Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Медиатека < Методические материалы < Учебные программы < Хоровая литература (2004 г.)


Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение
Государственный музыкальный колледж имени Гнесиных

Примерная программа учебной дисциплины

ХОРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА

Специальность 0503 «Хоровое дирижирование»
(повышенный уровень среднего профессионального образования)

Москва
2004



Одобрено Учебно-методическим советом по группе специальностей культуры и искусства среднего профессионального образования

Председатель Г.В.Маяровская
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации


Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0503 «Хоровое дирижирование». Специализация 0503.01 «Хоровое дирижирование»


Составитель  –   В.К.Любарский,
преподаватель ПЦК «Хоровое дирижирование»
Рецензенты   –   Ю.В.Микконен, преподаватель ПЦК «Хоровое дирижирование»
А.В.Цимбалов, преподаватель Академии хорового искусства

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предмет «Хоровая литература» является составной частью профессиональной подготовки студентов по специальности № 0503 «Хоровое дирижирование».
Программа рассчитана на преподавание предмета в течение последнего, 4-го года обучения, в объеме 70 часов (2 часа в неделю).
Основная цель курса «Хоровая литература» - всестороння подготовка будущих специалистов-хормейстеров и преподавателей хоровых дисциплин к самостоятельной профессиональной деятельности.
Изучение предмета предусматривает теоретическое и практическое освоение хоровой музыки русской и западноевропейской композиторских школ. В результате изучения предмета в комплексе специальных дисциплин («Хоровой класс», «Дирижирование», «Чтение партитур», «Хоровая аранжировка» и др.) студент должен знать основные жанры и формы хоровой музыки, присущие различным стилистическим направлениям; уметь анализировать приемы хорового письма и вокально-хоровые особенности произведения, раскрывающие его содержательную и образно-эмоциональную сущность.

ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ

  • характеристика основных направлений и жанров хоровой литературы;
  • анализ хорового творчества ведущих композиторов прошлого и современности;
  • ознакомление студентов с хоровыми обработками народных песен русскими и современными отечественными композиторами;
  • выявление роли песенного фольклора и особенности его претворения в различных жанрах хоровой музыки русских и современных композиторов (оперные хоры, кантаты и др.).

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем Количество
аудиторных
часов
Раздел 1. Отечественная хоровая литература:
  • оперно-хоровое творчество русских композиторов
  • изучение хоров малых форм
  • песенный фольклор в хоровой обработке и в произведениях других жанров русских и современных отечественных композиторов
  • знакомство с шедеврами русской духовной музыки
30 часов
Раздел 2. Зарубежная хоровая литература:
  • вокально-хоровая культура средневековья, Возрождения, барокко, классицизма, романтизма
  • хоровые произведения композиторов-импрессионистов
  • хоровая музыка композиторов XX века (Ф.Пуленк, К.Орф, Б.Барток)
32 часа
3. Текущий контроль знаний 6 часов
4. Музыкальная викторина 2 часа
Всего 70 часов


ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Народная песня в обработке русских
и современных отечественных композиторов
(Примечание: знакомство с образцами раннего церковно-певческого искусства осуществляется в разделе курса хороведения «История хорового исполнительства в России» и в курсе «Духовная музыка»).
Различные виды обработок народной песни. Отличительные черты, свойственные авторам ранних обработок, композиторам-классикам и композиторам рубежа 19-20 веков.
Основные принципы обработки, сложившиеся в творчестве русских композиторов:
тщательный отбор песен, наиболее ценных для хоровой обработки; бережное отношение к мелодии. Сохранение присущих народной песне особенностей, таких, как: диатоническая ладовая основа, плагальность гармонии, подголосочная полифония, гибкость и разнообразие метроритмической структуры. Применение средств обработки, вытекающих из музыкальной природы фольклорного первоисточника.

Хоровые обработки, рекомендуемые для ознакомления:
Лядов А. «Ты река ли, моя реченька»
Римский-Корсаков Н. «Ай, во поле липенька», «Заплетися, плетень», «Из-за лесу, лесу темного»
Мусоргский М. «У ворот, ворот батюшкиных», «Ты взойди, взойди солнце красное»
Никольский А. «Звонили звоны»
Чесноков П. «Дубинушка»
Свешников А. «Белая черемуха», «В темном лесе»
Соколов В. «Повянь, повянь, бурь-погодушка»
Александров А. «Горы»


РУССКАЯ ОПЕРНО-ХОРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА
Введение
Зарождение русского национального оперного театра. Роль хора в первых русских операх и в оперной музыке русских композиторов-классиков XIX века.

Оперно-хоровое творчество М. И. Глинки
Роль хора в музыкальной драматургии его опер. Разнообразие составов хоров, форм, метров, приемов хорового письма. Продолжение и развитие традиций, заложенных Глинкой в оперно-хоровом творчестве русских композиторов.
Хоры, рекомендуемые для подробного изучения: Из оперы «Иван Сусанин»:
  • Интродукция
  • Хор гребцов «Хороша у нас река»
  • Свадебный хор «Разгулялися, разливалися»
Для ознакомления рекомендуется хор «Славься» из эпилога оперы.

Из оперы «Руслан и Людмила»:
  • «Не тужи, дитя родимое»
  • «Лель таинственный»
  • «Персидский хор»
  • «Ах ты, свет Людмила»
  • «Не проснется птичка утром»

Оперно-хоровое творчество А.С.Даргомыжского
Роль хора в драматургии оперы «Русалка». Богатство гармонических, фактурных средств. Приемы варьирования.
Хоры, рекомендуемые для подробного изучения:
  • «Ах ты, сердце»
  • «Заплетися, плетень»
Хоры, рекомендуемые для ознакомления:
  • «Как на горе мы пиво варили»
  • Три хора русалок

Оперно-хоровое творчество А.П.Бородина
Значение хора в опере «Князь Игорь». Народно-эпические элементы в хорах Бородина. Связь хоров оперы с народно-песенной традицией. Восточный элемент в хорах оперы (продолжение глинкинских традиций).
Хоры, рекомендуемые для подробного изучения:
  • «Солнцу красному слава»
  • «Мы к тебе, княгиня»
  • Хор поселян «Ох, не буйный ветер»
Хоры, рекомендуемые для ознакомления:
  • Хор половецких девушек «На безводье»
  • Половецкие пляски с хором («Улетай на крыльях ветра»)

Оперно-хоровое творчество М.П.Мусоргского
Роль хора в оперной драматургии композитора. Масштабность народно-хоровых сцен. Яркая музыкальная характеристика различных групп народа в оперных хорах. Хоровой речитатив и речевые интонации - пример новаторства в русской оперной музыке. Разнообразие формы, фактуры, метра, состава хора.
Хоры, рекомендуемые для подробного изучения:
Из оперы «Борис Годунов»:
  • «На кого ты нас покидаешь»
  • Сцена с боярином Хрущовым и хор «Не сокол летит по поднебесью»
Хоры, рекомендуемые для ознакомления:
  • «Расходилась, разгулялась» из оперы «Хованщина» (под ред. Ламма):
Хоры, рекомендуемые для подробного изучения:
  • Встреча Хованского
  • Хоры стрельцов из III действия
Хоры, рекомендуемые для ознакомления:
  • Сцена с пришлыми людьми

Оперно-хоровое творчество П.И.Чайковского
Значение хора в операх Чайковского. Черты симфонизма в хоровых сценах. Связь оперных хоров с народной песней. Роль отдельных хоровых партий, в обрисовке художественных образов. Особенности музыкального языка и стиля оперно-хорового творчества композитора.
Хо
ры, рекомендуемые для подробного изучения:
Из оперы «Евгений Онегин»:
  • «Болят мои скоры ноженьки»
  • «Уж как по мосту, мосточку»
Из оперы «Пиковая дама»:
  • «Хор гуляющих»

Оперно-хоровое творчество Н.А.Римского-Корсакова
Народно-песенная основа оперно-хоровых сцен. Изображение в них народного быта, обрядов, картин природы. Принципы использования народных песен в хоровых сценах. Сравнение с трактовкой песенного фольклора в оперно-хоровом творчестве Мусоргского и Чайковского.
Хоры, рекомендуемые для подробного изучения:
Из оперы «Снегурочка»:
  • «Проводы масленицы»
Хоры, рекомендуемые для ознакомления:
  • Хоры на фольклорной основе из 3-го действия (сцена в заповедном лесу).
Из оперы «Садко»:
  • «Будет красен день»
  • «Высота»
Краткая история возникновения и развития жанров светской хоровой музыки.


Хоры малых форм в творчестве А.С.Даргомыжского
и П.И.Чайковского
Хоры, рекомендуемые для подробного изучения:
Даргомыжский А. «Буря мглою небо кроет», «На севере диком», «Ворон к ворону летит»
Чайковский П. «Соловушка», «Ночевала тучка», «Не кукушечка»


Период расцвета хорового исполнительства в России
на рубеже 19-20 веков. Хоровое творчество П.Г.Чеснокова,
В.С.Калиннникова
Хоры, рекомендуемые для подробного изучения:
Чесноков П. «Теплится зорька», «Альпы»
Хоры, рекомендуемые для ознакомления:
  «Зеленый шум», «Крестьянская пирушка», «Хвалите Господа с небес»
Калинников В. «Зима», «Элегия», «Кондор»


Хоровое творчество А.Т.Гречанинова, С.И.Танеева
Концертно-просветительская деятельность БМШ в Петербурге, Русского хорового общества и хоровое творчество русских композиторов, в том числе С.И.Танеева.
Хоры, рекомендуемые для подробного изучения:
Гречанинов А. «Лягушка и вол»
Танеев С. «Вечер», «Посмотри, какая мгла»
Хоры, рекомендуемые для ознакомления:
  «Прометей», «Развалину башни»


Духовная музыка русских композиторов
Духовный хоровой концерт в творчестве М.С. Березовского, Д. С. Бортнянского
Хоры, рекомендуемые для ознакомления:
Бортнянский Д. Концерты №15, 16
Березовский М. «Не отвержи мене во время старости»
Духовная музыка композиторов Московской школы: Чеснокова, Голованова, Никольского, Калинникова, Рахманинова. Новизна приемов хорового письма, его близость народно-песенному многоголосию, сложность и разнообразие фактурных приемов.
Хоры, рекомендуемые для подробного изучения:
Рахманинов С. «Богородице Дево, радуйся», «Шестопсалмие»


Кантата в творчестве русских композиторов
Трактовка жанра в музыке П.Чайковского, С.Танеева, С.Рахманинова.
Хоры, рекомендуемые для подробного изучения:
Чайковский П. «Москва» (1-я часть, финал)


Хоровая музыка современных отечественных композиторов
Общий обзор и характеристика жанров хоровой литературы современных отечественных композиторов (массовая песня, сюита, кантата, оратория, хоры малых форм).
Хоры, рекомендуемые для изучения:
Шостакович Д. «Казненным», «Смолкли залпы запоздалые» («10 хоровых поэм»)
Шебалин В. «Зимняя дорога», «Стрекотунья белобока»
Свиридов Г. «Здесь будет город-сад» из «Патетической оратории»
Щедрин Р. «Я убит подо Ржевом»


Песенный фольклор и его трактовка в произведениях
крупной формы
На примере «Трех русских песен» С. Рахманинова и кантаты Г. Свиридова «Курские песни».


Фольклор в творчестве композиторов
«Новой фольклорной волны»
начала 60-х - 80-х годов XX века
Хоровое творчество Р.Щедрина, В.Гаврилина, Ю.Буцко, Н.Сидельникова, В.Калистратова.
Изучение кантаты Н.Сидельникова «Сокровенны разговоры»


Хоровое творчество Г.В.Свиридова.
Концерт для хора «Пушкинский венок».


ЗАРУБЕЖНАЯ ХОРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА

Вокально-хоровая культура средневековья
Григорианский хорал и его разновидности: юбиляция, секвенция. Ранние формы григорианского многоголосия. Формирование основных жанров церковной музыки - мессы и мотета.

Вокально-хоровая музыка эпохи Возрождения
Полифония строгого письма в церковной музыке. Развитие светских вокально-хоровых жанров. Композиторы Нидерландской школы. Жизнь и творчество Орландо Лассо.
Хоры, рекомендуемые для изучения:
»Серенада солдата», «Matona mia cara», «Эхо»


Римская полифоническая школа
Жизнь и творчество Дж. Палестрины. Прозрачность и ясность полифонического письма, свойственные как церковной, так и светской музыке композитора.


Развитие национальных традиций в английской хоровой
музыке эпохи Возрождения

Хоры, рекомендуемые для изучения:
Палестрина Дж. Мадригал «Трепетные цветы»
Анерио Ф. Мотет
Морли Т. «Огонь в моем сердце», «Ты своим смехом милым»
Персел Г. «Певчий дрозд»


Мадригал в творчестве К.Монтеверди
Проявление «взволнованного» стиля в музыке композитора. Особенности мелодического развития, диссонантность гармонии, значение хроматизма, роль «музыкальных символов» в мадригалах Монтеверди.
Хоры, рекомендуемые для изучения:
Мадригал «О, как бы я хотел умереть»


Жанры крупной циклической формы в творчестве И.С.Баха, Г.Ф.Генделя
(кантаты, оратории, мессы)
Полифония свободного стиля в музыке композиторов барокко и сопутствующие ей исполнительские задачи. Хоровое творчество И.С. Баха. Протестантский хорал и его роль в церковной музыке композитора. Церковные кантаты. «Страсти по Матфею».
Хоры, рекомендуемые для изучения:
Из «Страстей по Матфею»: №1, 3, 5,78
Хоры, рекомендуемые для ознакомления:
Бах      Кантата №138


Месса h-moll И.С.Баха
Значение мессы как произведения, вышедшего за рамки культовой музыки. Многообразие приемов полифонического письма. Система музыкальных символов (музыкально-риторических фигур) в музыке мессы.
Хоры, рекомендуемые для изучения:
№15 «Et incarnates», №16 «Crucifixus», №17 « Еt resurexit»
Хоры, рекомендуемые для ознакомления:
№4 «Gloria», №20 «Sanctus»


Жанр оратории в творчестве Г.Ф.Генделя
Краткие сведения из истории жанра. Демократичность, монументальность, разнообразие приемов хорового письма в ораториях композитора. Оратория «Мессия».
Хоры, рекомендуемые для изучения:
№ 6, 12, 42
Хоры, рекомендуемые для ознакомления:
№ 22, 23


Хоровая музыка Венских классиков
Стройность и уравновешенность музыкальной формы, присущие хоровым сочинениям В.А.Моцарта и Й.Гайдна. Роль полифонии в хоровой музыке венских классиков.
Хоры, рекомендуемые для изучения:
Моцарт       Мотет «Ave verum»
Оратория Гайдна «Времена года»: новаторство в выборе сюжета, его философская идея, особенности музыкального языка (приемы звукоизобразительности). Общее знакомство с ораторией в целом и ее основными хоровыми номерами.
Хоры, рекомендуемые для изучения:
№2 «Призыв весны», №19 «Гроза»
Хоры, рекомендуемые для ознакомления:
№ 29, 31

Хоровое творчество Л. Бетховена
Фантазия для фортепиано, хора и оркестра ор.80, c-moll. История ее создания. Героическое, волевое начало в передаче музыкальных образов. Принцип концертирования - «соревновательности» в звучании солиста-пианиста, хора и оркестра. Интонационная близость основной мелодии хора в фантазии хоровому финалу 9-ой симфонии.


Хоровая музыка композиторов-романтиков
Возрождение традиции хорового пения a cappella. Формирование любительских хоровых обществ в Австрии и Германии. Хоровое творчество Ф. Шуберта. Песенная основа мелодического языка, ясность и выразительность гармонии, тесная взаимосвязь литературного текста с музыкальной формой в его вокально-хоровых произведениях. Месса G-dur - яркий пример камерной лирической мессы.
Хоры, рекомендуемые для изучения:
Шуберт Ф. «Любовь», «Какая ночь»
Из мессы G-dur: №1 Kyrie eleison, № 3 Credo

Хоровое творчество Р.Шумана и Ф.Мендельсона
Хоры, рекомендуемые для изучения:
Шуман Р. »Цыгане», «Доброй ночи»
Мендельсон «Лес», «Праздник весны»


Оперно-хоровое творчество В.Моцарта, Д.Верди, Р.Вагнера
Хоры, рекомендуемые для изучения:
Моцарт В. Заключительный хор из оперы «Похищение из сераля», хор «Спит безмятежное море» из оперы «Идоменей»
Верди Д. Хор рабов из оперы «Набукко», сцена финала 2-го действия оперы «Аида» (фрагменты)
Хоры, рекомендуемые для ознакомления:
Вагнер Р. сцена встречи Лоэнгрина из оперы «Лоэнгрин»


Жанр реквиема в творчестве В.А.Моцарта, Дж.Верди,
И.Брамса
Краткие сведения из истории жанра. Сравнение главного в реквиеме раздела «Dies irae» в реквиемах Моцарта и Верди.
Хоры, рекомендуемые для изучения:
Моцарт В. Реквием: №2, 4, 6, 7
Верди Д. Реквием №2 (фрагменты)


Хоровое творчество К.Дебюсси
Эстетические принципы музыкального импрессионизма. Колористическая роль хора в сочинениях крупной формы.
Хоры, рекомендуемые для изучения:
«Зима», симфонический ноктюрн «Сирены»


Хоровое творчество М. Равеля
Хоры, рекомендуемые для изучения:
3 песни для хора
Хоры, рекомендуемые для ознакомления:
1-ая сюита из балета «Дафнис и Хлоя» (фрагменты)


Новое направление во французской музыке начала XX века,
представленное творчеством композиторов «шестерки».
Хоровое творчество Ф. Пуленка
Хоры, рекомендуемые для изучения:
«Грусть»
Произведения, рекомендуемые для ознакомления:
«Gloria»


Хоровое творчество Б.Бартока и К.Орфа
Продолжение и развитие национальных традиций в музыке композиторов XX века.
Песенный фольклор в вокально-хоровом творчестве Б.Бартока. Общее знакомство со сценической кантатой К.Орфа «Кармина бурана».
Барток Б. «Словацкие народные песни»
Орф К. «Кармина бурана» №1, 8


КОНТРОЛЬ И УЧЕТ ЗНАНИЙ
С целью определения уровня знаний и аналитических навыков студентов проводится экзамен (8-й семестр). По окончании 7-го семестра по предмету выставляется итоговая оценка на основании оценок текущего учета знаний.

Экзаменационные требования
На экзамене в конце 8-го семестра студент должен ответить на теоретические вопросы по пройденному материалу и разобрать два хоровых произведения разных эпох и жанров.

Примерные образцы экзаменационных билетов
I
  • Характеристика оперно-хорового творчества А.С.Даргомыжского (опера «Русалка»)
  • «Заплетися, плетень» - разбор хора
  • Шуман Р. «Цыгане» - разбор хора
II
  • Оратория в творчестве Г. Генделя. Хоры в оратории «Мессия».
  • № 42 «Halleluja» - разбор хора
  • Чайковский П. «Ночевала тучка золотая» - разбор хора
Минимально оценивается ответ с неточным и неполным изложением материала.
При выставлении оценки учитывается результат музыкальной викторины, в которой студент верно определил 4 из 8 фрагментов хоровых произведений, пройденных по программе.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Асафьев Б.  О хоровом искусстве. Л., 1980
Бобровский В.  Песни и хоры Шостаковича. М., 1962
Виханская А.  Об особенностях развития кантаты в России. Л., 1982
Васина-Гроссман В.  Хоровая музыка // Русская художественная культура конца 19-начала 20 века. Кн. 3. М., 1977
Вопросы русской и советской хоровой культуры // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып.23. М., 1975
Дмитревская К.  Виктор Калинников. Хоровое искусство. Вып.2. Л., 1971.
Дмитревская К.  Русская советская хоровая литература. Вып.1. М., 1974.
Друскин М.  И. С. Бах. М., 1982
Друскин М.  История зарубежной музыки. Вып.4. М., 1982.
Друскин М.  О западноевропейской музыке XX века. Л., 1973
Друскин М.  Пассионы и мессы Баха. М., 1976
Живов В.  »Патриотическая оратория» Г.Свиридова
Живов В.  Хоры а капелла Г. Свиридова. // Г.Свиридов. М., 1973
Ивакин М.  Русская хоровая литература. - М., 1965
История русской музыки. Т. 1, 2 / Под редакцией А.Кандинского. М., 1981, 1984.
Коловский О.  Русская хоровая песня // Становление и развитие национальных традиций в русском хоровом искусстве. Л., 1982
Коловский О.  Хоры а капелла В. Шебалина // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 9. Л., 1969.
Конен В.  Клаудио Монтеверди. М., 1971
Конен В.  История зарубежной музыки. Вып. 3. М., 1983.
Крылов А.  О хорах а cappella Чайковского // Хоровое искусство. Вып.3. Л., 1977.
Леонтьева О.  Зарубежные композиторы середины XX века. М., 1964
Леонтьева О.  Карл Орф. М., 1964
Медведева И.  Франсис Пуленк. М., 1959
Музыкальный словарь Гроува. М., 2001
Нестьев И.  Бела Барток. М., 1969
Ольхов К.  Хоры а капелла С. Танеева // Хоровое искусство. Вып.2. Л., 1971.
Перриш К., Оуэл Д.  Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха. Л., 1975
Птица К.  Три русские песни для большого симфонического оркестра и хора С.В.Рахманинова // Искусство хорового пения. М., 1963
Русская хоровая литература. Очерки // Под ред. С. Попова. Вып. 1. М., 1963.; Вып.2. М., 1969.
Романовский Н.  Хоровой словарь. М., 1970
Скребков С.  Русская хоровая музыка XVII- начала XVIII века. М., 1969
Соколова О.  Хоровые и вокально-симфонические произведения Рахманинова. М.,1963
Усова И.  Хоровая литература. М., 1976
Хохлов Ю.  Шуберт. М.,1972
Энтелис Л.  Силуэты композиторов 20 века. М., 1971


© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования