«Всеобщая история»
ТУМАСОВА О.М.
Что изучает история Календарные системы Первобытное общество Древний Восток |
Древняя Греция Древний Рим Средние века |
Вопросы:
- Что изучает история как наука? Наше отношение к истории.
- Что изучают: а) палеография;
б) генеалогия;
в) историография - Объясните высказывание немецкого философа Гегеля: «История учит лишь тому, что ничему не учит».
- Назвать периоды и хронологические рамки всеобщей истории.
- Что изучают: а) геральдика
б) хронология
- Объясните высказывание философа Д.Сантаяны: «Тот, кто забывает об истории, обречен на ее повторение».
- Перечислить отрасли истории и специальные исторические науки. Что они изучают?
- Что изучают: а) этнография
б) фалеристика
в) нумизматика - Объясните высказывание русского историка В.О.Ключевского: «История - это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого».
- Перечислить вспомогательные исторические дисциплины. Что они изучают?
- Что изучают: а) история
б) археология
в) источниковедение - Объясните высказывание Цицерона: «История - это свидетель эпох, луч правды, жизнь памяти, посланница минувшего».
Тест
- Каким является современный международный календарь:
- а) лунным
- б) лунно-солнечным
- в) солнечным
- Привести примеры религиозных эр:
- а) эра Нерона
- б) эра от Рождества Христова
- в) хиджра
- г) буддистская эра
- д) эра от основания Рима
- е) мусульманская эра
- ж) эра Кали
- з) эра Диоклетиана
- и) эра Августа
- к) олимпийская эра
- Привести примеры политических эр:
- а) эра от сотворения мира
- б) эра Диоклетиана
- в) хиджра
- г) эра Кали
- д) исламская эра
- е) эра от основания Рима
- ж) олимпийская эра
- з) эра Селевкидов
- и) хиджра
- к) эра Нерона
- При каком правителе Рима появился юлианский календарь?
- а) Нероне
- б) Диоклетиане
- в) Августе
- г) Цезаре
- д) Созигене
- е) Тертуллиане
- Какая календарная система стала использоваться в России после реформы Петра Первого и с 1 января 1700 года:
- а) юлианский календарь
- б) григорианский календарь
- в) византийская эра
- г) эра от Рождества Христова
- д) эра от сотворения мира
- Отметить особенности древнеегипетского солнечного календаря:
- а) в году - 360 дней
- б) в году - 365 дней
- в) в месяцах - по 30 суток
- г) в месяцах - по 29 или 31 суток
- д) дополнительные дни прибавляются в конце года
- е) дополнительный день - в феврале
- ж) Новый год - 1 января
- з) Новый год смещается по сезонам
- Отметить главные особенности юлианского календаря:
- а) в году - 360 суток
- б) начало года - 1 марта
- в) в месяцах - 29 или 31 день
- г) в году - 365 суток
- д) начало года - 1 января
- е) в месяцах - 30 или 31 день
- ж) дополнительный день - 24 февраля
- з) дополнительный день прибавляется в конце года
- и) названия месяцев связаны с именами богов, императоров, порядковыми номерами, природными явлениями
Вопросы
- Каким является современный международный календарь - лунным, солнечным или лунно-солнечным?
- Откуда пошло название «календарь»?
- Какие месяцы римского календаря получили названия по именам реально существовавших лиц?
- Почему Юлий Цезарь решил провести реформу календарной системы?
- Восточный календарь.
- Десятикратная и двенадцатикратная системы восточного календаря.
- Как в русской календарной системе называлась полная смена сезонов?
- Когда начинался год на Руси:
- - в гражданской практике
- - в церковной практике
- - после реформы Петра I
Тест
Какие из приведенных признаков относятся к
человеку разумному:
- соседские общины
- топоры, ножи
- первобытное стадо
- жесты, звуки
- племена
- мотыга, плуг
- земледелие
- язык, речь
- собирательство
- ремесла
- родовая община
- рубило, палка-копалка
- присваивающее хозяйство
- мышление
- гарпун, копье
- производящее хозяйство
- загонная охота
- скотоводство
- ювелирные изделия
- изделия из меди
Какие из приведенных признаков относятся к
человеку умелому:
- племена
- мотыга, плуг
- каменное рубило, палка-копалка
- соседская община
- язык, речь
- присваивающее хозяйство
- загонная охота
- земледелие
- родовая община
- первобытное стадо
- ремесла
- производящее хозяйство
- лук, стрелы
- плужное земледелие
- собирательство
- изделия из меди
- ткацкое ремесло
- рыболовство
СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА»
- НАЗВАТЬ СТОЛИЦУ ЕГИПТА В ПЕРИОД РАННЕГО И ДРЕВНЕГО ЦАРСТВ:
а) Каир
б) Ахетатон
в) Фивы
г) Мемфисд) Хараппа
е) Александрия
ж) Вавилон
з) Гелиополь - В КАКОЙ ПЕРИОД НАЧАЛОСЬ СТРОИТЕЛЬСТВО ПИРАМИД:
а) древнее царство
б) новое царство
в) среднее царство
г) позднее царство
д) раннее царство - КАКИЕ ТЕРРИТОРИИ ВХОДИЛИ В СОСТАВ ЕГИПТА ПРИ ФАРАОНЕ ТУТМОСЕ III:
а) Палестина
б) Галлия
в) Вавилон
г) Нубия
д) Сирия
е) Индияж) Синайский полуостров
з) Хеттское царство
и) Ассирия
к) Македония
л) верховья Евфрата
м) Урарту - КАКОВЫ ПРИЧИНЫ СМУТЫ И РАСПАДА СТРАНЫ В КОНЦЕ ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА:
а) строительство пирамид
б) нашествие персов
в) упадок экономики
г) расцвет культуры
д) присоединение новых территорий
е) религиозная реформа
ж) ослабление царской власти
з) усиление царской власти - КЕМ БЫЛ ЗАХВАЧЕН ЕГИПЕТ ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ СРЕДНЕГО ЦАРСТВА:
а) хеттами
б) гиксосами
в) персами
г) македонцами
д) римлянами - ПРИ КАКОМ ФАРАОНЕ В ЕГИПТЕ БЫЛА ПРОВЕДЕНА РЕЛИГИОЗНАЯ РЕФОРМА:
а) Тутанхамон
б) Эхнатон
в) Микерин
г) Хатшепсут
д) Рамзес III - КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ РЕФОРМЫ ПЕРИОДА НОВОГО ЦАРСТВА:
а) переход от политеизма к монотеизму
б) переход от монотеизма к политеизму
в) введение культа бога Атона
г) фараон - главный жрец бога Атона
д) перенос столицы из Мемфиса в Фивы
е) уничтожение изображений старых богов
ж) перенос столицы из Фив в Ахетатон
з) поддержка жрецами политики фараона
и) переход от многобожия к единобожию
к) необходимость объединения Египта перед нашествием персов
л) борьба фараона со жрецами за политическое господство в стране
м) замена изображений старых богов
Вариант 2
- В КАКОЙ ПЕРИОД НАЧАЛОСЬ СТРОИТЕЛЬСТВО ПИРАМИД:
а) cреднее царство
б) позднее царство
в) раннее царствог) новое царство
д) древнее царство - НАЗВАТЬ СТОЛИЦУ ЕГИПТА В ПЕРИОДЫ РАННЕГО И ДРЕВНЕГО ЦАРСТВ:
а) Александрия
б) Ахетатон
в) Мемфис
г) Фивыд) Гелиополь
е) Вавилон
ж) Каир
з) Хараппа - КАКОВЫ ПРИЧИНЫ СМУТЫ И РАСПАДА СТРАНЫ В КОНЦЕ ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА:
а) расцвет культуры
б) расцвет экономики
в) упадок экономики
г) строительство пирамидд) ослабление царской власти
е) религиозная реформа
ж) нашествие гиксосов
з) присоединение новых территорий - КАКИЕ ТЕРРИТОРИИ ВХОДИЛИ В СОСТАВ ЕГИПТА ПРИ ФАРАОНЕ ТУТМОСЕ III:
а) Вавилон
б) Урарту
в) Палестина
г) Нубия
д) Хеттское царство
е) Синайский полуостровж) Македония
з) верховья Евфрата
и) Индия
к) Сирия
л) Галлия
м) Персия - КЕМ БЫЛ ЗАХВАЧЕН ЕГИПЕТ ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ СРЕДНЕГО ЦАРСТВА:
а) бедуинами
б) гиксосами
в) македонцами
г) ассирийцами - ПРИ КАКОМ ФАРАОНЕ В ЕГИПТЕ БЫЛА ПРОВЕДЕНА РЕЛИГИОЗНАЯ РЕФОРМА:
а) Хатшепсут
б) Хеопс
в) Тутанхамон
г) Рамзес IIIд) Аменхотеп IV е) Хефрен ж) Микерин з) Тутмос III - КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ РЕФОРМЫ ПЕРИОДА НОВОГО ЦАРСТВА:
а) борьба фараона со жрецами за политическое господство в стране
б) введение культа бога Атона
в) поддержка жрецами политики фараона
г) переход от политеизма к монотеизму
д) необходимость объединения Египта перед нашествием персов
е) перенос столицы из Фив а Ахетатон
ж) уничтожение изображений старых богов
з) введение культа бога Амона
и) переход от монотеизма к политеизму
к) борьба фараона с верховными жрецами бога Амона
л) конфискация владений фиванских храмов, посвященных богу Атону
м) фараон Эхнатон - главный жрец бога Атона
Вариант 3
- КАКОЙ ГОРОД БЫЛ СТОЛИЦЕЙ ЕГИПТА В ПЕРИОД РАННЕГО И ДРЕВНЕГО ЦАРСТВ:
а) Вавилон
б) Каир
в) Ахетатонг) Мемфис
д) Фивы
е) Афины - В КАКОЙ ПЕРИОД НАЧАЛОСЬ СТРОИТЕЛЬСТВО ПИРАМИД:
а) древнее царство
б) среднее царство
в) новое царство
г) раннее царство
д) позднее царство - КАКОВЫ ПРИЧИНЫ СМУТЫ И РАСПАДА СТРАНЫ В КОНЦЕ ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА:
а) присоединение новых территорий
б) расцвет культуры
в) нашествие римлян
г) строительство пирамид
д) упадок экономики
е) недовольство народа и жрецов политикой фараонов
ж) религиозная реформа - КЕМ БЫЛ ЗАХВАЧЕН ЕГИПЕТ ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ СРЕДНЕГО ЦАРСТВА:
а) бедуинами
б) гиксосами
в) римлянами
г) македонцами
д) хеттами - КАКИЕ ТЕРРИТОРИИ ВХОДИЛИ В СОСТАВ ЕГИПТА ПРИ ФАРАОНЕ ТУТМОСЕ III:
а) Синайский полуостров
б) Нубия
в) Сирия
г) верховья Евфрата
д) Хеттское царствое) Вавилонское царство
ж) Македония
з) Греция
и) Урарту
к) Персия - ПРИ КАКОМ ФАРАОНЕ В ЕГИПТЕ БЫЛА ПРОВЕДЕНА РЕЛИГИОЗНАЯ РЕФОРМА:
а) Хатшепсут
б) Хеопс
в) Аменхотеп IV
г) Тутмос III
д) Рамзес III - КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ РЕФОРМЫ ПЕРИОДА НОВОГО ЦАРСТВА:
а) перенос столицы из Фив в Ахетатон
б) конфискация владения фиванских храмов бога Амона
в) поддержка жрецами политики фараона
г) замена изображений старых богов
д) переход от политеизма к монотеизму
е) переход от монотеизма к политеизму
ж) введение культа бога Атона
з) смена имени фараоном
и) борьба фараона со жрецами за политическое господство в стране
к) необходимость объединения Египта перед нашествием персов
л) перенос столицы из Мемфиса в Фивы
м) фараон - главный жрец бога Атона
Вариант 4
- КАКОЙ ГОРОД БЫЛ СТОЛИЦЕЙ ЕГИПТА В ПЕРИОД РАННЕГО И ДРЕВНЕГО ЦАРСТВ:
а) Гелиополь
б) Фивы
в) Мемфис
г) Ахетатон - В КАКОЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА НАЧАЛОСЬ СТРОИТЕЛЬСТВО ПИРАМИД:
а) новое царство
б) среднее царство
в) раннее царство
г) древнее царство
д) позднее царство - КАКОВЫ ПРИЧИНЫ СМУТЫ И РАСПАДА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА В КОНЦЕ ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА:
а) религиозная реформа
б) нашествие гиксосов
в) строительство пирамид
г) упадок экономики - КЕМ БЫЛ ЗАХВАЧЕН ЕГИПЕТ ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ СРЕДНЕГО ЦАРСТВА:
а) ассирийцами
б) персами
в) гиксосами
г) бедуинами
д) македонцами - КАКИЕ ТЕРРИТОРИИ ВХОДИЛИ В СОСТАВ ЕГИПТА ПРИ ФАРАОНЕ ТУТМОСЕ III:
а) Палестина
б) Урарту
в) верховья Ефрата
г) Хеттское царство
д) Нубия
е) Синайский полуостров
ж) Сирия - ПРИ КАКОМ ФАРАОНЕ В ЕГИПТЕ БЫЛА ПРОВЕДЕНА РЕЛИГИОЗНАЯ РЕФОРМА:
а) Рамзесе III
б) Хефрене
в) Аменхотепе IV
г) Хатшепсут
д) Тутмосе III - КАКИЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОЙ РЕФОРМЫ, ПРОВЕДЕННОЙ В ПЕРИОД НОВОГО ЦАРСТВА В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ:
а) переход от монотеизма к политеизму
б) введение культа бога Атона
в) борьба фараона с жрецами за политическое господство в стране
г) борьба фараона с жрецами бога Амона
е) поддержка жрецами политики фараона
ж) необходимость объединения Египта перед нашествием персов
з) фараон становился верховным жрецом бога Атона
и) фараон становился верховным жрецом бога Амона
Вариант 5
- КАКОЙ ГОРОД БЫЛ СТОЛИЦЕЙ ЕГИПТА В ПЕРИОД РАННЕГО И ДРЕВНЕГО ЦАРСТВ:
а) Гелиополь
б) Фивы
в) Мемфис
г) Ахетатон - В КАКОЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА НАЧАЛОСЬ СТРОИТЕЛЬСТВО ПИРАМИД:
а) Новое царство
б) Среднее царство
в) Раннее царство
г) Древнее царство
д) Позднее царство - КАКОВЫ ПРИЧИНЫ СМУТЫ И РАСПАДА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА В КОНЦЕ ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА:
а) религиозная реформа
б) нашествие гиксосов
в) строительство пирамид
г) упадок экономики - КЕМ БЫЛ ЗАХВАЧЕН ЕГИПЕТ ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ СРЕДНЕГО ЦАРСТВА:
а) ассирийцами
б) персами
в) гиксосами
г) бедуинами
д) македонцами - КАКИЕ ТЕРРИТОРИИ ВХОДИЛИ В СОСТАВ ЕГИПТА ПРИ ФАРАОНЕ ТУТМОСЕ III:
а) Палестина
б) Урарту
в) верховья Ефрата
г) Хеттское царство
д) Нубия
е) Синайский полуостров
ж) Сирия - ПРИ КАКОМ ФАРАОНЕ В ЕГИПТЕ БЫЛА ПРОВЕДЕНА РЕЛИГИОЗНАЯ РЕФОРМА:
а) Рамзесе III
б) Хефрене
в) Аменхотепе IV
г) Хатшепсут
д) Тутмосе III - КАКИЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОЙ РЕФОРМЫ, ПРОВЕДЕННОЙ В ПЕРИОД НОВОГО ЦАРСТВА В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ:
а) переход от монотеизма к политеизму
б) введение культа бога Атона
в) борьба фараона с жрецами за политическое господство в стране
г) борьба фараона с жрецами бога Амона
е) поддержка жрецами политики фараона
ж) необходимость объединения Египта перед нашествием персов
з) фараон становился верховным жрецом бога Атона
и) фараон становился верховным жрецом бога Амона
ЭКОНОМИКА СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
2. Строили бетонные дороги
3. Строили дороги
4. Строили зиккураты
5. Изобрели компас
6. Изобрели фаянс
7. Изделия из стекла
8. Изделия из алебастра
9. Изделия из золота
10. Выращивали лошадей
11. Использовали лошадей в военном деле
12. Использовали лошадей в сельском хозяйстве
13. Выращивали пшеницу
14. Выращивали рис
15. Выращивали картофель
16. Выращивали тутовое дерево
17. Орудия труда из металла
18. Орудия труда из глины
19. Хаотичная планировка городов
20. Ирригационное земледелие
21. Плужное земледелие
22. Мотыжное земледелие
23. Строили жилища из камня
24. Строили жилища из тростника и глины
25. Изделия из глины
26. Изделия из бумаги
27. Терракотовые изделия
28. Краснофигурная керамика
29. Изделия глиптики
30. Выращивали крупный и мелкий рогатый скот
31. Мерило ценности - изделия из золота
ЭКОНОМИКА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И ДРЕВНЕГО МЕЖДУРЕЧЬЯ
2. Строили пирамиды
3. Плужное земледелие
4. Строили речные суда
5. Выращивали зерновые культуры
6. Изобрели фарфор
7. Приручили слонов, использовали их в хозяйстве
8. Разводили крупный рогатый скот
9. Изобрели порох
10. Использовали лошадей в сельском хозяйстве
11. Орудия труда - из металла
12. Орудия труда - из глины
13. Завезли из Азии яблони
14. Изготавливали ювелирные изделия
15. Изготавливали изделия из смальты
16. Строили жилища из кирпича - сырца
17. Строили зиккураты
18. Строили пирамиды
19. Использовали в военном деле колесницы
20. Строили жилища из тростника и глины
21. Изобрели фаянс
22. Изобрели шелк
23. Строили каналы для орошения и осушения полей
24. Мотыжное земледелие
25. Выращивали тутовое дерево
26. Изобрели колесный транспорт
27. Выращивали пшеницу, финиковые пальмы, овощи
28. Строили акведуки
29. Изготавливали керамику
30. Строили храмы
ОТМЕТИТЬ ПРИМЕРЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ЭКОНОМИКЕ ДРЕВНЕГО МЕЖДУРЕЧЬЯ
2. Выращивали финиковые пальмы
3. Изобрели фаянс
4. Изобрели колесный транспорт
5. Изделия из тростника, глины
6. Строили здания из кирпича-сырца
7. Рытье каналов для орошения и осушения земель
8. Строили пирамиды
9. Выращивали полбу
10. Приручили слонов
11. Строили зиккураты
12. Изобрели посох, компас, фарфор
13. Произведения глиптики
ОТМЕТИТЬ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ЭКОНОМИКИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
2. Выращивали хлопчатник, рис
3. Плужное земледелие
4. Разводили кур
5. Выращивали финиковые пальмы, виноград
6. Разводили крупный рогатый скот
7. Строили пирамиды
8. Изобрели фарфор
9. Изобрели фаянс
10. Строили пирамиды
11. Изготавливали шелковые ткани
12. Ирригационное земледелие
13. Строили здания из кирпича-сырца
ОТМЕТИТЬ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ЭКОНОМИКИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ:
2. Выращивали полбу, пшеницу
3. Изобрели фарфор, компас, бумагу
4. Изобрели колесный транспорт
5. Занимались ирригационным земледелием
6. Изготавливали глиняные орудия труда
7. Занимались плужным земледелием
8. Было развито овцеводство
9. Изготавливали глиняные орудия труда
10. Занимались мотыжным земледелием
11. Изобрели фаянс
12. Выращивали финиковые пальмы
13.Изготавливали шелковые изделия
Вопросы для повторения:
- Почему фараоны Раннего царства не строили пирамиды, фараоны Древнего царства начали их строить, а в Поздний период их вновь перестали строить?
- Почему реформа фараона Эхнатона вскоре после его смерти была отменена, не оставив заметных следов? Представители каких социальных слоев в Египте поддерживали реформу, а кто был против нее?
- Какие товары купцы ввозили в Египет, а какие вывозили из него?
- Почему сохранилось такое количество египетских надписей, хотя грамотных египтян было немного? Где сохранились эти надписи?
- С какой целью строились пирамиды в Египте и зиккураты в Междуречье?
- Почему Египетские пирамиды хорошо сохранились до наших дней, а от зиккуратов Междуречья остались небольшие холмы?
- Какие причины могли вызвать упадок древнеиндийской цивилизации во II тыс. до Р.Х.?
- Как могла сложиться система каст (варн) в Древней индии? Когда это могло произойти - в III, II, или I тысячелетии до Р.Х.?
- Какие хозяйственные достижения древних индийцев распространились в Средиземноморье вследствие походов Александра Македонского?
- Какие научные открытия и изобретения были впервые сделаны древними индийцами?
- почему культурные растения и домашние животные в Китае были менее разнообразны, чем в Древнем Египте или Междуречье?
- Верно ли, что китайская цивилизация в древности развивалась медленнее, чем цивилизация Древнего Египта или Междуречья? Почему?
- Какие известные изобретения и научные открытия были впервые сделаны в Древнем Китае?
- Известно, что компас появился в Древнем Китае задолго до начала дальних морских плаваний. Для каких целей он был создан?
- Кто мог лучше знать строение человеческого тела и его внутренних органов - вавилонские или египетские врачи? С чем это связано?
При составлении вопросов для повторения использовались пособия: Годер Г. Задания и задачи по истории древнего мира. М., 1996 и Смирнов С. Задачник по истории древнего мира. М., 1994.
развитие стран Древнего Востока» (ответы отмечаются "+"):
№ п/п | Вопросы для сравнения | Египет | Междуречье | Индия | Китай |
1 | Строили здания из кирпича-сырца | ||||
2 | Изготавливали керамику | ||||
3 | Строили пирамиды | ||||
4 | Строили зиккураты | ||||
5 | Изобрели колесный транспорт | ||||
6 | Делали глиняные орудия труда | ||||
7 | Делали железные орудия труда | ||||
8 | Выращивали просо, пшеницу | ||||
9 | Выращивали финиковые пальмы | ||||
10 | Выращивали лес | ||||
11 | Выращивали яблони | ||||
12 | Выращивали гаолян | ||||
13 | Выращивали овощи | ||||
14 | Земледелие было ирригационным | ||||
15 | Было мотыжное земледелие | ||||
16 | Было плужное земледелие | ||||
17 | Использовали колесный транспорт | ||||
18 | Выращивали крупный и мелкий рогатый скот | ||||
19 | Было развито овцеводство | ||||
20 | Было развито птицеводство | ||||
21 | Изобрели шелк | ||||
22 | Приручили и использовали в хозяйстве слонов | ||||
23 | Изобрели компас | ||||
24 | Изобрели фарфор | ||||
25 | Изготавливали изделия из слоновой кости | ||||
26 | Изобрели фаянс | ||||
27 | Изготавливали изделия из алебастра | ||||
28 | Делали ювелирные украшения | ||||
29 | Делали изделия из стекла | ||||
30 | Мерило стоимости – раковины каури | ||||
31 | Делали изделия из смальты |
Тесты
Вариант 1
1. Какой период истории называют «античным»:
б) историю древнего мира
в) историю Древнего Востока
г) историю Древней Греции и Древнего Рима
2. Какие сельскохозяйственные культуры выращивали древние греки:
а) виноград б) картофель в) кукуруза г) пшеница д) табак е) полба |
ж) рис з) тутовое дерево и) оливковое дерево к) полба л) рожь м) ячмень |
3. Что использовали в сельском хозяйстве древние греки:
б) лошадей для вспашки земли
в) вилы, серпы, бороны
г) плуг
д) глиняные орудия труда
е) механические приспособления для обработки земли
ж) волов и мулов для вспашки земли
з) приемы агротехники
4. Какие ремесла были развиты в Древней Греции:
б) ткацкое ремесло
в) выплавка стекла
г) чеканка монет
д) изготовление фаянса
е) строительство зданий из камня
ж) шелкоткачество
з) изготовление бумаги
и) строительство акведуков
к) изготовление орудий труда из камня
л) стеклодувное ремесло
м) строительство амфитеатров
5. Какие из названных произведений художественных ремесел были созданы в Древней Греции:
а) Пантеон б) Парфенон в) Колизей г) зиккурат д) пирамида Хеопса е) статуя Давида |
ж) статуя Афины з) статуя Зевса Олимпийского и) Колосс Родосский к) Лувр л) Собор св. Марка м) Покровский собор |
6. Отметить особенности древнегреческого ремесла:
б) выплавка металла
в) изготовление изделий из дутого стекла
г) строительство водостоков
д) строительство амфитеатров
е) использование бетона в строительстве
ж) ткацкое ремесло с использованием шелка
з) культовое значение дорог
и) гражданское значение дорог
к) регулярная планировка городов
л) рельефная обработка металлических изделий
м) строительство акведуков
н) изготовление краснофигурной керамики
о) изготовление чернофигурной керамики
Вариант 2
1. Какой период истории называют «античным»:
б) историю древнего мира
в) историю Древней Греции и Древнего Рима
г) историю эпохи Возрождения
д) историю нового времени
2. Что использовали в сельском хозяйстве древние греки:
б) механические приспособления для обработки земли
в) лошадей для вспашки земли
г) вилы, серпы, бороны
д) волов и мулов для вспашки земли
е) приемы агротехники
ж) плуг
з) глиняные орудия труда
3. Какие сельскохозяйственные культуры выращивали древние греки:
а) виноград б) пшеница в) папирус г) помидоры д) полба е) томаты |
ж) картофель з) табак и) рис к) тутовое дерево л) оливковые деревья м) ячмень |
4. Какие ремесла были развиты в Древней Греции:
б) изготовление изделий из литого стекла
в) шелкоткачество
г) изготовление терракотовых изделий
д) стеклодувное ремесло
е) изготовление изделий из слоновой кости
ж) строительство акведуков
з) изготовление бумаги
и) ткацкое ремесло
к) чеканка монет
л) изготовление керамики
5. Какие из названных произведений художественных ремесел были созданы в Древней Греции:
а) пирамида Хефрена б) Пантеон в) Парфенон г) Колосс Родосский д) пирамида Хеопса е) Колизей |
ж) термы Диоклетиана з) зиккурат и) Александрийский маяк к) статуя Афины л) статуя Зевса Олимпийского м) храм святого Петра |
6. Отметить особенности древнегреческого ремесла:
б) изготовление изделий из разноцветного стекла
в) выплавка стали
г) культовое значение дорог
д) чеканка монет из электрона, серебра
е) изготовление чернофигурной керамики
ж) изготовление изделий в хрисэлефантинской технике
з) изготовление изделий из дутого стекла
и) строительство зданий из камня без раствора
к) рельефная обработка металлических изделий
л) строительство зданий из бетона
м) строительство дорог для военных целей
н) хаотичная планировка городов
о) регулярная планировка городов
Тесты
Вариант 1
1. Что использовали древние римляне в сельском хозяйстве:
б) жнейки
в) волов для вспашки земли
г) лошадей для вспашки земли
д) 2-х или 3-х кратную вспашку земли
ж) железные орудия труда
з) глубокую вспашку полей
и) удобрение полей
к) агротехнические приемы
2. Какие сельскохозяйственные культуры выращивали древние римляне:
б) пшеница
в) рис
г) полба
д) томаты
е) яблоки
ж) груши
з) оливковые деревья
и) кукуруза
к) ячмень
л) виноград
м) тутовое дерево
н) картофель
о) табак
3. Отметить ремесла, появившиеся в Древнем Риме:
б) стеклодувное
в) добыча полезных ископаемых
г) строительство каменных дорог
д) строительство амфитеатров)как отдельно стоящего здания
е) монетное дело
ж) изготовление фаянсовых изделий
з) изготовление ювелирных украшений
и) шелкоткачество
к) строительство амфитеатров на склонах холмов
л) строительство инсул и катакомб
4. Какие из названных произведений художественных ремесел были созданы в Древнем Риме:
б) термы Каракаллы
в) Пантеон
г) Парфенон
д) Аппиева дорога
е) зиккурет
ж) статуя Зевса Олимпийского
з) амфитеатр Флавиев
и) Колосс Родосский
к) храм Артемиды
л) храм Юпитера
м) форум Траяна
5. Отметить особенности древнеримского ремесла:
б) строительство многоэтажных жилых домов
в) чеканка монет
г) строительство бетонных дорог
д) гражданское значение строительства
е) изготовление фарфоровых изделий
ж) изготовление оружия и доспехов
з) изготовление художественных стеклянных изделий
и) изготовление терракоты
к) изготовление чернофигурной керамики
6. Назвать источники рабства Древней Греции и Древнего Рима:
б) военнопленные
в) купленные у работорговцев
г) кабальное рабство
д) отдача семьи в рабство за невыплаченные проценты по долгу
е) наказание за правонарушения
Вариант 2
1. Какие сельскохозяйственные культуры выращивали древние римляне:
а) картофель б) рис в) тутовое дерево г) оливковое дерево д) томаты е) табак ж) сахарный тростник |
з) ячмень и) пшеница к) полба л) яблони м) груши н) хлопок о) папирус |
2. Что использовали древние римляне в сельском хозяйстве:
б) лошадей для вспашки земли
в) глиняные орудия труда
г) жнейки
д) двух- и трехкратную вспашку
е) глубокую вспашку полей
ж) агротехнические приемы
з) удобрение полей
и) волов для вспашки земли
к) механические приспособления для вспашки земель
3. Какие из названных произведений художественных ремесел были созданы в Древнем Риме:
а) Аппиева дорога б) форум Траяна в) Александрийский маяк г) Елисейские поля д) Колосс Родосский е) Покровский собор |
ж) Кремль з) храм Юпитера и) храм Зевса к) амфитеатр Флавия л) Пантеон м) Парфенон |
4. Отметить ремесла, появившиеся в Древнем Риме:
б) изготовление керамики
в) бумагоделательное ремесло
г) шелкоткачество
д) строительство амфитеатров
е) строительство бетонных дорог
ж) стеклодувное ремесло
з) строительство акведуков
и) строительство инсул
к) добыча асфальта
л) строительство храмов
5. Назвать источники рабства Древнего Рима:
б) долговое рабство
в) кабальное рабство
г) отдача семьи в рабство за невыплаченные проценты по долгу
д) наказания за правонарушения
е) купленные у работорговцев
6. Отметить особенности древнеримского ремесла:
б) изготовление фарфора
в) изготовление керамики
г) изготовление краснофигурной керамики
д) культовое значение строительства
е) строительство катакомб
ж) строительство храмов
з) использование бетона в строительстве
и) добыча полезных ископаемых
к) ткацкое ремесло
ПЕРИОДА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ»
Тесты
Вариант №1
1. КАК ХАРАКТЕРИЗОВАЛИ ИСТОРИКИ XVII-XVIII ВЕКОВ ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
б) период глубокого культурного упадка
в) период наивысшего развития европейской культуры и экономики
2. КАКИЕ ФОРМЫ ЗАВИСИМОСТИ КРЕСТЬЯН ОТ ФЕОДАЛОВ БЫЛИ В ПЕРИОД СРЕДНИХ ВЕКОВ:
б) крепостное право
в) внеэкономическое принуждение
г) личная зависимость
3. ЧТО ТАКОЕ ФЕОД:
б) наследственная земельная собственность
в) форма аренды земли крестьянами у феодалов
г) форма аренды земли феодалами
4. КАКИЕ ФОРМЫ ФЕОДАЛЬНОЙ РЕНТЫ ПРЕОБЛАДАЛИ В ПЕРИОД ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
б) денежный оброк
в) натуральный оброк
5. КАКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ К КАТЕГОРИИ ВАССАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ:
б) обязательства только вассала в отношении своего сеньора
в) выполнение вассальных обязательств по отношению к сеньору своего сеньора
г) военная служба
д) подчинение решению королевского суда
е) денежная помощь сеньору со стороны вассала в определенных случаях
ж) подчинение решению суда равных
з) денежная помощь вассалу со стороны сеньора
и) защита сеньором своего вассала от других феодалов
6. КАКИЕ СЛОИ НАСЕЛЕНИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА СОСТАВЛЯЛИ ФЕОДАЛЬНУЮ ИЕРАРХИЮ (ФЕОДАЛЬНУЮ ЛЕСТНИЦУ):
б) зависимые крестьяне
в) бороны
г) герцоги
д) рабы
е) бюргеры
ж) свободные крестьяне
з) ремесленники
и) епископы
к) пролетариат
л) рыцари
м) буржуазия
н) аббаты монастырей
о) графы
7. ЧТО ТАКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ЦЕХ:
б) часть мануфактуры
в) объединение ремесленников одной специальности в данном городе
г) фабричный цех
8. КАКОВЫ ГЛАВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ БОРЬБЫ ГОРОДОВ В «КОММУНАЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ»:
б) феодальное закрепощение горожан
в) создание городского совета во главе с мэром
г) личное освобождение горожан от крепостной зависимости
9. ОТМЕТИТЬ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ МАНУФАКТУР:
б) разделение труда
в) ручной труд
г) объединение ремесленников одной специальности
д) объединение ремесленников разных специальностей
10. ОТМЕТИТЬ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ФЕОДАЛИЗМА:
б) наличие рабов
в) вассальная зависимость
г) феод - собственность крестьянина
д) экономическое принуждение крестьян
е) крестьянин - собственник земли
ж) наличие крепостного права
з) натуральная форма ренты
и) феод - собственность феодала
к) личная зависимость крестьян от феодала
11. ОТМЕТИТЬ РЕМЕСЛЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ, КОТОРЫЕ ИЗГОТАВЛИВАЛИ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ РЕМЕСЛЕННИКИ:
б) майолика
в) кружева
г) филигрань
д) башенные часы
е) стеклянные кружева
ж) ткацкий станок
з) фарфор
и) печные изразцы
к) дирижабли
л) оптическое стекло
м) самоходные суда
12. ОТМЕТИТЬ ИЗОБРЕТЕНИЯ, СДЕЛАННЫЕ В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
б) аркебузы
в) бумага
г) мыло
д) компас
е) фаянс
ж) акведуки
з) терракотовые изделия
и) донжоны
к) изделия из дутого стекла
л) пергамен
м) домкрат
н) шахматы
о) шелковые изделия
Вариант №2
1. КАКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ БЫЛА У КРЕСТЬЯН ОТ ФЕОДАЛОВ В СРЕДНИЕ ВЕКА:
б) личная зависимость
в) крепостное право
г) зависимости не было
д) внеэкономическое принуждение
2. КАК ИСТОРИКИ XVII -XVIII ВЕКОВ ХАРАКТЕРИЗОВАЛИ ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
б) не выделяли такой период
в) период расцвета экономики и культуры
г) объединяли с периодом античности
3. ЧТО ТАКОЕ ФЕОД:
а) средства производства
б) земельная собственность крестьянина
в) земельная собственность феодала без прав передачи по наследству
г) наследственная земельная собственность
4. КАКАЯ ФОРМА ФЕОДАЛЬНОЙ РЕНТЫ ПРЕОБЛАДАЛА В ПОЗДНИЙ ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
б) денежный оброк
в) продуктовая
г) натуральный оброк
5. КАКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ К КАТЕГОРИИ ВАССАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ:
б) выполнение вассальных обязательств по отношению к сеньору своего сеньора
в) обязательства только вассала в отношении своего сеньора
г) клятва взаимной верности
д) защита сеньором своего вассала от других феодалов
е) денежная помощь вассалу со стороны сеньора
ж) денежная помощь сеньору со стороны вассала в определенных случаях
з) подчинение решению суда равных
и) подчинение решению королевского суда
к) выполнение обязательств в отношении короля
6. КАКИЕ СЛОИ НАСЕЛЕНИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА СОСТАВЛЯЛИ ФЕОДАЛЬНУЮ ИЕРАРХИЮ ИЛИ ФЕОДАЛЬНУЮ ЛЕСТНИЦУ:
а) буржуазия б) бюргеры в) король г) герцог д) барон е) рыцарь ж) ремесленник |
з) свободный крестьянин и) епископ к) пролетарий л) аббаты монастырей м) граф н) рабы о) зависимые крестьяне |
Вариант №3
1. ЧТО ТАКОЕ ФЕОД:
б) земельная собственность крестьянина
в) земельная собственность феодала без права передачи по наследству
г) средства производства
2. КАК ИСТОРИКИ XVII -XVIII ВЕКОВ ХАРАКТЕРИЗОВАЛИ ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
б) период культурного упадка
в) объединяли с периодом античности
г) не выделяли такой период
3. КАКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ БЫЛА У КРЕСТЬЯН ОТ ФЕОДАЛОВ В СРЕДНИЕ ВЕКА:
б) экономическое принуждение
в) зависимости не было
г) личная зависимость
д) крепостное право
4. КАКАЯ ФОРМА ФЕОДАЛЬНОЙ РЕНТЫ ПРЕОБЛАДАЛА В РАННИЙ ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
б) продуктовая рента
в) зависимости не было
г) отработочная рента
д) барщина
5. КАКИЕ СЛОИ НАСЕЛЕНИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА ВХОДИЛИ В ФЕОДАЛЬНУЮ ИЕРАРХИЮ (И СОСТАВЛЯЛИ ФЕОДАЛЬНУЮ ЛЕСТНИЦУ):
а) рабы б) аббаты в) епископы г) пролетарии д) графы е) зависимые крестьяне ж) свободные крестьяне |
з) король и) бароны к) графы л) рыцари м) архиепископы н) буржуазия о) ремесленники |
6. КАКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ К КАТЕГОРИИ ВАССАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ:
б) выполнение обязательств в отношении своего сеньора
в) выполнение обязательств в отношении сеньора своего сеньора
г) денежная помощь сеньору со стороны вассала в определенных случаях
д) клятва взаимной верности
е) военная служба
ж) подчинение решению королевского суда
з) обязательства только вассала в отношении своего сеньора
и) защита сеньором своего вассала от других феодалов
Тесты
Вариант 1
1. Что такое средневековый цех:
б) ремесленная мастерская
в) фабричный цех
г) объединение ремесленников одной специальности в данном городе
2. Отметить результаты «коммунального движения»:
б) освобождение горожан от крепостного права
в) создание совета во главе с мэром
г) феодальное закрепощение горожан
д) создание городского совета во главе с бургомистром
3. Выписать особенности мануфактур:
б) машинный труд
в) ручной труд
г) объединение ремесленников разных специальностей
д) объединение ремесленников одной специальности
4. Отметить характерные черты феодализма:
б) крепостное право
в) крестьяне - собственники земли
г) вассальная зависимость феодала
д) феод - собственность феодала
е) экономическое принуждение крестьян
ж) вассальная зависимость феодала
з) натуральная форма ренты
и) внеэкономическое принуждение крестьян
к) крестьяне - держатели земли
л) наличие рабства
м) рыночная система хозяйства
5. Выписать ремесленные изделия, изготавливаемые в средние века:
а) стеклянные зеркала б) мыло в) витражи г) арбалеты д) фарфор е) кольчуги ж) изразцы |
з) майолика и) пароходы к) плуг л) филигрань м) терракота н) донжоны |
Вариант 2
1. Главный результат борьбы за городское самоуправление:
б) личное освобождение горожан от крепостной зависимости
2. Что такое средневековый цех:
б) часть мануфактуры
в) объединение ремесленников определенных профессий в данном городе
3. Отличие мануфактуры от фабрик и заводов:
б) ручной труд
в) разделение труда
г) объединение ремесленников одной специальности
д) объединение ремесленников разных специальностей
4. Отметить характерные черты феодализма:
б) наличие натуральной формы ренты
в) внеэкономическое принуждение крестьян
г) наличие ремесленных цехов и гильдий
д) фабрично-заводское производство
е) крепостное право
ж) наличие рабовладения
з) феодальная рента
и) клятва взаимной верности феодалов
к) рыночная система производства
л) вассальная зависимость
м) натуральное хозяйство
5. Выписать ремесленные изделия, изобретенные в средние века:
а) фаянс б) терракота в) акведук г) бронзовые зеркала д) бумага е) донжоны ж) шахматы з) фарфор |
и) порох к) мыло л) шелк м) аркебуза н) стеклянные дутые изделия о) железный плуг п) стеклянные зеркала |
Вариант 3.
1. Отметить характерные черты мануфактур:
б) разделение труда
в) ручной труд
г) машинный труд
д) объединение ремесленников одной специальности
е) использование машин и станков
2. Что такое средневековый цех:
б) фабричный цех
в) объединение ремесленников одной специальности в данном городе
г) ремесленная мастерская
3. Отметить результаты «коммунального движения»:
б) личное освобождение городского населения
в) создание сената
г) закрепощение горожан
д) полное освобождение горожан от повинностей
е) создание городского совета во главе с бургомистром
4. Отметить характерные черты феодализма:
б) натуральная форма ренты
в) феод - собственность феодала
г) натуральная система хозяйства
д) феод - собственность крестьянина
е) наличие рабства
ж) рыночная система хозяйства
з) наличие барщины
и) вассальная зависимость
к) внеэкономическое принуждение крестьян
л) фабричное производство
м) денежная форма ренты
н) крестьяне - собственники земли
5. Отметить изобретения, сделанные в средние века:
а) масляные краски б) стеклянные дутые изделия в) порох г) оконное стекло д) аркебузы е) мыло ж) акведуки |
з) донжоны и) бетон к) фаянс л) бумага м) фарфор н) майолика о) шахматы |
Вопросы
- Когда появился термин «средние века»? Что он означает?
- Что такое феод? На каких условиях он давался феодалу?
- Охарактеризовать феодальную иерархию (феодальную лестницу).
- Какие виды повинностей были у крепостных крестьян в средние века? Какие из них преобладали в ранний, а какие в поздний период средневековья?
- Когда и почему начали возрождаться города в период средневековья? Как они выглядели?
- Объяснить средневековую пословицу: «Вассал моего вассала - не мой вассал».
- Объяснить средневековую пословицу: «Городской воздух делает свободным».
- Какие два центра межрегиональной торговли появились в период средневековья? Между какими странами там происходила торговля?
- Что собой представлял слой горожан в период средневековья? Каким термином его называли в разных странах?
Вопросы для анализа:
- В средневековых документах сообщается, что первые сеньоры ряда новых городов освободили всех, кто прибудет на постоянное жительство в эти города, от пошлин и налогов на городскую землю, Подобные льготы они давали жителям новых городов, несмотря на то, что среди них были крепостные, бежавшие из деревень от своих господ. Чем объясняются такие действия сеньоров вновь созданных городов?
- В начале средневековья, если крестьянин хотел увеличить количество производимых продуктов, он обычно расширял площадь пашни, а не улучшал орудия труда, полученные в наследство от предков. Чем это можно объяснить?
- В возникших вдоль Рейна городах в период средневековья было принято правило: купеческие корабли, плывшие мимо, обязаны останавливаться в гаванях, выгружать там свои товары и в течение некоторого времени выставлять их для продажи. Кому был выгоден такой порядок? Какие он имел последствия для городов?
- В постановлении Совета одного из средневековых немецких городов было сказано: когда изобретатель Вальтер Кезингер предложил построить колесо для прядения шелка, то по решению Совета города он был изгнан из города и «было постановление, что не надо строить и ставить колеса ни теперь, ни когда-либо впоследствии». Объясните, почему городской Совет так поступил?
- У франкских королей в период средневековья не было постоянной столицы. Они переезжали со своим двором из одного поместья в другое и жили там столько времени, пока хватало заготовленных продуктов. В этом факте отражен один из признаков эпохи средневековья. О каком признаке идет речь? Почему короли не имели постоянной столицы?
- Тяжелый плуг на колесах был известен в Древнем Риме в I веке от Р.Х., но как орудие труда для вспашки земли в период средневековья он появился в некоторых хозяйствах франков не раньше IX века. Чем можно объяснить такое медленное распространение усовершенствованного плуга в средневековой Европе? О чем свидетельствует этот факт?
- Какие особенности устройства средневековых городов можно считать прообразом демократических порядков в современных западных городах? Для ответа надо проанализировать: организацию управления средневекового города; отношения между ремесленниками, купцами; особенности в положении крестьян, бежавших в города; вассальные обязанности и др.
- В XIII веке горожане Англии составляли 10% всего населения, а в XYI веке городское население увеличилось до 20%. Почему росло городское население? Какие это имело последствия для Англии?
- В период развитого средневековья урожаи зерновых культур в Западной Европе по сравнению с ранним периодом возросли примерно вдвое. Перечислите все открытия, изобретения и другие новшества в земледелии, способствовавшие повышению урожаев.
- Технические изобретения и открытия, появление или усовершенствование орудий труда обычно ведут к изменениям в производстве. Подумайте, в чем состоит главное отличие новых орудий труда от применявшихся прежде? К каким изменениям в производстве должны были привести технические изобретения и открытия XV-XVI веков?
Для составления вопросов для анализа использовалось пособие Донской Г. «Задания для самостоятельной работы по истории средних веков» М., 1992 и «Задачник по истории средних веков» С.Смирнова. М.., 1995.
Тема: «ЭКОНОМИКА СТРАН ЗАПАДА В КОНЦЕ XVIII - XIX вв.»
Промышленный переворот
1. До 1826 г. Английское правительство запрещало вывозить за границу многие машины, а в этом году сняло запрет. С 1826 г. по 1850 г. вывоз машин из Англии вырос в 6 раз.
Почему правительство сначала запрещало вывозить в другие страны машины, а затем сняло запрет?
О чем свидетельствует резкое увеличение вывоза машин?
2. Почему во второй половине XIX века быстрее начинает развиваться тяжелая промышленность, а не легкая?
3. Первый кризис перепроизводства, охвативший сразу многие отрасли промышленности, произошел в Англии в 1825 году. В дальнейшем кризисы повторялись каждые 10-11 лет.
а) Почему первый кризис перепроизводства произошел в Англии?
б) Объясните, каким образом спад в одной отрасли промышленности неизбежно распространяется на другие?
в) Почему кризисы повторялись периодически?
г) Почему при феодализме кризисы были невозможны?
4. В середине XIX века Англия провозгласила свободу торговли главным принципом своей экономической политики, добивалась в отношениях с другими странами взаимного сокращения пошлин на ввозимые товары.
Почему Англия проводила такую экономическую политику? Почему снижение пошлин на иностранные товары не только не ущемляло интересы Англии, а было ей даже выгодно?
5. В 1850 году Англия вывезла в другие страны машины стоимостью в 1 млн. фунтов стерлингов, а в 1870 году - более, чем на 5 млн.
Чем объясняется такой рост вывоза машин?
Какие он мог иметь последствия для Англии и для стран, ввозивших английские машины?
6. В 50 - 60-е годы XIX в. на долю Англии приходилось 50% мировой выплавки чугуна и добычи каменного угля, 46% потребления хлопка. Под ее флагом плавала 1/3 всех торговых судов. Англию называли «мастерской мира».
Объясните термин «мастерская мира». Почему Англия завоевала промышленное и торговое первенство? Какие выгоды она от этого получила?
7. Проанализируйте данные о росте производства во Франции:
Потребление хлопка | Выплавка чугуна |
1812 - 10 млн. кг 1829 - 30 млн. кг 1847 - 54 млн. кг |
1818 - 114 тыс. т 1828 - 220 тыс. т 1847 - 600 тыс. т |
Добыча каменного угля | Количество паровых машин в промышл. |
1814 - 1 млн. тонн 1830 - 1,8 --//-- 1847 - 5,2 --//-- |
1820 - 65 штук 1830 - 620 штук 1848 - 5000 штук |
О какой ступени развития капитализма во Франции свидетельствуют эти данные?
Чем могло быть вызвано увеличение каждого показателя? Когда наблюдался более быстрый рост производства - до 1830 г. или после него?
8. Как связаны между собой последствия промышленного переворота в Англии. Расположите указанные последствия в логической последовательности (в виде «цепочки» связанных между собой звеньев)

а) быстрый рост городов и городского населения (до 50%)
б) массовое разорение ремесленников
в) появление новых промышленных центров и районов (в центре, на севере)
г) огромный рост производительности труда на фабриках
9. В докладной записке чиновника описывается состояние трикотажной промышленности в Орлеанском округе (Франция) в 1787-89 гг.
«В период от 1750 г. среднее число работающих станков (в Орлеане), сведенное теперь к 400, доходило по меньшей мере до 12000. Эта отрасль промышленности сократилась на 2/3. В данное время 45 скупщиков заказывают ежегодно в сельской местности на 2100 тыс. ливров вязаных изделий того же сорта, что выделываются в Орлеане на станках…. На этих купцов работает по меньшей мере 12 тыс. человек...»
В чем причины сокращения трикотажной промышленности в Орлеане и ее успешного развития в сельской местности?
10. С превращением Англии в «мастерскую мира" значение колоний возросло, и Англия продолжала расширять свои колониальные владения.
Какую выгоду от владения колониями могли извлечь английские фабриканты и крупные торговцы?
11. В 1835 г. длина железных дорог в Англии составляла 500 км, а в 1850г. - более 10500 км.
Определите ВСЕ возможные последствия такого бурного железнодорожного строительства.
12. Промышленный переворот в Англии начался примерно через 100 лет после буржуазной революции XVII века, во Франции - во время наполеоновской империи, в США - после войны за независимость.
Объясните, почему в этих странах промышленный переворот происходил после буржуазных революций. Почему промышленный переворот в Англии имел место с большим разрывом во времени с буржуазной революцией, а во Франции и в США непосредственно вслед за Англией?
13. Газетные сообщения о состоянии экономики Англии в 1825-26 гг.:
а) «За год разорилось 3500 фирм - в 2,5 раза больше, чем в предыдущем; 80 банков потерпели крах».
б) «В двух графствах цена на чугун понижена на 10 шиллингов с тонны. Потушено 17 доменных печей. Многие шахты работают всего три дня в неделю, а другие совсем закрыты».
в) «Потребление угля сократилось наполовину… Шахтерам объявлено о снижении ставок».
г) «Положение бедняков во всем х/б районе самое плачевное, число безработных больше, чем когда-либо, но и те, кто немного работает, живет в величайшей нужде».
Определите, какие признаки кризисов перепроизводства проявились в этих фактах. Какая связь между этими признаками?
Тест
1. КАКАЯ ЧАСТЬ РАБОЧЕЙ МАШИНЫ ПОДВЕРГЛАСЬ НАИБОЛЬШИМ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯМ В ПЕРИОД ПРОМЫШЛЕННОГО ПЕРЕВОРОТА:
б) исполнительное устройство
в) двигатель
г) трансмиссия
2. В КАКИХ СТРАНАХ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ НАЧАЛСЯ ПОСЛЕ ИЛИ В ХОДЕ БУРЖУАЗНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ:
б) Англия
в) Франция
г) Россия
д) Германия
3. КАКИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ БЫЛИ СДЕЛАНЫ В ПЕРИОД ПРОМЫШЛЕННОГО ПЕРЕВОРОТА (КОНЕЦ XVIII - СЕРЕДИНА XIX вв.):
б) паровой двигатель
в) ткацкий станок
г) токарный станок
д) доменная печь
е) станок для узорного шелкоткачества
ж) мюль-машина
з) мартеновская печь
и) машина для набивки тканей
к) швейная машина
л) механическая прялка
м) водяной двигатель
4. СОСТАВИТЬ РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН ПО ТЕМЕ:
1 ВАРИАНТ: «СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ЦЕХ. ОСОБЕННОСТИ МАНУФАКТУРНОГО ПЕРИОДА»
2 ВАРИАНТ: «ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА ПРОМЫШЛЕННОГО ПЕРЕВОРОТА»
5. КАКАЯ СТРАНА ВЫШЛА НА ПЕРВОЕ МЕСТО В МИРЕ ПО УРОВНЮ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В НАЧАЛЕ XIX ВЕКА? КАКОВЫ ПРИЧИНЫ ЭТОГО?
6. ЧТО ТАКОЕ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ ? НАЗОВИТЕ ЕГО ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ.
Вопросы
1. Определите и отразите на схеме логическую последовательность и связи факторов, которые привели к возникновению монополий:
б) внедрение новой техники в первую очередь и преимущественно на крупных предприятиях
в) ускорение концентрации производства
г) обострение конкурентной борьбы
д) скачок в развитии производительных сил
2. Какие из определений характеризуют новые формы производства в начале ХХ века:
- поточное - ручное - непрерывное - высококачественное - массовое - стандартизированное - дешевое - конвейерное - кустарное - машинное - дорогое |
- нерентабельное - эффективное - творческое - автоматизированное - компьютеризированное |
3. Почему во второй половине XIX - начале ХХ веков производство развивалось быстрее, чем в первой половине XIX века?
4. В чем заключалась неравномерность развития основных европейских стран и США на рубеже XIX - XX веков?
5. Какой исторический опыт имел ввиду Бисмарк, когда в одном из писем молодому кронпринцу, будущему германскому императору Вильгельму II (вступил на престол в 1888 г.), он внушал, что о нападении на Россию «...можно было бы спорить в том случае, если бы такая война действительно могла привести к тому, что Россия была бы разгромлена. Но подобный результат даже и после самых блестящих побед лежит вне всякого вероятия. Даже самый благоприятный исход войны никогда не приведет к разложению основной силы России, которая зиждется на миллионах русских..."?
6. Население Европы к концу XIX века росло быстрее, чем на всех других континентах (к 1880 г. оно составило около 200 млн. человек). С какими:
- политическими
- социальными
- культурными
причинами это было связано?
7. Прокомментировать следующие данные:
Сумма экспорта капитала ведущих европейских стран и США за 40 лет (с 1872 по 1914 гг.) выросла в 8 раз (с 5 до 40 млрд. $)
К 1910 году из суммарных инвестиций Англии, Франции и Германии на Азию, Африку и Австралию приходится 31%, на Европу - 32%, на Америку - 37%.
капитал в метрополиях не превышала 3%,
в колониях она достигала 15% и более.
8. Какая страна в начале ХХ века была самой крупной колониальной державой? Почему?
9. Дать определения следующим терминам:
- промышленный переворот
- метрополия
- колония
- монополия
- модернизация
№1.
б) аэроплан
в) телефон
г) аэростат
д) радио
е) телеграф
ж) мартеновская печь
з) оптическое стекло
и) стеклоплавильная печь
2. Отметить крупнейшие сражения 1 Мировой войны:
б) разгром военно-морской базы США Перл-Харбор
в) битва под Верденом
г) на реке Марне
д) Ютландский морской бой
е) окружение войск союзников под Дюнкером
№2.
1. Какие новые виды транспорта появились в конце XIX - начале ХХ веков:
б) танкер
в) дирижабль
г) пароход
д) автомобиль
е) броненосец
ж) метрополитен
з) аэроплан
и) ракета
2. Поводом к Первой мировой войне послужил:
б) появление монополий
в) борьба за рынки сбыта
г) убийство эрцгерцога Фердинанда
д) конфликт между Россией и Германией
е) обострение международных отношений
№3.
1. Отметить характерные черты технического развития конца XIX - начала ХХ веков:
б) использование паровых машин
в) применение электроэнергии
г) нефтедобыча и нефтепереработка
д) использование водяных и ветряных двигателей
е) использование стали
ж) использование железа
2. Какие страны вошли в Тройственный союз:
б) Франция
в) Италия
г) Англия
д) Германия
е) США
№4.
1. Какие новые материалы появились в конце XIX - начале ХХ веков:
б) пластмассы
в) синтетические вещества
г) натуральные красители
д) железобетон
е) бетон
ж) масляные краски
з) цемент
2. Какие страны вошли в «Антанту":
б) США
в) Россия
г) Япония
д) Германия
е) Франция
Вопросы:
1. Какие новые материалы и технологии появились в традиционных отраслях промышленности в 1880-1914 гг.?
2. Условия подписания Компьенского перемирия 1918 г.
3. Какие новые государства появились в Европе после окончания Первой мировой войны?
4. Как было устроено фашистское государство в Германии?
5. В чем отличие мира начала ХХ века от мира XVII или XVIII веков? (особенности политики, экономики, социальной жизни, культуры)
6. Причины Первой мировой войны. Крупнейшие сражения Первой мировой войны.
7. Каковы особенности экономического кризиса 1929-1933 годов? Почему он оказался таким длительным и разрушительным?
8. В чем сходство и в чем различие между политикой Рузвельта и Гитлера?
9. Какие новые отрасли промышленности появились в 1880-1914 гг.?
10. Какие колониальные войны вели европейские страны, США и Япония в 1890-1914 гг.?
11. Брестский мирный договор: причины подписания, его условия.
12. Каково происхождение слова «фашизм»? Его характерные черты.
13. Какие новые виды транспорта и вооружения появились в 1880-1914 гг.?
14. Что такое Версальско-Вашингтонская система? Когда она была создана и почему оказалась непрочной?
15. Как изменилось положение Германии в 20-е годы?
16. Что нового внес «новый курс» Рузвельта в американскую жизнь?