Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish




Главная < История училища < Аннотация к проекту Государственного музыкального училища им. Гнесиных

 

Аннотация
к проекту Государственного музыкального училища им. Гнесиных 
на ул. Воровского, 38

I. Архитектурная часть

Эскиз реконструкции квартала между улицами Герцена (Б.Никитской) и Воровского (Поварской). Архитектор Егерев В.С.Участок, отведенный под строительство училище» имеет ряд особенностей, существенно повлиявших на принятое объемно-пространственное решение.

Наиболее важными из них являются:

1) Наличие сложившейся капитальной застройки ул. Воровского, состоящей преимущественно из 2-х - 3-х этажных особняков и 8-9 этажных доходных домов постройки конца XIX начала XX века.

2) Соседство с проспектом Калинина, застроенным высотными домами.

3) Крайняя затесненность участка (1,3 га), отведенного рядом с институтом им. Гнесиных и музыкальной школой-десятилеткой, что позво-ляло наиболее целесообразно организовать учебный процесс, экономить время преподавателей и использовать такие помещения, как зал, столовая и т.д. для всего комплекса учебных зданий.

Исходя из этих предпосылок, была определена высота учебного корпуса в 13 этажей. Он входил в систему зданий средней этажности, располагавшихся в квартале, ограниченном улицами Герцена и Воровского и являвшихся промежуточным звеном между высотной застройкой проспекта Калинина и старой застройкой квартала.

Эскиз фасада Гнесинского училища со стороны ул.Воровского (Поварской). Архитектор Егерев В.С.Промежуточным, переходным объемом, связывающим 13-ти этажный корпус со зданием института, является корпус «Б», включающий в себя концертный зал с подсобными помещениями и столовую.

Значительно заглубив объем концертного зала от красной линии ул.Воровского, авторы получили возможность создать озелененный курдонер - прием, широко распространенный в застройке этой части города. Вместе с тем это позволило достичь многоплановости и масштабности решения, сделать части композиции соразмерными домам, составляющим застройку улицы. Эту же цель преследует решение благоустройства с широким применением малых форм, скульптуры, озеленения и замощения.

В комплексе проведено четкое зонирование территорий. Главный вход и места отдыха студентов предусматриваются со стороны ул.Воровского. Загрузка столовой и декораций организована из хоздвора со стороны Столового переулка. Предусмотрен пожарный проезд вдоль фасада, соединяющий эти две улицы.

Рисунок ворот и ограда подхватывает аналогичные элементы здания института.

Архитектурное решение комплекса основано кроме вышеизложенных главных принципов на контрасте между легкой, ячеистой разработкой фасадов учебного корпуса и стеновым решением корпуса зрительного зала. Ячеистая форма фасадов является естественным выражением внутренней структуры классов, а также выполняет солнце- и звуко- защитную функции. Эта структура достигнута путем сдвижки типовых панелей и размещения в углубления между ними вертикального железобетонного элемента - одного на все здание. Торцы корпуса облицованы известняком, что создает необходимый контраст и объединяет их с объемом зала.

Существенной особенностью архитектуры училища является введение охристого колера в простенки и ниши. Применение этого традиционного для старой Москвы цвета равно, как и использование белого камня служит более естественной связи нового здания со старой средой.

Поэтажная планировка учебного корпуса решена на одном в том же принципе: центральный коридор с лифтхоллами и размещенными по обеим сторонам классами двух основных размеров - на 15 и 28 человек учащихся.

Исключение составляют 9, 10 и 11 этажи, где предусмотрены залы, для факультета музкомедии и танца. На двухсветном 12-м этаже расположен универсальный спортивный зал.

Здание оборудовано тремя пассажирскими лифтами фирмы «Фальконе» грузоподъемностью по 500 кг каждый и одним тысячекилограммовым лифтом.

Эвакуация осуществляется по двум лестницам - главной и второстепенной - с выходом через незадымляемые лоджии.

Особо ответственными явились первый и второй этажи, которые решены как единое пространство для обоих корпусов.

Общий витраж, отделка и архитектурное решение, продуманный график движения, пространственно увязанные помещения делают первый этаж единым архитектурным организмом. Общий вестибюль, фойе и соединяющийся с ним холл рассчитаны на весь контингент учащихся.

Столовая, размещенная на 1 этаже корпуса «Б» рассчитана на 100 посадочных мест.

Концертный зал, имеющий универсальное назначение, потребовал максимального (исходя из большого оркестра) объема кубатуры на одного слушателя. Универсальный характер зала (кинопоказ, заседания, спектакли, концерты) потребовал особого акустического устройства и расчетов. Авторы совместно с акустиками разработали трансформирующее подвесное устройство, позволяющее настраивать зал на определенный вид исполнения.

Практика показала, что в зале отличная акустика, создающая оптимальные условия для исполнителей.

Училище, программа которого разрабатывалась совместно с дирекцией и Министерством Культуры РСФСР, включает в себя весь необходимый для современного учебного процесса набор помещений: кабинеты моно и стереофонической музыки, классы технических средств обучения, библиотека, классы индивидуальных занятий и т.д.

Особое внимание авторами было уделено звукоизоляционной проблеме, т.к. железобетонный каркас здания является идеальным проводником звука. Аналогов в этом плане не существовало.

В настоящее время после длительного периода эксплуатации здания, можно сказать, что комплекс мероприятий по звукоизоляций, разработанный и примененный авторами, совместно с НИИстройфизики решил проблему устройства музыкального училища в современном каркасном здании. Принятые в проекте и осуществленные акустические мероприятия подробно изложены в конструктивной части аннотация.

Архитектурная обработка интерьеров, за исключением двух первых этажей, зала и столовой основана на сочетании хорошо выполненных столярных изделий, витражей и ограждений со стенами, обработанными «под шагрень» и окрашенными в спокойные тона. Полы покрыты синтетическим ковром.

При решении главных помещений широко применены деревянные фанерованные панели, штукатурные потолки с подстветом, витражи с дубовыми обкладками, травертин и мрамор.

В интерьерах существенную роль играют художественно-декоративные элементы, выполненные литовскими художниками К.Зимблите, И.Калинаускасом и К.Симанонисом и московской художницей Е.Коневой.

Прежде всего это два занавеса - в актовом зале и зале музкомедии, люстры в актовом зале, декоративные керамические вазы в вестибюле, настенная керамика в столовой и два гобелена - в фойе и в лифтхолле 3-го этажа.

Особую роль играет кованая скульптура, размещенная на плоскости стены актового зала.

Для здания училища авторами были специально разработаны и изготовлены учебные столы, стенды для стенгазет и объявлений.

Все классы и помещения снабжены специальными металлическими буквами и цифрами производства художественного комбината «Дайле», Училище укомплектовано встроенной мебелью, изготовленной по чертежам, специально разработанным для этого здания.

Двухлетний период эксплуатации здания училища показал, что основные идеи по архитектурному и конструктивному разделам удовлетворяют поставленной задаче и отвечают требованиям учебного процесса.

II. Конструктивная часть 

1. Учебный корпус

Здание 13-ти этажное, каркасное с навесными керамзитобетонными панелями запроектировано по связевой схеме из сборных железобетонных элементов унифицированного каркаса.

Основанием здания служат мелкие пески, гумусированные с большим количеством старых выработок, траншей, колодцев.

В связи с этим фундаменты приняты свайными из сборных железобетонных свай с монолитными ростверками.

Стены подвала выполнены из сборных бетонных стеновых блоков с обмазочной гидроизоляцией.

Колонны подвала и первого этажа под повышенные нагрузки выполнены монолитными железобетонными армированными пространственными арматурными каркасами, по которым укладывались ригеля и плиты перекрытий до бетонирования.

Лестницы - сборные железобетонные марши и площадки. Кровля - плоская рулонная с внутренним водостоком.

Назначение здания вызвало необходимость осуществления специальных мероприятий по обеспечению необходимого акустического режима помещений.

С этой целью был выполнен следующий комплекс мероприятий:

1) защита от внешнего шума;

2) звукоизоляция ограждающих конструкций;

3) снижение шума инженерного оборудования;

4) акустика помещений.

1) Защита от внешнего шума. 

Государственное музыкальное училище им.Гнесиных расположено в центре г. Москвы по ул. Воровского. Естественно, что транспортный шум, проникая в музыкальные классы, залы и другие помещения нарушал бы учебный процесс. Для такого назначения зданий это является первостепенной проблемой.

Снижение транспортного шума осуществлялось устройством акустических экранов по фасаду здания и окнами с высокой звукоизоляцией. Экраны-ребра выполнены из навесных сборных железобетонных элементов.

Благодаря экранам, звуковая волна от транспортных средств направлена на окна (наиболее слабые элементы здания по звукоизоляции) под углами, близкими к нормам, т.е. исключается падение звука под очень косыми углами. Поскольку звукоизоляция возрастает при увеличении угла падения, экраны позволяют получить ощутимый выигрыш в звукоизоляции (примерно до 3-4 дБ). При этом следует заметить, что звукоизоляция однослойной конструкции возрастает на 6 дБ при удвоении массы единицы площади конструкции,

Однако устройство экранов являлось недостаточным поэтому были спроектированы окна с высокой звукоизоляцией.

Окно с открытым элементом (створной или форточной) обладает незначительной звукоизоляцией, в связи с чем была осуществлена приточно-вытяжная система вентиляции. Это позволило спроектировать и выполнить глухие окна с высокой звукоизоляцией. Для повышения звукоизоляции было установлено третье дополнительное стекло на относе от оконного блока с раздельным переплетом. Устранение резонансных явлений осуществлялось устройством стекол разной толщины (3-4-3мм) и различным расстояниями между стеклами. Герметизация стекол осуществлялась с помощью специальных резиновых прокладок.

Выполнение этих мероприятий обеспечило надежную защиту всех помещений училища от транспортного шума.

2) Звукоизоляция помещений в их акустика. 

Согласно нормативных требований, между музыкальными классами должна быть обеспечена очень высокая звукоизоляция ограждений. Такой звукоизоляции нельзя было достигнуть устройством однослойных ограждений ввиду интенсивной косвенной передаче, кроме того вес единицы площади конструкций оказался бы очень большой, что привело бы к экономически весьма нецелесообразному решению. В связи с этим были выполнены двойные стены из керамзитобетонных блоков толщиной 90 мм с воздушным промежутком между ними. С обеих сторон стен устраивались гибкие плиты на относе. Это достигалось устройством деревянного каркаса (антисентированного и антипирированного) к которому крепились асбоцементные листы толщиной 10мм. Листы укреплялись по упругим прокладкам из пористой резины. Места стыков проклеивались тиоколовыми лентами. Устройство такого ограждения позволило обеспечить акустическую раздельность ограждения и максимально исключить передачу звука косвенными путями. Фактически каждое помещение представляет собой «комнату в комнате». 

Выполнение таких конструкций позволило обеспечить высокую звукоизоляцию, существенно не повышая веса здания.

Следует отметить, что применение таких гибких плит на относе в качестве эффективного способа повышения звукоизоляции хотя и известно на практике, однако их применение в таком масштабе случай единичный, при этом их эффективность оказалась выше, чем это предполагалось, исходя из существующих данных

Высокая эффективность объясняется тем, что акустическая раздельность музыкальных классов осуществлялась комплексно, т.е. перекрытия также устраивались раздельными.

В училище были применены «плавающие» полы, отрезанные от боковых ограждений полосами из минераловатных плит. Еще одним сложным моментом являлось обеспечение требуемой акустики помещений при высокой звукоизоляций ограждений.

Требуемое время реверберации помещений должно находиться в пределах 0,5-1,0 сек (в зависимости от объема) в связи с чем потолки помещений должны были обладать звукопоглощающими свойствами и одновременно обеспечить развязку от верхних помещений. Это достигалось устройством совмещенных подвесного и подшивного потолков.

Подшивным потолком служил тот же асбестоцементный лист, укрепленный к потолку по деревянному каркасу, к которому на специальных подвесках с относом от листов выполнялись звукопоглощающий потолок из плит «акмигран».

Внесение такого количества звукопоглотителя оказалось достаточным для обеспечения требуемого времени реверберации, что обусловило отделку стен, которые были окрашены начисто.

Специальные мероприятия были предусмотрены при проектировании перекрытия под залом ритмики и танцев. Здесь было осуществлено двойное раздельное перекрытие, на верхнем из которых устроен специальный пол. Пол настилался на лагах по кирпичным столбикам с установкой под лаги прокладок из двух слоев асбокартона, имеющего большую долговечность. Устройство такой конструкции перекрытий позволяет вести одновременно учебный процесс в зале танца и нижерасположенных смещениях. Следует подчеркнуть один важный момент. При проектировании исходили из тех соображений, что в помещениях могут размещаться различные классы инструментов (скрипка, фортепьяно, ударные инструменты и т.п.), в связи с чем следовало добиваться оптимальных решений в акустике помещений, а в отношении звукоизоляции требовалось расширить частотный диапазон эффективности конструкций.

Кроме того, в процессе строительства многие моменты уточнялись экспериментально, поскольку в практике строительства такие объекты с таким объемом строительства редки, а нормативные требования по многим моментам расплывчаты.

В частности, в процессе строительства специальными мероприятиями повышалась звукоизоляция входных дверей в классы. Были устроены двойные двери с небольшим тамбуром. Двери снабжены по периметру полотна герметизирующими прокладками из пористой резины. Двери имеют пороги и замки с натяжным устройством.

К стенам между дверями в тамбуре прикреплена звукопоглощающая конструкция из минераловатных плит с лицевым слоем из перфорированного металла с диаметром перфорации З мм и 18% перфорации. Устройство такой конструкции позволило исключить передачу звука боковыми путями, что разрешает вести занятия в смежно (а также друг против друга) расположенных помещениях по любому плану инструментов.

3) Снижение шума инженерного оборудования. 

В училище выполнена приточно-вытяжная система вентиляции. Для снижения шума вентилятора на магистральных воздуховодах установлены пластинчатые глушители шума. Система вентиляции устроена таким образом, что звук из одного помещения в смежное не проникает через вентрешетки. Для этого смежные каналы имеют значительную длину, что способствует затуханию звука в не облицованном канале.

Все вентиляторы установлены на виброизолирующих прокладках.

Лифты здания установлены бесшумные с раздвижными дверцами. В машинном отделении выполнены мероприятия по снижению шума лебедк. На 12 этаже учебного корпуса запроектирован спортзал размерами 15x24 м, расположенный над учебными помещениями. Принятая конструкция перекрытия (раздельное перекрытие с плавающим полом) обеспечивает нормальное проведение учебного процесса в нижерасположенных классах.

II. Концертный зал и столовая

Здание концертного зала и столовой запроектировано единым объемом с размещением в первом этаже столовой со всеми необходимыми подсобными помещениями, а во втором этаже - концертного зала с помещениями его обслуживания.

Здание запроектировано на свайном основании из сборных железобетонных свай с монолитными ростверками.

Здание выполнено в виде кирпичной коробки, у которой поперечные стены доходят до фундаментов, а продольные стены, несущие фермы покрытия, опираются на монолитные железобетонные рандбалки и колонны 1-го этажа.

Фермы покрытия зала пролетом 18,0 м опираются на продольные кирпичные стены, выполненные в виде замкнутых кирпичных контуров, обеспечивающих необходимую устойчивость и жесткость здания.

Пространства внутри замкнутых контуров стен используются для размещения инженерного оборудования зала. Покрытие зала выполнено из сборных железобетонных плит по стальным фермам. Кровля рулонная с внутренним водостоком, форма зала, очертания потолка и стен спроектированы для обеспечения высокого качества звучания инструментов и хорошего восприятия со всех зрительских мест. Для этого задняя стенка выполнена деревянной по стальному фахверку.

Сцена приподнята над залом, а конфигурация стен способствует излучению звука в зал без каких-либо искажений.

Зал является универсальным, поэтому время реверберации должно менятъся в зависимости от звучащей музыки. Для этого в зале выполнена уникальная люстра с деревянной обшивкой по легкому металлокаркасу, которая по существу является резонансным звукопоглотителем. Свойства звукопоглотителя могут изменяться (управляются) изменениями геометрии люстры, т.е. объема полостей, при этом значительно изменяется время реверберации в зале.

Студия звукозаписи имеет зал записи с аппаратной, которые для визуальной связи между собой снабжены просмотровым окном с тройным остеклением и высокой звукоизоляцией. Для этого стекла установлены под углом друг к другу с различными промежутками.

Студия звукозаписи имеет нормируемое время реверберации (по нормам ОИРТ и ГСПИ) и надежно изолирована от внешнего шума, а также от шума, возникающего со стороны коридоров.

Экспериментальная оценка позволяет судить о высоком качестве выполнения всех акустических мероприятий, что позволяет надежно эксплуатировать Государственное музыкальное училище им. Гнесиных - Первое в отечественной практике сооружение подобного рода.


Автор проекта - В.С. Егерев, в соавторстве с А.А. Шайхетом, З.Ф. Абрамовой


Из личного архива Егерева А.В.



© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования