Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Медиатека < Методические материалы < Государственные образовательные стандарты < 0503, 2002 г., для хоровых училищ


Министерство образования Российской Федерации


09 сентября 2002 г.
Регистрационный №_03-0503д-П

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности
0503 Хоровое дирижирование
(повышенный уровень среднего профессионального образования)


Вводится в действие с 1 сентября 2002 года.

Москва  2002

1.Общая характеристика специальности
0503 Хоровое дирижирование

1.1 Специальность 0503 Хоровое дирижирование утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации № 2572 от 02.07.2001 г. «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования – Классификатора специальностей среднего профессионального образования».

1.2 Форма освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0503 Хоровое дирижирование очная.

1.3 Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы 10 лет 10 месяцев.

1.4 Квалификации выпускника:

  • руководитель хора и творческого коллектива;
  • преподаватель;
  • артист хора.

1.5 Квалификационная характеристика выпускника:

Выпускник готовится к профессиональной деятельности в качестве руководителя хора и творческого коллектива, преподавателя хоровых дисциплин и сольфеджио в детских музыкальных школах, детских школах искусств, других учреждениях дополнительного образования, артиста самодеятельного и профессионального хорового коллектива.

Основные виды деятельности выпускника:

исполнительская – осуществление целостного процесса, направленного на организацию работы в качестве руководителя хора и творческого коллектива; подготовка и совершенствование ансамблевого и хорового репертуара; репетиционная и публичная исполнительская работа в условиях концертного зала и студии звукозаписи;

преподавательская – социально-педагогическое и учебно-методическое осуществление учебного процесса в учреждениях дополнительного образования;

культурно-просветительская – создание в сфере своей деятельности единой информационной среды, обеспечивающей формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения, создание на данной основе заинтересованной аудитории слушателей; приобщение этой аудитории к шедеврам отечественной и зарубежной музыкальной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

Выпускник должен уметь: организовать хоровой коллектив, ансамбль; работать с хором, имея в своем репертуаре различные произведения классической и современной музыкальной литературы; петь в ансамбле (дуэт, трио, квартет) камерные хоровые произведения классической, современной музыки; петь в хоре и ансамбле; аранжировать музыкальные произведения для хора и ансамбля; аккомпанировать с транспонированием в другие тональности произведений хоровой, вокальной и инструментальной литературы; читать с листа музыкальную литературу, а также хоровые партитуры; преподавать в детских музыкальных школах, кружках и студиях хоровой класс, ансамбль, сольфеджио.

Выпускник должен знать: принципы организации руководством хором, ансамблем; цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения в сфере дополнительного музыкального образования, методику преподавания хоровых дисциплин; особенности психологии различных возрастных групп обучающихся; основы организации деятельности учреждения дополнительного музыкального образования.

1.6 Возможности продолжения образования выпускника:

Выпускник, освоивший основную профессиональную программу среднего профессионального образования повышенного уровня по специальности 0503 Хоровое дирижирование, подготовлен:

  • к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования;
  • к освоению профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования по родственным специальностям.

2. Требования к уровню подготовки выпускника по специальности
0503 Хоровое дирижирование


2.1. Общие требования к образованности выпускника

Выпускник должен:

  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
  • иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе;
  • знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе, уметь учитывать их при решении профессиональных задач;
  • обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке;
  • владеть широким кругозором; быть готовым к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;
  • быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, к самостоятельным действиям в условиях неопределенности;
  • проявлять ответственность за выполняемую работу, самостоятельно и эффективно решает проблемы в области профессиональной деятельности;
  • быть готовым к практической деятельности по решению профессиональных задач в организации различных организационно-правовых форм; владеть профессиональной лексикой;
  • знать принципы научной организации своего труда, быть готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;
  • быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;
  • обладать устойчивым стремлением к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний, к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию), стремиться к творческой самореализации;
  • знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере;
  • иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического совершенствования.

2.2 Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам


По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам.
Выпускник должен:

в области философии:

  • - иметь представление о философских, научных, художественных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;
  • иметь представление о роли науки и научного познания, его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;
  • иметь представление о биологическом и социальном, телесном и духовном началах в человеке, о сущности сознания, сознательного и бессознательного в его поведении;
  • иметь представление об условиях формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;

в области права:

  • знать основные положения Конституции Российской Федерации;
  • иметь представление об основных отраслях права Российской Федерации;
  • знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
  • уметь использовать необходимые нормативно-правовые документы;

в области русского языка и культуры речи:

  • знать различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
  • знать нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров;
  • уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
  • уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
  • уметь пользоваться словарями русского языка;

в области истории:

  • иметь представление об основных этапах отечественной и зарубежной истории;
  • знать тенденции становления и развития российской государственности;
  • уметь самостоятельно ориентироваться в исторических сведениях, выделять существенное в историческом процессе;

в области истории культуры и искусства:

  • иметь представление о художественном мировоззрении и об основных этапах в истории культуры и искусства, понимать их роль в развитии цивилизации, ориентируясь в современных социально-экономических и культурологических проблемах;
  • знать направления и стили в мировом искусстве;

в области социальной психологии:

  • знать закономерности общения, социально-психологические феномены группы и общества, пути социальной адаптации личности;
  • уметь пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

в области иностранного языка:

  • владеть лексическим (1200-1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода со словарем иностранных текстов общего и профессионального характера;
  • иметь навык бытового и профессионального общения на иностранном языке;

в области физической культуры:

  • иметь представление о роли физической культуры в жизни человека и общества, об основах здорового образа жизни;
  • уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для совершенствования своего здоровья.

в области экономики:

  • знать общие положения экономической теории;
  • иметь представление об основах микро- и макроэкономики, экономической ситуации в стране и за рубежом, о денежно-кредитной и налоговой политике;
  • уметь находить и использовать экономическую информацию, необходимую в своей профессиональной деятельности;

в области социологии и политологии:

  • иметь представление о социологическом подходе в понимании закономерностей функционирования и развития общества и личности;
  • иметь представление о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;
  • иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;
  • иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом).


По общепрофессиональным дисциплинам

Выпускник должен:

иметь представление:

  • о роли общепрофессиональных знаний в профессиональной деятельности;
  • о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, в воспитании и развитии личности, о значении музыкально-художественного наследия для современности;
  • о социальной роли искусства и особенностях его функционирования в современном обществе;
  • о феномене музыкального восприятия и мышления как основе художественного познания и творческой деятельности в сфере музыкального искусства;
  • о значении народного творчества в становлении музыкального искусства;

знать:

  • искусствоведческие основы, научные методы изучения музыкального искусства;
  • основные исторические периоды развития музыкальной культуры, особенности национальных традиций, фольклорные истоки музыки, творческие биографии крупнейших русских и зарубежных композиторов;
  • теоретические основы музыкального искусства, принципы формообразования и гармонии;
  • музыкальную литературу различных жанров, особенно в области избранной специализации;

уметь:

  • выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений;
  • использовать музыковедческую литературу;
  • выполнять сравнительный анализ различных редакций музыкального произведения;
  • работать со звукозаписывающей аппаратурой;
  • делать педагогический анализ музыкальной литературы;
  • работать с музыкальным фольклором;

в области безопасности жизнедеятельности:

  • знать принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
  • уметь организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
  • знать основы военной службы и обороны государства;
  • иметь представление о медицинских знаниях.


По специальным дисциплинам:

Выпускник должен знать:

  • активный ансамблевый и хоровой репертуар, включающий произведения разных эпох, жанров и стилей;
  • теоретические основы и историю хорового исполнительства;
  • специальную литературу по профессии;
  • профессиональную терминологию;
  • специфику хорового и ансамблевого исполнительства;
  • основы организации репетиционной работы в качестве руководителя хорового коллектива;
  • музыкальную литературу в области хорового исполнительства;

Выпускник должен уметь:

  • читать с листа, транспонировать;
  • адаптироваться к условиям работы в конкретной концертной организации, современной студии звукозаписи;
  • профессионально и психофизиологически владеть собой во время публичных выступлений с сольными и ансамблевыми программами;
  • играть на фортепиано на уровне, необходимом для реализации основных профессиональных задач;
  • владеть современной методологией преподавания в учреждениях музыкального образования;
  • знать историю музыкального образования в России, специфику сложившейся в России системы подготовки профессиональных музыкантов и современных зарубежных методиках;
  • иметь практику обучения учащихся пению в хоре с учетом их возраста и уровня подготовки;
  • знать педагогический репертуар, уметь планировать развитие профессиональных навыков у учащихся.

2.3 Требования к уровню подготовки выпускника по профессиональной практике

В процессе профессиональной практики студент должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, приобрести умения и навыки по всем видам профессиональной деятельности.

2.4 Требования к выпускнику по итогам освоения основной профессиональной образовательной программы

В результате освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0503 Хоровое дирижирование выпускник должен быть готов к выполнению исполнительской, преподавательской и культурно-просветительской деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой.

3. Требования к минимуму содержания основной профессиональной программы по специальности 0503 Хоровое дирижирование

Индекс Наименование циклов, дисциплин, основные дидактические единицы Всего часов
максимальной
учебной нагрузки
студента
В т.ч. часов
обязательных
учебных занятий
ТО Теоретическое обучение 12696 7933
ОГСЭ.00 Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины 1128 746
ОГСЭ.01 Основы философии:
Предмет философии, основные вехи мировой философской мысли; природа человека и смысл его существования; человек и бог; человек и космос; человек, общество, цивилизация, культура; свобода и ответственность личности; человеческое познание и деятельность; наука и ее роль; человечество перед лицом глобальных проблем.
  72
ОГСЭ.02 Основы экономики, социологии, политологии:
Экономика и ее основные проблемы; микро- и макроэкономика; структура экономики страны; мировой рынок товаров, услуг и валют; основы бизнеса;
Социология как наука; общество как социокультурная система; социальные общности; социальные и этнонациональные отношения; социальные процессы, институты и организация; социальная роль и социальное поведение личности;
Предмет политологии; политическая власть и властные отношения; политическая система и политическое сознание; политическая культура; мировая политика и международные отношения.
  70
ОГСЭ.03 Основы права:
Право – понятие, система, источники; Конституция Российской Федерации – ядро правовой системы; Всеобщая декларация прав человека; личность, право, правовое государство; юридическая ответственность и ее виды; основные отрасли права: государственное, административное, гражданское, трудовое, семейное, уголовное; судебная система Российской Федерации; правоохранительные органы.
  36
ОГСЭ.04 Русский язык и культура речи:
Основные составляющие русского языка; язык и речь; специфика устной и письменной речи; понятие культуры речи; понятие о нормах русского литературного языка; виды норм;
Функциональные стили речи; специфика и жанры каждого стиля;
Лексика; использование в речи изобразительно-выразительных средств; лексические нормы;
Фразеология; типы фразеологических единиц, их использование в речи;
Лексикография; основные типы словарей;
Фонетика; основные фонетические единицы; фонетические средства языковой выразительности;
Орфоэпия; орфоэпические нормы русского литературного языка; понятие о фонеме;
Графика; позиционный принцип русской графики;
Орфография; принципы русской орфографии;
Морфемика; словообразовательные нормы;
Морфология; грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке; морфологические нормы;
Синтаксис; основные единицы синтаксиса;
Русская пунктуация; лингвистика текста.
  32
OГСЭ.05 Социальная психология:
предмет социальной психологии; социально-психологическая характеристика личности; проблема социализации личности; проблема межличностных отношений; психология общения: содержание, цели и средства общения, техника и приемы организации коммуникаций; группа как социально-психологический феномен: виды групп, групповая динамика и лидерство в группе, проблема эффективности групповой деятельности; природа конфликтов и пути их разрешения; человек и труд; человек как субъект труда; мотивы трудовой деятельности; психология профессий.
  36
ОГСЭ.06 Иностранный язык:
Основы общения на иностранном языке; фонетика, лексика, фразеология, грамматика;
Основы делового языка по специальности; профессиональная лексика, фразеологические обороты и термины; техника перевода (со словарем) профессионально-ориентированных текстов; профессиональное общение.
  216
ОГСЭ.07 Физическая культура:
Роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; социально-биологические и психофизиологические основы физической культуры; основы физического и спортивного самосовершенствования; профессионально-прикладная физическая подготовка.
  248
ОГСЭ.ДВ Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые образовательным учреждением 54 36
ОПД.00
Общепрофессиональные дисциплины
3385 2257
ОПД.01 Музыкальная литература
Выразительные средства музыки. Жанры и формы инструментальной и вокально-хоровой музыки. Знакомство с лучшими образцами классических жанров и форм на примерах музыки разных эпох и национальных школ. Программная музыка. Музыкальные инструменты.
Основные этапы развития зарубежной музыки: музыкальное искусство древности и античного периода; эпохи Средневековья и Возрождения (связь музыки с церковью, зарождение светского искусства, начало развития специфических элементов музыкальной речи); Новое время, эпоха Барокко (национальные композиторские школы, рождение оперы, концертная жизнь); эпоха Просвещения – философские идеи, общественно-политические события, классический стиль в музыке; 19 век – век романтизма с его стилевыми особенностями; музыкальное искусство 20 века – проблемы, тенденции развития.
Русская музыкальная литература: отечественное музыкальное искусство в своем становлении и развитии от Древности к 20 веку; формирование русского музыкального стиля; основные направления в развитии русского искусства в 20 веке.
  595
ОПД.02 Народное творчество
Фольклор как особый пласт культуры. Высокая художественная ценность русской народной песни, ее фундаментальное значение для становления национальной композиторской школы в России. Синкретическая природа фольклора, устная форма бытования фольклора; историческая периодизация и жанровая система отечественного фольклора; методология исследования народного творчества; начальные навыки анализа народной песни; практические навыки исполнения народных песен.
  35
ОПД.03 Сольфеджио
Развитие музыкального слуха; формы развития музыкального слуха: диктант, слуховой анализ, интонационные упражнения и сольфеджирование; формирование устойчивых навыков в указанных формах работы.
  1010
ОПД.04 Элементарная теория музыки
Элементы музыкального языка: понятия звукоряда и лада, интервала и аккорда, диатоники и хроматики, отклонения и модуляции, фактуры, типов изложения и пр.;
анализ нотного текста; характеристика выразительных средств в контексте содержания музыкального произведения;
навыки владения элементами музыкального языка на клавиатуре и в письменном виде.
  72
ОПД.05 Гармония:
Гармония как средство координации музыкальной ткани по вертикали и горизонтали; выразительные и формообразующие возможности гармонии;
Последовательное изучение гармонических средств; формирование навыков гармонизации мелодии, анализа нотного текста; применение изучаемых средств в упражнениях на фортепиано.
  259
ОПД.06 Анализ музыкальных произведений
Средства музыкальной выразительности, их формообразующие возможности;
Функции частей музыкальной формы; период, простые и сложные формы, вариационная и сонатная форма, рондо, рондо-соната, фуга; понятие о циклических и смешанных формах; специфика формообразования в вокально-хоровой музыке.
  72
ОПД.07 Музыкальная информатика
Исторический экскурс по электронной музыке; основные понятия: звук, его природа, возможности оцифровки звука (частота дискретизации, количество бит/с); интерфейс MIDI, его возможности для создания современной музыки; программы секвенсоры; компьютерный набор нотного текста; волновые формы в электронной музыке; синтез звука; основные устройства студии звукозаписи;
Программы секвенсоры Cubase и Cakewalk; набор нотного текста в программе Finale; виртуальные синтезаторы Rebirth, Retro AS; программы цифровой обработки звука (Sound Forge, Awave); цифровая звукозапись и монтаж (CoolEdit, Wavelab); многоканальные системы записи на диск (S.A.W.).
  72
ОПД.08 Основы психологии и педагогики
Предмет психологии; личность и межличностные отношения; познавательные процессы и эмоциональная сфера личности;
Психология художественного творчества; проблемы восприятия искусства; основы педагогики;
Педагогическая профессия; требования к личности педагога; основы теории воспитания и образования; искусство педагогического общения; педагогика сотрудничества; индивидуальная художественно-творческая работа с детьми; семейное воспитание и семейная педагогика.
  70
ОПД.09 Безопасность жизнедеятельности
Общие сведения о чрезвычайных ситуациях; чрезвычайные ситуации мирного и военного времени природного и техногенного характера, их последствия; устойчивость производств в условиях чрезвычайных ситуаций; назначение и задачи гражданской обороны; организация защиты и жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях; содержание и организация мероприятий по локализации и ликвидациии последствий чрезвычайных ситуаций; средства защиты; основы военной службы; основы обороны государства; Вооруженные силы Российской Федерации; боевые традиции; символы воинской чести; основы медицинских знаний; негативное воздействие на организм человека курения табака.
  72
СД.00 Специальные дисциплины 4239 2750
СД.01 Хоровой класс
Формирование навыков хорового пения, умения работать в ансамбле. Изучение и освоение хорового репертуара. Развитие различных сторон музыкального слуха посредством работы над хоровыми партитурами в произведениях различных стилей, жанров и форм.
  1126
СД.02 Дирижирование
Дирижирование как особый вид деятельности; формирование практических навыков работы с творческим коллективом; освоение технически мануальных средств дирижирования; художественно-исполнительские возможности хорового коллектива; первоначальное прочтение и охват хорового произведения в целом; детальный разбор авторского текста; понимание мира эмоциональных состояний и художественных образов, поиск адекватных интерпретаторсих решений; применение художественно оправданных технических приемов, использование многообразных возможностей хоровой партитуры в достижении наиболее убедительного воплощения исполнительского замысла. Слуховой контроль, управление процессом исполнения. Сценическое поведение, психологическая самопрофилактика. Анализ исполняемых произведений, применение теоретических знаний в исполнительской практике. Использование научно-исследовательских трудов в области теории хорового исполнительства, рекомендаций и советов крупнейших музыкантов. Сравнительный анализ записей исполнения произведения различными хоровыми коллективами. Накопление репертуара, включающего хоровые произведения различных жанров, форм, стилей.
  268
СД.03 Чтение хоровых партитур
Освоение многострочных партитур, чтение с листа в ключах, ознакомление с репертуаром.
  54
СД.04 Хороведение и методика работы с хором
Хоровое пение как особый вид музыкальной культуры. История развития хорового пения в России. Роль хора в развитии отечественной и зарубежной музыкальной культуры. Выразительные и технические возможности хора. Теория исполнительского процесса. Практические вопросы работы с хором. Методы формирования основных певческих навыков.
Этапы репетиционного процесса. Вопросы организации и воспитания хорового коллектива.
  35
СД.05 Хоровая аранжировка
Методы и способы аранжировки для различных хоровых составов. Правила аранжировки вокальных и инструментальных сочинений с сопровождением. Практическое знакомство с различными хоровыми стилями, развитие музыкального мышления и творческой инициативы учащихся.
  16
СД.06 Хоровая литература
Основные жанры и формы хоровой литературы. Классики отечественной и зарубежной хоровой литературы. Образцы хорового творчества в классической, современной и народной музыке.
  70
СД.07 Постановка голоса
Практическое формирование основных певческих навыков в предмутационный период. Расширение и укрепление диапазона детского голоса, тембровое сглаживание грудного и головного регистров. Культура звукообразования и звуковедения. Воспитание навыков точного интонирования, правильного певческого дыхания и вокальной дикции.
  140
СД.08 Вокал
Развитие вокально-технических навыков в послемутационный период. Укрепление опоры дыхания и звука, расширение диапазона. Формирование ровного звуковедения, дикции, выразительное исполнение произведений сольного репертуара.
  71
СД.09 Вокальный ансамбль
Формирование навыков исполнения сочинений для различных составов без сопровождения и с сопровождением фортепиано, от дуэтов до ансамблей с любым количеством исполнителей.
  72
СД.10 Инструментоведение
Технические и выразительные возможности оркестровых инструментов, их роль в оркестре. Репертуар оркестровых инструментов и переложений. Формирование практических навыков инструментальных переложений.
  38
СД.11 Фортепиано
Приобретение основных навыков игры на фортепиано. Развитие игрового аппарата. Изучение инструктивной литературы, последовательное освоение учебного репертуара. Применение фортепиано в работе над хоровыми произведениями, приобретение навыка профессионального разбора нотного текста, чтения с листа, умения аккомпанировать, умения использовать фортепиано для ознакомления с музыкальной литературой, а также для теоретического анализа музыкального произведения.
  770
СД.12 Ритмика
Музыкально-ритмическое воспитание. Приобретение навыков координации движений через освоение характерных особенностей ритма, метра, длительности звучания музыкального материала.
  70
СД.13 Методика преподавания сольфеджио
Педагогические принципы различных школ преподавания сольфеджио. Формирование отечественной педагогической школы. Изучение опыта выдающихся педагогов. Роль педагога в воспитании молодых музыкантов. Методика оценки и развития природных данных. Организация и планирование учебного процесса в музыкальной школе (студии). Методика проведения различных форм учебной работы. Развитие творческих способностей учащихся. Анализ учебной литературы.
  20
ДВ Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые учебным заведением. 114 76
ПП.00 Производственная (профессиональная) практика
Все виды производственной (профессиональной) практики проводятся рассредоточенно по всему периоду обучения.
3156 2104
К Консультации 300  
ДФ.00 Дисциплины факультативные 320  
ТО Всего часов теоретического обучения 12696 7933

Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0503 Хоровое дирижирование при очной форме обучения составляет

560

недель, в том числе:

- теоретическое обучение 380 недель
- профессиональная практика* 8 недель
- промежуточная аттестация 13 недель
- подготовка к итоговой государственной аттестации и государственная аттестация 4 недели
- резерв времени учебного заведения 4 недели
- каникулярное время 151 неделя

* См. п.16 примечаний к Примерному учебному плану

4. Общие требования к разработке основной профессиональной образовательной программы, обеспечивающие реализацию образовательными учреждениями Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности

4.1. Общие положения

4.1.1. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную профессиональную образовательную программу по специальности.

4.1.2. Основная профессиональная образовательная программа по специальности разрабатывается на основании Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0503 Хоровое дирижирование (далее – Государственные требования) и включает в себя требования к уровню подготовки выпускника, учебный план, программы учебных дисциплин, программу профессиональной практики, программу итоговой государственной аттестации. При разработке учебного плана образовательное учреждение использует примерный учебный план по специальности. При формировании пояснений к учебному плану применяются положения данного раздела с учетом специфики организации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении.

4.1.3. Основная профессиональная образовательная программа по специальности в части теоретического обучения состоит из дисциплин федерального компонента (в том числе дисциплин по выбору студента), дисциплин национально-регионального (регионального) компонента, а также факультативных дисциплин и консультаций.

4.1.4. Практическая подготовка студента, в том числе профессиональная практика, проводится в течение всего периода обучения и составляет 25-40% времени, отведенного на теоретическое обучение и практику.

4.2. Требования к организации и обеспечению образовательного процесса

4.2.1 Требования к кадровому обеспечению образовательного процесса

Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Преподаватели дисциплин предметной подготовки, как правило, должны иметь опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

4.2.2. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса

Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности должна обеспечиваться доступом каждого студента к информационным ресурсам (библиотечным фондам, компьютерным базам данных и др.), по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной профессиональной образовательной программы, наличием учебников, нот и музыкальной литературы, учебно-методических, методических пособий, разработок и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам теоретических и практических занятий, а также наглядными пособиями, аудио-, видео- и мультимедийными материалами.

Обеспеченность студентов учебной литературой, нотами и музыкальной литературой, необходимыми для реализации основной профессиональной образовательной программы, должна соответствовать нормативу – 0.5 экз. на одного студента. Источники учебной информации должны отвечать современным требованиям. В образовательном процессе должны использоваться законодательные акты, нормативные документы, материалы профессионально-ориентированных периодических изданий.

4.2.3. Требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса

Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по специальности, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей реализацию Государственных требований, прежде всего – в части парка музыкальных инструментов. Материально-техническая база должна соответствовать профессиональным задачам и действующим санитарно-техническим нормам.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
кабинетов, классов и концертно-репетиционных помещений
по специальности 0503 Хоровое дирижирование

Кабинеты:

  1. Гуманитарных и социально – экономических дисциплин
  2. Русского языка и литературы
  3. Мировой художественной культуры
  4. Иностранного языка
  5. Истории
  6. Естественнонаучных дисциплин
  7. Математики и информатики
  8. Хорового дирижирования
  9. Сольного пения
  10. Фортепиано
  11. Музыкально-теоретических дисциплин
  12. Звукозаписи

Учебные классы:

  1. Для индивидуальных занятий
  2. Для групповых занятий
  3. Для проведения исполнительской практики (хоровые и ансамблевые)

Концертный зал

Спортивный зал

4.2.4. Требования к организации производственной (профессиональной) практики

Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по специальности, должно обеспечить планирование, организацию и проведение производственной (профессиональной) практики в соответствии с Положением о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования.

4.2.5. Требования к промежуточной аттестации и итоговой государственной аттестации выпускников

Количество экзаменов в учебном году не должно превышать восьми, а количество зачетов – десяти. В указанное количество не входят зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам.

Виды итоговой государственной аттестации:

  1. Итоговые экзамены по отдельным дисциплинам:
    • Дирижирование и работа с хором
    • Ансамблевое пение
  2. Итоговый междисциплинарный экзамен:
    • Педагогическая подготовка и защита дипломного реферата

4.2.6 Общие нормативы по организации образовательного процесса

4.2.6.1. Количество дисциплин по выбору должно быть таким, чтобы студент мог обоснованно и реально выбирать дисциплину (дисциплины). Выбранные студентом дисциплины становятся обязательными для изучения.

4.2.6.2. Выполнение курсовой работы (курсовое проектирование) рассматривается как вид учебной работы по дисциплине. На весь период обучения может быть запланирована курсовая работа по одной дисциплине. Студент по выбору определяет тему курсовой работы. Для руководства курсовыми работами отводится сверх сетки часов 4 часа на одного студента.

4.2.6.3. Факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом образовательного учреждения (не более 4 часов в неделю), не являются обязательными для изучения студентом.

4.2.6.4. Консультации для студентов очной формы обучения предусматриваются образовательным учреждением в объеме не более 100 часов на каждый учебный год.

4.2.6.5. По всем дисциплинам теоретического обучения и этапам профессиональной практики, включенным в учебный план образовательного учреждения, должна выставляться итоговая оценка (»отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «зачтено»)

4.2.6.6. За музыкальное сопровождение занятий по дисциплинам, требующим музыкального сопровождения, концертмейстеру планируется время в объеме 100% учебного времени, отведенного учебным планом. Планирование концертмейстерских часов базируется на разумных принципах методической целесообразности и сложившихся профессиональных традиций.

4.3. Академические свободы образовательного учреждения в формировании содержания образования и организации образовательного процесса

При разработке основной профессиональной образовательной программы по специальности образовательное учреждение имеет право:

4.3.1. Уменьшать в пределах 10% объем времени, отведенного Государственными требованиями на циклы дисциплин.

4.3.2. Распределять резерв времени образовательного учреждения.

4.3.3. Формировать дисциплины по выбору студента, устанавливаемые образовательным учреждением, которые должны быть направлены на реализацию личностных потребностей обучающихся, обеспечение гуманитаризации содержания образования и на обеспечение конкурентоспособности выпускника и соответствии с запросами рынка труда; примерный перечень предлагаемых дисциплин по выбору:

  • Философия ХХ века
  • Мировое литературное наследие
  • Второй иностранный язык
  • Основы менеджмента
  • Композиция
  • Симфоническое дирижирование
  • Основы музыкального редактирования
  • Совершенствование сольной подготовки
  • Инструментовка

4.3.4. В цикле специальных дисциплин:

  • вводить программы дополнительной подготовки;
  • формировать программы дополнительной подготовки; наименование, перечень и содержание дисциплин дополнительной подготовки должны быть согласованы и утверждены Министерством культуры России;
  • вводить специализации путем выбора из перечня, предлагаемого Министерством культуры РФ.

4.3.5. Определять перечень и содержание дисциплин по выбору студента, факультативных дисциплин.

4.3.6. При формировании дисциплин по выбору студента, дисциплин специализации, факультативных дисциплин определять время на их изучение в объеме не менее 32 часов.

4.3.7. Определять формы проведения занятий (групповые, мелкогрупповые, индивидуальные, самостоятельные, письменные, устные и т.д.).

4.3.9. Использовать от 10 до 15% общего объема времени, отведенного на дисциплину федерального компонента, на самостоятельное проектирование дополнительного содержания образования по дисциплине при условии выполнения минимума содержания образования по дисциплине, указанного в Государственных требованиях.

4.3.10. Планировать концентрированное изучение дисциплины «Иностранный язык».

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
среднего профессионального образования повышенного уровня

по специальности 0503 Хоровое дирижирование
для хоровых училищ

Квалификации:

  • руководитель хора и творческого коллектива;
  • преподаватель;
  • артист хора

Форма обучения –

очная

.

Нормативный срок обучения – 10 лет 10 месяцев.

Индекс Элементы учебного
процесса, учебные
дисциплины
Время в неделях Макс.
учебная
нагрузка
студента
в часах
Обязательная учебная нагрузка, часов Рекомен-
дуемый курс изучения
Всего В том числе:
груп-
по-
вые
мел-
ко-
груп-
по-
вые
инди-
виду-
аль-
ные
1 2 3 4 5 6 7 8 9
ТО Теоретическое обучение 380 20520 13680        
ОД.(00)00 Общеобразовательные дисциплины              
ОД.(01)00 1 ступень: 1-8 классы – основное общее образование.   5944 4997        
ОД.(02)00 2 ступень: I-IV курсы на базе основного общего образования.   1386 1078        
ОД.(02)01 Pуccкий язык     72 72     II-III
ОД.(02)02 Литература     144 144     II-III
ОД.(02)03 История     104 104     II-III
ОД.(02)04 Обществознание     40 40     III
ОД.(02)05 История мировой культуры     110 110     III-IV
ОД.(02)06 Математика и информатика     104 104     II-III
ОД.(02)07 Основы естественно-научного познания мира (физика, биология, экология)     144 144     II-III
ОД.(02)08 География     36 36     I
ОД.(02)09 Иностранный язык [1]     144   144   I-II
ОД.(02)10 Физическая культура [2]     144 144     I-II
ОД.(02)11 Основы безопасности жизнедеятельности     36 36      
ОД.К. Консультации по циклу   1050          
ОГСЭ.00 Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины   687 458        
ОГСЭ.01 Основы философии     72 72     IV
ОГСЭ.02 Основы права     36 36     II
ОГСЭ.03 Русский язык и культура речи     32 32     IV
ОГСЭ.04 Социальная психология     36 36     IV
ОГСЭ.05 Основы экономики, социологии, политологии     70 70     IV
ОГСЭ.06 Иностранный язык [3]     72   72   III-IV
ОГСЭ.07 Физическая культура [4]     104 104     III-IV
ОГСЭ.ДВ Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые образовательным учреждением   54 36 36     I
ОПД.00 Общепрофессиональные дисциплины   3324 2217        
ОПД.01 Музыкальная литература     595 595     3-8, II-IV
ОПД.02 Народное творчество     35 35     6
ОПД.03 Сольфеджио     1010   1010   1-8, II-IV
ОПД.04 Элементарная теория музыки     72   72   I
ОПД.05 Гармония     259   214 45 II-IV
ОПД.06 Анализ музыкальных произведений     72   72   II
ОПД.07 Музыкальная информатика     72 72     I
ОПД.08 Основы психологии и педагогики     70 70     IV
ОПД.09 Безопасность жизнедеятельности     32       II
СД.00 Специальные дисциплины   4239 2750        
СД.01 Хоровой класс     1126 1126     1-7, II-IV
СД.02 Дирижирование     268     268 I-IV
СД.03 Чтение хоровых партитур     54     54 I-III
СД.04 Хороведение и методика работы с хором     35 35     IV
СД.05 Хоровая аранжировка     16     16 III
СД.06 Хоровая литература     70 70     III-IV
СД.07 Постановка голоса     140     140 3-6
СД.08 Вокал     71     71 II-IV
СД.09 Вокальный ансамбль     72     72 III-IV
СД.10 Ритмика     70 70     1-2
СД.11 Методика преподавания сольфеджио     20 20     III
СД.12 Фортепиано     770     770 1-8, II-IV
СД.13 Инструментоведение     38 38     IV
ДВ Дисциплины по выбору   114 76     76 II-III
ПП.00 Профессиональная (профессиональная) практика 8 3156 2104        
ПП.01 Практика работы с хором     54     54 II-IV
ПП.02 Педагогическая практика (преподавания сольфеджио)     8     8 IV
ПП.03 Исполнительская практика     1478 1478     3-7, II-IV
ПП.04 Концертная хоровая практика     564 564     3-7, II-IV
ДФ.00 Дисциплины факультативные   320          
К Консультации   300          
ПА Промежуточная аттестация 13            
ИГА.00 Итоговая государственная аттестация и подготовка к ней 4            
ИГА.01 Дирижирование хором              
ИГА.02 Ансамблевое пение              
ИГА.03 Педагогическая подготовка и защита дипломного реферата              
РВ Резерв времени образовательного учреждения 4            
ВК Время каникулярное 151            
  1 класс 17            
  2 класс 17            
  3 класс 17            
  4 класс 17            
  5 класс 17            
  6 класс 17            
  7 класс 17            
  8 класс (I курс) 10            
  II курс 10            
  III курс 10            
  IV курс 2            
ИТОГО:  560            

1.  См. п.11 Примечаний к примерному учебному плану.   вернуться
2.  См. п.12 Примечаний к примерному учебному плану.   вернуться
3.  См. п.11 Примечаний к примерному учебному плану.   вернуться
4.  См. п.12 Примечаний к примерному учебному плану.   вернуться

Примечания к примерному учебному плану:

1. Примерный учебный план предназначен для реализации Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0503 Хоровое дирижирование и является основой для разработки учебного плана образовательным учреждением среднего профессионального образования.

2. Образовательные учреждения среднего профессионального образования, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют основную образовательную программу среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого среднего профессионального образования.

3. Преподавание дисциплин может осуществляться в форме авторских курсов и разнообразных видов заданий, семинаров, учитывающих профессиональную и творческую специфику.

4. С целью установления необходимой глубины усвоения отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы общегуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин в соответствии с профилем данной специальности, возможно формирование междисциплинарных интегрированных курсов с сохранением минимума содержания.

5. Формы промежуточной аттестации устанавливаются из расчета не более 4-х экзаменов в каждую неделю сессии.

6. Время итоговой государственной аттестации определяется из расчета не менее 2-х недель; ее формы и содержание должны обеспечить контроль выполнения требований к уровню подготовки лиц, завершивших обучение.

7. Резерв учебного времени используется на углубление и (или) расширение квалификации выпускника.

8. Указанное в примерном учебном плане время на теоретическое и практическое обучение является минимальным и может быть увеличено за счет резерва времени учебного заведения. Рабочий график учебного процесса разрабатывается и утверждается администрацией образовательного учреждения, при этом количество учебных недель в год при расчете учебного плана по предметам «хоровой класс» и «дирижирование» составляет 40 недель, по остальным дисциплинам не должно превышать 36-ти недель, по практической подготовке – 34-х недель.

9. Объем обязательных (аудиторных) учебных занятий студентов (графа 5) не должен превышать 36 часов в неделю, при этом в указанный объем не входят занятия по физической культуре, факультативным дисциплинам и консультации.
Максимальная нагрузка студента (графа 4) не должна превышать 54 часов в неделю и включает все виды учебной работы студента в образовательном учреждении и вне его: обязательные и факультативные занятия, консультации, выполнение домашней репетиционной работы и другие виды домашних заданий, самостоятельную работу и т.п.

10. Зачеты являются формой текущего учета знаний и могут проводиться по мере выполнения учебного плана в счет времени, отводимого на предмет.

11. Занятия по иностранному языку проводятся из расчета 2 часа в неделю в течение 1 – 7-го семестров и обязательны для всех студентов, вне зависимости от уровня предшествующего образования. Группы комплектуются по принципу уровня языковой подготовки студентов.

12.Занятия по физической культуре проводятся из расчета 2 часа в неделю с 1 по 7 класс и с I по IV курс и обязательны для всех учащихся и студентов. При проведении занятий в 1 - 8 семестрах учитываются спортивные интересы студентов по видам спорта, применяются специальные программы, учитывающие особенности подготовки специалистов. Итоги успеваемости студентов оцениваются недифференцированным зачетом.

13. Учебные группы для занятий комплектуются следующим образом:

- групповые занятия – не более 25 человек из студентов данного курса одной или, при необходимости, нескольких специальностей; по дисциплине «Музыкальная литература» – не более 15 человек;

- мелкогрупповые занятия – 6-8 человек;

- по ансамблевым дисциплинам – от 2-4 человек.

14. Состав хоровых классов, количество хоров и распределение студентов по группам для проведения исполнительской и концертной хоровой практики определяются на каждый учебный год, исходя из художественно-учебных задач, стоящих перед хоровым коллективом и особенностей подготовки специалистов.

15. Дисциплины по выбору студентов включают дисциплины общеобразовательного, общегуманитарного и социально-экономического циклов, направленные на удовлетворение личностных наклонностей в сфере профессиональных интересов, и дисциплины отдельных специализаций, предусматривающие специализацию в конкретной сфере инструментального исполнительства, а также углубление основной и дополнительной квалификации. Перечень дисциплин по выбору обсуждается и утверждается предметно-цикловой комиссией.
Образовательное учреждение имеет право самостоятельно определять количество часов на каждую дисциплину (но не менее 32 часов). Выбранные студентами дисциплины становятся обязательными для изучения, и на их освоение отводится регламентированное суммарное количество часов (не более 112 часов).

16. Производственная (профессиональная) практика включает в себя практику работы с хором, педагогическую, исполнительскую и концертную. Концертная практика проводится рассредоточенно по всему периоду обучения. Объекты профессиональной практики выбираются по усмотрению учебного заведения.

17. Факультативные дисциплины предусматриваются учебным планом учебного заведения (не более 4 часов в неделю) и не являются обязательными для изучения студентами.

18. Помимо часов учебного плана дополнительно предусматриваются часы на консультации из расчета не более 100 часов на каждый учебный год. При планировании часов на консультации применяются разумные принципы методической целесообразности и сложившихся традиций.

19. Помимо часов учебного плана дополнительно предусматриваются концертмейстерские часы: из расчета 100% общего количества педагогических часов, отводимых на занятия по хоровому классу, дирижированию, постановке голоса, вокала, вокальному ансамблю, производственной практике, на промежуточную и итоговую аттестации, предметы по выбору студента и при необходимости на факультативные предметы; иллюстраторские часы для курсов музыкальной литературы и народного творчества из расчета 50% общего количества учебных часов. При планировании концертмейстерских часов применяются разумные принципы методической целесообразности и сложившихся традиций.



© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования