НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
для специальности 0501
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Москва
2004
Одобрена Учебно-методическим советом по группе специальностей 0500 среднего профессионального образования
Председатель Г.В. Маяровская
Министерство культуры Российской Федерации
Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0501 Инструментальное исполнительство
Составители | – | Е.В.Аникиенко, преподаватель Академического музыкального училища при Московской консерватории имени П.И.Чайковского, заслуженный работник культуры РФ Л.Г.Макеева, преподаватель Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных |
Рецензенты | – | Е.С.Карпинская, профессор Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского Т.И.Евсеева, доцент Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, кандидат искусствоведения Н.А.Саишникова, преподаватель Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, заслуженный работник культуры РФ |
Редактор | – | О.Н.Соколова |
Данная программа предлагается в качестве примерной по курсу «Дополнительный инструмент», входящему в цикл общемузыкальных дисциплин для преподавателей фортепиано в музыкальных учебных заведениях среднего профессионального образования, независимо от формы обучения – очной или очно-заочной.
Примерная программа является основой для разработки в музыкальных учебных заведениях среднего профессионального образования рабочих программ, модифицированных в зависимости от уровня подготовки учащихся по данному предмету, с учетом профессиональных, региональных и национальных особенностей подготовки специалистов. Программа рассчитана на преподавание курса «Фортепиано» в течение всего времени обучения, по 1 часу в неделю, то есть, в течение124 часов.
Учебный материал и требования представлены по годам обучения.
Основной целью курса является обучение практическим навыкам игры на фортепиано, техническому владению инструментом, грамотной и тщательной работе над текстом, а также освоение приемов звукоизвлечения и педализации.
Критерием практического владения фортепиано как дополнительным инструментом (для обучающихся по специальности 0501), является умение играть на уровне, необходимом для реализации основных профессиональных задач.
С учетом различной степени подготовленности учащихся (в зависимости от их основной специальности по видам инструментов), в программе представлены два раздела:
I раздел – для скрипки, альта, виолончели, арфы, аккордеона, баяна;
II раздел – для контрабаса, духовых и ударных инструментов, для народных инструментов (гитара, балалайка, домра, гусли).
Контроль и учет успеваемости проводится в каждом семестре соответственно учебному плану в следующих формах: контрольные уроки, академические зачетные вечера, классные концерты, концерты отдела общего фортепиано, итоговые экзамены.
Для реализации этой исполнительской практики рекомендуется на всех курсах обучения дополнительно вводить по 2 часа на каждого учащегося.
Введение
Обучение начинается с определения уровня подготовки учащегося, анализа и оценки перспектив его будущей работы по специальности.
Дальнейшая работа подразумевает параллельное развитие разнообразных творческих способностей музыканта, необходимых ему в предстоящей профессиональной деятельности.
Основные требования к владению материалом:
- сыграть любую из 24 гамм, арпеджио, доминантсептаккорд, уменьшенный септаккорд (длинный) – двумя руками в параллельном движении на 4 октавы, аккорды трехзвучные с обращениями на 1 октаву, хроматическую гамму;
- владеть минимальными техническими приемами, исполняя этюды различной направленности;
- понимать и уметь передавать смысл, характер, стилистику и форму исполняемых произведений;
- уметь полифонически слышать музыку;
- владеть различными приемами звукоизвлечения и педализации, необходимыми для исполнения конкретного произведения;
- играть в ансамбле с другими инструментами, связанными с основной специальностью учащегося;
- уметь самостоятельно выучить несложное произведение и исполнить его в законченном виде;
- уметь читать с листа легкие пьесы и аккомпанементы из репертуара ДМШ;
- уметь свободно играть гармонические последовательности, задания по сольфеджио и теории, музыкальные фрагменты и темы произведений, изучаемых по курсу музыкальной литературы;
- каждый семестр исполнять программу согласно учебному плану (формы контроля и учета успеваемости указаны в пояснительной записке).
I курс
33 часа + 3 часа технической подготовки + 2 рекомендуемых дополнительных часа для исполнительской практики
- Два полифонических произведения.
- Одно произведение крупной формы.
- Две-три пьесы, разнообразные по характеру и содержанию.
- Два-три этюда на различные виды техники.
II курс
33 часа + 3 часа технической подготовки + 2 рекомендуемых дополнительных часа для исполнительской практики
- Два полифонических произведения.
- Два произведение крупной формы.
- Две пьесы, разнообразные по характеру и содержанию.
- Два-три этюда на различные виды техники.
III курс
34 часа + 2 часа технической подготовки + 2 рекомендуемых дополнительных часа для исполнительской практики
- Одно полифоническое произведение.
- Одно произведение крупной формы.
- Две пьесы, разнообразные по характеру и содержанию.
- Пьеса или аккомпанемент, выученные самостоятельно.
- Два аккомпанемента.
- Чтение с листа легких пьес.
IV курс
16 часов + 2 рекомендуемых дополнительных часа для исполнительской практики
- Одно полифоническое произведение.
- Одно произведение крупной формы.
- Две пьесы, разнообразные по характеру и содержанию.
- Один аккомпанемент или ансамбль.
- Чтение с листа легких аккомпанементов.
Итого: 124 часа + 8 часов, рекомендуемых для исполнительской практики.
Технические требования (гаммы, аккорды, арпеджио)
I курс
– 3 часа
Гаммы мажорные и минорные в прямом движении на две-три октавы.
Аккорды мажорных и минорных трезвучий с обращениями каждой рукой отдельно.
Арпеджио длинные на две-три октавы.
II курс
– 3 часа
Гаммы мажорные и минорные в прямом движении на четыре октавы.
Аккорды мажорных и минорных трезвучий с обращениями двумя руками вместе.
Арпеджио длинные на четыре октавы.
III курс
– 2 часа
Гаммы тех же видов, что и на I курсе, но в более подвижном темпе.
Хроматические гаммы в прямом движении на четыре октавы.
Аккорды с обращениями на четыре октавы в более подвижном темпе или в четырехзвучном виде.
Арпеджио длинные на четыре октавы.
Арпеджио доминантсептаккордов и уменьшенных вводных септаккордов длинные, на четыре октавы.
Примерный репертуарный список
I раздел
Специальности по инструментам: скрипка, альт, виолончель, арфа, аккордеон, баян.
I курс
- Бенда И. Менуэт соль минор
- Бах И. С. Маленькая прелюдия ля минор (I ч.)
- Моцарт В. Сонатина №1 до мажор (I ч.)
- Кулау Ф. Сонатина №2 соль мажор (II, III ч.)
- Гедике А. Миниатюра. Соч. 8 №6 ми минор
- Косенко В. Пастораль. Соч.15 №11
- Черни К. – Гермер Г. Этюд №28, I тетрадь
- Лемуан А. Этюд. Соч. 37 №10
II курс
- Бах И. С. Маленькая прелюдия ре минор (I ч.)
- Бах И. С. Ария и менуэт из французской сюиты до минор
- Гайдн И. Соната соль мажор (I ч. – на 3/8)
- Бортнянский Д. Соната си бемоль мажор
- Прокофьев С. Детская музыка. Соч. 65: «Вечер»
- Шуман Р. Альбом для юношества. Соч. 68: «Маленький романс»
- Черни К. – Гермер Г. Этюд. №27, II тетрадь
- Кабалевский Д. Этюд ля минор. Соч. 27
III курс
- Мясковский Н. Фуга в старинном стиле. Соч. 43
- Чюрленис М. Фугетта ля минор
- Бетховен Л. Соната соль мажор (I ч.). Соч. 49
- Хачатурян А. Сонатина до мажор (I ч.)
- Григ Э. Родная песня. Соч. 12 (для самостоятельной работы)
- Мак-Доуэлл Э. «Осенью». Соч. 51, №4
- Гайдн И. Менуэт быка (аккомпанемент для скрипки)
- Гассе И. Бурре и Менуэт (аккомпанемент для альта)
IV курс
- Бах И.С. Клавирная соната ля минор: адажио, престо и сарабанда
- Гайдн И. Соната ре мажор №14 (III ч.). Ред. Л. Ройзмана. – М.,1962
- Бородин А. Маленькая сюита: «Грезы»
- Мендельсон Ф. Песни без слов: № 4 ля мажор
- Ариости А. Соната ре мажор для виолончели (I ч.) – аккомпанемент
Примерный репертуарный список
II раздел
Специальности по инструментам: духовые и ударные инструменты, контрабас, балалайка, домра, гитара, гусли.
I курс
- Бах И.С. Маленькая прелюдия №2 до мажор
- Бах И.С. Маленькая прелюдия №10 соль минор
- Моцарт В.А. Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта»
- Клементи М. Сонатина ор. 36 №1 (ч. I)
- Кабалевский Д. «Вроде вальса». Соч. 27
- Дварионас Б. Прелюдия ля минор
- Лешгорн А. Этюд №37 ор. 65
II курс
- Бах И.С. Маленькая прелюдия ля минор
- Мясковский Н. Фуга в старинном стиле. Соч. 43
- Бетховен Л. Сонатина для мандолины до минор
- Григ Э. Родная песня. Соч. 12
- Шостакович Д. Гавот
- Бертини Г. Этюд №6 ор. 29
- Ансамбли:
Раков Н. Маленький вальс (для кларнета)
Перселл Г. Ария (для валторны)
Бетховен Л. Немецкий танец (для флейты)
Чайковский П. «Утреннее размышление» (для контрабаса)
III курс
- Глинка М. Фуга ля минор
- Бах И.С. Ария из Французской сюиты до минор
- Кулау Ф. Сонатина №1 Соч. 59 (ч.I)
- Моцарт В. Сонатина №1 (ч. I)
- Чайковский П. «Молитва»
- Шуман Р. Альбом для юношества: «Северная песня»
- Ансамбли:
Боккерини Л. Менуэт из струнного квинтета. Обр. В.Нагорного (для балалайки)
Глинка М. «Простодушие». Переложение Лобова (для домры)
Вебер К. Ария из оперы «Волшебный стрелок» (для трубы)
Шуберт Ф. 3 экосеза (для гобоя)
IV курс
- Бах И.С. 2-голосная инвенция до мажор
- Бах И. С. Дивертисмент ре мажор
- Бетховен Л. Соната №20 (ч. II)
- Гайдн И. Дивертисмент ре мажор
- Прокофьев С. Детская музыка соч. 65: «Утро»
- Лядов А. Багатель соч. 53
- Ансамбли:
Щедрин Р. Вариация Царь-Девицы (для гобоя)
Амиров Ф. Элегия (для фагота)
Брамс И. «Петрушка» (для флейты)
Лядов А. Прелюдия си бемоль минор (для тромбона)
Полифония
Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги. Редакция Н. Кувшинникова.- Л.: Музыка, 1987
Бах И.С. Двух- и трёхголосные инвенции
Бенда И. Менуэт соль минор
Гендель Г. 10 менуэтов. Сюита ми минор
Мясковский Н. Фуга в старинном стиле соч. 43
Персел Г. Три пьесы: прелюдия, гавот, ария
Рамо Ж. Сарабанда
Чюрлёнис М. Фугетта ля минор. Соч. 29
Полифонические пьесы. Педагогический репертуар ДМШ. Редакция М. Соколова:
5 класс. Вып. 2, 3, 4. М. 1975 г
Сонатная форма
Бенда И. Соната ля минор
Бетховен Л. Легкие сонаты: №2 (II ч); №4 (II ч); №5; №6
Гайдн И. Сонатина ре мажор (I, II ч.)
Соната-партита до мажор
Соната ре мажор №7 (III ч.)
Клементи М. Сонатины: №2 соль мажор
№4 фа мажор (I, III ч.)
№5 соль мажор (III ч.)
Кулау Ф. Вариации на швейцарскую тему
№7 фа-мажор (I ч.)
№9 до-мажор (II ч.)
№10 ля-мажор (I, II ч.)
Моцарт В. 6 сонатин: №1 до мажор
№4 си бемоль мажор
№6 до мажор
Чимароза Д. Сонатины: №8 ля минор
№15 до минор
Хачатурян А. Сонатина до мажор (II ч.)
Альбом сонатин для фортепиано. Ред. К. Сорокина. Вып. 2. – М., 1971
Сонаты, сонатины, рондо, вариации для фортепиано. Ч. I. Сост. С. Ляховицкая.- Л., 1961
Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. 4 класс: вариации, сонаты, сонатины. Ред. Н. Любомудровой.- М., 1969
Хрестоматия для фортепиано. Старшие классы ДМШ: сонатины, вариации. Сост. А. Бакулов. Вып. 2.- М., 1969
Сонатины и вариации для фортепиано. Сост. и ред. В. Габриэлова. Вып. 5.- М., 1986
Пьесы
Бетховен Л. «Весело-грустно», Элегия. Обр. К.Сорокина.
Гедике А. Десять миниатюр. Соч. 8
Прелюдия ля бемоль мажор. Соч. 60
Гречанинов А. «Сиротка». Соч. 118
«Жалоба». Соч. 3
Григ Э. Соч. 12: Вальс, Родная песня, Танец эльфов, Песня сторожа
Соч. 38: Норвежская песня. Мелодия
Прокофьев С. Детская музыка. Соч. 65: «Прогулка», «Сказочка», «Вечер»
Чайковский П. Детский альбом. Соч. 39: №№ 1, 4, 10, 11, 12, 14, 16, 21, 24
Шуман Р. Альбом для юношества. Соч. 68: №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 16, 23
Клавирные пьесы западноевропейских композиторов XVI-XIX вв. Ред. Н. Копчевского.- М., 1977
Музыка для детей: Фортепианные пьесы. Сост. К. Сорокин.
5-7 классы ДМШ. Вып. 5. – М.,1974
Русская старинная музыка для детей. Сост. В.Натансон. Вып. 2. – М., 1973
Юный пианист. Сост. Л.Ройзман и В.Натансон. Вып. 2. – М., 1977
Хрестоматия для студентов оркестровых факультетов музыкальных училищ и консерваторий. Ред. А.Самонов. Вып. 1. – М., 1986
Этюды
Беренс Г. 32 избранных этюда
Гедике А. 40 мелодических этюдов. Соч.32
Лемуан А. 50 характерных и прогрессивных этюдов. Соч. 37. – М., 1978
Лешгорн А. Этюды. Соч.65, 66.
Черни К. – Гермер Г. Этюды. Тетр. I, II
Шитте Л. 25 маленьких этюдов. Соч. 108
Этюды для фортепиано: Педагогический репертуар ДМШ. 5 класс. Ред. В. Дельновой. Вып. 4. – М., 1974
Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Ч. 2. Сост. С. Ляховицкая.- Л.: Музыка, 1987
Избранные этюды зарубежных композиторов. 1-2 классы ДМШ. Сост. А.Руббах и В.Натансон. Вып. 1. – М., 1968
Аккомпанементы для I варианта программы
Для скрипки № А/С
Альбом скрипача: Классическая и современная музыка для скрипки и фортепиано. Сост. К.Фортунатов. Вып. 1. – М., 1969
Хрестоматия для скрипки. 2-3 классы ДМШ. Пьесы и произведения крупной формы. Сост. М.Гарлицкий, Ю. Уткин, К.Фортунатов. – М., 1977
Хрестоматия педагогического репертуара для скрипки. Сост. Ю. Уткин. 3-4 классы ДМШ. Вып. 3. – М., 1972
5-6 классы ДМШ. Вып. 5 – М., 1976
Юный скрипач. Сост. К. Фортунатов. Вып. 3. – М., 1969; Вып. 1. – М., 1979; Вып. 2. – М., 1978
Для альта № А/а
Педагогический репертуар ДМШ для альта и фортепиано. 5-7 классы. Ред. Ю. Уткина – М., 1955
Произведения советских композиторов для альта и фортепиано. Сост. М. Рейтих – М., 1977
Сборник классических пьес. Педагогический репертуар ДМШ для альта и фортепиано. Сост. М. Рейтих – М., 1961
Сборник пьес для альта и фортепиано. Ред. Б. Мурзин – М., 1969
Для виолончели № А/В
Педагогический репертуар для виолончели и фортепиано. Сб. 1, 2, 3. Сост. А.Борисяк, А.Дзегемнок – М., 1938
Хрестоматия для виолончели. 3 кл. ДМШ. Пьесы, ансамбли. Сост. И.Куус, И.Оликова, Н.Полупан. Вып. 3 – М.,1974
Пьесы зарубежных композиторов XVIII в. Педагогический репертуар ДМШ для виолончели и фортепиано. 6-7 классы. Сост. Р.Сапожников. – М., 1974
Ансамбли для II варианта программы
Хрестоматия педагогического репертуара. Сост. Ю.Должиков. – М., 1969 (флейта)
Пьесы, ансамбли, этюды. Сост. И.Пушечников. – М., 1976
Школа игры на кларнете. Сост. С.Розанов. – М., 1978
Школа игры на фаготе. Сост. Р.Терёхин. – М., 1972
Пьесы для трубы и фортепиано. Сост. Т.Докшицер. – М., 1968
Хрестоматия для валторны. Сост. В.Полех. – М., 1981
Хрестоматия для контрабаса. Педагогический репертуар ДМШ. Пьесы. – М., 1984
Хрестоматия для тромбона. Пьесы. Сост. Б.Григорьев. – М., 1984
Педагогический репертуар домриста. Сост. В.Александров.
Вып. 2 – 1978
Вып. 3 – 1984
Альбом балалаечника. Вып. 1. Сост. Н.Бекназаров. – М., 1965
Чтение нот с листа для I и II вариантов программы
Учебный репертуар. Ред.-сост. Б. Милич. Для учащихся:
2 класса ДМШ – Киев, 1972
3 класса ДМШ – Киев, 1974
Фортепианная игра. 1-2 классы ДМШ. Общая редакция А. Николаева. Сост. В. Натансон, Л. Рощина. – М., 1969
Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Вып. 1. 1-2 класс ДМШ. Сост. Н. Любомудрова. – М., 1963
Школа игры на фортепиано. Общая редакция А. Николаева. Сост. А. Николаев, В. Натансон, Л. Рощина. – М., 2002