Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Медиатека < Методические материалы < Учебные программы < Гармония (1999 г.)

Министерство культуры Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
«Государственное музыкальное училище имени Гнесиных»

ГАРМОНИЯ
программа для музыкальных училищ
по специальности 0504 «Теория музыки»


Москва
1999

Одобрена предметно-цикловой комиссией «Теория музыки».

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности «Теория музыки».

Составитель  –   преподаватель ПЦК «Теория музыки», кандидат искусствоведения О.Н.Соколова
Рецензенты   –   преподаватель-консультант Н.В.Бойцова
 –   преподаватель МГК им. П.И.Чайковского, кандидат искусствоведения Е.А.Николаева

Настоящая программа ориентирована на введенный в действие в 1997 году Министерством общего и среднего образования РФ Государственный стандарт среднего профессионального образования.

В соответствии с учебным планом специальности 0504 «Теория музыки» предмет «Гармония» изучается в течение пяти семестров (III-VII), сменяясь курсом «Современная гармония», рассчитанным на два семестра (VII-VIII). Первый из них находится в ряду специальных теоретических дисциплин, второй – в ряду дисциплин общепрофессиональных. Таким образом, эти два курса представлены здесь как самостоятельные. В данной программе «Современная гармония» представлена как часть специального курса гармонии. Являясь естественным продолжением и развитием предшествующих тем, эта часть становится далее логическим завершением предмета в целом, подводит итог его изучению в среднем звене профессионального образования.

Объектом изучения предстает классическая гармония западноевропейской и русской музыки XVIII-XIX веков, гармония ХХ века в наиболее значительных явлениях музыкального искусства этого времени.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Объем курса:
Гармония – 176 часов, занятия групповые;
88 часов, занятия индивидуальные.
Современная гармония – 72 часа, занятия групповые.

Изучение предмета «Гармония», одного из важнейших в комплексе специальных дисциплин, создает основу для профессионального восприятия и анализа музыки, которые неотъемлемы от разнообразных видов творческой деятельности будущих музыковедов и композиторов. Касаясь широкого спектра музыкальных явлений, оно обогащает кругозор учащихся, являясь практически ориентированным – направлено на выработку конкретных технических навыков.

*  *  *

Основные, традиционные для курса гармонии виды заданий, – это письменные гармонизации данного голоса (преимущественно мелодии), другие формы творческих письменных работ, а также помогающие непосредственному практическому освоению изучаемых тем и их закреплению упражнения на фортепиано, гармонический анализ музыкальных произведений.

Остановимся в общих чертах на названных видах учебнопрактических заданий. Особым отличием специального курса гармонии, в сравнении с общими курсами, является необходимость планомерной и целенаправленной работы над мелодической фигурацией. Это касается как письменных гармонизаций, так и упражнений на фортепиано.

Разнообразные виды упражнений на фортепиано характеризуются постепенным нарастанием сложности, что обусловлено не только естественным расширением диапазона употребляемых гармонических средств. Имеется в виду, с одной стороны, наполнение музыкальной ткани неаккордовыми звуками, тенденция к созданию развитой мелодической фигурации. С другой стороны, – постепенно увеличивающийся удельный вес импровизационных форм заданий.

Творческое воссоздание классических музыкальных форм определенного типа, называемых песенными (период, простые двух- и трехчастные формы), является одной из задач курса. Ясное ощущение музыкального целого, четкое представление о его функционально различных этапах (устойчивых, экспозиционных, серединно развивающих, заключительных) – то, что должно формироваться в процессе работы над гармонизацией мелодии, при сочинении тех или иных музыкальных примеров, в упражнениях на фортепиано.

Гармонический анализ как одна из важных сторон практических сторон в специальном курсе гармонии требует выполнения не только конкретных технологических заданий (определение и обозначение аккордов в анализируемом произведении, характеристика неаккордовых сочетаний и т.д.), но и умения на основе такого анализа сделать необходимые обобщения. Например, показать стилевую характерность произведения (ряда произведений) или особенности ладовой структуры сочинения, представить колористические свойства его гармонии, или оценить значение в ней линеарных явлений.

Задания по гармоническому анализу 1, требующие «штудирования» произведений классической музыки, сочетаются с различного рода творческими упражнениями (письменными или импровизационными, устными), которые в общем виде можно назвать «работой по модели», другими развивающими навыки сочинения музыки заданиями.

Кроме того, умение анализировать музыку, оценивать и обобщать характерные черты тех или иных музыкальных явлений раскрывается в курсовой работе по гармонии, выполняемой в VII семестре.

*  *  *

Один из возможных вариантов построения курса представлен в следующем далее разделе программы «Содержание предмета». Укажем в связи с этим на некоторые специфические моменты. Теоретический материал в процессе изучения предмета излагается в значительном объеме, с опорой на обширную музыкальную литературу, что позволяет постепенно формировать у учащихся терминологический аппарат2, необходимый для анализа и оценки явлений музыки различных эпох, в том числе – и ХХ века.

Общий и специальный курс гармонии в музыкальном училище не может строиться как последовательность теоретических проблем: для такого построения недостаточно базовых знаний. Поэтому для него является нормой принцип постепенного накопления теоретических представлений, движения от характеристики отдельных явлений к итоговым обобщениям.

Основа курса – подробное изучение классической гармонии (гармоническая тональность XVII–XIX веков). Оно предполагает освоение прежде диатонических средств, далее – средств хроматики.

Порядок расположения тем в начальном разделе «Диатоника» ориентирован на принципы построения учебников гармонии А.Н.Мясоедова [3], Е.Н.Абызовой [1], преемственно связанных с учебником гармонии П.И.Чайковского. Привлекательность освоения трезвучия диатоники полностью, «всеступенно», состоит в возможности уже в начале курса сосредоточить внимание на характерности гармонии западноевропейской музыки с ее четкой ладовой централизацией, опорой на мажор и гармонический минор, а также на специфике русской музыки 3, с особой ролью в ней переменных тональных функций, подчеркнутым значением натурального минора, плагальностью.


Некоторые существенные теоретические проблемы (в обобщенном виде) обозначены уже во введении. Их рассмотрение сопровождается практическими заданиями по анализу, письменными и устными творческими работами. В дальнейшем отдельные понятия, затронутые в начале курса, подкрепляясь практическим материалом, будут обогащаться новым содержанием.

Предпосылки для формирования обстоятельных и глубоких представлений об отдельных музыкальных явлениях создает концентрический принцип 4 расположения материала (неоднократное возвращение к одной и той же проблеме). Он распространяется и на завершающую часть курса «Современная гармония». Таким образом эта часть непосредственно соединяется с разделом, посвященным закономерностям тонально-функциональной гармонии XVII-XIX веков.

VII семестр – это итоговый этап в изучении последней, в течение которого утверждаются основные практические навыки (в области письменных гармонизации, упражнений на фортепиано, гармонического анализа) и суммируются приобретенные практические знания. Одновременно начало «Современной гармонии» становится углублением и продолжением ряда тем завершающегося курса.

Среди опубликованных по курсу «Современная гармония» учебных пособий (см. [29], [30], [31], [33], [34]) данной идее более всего созвучны «Задания по гармонии» Ю.Н.Холопова [295.

В соответствующей части раздела программы «Содержание предмета» взята за основу последовательность тем, характерная именно для этого учебного пособия. Она может быть использована в качестве примерного тематического плана.

Естественно, глубина и детальность практического освоения тем остается уделом вузовского курса гармонии ХХ века. В задачи училищного курса входит прежде всего общее ознакомление с наиболее значительными явлениями музыкального искусства ХХ века, техниками, получившими в ХХ столетии новое продолжение и развитие, а также техниками, возникшими именно в искусстве ХХ века. Отсюда – преобладающее значение уроков–лекций с показом и аналитическим разбором отобранных в связи с той или иной темой музыкальных образцов, аналитические домашние задания 6.


1.  Методические указания по данному вопросу содержатся в приведенных источниках [2], [19], [24].   вернуться
2.  Здесь и далее используется понятийно-терминологический ряд, представленный в работах Ю.Н.Холопова (см. [21], [28], [29]).  вернуться
3.  О древних истоках и сути этой специфики см. [23], гл. 1-4.  вернуться
4.  См. об этом [24], с. 22-23.  вернуться
5.  Следует оговориться, что указанные пособия предназначены для вузовских курсов и служат практически ценным материалом прежде всего для педагогов.  вернуться
6.  Возможно также использование письменных домашних заданий при изучении отдельных тем (преимущественно, «работа по модели»).  вернуться

Содержание предмета

Введение

Определение понятия «гармония». Особое значение гармонии как высотной организации музыки среди других параметров музыкального целого (мелодика, ритм, фактура, динамика, артикуляция, тембр). Историко-стилевая характерность музыкальных произведений, определяемая специфичностью их гармонии (на примерах музыки различных эпох, школ, отдельных композиторов).

Выразительные свойства гармонии. Представление о фонизме гармонических структур в музыке. Яркая характеристичность гармонии во многих случаях. Понятие лейтгармонии (на примерах музыки Вебера, Вагнера, Римского-Корсакова, Скрябина и др.).

Роль гармонии в формообразовании. Основные функции в музыкальной форме (изложение, развитие, завершение) и гармонические средства, характерные для каждой из них. Представления об устойчивости и неустойчивости разделов музыкальной композиции, подчеркнутое различие гармонического строения таких разделов, отдельные приемы, усиливающие то и другое качество. Модуляции и их значение в форме.

Фактурный облик музыкального произведения (монодия, гомофонный и аккордовый склады, полифоническое письмо и смешанные виды фактуры). Понятия гармонической вертикали и горизонтали. Особая роль гармонической горизонтали, мелодической линеарности по отношению к монодии, полифонической и гомофонно-полифонической ткани. Существенность вертикальной координации тонов для всех видов письма.

Обобщенное представление о фактурных функциях голосов: главный, басовый, контрапункт, дублировка, педаль, подголосок.

Голосоведение. Разновидности движения голосов (прямое, противоположное, косвенное). Параллельное движение, его выразительный смысл и известные ограничения при использовании такого приема. Косвенное голосоведение и возможность введения педальных голосов в музыкальную ткань. Органные пункты и их роль в создании устойчивости и неустойчивости в форме (на примере сравнения доминантовых и тонических органных пунктов). Значение контурного двухголосия.

Лад. Содержание понятия. Лады модального и тонального типа. Общее представление об эволюции лада (модальное одноголосие – модальное многоголосие – гармоническая тональность XVII-XIX веков – новая модальность и новая тональность в музыке ХХ века).

Тональность как высотное положение лада. Широкое значение понятия, сближающее его с понятием «лад», и касающееся в этом смысле многих музыкальных явлений: от монодических ладовых форм до звуковых систем ХХ века. Узкое, специфическое значение понятия «тональность», подразумевающее классическую мажоро-минорную тональную систему.

Аккорд: самостоятельные созвучия, построенные по определенному логическому принципу, согласующемуся с тем или иным типом гармонической системы. Общее представление о моно- и полиаккордах. Три основных значения аккорда: тонально-функциональное, фоническое, горизонтально-линейное (т.е. по отношению к мелодической линии). Аккорды терцовой структуры как основа классической гармонии. Аккорды терцовой структуры с побочными тонами. Аккорды и неаккордовые звуки. Аккорды нетерцового строения: квартаккорды, квинтаккорды, аккорды смешанной структуры (общее представление); их характерность для музыки ХХ века.

Аккорды терцового строения в четырехголосном изложении. Традиционность для практического освоения гармонии такого способа сложения (полнота гармонии, близость хоровой партитуре и инструментально-ансамблевому письму). Возможность изложения различных аккордов в четырехголосии (трезвучий и их обращений, септакккордов и их обращений, нонаккордов). Нормативные варианты расположения этих аккордов. Характерность удвоений отдельных тонов в трезвучиях и их обращениях и отсутствие удвоений в полных септаккордах и их обращениях, пропуска квинты в четырехголосно изложенном нонаккорде.


Диатоника

Трезвучия в четырехголосии. Тесное и широкое расположения трезвучий. Перемещение трезвучий. Соотношение трезвучий. Виды соединений трезвучий. Гармоническое соединение трезвучий кварто-квинтового и терцового соотношений. Мелодическое соединение трезвучий кварто-квинтового, терцового и секундового соотношений. Гармонизация баса трезвучиями всех ступеней в мажоре (кроме VII) с применением перемещений. Значение гармонического минора в европейской музыке XVII-XIX веков. Роль натурального минора в русской музыке. Гармонизация басов трезвучиями в миноре с применением перемещений.

Тональные функции. Основные тональные функции. Роль тонического трезвучия как ладового центра. Квинтовая связь основных то-нальных функций (S, T, D). Виды гармонических оборотов. T S D T – формула, выражающая закономерную последовательность, свойственная функциональной тональности ( мажор, гармонический минор). Гармонизация мелодии трезвучиями главных ступеней лада. Скачки терцовых тонов в сопрано и теноре как один из видов соединений трезвучий квартоквинтового соотношения. Использование этого приема при гармонизации мелодии. Возможность соединения трезвучий терцового соотношения со скачками терцовых тонов. Использование разнообразных скачков терций при гармонизации баса трезвучиями всех ступеней (кроме VII мажора).

Гармоническое строение периода. Серединный и заключительный кадансы. Кадансовый квартсекстаккорд. Полный и неполный доминантсептаккорд в заключительной каденции периода. Дополнение и дополнительный каданс в периоде. Расширение в периоде. Прерванный каданс как одно из средств расширения. Другие средства расширения (общее представление). Трезвучие VI ступени в прерванном кадансе, иные варианты построения прерванных кадансов (общее представление).

Натуральный минор. Характерность для него функционального последования t dH s t. Фригийский оборот (I IIIН IV Vг ). Формула t dH s D t, характеризующая функциональную логику минора, содержащего натуральные и гармонические доминанты.

Переменные тональные функции. Субсистемы в мажоре и миноре. Роль медиант в образовании субсистем.

Функциональная система мажора. Основные и переменные тональные функции. Побочные трезвучия субдоминантовой группы. Гармонизация мелодии в мажоре и миноре трезвучиями всех ступеней (кроме VII мажора). Диатонические секвенции.

Секстаккорды. Соединение секстаккордов главных ступеней лада в мажоре и миноре с трезвучиями главных и побочных ступеней (плавное голосоведение и соединения со скачками). Соединение двух секстаккордов. Нормативность удвоений примы и квинты для секстаккордов II, III, VI ступеней натурального мажора, III, VI, VII ступеней натурального минора. Переменные тональные функции. Субсистемы с участием секстаккордов. Удвоение терцовых тонов секстаккордов II, III, VI ступеней (T6, S6, D6). Влияние удвоений терцовых тонов на фонизм секстаккордов; необходимость таких удвоений для II6 в миноре и гармоническом мажоре, III6 в гармоническом миноре, VII6 в мажоре и гармоническом миноре. Секстаккорды II и III ступеней как яркие каденционные средства (S6, D6). Возможность их применения вне каденций. Варианты гармонизации фригийского тетрахорда с использованием секстаккордов.

Квартсекстаккорды проходящие и вспомогательные. Диатонические секвенции с использованием трезвучий, секстаккордов и квартсекстаккордов всех ступеней.

Септаккорды и нонаккорды. Доминантсептаккорд и его обращения. Доминантсептаккорд с секстой. Побочные тоны, их линейномелодическое происхождение (общее представление). Доминантсептаккорд и его обращения как средство гармонического развития. Проходящие обороты с участием обращений D7 (проходящие обороты между Т и Т6, между обращениями D7), основным видом аккорда и его обращениями. Скачковые разрешения обращений D7. Применение обращений D7 в отклонениях, в роли побочных доминант (общее представление).

Септаккорд VII ступени и его обращения. Различные виды разрешений (непосредственно в тонические аккорды и внутрифункционально, через обращения D7). Проходяшие обороты между VII7 и его обращениями. Плагальные обороты с участием гармонии VII ступени. Обогащение звучности VII7 побочным тоном (вводный с квартой – рахманиновская субдоминанта). Его фонизм, выраженная колористическая характерность. Энгармонизм уменьшенного септаккорда VII ступени. Применение VII7 и его обращений в отклонениях, в роли побочных доминант (общее представление).

Нонаккорд V ступени.

Септаккорд II ступени и его обращения. Различные виды разрешений (непосредственно в тонические аккорды, через аккорды доминантовой функции). Каденционные обороты с участием септаккорда II ступени и его обращений. Применение II7 как средства развития. Проходящие обороты между II7 и его обращениями. Применение II7 и его обращений в отклонениях, в роли побочных субдоминант (общее представление). Использование II7 и обращений во вспомогательных оборотах.

Нонаккорд II ступени.

Септаккорды I, III, IV, VI ступеней мажора и минора, V и VII ступеней натурального минора и их обращения. Виды разрешений. Переменные тональные функции. Субсистемы. Гармонизация фригийского тетрахорда с использованием септаккордов.

Нонаккорды побочных ступеней лада. Диатонические секвенции с участием септаккордов и нонаккордов. Диатонические терцовые ряды.

Неаккордовые звуки 7: их основные виды (задержания приготовленные и неприготовленные; проходящие, вспомогательные (в том числе скачковые), предъемы. Выдержанные тоны (педали). Свободные тоны. Вторичные неаккордовые звуки (неаккордовые звуки второго порядка). Органные пункты на D и T.

Диатоника: обобщение гармонических средств. Гармония натуральных ладов. Старинные диатонические лады. Их роль в русской музыке. Черты модальности в тональной гармонии музыки XIX века.


Хроматика

Виды хроматизма (модуляционный, субсистемный, вводнотоновый, альтерационный). Альтерация: хроматическое видоизменение основных звукоступеней согласно их центральному или переменно-функциональному тяготению (центростремительная и центробежная). Линейно-мелодическое происхождение альтерированных ступеней. Альтерация как одно из средств расширения тональности (общее представление). Неаполитанская субдоминанта (секстаккорд и трезвучие нII ступени). Фригийское происхождение гармонии.

Аккорды альтерированной субдоминанты (DD). Их применение в кадансах, внутри построений, вспомогательные обороты с аккордами альтерированной S в дополнениях, других устойчивых разделах формы. Аккорды альтерированной субдоминанты с увеличенной секстой. Другие аккорды альтерированной субдоминанты. Энгармонизм уменьшенного и малых септаккордов.

Побочные функции. Отклонения. Представление о

хроматиче-ских субсистемах. Побочные D и S как одно из средств расширения тональности. Вводный септаккорд в S. Возможность разрешения дан-ного аккорда и его обращений в D7 и его обращения. Эллипсис. Хроматические секвенции. Хроматические терцовые ряды.

Степени родства тональностей. Модуляция и ее виды (внутритемная, межтемная, генеральная). Модуляция в тональности I степени родства (через общий аккорд, промежуточные отклонения). Постепенная модуляция в тональности II и III степени родства. Внутритемная модуляция в песенных формах (периоде, простых двух- и трехчастных формах).

Альтерированные аккорды D группы. Энгармонизм умень-шенных и малых септаккордов. Хроматические неаккордовые звуки. Органные пункты: расширение гармонических средств. Органные пунк-ты на T, D, S, III ступени. Отклонения на органных пунктах. Полигармония органных пунктов.

Энгармонизм и энгармоническая модуляция (через уменьшенный септаккорд, увеличенное трезвучие, малые спетаккорды и их обращения.

Мажоро-минорные системы. Смешение ладов как одно из средств расширения тональности. Использование аккордов мажоро-минора в модуляциях. Практическое освоение в гармонизациях, упражнениях на фортепиано тем раздела «Хроматика», повторение и обобщение тем раздела «Диатоника». Подготовка к экзамену.


Примерное распределение материала по семестрам

III семестр

Введение. Диатоника: трезвучия и секстаккорды.

IV семестр

Квартсекстаккорды. Септаккорды и нонаккорды.

V семестр

Неаккордовые звуки. Органные пункты. Обобщение гармонических средств, изученных в теме «Диатоника».

VI семестр

Хроматика. Альтерация. Модуляция.

VII семестр

Альтерация (продолжение). Модуляция (продолжение). Хроматические неаккордовые звуки. Мажоро-минорные системы.


Современная гармония

VII семестр

Введение. Обобщенное представление основных черт классико-романтической тональной системы (специфика ее ладовых форм, тональные функции, центральный элемент системы). Эволюционный путь развития гармонии в XIX-XX веках: некоторые характерные тенденции. Неомодальность в музыке XIX века, ее связь с тональной гармонией. Модальные техники ХХ века. Тенденции к расширению тональности в музыке XIX века. Движение от функциональной тональности к новой тональности ХХ века. Новые техники письма и новая функциональность в музыке ХХ века.

Модальность: натуральные лады (диатонические, условно-диатонические), хроматизированные лады (в том числе лады Шостаковича). Понятия «модализм». «модальный тон», «модальный аккорд». Типы письма, характерные для модальной гармонии (линейное и аккордовое).

Расширение тональности: альтерация, введение побочных функций, смешение ладов.

Модальность: симметричные лады (целотонный, уменьшенный, увеличенный, тритоновые – дважды-лады).

Функциональная инверсия (направленность гармонического движения к побочной функции и диссонансу; центробежная тенденция). Ее характерность для позднеромантической гармонии.

Расширение тональности: хроматическая система (тональная система, допускающая возможность использования в своих пределах любого аккорда на каждом из звуков хроматической гаммы).

Аккордика музыки ХХ века. Свободное применение диссонанса. Сложные тоники. Сложная тоника как центр системы. Диссонирующие аккорды (различные градации). Их значение как моноаккордов. Образование на основе таких структур полиаккордов.

Диссонантная тональность (система с диссонантной тоникой или диссонантным устоем). Техника центра, характерная для систем, все элементы которых диссонантны. Установление связей между элементами – проявление новой функциональности. Скрябинский лад. Понятия сонантности (сонансы – созвучия разной степени напряженности), тоникальности, их градации. Развивающая вариация. Техника синтетаккордов Н.Рославца.

Принципы анализа современной гармонии 8: три основных способа исследования гармонии (анализ системы гармонии, анализ гармонического выполнения формы, синтез, то есть творческое воспроизведение, «работа по модели»).

Джазовая гармония. Нотация, особенности лада, аккордика. Техника блокаккордов. Мелодическая фигурация.

VIII семестр

Модальность: диссонантная диатоника (диатоническая модальность, опирающаяся на свободный диссонанс).

Полигармония: полиладовость, полиаккордика. Содержание понятия «политональность». Линеарная гармония. Полифоническая гармония. Полигармонический контрапункт.

Модальность: симметричные лады на диссонантной основе (свободное применение диссонанса и в качестве устоя, и в качестве неустоев). Полимодальность (особый вид полиладовости, соединение двух или трех симметричных ладов).

Сонорика («музыка звучностей»). Сонорная гармония. Разнообразие типов сонорики. Сонорика линий и сонорика тембров как наиболее характерные из них. Кластеры.

Двенадцатитоновая гармония 9. Двенадцатизвуковые аккорды (самостоятельные созвучия, состоящие из 12 высот с повторением или без повторения – полиаккорды). Ряды (горизонтальные последования неповторяющихся высот, или с минимальным повторением). Поля (совокупности 12 высот без повторения или с повторением, распределяющиеся по горизонтали, вертикали, диагонали). Серийная техника – один из видов современной музыкальной композиции, где вся ткань выводится из единого инварианта – серии,– Путем его непрерывных повторений (в основной и производных формах). Додекафонная техника – вид серийной техники, при которой вся ткань выводится из двенадцатизвучной серии. Понятия микросерийности, неполной серии, субсерии. Сериализм – метод сочинения музыки при помощи серии двух и более параметров.

Атональность. Центричные и ацентричные структуры.

Микрохроматика (звуковая система из интервалов меньше ½ тона). Названия интервалов, нотация, методы письма.

Алеаторика. Контролируемая и ограниченная алеаторика (В.Лютославский).

Основные закономерности гармонии ХХ века: обобщения и итоги.

*  *  *

Иной вариант построения замкнутого, отдельного курса «Современная гармония» представляет тематический план 10 Д.И.Шульгина ([34], с.155-159).

  • Введение. Музыкальная теория и практика в XIX и XX столетиях. Современный звуковой материал. Современный ритмический материал.
  • Техника композиции в музыке ХХ века.
  • Изменение понятия гармонии в ХХ веке. Основные закономерности современной гармонии.
  • Наиболее общие понятия современной гармонии и ее главные категории.
  • Характерные тенденции музыкальной формы в музыке XIX и XX столетий.
  • Аккордика. Понятие аккорда. Строение аккордов в музыке современных композиторов. Наименование аккордов с различными структурами. О классификации аккордов. Красочно-декоративные созвучия. Созвучия красочных функций в условиях ладотональной гармонической системы. Основные разновидности аккордов красочных функций. Тембровые средства – основной конструктивно-гармонический фактор.
  • Неаккордовые звуки. Неаккордовые созвучия.
  • Линеарность как ведущий конструктивно-гармонический фактор. Линеарная гармония. Линеарные аккорды.
  • Аккорды в одноголосии.
  • Аккорды в полифонии.
  • Звуковысотная система. Лад. Ведущий конструктивный принцип ладовой организации. Полисистемность и комплексно-интонационная природа звуковысотной организации. Центропостоянные и центропеременные разновидности ладовой организации. Современный ладозвукорядный материал. Систематизация современных ладовых форм.
  • Различные формы ладовой организации как гармонические явления. О полифонической и гомофонной гармонии.
  • Модальные формы ладовой организации. Модальность. Модальный принцип гармонического письма. История модальной организации. Характерная особенность восприятия и оценки логики модального процесса.
  • Модальная функциональность. Модальные функции в по-лифонии средневековья и современности.
  • Понятия «старомодальная гармония» и «новомодальная гармония».
  • Модальная хроматика.
  • Джазовая гармония.
  • Тональные формы ладовой организации. Тональность. Разнообразие тональных форм в современной музыке. Общие для всех тональных форм гармонические свойства. Основные конструктивные закономерности тональности в европейской музыке XVIIXVIII веков. Дальнейшая эволюция тональности, связанная с прохождением ею ряда специфических состояний. Их содержание. Воплощение и дальнейшее расширение числа тональных состояний в музыке ХХ века. О классификации современных ладотональных форм.
  • Понятие «хроматическая тональность».
  • Мажоро-минорные разновидности хроматической тональности.
  • Основныне пути становления тональности как хроматической и полисистемной формы ладовой организации. Многообразные формы хроматизма в современной тональности.
  • Политональность и ее варианты в современной музыке.
  • Основные истоки политональности в музыкальном искусстве до ХХ века.
  • Функция. Понятие функции звуковысотных элементов. Общеструктурные, структурно-технические и конкретно-структурные функции.
  • Функциональная логика. Понятие общеструктурной, структурно-технической и конкретно-структурной функциональной логики.
  • Функция центра и центроподчинения в разных формах ладовой организации.
  • Тональные функции. Тоническая и нетоническая функции. Диссонирующие тоники.
  • Нетонические функции. Отдельные разновидности нетонических функций. Автентические и плагальные последования гармонических элементов.
  • Доминантовая и субдоминантовая группы нетонических функций.
  • Некоторые характерные особенности современной функциональной теории.
  • Функциональная логика в тональных формах в звуковысотной организации.
  • Основные и дополнительные факторы объединения в гармонической структуре.
  • Атональность. Свободная атональность. Ладоатональные формы звуковысотной организации.
  • Основные конструктивные закономерности атональных форм ладовой организации. Ладогармонические центры и их окружение.
  • Организованная атональность. Серийные формы организации атональности.
  • Додекафония. Основные положения додекафонной техники. Способы создания додекафонной серии. Схематические формы серии. Два принципа изложения серийного материала. Работа с серийным материалом в полифонической и гармонической одновременности. Специфические и общеструктурные факторы единства и гармонического движения в додекафонных структурах.
  • Варианты классификации додекафонных серий.
  • Сериальные формы организации атональности.
  • Прогрессии и серии ритма.
  • Пуантилистические формы атональной организации.
  • Сонорика. Сонорная гармония. Микрохроматика.
  • Алеаторика.
  • Термины и понятия.

В качестве музыкального материала для анализа в разделе курса «Современная гармония» следует рекомендовать материал «Заданий по гармонии» Ю.Н.Холопова [33], музыкальную литературу, приведенную в конце глав учебных пособий Н.С.Гуляницкой [30] и Л.С.Дьячковой [31].


КОНТРОЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ

Согласно учебному плану специальности 0504, два учебных семестра (IV и VII) завершаются экзаменами по курсу «Гармония»; в конце III, V, VI семестров предусмотрены контрольные уроки.

Особенность первого экзамена в том, что он не является итогом значительной части курса: к этому времени темы раздела «Диатоника» изучены не полностью.

Письменная экзаменационная работа на гармонизацию мелодии по уровню трудности примерно соответствует задачам № 17, 19, 29, 41, 43 из сборника В.Беркова, А.Степанова [8].

Устный экзамен проводится по билетам. В билет включается теоретический вопрос, ответ на который сопровождается показом примеров из музыкальной литературы. Теоретические вопросы на данном экзамене, очевидно, не должны быть обобщенными, скорее они повторяют названия нескольких пройденных непосредствнно перед ним наиболее существенных тем раздела «Диатоника».

Кроме того, в билете указано произведение для гармонического анализа, например: Лядов Багатели ор. 53 № 1, 2; Скрябин Прелюдии ор.11 fis-moll, E-dur.

Задания по игре на фортепиано отчасти представлены в билете и выполняются с предварительной подготовкой. Это может быть, например, игра аккордовой последовательности по цифровке, включающей изученные гармонические средства и содержащей развитую мелодическую фигурацию (неаккордовые звуки). Можно включить в билет задание сыграть период, содержащий секвентное развитие, по заданному началу, а также сыграть в указанной тональности сочиненный ранее пример в форме периода, другой песенной форме, на уровне пройденных средств, с неаккордовыми звуками, то есть выполнить упражнение на транспонирование.

Отдельные задания могут быть выполнены без предварительной подготовки, например, разрешение аккордов в виде ритмически оформленных построений, которые используются затем в качестве звеньев секвенции, или игра секвенции по заданному началу (шаг и направление выбираются играющим).

*  *  *

Экзамен по гармонии в VII семестре включает в себя письменную работу. Это гармонизация мелодии, использующая разнообразные диатонические и хроматические средства (например, альтерации аккордов субдоминантовой и доминантовой групп), интенсивное тональное развитие, которое затрагивает тональности, близкие к исходной, и находящиеся по отношению к ней во второй или третьей степени родства. Модуляции в данном примере, представляющем песенную (как правило, простую 2-х или 3-х частную форму), различны с точки зрения их положения (отклонение, переход) и используют как постепенность движения, так и внезапные (в том числе энгармонические) сдвиги в новую тональность.

Уровень трудности соответствует примерам из задания № 859 бригадного учебника, а также из обобщающих разделов сборников А.Мясоедова «Задачи по гармонии» (№ 263, 268), В.Беркова, А.Степанова «Задачи по гармонии» (№  319, 322) и задачам И.В.Способина из приложения к последнему.

Устный экзамен проводится по билетам, в которых содержится теоретический вопрос, практические упражнения на фортепиано и гармонический анализ.

Приведем примерный перечень вопросов.

  1. Лад. Типы ладовых систем. Гармоническая тональность европейской музыки 17-19 вв.
  2. Понятие модальности. Характеристика модальных ладов.
  3. Функциональная система. Основные тональные функции.
  4. Переменные функции. Субсистемы.
  5. Побочные функции. Отклонения. Хроматические субсистемы.
  6. Мажоро-минорные системы.
  7. Модуляция. Виды модуляций. Внезапные модуляции без энгармонизма.
  8. Системы родства тональностей. Постепенная модуляция.
  9. Понятие энгармонизма. Энгармоническая модуляция.
  10. Альтерация. Альтерированные аккорды субдоминантовой группы.
  11. Альтерация аккордов доминантовой группы.
  12. Неаккордовые звуки.
  13. Органные пункты.

Ответы на теоретические вопросы сопровождаются показом музыкальных примеров с их кратким анализом.

Практическое задание на фортепиано, указанное в билете и выполняемое с предварительной подготовкой, как правило, следующее: сыграть на основе сочиненного ранее музыкального материала песенную (простую 2-х или 3-х частную форму) по данному тональному плану. Тональный план предполагает постепенную модуляцию в тональность третьей степени родства и внезапный возврат (с использованием энгармонизма либо мажоро-минорных средств) в исходную тональность.

Примеры тональных планов:

gis-moll—G-dur; As-dur—h-moll; E-dur—c-moll; c-moll—Fis-dur.

Естественно, в билете указываются только крайние, наиболее удаленные точки модуляции, конкретный путь модуляционного развития избирается отвечающим. В качестве дополнительного задания можно предложить экзаменующемуся другой вариант выполнения модуляции. Например, вместо постепенной модуляции gis—E—a—G сыграть модуляцию по плану: gis—H—e—G или заменить энгармонический возврат из gis в G через уменьшенный септаккорд на внезапное возвращение из G в gis через нVI G-dur.

Возможно выполнение тех же упражнений в форме периода, содержащего постепенную модуляцию в третью степень родства, с дополнением, в котором совершается внезапный возврат в исходную тональность.

Модуляция по данным или подобным тональным планам может в рамках той или иной формы быть выполнена иначе, на основе принципа «скачка с заполнением»: внезапный уход в отдаленную тональность с использованием энгармонизма или без него и последующее постепенное возвращение в исходную тональность.

Возросший в целом уровень требований к упражнениям на фортепиано в курсе гармонии обусловливает необходимость применения импровизационных форм заданий не только на уроках, но и на итоговом экзамене 11. Так, можно предложить экзаменующемуся сыграть модуляцию в форме периода без предварительной подготовки из заданного начала – мотива протяженностью 1-2 такта, в тональность первой, второй или третьей степени родства.

Последняя важная составляющая экзаменационного билета – гармонический анализ музыкального произведения. Приводим ряд сочинений, показывающий примерный уровень сложности такого задания:

Брамс  Романс ор.118 №5, Интермеццо ор.116 №4;

Дебюсси  «Чудесный вечер» «Вереск»;

Лист  «Прощание», «Не брани меня, мой друг», «Капелла Вильгельма Телля»;

Мусоргский  «В четырех стенах», «Скучай» (вокальный цикл «Без солнца»);

Мясковский  «Нет боле искр живых» ор. 21 №2;

Рахманинов  Прелюдия ор.32 №10, Этюд-картина ор.39 №2, Серенада;

Свиридов  «Березка» (цикл песен на стихи С.Есенина «У меня отец -крестьянин»), «Горные вершины»;

Скрябин  Мазурка ор.25 №3, «Вроде вальса» ор.47, Этюд ор.42 №4;

Шопен  Этюд ор.25 №7, Прелюдия ор.45 cis-moll;

Оценка на экзамене является суммарной: она складывается из баллов, полученных за каждое из выполненных заданий, а также за написанную в VII семестре курсовую работу по гармонии.

Курсовая работа подводит итог освоению классической гармонии в одном из важнейших видов учебно-практической деятельности – анализе музыки. Поскольку к началу VII семестра большая часть тем курса уже изучена, уровень сложности такого задания может быть достаточно высоким. Предметом анализа становится одно произведение, рассматриваемое в различных аспектах (включая характеристику образности, жанрово-стилевых черт, общих особенностей музыкального языка), с акцентом на специфических свойствах гармонии в ее непосредственнной связи с формой целого. Примеры:

  1. Лист «Могущество музыки»: выразительные черты гармонии и ее значение в формообразовании.
  2. Брамс Интермеццо ор. 119 (№ 1, 2, 3): характеристика тональности.
  3. Свиридов Три песни на слова А.Исаакяна: особенности ладовой структуры.

В других случаях в название курсовой работы выносится теоретическая проблема, рассмотрение которой предполагает анализ ряда произведений в интересующем автора аспекте. Примеры:

  1. Гармоническое развитие в некоторых сквозных вокальных формах С.Рахманинова разных лет («Мы отдохнем», 1906, «Воскрешение Лазаря», 1912, «Из Евангелия от Иоанна», 1915).
  2. Колористические функции гармонии на примере «Эстампов» К.Дебюсси

Поскольку VII семестр – это начало изучения современной гармонии и завершающая стадия изучения гармонии классической, то диапазон анализируемых музыкальных явлений весьма широк: В качестве объекта исследования могут быть избраны не только произведения русской и зарубежной музыки XVIII-XIX веков, но и музыка ХХ века, если она опирается на принципы тональной гармонии. Примеры:

  1. О ладовом своеобразии «6 романсов на слова японских поэтов» ор. 21 Д.Шостаковича.
  2. Характерные свойства диссонантной тональности и ее трактовка в прелюдиях ор. 74 А.Скрябина.

Следует подчеркнуть, что гармонический анализ и игра модуляционных построений вводятся (наряду с заданиями по другим специальным теоретическим предметам) в программу экзамена «Теория музыки» в рамках Государственной аттестации выпускников по специальности 0504.

Примеры билетов для Государственной аттестации по специальности «Теория музыки»:


  1. Циклические формы.
  2. Анализ музыкальной формы: Д.Шостакович Квартет №10 ч.2
  3. Гармонический анализ: С.Рахманинов Прелюдия для фортепиано ор.32 №1
  4. Модуляция: D-dur—f-moll

  1. Многотемные фуги.
  2. Анализ музыкальной формы: Бетховен Концерт для скрипки с оркестром ч.1
  3. Гармонический анализ: Мусоргский «Не божиим громом ударило»
  4. Модуляция: B-dur—e-moll

Те же виды практических заданий (анализ формы и гармонии музыкального произведения, игра модуляционных построений) входят в программу устного экзамена «Теория музыки» у поступающих в ВУЗы по специальностям «Музыковедение» и «Композиция».

*  *  *

В учебном плане специальности 0504 обозначен также зачет по «Современной гармонии» в конце VIII семестра 12. Форма проведения такого зачета – свободная. Она определяется приоритетами в сфере практических заданий, избранными педагогом.

На наш взгляд, в конце курса целесообразно сделать акцент на итоговом повторении теоретического материала, обобщении основных тенденций гармонии ХХ века и, в связи с этим, – аналитических заданиях 13. Приведем в виде ориентира, своеобразной «программы» такого зачета теоретические вопросы, специально выделенные в приемных требованиях для абитуриентов историко-теоретического факультета Московской Государственной консерватории им. П.И.Чайковского.

  1. Основные законы гармонии ХХ века.
  2. Проблемы лада:
    • натуральные лады (эолийский, локрийский, с увеличенной секундой, переменный, пентатоника и др.);
    • некоторые симметричные лады (целотонный, тон-полутон, увеличенного типа 2.1.1, дважды мажорный или «лад Петрушки»
    • «лады Шостаковича».
  3. Аккорды в музыке ХХ века (с побочными тонами, квартаккорды, квинтаккорды, двутерцовые, «Прокофьевская доминанта», «прометеевское шестизвучие», полиаккорды, полилады, диссонантные устои, сложные тоники).
  4. Основные техники композиции ХХ века (представление о новой тональности, модальности, центральном созвучии, серийности, сонорике, алеаторике, электронной музыке). Современные смешанные техники композиции.

Так же могут быть оценены письменные творческие работы учащихся, сделанные ими в процессе изучения отдельных тем (сочинения, выполнявшиеся по конкретным заданиям в течение целого семестра, или его части). Для оценки можно использовать и другие устные и письменные контрольные задания.


7.  Тема «Неаккордовые звуки», помещенная в завершающей части раздела «Диатоника», расширяет уже имеющиеся об этом представления, способствует закреплению выработанных навыков, их совершенствованию в дальнейшем. Ценным дополнением к учебно-практической работе в данном направлении являются труды Ю.Н.Тюлина [26], [27].  вернуться
8.  О методе анализа современной гармонии см. также с. 46-49 [33] и [46].  вернуться
9.  О терминологической системе серийной и двенадцатитоновой музыки см. с. 32-40 [38].  вернуться
10.  Пункты плана, имеющие обобщающее значение, отражающие вопросы классификации и систематизации явлений музыки ХХ века, данные в началах разделов, – выделены нами.  вернуться
11.  Подобные задания в последние годы практикуются на вступительных экзаменах в ведущие музыкальные ВУЗы страны.  вернуться
12.  Оценка по «Современной гармонии» в VII семестре выставляется по результатам текущих домашних заданий или, по усмотрению педагога, на контрольном уроке.  вернуться
13.  В этом случае в качестве возможного варианта проведения зачета можно рекомендовать семинар.   вернуться


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Учебники и учебные пособия

  1. Абызова Е.Н. Гармония: Учебник.- М.: Музыка, 1996.- 383 с., нот.
  2. Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии.- М.: Музыка, 1973.- 456с.
  3. Мясоедов А.Н. Учебник гармонии.- 2-е изд.- М.: Музыка, 1983. - 319 с., нот
  4. Степанов А. Гармония.- М.: Музыка, 1971.- 240 с., нот
  5. Тюлин Ю.Н., Привано Н.Г. Учебник гармонии.- 3-е изд., доп.- М.: Музыка, 1986.- 478 с., нот

    Сборники задач
  6. Алексеев Б.К. Задачи по гармонии.- М.: Музыка, 1968.- 228 с.
  7. Аренский А. Сборник задач (1000) для практического изучения гармонии.- М.: Музыка, 1965
  8. Берков В., Степанов А. Задачи по гармонии.- 2-е изд., доп.- М.: Музыка, 1973.- 125 с.
  9. Зелинский В. Курс гармонии в задачах. Диатоника. – 2-е изд.- М.: Музыка, 1982.- 292 с.
  10. Кириллова В., Наумов Л., Степанов А., Таранущенко В. Практические задания к курсу гармонии.- Ч. 1, 2-е изд., доп.- М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1976.- 45 с.
  11. Можжевелов Б. Мелодии для гармонизации.- Л.: Музыка, 1982.- 135 с.
  12. Мутли А. Сборник задач по гармонии.- 6-е изд.- М.: Музыка, 1979.- 149 с.
  13. Мясоедов А. Задачи по гармонии.- 3е изд.- М.: Музыка, 1981.- 80 с.

    Сборники упражнений по игре на фортепиано
  14. Мясоедова Н., Мясоедов А. Пособие по игре на фортепиано в курсе гармонии.- М.: Музыка 1986.- 128 с., нот
  15. Соловьева Н. Упражнения на фортепиано в курсе гармонии.- М.: Сов. Композитор, 1989.- 56 с.

    Пособия по гармоническому анализу
  16. Берков В. Пособие по гармоническому анализу.- 2-е изд.- М.:Музгиз, 1960.- 172 с.
  17. Привано Н. Хрестоматия по гармонии.- Ч. 1, 2, 3.- М.: Музыка, 1967, 1969, 1972.
  18. Скребкова О., Скребков С. Хрестоматия по гармоническому анализу.- 5-е изд.-М.: Музыка, 1978.- 287 с.
  19. Холопов Ю. Гармонический анализ. – В 3-х частях.- Ч. I.- М.: 1996.- 96 с., нот.

    Дополнительная литература
  20. Бершадская Т. Лекции по гармонии.- Л.: Музыка, 1978.- 200 с.
  21. Музыкальный энциклопедический словарь.- М.: Сов. Энциклопедия, 1990.- 672 с.: илл.
  22. Мюллер Т. Гармония.- М.: Музыка, 1976.- 286 с., нот.
  23. Мясоедов А. О гармонии русской музыки (корни национальной специфики).- М.: Прест, 1998.- 141 с., нот.
  24. Степанов А. Методика преподавания гармонии.- М.: Музыка, 1984.- 135 с., нот.
  25. Тюлин Ю. Учение о гармонии. – 3-е изд.- М.: Музыка, 1966
  26. Тюлин Ю. Учение о фактуре и мелодической фигурации. – Ч. 1 «Музыкальная фактура», ч. 2 «Мелодическая фигурация».- М.: Музыка, 1976, 1977.
  27. Тюлин Ю. Музыкальная фактура и мелодическая фигурация. Практический курс. В 2-х кн. 1 – Задания: Учебное пособие.- М.:Музыка, 1980.- 311 с., нот. 2 – Образцы решений: Учебное пособие.- М.: Музыка, 1980.- 160 с., нот.
  28. Холопов Ю. Гармония. Теоретический курс.- М.: Музыка, 1988.- 511 с., нот.
  29. Холопов Ю. Задания по гармонии.- М.: Музыка, 1983.- 287 с., нот.


  30. Гуляницкая Н. Введение в современную гармонию. Учебное пособие.- М.:Музыка, 1984.- 256 с., нот.
  31. Дьячкова Л. Гармония в музыке ХХ века.- М.:Музыка, 1994.- 144 с.
  32. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке ХХ века.- М.: Музыка, 1976,- 367 с.
  33. Холопов Ю. Очерки современной гармонии.- М.: Музыка, 1974.- 287 с.
  34. Шульгин Д. Теоретические основы современной гармонии: Учебное пособие.- М., 1994.- 376 с.


  35. Веберн А. Лекции о музыке. Письма.- М.: Музыка, 1975.- 142 с.
  36. Гершкович Ф. Тональные истоки Шёнберговой додекафонии // Ф.Гершкович. О музыке.- М.: Сов. Композитор, 1991.- с. 13-44.
  37. Креник Э. (Кршенек Эрнст). Исследование о 12-тоновом контрапункте.- Киев, 1993.- 48 с.
  38. Курбатская С. Серийная музыка: вопросы истории, теории, эстетики.- М.: ТЦ «Сфера», 1996.- 128 с.
  39. Спасов Б., Холопова В. Ритмические прогрессии и серии // Проблемы музыкального ритма.- Сб. ст.- М.: Музыка, 1978.- с. 261-293.
  40. Тюлин Ю. Современная гармония и ее историческое происхожде-ние // Теоретические проблемы музыки ХХ века.- Сб. ст. – вып. 1.- М.: Музыка, 1967.- с. 129-182.
  41. Холопов Ю. Классические структуры в современной гармонии// Теоретические проблемы музыки ХХ века.- Сб. ст. – вып. 1.- М.: Музыка, 1967.- с. 91-128.
  42. Холопов Ю. О трех зарубежных системах гармонии // Музыка и современность.- Сб. ст.- вып. 4.- М.: 1966.
  43. Холопов Ю. Об общих логических принципах современной гармо-нии // Музыка и современность.- Сб. ст.- вып. 8.- М.: 1974.
  44. Холопов Ю. Об эволюции европейской тональной системы // Проблемы лада.- Сб. ст.- М.: Музыка, 1972.
  45. Холопов Ю. Современные черты гармонии Прокофьева.- М.: 1967.
  46. Холопов Ю. Функциональный метод анализа современной гармонии // Теоретические проблемы музыки ХХ века.- Сб. ст. – вып. 2.- М.: Музыка, 1967.-с. 169-199.


© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования