Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Медиатека < Методические материалы < Государственные образовательные стандарты < 0504, 1997 г.

Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников
по специальности 0504 «Теория музыки»

(базовый уровень среднего профессионального образования)

Действует в качестве временных требований до введения в действие стандарта с 1 сентября 2001 г.

Москва 1997 г.


1.  Общая характеристика специальности 0504 «Теория музыки».

1.1.  Специальность утверждена постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 25.05.94 № 4 «Об утверждении государственного образовательного стандарта в части классификатора специальностей среднего профессионального образования».


1.2.  Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0504 «Теория музыки»:

- очная;

- очно-заочная (вечерняя).

1.3.  Квалификация выпускника – преподаватель музыкально-теоретических дисциплин. Дополнительная квалификация – преподаватель ритмики. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения на базе основного общего образования 3 года 10 месяцев 

*

.


1.4.  Характеристика сферы профессиональной деятельности выпускника.


1.4.1.  Место специальности в области культуры и искусства.


Профессиональная деятельность выпускника специальности «Теория музыки» осуществляется в сферах преподавательской и культурно-просветительской деятельности, связанных с профессиональным музыкальным искусством, а также в сфере общего эстетического образования и воспитания.


1.4.2.  Объекты профессиональной деятельности выпускника.


Объектами профессиональной деятельности выпускника являются детские музыкальные школы, детские школы искусств и другие учреждения дополнительного профессионального образования, профессиональные и самодеятельные концертные организации, музыкальные коллективы, кружки и студии.


1.4.3.  Виды профессиональной деятельности выпускника.


Выпускник подготовлен к следующим видам деятельности:

преподавательская

культурно-просветительская.


* Образовательные учреждения среднего профессионального образования реализуют Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, учрежденный Минобразованием России приказом от 07.06.93 № 237, вариантно с учетом профиля получаемого профессионального образования.  вернуться

2.  Требования к уровню подготовки выпускников, успешно завершивших обучение по программе специальности 0504 «Теория музыки».

2.1.  Общие требования к образованности выпускника.


Выпускник отвечает следующим требованиям:


владеет основами общих гуманитарных и социально-экономических наук, умеет использовать общие принципы этих наук в профессиональной и иной деятельности;

знает основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека, общества и окружающей среды, способен учитывать их в своей педагогической деятельности;

обладает культурой мышления, способностью в условиях социальной и культурной эволюционной практики к переоценке собственного опыта и профессиональному самоанализу;

владеет навыком применения знания иностранных языков в профессиональной и иной деятельности;

умеет самостоятельно приобретать новые знания, осознает необходимость повышения квалификации и продолжения обучения с целью приобретения следующего уровня образования;

понимает сущность и социальную значимость своей профессии, актуальные проблемы музыкального исполнительства, обладает чувством профессиональной ответственности за результаты своего труда;

владеет методологией профессии, элементами планирования профессиональной деятельности;

знаком с методами организационной деятельности, обладает культурой общения в художественно-творческом процессе;

самостоятельно осуществляет выбор программы деятельности, подбор информационного, дидактического и художественного материала, готов к использованию компьютерной техники для организации профессиональной деятельности;

имеет представление о физиологии и психологии человека, охране его здоровья, об основах экокультуры, имеет навыки и умения в области физической культуры и физического самосовершенствования.


2.2.  Требования к уровню подготовки по дисциплинам и производственной (профессиональной) практике.

2.2.1.  По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам. Выпускник должен:

в области философии:

иметь представление о научных, художественных и религиозных картинах мироздания, основных этапах становления и развития общественных формаций, государства в разные исторические эпохи, знать отечественную мировую историю, уметь анализировать общественно-политическую ситуацию в разных временных отрезках истории;

иметь представление о роли науки и формах научного познания, социально-этических проблемах, связанных с эволюцией научного мировоззрения и научно-технического прогресса;

иметь представление об основных философских категориях;

понимать сущность процесса формирования личности, ответственности за сохранение культуры и окружающей природной среды, ориентироваться в нравственных основах регулирования отношений в обществе;


в области истории культуры и искусства:

иметь представление о художественном мировоззрении и об основных этапах в истории культуры и искусства, понимать их роль в развитии цивилизации, ориентируясь в современных социально-экономических и культурологических проблемах; знать направления и стили в мировом искусстве;


в области экономики:

иметь общее представление об основных положениях экономической теории, о налоговой, денежно-экономической, кредитной, социальной и инвестиционной политике;

иметь общее представление об экономической ситуации в стране и за рубежом;

уметь находить и использовать экономическую информацию, необходимую в своей профессиональной деятельности;


в области социологии и политологии:

иметь общее представление о социологическом подходе к процессу эволюционирования общества и личности и об основных категориях социологии как науки;

иметь общее представление об основах политических процессов в России и в мире в целом;


в области права:

знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;

иметь представление об основах государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права Российской Федерации;

уметь использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность;


в области психологии и педагогики:

иметь представление о сущности сознания, взаимоотношении сознательного и бессознательного, о роли сознания и самосознания в поведении человека, в развитии личности; уметь дать психологическую характеристику личности, владеть приемами психической саморегуляции; знать психологические основы профессионального творчества;

знать содержание ключевых педагогических понятий, физиологические, психолого-педагогические и медико-гигиенические основы воспитания и обучения, цели, задачи, закономерности и принципы воспитания, концепции образования и обучения в современной дидактике;

знать историю становления педагогики как самостоятельной отрасли знаний, развитие педагогических систем музыкального воспитания, формы, средства и методы педагогической деятельности в сфере музыкального творчества;


в области иностранного языка:

владеть лексическим (1200-1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода со словарем иностранных текстов общего и профессионального характера;

иметь навык бытового и профессионального общения на иностранном языке;


в области физической культуры:

иметь представление о роли физической культуры в жизни человека и общества, об основах здорового образа жизни;

уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для совершенствования своего здоровья.


2.2.2.  Требования по общепрофессиональным дисциплинам.


Выпускник должен иметь представление:

о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, в воспитании и развитии личности, о значении музыкально-художественного наследия для современности;

о социальной роли искусства и особенностях его функционирования в современном обществе;

о феномене музыкального восприятия и мышления как основе художественного познания и творческой деятельности в сфере музыкального искусства;


Выпускник должен знать:

искусствоведческие основы, научные методы изучения музыкального искусства;

язык современного музыкального искусства, новые формы нотной нотации;

историю композиторских систем и их особенности в 20 веке;

содержание музыковедческой литературы; историю музыкальных инструментов и их современную специфику;


Выпускник должен владеть навыками:

игры на фортепиано в объеме, необходимом для реализации основных профессиональных задач;

исторического и теоретического анализа музыкального произведения;

решения творческих музыкальных задач в сфере основной профессиональной деятельности;

сравнительного анализа различных редакций музыкального произведения;

работы со звукозаписывающей аппаратурой;

педагогического анализа музыкальной литературы;


2.2.3. Требования по специальным дисциплинам.


Выпускник должен:

знать историю развития музыкальной культуры, особенности национальных традиций, фольклорные истоки музыки, знать творческие биографии крупнейших русских и зарубежных композиторов различных эпох, знать историю музыкального образования в России, иметь представление о специфике сложившейся в России системы подготовки профессиональных музыкантов и современных зарубежных методиках, о значении народного творчества в становлении музыкального искусства;

знать теоретические основы музыкального искусства, принципы формообразования и структуры музыкального языка;

знать специальную литературу по профессии;

уметь пользоваться современной методологией преподавания в учреждениях музыкального образования;

иметь практику обучения учащихся музыкально-теоретическим дисциплинам с учетом их возраста и уровней подготовки;

уметь вести работу по пропаганде музыкальных знаний;

владеть навыком работы с музыкальным фольклором;

владеть навыком работы с учебно-методической литературой по музыкально-теоретическим дисциплинам, уметь планировать развитие профессиональных навыков у учащихся;

владеть профессиональной терминологией.


2.2.4.  По производственной (профессиональной) практике.

В процессе производственной (профессиональной) практики выпускник должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, приобрести умения и навыки по всем видам профессиональной деятельности (преподавательской и культурно-просветительской).


2.2.5.  В результате освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0504 «Теория музыки» выпускник должен владеть навыками и иметь опыт:

игры на фортепиано, в том числе произведений из программы курса музыкальной литературы, чтения с листа несложных произведений;

свободного сольфеджирования с листа сложного одноголосия и двух-четырехголосия в составе ансамбля;

записи на слух сложных одноголосных мелодий и средней трудности двух-четырехголосных построений;

гармонизации мелодии письменно и игры на фортепиано гармонических последовательностей с модуляциями;

выполнения творческих заданий средней трудности, связанных с гармонизацией в свободной фактуре, обработкой и переложениями музыкальных текстов, сочинением полифонических пьес;

транспонирования в сольфеджировании и на фортепиано; составления упражнений для занятий ритмикой;

записи и расшифровки музыкального материала, собранного в фольклорной экспедиции;

преподавания в музыкальной школе и культурно-просветительских учреждениях музыкально-теоретических дисциплин и ритмики;

публичных выступлений с лекциями по тематике музыкально-просветительских лекториев, университетов культуры и музыкальных знаний;


Дополнительные требования к выпускнику определяются учебным заведением с учетом особенностей профессиональной подготовки.




3. Обязательный минимум содержания профессиональной обязательной программы по специальности 0504 «Теория музыки».

Индекс Наименование дисциплин и их основные разделы Всего часов
максимальной
учебной нагрузки
студента
В т.ч. часов
обязательных
учебных занятий
ОГСЭ.00 Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины 1176 784
ОГСЭ.01 Основы философии

Предмет философии, основные вехи мировой философской мысли. Природа человека и смысл его существования. Человек и бог. Человек и космос. Человек, общество, цивилизация, культура. Свобода и ответственность личности. Человеческое познание и деятельность. Наука и ее роль. Человечество перед лицом глобальных проблем.

   
ОГСЭ.02 Основы экономики, социологии, политологии

Экономика и ее основные проблемы. Микроэкономика и макроэкономика. Мировое хозяйство и внешнеэкономические отношения.
Социология как наука. Общество как социокультурная система. Социальные общности. Социальные и этнонациональные отношения. Социальные процессы, институты и организации. Социальная роль и социальное поведение личности. Предмет политологии. Политическая власть и властные отношения. Политическая система и политическое сознание. Мировая политика и международные отношения. Социально-экономические процессы в России.

   
ОПД.03 Основы права

Структура права и его действия. Основы законодательства. Право, личность и общество. Государство и право. Гражданское право. Отраслевые направления права.

   
OГСЭ.04 История мировой культуры

Феномен культуры и ее роль в истории цивилизации. Основные этапы развития русского и зарубежного искусства, отражение историко-философских и социально-экономических тенденций в культуре и произведениях искусства. Связь различных видов искусств.

   
ОГСЭ.05 Мировая литература

История развития зарубежной и отечественной литературы. Различные стилевые направления и литературные жанры. Великие авторы и их сочинения.

   
ОГСЭ.06 Основы психологии и педагогики

Предмет психологии. Личность и межличностные отношения. Познавательные процессы и эмоциональная сфера личности. Психология художественного творчества, проблемы восприятия искусства.

Основы педагогики. Педагогическая профессия, требования к личности педагога. Основы теории воспитания и образования. Искусство педагогического общения. Педагогика сотрудничества. Индивидуальная художественно-творческая работа с детьми. Семейное воспитание и семейная педагогика.

   
ОГСЭ.07 Иностранный язык

Изучение лексико-грамматического минимума. Развитие разных форм речи. Приобретение навыков перевода профессиональной литературы и бытового общения.

  108
ОГСЭ.08 Физическая культура

Роль физической культуры в подготовке специалиста. Формирование основ здорового образа жизни. Профессионально-прикладная физическая подготовка.

  144
ДВ.00 Дисциплины по выбору студентов, устанавливаемые учебным заведением 216 144
ФО.00 Факультативные предметы   72
ОПД.00 Общепрофессиональные дисциплины 954 636
ОПД.01 Фортепиано
Приобретение основных навыков игры на фортепиано. Развитие игрового аппарата; изучение инструктивной литературы, последовательное освоение учебного репертуара. Приобретение навыка разбора нотного текста, чтения с листа, умения аккомпанировать, умения использовать фортепиано для ознакомления с музыкальной литературой, а также для теоретического анализа музыкального произведения.
  288
ОПД.02 Современная гармония

Эстетические принципы современного музыкального искусства. Технические и выразительные возможности языка современной музыки. Вертикальные структуры, ладовые формы, принципы тональной организации. Современные техники композиции.

  72
ОПД.03 Инструментоведение и инструментовка

Технические и выразительные возможности оркестровых инструментов, их роль в оркестре. Репертуар оркестровых инструменто и переложений. Формирование практических навыков инструментальных переложений.

  92
  Композиция

Композиция как необходимое условие для воспитания творческой личности профессионального музыканта. Осознание созидательной цели художественного творчества. Развитие художественной интуиции и творческого воображения в процессе создания музыкальных образов. Умение преобразовывать эмоциональные импульсы в творческие. Умение сформулировать музыкальную мысль и выбрать художественные средства для ее точного воплощения. Навыки работы с поэтическим текстом. Развитие тембрового мышления. Постижение закономерностей формообразования вне рамок устоявшихся музыкальных схем. Воспитание способности принимать самостоятельное и нестандартное творческое решение.

  144
ОПД.06 Безопасность жизнедеятельности

Правовые и организационные основы безопасности жизнедеятельности: экстремальные, критические ситуации, их негативное воздействие на человека; организационные и технические мероприятия, снижающие или устраняющие отрицательное воздействие внешних факторов; основы личной безопасности; правила поведения в экстремальных ситуациях, оказание первой помощи.

  40
Ф.00 Факультативы   72
СД.00 Специальные дисциплины 3366 2244
СД.01 Сольфеджио

Развитие профессионального музыкального слуха посредством таких форм, как диктант, слуховой анализ, интонационные упражнения и сольфеджирование. Формирование устойчивых навыков в указанных формах работы.

  504
СД.02 Элементарная теория музыки

Общее представление о музыкальной системе, элементы музыкального языка. Понятия тематизма, синтаксиса, фактуры, типов изложения, звуковысотной системы музыкального языка и пр. Формирование навыков анализа нотного текста, характеристика выразительных средств в контексте содержания музыкального произведения, а также навыков владения изучаемыми элементами музыкального языка на клавиатуре и в письменном виде.

  104
СД.03 Гармония

Гармония как музыкально-выразительное средство, общее представление о специфике гармонии различных стилей. Гармония как средство координации музыкальной ткани по вертикали и горизонтали. Выразительные и формообразующие возможности гармонии. Последовательное изучение гармонических средств и формирование навыков гармонизации мелодии, анализа нотного текста и применения изучаемых средств в упражнениях на фортепиано.

  264
СД.04 Анализ музыкальных произведений

Музыкальная форма. Функциональная организация музыкальной формы. Музыкальные формы эпохи барокко. Старинные двухчастная, сонатная, концертная формы. Формы классической музыки. Период. Простые формы. Сложные формы. Рондо. Вариационные формы. Сонатная форма и ее разновидности. Рондо-соната. Циклические формы. Контрастно-составные и смешанные формы. Специфика анализа вокальных произведений и особые формы вокальной музыки: куплетная, куплетно-вариационная, куплетно-вариантная, сквозная. Объединение различных формообразующих принципов в вокальных произведениях (смешанные формы вокальной музыки).

.
  108
СД.05 Полифония

Полифония как ансамбль мелодий, взаимодействующих на интонационной основе. Имитационная, разнотемная и подголосочная полифония. Жанры и принципы формообразования полифонической музыки.

Исторические этапы развития полифонической музыки, строгий и свободный стили.

Формирование практических навыков в написании итоговых творческих работ

  108
СД.06 Музыкальная литература и народное творчество.

Основные этапы развития зарубежной музыки. Музыкальное искусство древности и античного периода. Эпохи Средневековья и Возрождения (связь музыки с церковью, зарождение светского искусства, начало развития специфических элементов музыкальной речи). Новое время, эпоха Барокко (национальные композиторские школы, рождение оперы, концертная жизнь). Эпоха Просвещения – философские идеи, общественно-политические события, классический стиль в музыке. 19 век – век романтизма с его стилевыми особенностями.

Зарубежное музыкальное искусство 20 века. Стилевые направления: импрессионизм, неоклассицизм, додекафонная система. Национальные композиторские школы.

Русская музыкальная литература. Отечественное музыкальное искусство в своем становлении и развитии от Древности к 20 веку, формирование русского музыкального стиля. Основные направления в развитии русского искусства в 20 веке.

Фольклор как особый пласт культуры, синкретическая природа фольклора, устная форма бытования фольклора. Историческая периодизация и жанровая система отечественного фольклора. Методология исследования народного творчества. Практические навыки исполнения народных песен.

860 860
СД.07 Методика преподавания сольфеджио

Историческое происхождение предмета сольфеджио, формирование современного понятия сольфеджио как системы развития музыкальных данных. Способы оценки и развития природных данных. Организация и планирование учебного процесса в музыкальной школе. Методика проведения различных форм учебной работы: музыкальный диктант, слуховой анализ и интонационные упражнения, сольфеджирование. Специфика работы с различными возрастными группами обучающихся.

  60
СД.08 Методика преподавания музыкальной литературы

Предмет музыкальной литературы в современном понимании. Различные методики и программы обучения предмету. Планирование учебного процесса в музыкальной школе. Методика проведения различных форм учебной работы. Ознакомление с произведениями различных жанров и стилей, изучаемых на разных этапах обучения детей и подростков.

  60
СД.09 Методика преподавания ритмики

Предмет ритмики и его роль в системе начального музыкального образования. Методика изучения средств музыкальной выразительности посредством движения (размер, ритмические рисунки, фразировка, полифония). Активное восприятие музыки через движение.

  60
ДВ.00 Дисциплины по выбору студентов,
устанавливаемые учебным заведением.
174 116
ТО.00 Всего часов теоретического обучения 5496 3664
ПП.00 Производственная (профессиональная) практика

Все виды производственной (профессиональной) практики проводятся рассредоточенно по всему периоду обучения

68
недель
 
ИГА.00 Итоговая государственная аттестация 2 недели
РВ.00 Резерв времени учебного заведения 5 недель
К.00 Консультации, в том числе на подготовку к государственным экзаменам 400 часов
Ф.00 Дисциплины факультативные 216 часов


Итоговая государственная аттестация

Теория музыки


Музыкальная литература


Педагогическая подготовка



Государственные требования составлены на основе следующих данных:

Теоретическое обучение (при обязательной максимальной учебной нагрузке – 36 час/нед.) 144 недели
Время промежуточной аттестации 14 недель
Итоговая государственная аттестация 2 недели
Производственная (профессиональная) практика проводится рассредоточенно по всему периоду обучения 68 недель
Резерв времени учебного заведения 5 недель
Каникулярное время 35 недель
ИТОГО: срок реализации основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования 200 недель

Примечания:

1.  Образовательные учреждения среднего профессионального образования реализуют Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный Минобразованием России приказом от 07.06.93 № 237, вариантно с учетом профиля получаемого профессионального образования.

2.  При разработке основной профессиональной образовательной программы подготовки учебное заведение имеет право:

2.1.  Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин в пределах 5% при сохранении обязательного минимума содержания дисциплин, а также увеличивать этот объем в пределах максимально допустимой недельной нагрузки студента.

2.2.  Варьировать в рамках одного цикла дисциплин их перечень, количество и объем в пределах, обозначенных в пункте 2.1.

2.3.  Осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов и разнообразных видов заданий, семинаров, учитывающих профессиональную и творческую специфику.

2.4.  Устанавливать необходимую глубину усвоения отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы общегуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин в соответствии с профилем данной специальности.

2.5.  Устанавливать формы промежуточной аттестации (не более 4-х экзаменов в сессию).

2.6.  Определять время итоговой государственной аттестации (но не менее 2-х недель), а также ее формы и содержание, при этом они должны обеспечить контроль выполнения требований к уровню подготовки лиц, завершивших обучение.

2.7.  Использовать резерв учебного времени учебного заведения на углубление и (или) расширение квалификации выпускника в части специализации.

2.8.  Комплектовать учебные группы для занятий следующим образом:

- групповые занятия – не более 25 человек из студентов данного курса одной или, при необходимости, нескольких специальностей;

- мелкогрупповые занятия – 6-8 человек;

- индивидуальные занятия в отдельных случаях по соображениям профессиональной целесообразности проводить в форме мелкогрупповых по 2-3 человека в группе, используя полный объем времени;

2.9. Иметь кабинеты: методический, гуманитарных дисциплин, музыкальной литературы, звукозаписи, компьютерного обеспечения; учебные классы для групповых и индивидуальных занятий; концертный зал, спортивный зал.

3.  Дисциплины по выбору студентов включают дисциплины общеобразовательного, общегуманитарного и социально-экономического циклов (основы этики, культурология, экология, история религии, логика и риторика и др.), направленные на удовлетворение личностных наклонностей в сфере профессиональных интересов, и дисциплины специального цикла, предусматривающие специализацию в конкретной сфере преподавательской деятельности, а также углубление основной и дополнительной квалификации. Перечень дисциплин по выбору обсуждается и утверждается предметно-цикловой комиссией.

Образовательное учреждение имеет право самостоятельно определять количество часов на каждую дисциплину (но не менее 32 часов). Выбранные студентами дисциплины становятся обязательными для изучения, и на их освоение отводится регламентированное суммарное количество часов (260 часов).

4. Производственная (профессиональная) практика включает в себя дирижерскую и педагогическую (для специализации 0503.01), практику работы с творческим коллективом и фольклорную (для специализации 0503.02), а также исполнительскую практики. Проводится рассредоточение по всему периоду обучения. Объекты профессиональной практики выбираются по усмотрению учебного заведения.

Фольклорная практика проводится на 2-ом,4-ом и 6-ом семестрах в форме экспедиций.

5. Факультативные дисциплины предусматриваются учебным планом учебного заведения (не более 4 часов в неделю) и не являются обязательными для изучения студентами.

6. Срок реализации основной профессиональной образовательной программы базового уровня для лиц, обучающихся на базе среднего (полного) общего образования, не меняется.



Начальник Управления образовательной, кадровой и социально-правовой политики Министерства культуры РФ подпись Ю.В.Гафуров
Управление гуманитарного образования и развития личности Министерства общего и профессионального образования РФ подпись В.В.Сериков
Управление учебных заведений среднего профессионального образования Министерства общего и профессионального образования РФ подпись Н.Г.Ярошенко




Рег. N 05-0504-ВР


15 июля 1997 г.



ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
среднего профессионального образования базового уровня
по специальности 0504 «Теория музыки»
Квалификация – преподаватель музыкально-теоретических дисциплин.
Дополнительная квалификация – преподаватель ритмики.

Форма обучения – очная
Срок обучения – 3 года 10 мес.
на базе основного
общего образования

Индекс Элементы учебного
процесса, учебные
дисциплины
Время в неделях Макс.
учебная
нагрузка
студента
в часах
Обязательная учебная нагрузка в часах Рекомен-
дуемый курс изучения
ВсегоГруп.М/груп.Инд.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
ТО.00 Теоретическое обучение 144 6738 4492        
ООБД.00 Общеобразовательные дисциплины   1242 828        
ООБД.01 Pvccкий язык и литература     216 216     1, 2
ООБД.02 История     216 216     1, 2
ООБД.03 Музыкальная информатика     72 72     2
ООБД.04 Основы естественно-научного познания мира     72 72     1
ООБД.05 Иностранный язык     108   108   1, 2
ООБД.06 Физическая культура     144 144     1, 2
ОГСЭ.00 Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины   1176 784        
ОГСЭ.01 Основы философии     72 72     3, 4
ОГСЭ.02 Основы экономики, социологии, политологии     36 36     3, 4
ОГСЭ.03 Основы права     32 32     4
ОГСЭ.04 История мировой культуры     104 104     1, 2
ОГСЭ.05 Мировая литература     72 72     3, 4
ОГСЭ.06 Основы психологии и педагогики     72 72     2, 3
ОГСЭ.07 Иностранный язык     108   108   1, 2, 3
ОГСЭ.08 Физическая культура     144 144     1, 2, 3, 4
ДВ.00 Дисциплины по выбору студентов, устанавливаемые учебным заведением   216 144        
ОПД.00 Общепрофессиональные дисциплины   954 636        
ОПД.01 Фортепиано     288     288 1, 2, 3, 4
ОПД.02 Современная гармония     72   72   4
ОПД.03 Инструментоведение и инструментовка     92   72 20 1
ОПД.04 Композиция     144   144   1, 2, 3, 4
ОПД.05 Безопасность жизнедеятельности     40 40     1
СД.00 Специальные дисциплины   3366 2244        
СД.01 Сольфеджио     504   504   1, 2, 3, 4
СД.02 Элементарная теория музыки     104   104    
СД.03 Гармония     264   176 88 2, 3, 4
СД.04 Анализ музыкальных произведений     108   72 36 3
СД.05 Полифония     108   72 36 4
СД.06 Музыкальная литература и народное творчество     860 860     1, 2, 3, 4
СД.07 Методика преподавания сольфеджио     60   60   2
СД.08 Методика преподавания музыкальной литературы     60   60   2
СД.09 Методика преподавания ритмики     60   60   2
ДВ.00 Дисциплины по выбору студентов, устанавливаемые учебным заведением   174 116 36   80  
ВПА.00 Время промежуточной аттестации 14            
ПП.00 Производственная (профессиональная) практика 68            
ПП.01 Педагогическая практика     166     196 3, 4
ПП.02 Лекторская практика     8     19  
ПП.03 Фольклорная практика  *     10     10  
ИГА.00 Итоговая государственная аттестация 2            
ИГА.01 Теория музыки              
ИГА.02 Музыкальная литература              
ИГА.03 Педагогическая подготовка              
РВ.00 Резерв времени учебного заведения 5            
ВК.00 Время каникулярное 35            
К.00 Консультации, в том числе на подготовку к гос. экзаменам – 400 часов             1, 2, 3, 4
Ф.00 Дисциплины факультативные – 216 часов             1, 2, 3, 4
  ИТОГО 200            
*

 см. пояснение к учебному плану, п.8.   

вернуться

Пояснения к примерному учебному плану
  1. Примерный учебный план предназначен для реализации Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0504 «Теория музыки» и является основой для разработки учебного плана образовательным учреждением среднего профессионального образования.
  2. Указанное в примерном учебном плане время на теоретическое и практическое обучение является минимальным и может быть увеличено за счет резерва времени учебного заведения. Рабочий график учебного процесса разрабатывается и утверждается администрацией образовательного учреждения, при этом количество учебных недель в год при расчете учебного плана не должно превышать 36-ти недель, по практической подготовке – 34-х недель.
  3. Объем обязательных (аудиторных) учебных занятий студентов (графа 5) в период теоретического обучения не должен превышать 36 часов в неделю, при этом в указанный объем не входят занятия по факультативным дисциплинам и консультации.

    Максимальная нагрузка студента в период теоретического обучения (графа 4) не должна превышать 54 часов в неделю и включает все виды учебной работы студента в образовательном учреждении и вне его: обязательные и факультативные занятия, консультации, выполнение домашней репетиционной работы и другие виды домашних заданий, самостоятельную работу и т.п.

  4. Консультации для студентов, в том числе по подготовке к государственным экзаменам, предусматриваются учебным заведением в объеме 100 часов на каждый учебный год. Форма проведения консультаций (групповая, индивидуальная, письменная) определяется учебным заведением.
  5. Зачеты являются формой текущего учета знаний и могут проводиться по мере выполнения учебного плана в счет времени, отводимого на предмет.
  6. По предметам специального цикла предусматриваются курсовые работы:

    - по элементарной теории музыки – во 2-м семестре;

    - по музыкальной литературе – в 4-м и 5-м семестрах;

    - по анализу музыкальных произведений – в 6-м семестре;

    - по гармонии – в 7-м семестре;

    - по полифонии – в 8-м семестре.

  7. Производственная (профессиональная) практика включает в себя педагогическую и лекторскую практики. Проводится рассредоточенно по всему периоду обучения. Объекты профессиональной практики выбираются по усмотрению учебного заведения.
  8. Часы, отведенные на фольклорную практику, используются для организации фольклорной экспедиции в каникулярное время и на последующую обработку экспедиционных материалов.
  9. Дополнительная квалификация «Преподаватель ритмики» присваивается студентам, рекомендованным предметно-цикловой комиссией для прохождения предметов дополнительной квалификации и успешно освоившим эти предметы.
  10. Занятия по физической культуре проводятся с учетом спортивных интересов студентов по видам спорта, осуществляются по специальной программе, учитывающей особенности подготовки специалистов, и оцениваются недифференцированным зачетом.


© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования