Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Медиатека < Методические материалы < Учебные программы < Дирижирование (2004 г.)


Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение
Государственный музыкальный колледж имени Гнесиных

Примерная программа учебной дисциплины

ДИРИЖИРОВАНИЕ

Специальность 0503 «Хоровое дирижирование»

(повышенный уровень среднего профессионального образования)

Москва
2004

Одобрено Учебно-методическим советом по группе специальностей 0500 культуры и искусства среднего профессионального образования

Председатель Г.В.Маяровская
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации

Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0503 «Хоровое дирижирование». Специализация 0503.02 «Руководитель народного хора»

Составитель  –   В.А.Баркова, преподаватель ПЦК «Хоровое дирижирование»
Рецензент   –   И.А.Серебренная, Председатель ПЦК «Руководитель народного хора», Заслуженный работник культуры РФ
Редактор  –   Г.Н.Мокринская

Пояснительная записка

Предмет «Дирижирование» является одним из важнейших в системе профессиональной подготовки студентов музыкальных училищ по специализации 0503.02 «Руководитель народного хора».

Выпускник училища должен быть разносторонне развитым музыкантом, владеющий знаниями и навыками, необходимыми для дальнейшей практической работы в качестве руководителя народного хора.

Воспитание у студентов практических хормейстерских навыков требует последовательной работы под руководством преподавателя.

Свободное владение дирижёрской техникой должно помогать руководителю народного хора в практической работе с хоровым коллективом или ансамблем и необходимо ровно в такой же степени, как и хормейстеру академического хора, но только в процессе репетиционной работы. Основная задача дисциплины «Дирижирование» – овладение необходимыми умениями и навыками в использовании дирижёрского жеста.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Объём курса – 71 час, по 1 часу в неделю в течение 5, 6, 7 и 8 семестров. Занятия индивидуальные в объёме: 3 курс – 36 часов, 4 курс – 37 часов.

В начале каждого семестра преподаватель составляет индивидуальный план по дирижированию, учитывающий индивидуальность каждого студента и степень его подготовки.

План корректируется репертуарной комиссией и утверждается на заседании отдела. В течение семестра план, по усмотрению педагога, может корректироваться в зависимости от продвижения студента.

Обязательным требованием для всех студентов является выполнение минимального плана по количеству пройденных произведений:

5 семестр – 6 произведений,
6 семестр – 6 произведений,
7 семестр – 6 произведений,
8 семестр – 5 произведения.

В план 5, 6, 7 семестров включаются (дополнительно по желанию) два произведения, выбранные студентом для практической работы с ансамблем или хором.

В изучаемом репертуаре должны быть предусмотрены как народные песни, так и произведения русской и западноевропейской классики.

В семестровом плане должны быть предусмотрены:

- произведения без сопровождения;

- с сопровождением;

- для разных составов хоров;

- произведения гомофонно-гармонического склада и с элементами подголосочной полифонии, фольклорные партитуры (для практической работы в классе ансамбля или хоровом классе);

- круг произведений, по возможности, должен охватывать разные эпохи, стили и жанры, классику и современность, духовную и светскую музыку;

- особого внимания требует программа для итогового экзамена по технике дирижирования.

Поурочная работа строится на проверке домашнего задания и освоении технических навыков.

В результате домашней подготовки студенту необходимо:

- исполнить хоровую партитуру наизусть;

- выучить наизусть и спеть партии изучаемого произведения;

- сделать устный анализ произведения;

- рассказать о творчестве данного композитора и автора текста;


ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ

Практическое освоение дисциплины «Дирижирование» для руководителей народного хора включает:

  1. Формирование и развитие музыкально-слуховых образных представлений, способствующих осмыслению звучания как хорового произведения в целом, так и отдельных его компонентов, раскрытию его содержания, структуры, характера.
  2. Знакомство с лучшими образцами народно-песенного творчества, творчеством русских и зарубежных композиторов разных времён, эпох и стилей.
  3. Умения и навыки работы с хоровой партитурой.
  4. Развитие музыкальных способностей каждого студента, формирование черт характера, необходимых для практической работы с хором и концертной деятельности.
  5. Дать необходимые знания, умения и навыки по технике хорового дирижирования.
  6. Научить самостоятельной работе над хоровой партитурой.
  7. Научить использовать умения и навыки дирижёрской техники в практической работе с хором.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тематический план соответствует плану по дирижированию на академическом хоре, но осваивается на более доступном музыкальном материале из-за меньшего количества часов, выделенных на освоение предмета.

Тема 1: дирижёрский аппарат, постановка корпуса, рук, головы; принципы мануальной техники;

Тема 2: дирижёрская техника, её задачи и значение в репетиционной работе с народным хором.

  1. Тактирование;
  2. Дирижёрская схема; грани долей; понятие «точки»; долевое движение;
  3. Прием вступления и окончания;
  4. Ауфтакт в темпе и характере произведения;
  5. Паузы, дыхание, цезуры, фразировка;
  6. Различные виды звуковедения;
  7. Агогика, различные виды фермат;
  8. Разнообразние динамики; фразировка и кульминация;
  9. Распределение функций правой и левой руки;
  10. Простые и сложные размеры;
  11. Переменные размеры;
  12. Несимметричные размеры;
  13. Знакомство с крупными формами;
  14. Различные штрихи, ритмические сложности.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Краткий перечень программных и зачётных требований по дирижированию на специальности «Руководитель народного хора» включает:

  1. Первый год обучения – 5 семестр. Требования к дирижёрским умениям и навыкам:
    • освоение размеров 3\4, 4\4, 2\4 в произведениях спокойного характера.
    • звуковедение legato, non legato в умеренном темпе, при динамике p, mp, f, crescendo и diminuendo.
    • произведения в куплетной, двухчастной и несложной трехчастной форме.

    В репертуар должны быть включены народные песни, а так же произведения русских и зарубежных классиков.

    В конце 5,6, и 7 семестров проводится контрольный урок в присутствии комиссии и включает в себя нижеуказанные требования:

    а) Дирижирование двумя различными по характеру произведениями, одно из которых с аккомпанементом, другое – без него.

    б) Игру наизусть партитуры без аккомпанемента.

    Эти формы работы составляют исполнительскую часть контрольного урока.

    Кроме того, проводится опрос, включающий следующие компоненты:

    • пение голосов обоих произведений (наизусть);
    • игра примеров (наизусть);
    • собеседование;
    Оценка выставляется по показателям контрольного урока с учётом текущей успеваемости.
  2. Первый год обучения – 6 семестр.
    • углубление и совершенствование полученных навыков;
    • совершенствование техники в различных характерах звуковедения;
    • произведения с переменными размерами;
    • изменения темпа;
    • динамические изменения, работа над фразировкой;
    • фермата снимаемая и не снимаемая;
    • показ т.н. дроблёного вступления с разных долей такта;
    • разделение функций правой и левой руки;
    • дирижирование более сложных произведений в соответствии со степенью подготовки студента.

    Контрольный урок в конце 6 семестра строится аналогично предыдущему.

  3. Второй год обучения – 7 семестр.

    Совершенствование умений и навыков, полученных на 3 курсе. Включение в репертуар произведений с элементами подголосочной полифонии, работа над навыком разделения функции правой и левой руки;

    • освоение размеров 6\4 и 6\8 по шестидольной и двухдольной схеме;
    • синкопированный ритм;
    • произведения более крупной формы, с усложненной фактурой (в зависимости от подготовки ученика и его владения фортепиано, от степени усвоения предыдущего материала);
    • агогические изменения, длительные замедления и ускорения;
    • контрастная динамика;
    • изучение несимметричных размеров: пятидольные, дирижируемые по пятидольной схеме; семидольные размеры, дирижируемые по семидольной схеме.
    На контрольном уроке студент должен:
    • дирижировать двумя произведениями (без аккомпанемента и с ним).
      Желательно исполнение произведения в размере 6\8 или 6\4.
    • играть партитуру с концертмейстером на двух роялях (желательно) или играть партитуру a cappella.
    • петь голоса в произведении a cappella (наизусть).
    • петь голоса в партитуре с аккомпанементом (по нотам).
    • играть примеры из творчества композиторов исполняемых произведений.
    • ответить на вопросы комиссии.
    Оценка выставляется с учётом текущей успеваемости.
  4. Второй год обучения – 8 семестр.
    За семестр необходимо освоить 5 произведений, в том числе:
    • дирижирование более сложных произведений, совершенствование навыков, освоенных в предыдущих семестрах.
    • изучение нессиметричных размеров: пятидольных, дирижируемых по двухдольной схеме, и семидольных, дирижируемых по трехдольной схеме (в более быстрых темпах).
    • произведения с элементами полифонии.

    По окончании 8 семестра проводится итоговый экзамен, на котором студент должен:

    • исполнить на фортепиано партитуру a cappella;
    • продирижировать двумя произведениями (хором a cappella и произведением с аккомпанементом (более крупной формы);
    • сыграть примеры;
    • пройти собеседование.

ПРИМЕРНЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

5 семестр

  1. «Возле речки», русская народная песня в обр. Орлова В.
    «Я вечор в лужках гуляла», русская народная песня в обр Лядова А.
    Брамс И. «Колыбельная»
    Дунаевский И. «Песня о Родине»
    Монюшко С. «Кум и кума»
    Глиэр Р. «Травка зеленеет»
  2. «Нелюдимо наше море» в обр. Юрлова А.
    Новиков А. «При долине куст калины»
    Моцарт В.А. «Летний вечер»
    Кюи Ц. «Осень»
    Римский-Корсаков Н. «Не ветер, вея с высоты»
    Вебер К. «Хор охотников» из оперы «Волшебный стрелок»
  3. Русская народная песня в обр. Юрлова А. «Не бушуйте, ветры буйные»
    Польская народная песня в обр. Свешникова А. «Пой, певунья птичка»
    Ипполитов-Иванов М. «Сосна»
    Моцарт В.А. «Ave Yerum»
    Чесноков П. «Над цветами и травой»
    Танеев хор «Слава» из 1 действия оп. «Орестея»

6 семестр

  1. Русская народная песня в обр. Орлова В. «Вейся, вейся капустка»
    Шуман Р. «Привет весне»
    Коваль М. «К Родине»
    Мендельсон Ф. «Лес»
    Бородин А. Хор «Улетай на крыльях ветра» из оп. «Князь Игорь»
    Верстовский А. Две песни Торопа из оп. «Аскольдова могила»
  2. Украинская народная песня в обр. Леонтовича Н. «Щедрик»
    Шуман Р. «Ночная тишина»
    Гречанинов А. «В чистом поле дуб стоит»
    Мосолов И. «Степи»
    Римский-Корсаков Н. «Здравствуй, гостья зима»
    Рахманинов С. «Слава народу»
  3. Украинская народная песня в обр. Леонтовича Н. «Дударик»
    Мурадели В. «Девчонка везла на возу»
    Глинка М. «Попутная песня»
    Даргомыжский А. Хор русалок из оперы «Русалка»
    Перголези Д. «Stabat Mater» (1 номер)
    Шуман Р. «Испанская песня»

7 семестр

  1. Салманов В. «Песня»
    Барнби И. «Колыбельная»
    Чесноков П. «Не цветочек в поле вянет»
    Шуман Р. «Доброй ночи»»
    Шостакович Д. «Пионеры сажают леса»
    Верди Д. Хор «Кто там?» из оперы «Аида»
  2. «Ты не стой, не стой, колодец» в обр. Лядова А.
    Шуберт Р. «Ночь»
    Рубинштейн А. «Месть»
    Гречанинов А. «Узник»
    Чесноков П. «На старом кургане»
    Даргомыжский А. Хор «Как во горнице светлице» из оперы «Русалка»
  3. Украинская народная песня в обр. Леонтовича Н. «Пряля»
    Русская народная песня в обр. Гречанинова А. «Пойду ль я, выйду ль я»
    Шуберт Р.«Любовь»
    Чесноков П. «Яблоня»
    Свиридов Г. «Грусть просторов»
    Гуно Ш. Хор «В Вероне две семьи» из оп. «Ромео и Джульетта»

8 семестр

  1. «Повянь, повянь, бурь-погодушка», русская народная песня в обр. Соколова В.
    Сибелиус «Отчего угас твой голос»
    Даргомыжский А. Хор «Как денница появится» из оперы «Рогдана»
    Свиридов Г. «Осень»
    Бородин А. Хор «То не речка всколыхалась» из оперы «Князь Игорь»
  2. «Заплетися плетень», русская народная песня в обр. Римского-Корсакова
    Коваль М.«Ой, земля, земелюшка»
    Шуман Р.«Цыгане»
    Свиридов Г.«Молотьба из «Поэмы памяти Сергея Есенина»
    Мусоргский М. Хор из оперы «Борис Годунов» «То не сокол летит по поднебесью»
  3. «Ой, да Димо», македонская народная песня в обр. Стайного Д.
    Римкий-Корсаков Н. Хор «С крепкий дуб тебе повырости» из оперы «Сказка о царе Салтане»
    Шостакович Д. «Смокли залпы запоздалые» из «10 поэм»
    Шуберт Р. «Stabat Mater» (№1 и 3)
    Верди Д. Хор и марш из оперы «Аида»


РЕПЕРТУАРНЫЕ СПИСКИ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА СЛОЖНЫЕ И НЕСИММЕТРИЧНЫЕ РАЗМЕРЫ

  • «Сохнет, вянет в поле травка», обр. В.Орлова. // Хрестоматия по дирижированию хором / Сост. Красотина.
  • «Ты неволя». Вятская обл. обр. Н Кутузова // Народные песни разных областей России.
  • «Зелена груша в саду качается». Обр. Римского-Корсакова Н.// Хрестоматия по хоровой литературе. Вып. 1 / Сост. С. Попов.
  • «За реченькой». Запись Линёвой в Вологодской губернии. Расшифровка Е. Гиппиуса // 500 песен Академии наук СССР.
  • «Канареечка». Омская обл. Запись В. Жукова. // Русские народные песни в обр. для хора / Сост. Н. Калугина.
  • «Милый мой хоровод», «Травка подкошена». Запись Щурова //Русские народные песни / Сост. С. Браз.
  • «Колечко». Обр. А. В. Свешникова // Хрестоматия по дирижированию хором / Сост. Красотина.
  • «Как на улице под берёзою», «Ты пчела ли моя пчёлонька». Обр. С. Попова // Этюды по хоровому дирижированию.
  • «Свадебная». Пинежская народная песня // 500 песен Академии наук СССР. Расш. Е. Гиппиус.
  • «Ты воспой, ты воспой» // Народные песни Курской области / Сост А. В. Руднева.
  • «Не орёл ли с лебедем купалися», «Вдоль да по морю» // Народные песни Московской области / Сост. А. В. Руднева.
  • «Во поле берёза стояла», «Ой ты, Волга реченька». Обр. Красева // Попова С. «Этюды по хоровому дирижированию».
  • «Сохнет, вянет в поле травка». Русская народная песня в обр. Орлова В.
  • «Не стая воронов слеталась // Край сибирский дорогой. Хоры и песни из репертуара Сибирского хора / Сост. А. Новиков.
  • «Что у светлого месяца» // Абрамский А. «Песни и хоры»
  • «Ой вы, ветры, ветерочки» // Русские песни / Сост Копосов.
  • «Да купил Ванька себе косу» // Репертуар русских народных хоров.
  • «Не орёл ли с лебедем купалися», «Не бела то берёзонька»,
  • «Над Москвой заря занималася» // Русские народные песни подмосковья / Сост. П. Яковлев. Ред.Е. Гиппиус.
  • «Мне сегодняшний день скука», «Ой конь бежит, земля дрожит» // Мосолов А. «Избранные песни»
  • Дамбис «Вечер»
  • Леонтович Н. «Ой горе»
  • Попов Т. «Старой матери не лги»
  • Тормис В. «Матушкамоя родная»

РАЗМЕР 5/4 ПО ПЯТИДОЛЬНОЙ СХЕМЕ

  • Глинка М. Хор «Не тужи, дитя родимое» из оперы «Руслан и Людмила»
  • Даргомыжский А. Хор «Как денница появится» из оперы «Рогдана».
  • Ипполитов-Иванов М. «Крестьянская пирушка»
  • Чайковский П. Сцена Марии с девушками из оперы «Мазепа».

РАЗМЕР 5\4 В СОЧЕТАНИИ С ДРУГИМИ РАЗМЕРАМИ

  • «Повянь, повянь, бурь-погодушка», русская народная песня в обр. В. Соколова.
  • «Ты река ль», русская народная песня в обр. А. Лядова.
  • Коваль М. Женский хор «Уж как светел ясный месяц» из оперы «Емельян Пугачёв».
  • Мусоргский М. Хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина».
  • Чайковский П. Финал оперы «Воевода».

ПЯТИДОЛЬНЫЙ РАЗМЕР ПО ДВУХДОЛЬНОЙ СХЕМЕ

  • «Заплетися, плетень», Русская народная песня в обр. Н. Римского – Корсакова.
  • Аракишвили Д. «О поэте».
  • Римский –Корсаков Н. Хор «С крепкий дуб тебе повырости» из оп. «Сказка о Саре Салтане».
  • Христов Д. «Что ты плачешь?».

СЕМИДОЛЬНЫЙ РАЗМЕР ПО ТРЁХДОЛЬНОЙ СХЕМЕ

  • «Ой, да как по морю», русская народная песня в обр. Некрасова Д.
  • «То-то мне мило», болгарская народная песня, гармонизация П. Стайнова
  • Димитров Г.»Кукушка»
  • Христов Д. «Дафино вино»

ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ИСПОЛНЯЕМЫЕ С ДРОБЛЕНИЕМ ДОЛЕЙ

  • «Бурлацкая песня».Гармонизация С. Рахманинова, обр. Шишова для мужского хора.
  • «Горы», русская народная песня в обр. А. Александрова
  • Монюшко С. «Казак»
  • Мусоргский М. Хор «Возле речки на лужочке» из оперы «Хованщина».

ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ

  1. Чесноков П. «За рекою, за быстрой»
    Верди Д. Хор «Тише, тише» из оперы «Риголетто»
  2. Русская народная песня в обр. Соколова В. «Повянь, повянь, бурь-погодушка»
    Глюк К. «Сцена с фуриями» из оперы «Орфей и Эвридика»
  3. Проснак К. «Прелюдия»
    Макаров А. «Река – богатырь» их поэмы «Дума над Волгой»
  4. Чайковский П. «Соловушко»
    Бизе Ж. «Ну, пляшите», хор из оперы «Кармен»
  5. Коваль М. «Что ты клонишь над водами»
    Моцарт В. А. «Бегите, спасайтесь», из оперы «Идоменей»
  6. (для более продвинутых студентов)
    Коваль М. «Буря бы грянула, что ли»
    Верди Д. Сцена бала у Флоры из оперы «Травиата»
  7. «Посеяли лён за рекою», русская народная песня в обр. Агафонникова В.
    Прокофьев С. «Иван Грозный» (отдельные номера)
  8. Аракишвили Д. «О поэте»
    Свиридов Г. «Озёрная вода»
  9. Проснак К. «Море»
    Мусоргский М. Сцена встречи Хованского из оперы «Хованщина» (часть)
    «Бурлацкая». Русская народная песня в обр. Рахманинова С.
    Мусоргский М.«Не сокол летит по поднебесью». Хор из оперы «Борис Годунов»
  10. Коваль М.«Ой, земля, земелюшка». Хор из оратории «Емельян Пугачев»
    Галынин В. «По деревне ехал царь с войны». Хор их кантаты «Девушка и Смерть»

РЕПЕРТУАРНЫЕ СБОРНИКИ

  1. Андреева Л., Попов В. Хрестоматия по чтению партитур М., 1972.
  2. Полтавцев И., Светозарова М. Курс чтения хоровых партитур.
  3. Произведения для смешанного и женского хора /Сост. В. Соколов М.: «Музыка», 1977.
  4. Произведения для смешанного, женского и мужского хора»/ Сост. В. Новоблаговещенский. М., «Музыка»,1979.
  5. Произведения для женского и смешанного хора /Сост. В. Судаков
  6. Хрестоматия по дирижированию /Сост Красотина. Вып. 1, 2, 3, 4.
  7. Хоры советских композиторов на стихи А. Пушкина / Сост. В. Суханов. «Музыка», 1977.
  8. Свешников А. Обработки народных песен для хора без сопровождения. М.: «Советский композитор», 1976.
  9. Свиридов Г. Хоры без сопровождения. М.: «Музыка», 1975.
  10. Хоровая миниатюра / Сост. П. Левандо. М.:«Музыка», 1976 – 1981.
  11. Народные песни в обработке А. Егорова, Л., 1975.
  12. Поёт Московский камерный хор /Сост. А. Кожевников. М.: «Советский композитор», 1980.
  13. Хрестоматия «Русская народная песня» /Сост. С. Браз. М.: «Музыка», 1975.
  14. Мосолов А. Хоры без сопровождения. М.: «Советский композитор», 1978.
  15. Лядов А. Русские народные песни.
  16. Птица К. Хрестоматия по дирижированию. Русские народные песни. М.: «Музыка», 1987.
  17. Заливухина З. Хрестоматия по дирижированию. М.: «Музыка», 1970.
  18. Кутузов Н. «Звонкие края» М.: «Советский композитор», 1975.
  19. Даргомыжский А. Петербургские серенады. М., 1970
  20. Рахманинов С. Шесть хоров. Соч. 15.
  21. Римский-Корсаков Н. Сто русских народных песен. М., 1945
  22. Танеев С. Вокальные сочинения. Т. 1–2. М., 1981
  23. Левандо М. Литургическая хоровая музыка. 1980.
  24. Чесноков П. Литургия Иоанна Златоуста.1990
  25. Чайковский П. Литургия Иоанна Златоуста. 1989.


© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования