Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Медиатека < Методические материалы < Учебные программы < гармония (специальность 0503.01, 1999 г.)

Министерство культуры Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
«Государственное музыкальное училище имени Гнесиных»

ГАРМОНИЯ
программа для музыкальных училищ
по специальности 0503.01 «Хоровое дирижирование»


Москва
1999

Одобрена предметно-цикловой комиссией «Теория музыки».



Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности «Хоровое дирижирование».



Составитель  –   преподаватель-консультант БОЙЦОВА Н.В.
Рецензенты   –   старший преподаватель ПЦК «Теория музыки» заслуженный работник культуры РФ СОЛОВЬЕВА Н.А.
 –   проректор по научной и творческой работе Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, доктор искусствоведения, профессор СОКОЛОВ А.С.

Объем курса:

групповые занятия – 104 часа

индивидуальные занятия – 68 часов

Экзамены – 4, 7 семестры


Пояснительная записка

В 1997 году Министерством общего и профессионального образования РФ были утверждены новые государственные стандарты среднего профессионального образования, в которых зафиксированы основные принципы художественной образовательной деятельности в настоящее время.

В соответствии с Классификатором специальностей среднего профессионального образования существующие специальности обозначены следующим образом:

0501 «Инструментальное исполнительство»,  с подразделениями:
0501.01 «Фортепиано»,
0501.02 «Струнные инструменты»,
0501.03 «Духовые и ударные инструменты»,
0501.04 «Народные инструменты»;
– 0502 «Пение»,  с подразделениями:
0502.01 «Пение академическое»,
0502.02 «Пение сольное народное»;
0503 «Хоровое дирижирование»,  с подразделениями:
0503.01 «Хоровое дирижирование»,
0503.02 «Руководитель народного хора»;
– 0504 «Теория музыки».

Применительно к средним музыкальным учебным заведениям, появление новых стандартов означало достаточно серьезную переработку учебных планов по всем представленным в них специальностям. Изменился объем ряда дисциплин, их расположение по семестрам, и, как следствие, формы и время итогового контроля.

В связи с этим возникла необходимость привести в соответствие со стандартами и программы по предметам музыкально-теоретического цикла.

В настоящих программах по предметам музыкально-теоретического цикла материал выстроен по тем основным четырем специальностям, которые предложены в новых образовательных стандартах с комментариями к подразделениям внутри специальности.

Изменения коснулись также содержания программ. В сравнении с существующими программами, в данных программах произведена определенная перепланировка материала, соответствующая иной методике преподавания гармонии и сольфеджио.

Предлагаемые программы имеют рекомендательный характер и не заменяют существующих в настоящее время. Это один из возможных вариантов построения курса, уже опробованный на практике с положительными результатами.

Многовариантность существующей в настоящее время системы преподавания музыкально-теоретических дисциплин открывает перед педагогом приятную перспективу выбора того плана занятий, который соответствует возможностям его учеников и его собственным профессиональным устремлениям.


Краткие методические указания *

Существующая программа по гармонии для фортепианного, струнного и дирижерско-хорового отделений музыкальных училищ составлена профессором Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского И.В.Способиным, дополнена педагогом Музыкального училища при Московской консерватории Д.А.Блюмом. Программа датирована 1976 годом.

Со времени публикации программы появилось достаточное количество теоретических работ, новых учебников и учебных пособий, не просто полезных в повседневной педагогической работе, но позволяющих создать другие варианты курса гармонии.

Это учебники «Гармония» А.Мясоедова (М.,1980), «Гармония» Е.Абызовой (М., 1996), учебные пособия «Упражнения на фортепиано в курсе гармонии» Н.Мясоедовой и А.Мясоедова (М.,1986), «Упражнения на фортепиано в курсе гармонии « Н.Соловьевой (М.,1986), исследование «О гармонии русской музыки (корни национальной специфики)» А.Мясоедова (М.,1999) и др.

В данной программе в качестве опорного учебного пособия предлагается учебник «Гармония» Е.Абызовой. Безусловным достоинством этого учебника является объединение положительных сторон системы Н.А.Римского-Корсакова и системы П.И.Чайковского. Начав с трезвучий главных ступеней, автор учебника достаточно быстро расширяет круг гармонических средств, вводя уж на первом году обучения трезвучия всех ступеней, тем самым по-новому ориентируя гармоническое мышление учащихся. Другой сильной стороной учебника является большое количество и разнообразные формы практических работ.

Основными формами работы в курсе гармонии традиционно являются изложение теоретического материала, письменные задания, упражнения на фортепиано, гармонический анализ, творческие задания.

Изложение теоретического материала, достаточно сжатое в силу временных ограничений, нобходимо дополнять анализом музыкального материала. Желательно организовать урок так, чтобы успеть наметить с учащимися план решения гармонической задачи или решить ее полностью.

Материал для письменных работ выбирается из разных учебных пособий. В частности, , изучая диатонику, основной материал целесообразно дополнить задачами из «Курса гармонии в задачах» Зелинского. Далее , начиная с темы «Альтерация аккордов субдоминантовой группы», чередовать письменные задания из пособия «Задачи по гармонии» А.Мясоедова, «Учебника гармонии» Дубовского, Евсеева, Способина, Соколова, «Задач по гармонии» Мутли.

Необходимо добиваться от учащихся обязательного предварительного анализа мелодии, обозначения фразировки, определения каденций, а также постоянно обращать внимание на осмысленное, певучее голосоведение.

Упражнения на фортепиано включают:

  • построение аккордов;
  • соединение аккордов с плавным голосоведением, а также со скачками;
  • разрешение аккордов;
  • секвенции диатонические и хроматические;
  • гармонизация на фортепиано данных голосов;
  • аккордовые последовательности по данному крайнему двухголосию;
  • аккордовые последовательности по данному цифрованному басу;
  • модуляции в тональности диатонического родства;
  • постепеные модуляции в отдаленные тональности;
  • энгармонические модуляции.**

Модуляции желательно играть как по домашней заготовке, так и импровизировать по предложенному педагогом началу (1-1,5 такта). Способность учащихся к импровизации необходимо развивать на протяжении всего курса гармонии.

В работе над игрой на фортепиано, помимо учебника Абызовой, целесообразно использовать учебные пособия Мясоедовой и Мясоедова «Пособие по игре на фортепиано в курсе гармонии» и Соловьевой «Упражнения на фортепиано в курсе гармонии».

В гармоническом анализе важно обращать внимание учащихся не только на отдельные гармонические средства, но и выходить на более высокий уровень, приближаясь к целостному анализу произведения.

В группах дирижеров-хоровиков желательно чередовать примеры из вокальной и инструментальной музыки. Важно, чтобы выполняя задания по гармоническому анализу в классе или дома, учащиеся проигрывали произведение целиком.

Задания по гармоническому анализу можно выполнять в устной и письменной форме. В последнем случае гармонический анализ выполняется с тактовой сеткой, ритмическим рисунком и фразировкой.

Творческие работы целесообразно предлагать на протяжении всего курса гармонии. Творческие задания могут включать в себя досочинение по предложенному началу, сочинение эскизов в свободной или в заданной форме, в гармоническом четырехголосии или свободной фактуре. Важной составной частью таких заданий являются упражнения на доразвитие предложенного начала на фортепиано. Разнообразные творческие задания предлагаются в учебном пособии «Упражнения на фортепиано в курсе гармонии» Соловьевой, а также в учебнике «Гармония» Абызовой.


*) Настоящая программа относится только к специальности 0503.01 «Хоровое дирижирование». Курс гармонии для специальности 0503.02 «Руководитель народного хора» по содержанию и итоговым требованиям ближе соответствующему курсу для специальности 0501.04 «Народные инструменты».   вернуться
**)Форма модуляций может быть различной: период для модуляции в тональности диатонического родства, простая форма для постепенной модуляции в отдаленные тональности. Энгармоническую модуляцию можно выполнить либо в виде отдельного построения ( одного предложения периода), либо включить в простую форму, расположив на границе развиваюшей части и репризы.   вернуться
Распределение материала по семестрам

2 курс

3 семестр

Четырехголосный склад. Построение трезвучий. Перемещение. Гармоническое и мелодическое соединение главных трезвучий кварто-квинтового соотношения, секундового соотношения. Гармонизация мелодии главными трезвучиями. Аккордовые и неаккордовые звуки. аккорда. Гармонизация баса. Скачки терцовых тонов. Основные кадансовые средства. Побочные трезвучия субдоминантовой группы. Скачки терцовых тонов при их соединении. Трезвучие VI ступени в прерванном обороте. Трезвучие III ступени.


4 семестр

Секстаккорды главных ступеней. Соединения трезвучий с секстаккордами с плавным голосоведением, со скачками, соединение двух секстаккордов. Проходящие и вспомогательные квартсекстаккорды. Доминантсептаккорд и его обращения. Скачки при разрешении обращений доминантсептаккорда в тонику. Секстаккорд II ступени. Гармонический мажор. Секстаккорд III ступени. Доминантсептаккорд с секстой. Секстаккорд VII ступени. Септаккорд II ступени и его обращения.


3 курс
5 семестр

Повторение материала 2 курса. Септаккорд VII ступени и его обращения. Септакорд VII ступени с квартой. Нонаккорды II ступени и V ступени. Натуральный минор и фригийские обороты. Диатонические секвенции. Септаккорды и нонаккорды побочных ступеней.


6 семестр

Альтерация аккордов в ладу. Секстаккорд и трезвучие II низкой cтупени. Альтерация аккордов субдоминантовой группы в каденции и вне ее. Альтерация аккордов доминантовой группы. Степени родства тональностей. Отклонения и модуляции в тональности первой степени родства.


4 курс
7 семестр

Хроматические секвенции. Доминантовая цепочка. Эллипсис.

Мажоро-минор. Постепенная модуляция в отдаленные тональности. Энгармоническая модуляция (через энгармонизм малого мажорного септаккорда, альтерированного малого мажорного септаккорда, уменьшенного септаккорда. *

Некоторые особенности гармонии в музыке ХХ века.


*) Письменные работы по этим темам не проводятся. Учащимся предлагаются аналитические задания и упражнения на фортепиано с целью ознакомления с данными гармоническими средствами.   вернуться

Примерный тематический план

NN
тем
Наименование тем Количество
недель
  2 курс  
  3 семестр  
1. Четырехголосный склад. Построение трезвучий. Перемещение. 2
2. Соединение главных трезвучий кварто-квинтового соотношения. Соединение главных трезвучий секундового соотношения. 2
3. Гармонизация мелодии главными трезвучиями 1
4. Гармонизация баса 1
5. Скачки терцовых тонов 1
6. Основные кадансовые средства 2
7. Побочные трезвучия субдоминантовой группы 1
8. Скачки терцовых тонов при соединении трезвучий субдоминантовой группы 1
9. Трезвучие III ступени 1
10 Трезвучие VI ступени 2
11. Контрольный урок 2
    Итого
16 часов
  4 семестр  
12. Секстаккорды главных ступеней. 5
13. Проходящие и вспомогательные квартсекстаккорды 3
14. Доминантсептаккорд и его обращения 3
15. Секстаккорд II cтупени. 2
16. Гармонический мажор 1
17. Секстаккорд III ступени.
Доминантсептаккорд с секстой
1
18. Секстаккорд VII ступени 1
19. Септаккорд II ступени и его обращения 2
20. Повторение 2
21 Экзамен  
    Итого
20 часов
  3 курс  
  5 семестр  
22. Повторение материала 2
23. Септаккорд VII ступени и его обращения 3
24. Нонаккорды 2
25. Натуральный минор и фригийские обороты 4
26. Диатонические секвенции 2
27. Септаккорды и нонаккорды побочных ступеней 2
28. Контрольный урок 1
    Итого
16 часов
  6 семестр  
29. Повторение 3
30. Альтерация аккордов в ладу.
Секстаккорд и трезвучие II низкой ступени
3
31. Альтерация аккордов субдоминантовой группы 6
32. Альтерация аккордов доминантовой группы 1
33. Родство тональностей. Отклонения и модуляции в тональности 1 степени родства 5
34. Контрольный урок 2
    Итого
20 часов
  4 курс  
  7 семестр  
35. Повторение 2
36. Хроматические секвенции. Эллипсис 2
37. Постепенная модуляция в отдаленные тональности 4
38. Энгармоническая модуляция 2
39. Некоторые особенности гармонии в музыке ХХ века 2
40. Повторение 2
41. Письменный экзамен 2
42. Устный экзамен  
    Итого
16 часов

Контроль успеваемости

В 3, 5, 6 семестрах проводятся контрольные уроки. На контрольный урок можно вынести как все формы работы, так и некоторые из них: например, решение гармонической задачи и показ творческих работ или упражнения на фортепиано и гармонический анализ произведения.

В 4 и 7 семестрах – экзамены. На устном экзамене целесообразно включить в билет ответ по теории с исполнением самостоятельно подобранных примеров по предложенной теме.


Примерная трудность письменной экзаменационной работы в 4 семестре: Абызова «Гармония», с.173, задание 357, № 3.


Образец экзаменационного билета на устном экзамене в конце 4 семестра:

  1. Вопрос по теории: секстаккорд VII ступени.
  2. Гармонический анализ:П.И.Чайковский, хор »Соловушка».
  3. Упражнения на фортепиано:
    последовательность (примерная трудность – Кириллова, Попов «Сольфеджио», часть 1 , с.42, пункт 1;
    секвенция (примерная трудность – Мясоедова, Мясоедов «Пособие по игре на фортепиано», с.38-39, пункт 6).

Примерная трудность письменной экзаменационной работы в конце 7 семестра: Мясоедов «Задачи по гармонии» №№ 109, 111, 125.

Образец экзаменационного билета на устном экзамене в конце 7 семестра:
  1. Вопрос по теории: энгармоническая модуляция.
  2. Гармонический анализ: С.Рахманинов, романс «Давно ль, мой друг».
  3. Упражнения на фортепиано:
    модуляция h-moll – G-dur;
    энгармоническая модуляция: Es-dur – D-dur через малый мажорный септаккорд;
    секвенция (примерная трудность: Мясоедова, Мясоедов «Пособие по игре на фортепиано в курсе гармонии», с.86 , секвенция «о»).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Абызова Е.Н. Гармония . М.,1996.


Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии. М.,1987.


Зелинский В. Курс гармонии в задачах. М.,1971.


Мутли А. Сборник задач по гармонии. М.,1986.


Мясоедов А. Гармония. М., 1980.


Мясоедов А. Задачи по гармонии, М., 1981.


Мясоедов А. О гармонии русской музыки (корни национальной специфики). М.,1998.


Мясоедова Н., Мясоедов А. Пособие по игре на фортепиано в курсе гармонии. М.,1986.


Скребкова О. и Скребков С. Хрестоматия по гармоническому анализу. М., 1967.


Соловьева Н. Упражнения на фортепиано в курсе гармонии. М.,1989.



© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования