Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Медиатека < Методические материалы < Учебные программы < Дополнительный инструмент (2004 г.)

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ



ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ


ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
для специальности 0501
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО


ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Москва
2004

Одобрена Учебно-методическим советом по группе специальностей 0500 среднего профессионального образования

Председатель Г.В. Маяровская

Министерство культуры Российской Федерации

Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0501 Инструментальное исполнительство

Составители  –   Е.В.Аникиенко, преподаватель Академического музыкального училища при Московской консерватории имени П.И.Чайковского, заслуженный работник культуры РФ
Л.Г.Макеева, преподаватель Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных
Рецензенты   –   Е.С.Карпинская, профессор Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского
Т.И.Евсеева, доцент Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, кандидат искусствоведения
Н.А.Саишникова, преподаватель Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, заслуженный работник культуры РФ
Редактор   –   О.Н.Соколова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа предлагается в качестве примерной по курсу «Дополнительный инструмент», входящему в цикл общемузыкальных дисциплин для преподавателей фортепиано в музыкальных учебных заведениях среднего профессионального образования, независимо от формы обучения – очной или очно-заочной.

Примерная программа является основой для разработки в музыкальных учебных заведениях среднего профессионального образования рабочих программ, модифицированных в зависимости от уровня подготовки учащихся по данному предмету, с учетом профессиональных, региональных и национальных особенностей подготовки специалистов. Программа рассчитана на преподавание курса «Фортепиано» в течение всего времени обучения, по 1 часу в неделю, то есть, в течение124 часов.

Учебный материал и требования представлены по годам обучения.

Основной целью курса является обучение практическим навыкам игры на фортепиано, техническому владению инструментом, грамотной и тщательной работе над текстом, а также освоение приемов звукоизвлечения и педализации.

Критерием практического владения фортепиано как дополнительным инструментом (для обучающихся по специальности 0501), является умение играть на уровне, необходимом для реализации основных профессиональных задач.

С учетом различной степени подготовленности учащихся (в зависимости от их основной специальности по видам инструментов), в программе представлены два раздела:

I раздел – для скрипки, альта, виолончели, арфы, аккордеона, баяна;

II раздел – для контрабаса, духовых и ударных инструментов, для народных инструментов (гитара, балалайка, домра, гусли).

Контроль и учет успеваемости проводится в каждом семестре соответственно учебному плану в следующих формах: контрольные уроки, академические зачетные вечера, классные концерты, концерты отдела общего фортепиано, итоговые экзамены.

Для реализации этой исполнительской практики рекомендуется на всех курсах обучения дополнительно вводить по 2 часа на каждого учащегося.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Введение

Обучение начинается с определения уровня подготовки учащегося, анализа и оценки перспектив его будущей работы по специальности.

Дальнейшая работа подразумевает параллельное развитие разнообразных творческих способностей музыканта, необходимых ему в предстоящей профессиональной деятельности.


Основные требования к владению материалом:

  • сыграть любую из 24 гамм, арпеджио, доминантсептаккорд, уменьшенный септаккорд (длинный) – двумя руками в параллельном движении на 4 октавы, аккорды трехзвучные с обращениями на 1 октаву, хроматическую гамму;
  • владеть минимальными техническими приемами, исполняя этюды различной направленности;
  • понимать и уметь передавать смысл, характер, стилистику и форму исполняемых произведений;
  • уметь полифонически слышать музыку;
  • владеть различными приемами звукоизвлечения и педализации, необходимыми для исполнения конкретного произведения;
  • играть в ансамбле с другими инструментами, связанными с основной специальностью учащегося;
  • уметь самостоятельно выучить несложное произведение и исполнить его в законченном виде;
  • уметь читать с листа легкие пьесы и аккомпанементы из репертуара ДМШ;
  • уметь свободно играть гармонические последовательности, задания по сольфеджио и теории, музыкальные фрагменты и темы произведений, изучаемых по курсу музыкальной литературы;
  • каждый семестр исполнять программу согласно учебному плану (формы контроля и учета успеваемости указаны в пояснительной записке).


I курс

33 часа + 3 часа технической подготовки + 2 рекомендуемых дополнительных часа для исполнительской практики

Примерная программа курса
  1. Два полифонических произведения.
  2. Одно произведение крупной формы.
  3. Две-три пьесы, разнообразные по характеру и содержанию.
  4. Два-три этюда на различные виды техники.

II курс

33 часа + 3 часа технической подготовки + 2 рекомендуемых дополнительных часа для исполнительской практики

Примерная программа курса
  1. Два полифонических произведения.
  2. Два произведение крупной формы.
  3. Две пьесы, разнообразные по характеру и содержанию.
  4. Два-три этюда на различные виды техники.

III курс

34 часа + 2 часа технической подготовки + 2 рекомендуемых дополнительных часа для исполнительской практики

Примерная программа курса
  1. Одно полифоническое произведение.
  2. Одно произведение крупной формы.
  3. Две пьесы, разнообразные по характеру и содержанию.
  4. Пьеса или аккомпанемент, выученные самостоятельно.
  5. Два аккомпанемента.
  6. Чтение с листа легких пьес.

IV курс

16 часов + 2 рекомендуемых дополнительных часа для исполнительской практики

Примерная программа курса
  1. Одно полифоническое произведение.
  2. Одно произведение крупной формы.
  3. Две пьесы, разнообразные по характеру и содержанию.
  4. Один аккомпанемент или ансамбль.
  5. Чтение с листа легких аккомпанементов.

Итого: 124 часа + 8 часов, рекомендуемых для исполнительской практики.



Технические требования (гаммы, аккорды, арпеджио)
I курс

– 3 часа

Гаммы мажорные и минорные в прямом движении на две-три октавы.

Аккорды мажорных и минорных трезвучий с обращениями каждой рукой отдельно.

Арпеджио длинные на две-три октавы.


II курс

– 3 часа

Гаммы мажорные и минорные в прямом движении на четыре октавы.

Аккорды мажорных и минорных трезвучий с обращениями двумя руками вместе.

Арпеджио длинные на четыре октавы.


III курс

– 2 часа

Гаммы тех же видов, что и на I курсе, но в более подвижном темпе.

Хроматические гаммы в прямом движении на четыре октавы.

Аккорды с обращениями на четыре октавы в более подвижном темпе или в четырехзвучном виде.

Арпеджио длинные на четыре октавы.

Арпеджио доминантсептаккордов и уменьшенных вводных септаккордов длинные, на четыре октавы.

Требования к уровню исполняемых программ
Примерный репертуарный список

I раздел

Специальности по инструментам: скрипка, альт, виолончель, арфа, аккордеон, баян.


I курс

  1. Бенда И.  Менуэт соль минор
  2. Бах И. С.  Маленькая прелюдия ля минор (I ч.)
  3. Моцарт В.  Сонатина №1 до мажор (I ч.)
  4. Кулау Ф.  Сонатина №2 соль мажор (II, III ч.)
  5. Гедике А.  Миниатюра. Соч. 8 №6 ми минор
  6. Косенко В.  Пастораль. Соч.15 №11
  7. Черни К. – Гермер Г.  Этюд №28, I тетрадь
  8. Лемуан А.  Этюд. Соч. 37 №10

II курс

  1. Бах И. С.  Маленькая прелюдия ре минор (I ч.)
  2. Бах И. С.  Ария и менуэт из французской сюиты до минор
  3. Гайдн И.  Соната соль мажор (I ч. – на 3/8)
  4. Бортнянский Д.  Соната си бемоль мажор
  5. Прокофьев С.  Детская музыка. Соч. 65: «Вечер»
  6. Шуман Р.  Альбом для юношества. Соч. 68: «Маленький романс»
  7. Черни К. – Гермер Г.  Этюд. №27, II тетрадь
  8. Кабалевский Д.  Этюд ля минор. Соч. 27

III курс

  1. Мясковский Н.  Фуга в старинном стиле. Соч. 43
  2. Чюрленис М.  Фугетта ля минор
  3. Бетховен Л.  Соната соль мажор (I ч.). Соч. 49
  4. Хачатурян А.  Сонатина до мажор (I ч.)
  5. Григ Э.  Родная песня. Соч. 12 (для самостоятельной работы)
  6. Мак-Доуэлл Э.  «Осенью». Соч. 51, №4
  7. Гайдн И.  Менуэт быка (аккомпанемент для скрипки)
  8. Гассе И.  Бурре и Менуэт (аккомпанемент для альта)

IV курс

  1. Бах И.С.  Клавирная соната ля минор: адажио, престо и сарабанда
  2. Гайдн И.  Соната ре мажор №14 (III ч.). Ред. Л. Ройзмана. – М.,1962
  3. Бородин А.  Маленькая сюита: «Грезы»
  4. Мендельсон Ф.  Песни без слов: № 4 ля мажор
  5. Ариости А.  Соната ре мажор для виолончели (I ч.) – аккомпанемент

Требования к уровню исполняемых программ
Примерный репертуарный список

II раздел

Специальности по инструментам: духовые и ударные инструменты, контрабас, балалайка, домра, гитара, гусли.


I курс

  1. Бах И.С.  Маленькая прелюдия №2 до мажор
  2. Бах И.С.  Маленькая прелюдия №10 соль минор
  3. Моцарт В.А.  Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта»
  4. Клементи М.  Сонатина ор. 36 №1 (ч. I)
  5. Кабалевский Д.  «Вроде вальса». Соч. 27
  6. Дварионас Б.  Прелюдия ля минор
  7. Лешгорн А.  Этюд №37 ор. 65

II курс

  1. Бах И.С.  Маленькая прелюдия ля минор
  2. Мясковский Н.  Фуга в старинном стиле. Соч. 43
  3. Бетховен Л.  Сонатина для мандолины до минор
  4. Григ Э.  Родная песня. Соч. 12
  5. Шостакович Д.  Гавот
  6. Бертини Г.  Этюд №6 ор. 29
  7. Ансамбли:
    Раков Н.  Маленький вальс (для кларнета)
    Перселл Г.  Ария (для валторны)
    Бетховен Л.  Немецкий танец (для флейты)
    Чайковский П.  «Утреннее размышление» (для контрабаса)

III курс

  1. Глинка М.  Фуга ля минор
  2. Бах И.С.  Ария из Французской сюиты до минор
  3. Кулау Ф.  Сонатина №1 Соч. 59 (ч.I)
  4. Моцарт В.  Сонатина №1 (ч. I)
  5. Чайковский П.  «Молитва»
  6. Шуман Р.  Альбом для юношества: «Северная песня»
  7. Ансамбли:
    Боккерини Л.  Менуэт из струнного квинтета. Обр. В.Нагорного (для балалайки)
    Глинка М.  «Простодушие». Переложение Лобова (для домры)
    Вебер К.  Ария из оперы «Волшебный стрелок» (для трубы)
    Шуберт Ф.  3 экосеза (для гобоя)

IV курс

  1. Бах И.С.  2-голосная инвенция до мажор
  2. Бах И. С.  Дивертисмент ре мажор
  3. Бетховен Л.  Соната №20 (ч. II)
  4. Гайдн И.  Дивертисмент ре мажор
  5. Прокофьев С.  Детская музыка соч. 65: «Утро»
  6. Лядов А.  Багатель соч. 53
  7. Ансамбли:
    Щедрин Р.  Вариация Царь-Девицы (для гобоя)
    Амиров Ф.  Элегия (для фагота)
    Брамс И.  «Петрушка» (для флейты)
    Лядов А.  Прелюдия си бемоль минор (для тромбона)

Рекомендуемая литература


Полифония

Бах И.С.  Маленькие прелюдии и фуги. Редакция Н. Кувшинникова.- Л.: Музыка, 1987

Бах И.С.  Двух- и трёхголосные инвенции

Бенда И.  Менуэт соль минор

Гендель Г.  10 менуэтов. Сюита ми минор

Мясковский Н.  Фуга в старинном стиле соч. 43

Персел Г.  Три пьесы: прелюдия, гавот, ария

Рамо Ж.  Сарабанда

Чюрлёнис М.  Фугетта ля минор. Соч. 29

Полифонические пьесы. Педагогический репертуар ДМШ. Редакция М. Соколова:

4 класс. Вып. 3; Вып. 10. М., 1974
5 класс. Вып. 2, 3, 4. М. 1975 г


Сонатная форма

Бенда И.  Соната ля минор

Бетховен Л.  Легкие сонаты: №2 (II ч); №4 (II ч); №5; №6

Гайдн И.  Сонатина ре мажор (I, II ч.)

Соната соль мажор
Соната-партита до мажор
Соната ре мажор №7 (III ч.)

Клементи М.  Сонатины: №2 соль мажор

№3 до мажор
№4 фа мажор (I, III ч.)
№5 соль мажор (III ч.)
Сонатина. Соч. 36 ре мажор

Кулау Ф.  Вариации на швейцарскую тему

Сонатины: №1 до мажор
№2 соль мажор (II, III ч.)
№7 фа-мажор (I ч.)
№9 до-мажор (II ч.)
№10 ля-мажор (I, II ч.)

Моцарт В.  6 сонатин:  №1 до мажор

№2 ля мажор
№4 си бемоль мажор
№6 до мажор
Сонаты: №4 ми бемоль мажор (II ч.)
№16 си бемоль мажор (II ч.)

Чимароза Д.  Сонатины: №8 ля минор

№10 си бемоль мажор
№15 до минор

Хачатурян А.  Сонатина до мажор (II ч.)

Альбом сонатин для фортепиано. Ред. К. Сорокина. Вып. 2. – М., 1971

Сонаты, сонатины, рондо, вариации для фортепиано. Ч. I. Сост. С. Ляховицкая.- Л., 1961

Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. 4 класс: вариации, сонаты, сонатины. Ред. Н. Любомудровой.- М., 1969

Хрестоматия для фортепиано. Старшие классы ДМШ: сонатины, вариации. Сост. А. Бакулов. Вып. 2.- М., 1969

Сонатины и вариации для фортепиано. Сост. и ред. В. Габриэлова. Вып. 5.- М., 1986


Пьесы

Бетховен Л. «Весело-грустно», Элегия. Обр. К.Сорокина.

Гедике А. Десять миниатюр. Соч. 8

          Прелюдия ля бемоль мажор. Соч. 60

Гречанинов А. «Сиротка». Соч. 118

Багатели. Соч. 112
«Жалоба». Соч. 3

Григ Э.  Соч. 12: Вальс, Родная песня, Танец эльфов, Песня сторожа

        Соч. 38: Норвежская песня. Мелодия

Прокофьев С.  Детская музыка. Соч. 65: «Прогулка», «Сказочка», «Вечер»

Чайковский П.  Детский альбом. Соч. 39: №№ 1, 4, 10, 11, 12, 14, 16, 21, 24

Шуман Р.  Альбом для юношества. Соч. 68: №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 16, 23

Клавирные пьесы западноевропейских композиторов XVI-XIX вв. Ред. Н. Копчевского.- М., 1977

Музыка для детей: Фортепианные пьесы. Сост. К. Сорокин.

4-5 классы ДМШ. Вып. 4. – М., 1973
5-7 классы ДМШ. Вып. 5. – М.,1974

Русская старинная музыка для детей. Сост. В.Натансон. Вып. 2. – М., 1973

Юный пианист. Сост. Л.Ройзман и В.Натансон. Вып. 2. – М., 1977

Хрестоматия для студентов оркестровых факультетов музыкальных училищ и консерваторий. Ред. А.Самонов. Вып. 1. – М., 1986


Этюды

Беренс Г.  32 избранных этюда

Гедике А.  40 мелодических этюдов. Соч.32

Лемуан А.  50 характерных и прогрессивных этюдов. Соч. 37. – М., 1978

Лешгорн А.  Этюды. Соч.65, 66.

Черни К. – Гермер Г.  Этюды. Тетр. I, II

Шитте Л.  25 маленьких этюдов. Соч. 108

25 легких этюдов. Соч. 160

Этюды для фортепиано: Педагогический репертуар ДМШ. 5 класс. Ред. В. Дельновой. Вып. 4. – М., 1974

Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Ч. 2. Сост. С. Ляховицкая.- Л.: Музыка, 1987

Избранные этюды зарубежных композиторов. 1-2 классы ДМШ. Сост. А.Руббах и В.Натансон. Вып. 1. – М., 1968



Аккомпанементы для I варианта программы
Для скрипки № А/С

Альбом скрипача: Классическая и современная музыка для скрипки и фортепиано. Сост. К.Фортунатов. Вып. 1. – М., 1969

Хрестоматия для скрипки. 2-3 классы ДМШ. Пьесы и произведения крупной формы. Сост. М.Гарлицкий, Ю. Уткин, К.Фортунатов. – М., 1977

Хрестоматия педагогического репертуара для скрипки. Сост. Ю. Уткин. 3-4 классы ДМШ. Вып. 3. – М., 1972

5-6 классы ДМШ. Вып. 5 – М., 1976

Юный скрипач. Сост. К. Фортунатов. Вып. 3. – М., 1969;  Вып. 1. – М., 1979;  Вып. 2. – М., 1978


Для альта № А/а

Педагогический репертуар ДМШ для альта и фортепиано. 5-7 классы. Ред. Ю. Уткина – М., 1955

Произведения советских композиторов для альта и фортепиано. Сост. М. Рейтих – М., 1977

Сборник классических пьес. Педагогический репертуар ДМШ для альта и фортепиано. Сост. М. Рейтих – М., 1961

Сборник пьес для альта и фортепиано. Ред. Б. Мурзин – М., 1969


Для виолончели № А/В

Педагогический репертуар для виолончели и фортепиано. Сб. 1, 2, 3. Сост. А.Борисяк, А.Дзегемнок – М., 1938

Хрестоматия для виолончели. 3 кл. ДМШ. Пьесы, ансамбли. Сост. И.Куус, И.Оликова, Н.Полупан. Вып. 3 – М.,1974

Пьесы зарубежных композиторов XVIII в. Педагогический репертуар ДМШ для виолончели и фортепиано. 6-7 классы. Сост. Р.Сапожников. – М., 1974



Ансамбли для II варианта программы

Хрестоматия педагогического репертуара. Сост. Ю.Должиков. – М., 1969 (флейта)

Пьесы, ансамбли, этюды. Сост. И.Пушечников. – М., 1976

Школа игры на кларнете. Сост. С.Розанов. – М., 1978

Школа игры на фаготе. Сост. Р.Терёхин. – М., 1972

Пьесы для трубы и фортепиано. Сост. Т.Докшицер. – М., 1968

Хрестоматия для валторны. Сост. В.Полех. – М., 1981

Хрестоматия для контрабаса. Педагогический репертуар ДМШ. Пьесы. – М., 1984

Хрестоматия для тромбона. Пьесы. Сост. Б.Григорьев. – М., 1984

Педагогический репертуар домриста. Сост. В.Александров.

Вып. 1 – М., 1976
Вып. 2 – 1978
Вып. 3 – 1984

Альбом балалаечника. Вып. 1. Сост. Н.Бекназаров. – М., 1965




Чтение нот с листа для I и II вариантов программы

Учебный репертуар. Ред.-сост. Б. Милич. Для учащихся:

1 класса ДМШ – Киев, 1968
2 класса ДМШ – Киев, 1972
3 класса ДМШ – Киев, 1974

Фортепианная игра. 1-2 классы ДМШ. Общая редакция А. Николаева. Сост. В. Натансон, Л. Рощина. – М., 1969

Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Вып. 1. 1-2 класс ДМШ. Сост. Н. Любомудрова. – М., 1963

Школа игры на фортепиано. Общая редакция А. Николаева. Сост. А. Николаев, В. Натансон, Л. Рощина. – М., 2002



© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования