Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Медиатека < Методические материалы < Учебные программы < Гармония (специальность 0501, 1999 г.)

Министерство культуры Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
«Государственное музыкальное училище имени Гнесиных»

ГАРМОНИЯ
программа для музыкальных училищ
по специальности 0501 «Инструментальное исполнительство»


Москва
1999

Одобрена предметно-цикловой комиссией «Теория музыки».

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности «Инструментальное исполнительство».

Составитель  –   преподаватель ПЦК «Теория музыки», кандидат искусствоведения О.Н.Соколова,
Рецензенты   –   преподаватель-консультант Н.В.Бойцова
 –   преподаватель МГК им. П.И.Чайковского, кандидат искусствоведения Е.А.Николаева

Настоящая программа ориентирована на введенный в действие в 1997 году Министерством общего и профессионального образования РФ Государственный стандарт среднего профессионального образования.

Инструментальное исполнительство включает в себя разнообразные специализации, по которым ведется подготовка студентов средних учебных заведений указанного профиля. Это специальности 0501.01 «Фортепиано», 0501.02 «Оркестровые струнные инструменты», 0501.03 «Оркестровые духовые и ударные инструменты», 0501.04 «Инструменты народного оркестра».

Любая сфера деятельности музыкантов, прошедших обучение соответственно той или иной инструментальной специализации, – исполнительская, преподавательская, культурно-просветительская, – предполагает высокую степень профессионализма и предъявляет существенные требования к уровню и содержанию подготовки выпускаемых специалистов. Последнее в значительной мере касается общих гуманитарных предметов, но в особенности относится к специальным и общепрофессиональным дисциплинам.

Важнейшее место среди общепрофессиональных дисциплин занимают предметы музыкально-теоретического цикла и, в частности, гармония, которая изучается представителями специальности «Инструментальное исполнительство» (0501) в течение пяти учебных семестров (III-VII).

Предмет «Гармония» играет особо важную роль в формировании у исполнителей цельных представлений об искусстве, своеобразии его отдельных историко-стилевых этапов, выразительной специфике музыкально-языковых средств.

В рамках данного курса (наряду со смежными курсами «Элементарная теория музыки» – I-II семестры, «Анализ музыкальных произведений» – VII-VIII семестры) в значительной мере вырабатываются навыки анализа музыки, необходимые для разнообразных видов профессиональной деятельности исполнителей-инструменталистов.

Различные учебно-практические работы, традиционные для курса гармонии (такие как гармонизация мелодии, упражнения на фортепиано, те или иные виды письменных и устных творческих заданий), не являются самодовлеющими. Необходимость их выполнения подчинена общим задачам формирования у обучающихся музыкантов основ художественного мышления и восприятия, воспитания эстетического вкуса и чувства стиля, развития музыкального слуха через практическое освоение музыкальной реальности.

Укажем также на особую значимость подготовки выпускников по данному предмету в связи с тем, что его изучение в дальнейшем продолжается в высших учебных заведениях соответствующего профиля, а программа конкурсных экзаменов в музыкальные ВУЗы включает в себя как обязательные составляющие письменное и устное испытания по гармонии.

Действующие программы по гармонии для исполнителей относятся к 1988 году и составлены старшим преподавателем В.В.Базарновой (объединенная программа для специальностей «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Хоровое дирижирование», «Теория музыки») и кандидатом искусствоведения Н.Г.Бать (программа для специальностей «Духовые и ударные инструменты» и «Народные инструменты»).

Отметив некоторые изменения в учебных планах последних лет, коснувшиеся прежде всего специальностей 0501.03 и 0501.04, и, в меньшей мере, специальностей 0501.01 и 0501.021, – подчеркнем, что названные учебные программы предлагают немало ценных методических указаний и практически полезных для педагога рекомендаций, а потому не утрачивают своего значения.


1 Общее количество учебных часов, их распределение по семестрам, число экзаменов и их место в курсе.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Объем курса 176 часов
занятия групповые

Содержание курса «Гармония» является общим для представителей всех инструментальных специализаций, а музыкальным материалом для практического освоения предмета предстает классическая русская и зарубежная музыка XVIII-XIX веков, произведения ХХ века, опирающиеся на закономерности тональной гармонии.

Планировка курса в целом едина для всех исполнительских специальностей. Первые три семестра (III-V) посвящены изучению диатонических средств, следующие два (VI-VII) – изучению хроматики. При этом детальность и глубина проработки отдельных тем курса применительно к той или иной специальности различны. Последним обусловлены некоторые различия в уровне подготовленности выпускников-инструменталистов по данному предмету, а следовательно, – и в уровне экзаменационных требований. Так, в целом более высокие по уровню требования предъявляются к представителям специальностей 0501.01 «Фортепиано» и 0501.02 «Оркестровые струнные инструменты» в сравнении со специальностями 0501.03 «Оркестровые духовые и ударные инструменты» и 0501.04 «Инструменты народного оркестра». Укажем также, что студенты, обучающиеся по специальностям «Арфа», «Контрабас» (0501.02), традиционно проходят подготовку по предмету «Гармония» вместе с представителями специальности 0501.03 «Оркестровые духовые и ударные инструменты».

Учебники гармонии, которые можно использовать в процессе изучения предмета в среднем звене профессионального образования, достаточно разнообразны. Они интересны содержащимся в них учебно-практическим музыкальным материалом, глубоки по методическим основаниям. Наибольшее распространение получил бригадный учебник (авторы И.Дубовский, С.Евсеев, И.Способин, В.Соколов), – один из лучших отечественных учебников гармонии. Кроме него в работе с исполнителями-инструменталистами могут быть применены: «Гармония» А.Степанова, «Учебник гармонии» А.Мясоедова, «Гармония» Е.Абызовой, «Учебник гармонии» Ю.Тюлина и Н.Привано.

Следующий ниже тематический план представляет один из возможных вариантов построения курса, ориентированный на использование тех из названных учебников, которые близки по принципу изложения материала учебнику гармонии П.И.Чайковского ([1], [3]).

Освоение трезвучий всех ступеней (основа методики П.И.Чайковского) позволяет сразу же, на начальном этапе курса, представить характерность, с одной стороны, гармонии западноевропейской музыки (с ее опорой на мажор и гармонический минор, четкой ладовой централизацией, особой ролью основных тональных функций), с другой стороны, – гармонии русской музыки, хотя и, несомненно, испытавшей на себе воздействие западноевропейской классики, но генетически связанной с древними пластами национальной музыкальной культуры (песенной, церковной)*, а потому обладающей присущими именно ей качествами (особое значение наряду с мажором натурального минора, роль ладовой переменности, плагальность).

В данном тематическом плане использован концентрический принцип расположения материала, суть которого «в неоднократном обращении к одному и тому же гармоническому средству на различных уровнях курса с целью постепенного более разностороннего его изучения и более глубокого его усвоения» ([21], с.22).**

Распределение материала в данном плане соответствует установленной в ГМУ им. Гнесиных продолжительности учебных семестров (16 и 20 недель) и может быть изменено в других условиях.


*) См. об этом [20], главы 1-4.   вернуться
**) Такие неоднократные обращения сделаны, например, в рамках первой части курса к проблеме переменных тональных функций и диатонических субсистем (на уровне освоения трезвучий, затем секстаккордов, далее – септаккордов и их обращений). Так же постепенно расширяется в этом разделе представление о фригийских оборотах, диатонических секвенциях.   вернуться

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


пп
тем
Название и краткое содержание темы Кол-во
часов
  III семестр 32
  Введение. Определение понятия «гармония». Выразительные свойства гармонии и ее роль в формообразовании. Фактура и фактурные функции голосов. Голосоведение. Аккорды и неаккордовые звуки 4
1 Трезвучия в четырехголосии.  Четырехголосный склад как основа для практического изучения классической гармонии. Тесное и широкое расположения трезвучий. Ненормативные варианты удвоений и расположения звуков в трезвучиях (общее представление). Перемещение трезвучий. 2
2 Соединение трезвучий.   Соотношения трезвучий. Гармоническое соединение трезвучий кварто-квинтового и терцового соотношений. Мелодическое соединение трезвучий кварто-квинтового, секундового и терцового соотношений. Гармонизация баса трезвучиями всех ступеней в мажоре (кроме VII) с применением перемещений 2
3 Особенности соединения трезвучий в миноре.  Значение гармонического минора, его широкое распространение в музыке. Роль натурального минора в русской музыке. Гармонизация баса трезвучиями в миноре с применением перемещений 2
4 Гармонизация мелодии трезвучиями главных ступеней лада с применением перемещений.  Основные тональные функции. Скачки терцовых тонов в сопрано и теноре. Гармонизация баса трезвучиями с использованием скачков терцовых тонов 2
5 Гармоническое строение периода.*  Серединный и заключительный кадансы. Кадансовый квартсекстаккорд. Полный и неполный доминантсептаккорд в заключительной каденции периода. Дополнение и дополнительный каданс в периоде 2
6 Расширение в периоде. Прерванный каданс как одно из средств расширения. Трезвучие VI ступени в прерванном кадансе 2
7 Функциональная система мажора.  Основные и переменные тональные функции. Побочные трезвучия субдоминантовой и доминантовой групп в мажоре. Субсистемы. Гармонизация мелодии трезвучиями в мажоре (кроме трезвучий VII ступени) 6
8 Функциональная система минора.  Основные и переменные тональные функции. Побочные трезвучия субдоминантовой группы Натуральный минор. Трезвучия доминантовой группы натурального минора. Субсистемы в натуральном миноре. Фригийский оборот Полный минор. Трезвучия доминантовой группы в миноре. Гармонизация мелодии трезвучиями в миноре 6
9 Диатонические секвенции 4
  IV семестр 40
10 Секстаккорды главных ступеней лада.  Соединение секстаккордов главных ступеней лада в мажоре и миноре с трезвучиями главных и побочных ступеней (плавное голосоведение и соединения со скачками). Соединение двух секстаккордов 10
11 Секстаккорды побочных ступеней лада. Нормативность удвоений примы и квинты для секстаккордов II, III и VI ступеней натурального мажора, III, VI и VII ступеней натурального минора. Переменные тональные функции. Субсистемы. Удвоение терцовых тонов в секстаккордах, усиливающее их основную функцию (тоника с секстой – VI6, субдоминанта с секстой – II6, доминанта с секстой – III6. Влияние такого удвоения на фонизм секстаккордов и его необходимость для II6 в миноре и гармо-ническом мажоре, III6 в гармоническом миноре, VII6 в мажоре и гармоническом миноре. Секстаккорд II ступени (возможность применения в кадансах и вне кадансов). Секстаккорд III ступени (возможность применения в кадансах и вне кадансов). Секстаккорд VII ступени (применение в проходящих оборотах между тоникой и тоническим секстаккордом, в гармонизации мажорной и минорной гамм) 10
12 Проходящие и вспомогательные квартсекстаккорды.  Диатонические секвенции с использованием трезвучий, секстаккордов и квартсекстаккордов. Гармонизация фригийского тетрахорда с использованием секстаккордов 4
13 Доминантсептаккорд и его обращения.  Доминантсептаккорд с секстой. Различные варианты гармонического строения серединных и заключительных кадансов периода, варианты прерванных кадансов (обобщение гармонических средств). Доминантсепаккорд и его обращения как средство гармонического развития внутри построений. Их использование в отклонениях (общее представление) 8
14 Септаккорд II ступени и его обращения.  Кадансовые обороты с участием септаккорда второй ступени и его обращений. Применение септаккорда второй ступени и его обращений как средств гармонического развития внутри построений, как средств отклонений (общее представление). II7 и его обращения во вспомогательных оборотах 8
  V семестр 32
15 Септаккорд VII ступени и его обращения.  Возможность их применения в отклонениях (общее представление). VII7 с квартой. Энгармонизм уменьшенного VII7 8
16 Нонаккорды V и II ступеней 4
17 Септаккорды побочных ступеней лада и их обращения. Переменные тональные функции. Субсистемы. Гармонизация фригийского тетрахорда с использованием обращений септаккордов 4
18 Нонаккорды побочных ступеней лада.  Диатонические секвенции с участием септаккордов и нонаккордов побочных ступеней 4
19 Старинные диатонические лады.  Их значение для русской музыки 2
20 Использование неаккордовых звуков в гармонизации мелодии 2
  Подготовка к экзамену 6
  VI семестр 40
21 Альтерация (общие положения).  Неаполитанская субдоминанта. Секстаккорд и трезвучие II низкой ступени. Аккорды альтерированной субдоминанты (двойной доминанты). Их применение в каденциях, внутри построений, вспомогательные обороты с аккордами альтерированной субдоминанты в дополнениях, других устойчивых разделах формы. Аккорды альтерированной субдоминанты с увеличенной секстой. Энгармонизм уменьшенного и малого мажорного септаккордов 10
22 Виды модуляций (основные положения).  Отклонение и переход 2
23 Побочные доминанты и субдоминанты.  Отклонения через побочные доминанты в тональности I степени родства 8
23 Побочные доминанты и субдоминанты.  Отклонения через побочные доминанты в тональности I степени родства 8
24 Отклонения через побочные субдоминанты в тональности I степени родства 8
25 Хроматические секвенции. Эллипсис 4
26 Модуляция-переход в тональности I степени родства. Модуляции в тональности доминантовой группы (V, III, VII натуральной ступени из минора). Модуляции в тональности субдоминантовой группы (IV, VI, II ступени из мажора). Модуляции через общий аккорд. Модуляции, содержащие промежуточное отклонение в субдоминанту конечной тональности 8
  VII семестр 32
27 Аккорды альтерированной доминанты 6
28 Степени родства тональностей.  Постепенная модуляция в тональности II и III степени родства 4
29 Внезапные модуляции.  Энгармоническая модуляция через уменьшенный септаккорд, увеличенное трезвучие, аккорды с увеличенной секстой 4
30 Мажоро-минор.  Внезапная модуляция без энгармонизма 4
31 Органные пункты 2
32 Гармония в музыке ХХ века.  Некоторые характерные тенденции 4
  Подготовка к экзамену 8


*) Темы 5 и 6 дополняют гармонизации кадансовыми средствами. Наряду с ними гармонизации мелодий используют трезвучия главных ступеней, гармонизации басов – трезвучия главных и побочных ступеней лада.   вернуться

Еще одним возможным вариантом построения курса гармонии для исполнителей может стать тематический план учебника Е.Н.Абызовой «Гармония» [1], выдержавшего два издания. Данный учебник, в котором, по словам его автора, реализовалась педагогического идея одного из видных педагогов ЦССМШ при МГК им. П.И.Чайковского Л.Н.Калужского, обобщил многолетнюю методику преподавания предмета коллективом педагогов школы.

Методическая взвешенность и четкая логика в расположении тем, насыщенность учебника необходимым для всех видов практической работы материалом, делает возможным его использование в курсах гармонии для любых исполнительских специальностей, в том числе и специальностей 0501.03 и 0501.04.

Помимо изложения теоретического материала и практических рекомендаций, которые касаются одной из важных в курсе гармонии форм заданий – гармонизации мелодии (такие рекомендации есть почти в каждой изучаемой теме), темы учебника содержат задачи, примеры для гармонического анализа, практические упражнения по игре на фортепиано. Последние представлены в значительном объеме и достаточно разнообразны. Особое внимание в данных заданиях уделяется импровизационным видам упражнений. Это гармонизация мелодий на фортепиано, игра разного рода секвенций, игра структурно оформленных построений по заданным началам.

Содержащийся в учебнике материал, естественно, может быть дополнен. Так, в работе с исполнителями может быть использовано пособие Н.А.Соловьевой «Упражнения на фортепиано в курсе гармонии»[15], «Пособие по игре на фортепиано в курсе гармонии» Н.Мясоедовой, А.Мясоедова[14], различные сборники задач, пособия по гармоническому анализу (см. список рекомендуемой литературы).

Предлагаемую методику ведения курса, обеспечивающий ее практический материал следует воспринимать как основу, оставляющую широкие возможности для творческого развития ее педагогами.


Тематический план


тем
Название темы Кол-во
часов
  III семестр 32
  Введение. Склад и фактура. Построение трезвучия 2
1 Соединение главных трезвучий кварто-квинтового соотношения 2
2 Соединение трезвучий секундового соотношения. Полный оборот. Секвенции 2
3 Гармонизация мелодии главными трезвучиями. Аккордовые и неаккордовые звуки 2
4 Перемещение аккорда 2
5 Гармонизация баса 2
6 Голосоведение. Скачки терцовых тонов 4
7 Гармоническое строение периода. Каденции. Кадансовый квартсекстаккорд. Доминантсептаккорд в заключительной каденции 4
8 Полная функциональная система. Побочные трезвучия субдоминантовой группы 4
9 Скачки терцовых тонов при соединении трезвучий субдоминантовой группы 2
10 Трезвучие VI ступени в прерванном обо-роте. Прерванная каденция и расширение периода 4
11 Трезвучие III ступени 4
  IV семестр 40
12 Секстаккорды главных трезвучий (соединение с трезвучиями при плавном голосоведении) 2
13 Скачки при соединении трезвучий и секстаккордов 4
14 Соединение двух секстаккордов 4
15 Проходящие и вспомогательные квартсекстаккорды 4
16 Септаккорды (общая характеристика). Доминантсептаккорд и его обращения 4
17 Скачки при разрешении обращений и основного вида доминантсептаккорда 4
18 Секстаккорд II ступени 4
19 Гармонический мажор 2
20 Секстаккорд III ступени (доминанта с сек-стой). Доминантсептаккорд с секстой 2
21 Секстаккорд VII ступени 2
22 Септаккорд II ступени и его обращения 8
  V семестр 32
23 Вводные септаккорды и их обращения 8
24 Нонаккорды 4
25 Натуральный минор и фригийские обороты 6
26 Диатонические секвенции 4
27 Септаккорды побочных ступеней 4
28 Диатоника в русской музыке 4
  Подготовка к экзамену 2
  VI семестр 40
29 Альтерация аккордов в ладу. Секстаккорд и трезвучие II низкой ступени 4
30 Альтерированные аккорды субдоминантовой группы (DD) в каденциях 6
31 Альтерированные аккорды субдоминантовой группы вне каденции 6
32 Типы тональных смен. Отклонения в тональности I степени родства 10
33 Хроматические секвенции. Доминантовые цепочки. Эллипсис 4
34 Модуляция в тональности I степени родства (V ступени, III ступени, VII натуральной ступени из минора, IV ступени, VI ступени, II ступени из мажора) 10
  VII семестр 32
  Повторение важнейших тем VI семестра 8
35 Неаккордовые звуки 2
36 Альтерация аккордов доминантовой группы 2
37 Органный пункт 2
38 Аккорды мажоро-минора. Модуляции через трезвучия низких ступеней 4
39 Родство тональностей. Постепенная модуляция в отдаленные тональности 2
40 Энгармоническая модуляция 4
41 Некоторые особенности гармонии в музыке ХХ века 2
  Подготовка к экзамену 6

Опустим традиционный для учебной программы раздел «Содержание курса», так как его содержание и есть названный учебник в полном объеме. Остановимся только на проблеме тематического планирования в завершающей части курса (VI и VII семестры). Темы, требующие детальной практической проработки (отклонения, модуляции в тональности I степени родства и ряд других), следует охватить, хотя бы в основном, до начала VII семестра. Тогда в последнем семестре может быть уделено существенное внимание повторению важнейших тем VI семестра и углубленной, детальной практической работе над ними, а также изучению нового материала: темы 35-41 изучаются представителями специальности 0501 обобщенно, преимущественно в гармоническом анализе, отчасти в упражнениях на фортепиано (в особенности это касается специальностей 0501.03 и 0501.04).



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Согласно учебному плану специальности 0501 изучение предмета «Гармония» не предполагает индивидуальных занятий. Это обусловливает предельную насыщенность каждого урока, поскольку последний включает в себя краткое повторение темы предыдущего занятия, проверку письменных и устных домашних заданий, знакомство с новым материалом и хотя бы частичное закрепление его в том или ином виде практической работы.

Письменные работы – это преимущественно гармонизации мелодий или басовых голосов, различные творческие задания, например, сочинение структурно-оформленных построений с теми или иными особенностями их гармонической структуры, развитие данного начального мотива до предложения или периода в соответствии с указанной задачей (применить определенную масштабно-синтаксическую структуру на уровне построения, тот иной вид секвентного развития и т.д.).

Предложенный в данной программе тематический план предполагает введение на начальном этапе курса письменных гармонизаций басовых голосов трезвучиями всех ступеней VII ступени мажора (темы 1-3). В этих упражнениях особое внимание следует сосредоточить не только на правильности соединений аккордов, но на естественности и пластичности мелодического рисунка главного голоса, а также на одновременном звучании крайних голосов (контурном двухголосии).

Гармонизации мелодии рекомендуется начать с использования в них главных тональных опор (T,S,D), постепенно увеличивая ряд применяемых трезвучных гармоний (темы 4-12). Гармонизации басовых голосов выполняются параллельно. Материал, обеспечивающий начальные темы курса в этом виде работы, можно взять из следующих источников [1], [2], [7], [8], [12], дополняя, по желанию педагога, авторским материалом.

В дальнейшем в письменных заданиях будут преобладать гармонизации мелодий, предлагаемые также в качестве контрольных. Задачи на гармонизацию басов, тем не менее, могут включаться в отдельные домашние работы.

Не имея возможности подробно останавливаться на многих важных деталях методической работы над задачами в курсе гармонии, отметим лишь два существенных момента.

Практика показывает, что гармонизация данного голоса нередко понимается студентами как необходимость построить аккорд от каждого звука мелодии или баса. Поэтому, очевидно, следует с самого начала изучения предмета сосредоточивать их внимание на том, что четырехголосие и в учебных работах – не только последовательность аккордов, но результат объединения в одновременности четырех мелодических линий, три из которых могут оказаться более и менее естественными. Многое в этом направлении может быть достигнуто на уроках, в письменных гармонизациях, выполняемых под руководством педагога. Выполненную гармонизацию полезно исполнить, предпочтительнее – в вокальном ансамбле, нежели на фортепиано.

В домашних заданиях необходимо так же, как и на уроках, ставить условием создавать прежде всего контурное двухголосие (например, сочинять бас к данной мелодии), одновременно обдумывая содержание кадансов, гармоническое строение примера в целом. В качестве дополнительных могут быть предложены различные упражнения, например, дополнить данное контурное двухголосие, досочинив средние голоса и т.п.

Второй момент, который необходимо подчеркнуть, гово-ря о письменных гармонизациях, – это необходимость при выполнении таких заданий непременно анализировать форму предложенных для гармонизации примеров, уточняя строение каденций, масштабно-синтаксическую структуру, ставить выбор гармонических средств в зависимость от роли того или иного фрагмента в форме. Неаккордовые звуки постепенно вводятся в письменные гармонизации и специально обозначаются в учебных заданиях. Более насыщенные ими задания характерны для специальностей 05.01.01 и 05.01.02, и в меньшей мере – для специальностей 05.01.03 и 05.01.04.

Заметные различия в уровне сложности заданий для объединенных нами в пары инструментальных специальностей сохраняются на протяжении всего курса. Это касается не только письменных гармонизаций, но и гармонического анализа, и упражнений на фортепиано. Так, в качестве аналитических заданий для специальности 05.01.01 могут быть избраны примеры с весьма развитой фактурой, а упражнения на фортепиано предполагают применение в них разнообразных неаккордовых звуков. Аналогичные задания для специальностей 0501.03 и 0501.04, как правило, более просты.

Представим схематично некоторые виды упражнений на фортепиано:

1.  Построение от звука аккордов различной структуры (соответственно пройденной теме), принимая данный звук, который может быть примой, терцией, квинтой, септимой, ноной, за бас, сопрано, альт или тенор.

2.  Определение структуры данного аккорда и тональностей, в которых он может встретиться, с последующими разрешениями в этих тональностях.

3.  Построение в данной тональности отдельных акккордов и их различные разрешения.

4.  Энгармоническое разрешение аккордов, например, уменьшенного септаккорда, увеличенного трезвучия, малых септаккордов.

5.  Игра отдельных гармонических оборотов (соответственно пройденной теме) и более развернутых построений по цифровкам.

6.  Игра различных по функции в форме построений, например, кадансов, которые сами по себе имеют различное гармоническое строение в зависимости от места в форме целого, или заключительных построений – дополнений. Гармонические средства по мере освоения курса становятся в таких упражнениях все более разнообразными.

7.  Игра секвенций (диатонических и хроматических).

8.  Сочинение и игра отдельных построений (предложение, период), их транспонирование.

9.  Игра построений в форме периода той или иной структуры; немодулирующего, содержащего, например, определенного вида секвентное развитие, или отвечающего другим параметрам, обозначенным педагогом; модулирующего в тональность I степени родства.

10.  Игра построений в форме предложения или периода по данному началу.

В перечисленных видах упражнений нет таких, которые не могли бы быть использованы в работе с представителями исполнительских специальностей. Однако сложность этих заданий и уровень выполнения весьма различны, например, для специальностей 0501.01 и 0501.04. Конкретные формулировки заданий определяют уровень их сложности, а также уровень реализации. Последний может варьироваться, например: разрешение аккордов выполняется с ритмическим оформлением, и упрощенно, в виде схемы; с неаккордовыми звуками и без них.

Практическое освоение курса гармонии неотъемлемо от анализа музыки *. Так, изложение педагогом новой темы иллюстрируется показом связанных с ней музыкальных примеров и предполагает их сжатую характеристику и оценку.

В качестве заданий, необходимых для закрепления пройденного материала, педагог может предложить ученикам проанализировать на уроке краткие фрагменты произведений (такой материал содержится в хрестоматиях [16], [17], [18]) **, дополняя и корректируя высказанные соображения.

Такой анализ, однако, является элементарным, хотя безусловно, важным, в особенности на начальных стадиях изучения отдельных тем. Далее следует избирать объектом анализа законченную музыкальную форму (произведение в целом, часть более крупного сочинения).

В этом случае анализ не ограничивается определением конкретных гармоний, но предполагает постановку таких вопросов, как содержание произведения, его жанрово-стилевая характерность, форма целого и его части (в непосредственной связи с гармонией), гармония анализируемого примера как система и значение в ней отдельных элементов.

Специфика анализа в курсе гармонии у исполнителей-инструменталистов состоит в том, что связанные с ним практические задания выполняются преимущественно в классе, под руководством педагога. Тем не менее, аналитическое задание с указанием конкретных вопросов к нему можно предложить и как индивидуальную самостоятельную работу к контрольному уроку. Анализ музыкального произведения (или его части) может также входить в некоторые домашние задания (специальности 0501.01 и 0501.02).

Особенности представления тематического материала в данном курсе, детализация изложения отдельных тем, или, напротив, необходимость «адаптирования» учебного материала, количество часов на освоение той или иной темы, – эти вопросы находятся в компетенции педагога, а также в зависимости от конкретной специальности и от уровня подготовленности группы.



КОНТРОЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ

Учебным планом предусмотрены два экзамена, которые подводят итог освоению крупных разделов курса: в конце V и VII семестров. III, IV и VI семестры заканчиваются контрольными уроками. Оценки в конце III, IV, и VI семестров могут быть выставлены и как итоговый результат успеваемости в семестре (учитываются качество выполненных письменных и устных домашних заданий, ответов на уроках). Однако, более оправданным представляется проведение в конце этих семестров письменных контрольных работ на гармонизацию мелодии и контрольных уроков, где студентам предлагаются практические задания по гармоническому анализу и упражнения на фортепиано, соответствующие пройденным темам.

Оба экзамена (в конце V и VII семестров) включают письменную работу на гармонизацию мелодии и устный экзамен, который проводится по билетам. В билетах указаны практические задания по игре на фортепиано и музыкальные произведения для гармонического анализа. В качестве соответствующих уровню письменной экзаменационной работы в конце V семестра можно рекомендовать следующие задачи на гармонизацию мелодии: №250 [10], №№78, 81 [12], №№269, 270 [6] для специальности 05.01.01 и 05.01.02 и №329 [11], №680 [8], задание 366 №6 [2] для специальностей 05.01.03 и 05.01.04.

Примерные задания по игре на фортепиано в экзаменационном билете для специальностей 05.01.03 и 05.01.04:

  1.   определить тональности, в которых встретится аккорд ля-фа#-ре#-до#, и разрешить его в этих тональностях.
  2.   сыграть диатоническую секвенцию: I7–IV43.
  3.   сыграть в тональности D-dur:

Примерные задания по гармоническому анализу для специальностей 05.01.03 и 05.01.04:

Шуман «Печальное предчувствие» («Листки из альбома»);

Шуберт Соната для фортепиано А-dur, I ч., начальная тема.

В экзаменационный билет для специальностей 05.01.01 и 05.01.02 в конце V семестра можно включить: 1) игру гармонической последовательности по цифровке в форме периода с широким использованием диатонических средств, включая септаккорды и нонаккорды побочных ступеней, и неаккордовыми звуками; 2) игру диатонической секвенции (мотив включает 3-4 аккорда); 3) задание определить тональности, в которых встречается аккорд, и разрешить его в этих тональностях.

Задания 2 и 3 для специальности 05.01.01 не вносятся в билет и выполняются без предварительной подготовки.

Помимо этого можно дополнить задание транспонированием в указанную педагогом тональность ранее сочиненного построения в форме периода с использованием изученных аккордовых средств, диатонических секвенций, диатонических неаккордовых звуков.

Примерные задания по гармоническому анализу для специальностей 05.01.01 и 05.01.02:

Лядов Мазурки ор.15 №№1,2;

Метнер Сказка ор.42 №2;

Шуберт Соната А-dur, II ч.

Примерный уровень трудности экзаменационных материалов для итогового экзамена в конце VII семестра:

а) для специальностей 05.01.03 и 05.01.04:

Письменный экзамен: №№390, 392[11], №330[10].

Устный экзамен: 1. Игра модуляции по данному в билете тональному плану в тональность I степени родства к исходной (например, В-dur-F-dur или d-moll – C-dur). 2. Определение структуры аккорда и разрешение его в различных тональностях, включая энгармонические разрешения (например, соль-до#-ми-ля# или ми#-си-до#-соль#). 3. Игра секвенции диатонической или хроматической (мотив содержит 2-3 аккорда).

Примеры для гармонического анализа:

Григ «Песня жениха» ор.17 №10;

Шопен Ноктюрн Е-dur (начальный период);

Чайковский Вальс ор.40 №9 (начальный период).


б) для специальностей 05.01.01 и 05.01.02:

Письменный экзамен: №405, 406[6], №№ 131, 132[12].

Устный экзамен: 1. Игра модуляции в форме периода в тональности I степени родства к исходной по данному в билете тональному плану; 2. Игра постепенной или внезапной модуляции в тональность II или III степени родства по данной в билете цифровке.

Разрешения аккордов (в том числе энгармонические) различной структуры (уменьшенный септаккорд, малые септакккорды и их обращения), а также игра разного рода секвенций (мотив включает 3-4 аккорда). Эти задания могут выполняться без предварительной подготовки.

Примеры для гармонического анализа:

Лядов Прелюдия ор.24 №1 Е-dur;

Скрябин Прелюдии ор.15 №5 cis-moll, ор. 17 №3 Des-dur, №4 b-moll;

Шуберт Экспромт ор.90 Es-dur (трио и переход к репризе).

Итоговая оценка по предмету «Гармония» суммирует результаты письменной экзаменационной работы и устного экзамена.


*) Существенные методические рекомендации, касающиеся анализа в учебном курсе гармонии, содержатся в следующих источниках: [2] – с. 433-446; [19] – с. 8-9; [23] – с. 29-31.   вернуться
**) Особо выделим в этом ряду хрестоматию Н.Г.Привано [17].   вернуться

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Учебники и учебные пособия

  1. Абызова Е.Н. Гармония: Учебник. – М.: Музыка, 1996. – 383 с., нот.
  2. Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии. – М.: Музыка, 1973. – 456с.
  3. Мясоедов А.Н. Учебник гармонии. – 2-е изд. – М.: Музыка, 1983. – 319 с., нот
  4. Степанов А. Гармония. – М.: Музыка, 1971. – 240 с., нот
  5. Тюлин Ю.Н., Привано Н.Г. Учебник гармонии. – 3-е изд., доп. – М.: Музыка, 1986. – 478 с., нот


  6. Сборники задач

  7. Алексеев Б.К. Задачи по гармонии. – М.: Музыка, 1968. – 228 с.
  8. Аренский А. Сборник задач (1000) для практического изучения гармонии. – М.: Музыка, 1965
  9. Зелинский В. Курс гармонии в задачах. Диатоника. – 2-е изд. – М.: Музыка, 1982. – 292 с.
  10. Кириллова В., Наумов Л., Степанов А., Таранущенко В. Практические задания к курсу гармонии. – Ч. 1, 2-е изд., доп. – М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1976. – 45 с.
  11. Можжевелов Б. Мелодии для гармонизации. – Л.: Музыка, 1982. – 135 с.
  12. Мутли А. Сборник задач по гармонии. – 6-е изд. – М.: Музыка, 1979. – 149с.
  13. Мясоедов А. Задачи по гармонии. – 3е изд. – М.: Музыка, 1981. – 80 с.


  14. Сборники упражнений по игре на фортепиано в курсе гармонии

  15. Максимов С, Упражнения по гармонии на фортепиано. – В 3 ч. – М.: Музыка, 1977. – 288 с.
  16. Мясоедова Н., Мясоедов А. Пособие по игре на фортепиано в курсе гармонии. – М.: Музыка 1986. – 128 с., нот
  17. Соловьева Н. Упражнения на фортепиано в курсе гармонии. – М.: Сов. Композитор, 1989. – 56 с.


  18. Пособия по гармоническому анализу

  19. Берков В. Пособие по гармоническому анализу. – 2-е изд. – М.:Музгиз, 1960. – 172 с.
  20. Привано Н. Хрестоматия по гармонии. – Ч. 1, 2, 3. – М.: Музыка, 1967, 1969, 1972
  21. Скребкова О., Скребков С. Хрестоматия по гармоническому анализу. – 5-е изд. – М.: Музыка, 1978. – 287 с.


  22. Дополнительная литература

  23. Мюллер Т. Гармония. – М.: Музыка, 1976. – 286 с., нот.
  24. Мясоедов А. О гармонии русской музыки (корни национальной специфики). – М.: Прест, 1998. – 141 с., нот.
  25. Степанов А. Методика преподавания гармонии. – М.: Музыка, 1984. – 135 с., нот.
  26. Холопов Ю. Гармонический анализ. – В 3-х частях. – Ч. I. – М.: 1996. – 96 с., нот.
  27. Холопов Ю. Гармония. Теоретический курс. – М.: Музыка, 1988. – 511 с., нот.
  28. Холопов Ю. Задания по гармонии. – М.: Музыка, 1983. – 287 с., нот.


© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования