Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Медиатека < Методические материалы < Методические пособия < Некоторые особенности работы в классе: Хоровое дирижирование

Министерство культуры Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
«Государственное музыкальное училище имени Гнесиных»

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ В КЛАССЕ ХОРОВОГО ДИРИЖИРОВАНИЯ

Методические рекомендации для преподавателей ПЦК «Хоровое дирижирование»


Москва
2001

Составитель  –   преподаватель ГМУ имени Гнесиных, Заслуженный работник культуры РФ В.А. Богдановская

Дирижёр – достаточно сложная и многогранная профессия. «Дирижёр (французское diriger – управлять) – лицо, получившее специальное музыкальное образование, управляющее оркестром, хором, оперным представлением, объединяющее всю массу исполнителей в едином ритме, дающее произведению свою трактовку». (Словарь иностранных слов).

В процессе обучения студенты специальности «Хоровое дирижирование» получают знания и навыки, позволяющие им проявить себя в различных областях музыкальной деятельности. Наши выпускники работают в качестве дирижеров в профессиональных и самодеятельных хоровых коллективах, руководят детскими хорами в ДМШ, ДШИ и хоровых студиях, поют в хорах и ансамблях, преподают музыку в общеобразовательных школах, а также хоровые дисциплины в ДМШ, занимаются организаторской и административной деятельностью в учреждениях культуры.

Какие задачи стоят перед педагогом, воспитывающим юного дирижёра? Их множество:

  • воспитание культурного музыканта, способного к самостоятельной работе;
  • пробуждение любознательности и определение ориентиров для накопления; знаний, которые помогут молодому дирижёру со временем стать достаточно эрудированным специалистом.
  • воспитание воли к творческой победе, трудолюбия, дисциплинированности, чувства ответственности;
  • развитие музыкальных способностей с опорой на индивидуальность каждого студента.

При проведении набора на I курс следует оценивать не только профессиональные данные поступающих – музыкальную одаренность, слух, вокальный голос, владение фортепиано, но и личностные качества абитуриента: волю, энергию, целеустремлённость, артистичность – черты, необходимые для формирования будущего дирижера.

От уровня набора во многом зависят конечные результаты работы, поэтому дирижерско-хоровой отдел поддерживает связи с ДМШ, проводит дни открытых дверей, консультации, в течение года при ГМУ имени Гнесиных постоянно работают классы профессиональной ориентации.

Начиная с первых дней обучения на занятиях по дирижированияю необходимо стремиться к тому, чтобы урок был комплексным, а не сводился только к изучению технических приёмов дирижирования. Воспитание самостоятельности, раскрытие и развитие индивидуального дарования студента-музыканта – одна из важнейших задач преподавателя. Урок должен включать следующие виды работы: игру партитуры на фортепиано, пение голосов, разбор партитуры, дирижирование.

На начальном этапе обучения, прежде чем приступить к дирижированию, необходимо тщательно изучить партитуру произведения. Оно должно быть простым, небольшим по объёму, в трёхдольном размере и умеренном темпе, с преобладанием средней динамики и звуковедения – лёгкое legato). При игре партитуры на фортепиано необходимо учитывать особенности звучания этого произведения в хоре: дыхание, тесситурные условия голосов, особенности звуковедения и фразировки (исходя из литературного текста), баланс хоровых партий (исходя из склада изложения – гомофонно-гармонического или полифонического) и т.д.

Произведение для хора с сопровождением желательно играть на двух роялях (с концертмейстером). Игру партитуры необходимо постепенно доводить до художественного уровня.

Знание голосов партитуры предполагает их исполнение с подтекстовкой и точным выполнением интонационных и ритмических особенностей. В произведениях гомофонно-гармонического склада студент должен уметь пропевать аккорды по вертикали, а в произведениях с элементами полифонии – петь «дирижёрскую линию», т.е. все вступления, которые должен показывать дирижёр.

Разбор партитуры предполагает анализ формы произведения, отдельных фраз, определение фразировки, кульминаций, уточнение динамики, агогики, плана исполнения.

Обучение дирижированию должно включать освоение мануальной дирижёрской техники (латинское manualis – ручной), основы которой закладываются с первого дня занятий в соответствии с «Программой по дирижированию», рекомендованной всем музыкальным училищам России. Сюда должны быть включены основные показы: внимание, дыхание, вступление; снятия и вступления на все доли такта; forte, piano, crescendo, diminuendo, legato, non legato, staccato, marcato в размерах 3/4; 4/4; 2/4 при полной свободе дирижeрского аппарата, которые всегда должны быть осмыслены в рамках конкретного музыкального произведения. В этом и заключается разница между тактированием и дирижированием, в котором дирижерские схемы наполняются смыслом, фразировкой, динамикой, звуковедением, необходимыми в данном произведении.

С самого начала I курса рекомендуется объяснить систему ауфтактов (немецкое auf takt – затакт) – замахов, чтобы студенты могли проявлять своё понимание произведения, его частей.

В дальнейшем задачи дирижирования усложняются:

  • на втором курсе появляются 6-дольные размеры (6 на 6; 6 на 2)
  • на третьем курсе – несимметричные размеры (пятидольные и семидольные) с разными группировками и более сложные размеры; ферматы разных видов, синкопы, акценты, subito f, p др. В программу включаются более крупные музыкальные формы, например, оперные сцены, части кантат, ораторий, полифонические произведения и т.д.

Необходимо создать условия для того, чтобы ученик мог проверить действенность своих дирижёрских показов: надо просить концертмейстера играть «по руке». Лучшим способом проверки является работа с хором. В нашем училище все студенты проходят практическую работу на учебных хорах (кроме школьной и самодеятельной практики). На старшем (смешанном) хоре работают 3-й и 4-й курсы, на младшем (женском) хоре – 2-й и немного 1-й в конце учебного года. Кроме того, тщательно планируются все репетиции, составляются письменные репетиционные планы (под руководством преподавателя по специальности, который присутствует на занятиях с хором своих учеников). Период практической работы с хором заканчивается зачётом в виде концерта, на котором присутствуют все студенты и, конечно, весь педагогический состав.

Понятно, что воспитывать музыканта надо на самых высоких образцах музыкального искусства, отсюда –важность и сложность подбора индивидуального педагогического репертуара. С одной стороны, репертуар должен охватывать все программные требования, выполнение которых строго обязательно. С другой стороны, произведения надо выбирать, учитывая индивидуальные данные, способности, склонности, достоинства и недостатки каждого обучаемого.

В программу должны быть включены народные песни, русская и западная классика, произведения современных композиторов, духовная музыка, детские хоры, школьный репертуар, части кантат, ораторий, оперные сцены и т.д.

Возможности нашего контингента позволяют включать в индивидуальный план по дирижированию для студентов I курса по восемь произведений в каждом семестре, II курса–по семь произведений, III курса– по шесть произведений более крупной формы, IV курса–семь произведений в год. Программа выпускного курса складывается следующим образом:

  • 2 произведения для дипломной работы с хором;
  • 2 произведения для экзамена по технике дирижирования: оперная сцена и хор a'cappella;
  • 1-2 произведения на несимметричные размеры;
  • 1-2 произведения по выбору

Произведения, включённые в индивидуальные планы, должны отвечать программным требованиям. Например: на II курсе должен быть пройден размер 6/8, на III– несимметричные размеры, синкопы, акценты и т.д Члены предметно-цикловой комиссии проверяют все индивидуальные планы, которые к началу каждого семестра сдаются в учебную часть в письменном виде. На первом заседании отдела обсуждается уровень индивидуальных планов и рекомендуются поправки.

Экзаменационные требования строго регламентированы. На экзамен (зачёт) выносятся 2 хоровых произведения (одно с сопровождением и одно a'cappella).

Игра партитуры и дирижирование составляют исполнительскую часть экзамена (зачёта). Кроме того, проводится опрос, в который входят следующие компоненты: пение голосов, игра примеров, собеседование по творчеству композиторов, чьи произведения исполняются на экзамене (зачете). За неделю до экзамена (зачета) студенты представляют письменную аннотацию на одно из экзаменационных произведений, оценка за которую является составляющей частью общего результата.

На Государственную аттестацию выносится программа, состоящая из двух произведений (одно с сопровождением и одно a'cappella), самостоятельно разученных с хором и исполненных в концертной части Государственного экзамена. Кроме того, каждый выпускник работает с хором в присутствии государственной комиссии 15-20 минут над разучиванием неизвестного для хора произведения (или его части) a' cappella.

Высокий художественный уровень репертуара, доступность и последовательность изучения программного материала и индивидуальный подход к каждому студенту помогут воспитать знающего, умелого профессионала, культурного, яркого музыканта, увлечённого, самостоятельного человека.


Приложение I
ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИРИЖИРОВАНИЮ И РАБОТЕ С ХОРОМ
2000 - 2001 учебный год
I отделение

1. А. Вивальди «Gloria»

Ю. Фалик «Город спит»

Дирижирует Лили Габуния
Класс преподавателя Мишиной О.Е.

2. П. Савинков «Тишина»

Ф. Пуленк Stabat mater №11 «Inflammatus et accentus»

Дирижирует Зоя Савинкова
Класс преподавателя Белова Н.В.

3. М. Парцхаладзе «Февраль или май»

Дж. Россини «Клевета»

Дирижирует Ольга Климова
Класс Заслуженного работника культуры РФ, преподавателя Богдановской В.А.

4. Э. Григ «Лебедь»

Г. Свиридов «Поёт зима»

Дирижирует Юлия Моргоева
Класс преподавателя Бесова В.И.

5. А. Мендельсон «Жаворонок»

Дж. Россини Stabat mater № 1 «Stabat mater dolorosa»

Солист Сергей Ткаченко
Дирижирует Екатерина Суркова
Класс Заслуженного работника культуры РФ,
преподавателя Злобиной И.А.

6. Русская народная песня «Эко сердце&raquo. Обработка Р. Жиганшина

Дирижирует Александр Иванов
Класс Заслуженного работника культуры РФ, преподавателя Герасимовой В.К.

7. А. Аренский «Устало всё кругом»

Русская народная песня «Как кума-то к куме в решете приплыла».

Обработка Н. Чемберджи

Дирижирует Мария Кондрашкова
Класс преподавателя Колмаковой Е.И.

8. Русская народная песня «Как меня младу-младёшеньку»

Обработка Д. Шостаковича

Дж. Россини «Неаполитанская тарантелла»

Солист Сергей Ткаченко
Дирижирует Светлана Носырева
Класс преподавателя Белова Н.А.

II отделение

1. А. Кулыгин «Чаша бытия»

Й. Гайдн Оратория «Сотворение мира», №26 «Vollendet ist»

Дирижирует Анна Курдюкова
Класс Заслуженного работника культуры РФ
Герасимовой В.К.

2. Coге «Возвращение зимы»

И. Брамс «Вальсы любви» №№ 8, 18, 11

Дирижирует Мария Караванская
Класс преподавателя Кузнецовой Е.В.

3. Ф. Пуленк «Прекрасная и похожая»

Г. Галынин Оратория «Девушка и смерть». №1 «По деревне ехал царь

с войны»

Дирижирует Ольга Волкова
Класс преподавателя Барковой В.А.

4. Э. Денисов «Осень»

И.С. Бах Хор из «Кантаты № 106»

Дирижирует Александра Самохвалова
Класс преподавателя Кузнецовой Е.В.

5. Г. Свиридов «Метель»

Ф. Кенеман «Как король шёл на войну»

Дирижирует Екатерина Чуфирина
Класс преподавателя Барковой В.А.

6. В.А. Моцарт «Наш союз прекрасен, братья»

Г. Свиридов «Молотьба»

Дирижирует Майя Расторгуева
Класс преподавателя Бесова В.И.

7. Русская народная песня «Как на Волге валы бьют»

Обработка И.А. Агафонникова

А. Гречанинов Хор из оперы «Добрыня Никитич»

Дирижирует Артём Житков
Класс Заслуженного работника культуры РФ
Злобиной И.А.

8. Ф. Мельденсон-Бартольди «Праздник весны»

Дж. Гершвин Хор из оперы «Порги и Бесс»

Дирижирует Анна Кудрявцева
Класс преподавателя Любарского В.К.

Приложение II
ПРИМЕРЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ РАБОТЫ С ХОРОМ
(2001/2002 учебный год)

1. Для студентов II курса

(произведения для женского /детского/ хора с сопровождением)


Глинка «Звонче жаворонка пенье»

Чайковский «Рассвет»

Серов «Застонало сине море» (из оперы «Рогнеда»)

Верди Хор цыганок (опера«Травиата»)

Мендельсон «Зимняя песня»

Бриттен «Agnus Dei» («Короткая месса»)

Кофман «Облака»

Власов «Фонтану Бахчисарайского дворца»


2. Для студентов III курса

(произведения для смешанного хора a'cappella)


Русская народная песня «В сыром бору тропина», обр. Анцева

Русская народная песня «Говорил-то мне», обр. Михайлова

Русская народная песня «Бурлацкая», обр. Рахманинова

Украинская народная песня «Щедрiк», обр. Леонтовича

Словенская народная песня «Вода льётся», обр. Словенского

Английская народная песня «С тобой вдвоём», обр. неизвестного автора XIX века

Неаполитанская баркарола«На лодке», обр. Свешникова

Ипполитов-Иванов«Благослови душе моя, Господи»

Гендель «Дай мне слезами» (опера «Армида»)

Гендель «Цветы последние»

Бетховен «Один твой взгляд»

Шуман «Вечерняя звезда»

Шуман «Доброй ночи»

Мендельсон «Лес»

Дворжак «Пир»

Сухонь «Как ты прекрасна»

Барнби «Колыбельная»


Приложение III
Примерные программы по дирижированию

I курс

  1. Брамс «Колыбельная»
  2. Русская народная песня «Соловьём залётным» /обр. Анцева
  3. Русская народная песня «В сыром бору тропина» /обр. Гречанинова
  4. Чайковский «Колыбельная песня в бурю»
  5. Дворжак «Шиповник»
  6. Глиэр «Здравствуй, гостья - зима»
  7. Жарковский «Далёкие дороги»
  8. Белорусская народная песня «Пошёл Ясь» /обр. Клумова

  1. Польская народная песня «Речка», обр. Вл. Соколова
  2. Ипполитов-Иванов«Сосна»
  3. Сметана «Моя звезда»
  4. Русская народная песня «Лён зеленой» / обр. Анцева
  5. Болгарская народная песня«Путь в горах» /обр. Животова
  6. Кюи «Заря лениво догорает»
  7. Гречанинов «;Ай, ду-ду»;
  8. Чайковский «;Девицы красавицы»; (опера «;Евгений Онегин»;

  1. Польская народная песня «Пой, пой, певунья-птичка»/ обр. Свешникова
  2. Русская народная песня «Как пойду я на быструю речку»/ обр. Попова
  3. Русская народная песня «Во лузях»/обр. Лядова
  4. Шуман «Привет весне»
  5. Словацкая народная песня «Анечка-сиротинка»/обр. Малата
  6. Гречанинов «Пчёлка»
  7. Чайковский «Хор народа» (»Снегурочка»)
  8. Григ «Детская песенка»

  1. Моцарт «Летний вечер»
  2. Танеев «Венеция ночью» (мужской хор)
  3. Русская народная песня «Вейся, вейся, капустка»/обр. Орлова (мужской хор)
  4. Чешская народная песня «Камышинка»/ обр. Можайского
  5. Новиков «Дороги»
  6. Чесноков «Солнце, солнце встаёт»
  7. Серов «Застонало сине море» (оп.«Рогнеда»)
  8. Рахманинов «Ночка»

II курс

  1. Русская народная песня «Вейся, вейся капустка»/обр. Орлова (смешанный хор)
  2. Коваль «Ильмень-озеро»
  3. Бородин «Серенада 4-х кавалеров»
  4. Глинка «Попутная песня»
  5. Верди «Кто там?» (оп.«Аида»)
  6. Прокофьев «Туча чёрная» («Иван Грозный»)

  1. Балакерев «Вечерняя песня»
  2. Ф. Мендельсон-Бартольди «Лес»
  3. А. Меньдельсон «Жаворонок» («Чокерлие»)
  4. Чайковский «Не гроза небеса кроет тучею» (Плач и причитание матери из оперы «Мазепа»)
  5. Чесноков «Утром зорька»
  6. Прокофьев «Как на горочке да дубчики стоят» (Величальная,«Иван Грозный»)
  7. Коваль «Вот дом, который построил Джек»

  1. Бах «Сердце, молчи»
  2. Козицкий «Колядка»
  3. Русская народная песня«Уж я золото хороню» /обр. Копосова
  4. Мусоргский «Слава лебедю» (оп. «Хованщина»)
  5. Рахманинов «Огни погашены» (оп. «Алеко»)
  6. Прокофьев «Нам не нужна война» (»На страже мира»)
  7. Бизе «Хор драгун» (оп. «Кармен»)

  1. Чайковский «Соловушка»
  2. Шуберт «Далёкой»
  3. Проснак «Прелюдия»
  4. Мусоргский «Плывёт, плывёт лебёдушка» (оп. «Хованщина»)
  5. Бородин «Солнцу красному слава» (оп. «Князь Игорь»)
  6. Свиридов «Курские песни» №№ 3; 4

III курс

  1. Чайковский «Не кукушечка во сыром бору»
  2. Кодай «Ел цыган солёный сыр»
  3. Гутьеррес «Песня погонщика»
  4. Ипполитов-Иванов «Крестьянская пирушка»
  5. Буцко «Как во деревне»
  6. Бах «August, lebe» (кантата №207)

  1. Русская народная песня«Ишла утка» / обр. Ленского
  2. Украинская народная песня«Музика на веciллi« / обр. Степового
  3. Свиридов «Повстречался сын с отцом»
  4. Шуберт «Kyrie» (Месса G dur)
  5. Чайковский «Будем пить и веселиться» (оп. «Пиковая дама»)
  6. Верди «Тише, тише» (оп.«Риголетто»)

  1. Проснак «Море»
  2. Брукнер «Ave Maria»
  3. Коваль «Буря бы грянула, что ли»
  4. Буцко «Возле терема» («Свадебные песни»)
  5. Мусоргский «Не сокол летит по поднебесью» (оп. «Борис Годунов»)
  6. Форе «Agnus Dei» (Реквием)

  1. Русская народная песня «Веретёна» / обр. Орлова
  2. О. Лассо «Валяльщик»
  3. Пуленк «Грусть»
  4. Римский-Корсаков «Что так рано» (оп. «Сказка о царе Салтане»)
  5. Бородин «Мужайся, княгиня» (оп. «Князь Игорь»)
  6. Свиридов «Ночь под Ивана Купала» («Памяти Есенина»)

IV курс

(два первых номера из списков входят в программу Государственной аттестации)

  1. Орф «Odi et amo» (Кармина Катулли)
  2. Брамс «Немецкий реквием» №2
  3. Калинников «Осень»
  4. Свиридов «Табун»
  5. Бетховен «Kyrie eleson» (Месса C dur)
  6. Римский-Корсаков «Гой ты, Сад-Садко» (оп.«Садко»)
  7. Рахманинов Финал оперы «Алеко»

  1. Парцхаладзе«Февраль иль май»
  2. Россини «Клевета» (оп. «Севильский цирюльник»)
  3. Снетков «Море»
  4. Василенко «Как при вечере»
  5. Леонкавалло Сцена и хор колоколов (оп. «Паяцы»)
  6. Римский-Корсаков «Будет красен день» (оп. «Садко»)
  7. Бородин - Калинников «Море»

  1. Раков «Ой, дуб, дуба»
  2. Чайковский «Свадебный хор» (оп. «Опричник»)
  3. Русская народная песня «Повянь, повянь, бурь-погодушка»/ обр. Вл. Соколова
  4. Ярославенко «Ой, как в люльке я лежала»
  5. Моцарт «Lacrimosa» (Реквием)
  6. Римский-Корсаков Финал I действия оперы «Сказка о царе Салтане»
  7. Свиридов «Курские песни» №№ 1; 6



© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования