(начальный этап обучения)
Тематический план
Из них:
лекционных – 24
семинарских – 12
зачет – 2
Составитель – преподаватель ГМУ им. Гнесиных А.Д. Басилов
В последние годы в детских музыкальных школах и школах искусств значительно возрос интерес к детскому и юношескому композиторскому творчеству, в связи с чем расширяется практика преподавания сочинения музыки на начальном этапе обучения в качестве предмета, дополняющего учебный план школ. Серьезным препятствием в осуществлении этого начинания является отсутствие соответствующих педагогических кадров. Преподавание ведется силами энтузиастов, имеющих, в основном, квалификацию преподавателей музыкально-теоретических дисциплин, реже – педагогами-инструменталистами и лишь в исключительных случаях композиторами-профессионалами, поэтому довольно часто назвать эти занятия сочинением музыки возможно весьма условно.
Включение в учебный план специальности «Теория музыки» ГМУ имени Гнесиных предметов «Композиция» и «Методика преподавания композиции» как дисциплин по выбору студентов, устанавливаемых учебным заведением, а также опыт преподавания, накопленный в ряде детских музыкальных школ, позволяют в какой-то мере помочь решению этой проблемы.
Отличительной чертой курса является его гносеологическая направленность, что объясняется необходимостью на начальном этапе обучения дать знания и привить навыки, помогающие осмыслить и освоить на практике познавательный аспект музыкального искусства, найти путь от первых несовершенных набросков к сознательному и грамотному оформлению музыкальных мыслей, от фантазии – к творчеству. Ребенок не различает фантазию и реальность, творчество для него – естественное выражение себя, возможность познать мир, стать личностью. Поэтому уже на первом этапе занятий музыкой ученик должен импровизировать, сочинять, а, научившись писать ноты – записывать свои сочинения.
Музыка – это одухотворенная, интонационно осознанная и организованная во времени звуковая материя. Звуковая материя – неотъемлемая часть природы. Природа звучит, живой мир превращает звуки в систему общения, человек их осмысляет, одушевляет, превращая доступные человеческому слуху звуки в «невербальный», надпонятийный способ коммуникации, в интонации. Интонация становится способом мышления, первоосновой музыкальной образности. Интонационность – это способность звука передавать эмоциональную, смысловую или иную, воспринимаемую человеческим слухом, информацию. Даже отдельно взятый звук-тон наполнен внутренним движением и способен выразить музыкальную мысль. Соединяясь, интонации слагаются в музыкальные структуры, мелодические линии, которые во времени организуются ритмом. Организованные во времени, интонации приходят в интонационные созвучия, согласие, естественным образом образуя интонационный звукоряд или лад. Возникает ладо-ритмо-интонационный комплекс (модуль) – основа для того или иного музыкального сочинения, или одна из формообразующих частей его. Лад может расширяться, видоизменяться, усложняться, подчиняясь свободной логике развития. Например, свободное развитие ладо-интонации характерно для древнерусской певческой культуры.
Сочетаясь во времени, мелодические линии создают интонационную вертикаль – основу различных полифонических соединений, гармоний. Развиваясь во времени, музыкальная ткань образует самые разнообразные музыкальные формы.
Музыкально одаренный человек интуитивно ощущает изначальные свойства музыки, стремится воплотить их в своем творчестве.
Со временем интуитивные процессы музыкального творчества были упорядочены теорией, внесшей свои правила, законы и запреты. Хотя в процессе обучения музыкальной теории отдается предпочтение изучению правил, на начальной стадии освоения музыки ребенку важнее получить представление об интонации, ладе (звукоряде), ритме, различных возможностях соединения голосов, о музыкальном образе. Представления о тональности (как частном случае лада), классической гармонии (частный случай многоголосия), принципе повторности в построении музыкальной формы должны формироваться позже.
Лекционные занятия
1. | Основные задачи и принципы организации работы класса сочинения в ДМШ. Особенности начального этапа обучения. Музыка как путь познания. | – 4 часа |
2. | Интонация. Движение и соединение интонаций. Мелодия. Мелодические линии. Структурный синтаксис. Интонационная логика и формирование звукоряда. Лад. Устойчивость, неустойчивость лада и ладовая переменность. Возможности развития и трансформации ладов. | – 4 часа |
3. | Вертикаль музыкальной ткани. Интервалы, созвучия, аккорды, кластеры. Мелодический голос, бас, работа над фактурой. Диалектика гармонии и полифонии. Музыкальная вертикаль и тембр. | – 4 часа |
4. | Движение и ритм. Ритмическая нейтральность, ритмоформулы, остинато. Полиритмия, микро- и макроритм. Простой и сложный метр. Ритм как интонация. Ритм в песенных и танцевальных жанрах. Принципы тематического развития, сопоставления, повторности и возникновение формы в процессе сочинения. | – 4 часа |
5. | Музыкальный образ. Импрессия, импровизация, композиция. Стилизация. Музыка и слово. Музыка и зрительный образ. Музыка как творчество. | – 4 часа |
6. | Краткий исторический обзор взаимоотношений и взаимовлияния народной, духовной и светской музыкальной культуры Европы и России. Основные общеэстетические и стилистические особенности развития музыкального искусства во второй половине ХХ века. | – 4 часа |
1. | Интонация, мелодия, лад. Ладоинтонационное мышление. | – 2 часа |
2. | Вертикаль музыкальной ткани. Гармония и полифония. Тембр. | – 2 часа |
3. | Движение и ритм. | – 2 часа |
4. | Музыкальный образ. | – 2 часа |
5. | Семинар по музыке ХХ века. | – 2 часа |
6. | Музыка как творчество и путь познания. | – 2 часа |
Подведение итогов курса и проведение зачета по теме: «Основные задачи и особенности начального этапа обучения в классе сочинения музыки». | – 2 часа |