Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Медиатека < Методические материалы < Учебные программы < Чтение хоровых партитур (2004 г.)

Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение
Государственный музыкальный колледж имени Гнесиных

Примерная программа учебной дисциплины

ЧТЕНИЕ ХОРОВЫХ ПАРТИТУР

Специальность 0503 «Хоровое дирижирование»
(повышенный уровень среднего профессионального образования)

Москва
2004


Одобрено Учебно-методическим советом по группе специальностей культуры и искусства среднего профессионального образования

Председатель Г.В.Маяровская

Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации


Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0503 «Хоровое дирижирование». Специализация 0503.01 «Хоровое дирижирование»


Составители  –   В.А.Баркова, Е.В.Кузнецова,
преподаватели ПЦК «Хоровое дирижирование»
Рецензент   –   В.К.Герасимова, преподаватель ПЦК «Хоровое дирижирование», Заслуженный работник культуры РФ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Чтение хоровых партитур» является составной частью профессиональной подготовки студентов по специальности № 0503 «Хоровое дирижирование» и предусматривает развитие навыков чтения хоровых партитур, необходимых для дальнейшей практической деятельности будущих дирижёров хора.

Основная задача предмета – всесторонняя подготовка будущих специалистов, приобщение их к самостоятельной работе по отбору, изучению и анализу хоровых произведений.

Наилучшим способом ознакомления с хоровым произведением является, естественно, прослушивание его в оригинальном звучании. Однако такое ознакомление с хоровой литературой не всегда является возможным. Кроме того, однократное прослушивание неизвестного ранее хорового сочинения не может обеспечить его дальнейшего глубокого анализа. Исполнение партитуры на фортепиано даёт эту возможность, что является чрезвычайно важным моментом в профессиональной деятельности дирижера.

ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ

Практическое освоение предмета «Чтение хоровых партитур» включает:

  1. Формирование и развитие музыкально-слуховых образных представлений студентов, способствующих осмыслению звучания как хорового произведения в целом, так и отдельных его компонентов, раскрытию его содержания, структуры, характера.
  2. Знакомство с творчеством русских и зарубежных композиторов разных эпох, времён и стилей.
  3. Знакомство с лучшими образцами народно-песенного творчества.

В результате изучения предмета у студентов должны быть сформированы следующие знания, умения и навыки работы с хоровой партитурой:

  • знание теоретических основ и умение их реализовать при чтении хоровых произведений;
  • анализ изучаемого произведения;
  • исполнение на фортепиано и пение хоровых голосов; транспонирование.
  • чтение с листа

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Объем предмета «Чтение хоровых партитур» – 62 часа в течение 3, 4, 5, 6 и 7 семестров.

Занятия индивидуальные:

в 3, 4 и 5 семестрах – по 0,5 часа в неделю;

в 6 и 7 семестрах – по 1 часу в неделю.

В 3, 4 и 5 семестрах учащиеся должны пройти по 6 произведений; за 6 и 7 семестр – по 7 произведений.

Объём программных требований по семестрам распределяется следующим образом:


2 курс, 3 семестр:

Изучение и исполнение трех двухстрочных партитур для однородного и смешанного состава (хоры без сопровождения) и трех трёхстрочных партитур для различных составов.

Первые три партитуры транспонируются на м.2 выше и ниже, а следующие три – на б.2 выше и ниже.

2 курс, 4 семестр:

Изучение и исполнение одной двухстрочной партитуры (сложной), одной трёхстрочной (более сложной, чем в 3 семестре), двух партитур четырёхстрочных (для однородного и смешанного хора – несложных, без сопровождения) и изучение двух произведений с сопровождением фортепиано (несложных, с двухстрочной хоровой партитурой).

3 курс, 5 семестр:

Изучение и исполнение одной партитуры (сложной) без сопровождения, двух четырёхстрочных партитур для однородного и смешанного составов без сопровождения. (Студентам, хорошо владеющим фортепиано, можно включить в программу три четырёхстрочных партитуры). Исполнение трёх произведений с сопровождением (с трех- и четырёхстрочной партитурой).

3 курс, 6 семестр:

Изучение и исполнение одного произведения в ключах «до» (1-3 ключа), трёх без сопровождения и трёх (более сложных) – с сопровождением. Одна из шести партитур должна быть с партией солиста.

4 курс, 7 семестр:

Изучение и исполнение на фортепиано более сложных многоголосных хоровых произведений различных по стилю русских и зарубежных композиторов. В программу включаются четыре произведения (четырёхстрочные) без сопровождения и три произведения в сопровождении фортепиано.

В конце семестра на зачёт выносятся два произведения из программы (с сопровождением и без сопровождения).

Особое внимание уделяется навыкам чтения с листа. Эта работа проводится на каждом занятии с 3 семестра 2 курса. Принцип подбора музыкального материала – от простого к сложному, с учётом индивидуальных особенностей и возможностей студента.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Осваивая с помощью фортепиано хоровые партитуры, необходимо уделять серьёзное внимание анализу изучаемых произведений, учитывая при этом, что хоровое произведение есть синтез музыки и слова. Внимательное изучение литературного текста – непременное условие грамотного и выразительного исполнения партитуры на фортепиано. Исполнители должны хорошо понимать смысл авторских указаний, касающихся агогических изменений, различных штрихов, динамики, характера звуковедения и т.д.

Основным способом звуковедения в хоре является легато. Поэтому при игре хоровой партитуры на фортепиано этому навыку следует уделять особое внимание. Освоение этого труднейшего навыка может быть достигнуто в результате постепенного усложнения музыкального материала. Важен навык игры партитуры без педали. Применять ее следует как вспомогательный технический приём, облегчая исполнение трудных мест произведения, например, поддерживать педалью далеко отстоящий от других голосов басовый голос, большие скачки мелодического голоса, повторяющиеся гармонии и т. д. Умение грамотно обозначить аппликатуру является непременным условием выразительного исполнения партитуры.

Необходимо требовать от студента тщательного анализа хорового произведения по определенному плану:

  1. Сведения об авторах музыки и текста (краткая творческая биография, характеристика творчества, творческое наследие), содержание произведения.
  2. Музыкально-теоретический анализ произведения (тональный план, форма, каденции, характер развития музыкальной мысли, размер, особенности фактуры, темп).
  3. Вокально-хоровой анализ: тип и вид хора, диапазоны голосов, тесситура, ансамбль, строй, интонационные, вокально-хоровые, ритмические, дикционные трудности).
  4. Исполнительский анализ произведения; (связь музыки с текстом, определение цезур, установление темпа, характера произведения, динамики, штрихов, кульминации).

Основная задача студентов при изучении каждой новой хоровой партитуры – охватить слухом интонационно-высотное звучание произведения или отдельных его фрагментов до момента исполнения на фортепиано. Реализации данной задачи способствует пение хоровых партий «про себя». Исполняя партитуру на фортепиано, студент получает возможность уточнить и развить своё представление о звучании. Такая работа над партитурой, при которой игра на инструменте сочетается с работой внутреннего слуха, является основным методом обучения чтению хоровых партитур.

Исполняя хоровые голоса в произведении, студент должен:

  1. Петь, чисто интонируя, любой хоровой голос и играть одновременно всю хоровую партитуру.
  2. Играя хоровую партитуру, опускать хоровой голос, который поёт студент в данный момент.
  3. Переходить с одной хоровой партии на другую, исполняя по указанию педагога часть хорового голоса «про себя».
  4. В произведении с сопровождением петь любой из голосов, играя аккомпанемент.

На каждом занятии необходимо отводить время на «чтение с листа», постепенно усложняя технические задачи.

Значительную роль в методике ведения предмета «Чтение партитур» играет развитие навыка транспонирования. Эту работу необходимо начинать с лёгких и небольших произведений, хорошо изученных в основной тональности. Освоение навыка транспонирования необходимо студенту для будущей практической деятельности.

Для того чтобы услышать полное звучание произведения, необходимо исполнить на фортепиано одновременно и хоровые голоса, и аккомпанемент. Игра полной хоровой партитуры с инструментальным сопровождением является более сложной задачей и вызывает заметные затруднения.

В практике студентов старших курсов встречаются партитуры, которые невозможно сыграть полностью. Умение упрощать многоголосные произведения a cappella, «Хоровой пласт» в произведениях с аккомпанементом, а также сам аккомпанемент важно для дальнейшей практической работы будущих руководителей самодеятельных коллективов.

В работе над чтением хоровых партитур в ключах «до» следует в первую очередь остановиться на тех, которые употребляются наиболее часто. К их числу относится «сопрановый», «альтовый», «теноровый» ключи.

КОНТРОЛЬ И УЧЁТ УСПЕВАЕМОСТИ

В 3 – 6 семестрах оценки выставляются на основании текущей успеваемости. На итоговом зачёте в конце 7 семестра студент должен обладать следующими навыками:

  • уметь исполнить две подготовленные партитуры – без сопровождения и с сопровождением фортепиано;
  • спеть голоса;
  • транспонировать партитуру (без сопровождения) на нужный
  • интервал (б.2 и м.2 вверх и вниз), ответить на вопросы, связанные с анализом исполняемых партитур, творчеством композитора и автора текста;
  • прочитать партитуру с листа.

ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК
1. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЖЕНСКОГО ХОРА БЕЗ СОПРОВОЖДЕНИЯ

Двухстрочное изложение

Анцев М.
Барток Б.
Бетховен Л.
Благообразов С.
Бодрюнас А.
Бойко P.
Гловач В.
Даргомыжский А.
Ипполитов-Иванов М.
«Как на дубе», русская народная песня в обработке Ю.Славницкого
Кальюсте X.
Кодаи 3.
Корганов Т.
«Красота ты моя», русская народная песня в обработке
А.Юрлова
Кюи Ц.
Мендельсон Ф.
Озолинь Я.
Парцхаладзе М.
Peбиков В.
Свиридов Г.
Сметана Б.
Танеев С.
Тормис В.
«Ландыш», «Задремали волны», «Осень»
«Едут гусары»
«Соловей», «Гимн ночи» (перелож. В.Соколова)
«Над рекой Днепром»
«Осень»
«Зимняя дорога».
«Проторила я тропинку»
«Из страны, страны далекой»
«Сосна»



«Все на качели»
«Возвращение из леса»
«Весенняя песня»



«Задремали волны», «Гроза»
«Весна», «Воспоминание»
«Лес раскинулся дремучий»
«Озеро», «Облака», « Море спит»
«Люблю грозу», «Поздняя осень»
«Ты запой мне ту песню»
«Моя звезда», «Прилетели ласточки»
«Вечерняя песня»
«Избранные хоры для женских
голосов» (выборочно)

2. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ МУЖСКОГО ХОРА БЕЗ СОПРОВОЖДЕНИЯ
Двухстрочное изложение

Аноним XVII в.
Бойко Р.
Вебер К.
«Вейся, вейся капустка»,
русская народная песня
в обработке В.Орлова
Глинка М.
Григ Э.
«Гусары», словацкая
народная песня в
обработке В.Новака
Дарзинъ Э.
Копылов А.
Коваль М.
Купер Э.
Мендельсон Ф.
«Подуй подуй непогодушка»,
русская народная песня
в обработке Н.Римского-
Корсакова
«Поле чистое»,
русская народная песня
в обработке А.Лядова
Рубинштейн А.
Серов А.
Сибелиус Я.
Танеев С.


Фостер С.
Черепнин Н.

Шуберт Ф.
Кант «Буря море раздымала»
«Закаты да рассветы»
«В лесу», «Песня меча»



«Зацветет черемуха»
«Паж Оле», «Кузнец»,



«Пусть буря воет»
«Озеро светлое»
«Эхо»
«С детства»
«На юге»







«Старая пecня»
«Варяжская баллада»
«Финляндия»
«Венеция ночью», «Песня короля
Регнера», «Вечерняя песня»,
«Веселый час»
«Домик над рекой»
«Ой, честь ли то молодцу»,
«Медленно движется время»
«Липa», «Тишина», «Ночь»

3. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ СМЕШАННОГО ХОРА БЕЗ СОПРОВОЖДЕНИЯ
Двухстрочное изложение

Анцев М.
«Ах, не одна во поле дороженька», русская народная песня в обработке А.Александрова
Аркадельт Я.
Архангельский А.
Бах И.
Бетховен Л.
Бортнянский Д.
Вебер К.
Глюк К.
«Горы», русская народная песня в обработке А.Александрова
Даргомыжский А.
Егоров А.
«Заиграй, моя волынка», русская народная песня в обработке В.Калиникова
«Как меня младу-младешеньку», русская народная песня в обработке Д.Шостаковича
Лист Ф.
Лундвиг Х
Людиг М.
Мендельсон Ф.
Мессиан О.
Моцарт В.
Перселл Г.
Салманов В.
Свиридов Г.
Сертон П.
«Сумрак ночи пал на землю», хорватская народная песня в обработке А.Архангельского
Танеев С.
«Ты, рябинушка», русская народная песня в обработке А.Кастальского
«Уж ты, зимушка-зима», русская народная песня в обработке П.Лондонова
Чайковский П.

Шуман Р.

Шуберт Ф.
«Ива»




«Ave Maria»
Псалом №101 «Возлюблю Тебя, Господи!»
«Сердце, молчи»
«Весенний призыв»
«Молитва»
«Хоровая беседа»
«Праздник хора»



«Два ворона»
«Песня»







«Наступление весны»
«Как цветущий миндаль»
«Лесное озеро»
«Беги со мной»
«Хорал»
«Наш союз прекрасен, братья»
«Вечерняя песня»
«Как живете-можете», «Издалека»
«Песня»
«Тайна», «Все, что судьба»




«Серенада»






«Услышь мольбы, Отче Наш», «Правоведческая
песня»
«Летняя песня», «Доброй ночи», «Вечерняя звезда»,
«Привет весне»
«Хоровод».

4. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЖЕНСКОГО ХОРА БЕЗ СОПРОВОЖДЕНИЯ
Трехстрочное изложение

«А и густо на березе листьев»,
русская народная песня в обработке Н.Римского-Корсакова
«Ах ты, ночь», русская народная песня в обработке М.Глинки
Барток Б.
Брамс И.
Вебер К.
«Во лузях», «Вдоль улицы», русские народные песни в обработке А.Лядова
Герреро Ф.
«Из-за лесу, лесу темного», русская народная песня в обработке Н.Римского-Корсакова
Ипполитов-Иванов М.
«Как за речкою», русская народная песня в обработке Н.Римского-Корсакова
Кодай З.


Кюи Ц.

Морли Т.
Римский-Корсаков Н.

Шмитт Ф.







«Провожаю стадо», «Летняя песня», «Весна»
«Канон»
«В лодке»



«Катарина»




«Острою секирой»



«Обманчивый луг», «В зеленом лесу»,
«Песня кузнеца», «Глухой ком»,
«Ноктюрн»
«На родине», «Вернулся май», «Весеннее
утро», «Всюду снег», «Затихают песни»
«Филонелла»
«Ночевала тучка золотая»,
«Тучки небесные»
«Принц и пастушка»

5. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ МУЖСКОГО ХОРА БЕЗ СОПРОВОЖДЕНИЯ
Трехстрочное изложение

Григ Э.
Даргомыжский А.

Данстейбл Д.
Кодаи 3.
Лист Ф.
Лотти А.
Лядов А.



Палестрина Дж.
Римский-Корсаков Н.





Свиридов Г.
Турчанинов П.

Чайковский П.
«Конечно я глупец большой»
«На севере диком», «Что смолкнул
веселия глас»
«Sancta Maria»
«Ночью в горах»
«Зелень трав»
«Vere languores»
Обработки русских народных песен:
«Уж как злое то коренье», «Поле
чистое», «Ты о чем тоскуешь»,
«Нападай-ко ли, нападай»
«Всe проснулось вокруг»
«Пленившись розой, соловей», «Ворон к
ворону летит».
Обработки народных песен:
«Ты взойди, солнце красное», «Во
лузях»,
«Подуй, подуй непогодушка»
«Солдатская ночь»
«Литургия Иоанна Златоуста» (отд.
номера)
«Вечер»

6. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ СМЕШАННОГО ХОРА БЕЗ СОПРОВОЖДЕНИЯ
Трехстрочное изложение

Бах И.
«Белая черемуха», русская народная песня в обработке А.Свешникова
Бойко Р.

Брамс И.
«В сыром бору тропина», русская народная песня в обработке М.Анцева
Гайдн И.
Гречанинов А.
Даргомыжский А.




«Дороженька», русская народная песня в обработке А.Свешникова
Депре Ж.
«Как пойду я на быструю речку», русская народная песня в обработке А.Свешникова
Кодаи 3.
Кюи Ц.
Лассо О.

Лежен К.
Люлли Ж.
Лятошинский Б.
Маренцио Л.
«На лодке», неаполитанская баркарола в обработке А.Свешникова
«Не бушуйте, ветры буйные», русская народная песня в обработке А. Юрлова
Парцхаладзе М.
Перселл Г.
«Посеяли лен за рекою», русская народная песня в обработке Н.Агафонникова
«Светит светел месяц», русская народная песня в обработке А.Свешникова
Свиридов Г.
Сертон П.
Танеев С.
Уилкс Т.
Чайковский П.
«Час, до дому час», украинская народная песня в обработке Н.Лысенко
Шуман Р.

Эрнесакс Г.
Мотет №3, строфа четвертая, Andante



«Ты запой мне ту песню», «Вечером
синим»
«Колыбельная», «В ночной тиши»



«К другу»
«Подснежник»
«Из страны, страны далекой», «Где наша
роза», «Пью за здравие Мери», «По
волнам спокойным», «Прекрасный день,
счастливый день», «Буря мглою небо
кроет»



«Et incarnatus»



«Вечер землю мглой опутал»
«В лесу»
«Канцонетта», «О lа! О che bon!»,
«Stabat Mater»
«La beau de monde»
«Гавот»
«Осень», «По небу крадется луна»
«Мой ангел»






«Весна»
«Дивный остров»






«Ночные облака» (№1)
«Je nе fus jamais»
«Тихой ночью»
«В дни юности»
«Легенда»



«Ночная тишина», «Я помню сельский
тихий сад»
«На болоте»

7. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ СМЕШАННОГО ХОРА БЕЗ СОПРОВОЖДЕНИЯ
Четырехстрочное изложение

Архангельский А.
Барнби И.
Бетховен Л.
Брамс И.

Бородин А.
Василенко С.
Григ Э.
Гречанинов А.



Гуно Ш.
Ипполитов-Иванов М.

Калинников В.

Кодаи 3.
Кюи Ц.

Лассо О.
Людиг М.
Мендельсон Ф.
Монюшко С.
Никольский А.
Орф К.
Парцхаладзе М.
Перселл Г.
Пуленк Ф.
Салманов В.
Сахновский Ю.
Свиридов Г.


Сибелиус Я.

Танеев С.


Хиндемит П.
Чайковский П.


Чесноков П.


Шуман Р.
Шебалин В.

Шостакович Д.
Щедрин Р.
«Когда печаль»
«Колыбельная песня»
«Один твой взгляд»
«Ночь в лесу», «Прощай»,
«Розмарин»
«Грезы»
«Как при вечере»
«На родине»
«На заре», «За реченькой яр-хмель»,
«Над неприступной крутизной»,
«Горы», русская народная песня в
обработке А. Александрова
«Ночь»
«О край родной», «Лес», «Ночь»,
«Сосна», «Острою секирой»
«Жаворонок», «Зима», «Кондор»,
«Элегия», «Проходит лето»
«Вечерняя песня»
«Воды», «Засветилось вдали», «Уснуло
все»
«Снова весь вечер жду»
«Лесное озеро»
«Грезы», «Лес», «Осенняя песня»
«Кум и кума»
«Раненый орел»
«Люблю и ненавижу»
«Oзepo», «Джвари»
«Вечерняя песня»
«Сграшна мне ночь», «Грусть»
«Песня», «Нивы сжаты»
«Ковыль»
«Вечером синим», «Метель», «Грусть
просторов», «Запевки», «Осень»,
«Зимнее утро», «Мэри»
«Финляндия», «Песня матери»,
«Отчего угас твой голос»
«Серенада», «Венеция ночью»,
«Сосна», «Вечер»,
«Хорал» из кантаты «Иоанн Дамаскин»
«Лебедь», «Лань», «Зима»
«Ночевала тучка золотая»,
«Соловушко»,»Не кукушечка во
сыром бору»
«Не цветочек в поле вянет»,
«Ночь», «Август», «Альпы»,
«Зимой»
«Доброй ночи», «Сон», «В лесу»
«Зимняя дорога», «Эхо», «Козак гнал
коня»
«Смелей, друзья», «Казненным»
«Первый лед», «К вам, павшие»

8. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ХОРА С СОПРОВОЖДЕНИЕМ ФОРТЕПИАНО
Двух-, тpex- и четырехстрочное изложение

Бах И.
Берлиоз Г.
Бетховен Л.

Бизе Ж.
Бородин А.




Брукнер A.
Вагнер Р.
Вебер К.

Верди Дж.

Верстовский А.

Гендель Г.

Гершвин Дж.

Глиер Р.
Глинка М.




Гречанинов А.

Григ Э.
Даргомыжский А.
Ипполитов-Иванов М.
Керубини Л.
Кюи Ц.
Моцарт В.





Mycopгский М.



Прокофьев С.


Пуленк Ф.

Рахманинов С.

Римский-Корсаков Н.



Рубинштейн Л.
Сметана Б.
Танеев С.

Форе Г.
Чайковский П.







Чесноков П.

Шуберт Ф.
Терцет из «Магнификат»
«Охотник»
Хор узников из оперы «Фиделио»,
Kyrie из мессы C-dur
Хор работниц из оперы «Кармен»
Хоры из оперы «Князь Игорь»: «Улетай
на крыльях ветра»,
хор бояр «Мужайся, княгиня», сцена
Ярославны с девушками, «Солнцу
красному слава»
Sanctus из «Реквиема»
Хор странников из оперы «Тангейзер»
«Хор охотников» из оперы «Волшебный
стрелок»
«Кто там с победой к славе», хор из
оперы «Аида»
Хор девушек из оперы «Аскольдова
могила»
«Пусть громкий плач» из оратории
«Самсон»
«Как тут усидеть!» из оперы «Порги и
Бесс»
«Весна», «Вечер», «Травка зеленеет»
Хоры из оперы «Иван Сусанин»:
Свадебный хор, «Славься»;
Хоры из оперы «Руслан и Людмила»:
Персидский хор, Хор рабов Черномора
«Погибнет, погибнет»
«Звоны», «Козел Васька», «Призыв
весны», «Пчелка», «Урожай»
«Лесная песня», «С добрым утром»
«Сватушка», хор из оперы «Русалка»
«Горные вершины», «Утро»
Lacrymosa из «Реквиема» c-moll
«Заря лениво догорает», «Птицы»
хор из оперы «Похищение из сераля»
«Мы поем веселья песни»,
хор из оперы «Свадьба Фигаро» «Мы
сегодня рано встали»,
хор из оперы «Волшебная флейта»
«Откуда приятный и нежный тот звон»
Хоры из оперы «Борис Годунов»: «Не
сокол летит по поднебесью»,
«Расходилась, разгулялась»; «Гопак» из
оперы «Сорочинская ярмарка»
Заключительный хор из оперы «Война
и мир», хор из оратории «Иван
Грозный» «Пушкари»
«Покинутая деревня» из кантаты
«Засуха»
«Слава народу», «Неволя», «Сосна»,
«Ночка»
хор дружинников из оперы «Сказание
о невидимом граде Китеже»
«Поднялась с полночи», хор
опричников из оперы «Царская невестa»
хор из оперы «Демон» «Ноченька»
Хор воинов из оперы «Далибор»
«Горные вершины», «Сосна», хор
женщин из оперы «Орестея»
«Requiem aeternam» из «Реквиема»
хор из оперы «Евгений Онегин»
«Девицы, красавицы»,
хор девушек из оперы «Мазепа «Я
завью, завью венок», Хор гуляющих из
оперы «Пиковая дама»; Проводы
масленицы, Хор народа из музыки к
весенней сказке А. Островского
«Снегурочка»
«Солнце, солнце встает», «Ночь»,
Утром зорька», «Несжатая полоса»
«Куriе» из мессы G-dur


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреева Л., Попов В. Хрестоматия по чтению хоровых партитур. М., 1972
  2. Полтавцев И., Светозарова М. Курс чтения хоровых партитур. Ч.1 М., 1964
  3. Полтавцев И., Светозарова М. Курс чтения хоровых партитур. Ч.2 М., 1965


© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования