Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Медиатека < Методические материалы < Учебные программы < Естественнонаучные основы познания мира (2002 г.)


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
«ГОСУДАРСТВЕННОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ»

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПОЗНАНИЯ МИРА
рабочая программа
для средних профессиональных учебных заведений культуры и искусства


Программа одобрена ПЦК «Общеобразовательные, общегуманитарные и социально-экономические дисциплины»

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников всех специальностей средних профессиональных учебных заведений культуры и искусства

Составитель  –   преподаватель ПЦК «Общеобразовательные, общегуманитарные и социально-экономические дисциплины» Куприянов И.И.
Рецензент   –   преподаватель ПЦК «Общеобразовательные, общегуманитарные и социально-экономические дисциплины» Тумасова О.М.

Москва 2002 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по курсу «Естественнонаучные основы познания мира» составлена в соответствии с требованиями Государственных стандартов образования для средних профессиональных учебных заведений искусств (2002 г.). Общий объём курса 144 часа.

Данный предмет изучается четыре семестра (I-II курсы). Каждый семестр посвящён самостоятельному разделу курса и завершается контрольным уроком с итоговой оценкой, идущей в диплом.


Цели курса

В настоящее время всё отчётливее вырисовывается глобальная задача гуманизации естественнонаучных представлений о мире, слияния гуманитарного и рационального знания, возврата к органическому синтезу науки и культуры. Учитывая это важное направление в образовательном процессе, курс имеет своей целью отразить реальный мир в его единстве, сложности и гармонии, способствовать созданию у студентов целостного мировидения.

Первый семестр посвящён в некоторой мере астрономии и, в основном, физике в объёме старших классов средней школы. Задача первого семестра – показать роль физики как основы всего естествознания. При этом, естественно, несколько расширенно предлагается изложить материал, связанный со звуком, особенно музыкальные аспекты этой темы.

Второй семестр начинается с философского обобщения физических знаний – концепции всеобщих взаимодействий в объёме, необходимом для формулирования общих представлений естественнонаучной картины мира. Основная часть второго семестра (32 часа) будет занята изложением основ естественнонаучных знаний органического мира. Это – группа биологических наук, теория эволюции и др. Задача второго семестра – ознакомить студентов с основами биологических наук и влиянием их поступательного развития на жизнь современного человеческого общества.

Третий семестр содержит материал по экологии, наукам биосферного класса, междисциплинарным докладам по глобальному развитию, экологической философии. Задача третьего семестра – дать студентам представление о причинах и необходимости появления наук биосферного класса, их связи с предшествующими научными знаниями и их синтезирующей роли в развитии современной науки.

Четвёртый семестр имеет своей целью, опираясь на материал предыдущих семестров, показать взаимную обусловленность различных сторон жизни, взаимное проникновение знаний из области искусства, сведений из различных наук, мифологических сюжетов и др.



Содержание программы
(144 часа)

I семестр (32 часа)

1. Некоторые сведения из астрономии. (6 часов)

Предмет астрономии. Звёздное небо. Небесная сфера. Экваториальная система координат. Видимое годичное движение Солнца. Конфигурации планет. Законы Кеплера. Основные движения Земли. Форма Земли. Система Земля-Луна. Солнечное и лунное затмения. Измерение расстояний и размеров. Понятие о летоисчислении. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Астероиды. Метеориты. Метеоры и болиды. Кометы. Наша Галактика. Метагалактика.


2. Основные законы классической механики. (8 часов)

Основные понятия и определения: тело, материальная точка, абсолютно твёрдое тело, система отсчёта, система координат, траектория, длина пути, скорость, ускорение. Скалярные и векторные величины. Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения. Закон сохранения механической энергии. Преобразования Галилея и принцип относительности Галилея. Равнопеременное движение. Равномерное движение по окружности. Механические колебания. Математический маятник. Границы применимости классической механики.


3. Звук. (4 часа)

Понятие волны. Звуковые волны. Скорость звука. Преобразование Фурье. Музыкальные звуки. Динамические характеристики звука. Понятие логарифма. Кривые равной громкости. Эффект Доплера. Оцифровка звука.


4. Электричество. (4 часа)

Электрический ток. Основные понятия: напряжение, сопротивление, сила тока. Законы постоянного тока. Понятия электрической энергии, мощности. Понятия ёмкости индуктивности. Электрические колебания. Решение задач.


5. Электромагнитные волны. (4 часа)

Электромагнитная индукция. Передача Электромагнитного взаимодействия. Распространение Электромагнитных волн. Поляризация электромагнитных волн. Радиоволны. Радиосвязь и телевидение.


6. Основы термодинамики и молекулярной физики. (2часа)

Основные понятия: температура, давление, термодинамическая система. Термодинамические процессы. Законы идеальных газов. Закон Авогадро. 1-е и 2-е начала термодинамики. Решение задач.


7. Оптика. (2часа)

Основные понятия. Геометрическая оптика. Распространение света. Световой поток. Сила света. Телесный угол. Освещённость. Решение задач.


8. Контрольный урок по итогам семестра. (2 часа)



II семестр (40 часов)

1. Концепции всеобщих взаимодействий в природе. (6 часов)

Теория всеобщих взаимодействий в физике, её общенаучный смысл. Корпускулярно-волновой дуализм. Его место и роль в основаниях материалистической и идеалистической философии.


2. Естественно-научные основы познания живой природы. (4 часа)

Научное познание в системе духовных ценностей человечества. Донаучные модели описания живой природы. Основные течения в истории научного познания.


3. Возникновение Земли и первых организмов. (8 часов)

Естественно-научная концепция возникновения Земли. Свойства соединений углерода. Появление органических соединений из неорганических. Биохимическая эволюция и образование биополимеров. Свойства живого. Распространение первых организмов. Строение клетки. Клетки животных и растений: сходства и различия. Размножение клеток.


4. Развитие органического мира на Земле. (8 часов)

Первичные гетеротрофные организмы. Фотосинтез. Появление многоклеточных организмов. Деление истории Земли на эры. Эволюция форм жизни в протерозое и палеозое. Вымирание мамонтов. Живые организмы в мезозойской и кайнозойской эрах.


5. Естественно-научная концепция происхождения человека и эволюционная теория Дарвина. (10 часов)

Классификация Дарвином эволюционного развития. Наследственность. Изменчивость. Отбор. Раскопки по типологии человека. Австралопитек. Человек умелый. Человек прямоходящий. Питекантроп. Синантроп. Неандерталец. Кроманьонец. Человек разумный.


6. Повторение пройденного материала. (2 часа)

Подготовка к контрольному уроку.


7. Контрольный урок по итогам семестра. (2 часа)



III семестр (32 часа)

1. Глобальные проблемы современности. (14 часов)

Особенности изучения биосферы. Анализ и синтез в научном знании. Компьютерное моделирование. Модели глобального развития. Компьютерные модели Форрестера. Доклады Римского клуба. Ограничивающие факторы развития. Влияние научно-технического прогресса на тенденции развития. Многоуровневая компьютерная модель. Пути преодоления негативных тенденций глобального развития. Энтропия биосферы. Ноосфера. О возможности выхода из кризиса. Переход к устойчивой системе.


2. Основы экологии и проблемы охраны природы. (14 часов)

Основные определения и понятия экологии. Различные подходы в экологии. Энергообмен в экосистемах. Пищевые цепи. Биохимические круговороты. Социально-экономические и глобальные проблемы экологического развития. Естественные науки и экология. Экологическая философия.


3. Повторение пройденного материала. (2 часа)

Подготовка к контрольному уроку.


4. Контрольный урок по итогам семестра. (2 часа)



IV семестр (40 часов)

1. Праязык науки. (4 часа)

Мифологические понятия о природе. Два типа мышления. Образ, слово и число в науках и мифах. Зооморфные коды. Мировое Древо и Мировое Яйцо.


2. Пути познания. (4 часа)

Критерии истинности. Наука и искусство. Наука и религия. Плюсы и минусы рационального подхода к познанию мира. Нравственное начало познания.


3. Познание пространства. (6 часов)

Смыслы пространства. Постижение трёхмерного бесконечного пространства. Пространство и математика. Неевклидово четырёхмерное пространство. Мегамир.


4. Познание времени. (6 часов)

Древние и современные календари. Внутреннее время. Несимметричность времени. Физический смысл времени. Начало времени.


5. Симметрия и гармония мира. (6 часов)

Правильные многогранники, их место в мире. Закон киральной чистоты. Золотое сечение, его проявления в природе.


6. Эволюции и катастрофы. (4 часа)

Основные понятия развития природы. Законы эволюции в природе. Причины и взаимообусловленность природных катастроф. Различные взгляды на начало жизни.


7. Земные миры человека. (6 часов)

Внутреннее время Земли. Магнитное поле Земли. Атмосфера Земли, её роль в системе жизнеобеспечения биосферы. Почва, её роль в сохранении жизни. Вода, её свойства и значение. Человек, Земля, Вселенная.


8. Повторение пройденного материала. (2 часа)

Подготовка к контрольному уроку.


9. Контрольный урок по итогам семестра. (2 часа)



Методические рекомендации

Распределение часов по темам примерное, и возможно перераспределение количества занятий между темами в пределах выделенного времени. Часть времени, выделяемого для каждой темы, предназначается для текущего контроля. Режим текущего контроля целесообразно определять исходя из конкретного контингента, условий обучения, сложившейся практики преподавания.

Учитывая естественную специфику контингента, рекомендуется:

а) при изложении материала, особенно из области т.н. точных наук, использовать примеры, понятные и легко усваиваемые студентами;

б) избегать контрольных вопросов и задач с упоминанием сложных технических терминов;

в) периодически косвенно повторять пройденный материал, вводя в условия новых вопросов и задач термины и понятия из пройденных ранее тем;

г) в качестве самостоятельной работы целесообразно предложить студентам написать рефераты, тематически связанные с материалом курса;


Рекомендуемая литература

1. Битюцкая Л.А., Ерёмин В.С., Чесноков В.С., Дементьева О.Б. Естествознание. Для учащихся 10-х классов школ и средних учебных заведений с гуманитарным уклоном. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

2. Суриков В.В. Введение в основы естествознания. Ч.1. М.: ТЕИС, 1998.

3. Тамбиев А.Х. Введение в основы естествознания. Ч.2. М.: ТЕИС, 1998.



© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования