Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего профессионального образованияПрограммы послевузовского образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Медиатека < Методические материалы < Мультимедийные учебные пособия < В.А. Кириллова. Гармонический анализ в курсе сольфеджио. Ч.2. Хроматика < ч. 2


В.А. Кириллова. Гармонический анализ в курсе сольфеджио. Хроматика
М.: Издательство «Государственный музыкальный колледж имени Гнесиных», 2004, 130 с., нот.

мультимедийное учебное пособие оглавление
2. УМЕНЬШЕННЫЙ ВВОДНЫЙ В СУБДОМИНАНТУ
В ЗНАЧЕНИИ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО СЕПТАККОРДА К ДОМИНАНТЕ

        Как известно, вспомогательный септаккорд к доминанте (короче – вспомогательный к доминанте) – это уменьшенный вводный в субдоминанту, разрешенный через ближайшее обращение доминантсептаккорда. Голосоведение в данном обороте точное и всегда одинаковое, а именно: все голоса идут на полутон вверх, и только V ступень лада (общий тон) остается на месте.


        Для быстрого и точного определения оборотов со вспомогательным септаккордом к доминанте необходимо услышать структуру аккорда (уменьшенный септаккорд), тип голосоведения и вид доминантовой гармонии (септаккорд или его обращение), в который разрешается вспомогательный к доминанте. При этом следует помнить, что во всех случаях бас идет на полутон вверх и только при разрешении уменьшенного в основной вид доминантсептаккорда бас остается на месте (V ступень лада, то есть общий тон аккордов).
№ п/п № в раз-
деле
тональность прослушать нотный текст комментарии
72-77 1-6     Некоторые последовательности (по выбору) повторить на фортепиано, сохраняя расположение аккордов.
78 7 Фа мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
Спеть гармонические обороты с вспомогательным септаккордом к доминанте, сохраняя расположение голосов в аккордах.
79 8 Фа мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
Определить количество гармонических оборотов с вспомогательным к доминанте после первого прослушивания примера, затем, после повторных проигрываний, выполнить детальный анализ. Отметить мелодический устой в начальном четырехтакте. Обратить внимание на кульминационный аккорд и гармонические средства подготовки кульминации. Повторить, сохраняя расположение аккордов, седьмой и восьмой такты примера, включая затакт.
80 9 ля минор
Для прослушивания необходим Flash Player
Анализируя пример, отмечать возникающие в гармонических оборотах ладовые оттенки. Найти фригийские ходы в мелодии и басовом голосе, определить их временнoе соотношение и принцип гармонизации.
81 10 Соль мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
Определить особенности строения периода. Подчеркнуть характерность гармонических оборотов, которыми начинаются предложения периода.
82 11 Ре мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
Выделить сходные мелодические построения и сравнить варианты их гармонизации. Детально проанализировать гармонической содержание кульминационной области, включая подход к кульминации.
83 12 Ми-бемоль мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
Определить масштабно-тематическую структуру периода в целом. Оборот с проходящей гармонией на выдержанном басу (первый такт) спеть или сыграть, сохраняя расположение голосов.
84 13 Ми мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
Подчеркнуть гармоническое своеобразие серединной каденции периода. Спеть, называя звуки, фрагменты мелодии во втором и двух заключительных тактах. Прочесть по вертикали соответствующие этим мелодическим построениям гармонии.
85 14 до минор
Для прослушивания необходим Flash Player
Спеть по памяти мелодию начального четырехтакта, называя звуки, затем повторить это построение на фортепиано, сохраняя расположение аккордов и мелодию. Назвать тональность, оттенок которой возникает, благодаря сочетанию гармоний в предпоследнем такте примера.
86 15 Ми-бемоль мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
Отметить преобладающую структуру неустойчивых гармоний первого предложения и точно проанализировать каждую из них.
87 16 Ля мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
Определять количество голосов в звучащих аккордах одновременно с исполнением примера на фортепиано.
88 17 ре минор
Для прослушивания необходим Flash Player
Найти фригийские ходы в мелодии и в басу и проанализировать варианты их гармонизации.
89 18 Ля мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
Обратить внимание на особенности фактуры. Подчеркнуть преобладающее значение гармоний, звучащих на самых легких долях тактов.
90 19 Ре мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
Охарактеризовать особенности фактуры. Выделить гармонический оборот, который характеризуется ненормативностью голосоведения (параллелизм квинт и октав). Назвать мелодико-гармонические и фактурные особенности построения, имеющего заключительную функцию.
91 20 си минор
Для прослушивания необходим Flash Player
Определить форму целого и масштабно-тематическую структуру отдельных построений. Рекомендуется проанализировать данный пример обобщенно, затем, после дополнительных проигрываний, – детально. Указать количество реально звучащих голосов в диатонической секвенции. Повторить начальный четырехтакт на фортепиано, сохраняя расположение аккордов и мелодию.
92 21 ре минор
Для прослушивания необходим Flash Player
Определить мелодический устой, постоянно возникающий в процессе развития музыкального материала. Проанализировать данное музыкальное построение сначала в общем плане, затем определить гармонии детально одновременно с исполнением примера на фортепиано.
93 22 Фа мажор
Для прослушивания необходим Flash Player
Определить музыкальную форму, гармонические особенности каждого построения в общем плане. Затем, после дополнительных проигрываний (или одновременно с исполнением примера на фортепиано) назвать гармонии детально.
далее…


© 2001-2017, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования