Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Медиатека < Методические материалы < Мультимедийные учебные пособия < В.А. Кириллова. Гармонический анализ в курсе сольфеджио. Ч.2. Хроматика < ч. 4


В.А. Кириллова. Гармонический анализ в курсе сольфеджио. Хроматика
М.: Издательство «Государственный музыкальный колледж имени Гнесиных», 2004, 130 с., нот.


мультимедийное учебное пособие оглавление
4. ОТКЛОНЕНИЯ И МОДУЛЯЦИИ В ТОНАЛЬНОСТИ НЕДИАТОНИЧЕСКОГО РОДСТВА

        Отклонения и модуляции в тональности недиатонического родства, представленные в данном разделе, основаны на тех же средствах и приемах, что и модулирование в родственные тональности. Широко применяются также принципы постепенной модуляции, хотя специальная задача изучения кратчайших путей перехода в далекие тональности здесь не ставится.

№ п/п № в раз-
деле
тональность прослушать нотный текст комментарии
191 1 Фа мажор Ми мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
Объяснить логику модулирования в заключительную тональность.
192 2 До мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
Определить соотношение главной и побочной тональностей. Раскрыть содержание модуляционного хода, уводящего из главной тональности, и логику возвращения в основную тональность.
193 3 Ми мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
Назвать общий и модулирующий аккорды, появляющиеся в момент отклонения. Объяснить функциональную логику возвращения в основную тональность.
194 4 до-диез минор
Для прослушивания необходим Flash Player
 
195 5 соль минор Ми-бемоль мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
Дать настройку в соль миноре. Определить масштабно-тематическую структуру периода. Проанализировать гармоническое содержание в связи с этой структурой.
196 6 ре минор
Для прослушивания необходим Flash Player
Проанализировать тонально-гармоническое развитие в процессе становления музыкальной формы. Предложить возможные трактовки гармоний третьего такта. Повторить на фортепиано диатоническую и модулирующие секвенции.
197 7 ре минор Ми мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
Раскрыть основу гармонической неустойчивости первого предложения. Обосновать двойную функциональную трактовку гармоний второго и четвертого тактов во втором предложении.
198 8 Си-бемоль мажор Фа мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
 
199 9 до-диез минор До-диез мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
Указать принцип модулирования, характерный для второго предложения.
200 10 Ре мажор Соль мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
Отметить в музыкальной форме моменты появления тональностей, не родственных по отношению к исходной, и объяснить логику их появления. Прочесть по вертикали звуки аккордов в двух последних тактах.
201 11 Ми-бемоль мажор Фа-диез мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
Раскрыть тональную и функциональную логику модулирования из g-moll в fis-moll. Одновременно с исполнением примера на фортепиано определить количество голосов в аккордах начального четырехтакта.
202 12 Ми-бемоль мажор До мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
 
203 13 Ми-бемоль мажор Ля-бемоль мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
 
204 14 Ми мажор Ля мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
 
205 15 ми минор
Для прослушивания необходим Flash Player
Определить структуру периода. Проанализировать тонально-гармоническое развитие в процессе становления музыкальной формы, подчеркивая приемы модулирования в тональности недиатонического родства.
206 16 Ре мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
Раскрыть закономерности тонального развития внутри музыкальной формы, отмечая функциональные соотношения соседних тональностей. Подчеркнуть ненормативность голосоведения в начальном двутакте. Одновременно с исполнением примера на фортепиано назвать количество голосов в аккордах.
207 17 до-диез минор
Для прослушивания необходим Flash Player
Выполнить детальный гармонический анализ примера при повторном прослушивании, одновременно с исполнением на фортепиано.
208 18 соль минор До-диез мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
Дать предварительную настройку в соль миноре. Определить музыкальную форму, закономерности ее масштабно-тематического строения и логику тонального развития. Подчеркнуть характерные особенности модулирования в 5–8 тактах. Отметить черты сходства и различия, возникающие в репризе, в сравнении с начальным построением. Повторить на фортепиано первые два (или четыре) такта, сохраняя расположение аккордов и мелодию.
209 19 Фа мажор Ми-бемоль мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
Объяснить закономерности внутренней структуры периода и проанализировать гармоническое развитие в связи с этой структурой. Отметить черты вариантности в репризном построении.
210 20 Ми-бемоль мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
Определить музыкальную форму. Объяснить логику модулирования из ми бемоль мажора в тональность, завершающую первый период. Отметить закономерности гармонического развития во второй части. Спеть по вертикали аккорды восьмого такта, сохраняя расположение голосов.
211 21 ля минор До мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
Отметить закономерности появления неродственных тональностей. Проанализировать гармоническое содержание модулирующих оборотов. Найти плагальное отклонение. Подчеркнуть особенность утверждения заключительной тональности.
212 22 фа минор ми минор
Для прослушивания необходим Flash Player
Анализируя следующие примеры, рекомендуется определить музыкальную форму, ее внутренние закономерности, тональное развитие, раскрыть содержание модулирующих оборотов, их функциональную логику, обратив особое внимание на модулирование в неродственные тональности. В некоторых случаях можно назвать количество голосов в многозвучных аккордах, изложение которых ненормативно. Желательно также повторение на фортепиано отдельных фрагментов музыкального текста (по выбору) с сохранением расположения голосов в аккордах и мелодии.
213 23 фа минор Фа мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
214 24 соль минор до-диез минор
Для прослушивания необходим Flash Player
215 25 Ля мажор До мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
вернуться в оглавление…


© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования