Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Медиатека < Методические материалы < Учебные программы < Методика преподавания композиции в ДМШ

Специальность 0504 «Теория музыки»

Методика преподавания композиции в ДМШ
(начальный этап обучения)
Тематический план
Объем курса – 38 часов
Из них:
лекционных – 24
семинарских – 12
зачет – 2

Составитель – преподаватель ГМУ им. Гнесиных А.Д. Басилов

Пояснительная записка

В последние годы в детских музыкальных школах и школах искусств значительно возрос интерес к детскому и юношескому композиторскому творчеству, в связи с чем расширяется практика преподавания сочинения музыки на начальном этапе обучения в качестве предмета, дополняющего учебный план школ. Серьезным препятствием в осуществлении этого начинания является отсутствие соответствующих педагогических кадров. Преподавание ведется силами энтузиастов, имеющих, в основном, квалификацию преподавателей музыкально-теоретических дисциплин, реже – педагогами-инструменталистами и лишь в исключительных случаях композиторами-профессионалами, поэтому довольно часто назвать эти занятия сочинением музыки возможно весьма условно.

Включение в учебный план специальности «Теория музыки» ГМУ имени Гнесиных предметов «Композиция» и «Методика преподавания композиции» как дисциплин по выбору студентов, устанавливаемых учебным заведением, а также опыт преподавания, накопленный в ряде детских музыкальных школ, позволяют в какой-то мере помочь решению этой проблемы.


Отличительной чертой курса является его гносеологическая направленность, что объясняется необходимостью на начальном этапе обучения дать знания и привить навыки, помогающие осмыслить и освоить на практике познавательный аспект музыкального искусства, найти путь от первых несовершенных набросков к сознательному и грамотному оформлению музыкальных мыслей, от фантазии – к творчеству. Ребенок не различает фантазию и реальность, творчество для него – естественное выражение себя, возможность познать мир, стать личностью. Поэтому уже на первом этапе занятий музыкой ученик должен импровизировать, сочинять, а, научившись писать ноты – записывать свои сочинения.

Музыка – это одухотворенная, интонационно осознанная и организованная во времени звуковая материя. Звуковая материя – неотъемлемая часть природы. Природа звучит, живой мир превращает звуки в систему общения, человек их осмысляет, одушевляет, превращая доступные человеческому слуху звуки в «невербальный», надпонятийный способ коммуникации, в интонации. Интонация становится способом мышления, первоосновой музыкальной образности. Интонационность – это способность звука передавать эмоциональную, смысловую или иную, воспринимаемую человеческим слухом, информацию. Даже отдельно взятый звук-тон наполнен внутренним движением и способен выразить музыкальную мысль. Соединяясь, интонации слагаются в музыкальные структуры, мелодические линии, которые во времени организуются ритмом. Организованные во времени, интонации приходят в интонационные созвучия, согласие, естественным образом образуя интонационный звукоряд или лад. Возникает ладо-ритмо-интонационный комплекс (модуль) – основа для того или иного музыкального сочинения, или одна из формообразующих частей его. Лад может расширяться, видоизменяться, усложняться, подчиняясь свободной логике развития. Например, свободное развитие ладо-интонации характерно для древнерусской певческой культуры.

Сочетаясь во времени, мелодические линии создают интонационную вертикаль – основу различных полифонических соединений, гармоний. Развиваясь во времени, музыкальная ткань образует самые разнообразные музыкальные формы.

Музыкально одаренный человек интуитивно ощущает изначальные свойства музыки, стремится воплотить их в своем творчестве.

Со временем интуитивные процессы музыкального творчества были упорядочены теорией, внесшей свои правила, законы и запреты. Хотя в процессе обучения музыкальной теории отдается предпочтение изучению правил, на начальной стадии освоения музыки ребенку важнее получить представление об интонации, ладе (звукоряде), ритме, различных возможностях соединения голосов, о музыкальном образе. Представления о тональности (как частном случае лада), классической гармонии (частный случай многоголосия), принципе повторности в построении музыкальной формы должны формироваться позже.


План лекционных и семинарских занятий

Лекционные занятия

1.   Основные задачи и принципы организации работы класса сочинения в ДМШ.
Особенности начального этапа обучения.
Музыка как путь познания.
–    4 часа
2.   Интонация. Движение и соединение интонаций.
Мелодия. Мелодические линии. Структурный синтаксис.
Интонационная логика и формирование звукоряда. Лад.
Устойчивость, неустойчивость лада и ладовая переменность.
Возможности развития и трансформации ладов.
–    4 часа
3.   Вертикаль музыкальной ткани. Интервалы, созвучия, аккорды, кластеры.
Мелодический голос, бас, работа над фактурой.
Диалектика гармонии и полифонии.
Музыкальная вертикаль и тембр.
–    4 часа
4.   Движение и ритм. Ритмическая нейтральность, ритмоформулы, остинато.
Полиритмия, микро- и макроритм. Простой и сложный метр.
Ритм как интонация.
Ритм в песенных и танцевальных жанрах.
Принципы тематического развития, сопоставления, повторности и возникновение формы в процессе сочинения.
–    4 часа
5.   Музыкальный образ.
Импрессия, импровизация, композиция. Стилизация.
Музыка и слово.
Музыка и зрительный образ.
Музыка как творчество.
–    4 часа
6.   Краткий исторический обзор взаимоотношений и взаимовлияния народной, духовной и светской музыкальной культуры Европы и России.
Основные общеэстетические и стилистические особенности развития музыкального искусства во второй половине ХХ века.
–    4 часа
Всего 24 часа

Семинарские занятия

1.   Интонация, мелодия, лад.
Ладоинтонационное мышление.
–    2 часа
2.   Вертикаль музыкальной ткани.
Гармония и полифония. Тембр.
–    2 часа
3.   Движение и ритм. –    2 часа
4.   Музыкальный образ. –    2 часа
5.   Семинар по музыке ХХ века. –    2 часа
6.   Музыка как творчество и путь познания. –    2 часа
Всего 12 часов
Подведение итогов курса и проведение зачета по теме: «Основные задачи и особенности начального этапа обучения в классе сочинения музыки». –    2 часа


© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования