академический час целесообразно назначать двух студентов с разными темами урока. План и тематика урока обсуждаются и согласовываются с педагогом предварительно. В конце урока в присутствии группы проводится его краткий разбор.
Практические занятия способствуют выявлению умений и навыков, приобретенных студентами на уроках «Хорового сольфеджио»:
  1. воспитание высокой активности исполнителя средствами хоровой звучности;
  2. совершенствование профессиональных качеств музыкального слуха хорового дирижера с опорой на нетемперированный строй;
  3. развитие интонационной активности слуха, способности к предслышанию, выбору интонации, а также контроль над интонационным результатом;
  4. совершенствование темпо-ритмической активности слуха;
  5. умение максимально использовать все элементы хорового пения.
В силу специфики предмета «Хоровое сольфеджио», его коллективной сущности, домашние задания студентам даются достаточно редко. Основным критерием оценки за I, II, III семестры является учет посещаемости, активности участия студента в уроке, результаты индивидуального или группового опроса, а также учет самостоятельной практической работы.
Итоговая оценка в конце IV семестра выставляется по результатам практических занятий и с учетом результатов предыдущих семестров.

Перечень рекомендуемой литературы

  1. Кабакова Э. Хоровое сольфеджио. Методическая разработка. ГМУ им. Гнесиных. М.
  2. Микконен Ю. Хоровое сольфеджио (дипломная работа). МГК им. Чайковского. М., 2000
  3. Чесноков П. Хор и управление им. М., 1952
  4. Струве Г. Хоровое сольфеджио. М., 1979
  5. Никольская-Береговская К. Методика вокально-хоровой работы А.В.Свешникова. // Памяти А.В.Свешникова. Статьи. Воспоминания. М., 1998
  6. Сапожников А., Трояновская А. Вокальные упражнения для хоровых коллективов. М., Л., 1951
  7. Соколов В. Работа с хором. М., 1983
  8. Романовский Н. Принципы работы над строем в хоре // Хоровое искусство. Вып. 1, Л., 1967
  9. Юрлов А. О значении вокализации в хоровом пении. Очерк. 1954
  10. Юрлов А. Певческое воспитание как основа совершенствования исполнительской культуры певцов хора. М., 1955
  11. Незванов Б. Сольфеджио на дирижерско-хоровых отделениях музыкальных училищ // Хоровое искусство. Вып. 3. Л., 1977
  12. Тихонова И. Хоровое сольфеджио (К проблеме воспитания музыкального слуха хорового дирижера). Диссертация. ЛОЛГК им. Римского-Корсакова, 1983


© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования