Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Медиатека < Методические материалы < Государственные образовательные стандарты < 0503, 1997 г.

Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников
по специальности 0503 «Хоровое дирижирование»

Специализации: 0503.01 «Хоровое дирижирование»
0503.02 «Руководитель народного хора»

(базовый уровень среднего профессионального образования)

Действует в качестве временных требований до введения в действие стандарта с 1 сентября 2001 г.

Москва 1997 г.


1.  Общая характеристика специальности 0503 «Хоровое дирижирование».

1.1.  Специальность утверждена постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 25.05.94 № 4 «Об утверждении государственного образовательного стандарта в части классификатора специальностей среднего профессионального образования».


1.2.  Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0503 «Хоровое дирижирование»:

- очная;

- очно-заочная (вечерняя).

1.3.  Квалификация выпускника специализации 0503.01 – руководитель хора и творческого коллектива, учитель музыки. Квалификация выпускника специализации 0503.02 – руководитель хора и творческого коллектива, артист народного хора, ансамбля. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения на базе основного общего образования 3 года 10 месяцев

*

.


1.4.  Характеристика сферы профессиональной деятельности выпускника.


1.4.1.  Место специальности в области культуры и искусства.


Профессиональная деятельность выпускника специальности «Хоровое дирижирование» осуществляется в сферах исполнительской, преподавательской и культурно-просветительской деятельности, связанных с профессиональным музыкальным искусством, а также в сфере общего эстетического образования и воспитания.


1.4.2.  Объекты профессиональной деятельности выпускника.


Объектами профессиональной деятельности выпускника являются детские музыкальные и общеобразовательные школы, детские школы искусств и другие учреждения дополнительного профессионального образования, профессиональные и самодеятельные концертные организации, музыкальные коллективы, кружки и студии.


1.4.3.  Виды профессиональной деятельности выпускника.


Выпускник подготовлен к следующим видам деятельности:

исполнительская;

преподавательская

культурно-просветительская.


* Образовательные учреждения среднего профессионального образования реализуют Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, учрежденный Минобразованием России приказом от 07.06.93 № 237, вариантно с учетом профиля получаемого профессионального образования. вернуться

2.  Требования к уровню подготовки выпускников, успешно завершивших обучение по программе специальности 0502 «Пение».

2.1.  Общие требования к образованности выпускника.


Выпускник отвечает следующим требованиям:


владеет основами общих гуманитарных и социально-экономических наук, умеет использовать общие принципы этих наук в профессиональной и иной деятельности;

знает основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека, общества и окружающей среды, способен учитывать их в своей педагогической деятельности;

обладает культурой мышления, способностью в условиях социальной и культурной эволюционной практики к переоценке собственного опыта и профессиональному самоанализу;

владеет навыком применения знания иностранных языков в профессиональной и иной деятельности;

умеет самостоятельно приобретать новые знания, осознает необходимость повышения квалификации и продолжения обучения с целью приобретения следующего уровня образования;

понимает сущность и социальную значимость своей профессии, актуальные проблемы музыкального исполнительства, обладает чувством профессиональной ответственности за результаты своего труда;

владеет методологией профессии, элементами планирования профессиональной деятельности;

знаком с методами организационной деятельности, обладает культурой общения в художественно-творческом процессе;

самостоятельно осуществляет выбор программы деятельности, подбор информационного, дидактического и художественного материала, готов к использованию компьютерной техники для организации профессиональной деятельности;

имеет представление о физиологии и психологии человека, охране его здоровья, об основах экокультуры, имеет навыки и умения в области физической культуры и физического самосовершенствования.


2.2.  Требования к уровню подготовки по дисциплинам и производственной (профессиональной) практике.

2.2.1.  По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам. Выпускник должен:

в области философии:

иметь представление о философских, научных, художественных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого знания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;

иметь представление о роли науки и научного познания, его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;

иметь представление о биологическом и социальном, телесном и духовном началах в человеке, о сущности сознания, сознательного и бессознательного в его поведении;

иметь представление об условиях формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;

знать нравственные нормы регулирования отношений между людьми в обществе;


в области истории культуры и искусства:

иметь представление о художественном мировоззрении и об основных этапах в истории культуры и искусства, понимать их роль в развитии цивилизации, ориентируясь в современных социально-экономических и культурологических проблемах; знать направления и стили в мировом искусстве;


в области экономики:

иметь общее представление об основных положениях экономической теории, о налоговой, денежно-экономической, кредитной, социальной и инвестиционной политике;

иметь общее представление об экономической ситуации в стране и за рубежом;

уметь находить и использовать экономическую информацию, необходимую в своей профессиональной деятельности;


в области социологии и политологии:

иметь общее представление о социологическом подходе к процессу эволюционирования общества и личности и об основных категориях социологии как науки;

иметь общее представление об основах политических процессов в России и в мире в целом;


в области права:

знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;

иметь представление об основах государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права Российской Федерации;

уметь использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность;


в области психологии и педагогики:

иметь представление о закономерностях психического развития, о роли сознания и самосознания в поведении человека, в развитии личности: знать психологические основы профессионального творчества; уметь дать психологическую характеристику личности, владеть приемами психической саморегуляции;

знать основные педагогические понятия, психолого-педагогические основы воспитания и обучения, цели, задачи, закономерности и принципы воспитания, концепции образования и обучения в современной дидактике;

знать историю становления педагогики как самостоятельной отрасли знаний, развитие педагогических систем музыкального воспитания, формы, средства и методы педагогической деятельности в сфере музыкального творчества;


в области иностранного языка:

владеть лексическим (1200-1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода со словарем иностранных текстов общего и профессионального характера;

иметь навык бытового и профессионального общения на иностранном языке;


в области физической культуры:

иметь представление о роли физической культуры в жизни человека и общества, об основах здорового образа жизни;

уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для совершенствования своего здоровья.


2.2.2.  Требования по общепрофессиональным дисциплинам.


Выпускник должен иметь представление:

о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, в воспитании и развитии личности, о значении музыкально-художественного наследия для современности;

о социальной роли искусства и особенностях его функционирования в современном обществе;

о феномене музыкального восприятия и мышления как основе художественного познания и творческой деятельности в сфере музыкального искусства;

о значении народного творчества в становлении музыкального искусства;


Выпускник должен знать:

искусствоведческие основы, научные методы изучения музыкального искусства;

основные исторические периоды развития музыкальной культуры, особенности национальных традиций, фольклорные истоки музыки, творческие биографии крупнейших русских и зарубежных композиторов;

теоретические основы музыкального искусства, принципы формообразования и гармонии;

музыкальную литературу различных жанров, особенно в области избранной специализации.


Выпускник должен владеть навыками:

теоретического и исполнительского анализа музыкального произведения, применения теоретических знаний в процессе поиска интерпретаторских решений;

использования музыковедческой литературы;

сравнительного анализа различных редакций музыкального произведения;

работы со звукозаписывающей аппаратурой;

педагогического анализа музыкальной литературы;

работы с музыкальным фольклором.


2.2.3. Требования по специальным дисциплинам.


Выпускник должен:

обладать активным хоровым и ансамблевым репертуаром, включающим произведения разных эпох, жанров и стилей;

уметь адаптироваться к условиям работы в конкретной концертной организации;

иметь опыт публичных выступлений с хоровыми и ансамблевыми программами;

иметь навыки чтения с листа, транспонирования;

иметь навыки репетиционной работы в качестве хормейстера;

владеть спецификой ансамблевого исполнительства;

знать теоретические основы и историю хорового исполнительства;

знать специальную литературу по профессии;

владеть профессиональной терминологией;

иметь навыки игры на фортепиано в объеме, необходимом для реализации основных профессиональных задач;


дополнительно для специализации 0503.01:

владеть современной методологией преподавания в учреждениях музыкального образования;

знать историю музыкального образования в России, иметь представление о специфике сложившейся в России системы подготовки профессиональных музыкантов и современных зарубежных методиках;

иметь практику обучения учащихся пению в хоре с учетом их возраста и уровней подготовки;

знать педагогический репертуар, уметь планировать развитие профессиональных навыков у учащихся;


дополнительно для специализации 0503.02:

владеть народной манерой пения, уметь разучить народную партитуру любой сложности;

уметь организовать народный хор или ансамбль, иметь практический опыт работы с ними;

знать специфику певческих стилей различных регионов России;

знать специфику экспедиционной работы, уметь расшифровывать аудиозаписи 1 – 3-х голосных народных песен;

уметь аранжировать народные партитуры для любого состава исполнителей;

знать основы народной хореографии, уметь применить эти знания при работе с коллективом;


2.2.4.  По производственной (профессиональной) практике.

В процессе производственной (профессиональной) практики выпускник должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, приобрести умения и навыки по всем видам профессиональной деятельности (исполнительской, преподавательской и культурно-просветительской).

2.2.5.  В результате освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0503 «Хоровое дирижирование» выпускник должен владеть навыками и иметь опыт:

организации хорового коллектива, ансамбля;

работы с хором, имея в своем репертуаре различные произведения классической и современной, академической и народной музыкальной хоровой литературы;

пения в ансамбле (дуэт, трио, квартет) камерных хоровых произведений классической, современной и народной музыки;

пения в хоре и ансамбле;

аранжировки музыкальных произведений для хора и ансамбля;

аккомпанемента с транспонированием в другие тональности произведений хоровой, вокальной и инструментальной литературы;

чтения с листа музыкальной литературы, а также хоровых партий;

преподавания в детских музыкальных школах, кружках и студиях хорового класса, а также ансамбля;


Дополнительные требования к выпускнику определяются учебным заведением с учетом особенностей профессиональной подготовки.




3. Обязательный минимум содержания профессиональной обязательной программы по специальности 0503 «Хоровое дирижирование».

Индекс Наименование дисциплин и их основные разделы Всего часов
максимальной
учебной нагрузки
студента
В т.ч. часов
обязательных
учебных занятий
ОГСЭ.00 Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины 1176 784
ОГСЭ.01 Основы философии

Предмет философии, основные вехи мировой философской мысли. Природа человека и смысл его существования. Человек и бог. Человек и космос. Человек, общество, цивилизация, культура. Свобода и ответственность личности. Человеческое познание и деятельность. Наука и ее роль. Человечество перед лицом глобальных проблем.

   
ОГСЭ.02 Основы экономики, социологии, политологии

Экономика и ее основные проблемы. Микроэкономика и макроэкономика. Мировое хозяйство и внешнеэкономические отношения.
Социология как наука. Общество как социокультурная система. Социальные общности. Социальные и этнонациональные отношения. Социальные процессы, институты и организации. Социальная роль и социальное поведение личности. Предмет политологии. Политическая власть и властные отношения. Политическая система и политическое сознание. Мировая политика и международные отношения. Социально-экономические процессы в России.

   
ОПД.03 Основы права

Структура права и его действия. Основы законодательства. Право, личность и общество. Государство и право. Гражданское право. Отраслевые направления права.

   
OГСЭ.04 История мировой культуры

Феномен культуры и ее роль в истории цивилизации. Основные этапы развития русского и зарубежного искусства, отражение историко-философских и социально-экономических тенденций в культуре и произведениях искусства. Связь различных видов искусств.

   
ОГСЭ.05 Мировая литература

История развития зарубежной и отечественной литературы. Различные стилевые направления и литературные жанры. Великие авторы и их сочинения.

   
ОГСЭ.06 Основы психологии и педагогики

Предмет психологии. Личность и межличностные отношения. Познавательные процессы и эмоциональная сфера личности. Психология художественного творчества, проблемы восприятия искусства.

Основы педагогики. Педагогическая профессия, требования к личности педагога. Основы теории воспитания и образования. Искусство педагогического общения. Педагогика сотрудничества. Индивидуальная художественно-творческая работа с детьми. Семейное воспитание и семейная педагогика.

   
ОГСЭ.07 Иностранный язык

Изучение лексико-грамматического минимума. Развитие разных форм речи. Приобретение навыков перевода профессиональной литературы и бытового общения.

  108
ОГСЭ.08 Физическая культура

Роль физической культуры в подготовке специалиста. Формирование основ здорового образа жизни. Профессионально-прикладная физическая подготовка.

  144
ДВ.00 Дисциплины по выбору студентов, устанавливаемые учебным заведением 216 144
ФО.00 Факультативные предметы   72
ОПД.00 Общепрофессиональные дисциплины 1830 1220
ОПД.01 Музыкальная литература и народное творчество

Основные этапы развития зарубежной музыки. Музыкальное искусство древности и античного периода. Эпохи Средневековья и Возрождения (связь музыки с церковью, зарождение светского искусства, начало развития специфических элементов музыкальной речи). Новое время, эпоха Барокко (национальные композиторские школы, рождение оперы, концертная жизнь). Эпоха Просвещения – философские идеи, общественно-политические события, классический стиль в музыке. 19 век – век романтизма с его стилевыми особенностями. Музыкальное искусство 20 века – проблемы, тенденции развития.

Русская музыкальная литература. Отечественное музыкальное искусство в своем становлении и развитии от Древности к 20 веку, формирование русского музыкального стиля. Основные направления в развитии русского искусства в 20 веке.

Фольклор как особый пласт культуры, синкретическая природа фольклора, устная форма бытования фольклора. Историческая периодизация и жанровая система отечественного фольклора. Методология исследования народного творчества. Практические навыки исполнения народных песен.

  396
ОПД.02 Сольфеджио

Развитие музыкального слуха. Формы развития музыкального слуха: диктант, слуховой анализ, интонационные упражнения и сольфеджирование. Формирование устойчивых навыков в указанных формах работы.

  468
ОПД.03 Элементарная теория музыки

Элементы музыкального языка, понятия звукоряда и лада, интервала и аккорда, диатоники и хроматики, отклонения и модуляции, фактуры, типов изложения и пр. Анализ нотного текста, характеристика выразительных средств в контексте содержания музыкального произведения, навыки владения элементами музыкального языка на клавиатуре и в письменном виде.

  72
ОПД.04 Гармония

Гармония как средств координации музыкальной ткани по вертикали и горизонтали. Выразительные и формообразующие возможности гармонии. Последовательное изучение гармонических средств. Формирование навыков гармонизации мелодии, анализа нотного текста. Применение изучаемых средств в упражнениях на фортепиано.

  172
ОПД.05 Анализ музыкальных произведений

Средства музыкальной выразительности, их формообразующие возможности. Функции частей музыкальной формы. Период, простые и сложные формы, вариационная и сонатная форма, рондо, рондо-соната, фуга. Понятие о циклических и смешанных формах. Специфика формообразования в хоровых и вокальных произведениях.

  72
ОПД.06 Безопасность жизнедеятельности

Правовые и организационные основы безопасности жизнедеятельности: экстремальные, критические ситуации, их негативное воздействие на человека; организационные и технические мероприятия, снижающие или устраняющие отрицательное воздействие внешних факторов; основы личной безопасности; правила поведения в экстремальных ситуациях, оказание первой помощи.

  40
Ф.00 Факультативы   72
СД.00 Специальные дисциплины 4590 3060
СД.01 Хоровой класс

Формирование навыков хорового пения, умения работать в ансамбле. Изучение и освоение хорового репертуара. Развитие различных сторон музыкального слуха посредством работы над хоровыми партитурами в произведениях различных стилей, жанров и форм.

  864
СД.02 Дирижирование

Дирижирование как особый вид деятельности. Формирование практических навыков работы с творческим коллективом; освоение технических мануальных средств дирижирования. Художественно-исполнительские возможности хорового коллектива. Первоначальное прочтение и охват хорового произведения в целом, детальный разбор авторского текста. Понимание мира эмоциональных состояний и художественных образов, поиск адекватных интерпретаторских решений. Применение художественно оправданных технических приемов, использование многообразных возможностей хоровой партитуры в достижении наиболее убедительного воплощения исполнительского замысла. Слуховой контроль, управление процессом исполнения. Сценическое поведение, психологическая самопрофилактика. Анализ исполняемых произведений, применение теоретических знаний в исполнительской практике. Использование научно-исследовательских трудов в области теории хорового исполнительства, рекомендаций и советов крупнейших музыкантов. Сравнительный анализ записей исполнения произведения различными хоровыми коллективами. Накопление репертуара, включающего хоровые произведения различных жанров, форм, стилей.

  360
СД.03 Чтение хоровых партитур

Освоение многострочных партитур, чтение с листа в ключах, ознакомление с репертуаром.

  62
СД.04 Вокальный ансамбль

Формирование навыков исполнения сочинений для различных составов, включающих фортепиано, от дуэтов до ансамблей с любым количеством исполнителей.

.
  72
СД.05 Постановка голоса

Основы звукоизвлечения, техника дыхания. Работа с текстом. Актерское воплощение исполняемых произведений.

  180
СД.06 Фортепиано

Приобретение основных навыков игры на фортепиано. Развитие игрового аппарата. Изучение инструктивной литературы, последовательное освоение учебного репертуара. Применение фортепиано в работе над хоровыми произведениями, приобретение навыка профессионального разбора нотного текста, чтения с листа, умения аккомпанировать, умения использовать фортепиано для ознакомления с музыкальной литературой, а также для теоретического анализа музыкального произведения.

  214
СД.07 Инструментоведение

Технические и выразительные возможности оркестровых инструментов, их роль в оркестре. Репертуар оркестровых инструментов и переложений. Формирование практических навыков инструментальных переложений.

  40
СД.08
(для
0503.01)
Хороведение и хоровая аранжировка

Хоровое пение как особый вид музыкальной культуры. История развития хорового пения в России. Роль хора в развитии отечественной и зарубежной музыкальной культуры. Выразительные и технические возможности хора.

Методы и способы аранжировки для различных хоровых составов. Правила аранжировки вокальных и инструментальных сочинений с сопровождением.

  92
СД.09
(для
0503.01)
Хоровая литература

Основные жанры и формы хоровой литературы. Классики отечественной и зарубежной хоровой литературы. Образцы хорового творчества в классической, современной и народной музыке.

  72
СД.10
(для
0503.01)
Хоровое сольфеджио

Методы и способы развития специфических для хорового искусства сторон музыкального слуха. Использование хоровых упражнений в традиционных формах работы по сольфеджио.

  72
СД.11
(для
0503.01)
Методика музыкального воспитания

Педагогические принципы различных школ обучения пению детей с учетом возрастных особенностей. Формирование отечественной педагогической школы.

Изучение опыта выдающихся педагогов. Роль педагога в воспитании молодого музыканта. Приемы педагогической работы. Важнейшие предпосылки становления музыканта-исполнителя. Способы оценки и развития природных данных. Организация и планирование учебного процесса в музшколе. Методика проведения различных форм учебной работы. Ознакомление с произведениями различных жанров и стилей, изучаемых на разных этапах обучения детей и подростков.

Практическое освоение музыкального репертуара, применяемого на уроках музыки в общеобразовательной школе.

  88
СД.12
(для
0503.02)
Фольклорный ансамбль

Формирование навыков исполнительской работы в различных певческих стилях, распространенных в России. Южнорусский стиль, казачий стиль. Обучение навыкам фольклорной импровизации.

  288
СД.13
(для
0503.02)
Изучение областных певческих стилей

Исторический обзор пяти регионов России: Севера, Центрального района, Черноземья, Урала и Сибири, казачьих регионов. Практическое освоение певческих особенностей и диалекта. Характеристика народно-песенных стилей.

  72
СД.14
(для
0503.02)
Методика работы с творческим коллективом

Основные этапы народного хорового исполнительства. Особенности работы над народными песнями и авторскими произведениями. Проблемы вокальной подготовки руководителей народного хора.

  72
СД.15
(для
0503.02)
Расшифровка народной музыки

Методы обработки экспедиционных материалов. Нотация народных песен. Работа со звукозаписывающей аппаратурой. Отображение индивидуальных особенностей исполнения. Запись текстов с учетом диалектов.

  108
СД.16
(для
0503.02)
Основы народной хореографии

Формирование навыков общения в танце. Практическое освоение хореографических областных стилей. Изучение примеров фольклорных танцев разных областей.

  288
ДВ.00 Дисциплины по выбору студентов,
устанавливаемые учебным заведением.
174 116
ТО.00 Всего часов теоретического обучения 7596 5064
ПП.00 Производственная (профессиональная) практика

Все виды производственной (профессиональной) практики проводятся рассредоточенно по всему периоду обучения

564 376
ИГА.00 Итоговая государственная аттестация 2 недели
РВ.00 Резерв времени учебного заведения 5 недель
К.00 Консультации, в том числе на подготовку к государственным экзаменам 400 часов
Ф.00 Дисциплины факультативные 216 часов


Итоговая государственная аттестация

Специализация 0503.01:

Дирижирование и работа с хором

Методика музыкального воспитания

Методика преподавания сольфеджио (для получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель сольфеджио»)


Специализация 0503.02:

Работа с хором и фольклорным ансамблем

Методика работы с творческим коллективом



Государственные требования составлены на основе следующих данных:

Теоретическое обучение (при обязательной максимальной учебной нагрузке – 36 час/нед.) 144 недели
Время промежуточной аттестации 14 недель
Итоговая государственная аттестация 2 недели
Производственная (профессиональная) практика проводится рассредоточенно по всему периоду обучения 68 недель
Резерв времени учебного заведения 5 недель
Каникулярное время 35 недель
ИТОГО: срок реализации основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования 200 недель

Примечания:

1.  Образовательные учреждения среднего профессионального образования реализуют Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный Минобразованием России приказом от 07.06.93 № 237, вариантно с учетом профиля получаемого профессионального образования.

2.  При разработке основной профессиональной образовательной программы подготовки учебное заведение имеет право:

2.1.  Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин в пределах 5 % при сохранении обязательного минимума содержания дисциплин, а также увеличивать этот объем в пределах максимально допустимой недельной нагрузки студента.

2.2.  Варьировать в рамках одного цикла дисциплин их перечень, количество и объем в пределах, обозначенных в пункте 2.1.

2.3.  Осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов и разнообразных видов заданий, семинаров, учитывающих профессиональную и творческую специфику.

2.4.  Устанавливать необходимую глубину усвоения отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы общегуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин в соответствии с профилем данной специальности.

2.5.  Устанавливать формы промежуточной аттестации (не более 4-х экзаменов в сессию).

2.6.  Определять время итоговой государственной аттестации (но не менее 2-х недель), а также ее формы и содержание, при этом они должны обеспечить контроль выполнения требований к уровню подготовки лиц, завершивших обучение.

2.7.  Использовать резерв учебного времени учебного заведения на углубление и (или) расширение квалификации выпускника в части специализации.

2.8.  Комплектовать учебные группы для занятий следующим образом:

- групповые занятия – не более 25 человек из студентов данного курса одной или, при необходимости, нескольких специальностей;

- мелкогрупповые занятия – не менее 8 человек;

- по ансамблевым предметам – 2-4 человека.

2.9.  Определять на каждый учебный год состав хорового класса, количество хоров, распределение студентов по группам для проведения учебных занятий, сводных репетиций, подготовки концертных и дипломных программ; при этом допускается привлечение студентов смежных специализаций к занятиям в хоровом классе без превышения недельной нагрузки, установленной по хоровому классу, а также участие отдельных студентов в нескольких хорах.

2.10. Иметь кабинеты: методический, гуманитарных дисциплин, музыкальной литературы, звукозаписи; учебные классы для занятий: хора, ансамблей, индивидуальных занятий; концертный зал, спортивный зал.

3.  Дисциплины по выбору студентов включают дисциплины общеобразовательного, общегуманитарного и социально-экономического циклов (основы этики, культурология, экология, история религии, логика и риторика и др.), направленные на удовлетворение личностных наклонностей в сфере профессиональных интересов, и дисциплины специального цикла, предусматривающие специализацию в конкретной сфере хорового дирижирования, а также углубление основной и дополнительной квалификации. Перечень дисциплин по выбору обсуждается и утверждается предметно-цикловой комиссией.

Образовательное учреждение имеет право самостоятельно определять количество часов на каждую дисциплину (но не менее 32 часов). Выбранные студентами дисциплины становятся обязательными для изучения, и на их освоение отводится регламентированное суммарное количество часов (260 часов).

4. Производственная (профессиональная) практика включает в себя дирижерскую и педагогическую (для специализации 0503.01), практику работы с творческим коллективом и фольклорную (для специализации 0503.02), а также исполнительскую практики. Проводится рассредоточение по всему периоду обучения. Объекты профессиональной практики выбираются по усмотрению учебного заведения.

Фольклорная практика проводится на 2-ом,4-ом и 6-ом семестрах в форме экспедиций.

5. Факультативные дисциплины предусматриваются учебным планом учебного заведения (не более 4 часов в неделю) и не являются обязательными для изучения студентами.

6. Срок реализации основной профессиональной образовательной программы базового уровня для лиц, обучающихся на базе среднего (полного) общего образования, не меняется.



Начальник Управления образовательной, кадровой и социально-правовой политики Министерства культуры РФ подпись Ю.В.Гафуров
Управление гуманитарного образования и развития личности Министерства общего и профессионального образования РФ подпись В.В.Сериков
Управление учебных заведений среднего профессионального образования Министерства общего и профессионального образования РФ подпись Н.Г.Ярошенко




Рег. N 05-0503


15 июля 1997 г.



ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
среднего профессионального образования базового уровня
по специальности 0503 «Хоровое дирижирование»

Квалификация выпускника специализации 0503.01 – руководитель хора и творческого коллектива, учитель музыки.


Квалификация выпускника специализации 0503.02 – руководитель хора и творческого коллектива, артист народного хора и ансамбля.



Форма обучения – очная


Срок обучения – 3 года 10 мес. на базе основного общего образования


Индекс Элементы учебного
процесса, учебные
дисциплины
Время в неделях Макс.
учебная
нагрузка
студента
в часах
Обязательная учебная нагрузка в часах Рекомен-
дуемый курс изучения
ВсегоГруп.М/груп.Инд.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
ТО.00 Теоретическое обучение 144 8838 5892        
ООБД.00 Общеобразовательные дисциплины   1242 828        
ООБД.01 Pvccкий язык и литература     216 216     1, 2
ООБД.02 История     216 216     1, 2
ООБД.03 Музыкальная информатика     72 72     2
ООБД.04 Основы естественно-научного познания мира     72 72     1
ООБД.05 Иностранный язык     108   108   1, 2
ООБД.06 Физическая культура     144 144     1, 2
ОГСЭ.00 Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины   1176 784        
ОГСЭ.01 Основы философии     72 72     3, 4
ОГСЭ.02 Основы экономики, социологии, политологии     36 36     3, 4
ОГСЭ.03 Основы права     32 32     4
ОГСЭ.04 История мировой культуры     104 104     1, 2
ОГСЭ.05 Мировая литература     72 72     3, 4
ОГСЭ.06 Основы психологии и педагогики     72 72     2, 3
ОГСЭ.07 Иностранный язык     108 108     3, 4
ОГСЭ.08 Физическая культура     144 144     3, 4
ДВ.00 Дисциплины по выбору студентов, устанавливаемые учебным заведением   216 144        
ОПД.00 Общепрофессиональные дисциплины   1830 1220        
ОПД.01 Музыкальная литература и народное творчество     396 396     1, 2, 3, 4
ОПД.02 Сольфеджио   468   468     1, 2, 3, 4
ОПД.03 Элементарная теория музыки     72   72   1
ОПД.04 Гармония     172   104 68 2, 3, 4
ОПД.05 Анализ музыкальных произведений     72   72   4
ОПД.06 Безопасность жизнедеятельности     40 40     1
СД.00 Специальные дисциплины   4590 3060        
СД.01 Хоровой класс     864 864     1, 2, 3, 4
СД.02 Дирижирование     360     360 1, 2, 3, 4
СД.03 Чтение хоровых партитур     62     62 2, 3, 4
СД.04 Вокальный ансамбль     72   72   3, 4
СД.05 Постановка голоса     180     180 1, 2, 3, 4
СД.06 Фортепиано     214     214 1, 2, 3, 4
СД.07 Инструментоведение     40 40     3
СД.08 Хороведение и хоровая аранжировка (для 0503.01)     92 72   20 2
СД.09 Хоровая литература (для 0503.01)     72 72     3, 4
СД.10 Хоровое сольфеджио (для 0503.01)     72   72 1, 2
СД.11 Методика музыкального воспитания (для 0503.01)     88 72   16 3
СД.12 Фольклорный ансамбль (для 0503.02)     288   288   3, 4
СД.13 Изучение областных певческих стилей (для 0503.02)     72 72     3
СД.14 Методика работы с творческим коллективом (для 0503.02)     72 72     2
СД.15 Расшифорвка народной музыки (для 0503.02)     108     108 1, 2, 3, 4
СД.16 Основы народной хореографии (для 0503.02)     288 288     1, 2, 3, 4
ДВ.00 Дисциплины по выбору студентов, устанавливаемые учебным заведением (в том числе определяющие доп. квалиф.)   174 116 80   36  
ВПА.00 Время промежуточной аттестации 14            
ПП.00 Производственная (профессиональная) практика 68 564 376        
ПП.01 Практика работы с творческим коллективом     68     68 4
ПП.02
(для
0503.01)
Школьная практика     53     53 3, 4
ПП.03
(для
0503.01)
Дирижерская практика     27     27 3, 4
ПП.04 Исполнительская практика     48   12 36 2, 3, 4
ПП.05
(для
0503.02)
Фольклорная практика     180        
ИГА.00 Итоговая государственная аттестация 2            
ИГА.01
(0503.01)
Дирижирование и работа с хором              
ИГА.02
(0503.01)
Методика музыкального воспитания              
ИГА.03
(0503.01)
Методика преподавания сольфеджио (для доп. квал.)              
ИГА.01
(0503.02)
Работа с хором и фольклорным ансамблем              
ИГА.02
(0503.02)
Методика работы с творческим коллективом              
РВ.00 Резерв времени учебного заведения 5            
ВК.00 Время каникулярное 35            
К.00 Консультации, в том числе на подготовку к гос. экзаменам – 400 часов             1, 2, 3, 4
Ф.00 Дисциплины факультативные – 216 часов             1, 2, 3, 4
  ИТОГО 200            


Пояснения к примерному учебному плану
  1. Примерный учебный план предназначен для реализации Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0503 «Хоровое дирижирование» и является основой для разработки учебного плана образовательным учреждением среднего профессионального образования.
  2. Указанное в примерном учебном плане время на теоретическое и практическое обучение является минимальным и может быть увеличено за счет резерва времени учебного заведения. Рабочий график учебного процесса разрабатывается и утверждается администрацией образовательного учреждения, при этом количество учебных недель в год при расчете учебного плана не должно превышать 36-ти недель, по практической подготовке – 34-х недель.
  3. Объем обязательных (аудиторных) учебных занятий студентов (графа 5) в период теоретического обучения не должен превышать 36 часов в неделю, при этом в указанный объем не входят занятия по факультативным дисциплинам и консультации.

    Максимальная нагрузка студента в период теоретического обучения (графа 4) не должна превышать 54 часов в неделю и включает все виды учебной работы студента в образовательном учреждении и вне его: обязательные и факультативные занятия, консультации, выполнение домашней репетиционной работы и другие виды домашних заданий, самостоятельную работу и т.п.

  4. Консультации для студентов, в том числе по подготовке к государственным экзаменам, предусматриваются учебным заведением в объеме 100 часов на каждый учебный год. Форма проведения консультаций (групповая, индивидуальная, письменная) определяется учебным заведением.
  5. Зачеты являются формой текущего учета знаний и могут проводиться по мере выполнения учебного плана в счет времени, отводимого на предмет.
  6. Занятия по физической культуре проводятся с учетом спортивных интересов студентов по видам спорта, осуществляются по специальной программе, учитывающей особенности подготовки специалистов, и оцениваются недифференцированным зачетом.
  7. Помимо часов учебного плана дополнительно предусматриваются концертмейстерские часы:
    7.1.  По предметам «Дирижирование», «Хоровой класс», «Вокальный ансамбль», «Постановка голоса» – из расчета 100% общего количества педагогических часов, отводимых на занятия этими предметами, промежуточную и итоговую аттестации, предметы по выбору студента и при необходимости на факультативные предметы;
    7.2  По 236 репетиционных часов в год на каждого концертмейстера (иллюстратора) хора для подготовки и сдачи Государственного экзамена по дирижированию. Количество концертмейстеров (иллюстраторов) определяется в зависимости от состава хорового класса, но не более 20 человек.


© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования